.-ИННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИе]ПРОЕКТЫ,ДРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
Колядина Оксана Олеговна
замдиректора по УВР МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбург E-mail: [email protected]
J ^
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ БЕНЧМАРКИНГА
И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ SAAS И WEB2.0
Как обеспечить управление качеством обучения школьников на основе интернет-технологий?
S_________________________________________________________г
Аннотация. Свобода выбора образовательной траектории, а вместе с тем, возрастание ответственности обучающихся за образовательный результат требует механизмов педагогического сопровождения самостроительства развивающейся личности, компетентностного, критериально-ориентированного подхода к оценке учебных достижений. преодолевающих дефицит навыков управления собой, навыков адекватной оценки самообразовательного характера. Объектом исследования является индивидуальные учебные достижения школьников и система внутришкольного контроля качества на основе сетевых Интернет-технологий WEB2.0 и SaaS, обеспечивающих коллективную разработку и использование в учебном процессе педагогических компьютерных тестов.
Ключевые слова: самообразование, «самоменеджмент», самокоррекция индивидуального познавательного развития, индивидуальные учебные достижения, система внутришкольного контроля, сетевой компьютерный мониторинг и бенчмаркинг.
МБОУ СОШ № 66 г.Екатеринбурга на протяжении ряда лет работает в сети инновационно-активных ОУ Уральского региона федеральной экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Мы рассматриваем сеть, в которой ведется системная деятельность по разработке образовательных инноваций, как своего рода совместный капитал образовательных учреждений, который является основанием развития всех остальных капиталов ОУ - участников сети. В процессе формирования этого капитала происходит перенос индивидуальных знаний во внутрисетевое знание и их закрепление в корпоративной базе данных в целях широкого использования всеми участниками сети. Особенностью корпоративного знания является возможность его развития в режиме «открытого кода», то есть знания из сети можно взять, усовершенствовать и вернуть в сеть, то есть знания в сети не просто хранятся, но и саморазвиваются, приводя к появлению новых возможностей для развития всех ОУ - членов сети. Развивающаяся в рамках федеральной экспериментальной площадки сеть образовательных учреждений [3,4,5,13,14], представляет собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, разработкой и реализацией интел-
лектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами.
Деятельность школы связана с внедрением в систему внутришкольного контроля сетевых Интернет-технологий WEB2.0 (World Wide Web) и SaaS (бизнес-модель Software as a Service) для коллективной разработки и использования в учебном процессе педагогических компьютерных тестов [2,9,10,11,12,16].
В качестве компьютерного сетевого средства используется платформа «Скоротест», разработанная фирмой CixSoft (г. Екатеринбург). Участники проекта -учителя, заместители руководителей ряда образовательных учреждений г. Екатеринбурга (в их числе СОШ № № 13,94,99,110) и Свердловской области (МБОУ СОШ № 9 г.Асбеста, УО г. Новоуральск), а также специалисты органов управления образованием разных территорий Свердловской области. Научный руководитель проекта к.ф.м.н, доцент М. Ю. Мамонтова.
Почему именно это направление в педагогике заинтересовало наше ОУ?
Анализ современной российской образовательной ситуации характеризуется следующими основными тенденциями.
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
1. Школа перестает быть единственным авторитетным и законным источником общего образования (развиваются семейное образование, самообразование, ускоренное образование, прохождение аттестации экстерном).
2. Духовно-нравственный кризис в молодежной среде захватывает не только различные молодежные группы, но отражается и на школе. Установки, декларируемые школьными работниками и родителями школьников, не являются убедительными для молодых людей. Отсюда и качественные оценки взрослыми целей и смыслов образования для школьников не представляются адекватными.
3. Наличие аттестата (диплома об образовании) не гарантирует занятости молодежи на рынке труда.
Вывод: Сложившаяся ситуация требует увеличения ответственности каждого человека за принятие решений как в области бытовых поведенческих сфер, так и в области образования и выбора пути профессионального самоопределения. Создается поле выбора способа получения образования. Возникает возможность установления личной планки для определения уровня притязаний на объем и качество востребованного конкретным человеком образования. Возникшие возможности вызывают необходимость в самостоятельном получении каждым обучающимся объективной информации об уровне своих учебных достижений, адекватной самооценке на уровне мировых стандартов и способов самокоррекции.
