ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
Д.Ф. Ишмуратова, канд. соц. наук, науч. сотр.
Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН
(Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-25-28
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-00504-21-00 на 2021 г.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению человеческого капитала в контексте цифровизации, оказывающей существенное влияние на процессы его формирования и использования, что показано на примерах расширения применения дистанционных технологий образования и удаленной работы. Накопленный опыт в области перехода на дистанционное обучение и дистанционную работу показывает как новые возможности для повышения эффективности процессов развития и использования человеческого капитала, так и проблемы.
Ключевые слова: человеческий капитал, цифровизация, образование, дистанционное образование, дистанционная работа.
Интерес исследователей к человеческому капиталу с момента введения этой категории в систему научных понятий позволил сформировать широкий круг представлений о нем. Тем не менее, не смотря на имеющийся потенциал знаний об объекте, возможности выявления новых его характеристик не исчерпаны. Связано это, в том числе с тем фактом, что содержание человеческого капитала, особенно в части знаний, компетенций, определяется социальными, экономическими, политическими и культурными процессами того времени, в которое происходит его формирование. Соответственно изменение самой среды, формирующей запрос на те или иные качества, влечет за собой изменение человеческого капитала, что и дает возможность расширения представлений о нем в связи с меняющимся социально-экономическим контекстом [1]. В современных условиях таким контекстом, вызывающим развитие определенных элементов человеческого капитала, является цифровизация, развитие виртуального пространства - процессы, формирующие новую среду взаимодействий, успешное присутствие и деятельность, в которой требуют развития соответствующих знаний и навыков.
Развитие современных информационных и коммуникационных технологий, и как следствие этого процесса цифровиза-ция, оказывают существенное влияние на образ жизни, деятельность человека, что расширяет горизонты развития, самореализации, но вместе с тем, несет и новые риски и угрозы. На человеческом капитале данные тенденции отражаются во множестве аспектов. Прежде всего, это новые возможности для его формирования и использования. Развитие интернета, дистанционных технологий образования, способствуют расширению перспектив получения образования, снимая временные, пространственные и иные ограничения доступа к разнообразным информационным и образовательным ресурсам. Несмотря на очевидные преимущества в области наращивания своих профессиональных компетенций и знаний, данные возможности использовались не в полной мере, о чем можно судить, например, рассматривая данные о мотивации пользователей сети интернет. По данным 2019 г., 76,7% людей в возрасте 15-74 лет использовали интернет для участия в социальных сетях (первые три места в рейтинге целей занимают именно коммуникационные мотивы), и только 3,4% - для дистанционного обуче-
ния [2, с. 195]. Таким образом, можно предположить, что в результате коммуникации в виртуальной среде преимущественное развитие получает социальный капитал, по сравнению с человеческим (в части профессиональных знаний и умений). Тем не менее, нельзя сказать, что он никак не задействован, так как даже для общения в интернете требуются определенные навыки, которые также являются элементом человеческого капитала.
События 2020 г. существенно повлияли на процесс развития и использования человеческого капитала, прежде всего, через расширение применения дистанционной составляющей образования. По данным статистики, в 2019 г. наибольший удельный вес обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий наблюдался в системе высшего образования - 13%. В системе общего образования и среднего профессионального образования доля учащихся с применением дистанционных технологий не превышала 8%. В 2020 г. картина существенно изменилась, применение технологий удаленного доступа значительно расширилось, что особенно коснулось системы среднего профессионального образования, в которой с применением дистанционных технологий обучалось уже до 43,5%, в то время как в системе высшего образования эта доля составила 47,4% [3]. Конечно, процесс расширения использования дистанционной формы обучения был форсированным, вынужденным, тем не менее, он в немалой степени способствует прогрессу в данной сфере - в результате были выявлены достоинства и недостатки, многие участники процесса смогли оценить свои возможности и слабые стороны. Среди трудностей такого перехода исследователи называют неготовность как преподавателей, так и обучающихся к быстрому внедрению такой формы, риск снижения качества подготовки и другие проблемы [4], а также неравенство социальных возможностей, в том числе, доступ к качественному образованию [5, 6]. Указанные проблемы в той или иной мере характерны для всех уровней образования. Возвращаясь к целям использования сети интернет, данные
выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (Росстат) за 2019-2020 гг., ожидаемо показали рост доли населения в возрасте от 15 лет и старше, использовавшего интернет для дистанционного обучения - с 3,4% до 9,5% [7]. Снятие ограничений снова изменит долю обучающихся с применением дистанционных технологий, тем не менее, опыт участия в этом процессе поможет как его обладателям в дальнейшем, так и самой системе образования, модернизирующейся в соответствии с актуальными тенденциями развития, в том числе, с учетом возрастающей цифровиза-цией всех сфер жизнедеятельности общества.
