Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федонина О. В., Русяева Е. А., Гришина Я. А.

Статья посвящена изменениям в сфере образования при распространении цифровых технологий. Благодаря цифровизации трансформируется система образовательного процесса. Новые цифровые технологии позволяют создать основу для развития цифровой педагогики. Особый акцент сделан на капитале образования, являющийся формой реализации человеческого капитала в эпоху цифровой экономики. Он становится драйвером инновационного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION AT THE STAGE OF DIGITALIZATION

The article is devoted to changes in the field of education in the spread of digital technologies. Thanks to digitalization, the system of the educational process is being transformed. New digital technologies allow us to create a basis for the development of digital pedagogy. Special emphasis is placed on the capital of education, which is a form of realization of human capital in the era of the digital economy. It is becoming a driver of innovative economic growth.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Федонина О. В.*

к.э.н., доцент [email protected]

Русяева Е. А.

Студент

[email protected]

Гришина Я. А.**

Студент

[email protected]

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

"ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет им. Н. Э. Баумана» Москва, Россия

Аннотация:

Статья посвящена изменениям в сфере образования при распространении цифровых технологий. Благодаря цифровизации трансформируется система образовательного процесса. Новые цифровые технологии позволяют создать основу для развития цифровой педагогики. Особый акцент сделан на капитале образования, являющийся формой реализации человеческого капитала в эпоху цифровой экономики. Он становится драйвером инновационного экономического роста.

Ключевые слова:

цифровизация, образование, человеческий капитал, цифровые технологии, интернет, сетевое обучение

УДК 330.16

Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10005

Для цитирования: Федонина О. В., Русяева Е. А., Гришина Я. А. Современное образование на этапе цифровизации / О. В. Федонина, Е. А. Русяева, Я. А. Гришина // Контентус. - 2020. - № 10. - С. 34 -42.

В настоящее время цифровые технологии внедряются в разнообразные сферы нашей жизни, в том числе и образование. Цифровизация захватила весь мир, так как цифровые технологии окружают нас повсюду.

Цифровизация в образовании означает трансформацию традиционной системы обучения в электронную. Благодаря данному процессу обучение становится наиболее гибкое и доступное.

Стремительное внедрение цифровых технологий в образование объясняется рядом следующих тенденций:

- данное явление поддерживается на государственном уровне;

- является действенным способом донесения информации и знаний до студентов;

- является результативным способом преподавания;

- создается новая образовательная среда [8].

В современном мире знания - фундамент экономического прогресса, к которому нельзя применять традиционные модели. Одной из главных характеристик человека в цифровой экономике является умение владеть цифровыми технологиями и способность применять их в своей профессиональной деятельности [5].

Одновременно учеными признается огромная роль человеческого потенциала как фактора развития территории, включая молодежь. В связи с этим возникает большой интерес всестороннего анализа барьеров, стоящих на пути решения данных задач.

Дети быстро приспосабливаются к цифровой среде, благодаря чему у них накапливаются первоначальные знания и умения для последующего развития. Определенные компетенции формируются на разных этапах образования, а цифровые компетенции формируются на протяжении всей жизни. Таким образом, цифровизация образования обуславливается уровнем владения цифровыми технологиями педагога.

В XXI веке большинство населения обладает способностью читать, писать и считать. Однако данные компетенции не являются факторами конкурентоспособности и не помогают занять определенную нишу в системе общественных отношений. Так, авторы работы «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [6] считают, что сегодня требуется пересмотреть утилитарный взгляд на образование, характерный для общества, которое возникло в результате индустриализации. Данная идея, ориентирована на формирование hard skills. Однако необходим переход на изучение soft skills, решающий широчайший круг задач. Такими навыками следует считать:

- концентрация внимания;

- эмоциональная грамотность и эмоциональный интеллект;

- основы компьютерной грамотности;

- креативность;

- творчество;

Федонина О. В., Русяева Е. А., Гришина Я. А. Современное образование на этапе ...

- способность к самообучению.

Всем известно, что изначально Г. Бэккер заговорил об общих и специфических навыках. Они же soft skills и hard skills. Бэккер говорил, что человеческий капитал общего назначения включает в себя те навыки, которые требуются для выполнения абсолютно любой работы [2]. А именно: способность писать, читать, а также считать. А человеческий капитал специфического назначения - навыки, значимые только при конкретных условиях занятости. Общий человеческий капитала почти не поощряется, так как считается, что каждый человек априори обладает данными компетенциями. Специфический человеческий капитал способствует появлению квазиренты, а также гарантирует дополнительный эффект при эффективном его использовании.

