ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ
Д.Ф. Ишмуратова, канд. соц. наук, науч. сотр.
Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН
(Россия, г. Уфа)
DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11330
Данное исследование выполнено в рамках Государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН № 007-00256-18-01 на 2019 г.
Аннотация. Статья посвящена анализу взаимосвязи человеческого капитала и эффективности занятости, рассматриваемой в аспекте соответствия между спросом и предложением на рынке труда по профессионально-квалификационному признаку. Исследования и статистические данные показывают наличие дисбаланса на рынке труда, что говорит как о качестве человеческого капитала, так и об условиях и рациональности его испол ьзования.
Ключевые слова: человеческий капитал, рынок труда, эффективность занятости.
Одной из базовых категорий современных представлений о прогрессе и его факторах является понятие человеческого капитала. Именно с данным ресурсом связываются возможности не только дальнейшего совершенствования производственных процессов и отношений, но и в целом социального развития. Кроме того, современный уровень техники и технологий, скорость возникновения и внедрения инноваций в различных сферах жизнедеятельности не только являются достижением человеческой мысли, но и сами предъявляют требования к умениям и знаниям тех, кто выступает пользователем результатами прогресса. Значимость человеческого капитала, таким образом, делает перманентно актуальным изучение его качественных и количественных параметров. Важной эта задача является и с точки зрения управления процессами функционирования человеческого капитала, выявления и устранения противоречий в его формировании и использовании.
В качестве основных компонентов человеческого капитала выступают знания, умения и навыки, используемые в процессе трудовой деятельности. Исследователи, характеризуя данную компоненту, традиционно отмечают ее высокий уровень, связанный с ростом численности населения, имеющего высшее образование. Так, например, в структуре занятых в возрасте 15-
72 лет, доля работников, имеющих высшее образование, в период 2006-2017 гг. выросла с 25,1% до 34,2% [1, с. 33]. По данным переписей населения 2002 г. и 2010 г. численность населения, имеющего высшее образование составила 162 и 234 человека соответственно (в расчете на 1000 человек населения соответствующей возрастной группы, указавших уровень образования) [2, с. 10], в 2015 г. - 258 чел. соответственно [3, с. 20]. Рост показывают и другие показатели, характеризующие включенность населения в процесс получения образования, что позволяет сделать вывод как о динамике качества человеческого капитала как такового, так и о существовании объективной потребности в улучшения его характеристик.
Увеличение объемов и улучшение качества накопленного капитала исследователи связывают с положительными эффектами как для экономической системы, так и для самих обладателей капитала в виде повышения конкурентоспособности на рынке труда, устойчивости занятости, роста доходов и карьерных перспектив - всего того, что входит в понимание эффективной занятости. Таким образом, определение качества человеческого капитала должно включать и аспект его использования, так как анализ только накопленного потенциала, безотносительно его реализации, дает не полную его характеристику. Именно в
процессе трудовой деятельности выявляются проблемы, заложенные на этапе его формирования. Соответственно качественные и количественные характеристики человеческого капитала оказывают непосредственное влияние на его использование, критерием успешности которого выступает эффективность занятости.
Одним из базовых признаков эффективности занятости является соответствие между спросом и предложением на рынке труда по профессионально-
квалификационному признаку [4]. Состояние данного соотношения позволяет определить степень востребованности имеющегося у работника потенциала, насколько полученное образование соответствует текущим потребностям экономики. Исследования по данной тематике фиксируют наличие ряда проблем, существующих во взаимодействии между системой образования, рынком труда и населением, в число которых входит профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда [5]. Одним из наиболее существенных его проявлений является отсутствие связи между полученным образованием и выполняемой работой. Различные источники называют разную величину данной рассогласованности. В частности, по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения 2018 г., проведенного Росстатом, из численности занятых лиц в возрасте 15 лет и более и имеющих профессию (специальность), подтвержденную дипломом, 35,5% имели основную работу, не соответствующую полученной специальности [6]. В 2011 г. доля работников в возрасте 15-65 лет и находившихся в аналогичной ситуации составляла 39,6% (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения 2011 г.) [7]. На величину данного показателя оказывают влияние различные факторы, в числе которых тип населенного пункта, социально-демографические признаки, уровень полученного образования и т.д. При этом если от типа населенного пункта зависит разнообразие вакансий на местном рынке труда - в городе возможности трудоустроиться на работу с подходящими условиями гораздо выше, то уро-
вень образования определяет конкурентоспособность самого обладателя человеческого капитала. Соответственно чем выше образование, тем больше вероятность устроиться по специальности, что и подтверждают статистические данные о трудоустройстве выпускников. Так, по данным выборочного обследования рабочей силы, связь основной работы в 2018 г. с полученной профессией наблюдалась у 71% выпускников учебных заведений 20152017 гг. с высшим образованием [8]. Среди обладателей среднего профессионального образования (специалисты среднего звена) этот процент ниже - 60%, также как и среди тех, кто получил среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - 55%.
