Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 129-133. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 129-133.
Научная статья УДК 316.44
https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.18
Неравенство как фактор развития человеческого капитала Дина Фаритовна Ишмуратова
Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН, Уфа, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5054-7675
Аннотация. Фундаментальная проблема социального неравенства сопровождает развитие общества на любом этапе его существования, затрагивая и такой важнейший элемент социально-экономической системы, как человеческий капитал. Как и в случае с другими экономическими активами и ресурсами, одним из его свойств является неравномерность накопленных объемов и качества у разных обладателей, что отражается в неравенстве индивидов по данному аспекту. Рассмотрение процессов формирования и использования данного ресурса позволяет выявить действие фактора неравенства на каждом из этапов его развития. Причинами, определяющими дифференциацию индивидов по объему и качеству человеческого капитала, являются разный доступ к качественному образованию, отличающийся инвестиционный потенциал семей, положение на рынке труда, возможности участия в процессе непрерывного образования.
Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, образование, семья, социальное неравенство, инвестиции, занятость, рынок труда, цифровизация, цифровая грамотность, непрерывное образование
Для цитирования: Ишмуратова Д.Ф. Неравенство как фактор развития человеческого капитала // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 129-133. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.18.
Финансирование: данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00504-21-00 на 2021 г.
Original article
Inequality as a factor of human capital development
Dina F. Ishmuratova
Institute of Socio-Economic Research, UFIC RAS, Ufa, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5054-7675
Abstract. The article is devoted to the analysis of human capital in the context of the problem of social inequality. The fundamental problem of social inequality accompanies the development of society at any stage of its existence, affecting, among other things, such an important element of the socio-economic system as human capital. In common with other economic assets and resources, one of its properties is the unequal accumulation of quantity and quality among different holders, which is reflected in the inequality of individuals on this aspect. Consideration of the formation processes and exploitation of this resource reveals the effects of inequalities at each stage of its development. The reasons that differentiate individuals in terms of the amount and quality of human capital are different access to quality education, different investment potential of families, labor market position, and opportunities to participate in lifelong learning.
Keywords: human capital, social capital, education, family, social inequalities, investment, employment, labor market, digitalization, digital literacy, continuing education
For citation: Ishmuratova, D.F. (2021) Inequality as a factor of human capital development. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 129-133. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.18 (In Russian).
Funding: the research was carried out within the framework of state assignment URC RAS No. 075-0050421-00 of 2021.
Человеческий капитал был и остается феноменом, изучение которого не теряет своей актуальности. В основании непреходящего интереса исследовательского сообщества к нему лежит широко разделяемое убеждение о его ведущей роли в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны. Успех преобразований, модернизации всех сфер жизнедеятельности общества в этом ключе напрямую обуславливается качеством и накопленным объемом данного ресурса. В связи с этим всестороннее изучение его особенностей, процессов формирования и использования не только выступает теоретически значимой задачей, но и имеет при-
© Ишмуратова Д.Ф., 2021
кладное значение. Особую актуальность в практическом аспекте приобретает установление противоречий и проблем развития человеческого капитала, преодоление которых является одной из задач социальной политики. К числу таких фундаментальных проблем, оказывающих существенное влияние на человеческий капитал, относится социальное неравенство, характеризующее процесс формирования и развития данной категории, а также конечный результат в виде дифференциации объемов и качества накопленного человеческого капитала у его обладателей.
Многообразие человеческого капитала по качественным и количественным характеристикам обусловлено множеством причин, связанных с различиями в условиях формирования и реализации данного вида ресурсов. Основными элементами человеческого капитала выступают знания, навыки, способности, необходимые для профессиональной деятельности (Капелюшников, Лукьянова, 2010). Их приобретение - длительный процесс, в котором основными этапами являются обучение в рамках системы образования и приобретение опыта в ходе непосредственно трудовой деятельности. На каждом из них можно обнаружить действие фактора неравенства, оказывающего негативное воздействие на процесс формирования и использования данного ресурса.