Описанные тенденции приводят к противоречиям, которые невозможно разрешить традиционно используемыми в традиционном образовании средствами и ресурсами (кадровыми, дидактическими, технологическими). Обозначим 3 основных противоречия, указывающие на необходимость замены традиционных методов достижения функциональной грамотности обучающихся другими:
1. противоречие между развивающимися альтернативными формами получения образования (самообразование, семейное, ускоренное, по индивидуальному учебному плану...) и слабо дифференцирующей, мало информативной системой оценки, основывающейся на нечетко выраженные, порой не предъявленные требования конкретного учителя;
2. противоречие между декларацией о необходимости выстраивания субъект-субъектных отношений учителя и обучающегося в образовательном процессе и фактически используемыми личностно-отчужденными методами преподавания и оценки результативности достижений обучающегося;
3. противоречие между законодательно установленной личностно-значимой компетентностной целью образования и фактически безвариантными учебными планами и программами по основным общеобразовательным предметам, жестко ориентированным на требования ЕГЭ.
Построение в России постиндустриального общества, основанного на экономике знаний, потребности в изменениях образовательной парадигмы, вызванные
участием России в Болонском процессе, вызывают необходимость разработки механизмов педагогического сопровождения процессов самостроительства развивающейся личности, способной к обучению в течение всей жизни, умеющей творчески и самостоятельно мыслить и ориентироваться, пользоваться мировыми информационными ресурсами [1,7].
Одним из таких механизмов педагогического сопровождения признан механизм компетентностного, критериально-ориентированного подхода к оценке учебных достижений обучающегося. Этот механизм включает формирование критического мышления, ответственного поведения, индивидуального смыслообразования. Не случайно в ФГОС второго поколения уделяется пристальное внимание не столько ядру образования (его содержанию), сколько образовательным компетенциям, декомпозированным на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия [13,15].
Наш педагогический опыт показывает, что из 4 названных групп универсальных учебных действий в традиционной педагогике наиболее слабо обеспечено развитие регулятивных действий (в том числе действий по саморегуляции, самоуправлению), что приводит к пассивной позиции обучающихся в учебном процессе, к отсутствию индивидуального опыта решения нестандартных задач, к потере интереса и мотивации к развитию индивидуальных образовательных потребностей.
Мы назвали группу регулятивных универсальных учебных действий действиями, основанными на самоменеджменте, на осознанном управлении своим поведением в любой сфере деятельности, в том числе, в процессе самообразования. Перечислим последовательность регулятивных действий, включенных в текст ФГОС, и убедимся, что перед нами традиционный управленческий цикл: целеполагание, планирование, прогнозирование результата, контроль результата деятельности и способов его достижения, коррекция действий для получения запланированного результата, оценка достигнутого и внесение дополнений к планированию действий в целях достижения желаемого результата, саморегуляция как волевое усилие по завершению сделанного к уровню, наиболее приближенному к запланированному.
Вывод: Главным образовательным дефицитом востребованных современным обществом творческих самостоятельно мыслящих людей является отсутствие навыков управления собой, в том числе отсутствие навыков адекватной оценки достигнутого и действий самообразовательного характера для получения запланированного результата.
В этой связи объектом исследования в рамках проекта выступают индивидуальные учебные достижения школьников.
Предмет исследования - создание условий для обеспечения процессов самоконтроля, самооценки и самокоррекции индивидуального познавательного развития школьников.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
45
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Цель проекта - повышение качества индивидуальных учебных достижений обучающихся путем использования технологии работы с системами нормативно и критериально ориентированных тематических заданий для обеспечения процессов самоконтроля, самооценки и самокоррекции индивидуального познавательного развития школьников.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование у обучающихся умений и навыков самоконтроля и самокоррекции будет способствовать становлению адекватной самооценки их учебной деятельности.
Задачи проекта.
1. Создать условия (мотивационные, педагогические, методические, управленческие, технологические) для перехода системы оценивания образовательных достижений школьников из традиционной образовательной парадигмы в компетентностную.