Когда речь идет о роли образования в цифровой экономике, необходимо отметить, что получение диплома о формальном образовании со временем отодвигается на второй план, уступая наличию определенных умений и навыков. Сегодня фриланс-биржи помогают соискателям, у которых есть хорошее портфолио, но отсутствует формальное образование, найти работу. Так, например, в 2018 г. Glassdoor.com разместил информацию, о том, что такие компании как Apple, Google, Bank of America, IBM, Ernst and Young и многие другие отмечают, что формальное обучение является фактором неравных возможностей на рынке труда. То есть, те соискатели, у которых нет высшего образования, однако чьи ключевые знания и навыки подходят для определенной деятельности, лишаются возможности приема на работу [10].

Новый перечень грамотностей, значимый в условиях цифровой экономики, особенно актуален в научной и педагогической средах. Подход, созданный американской ассоциацией Partnership for 21st Century Skills (P21) в 2002-2010 гг.получил название «The 4C's»:

- critical Thinking and Problem Solving (критическое мышление и решение проблем);

- communication (коммуникация);

- ^labornt^n (сотрудничество);

- creativity and innovation (креативность и инновации) [9].

Стремительная цифровизация экономики полагает, что каждый человек обладает компьютерными знаниями, функциональными знаниями интернета, информационно-коммуникационными знаниями. Авторы работы «Цифровая трансформация как контекст ИКТ-грамотности» утверждают, что ИКТ-грамотность представляет собой использование цифровых технологий, средств коммуникации и сети для того, чтобы создавать, получать, оценивать и распространять информацию. Они также отмечают, что «поня-

тие «грамотность» должно включать в себя основанные на технологиях навыки и компетенции, помогающие людям правильно функционировать во все более технологичной среде» [1].

На рисунке 1 можем наглядно увидеть уровень владения цифровыми навыками населения в РФ.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

39

24

12

22

Выше базового Базовый уровень Низкий уровень Навыки уровня отсутствуют

Не использовали интернет в течение трех последних месяцев

Рисунок 1 - Уровень владения цифровыми навыками в РФ в 2019 г., % от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше [4]

2

Следовательно, значимость современного образования заключается в том, что оно является «конструктором» для создания значимого для определенной ситуации контента, а также так называемой паутиной знаний, сформированной для отдельного потребителя образовательных ресурсов большим количеством участников сети. Однако если люди игнорируют освоение цифровых навыков, то появляется новый тип информационного неравенства.

Также стоит выделить, что в настоящее время традиционные методы обучения дополняются новыми. Новые методы обучения базируются на применении Интернета, а также сетевых технологий. Дистанционное образование, онлайн-обучение, телеобучение и др., основанные на использовании сети «Интернет», выполняют множество совершенно иных функций. Очень важен принцип доступа к глобальной сети научно-образовательного пространства.

Эволюция социально-экономического развития современного общества важную роль играют трансформации, происходящие на рынке

Федонина О. В., Русяева Е. А., Гришина Я. А. Современное образование на этапе ...

труда. Особое место в этом ряду занимают новые, так называемые нестандартные формы занятости населения основанные на использовании цифровых технологий, которые все более распространяются во всех странах мира, постепенно вытесняя привычную стандартную занятость.

Таким образом, учитывая спецификацию развития каждого региона, все же возможно сделать вывод о том, что развитие форм нестандартной занятости ежегодно будет набирать обороты, в том числе и в Республике Мордовия.

При этом стоит обратить внимание на необходимость разработки системной модели государственного регулирования нестандартной занятости населения, рассчитанной на российские условия. Со стороны организаций регулирование затрудняется недостаточным корпоративным интересом к развитию удаленной работы, гибких форм занятости, поскольку данный вид занятости не является поощряемым государством.

В связи с последними сложившимися событиями в мире - пандемия коронавируса нового типа, нестандартные формы занятости вызывают острую необходимость. Среди нестандартных форм занятости, получивших особое распространение в течении последних месяцев наибольший интерес представляет дистанционная (удаленная) занятость.

Реакцией региона на данные изменения и стимулирование нестандартных форм занятости населения региона является поддержка малого предпринимательства, а также предоставление налоговых льгот. В Российской Федерации с 1 января 2019 года физическим лицам разрешено регистрироваться в качестве самозанятых лиц, при этом система налогообложения данных лиц является достаточно привлекательной. Данные лица освобождаются от уплаты страховых взносов (за исключением случаев, когда физическое лицо само изъявляет желание платить страховые взносы). Ставка налога составляет 4 % при оказании услуг, выполнении работ физическим лицами и 6 % - юридическим лицам.