Старт процесса накопления человеческого капитала приходится на период детства, юношества и связан с первичной социализацией, с обучением в рамках системы формального образования. На данном этапе неравенство обусловлено возможностями семьи, являющейся одним из основных институтов, в рамках которого происходит воспроизводство человеческого капитала, а также институциональными особенностями самой системы образования. Семья как важнейший социальный институт помимо непосредственного физического воспроизводства членов общества выполняет функции по образованию и воспитанию новых поколений, осуществляя инвестиции в данные процессы. Качественное разнообразие характеристик человеческого капитала на этом этапе его развития складывается как совокупный результат капиталов, которыми обладает семья - биологического, обеспечивающего определенный уровень здоровья и способностей, задатков (Савченко, 2012: 41), социального и культурного - образования, профессии родителей, связей, социального статуса, территориального расположения места проживания (Константиновский, 2020) и т.д. Особое значение для человеческого капитала в свете увеличения доли образовательных услуг, оказываемых на платной основе, имеет материальное положение семьи, уровень ее дохода, собственно и определяющий количество финансовых инвестиций, которые могут быть направлены на получение образования. Естественно, семьи с большими финансовыми возможностями могут позволить себе тратить на развитие человеческого капитала своих членов больше средств, чем те, кто имеет низкие доходы. Об этом наглядно можно судить по статистическим данным, которые демонстрируют существенно разный уровень расходов на оплату услуг образования в домохозяйствах, имеющих различия в среднедушевом доходе. Так, в 2019 г. в группе семей с наиболее высокими доходами (распределение по 10-процентным группам в соответствии с уровнем среднедушевых доходов) на 1 человека в год в среднем тратится 4 312 руб., в то время как на противоположном конце шкалы по уровню доходов эта сумма составляет 264 руб.1
Фактор неравенства семей по уровню дохода и, соответственно, по возможности оплачивать образовательные услуги накладывается на дифференциацию учебных заведений по качеству образования, которое коррелирует с территориальным признаком (например, выше оно в школах мегаполисов) (Константиновский и др., 2018), типом учебного заведения и наличием платы за обучение (элитные гимназии, лицеи с платным обучением в противовес учебным заведениям, обеспечивающим минимально необходимый образовательный стандарт) (Чередниченко, 1999: 19; Горшков, Ключарев, 2011: 40-41). Позже неравенство в качестве человеческого капитала, образующееся на основе различий в объеме и качестве капиталов семей как основы стартовых возможностей ее членов, а также существенно разного качества доступного им среднего общего образования, закрепляется в системе профессионального образования, в которой действуют те же дифференцирующие факторы, что и на предыдущем уровне. Таким образом, неравенство имеет тенденцию к накапливанию своих эффектов от уровня к уровню образования (Ключарёв, 2011).
Дальнейшее развитие человеческого капитала происходит непосредственно в ходе трудовой деятельности. Неравенство положения обладателей разного по объему и качеству человеческого капитала, заложенное на предыдущем этапе, имеет продолжение в виде неравных возможностей и конкурентоспособности на рынке труда. Одним из показателей этого неравенства является уровень безработицы по образованию. Согласно итогам выборочного обследования рабочей силы 2020 г. наименьший уровень безработных наблюдался среди тех, кто получил высшее образование, - 4,0 %, далее соответственно: среди специалистов среднего звена - 4,8 %, квалифицированных рабочих (служащих) - 5,7 %, обладателей среднего общего образования - 9,3 %2.
1 Индикаторы образования: 2021: статистический сборник. М., 2021. С. 101.
2 Итоги выборочного обследования рабочей силы 2020 [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 16.11.2021).
При этом в вопросах трудоустройства остается важным влияние социального капитала семьи: по статистике, наибольшей популярностью среди способов поиска работы пользуется обращение к друзьям, родственникам.
Также продолжает действовать и территориальный фактор: возможности поиска работы, развитость рынка труда существенно выше в мегаполисах, в городской местности по сравнению с сельской. В итоге качество образования, степень его востребованности и соответствия потребностям работодателей, особенности локального рынка труда и другие факторы детерминируют неравенство, проявляющееся, в том числе, в таких аспектах, как степень защищенности от безработицы, уровень заработной платы, престижность специальности, а также в наличии возможности работать по профилю. Согласно данным «Комплексного наблюдения условий жизни населения», проведенного Росстатом в 2020 г., среди работающих и имеющих профессию (специальность) лиц в возрасте 15 лет и старше доля тех, чья работа не соответствовала полученной специальности, составила 33,2 %1. При этом распределение респондентов по образованию показывает, что чем выше его уровень, тем меньше данное несоответствие. Так, среди специалистов с высшим образованием работали не по специальности 24,9 %, со средним профессиональным - 40,1 %.
Неравенство на этапе реализации человеческого капитала в профессиональной деятельности касается не только условий этого процесса и величины получаемой прибыли, но и его дальнейшего наращивания. В процессе трудовой деятельности происходит обогащение как общей его части, так и специфической, имеющей значение и вознаграждаемой только в рамках той организации, в которой он получен (Капелюшников, Лукьянова, 2010: 10). Соответственно безработные, а также те, кто часто меняет место работы, не вовлечены в процесс накопления специфического человеческого капитала и в результате не получают доход от его эксплуатации. По данным статистики, в 2020 г. доля тех, кто имеет стаж на последнем месте работы до 1 года, составляет 7,7 %, от одного года до 3 лет - еще 14,0 %2. Конечно, в число граждан с небольшим стажем на последнем месте работы входят и те, кто только вышел на рынок труда, - выпускники образовательных учреждений. Тем не менее часть данной категории составляют те, кто сменил место работы и утратил полностью либо частично свой накопленный на предыдущем месте специфический человеческий капитал.