2. Разработать (подобрать) технологические и инструментальные средства (тестовые материалы) для обеспечения процессов самоконтроля, самооценки и самокоррекции индивидуального познавательного развития школьников.
3. Использовать технологию работы с портфолио ученика для мотивации школьника к рефлексии собственных учебных достижений и повышению их качества.
Теоретической основой исследования являются: при анализе подходов к разработке проблемы самооценки -работы Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. Я. Лернера, А. И. Липки-ной, Л. И. Рувинского, И. И. Чесноковой; при анализе аспектов формирования умений самоконтроля -экспериментальные исследования Т. И. Гаваковой, Л. В. Жаровой, Л. Б. Ительсон, Г. Л. Кукла, А. С. Лынды, Ю. О. Овакимян, В. В. Чебышевой и др.
Проанализировав цели и задачи проекта, мы пришли к выводу о необходимости обеспечения новых условий образовательной деятельности:
• изменение формы контроля: от опроса и письменного задания к тестовому срезу;
• изменение подхода учителя к организации контрольных точек и контрольных форм качества усвоения материала;
• изменение отношения обучающихся к контрольному мероприятию: от проверки к самопроверке;
• изменения основ и механизмов взаимодействия с родителями обучающихся по обеспечению материальных и социально-педагогических условий для самообразования ребенка, формирования основ самоконтроля через переживание успеха в учебной деятельности;
• изменился набор технических средств и используемых методов вследствие информатизации образовательной среды в ОУ
Таким образом, сущность инновационной педагогической деятельности заключается в развитии системы внутришкольного контроля качества обучения путем:
• разработки и внедрения оперативной системы тематического и промежуточного контроля на основе сетевых Интернет-технологий SaaS и WEB2.0
• разработка и апробация модели управления качеством обучения на основе технологий сетевого компьютерного мониторинга и бенчмаркинга
• создания комплексного методического обеспечения процедур контроля качества обучения на основе названных технологий
Инновационный деятельность в МБОУ СОШ № 66 осуществляется по следующим направлениям:
1) Мотивация и обучение педагогов:
• прохождение курсов профессиональной квалификации («Педагогическое тестирование», «Овладение свободным программным обеспечением», «Использование ЭОР в преподавании общеобразовательных предметов» (учителя начальной школы, русского языка, математики, физики, химии, информатики) «Обучение организаторов ЕГЭ» - 25 педагогов) [6];
• проведение методических семинаров («Требования к уроку на основе деятельностного подхода», «Педагогическое тестирование», «Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по выявлению уровня развития УУД»);
• заседание методических советов («Разработка и реализация межпредметных тренингов», «Педагогический эксперимент: опыт и перспективы его развития»;
• проведение проблемных семинаров («Формирование системы мониторинга качества образования в ОУ, включающей показатели сформированности ключевых компетенций обучающихся и педагогов»);
• выступление педагогов с публикациями на конференциях различного уровня;
• участие педагогов МБОУ СОШ № 66 в выставке «Презентация инновационной деятельности ОУ Орджоники-дзевского района»
2) Включение педагогов во взаимодействие с семьей, использование семейных информационных ресурсов: обеспечение полноты информационного поля (школьный сайт, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, включение элементов дистанционного образования, реализация программы «Электронный дневник»);
3) Демонстрация значимости самообразования, плюсов дистанционного образования при необходимости, обучение приемам работы в информационном поле с информационным ресурсом, перенос специфики учебного взаимодействия «учитель-ученик-ро-дители» в плоскость информационного поля:
• организация работы обучающихся и учителей в системах «Грамотей», «My-test.ru», «egedo.ru» в рамках изменения способов взаимодействия участников образовательного процесса посредством формирования механизмов позитивной самооценки, самокоррекции каждого участника образовательного процесса: данная программа позволяет осуществлять диагностику как по разделам, так и по отдельным темам, проводить отработку неусвоенных знаний, осуществлять самооценку (обучающийся), выстраивать рейтинг (учитель), вести системный мониторинг (обучающийся, учитель);
• организация работы по внедрению дистантных форм обучения на разных этапах учебной деятельности:
46
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
индивидуальные домашние задания, домашние контрольные работы посредством электронной почты, онлайн анкетирование в блогах учителей;