Однако данный режим не предусмотрен для предпринимателей, использующих труд наемных работников. Тем не менее, данные мероприятия позволили легализовать часть доходов теневой экономики по оказанию услуг физическими лицами на дому. С 1 июля жители Республики Мордовия также могут подать заявку на регистрацию в качестве самозанятых. То есть многие физические лица, которые возможно потеряли работу смогут самостоятельно заниматься рядом видов деятельности (оказание услуг в сфере красоты, оказание бухгалтерских услуг, репетиторство и проч.), не опасаясь притязаний со стороны государства.

На наш взгляд, данный режим является достаточно оптимальным и возможным расширение сфер деятельности, которые могут воспользоваться данным режимом, а также его применение для микропредприятий с численностью сотрудников менее 5 человек.

Таким образом, в новых условиях можно выделить следующие новые атрибуты современного человеческого капитала:

- сетевая полифункциональность;

- открытость сети;

- сетевое взаимодействие;

- гибкость сети;

- сетевая мобильность [3].

Профессиональный специалист в настоящее время должен уметь использовать сеть для общения с разными сетевыми структурами. Например, сетевая коммуникация с государственными структурами, с бизнес-структурами, а также с социальными сетями. Для этого он должен иметь соответствующие навыки и компетенции. Соответственно, можем отметить, что «системно-сетевое мышление, сетевое непрерывное образование и самообразование являются новыми свойствами человеческого капитала в цифровой экономике» [3].

Таким образом, дистанционное образование, онлайн-обучение и сетевое взаимодействие показывают использование цифровой экономики, изменяя традиционную систему образования в силу различных факторов:

- информационно-коммуникационные (данные факторы преподносят множество возможностей и новые средства обучения в цифровой сети);

- социальные (они направлены на углубление доступа к образованию и на индивидуальные потребности каждого человека);

- экономические (ключевое состоит в том, что образование всегда было главным эндогенным фактором экономического роста).

Федонина О. В., Русяева Е. А., Гришина Я. А. Современное образование на этапе ... Список использованных источников

1. Баскакова М. Е., Соболева И. В. Новые грани функциональной неграмотности в условиях цифровой экономики / М. Е. Баскакова, И. В. Соболева // Вопросы образования. 2019. №1. С. 244-263.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.

672с.

3. Егина Н. А., Земскова Е. С. Трансформация образования как мета-тренд цифровой экономики / Н. А. Егина, Е. С. Земскова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16, № 10 (391). С. 1960-1979.

4. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник [Электронный ресурс] / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудо-рова и др.; Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст дан. (19 Мб). - М.: НИУ ВШЭ, 2018. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13251 (дата обращения: 25.06.2020).

5. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 25.06.2020).

6. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://worldskills.ru (дата обращения: 25.06.2020).

7. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики / О.И. Попова // Вопросы управления. 2018. №5 (35). С. 158-160.

8. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования / Р. М. Сафуанов, М. Ю. Лехмус, Е. А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2019. №2 (28). С. 108-113.

9. Федонина О. В., Лизина О. М Нестандартная занятость как фактор роста продуктивности труда в регионе (на примере Республики Мордовия) / О. В. Федонина, О. М. Лизина // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. -№ 5. - С. 100-107.

10. Are They Really Ready to Work? // The Conference Board, Corporate Voices for Working Families, P21, and SHRM. 2006. [Электронный ресурс] URL: https://conference-board.org/publications/publicationdetail.cfm?publicationid=1218 (дата обращения: 27.06.2020).

11. More Companies That No Longer Require a Degree - Apply Now // Glassdoor. 2018. 14 August. [Электронный ресурс] URL: https://www.glassdoor.com/blog/no-degree-required (дата обращения: 27.06.2020).

MODERN EDUCATION AT THE STAGE OF DIGITALIZATION

Fedonina O.V.*

O. V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor [email protected]

Rusyaeva E. A.

Student

[email protected]

Grishina Ya. A.**

Student

[email protected]

*National Research Mordovia State University, Saransk, Russia "Bauman Moscow State Technological University, Moscow, Russia

Abstract:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to changes in the field of education in the spread of digital technologies. Thanks to digitalization, the system of the educational process is being transformed. New digital technologies allow us to create a basis for the development of digital pedagogy. Special emphasis is placed on the capital of education, which is a form of realization of human capital in the era of the digital economy. It is becoming a driver of innovative economic growth.

Keywords:

digitalization, education, human capital, digital technologies, internet, network training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.