Наиболее неудовлетворяющим фактором, заставляющим людей искать и менять место работы, остается заработная плата, которой по данным «Комплексного наблюдения условий жизни населения», проведенного Росстатом в 2020 г., не вполне (47,1 %) и совсем не удовлетворена (8,8 %) достаточно значительная часть занятых респондентов3. Данные показывают связь удовлетворенности разными сторонами работы с уровнем образования: чем он выше, тем выше удовлетворенность условиями труда. Таким образом, характеристики накопленного человеческого капитала не только влияют на процесс его реализации, но и определяют возможности его дальнейшего накопления и развития.
Развитие человеческого капитала происходит в тесной связи с изменением социально-экономической сферы. В современных условиях от него требуется постоянная актуализация имеющихся знаний и навыков, так как динамично меняющаяся среда предъявляет новые запросы к его содержанию и качеству. Цифровизация, широкое распространение электронных технологий повышают значимость цифровой грамотности, наличия соответствующих компетенций, что необходимо не только для трудовой, но и для повседневной, бытовой деятельности.
Решение задачи постоянного обновления запаса знаний и навыков как фактора адаптации к меняющимся условиям реализуется в рамках развития непрерывного образования, которое может осуществляться в разных формах - формальной, неформальной, информальной (Коршунов и др., 2019: 55-56). Согласно данным статистики в 2020 г. доля работников, прошедших обучение или получивших образование, от общей численности списочного состава, составляет 22,9 %4. Таким образом, немногим меньше четверти специалистов предприняли действия по наращиванию своего человеческого капитала.
Среди основных причин неучастия в непрерывном образовании, которые могут быть также определены как факторы неравенства, исследователи называют недостаточность личного инте-
1 Комплексное наблюдение условий жизни населения 2020 [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH-2020/index.html (дата обращения: 07.11.2021).
2 Итоги выборочного обследования рабочей силы 2020 [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 16.11.2021).
3 Комплексное наблюдение условий жизни населения 2020 ...
4 Бюллетень «Подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное образование работников организаций в 2020 году» [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13287 (дата обращения: 12.11.2021).
реса, а также отсутствие потребности в этом по работе, в числе других причин - дефицит организационных и финансовых возможностей (Бондаренко, 2017). Серьезным сдерживающим фактором является и нехватка времени в связи с высокой загруженностью на работе и дома. Данные «Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением в 2019 г.» показывают, что работающие и имеющие детей респонденты уделяют меньше времени обучению, чем неработающие и не имеющие детей1.
Неравенство жизненных шансов и возможностей развивать свой человеческий капитал сохраняется на протяжении всего периода жизненного цикла индивида. Сохраняется оно и в эпоху цифровизации, с одной стороны, предоставляющей возможности более широкого доступа к образовательным, информационным ресурсам, в том числе через развитие технологий дистанционного образования, с другой - вызывающей появление нового измерения неравенства - цифрового. Исследователи выделяют разные его составные элементы (Добринская, Мартыненко, 2019; Dijk, Hacker, 2003), одним из которых является владение соответствующими навыками и знаниями. Согласно статистическим данным значительная часть населения остается далека от обладания цифровыми компетенциями - таких оказалось 40,1 % в общей численности населения от 15 лет и старше (на 2020 г.), еще четверть населения - 26,1 % - имеет базовый уровень, при этом самыми распространенными навыками является работа с почтой (получение и отправка корреспонденции с прикреплением файлов), работа с текстовым редактором, а также копирование и перемещение файлов2. Сложные навыки, такие как написание программного обеспечения или установка операционной системы, распространены в меньшей степени.
Таким образом, феномен неравенства сопровождает человеческий капитал на всех этапах его развития, имея множество граней. Это одновременно и результат, представленный в виде дифференциации объемов и качества человеческого капитала у его обладателей, и система факторов, определяющих различия в условиях формирования и реализации данного вида ресурсов. Оба аспекта взаимосвязаны - неравный доступ к благам, различия в объеме инвестиций, вкладываемых в развитие человеческого капитала, в итоге и формируют многообразие его характеристик.
Список источников:
Бондаренко Н.В. Мониторинг экономики образования. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. М., 2017. 28 с.
Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М., 2011. 232 с.
Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 1. С. 108-120. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120
Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения. М., 2010. 196 с.
Ключарёв Г.А. Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании // Вестник Института социологии. 2011. № 3. С. 88-105.
Константиновский Д.Л., Шереги Ф.Э., Михалева М.Н. Оценка качества среднего образования: анализ динамики за 15 лет // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2018. № 3. С. 132-168.
Константиновский Д.Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3 (31). С. 125-133. https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491
Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи - век учись: непрерывное образование в России. М., 2019. 310 с. https://doi.org/10.17323/978-5-1779-6
Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 21 (252). С. 40-46.
Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 5-21.
Dijk J. van, Hacker K. The Digital Divide as a Complex and Dynamic Phenomenon // The Information Society. 2003. Vol. 19, iss. 4. Р. 315-326. https://doi.org/10.1080/01972240309487
References:
Bondarenko, N. V. (2017) Monitoring ekonomiki obrazovaniya. Stanovlenie v Rossii nepreryvnogo obrazovaniya: analiz na osnove rezul'tatov obshcherossiiskikh oprosov vzroslogo naseleniya strany. Informatsionnyi byulleten' [Monitoring the Education Economy. Establishment of Lifelong Learning in Russia: Analysis Based on the Results of All-Russian Surveys of the Country's Adult Population. Newsletter]. Moscow. 28 p.
Cherednichenko, G. A. (1999) Shkol'naya reforma 90-h godov: novovvedeniya i social'naya selekciya [School Reform in the 1990s: Innovation and Social Selection]. Sociologicheskij zhurnal. (1-2), 5-21 (in Russian).
1 Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением 2019 [Электронный ресурс] // Росстат. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/sut_fond19/index.html (дата обращения: 12.11.2021).
2 Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник. М., 2021. С. 162-163.
Dijk J. van & Hacker K. (2003) The Digital Divide as a Complex and Dynamic Phenomenon. The Information Society. 19 (4), 315-326. Available from: 10.1080/01972240309487
Dobrinskaya, D. E., Martynenko, T. S. (2019) Perspectives of the Russian Information Society: Digital Divide Levels. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 19 (1), 108-120. Available from: 10.22363/2313-2272-2019-191-108-120 (in Russian).
Gorshkov, M. K. & Klyucharev, G. A. (2011) Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste modernizacii [Continuous Education in the Context of Modernization]. Moscow. 232 p. (in Russian).
Kapelyushnikov, R. I., Lukyanova, A. L. (2010) Transformaciya chelovecheskogo kapitala vrossijskom obshchestve (na baze «Rossijskogo monitoringa ekonomicheskogo polozheniya i zdorov'ya naseleniya») [Transformation of Human Capital in Russian Society (Based on the «Russian Monitoring of the Economic Situation and Public Health»)]. Moscow. 196 p. (in Russian).
Klyucharev, G.A. (2011) Chelovecheskij kapital i problema neravenstv v moderniziruyushchemsya obrazovanii [Human Capital and the Problem of Inequalities in Modernizing Education]. Vestnik Instituta sociologii. (3), 88-105 (in Russian).
Konstantinovsky, D. L. (2020) Overcoming Barriers in Education: Research and Social Practice. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 8 (3 (31)), 125-133. Available from: https://doi.org/10.19181/snsp.2020.8.3.7491 (in Russian).
Konstantinovsky, D. L., Sheregi, F. E. & Mikhaleva, M. N. (2020) Public Opinion about the Quality of Secondary Education: an Analysis of the Dynamics Over 15 Years. Obrazovanie i nauka vRossii: sostoyanie ipotencialrazvitiya. (3), 132-168 (in Russian).
Korshunov, I. A., Gaponova, O. S. & Peshkova, V. M. (2019) Vek zhivi- vek uchis: nepreryvnoe obrazovanie v Rossii [Live and Learn for a Century: Continuing Education in Russia]. Moscow. 310 p. Available from: https://doi.org/10.17323/978-5-1779-6 (in Russian).
Savchenko, V. V. (2012) Problema neravenstva resursov investirovaniya sem'i v razvitie chelovecheskogo kapitala v sov-remennoj Rossii [The Problem of Inequality of Family Investment Resources in the Development of Human Capital in Modern Russia]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. (21 (252)), 40-46 (in Russian).
Информация об авторе Д.Ф. Ишмуратова - кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН, Уфа, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=801679.
Information about the author D.F. Ishmuratova - PhD in Social Sciences, Research Fellow, Institute of Socio-Economic Research, UFIC RAS, Ufa, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=801679.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.