• организация работы обучающихся и педагогов в системе дистанционного обучения по предметам: сайт УРФУ «ustu.ru»; webege.ru;
• внедрение Универсального Тестирующего Комплекса MegaTestPro (на уровне пробного использования)
4) Проведение практических семинаров, обучающих занятий по:
• а) специфике тестовых технологий;
• б) составлению тематических и контрольных тестовых материалов;
• в) задействованию Интернет-ресурса в обучении
Творческими группами проекта были разработаны
и апробированы тематические тесты по русскому языку, литературе, математике, истории, обществознанию, иностранному языку (английскому, французскому), химии, биологии, географии, физике, технологии (5-11 классы) в рамках формирования самоконтроля и самооценки обучающегося как основы развития функционально грамотной личности; учителями ОУ № 66 (в составе сетевого сообщества) продолжена работа в системе «Скоротест»: коллективное создание, эксплуатация и непрерывное совершенствование общего сетевого ресурса (разработка тестов и банков тестовых заданий);
5) Консультирование обучающихся и родителей индивидуально и по группам (однотипная проблема) по вопросам включения механизмов самообразования обучающихся через системный самоконтроль посредством предложенных технологий: работа в программе «Грамотей», обращение к сайту «My-test.ru» использование сетевых сообществ (блог учителя, обучающегося, класса, сайт школы, образовательный портал http://reshuege.ru/).
Итак, разработка и внедрение инновационного проекта - это результат работы всех субъектов педагогического сообщества МБОУ СОШ № 66. Но в ходе внедрения инновационного опыта актуализировались проблемы:
1. Недостаточный уровень мотивации учителей и родителей по включению в исследовательскую деятельность обучающихся с учетом результатов тестового контроля.
2. Недостаточная подготовка учителей к разработке тестов в рамках потемного учета.
3. Недостаточная разработанность использования общего сетевого ресурса в рамках темы инновационной площадки.
4. Потребность в дополнительной подготовке учителей к работе в режиме дистанционного обучения.
5. Отработка информационного канала «Электронный журнал» (обучение педкадров, обучающихся, родителей).
Пути решения актуализировавшихся проблем мы видим в следующем:
1. Расширение рамок информационного поля в работе с родительской, педагогической общественностью.
2. Укрепление связей с ОУ, включенными в общий сетевой ресурс в рамках темы инновационной площадки.
3. Расширение поля дополнительной подготовки педагогов в инновационной деятельности.
4. Отработка механизмов накопления и сообщения передового опыта инновационной деятельности в рамках экспериментальной площадки.
Литература
1. Воробьева С. А. Дистанционное обучение: сегодня и завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 6.
2. Гидлевский А. В., Кошкарова Т. В. Проблема оценки трудности учебных тестовых заданий // Образование и наука.- 2009.- № 10.- С.13-24.
3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука.- 2010.- № 11 (79).- С.23-33.
4. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- 2011.- № 5 (75).- С.39-45.
5. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование.- 2011.- № 9.-С.102-111.
6. Десятериченко М. А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Образование и наука.- 2012.- № 4.- С.73-85.
7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. - 2011. - № 8.- С.3-15.
8. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р, Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука.- 2010.- № 7.- С.88-102.
9. Мамонтова М. Ю., Удалых Е. А. Моделирование содержания образования в старшей школе на основе профильной дифференциации и индивидуализации обучения // Образование и наука.- 2009.- № 9.- С.139-148.
10. Мамонтова М. Ю. Качество учебных достижений: оценка и прогноз на основе результатов критериально-ориентированного тестирования // Образование и наука - 2009.-№ 3.- С.18-31.
11. Наймушина О. Э., Стариченко Б. Е. Многофакторная оценка сложности учебных заданий // Образование и наука.- 2010.- № 2.- С.58-73.
12. Сазонов Б. А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний: особенности российской практики // Образование и наука.- 2012.- № 9.- С.15-31.
13. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1.- С.3-18.
14. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
15. Фоменко С.Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании // Образование и наука.- 2012.- № 6.- С.65-78.
16. Хеннер Е. К., Ознобихина Т. С. Оценка прочности знаний на основе сопоставления результатов различных видов тестирования // Образование и наука.- 2012.- № 1.-С.17-32.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
47