Другим проявлением профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда является избыточность или недостаток полученного образования для выполняемой работы. Согласно данным Комплексного наблюдения условий жизни населения 2018 г., немногим более половины из занятых в экономике лиц в возрасте от 15 лет и старше (53,2%) имели навыки или квалификацию для выполнения более сложной работы, чем та, которую они имели на момент проведения наблюдения [6]. То есть полученное образование избыточно по отношению к выполняемой работе и соответственно не используется в полной мере, и не способствует приращению доходов индивида. Таким образом, в данном случае помимо того, что неиспользуемые знания и навыки теряют свое значение в структуре человеческого капитала, инвестиции, вложенные в его получение также не получают должной отдачи. Обратной стороной несоответствия между объемом знаний и выполняемыми обязанностями является ситуация недостаточности образования. В целом, исследователи говорят о присутствии обоих видов несоответствия на современном рынке труда: «Случаи переинвестирования в человеческий капитал, когда полученное образование оказывается избыточным по отношению к выполняемой работе, отмечаются примерно у каждого четвертого россий-
ского работника.. .Случаи недоинвестиро- щим новым требования к работникам. В то вания в человеческий капитал, когда полу- же время, избыточность знаний ставит во-ченное образование оказывается недоста- прос перед работающим человеком о целе-точным по отношению к выполняемой ра- сообразности инвестиций в дальнейшее боте, встречаются реже, но и они доста- обучение, так как уже имеющиеся ресурсы точно многочисленны, охватывая, по раз- позволяют выполнять трудовые функции, ным оценкам, до 10-20% работников» [9, выступая сдерживающим повышение ка-с. 89]. чества человеческого капитала и эффек-
Наличие дисбаланса между спросом и тивности занятости фактором. предложением на рынке труда может ока- Рассмотренные формы проявления
зывать как стимулирующее, так и сдержи- профессионально-квалификационного вающее влияние на стратегии населения в дисбаланса свидетельствуют не только о области дальнейшего наращивания объема наличии проблем в сфере подготовки спе-и улучшения качества человеческого ка- циалистов, но и отсутствии соответст-питала. С одной стороны, невостребован- вующих условий на рынке труда, остав-ность части образования требует его до- ляющего невостребованным часть накоп-полнения действительно необходимыми ленного человеческого капитала. Решение для работы в современных условиях зна- противоречий в данной сфере позволит не ниями, что стимулирует участие населения только повысить рациональность и эффек-в непрерывном образовании и позволяет тивность использования человеческого ка-реагировать на меняющиеся потребности питала, но и будет способствовать его рынка труда, соответствовать возникаю- дальнейшему приращению.
Библиографический список
1. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: Стат.сб. // Росстат. - M., 2018. - 142 c.
2. Образование в цифрах: 2014: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева, В.И. Кузнецова, О.К. Озерова, О.А. Подольский, Н.Б. Шугаль. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 80 с.
3. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.
4. Облаухова М.В., Казначеева Н.Л. Об эффективности использования трудовых ресурсов в современной российской экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - №1 (33). - С. 54-66.
5. Развитие и регулирование рынков образовательных услуг и труда на основе агент-ориентированного подхода: Монография / Д.А. Гайнанов, Л.И. Мигранова, Л.Д. Сайфуллина; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Д.А. Гайнанова - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2015. - 132 с.
6. Комплексное наблюдение условий жизни населения 2018. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ18/index.html (дата обращения 30.10.2019).
7. Комплексное наблюдение условий жизни населения 2011. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ/survey0/index.html (дата обращения 30.10.2019).
8. Итоги выборочного обследования рабочей силы. - М., 2018. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 30.10.2019).
9. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 196 с.
HUMAN CAPITAL AND THE EFFICIENCY OF EMPLOYMENT D.F. Ishmuratova, Candidate of Sociological Sciences, Researcher
Institute of Social and Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences (Russia, Ufa)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the relationship between human capital and employment efficiency, considered in the aspect of the correspondence between supply and demand in the labor market on the basis of professional qualification. Studies and statistics show the existence of an imbalance in the labor market, which speaks both about the quality of human capital and about the conditions and rationality of its use.
Keywords: human capital, labor market, employment efficiency.