В области использования человеческого капитала, развитие цифровой реальности также оказывает существенное воздействие на этот процесс, влияя на трудовую деятельность. И это отражается не только в виде увеличения численности работников, связанных с сектором ИКТ, а также производстве товаров и услуг, с ними связанных. Так же, как и в случае с образованием, цифровые технологии снижают значимость временных, географических и иных факторов, делая возможным для индивида выход на более широкий на рынок труда, не ограниченный местом проживания или пребывания обладателя капитала, чему способствует рост дистанционной занятости. По данным обследований рабочей силы, в период 2018-2019 гг., численность работников, выполняющих свои обязанности на основе трудового договора о выполнении работы на дому с использованием сети «Интернет» (дистанционная работа) выросла с 7 до 30 тыс. чел. [8], в 2020 г. таковых уже было 53 тыс. чел. [9].
События 2020 г. так же, как и в случае с образованием, существенно повлияли и на процесс реализации человеческого капитала. Там, где это позволяла специфика работы, сотрудники были переведены на удаленный режим. По данным инициативного всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного 28 января 2021 г., 23% работающих респондентов работали в
основном, либо частично удаленно, при этом более половины отметили удобство такого способа, хотя и возникает проблема ненормированного рабочего дня [10]. Существенные возможности быстрой адаптации к изменившимся условиям предоставили развитые цифровые навыки, особенно распространенные среди более молодых поколений работников [11, 12]. Таким образом, именно новая составляющая человеческого капитала - цифровые знания и навыки, способствовали расширению нового формата его использования - удаленной занятости.
Так же как и в случае с образованием, снятие ограничений несколько снизит численность работников, занятых в удаленном, дистанционном режиме. Однако прошедшие события продемонстрировали для наемных работников и работодателей как перспективы и возможности использования такого режима организации трудового процесса, так и недостатки и слабые стороны. В дальнейшем прогнозируется увеличение использование данного фор-
мата [11], однако темпы этого процесса будут сдерживаться отсутствием организационных условий и возможностей для этого (например, в производстве), а также некоторой инерционностью социальной системы и ее элементов.
Таким образом, развитие современных технологий оказывает существенное влияние на человеческий капитал, делая важнейшими элементами в его структуре цифровые знания и навыки, необходимые как для его дальнейшего наращивания, так и для трудовой и повседневной, бытовой деятельности. Цифровизация как ведущий тренд развития, охватывает все сферы жизнедеятельности общества, нахождение в этой меняющейся среде будет способствовать дальнейшей модификации человеческого капитала. Вынужденное тестирование в условиях 2020 г. наглядно продемонстрировало возможности и уровень развития цифровой среды, а также степень готовности населения - учащихся, работников и работодателей к их использованию.
Библиографический список
1. Гаврикова А.В., Мигунова Ю.В. Влияние качества человеческого капитала на формирование социальных потребностей // Актуальные вопросы современной экономики. -2017. - № 6. - С. 105-108.
2. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 360 с.
3. Образование в 2020 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13398
4. Беляева Е.А., Грунт Е.В. Социологическая рефлексия дистанционных форм обучения в высшей школе в условиях COVID-19: проблемы и перспективы дальнейшего развития // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т.3. - № 4. - С. 256-262.
5. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. - 2020. -Т. 24. - № 5. - С. 72-81.
6. Свинухова Ю.Н. Основные факторы формирования социальной напряженности и роста конфликтного потенциала в современной России и ее регионах (на примере Приволжского федерального округа) // Национальная безопасность / nota bene. - 2018. - № 6. -С. 1-11. DOI: 10.7256/2454-0668.2018.6.28411 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28411
7. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html
8. Итоги выборочного обследования рабочей силы - 2019 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265
9. Итоги выборочного обследования рабочей силы - 2020 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265
10. Удаленная работа по-русски: плюсы и минусы. Данные инициативного всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник». Аналитический обзор №4436. 16.02.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10706
11. Гурова И.М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2020. - Т. 11. - № 2. - С. 128-147.
12. Фаткуллина Г.Р. Особенности влияния научно-технологических достижений на рынок труда в различных возрастных группах // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2020. - С. 349-353.
FEATURES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT
OF DIGITALIZATION
D.F. Ishmuratova, Candidate of Sociological Sciences, Researcher
Institute of Social and Economic Researches - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)
Abstract. The article is devoted to the consideration of human capital in the context of digital-ization, which has a significant impact on the processes of its formation and use, which is shown by the examples of expanding the use of distance education technologies and remote work. The accumulated experience in the field of transition to distance education and remote work shows both new opportunities for improving the efficiency of the processes of formation and use of human capital, and problems.
Keywords: human capital, digitalization, education, distance education, distance work.