МЕДИЦИНАЛЫК КеМЕК КвРСЕТУ САПАСЫН БАFАЛАУ/ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
МЕДИЦИНАЛЫК КеМЕК КеРСЕТУ САПАСЫН БАЕАЛАУ/ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Аманов А.
Главный врач, к.м.н.
Аяганова А.
Заместитель главного врача по контролю за качеством медицинских услуг, м.м.н. ГКП на ПХВ «Городская клиническая больница №4» г. Алматы
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ISO 9001-2008
Аталуы: ISO 9001-2008 ставдарттарыньщ непзвде сапаны баскару
Авторлары: Аманов А. Бас дэр^ер, м.г.к.; АяFанова А. Бас дэрiгердiц МЦСБжвнiндегi орынбаса-ры, м.г.м.№4 Цалалыц клиникалъщ аурухана, Алматы цаласыныц Денсаулыц сацтау басцармасы Тушндеме: 9000 сериясыньщ ISO хальщаральщ стандартарыньщ талаптарына непзделген сапа менеджментшщ жуйей жалпы медицинальщ кызмет керсету жэне медициналык ^йым кызметшщ сапасын жаксартудьщ тиiмдi баскару к¥ралы болып табылуы ыктимал. КР ИСО 9001-2009 СТ сэйкес, сапа менеджмент салага колданылатын ^йым баскармасы мен басшылыгы бойынша Yйлестiрiлген кызмет деп тYсiнiледi. Сапа менеджментiнiн жYЙесi ^йым басшылыгымен тужырымдалган, максаттарга жету Yшiн жагдайды камтамасыздандыратын, к¥жаттар мен Yдерiстердi, ресурстарды, езара байланыскан жэне езара эрекеттес к¥рылымдардьщ жиынтыгы болып табылады
Title: Quality management based on ISO 9001-2008 standards
Authors: Amanov A., Chief Physician MD; Ayaganova A., Deputy Chief of KKMU, m.m.n., City Clinical Hospital № 4 Health Administration of Almaty
Abstract: A quality management system based on the requirements of ISO 9000 international standards could be an effective managerial tool for improvement of the medical services quality and activities of a medical organization as a whole. According to ISO 9001-2009 RK Standard quality managements means coordinated activities on management of an organization in respect of quality. Quality management system is an aggregate of interrelated and interacting structures, resources, processes and documentation securing the conditions necessary for achievement of objections established by the management of an organization
Переход Казахстана к рыночной эко- ет гармонизации этих правил с междуна-
номике определил новые условия родными и национальными нормами [1].
для деятельности отечественных Так, в современных условиях про-
фирм, предприятий, организаций, в том чис- водимых реформ в сфере здравоохранения
ле и медицинских, не только на внутрен- Казахстана, становление и поддержание
нем рынке, но и на внешнем. Право пред- конкурентоспособности медицинских орга-
приятий на самостоятельность не означает низаций в значительной степени зависит от
вседозволенности в решениях, а заставляет улучшения качества оказания медицинских
изучать, знать и применять в своей практи- услуг. Управление же качеством, это ни что
ке принятые во всем мире «правила игры». иное как управление предприятием, по-
Международное сотрудничество по любым скольку уровень управления предприятием
направлениям и на любом уровне требу- напрямую влияет на качество производимой
ШШджёр!
№ 2 (11) 2014 МЕНЁ^ЖЕР
МЕДИЦИНАЛЬЩ КеМЕК К9РСЕТУ САПАСЫН БАГАЛАУ/ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
продукции, а в медицинских организациях -на качество предоставляемых услуг.
В настоящее время в республике растёт потребность общества в получении качественных медицинских услуг, в связи с чем, политика государства, направлена на радикальное решение задач, направленных на повышение качества медицинского обслуживания. Это и стало предпосылками внедрения системы аккредитации и менеджмента качества в системе здравоохранения Казахстана.
В стране активно внедряются и усовершенствуются службы управления качеством на уровне медицинской организации (внутренний аудит), ведётся работа по повышению качества клинической практики, внедряется система оценки медицинских технологий (на основе стандартизации, внедрения принципов доказательной медицины), развиваются пациентоориентированные технологии. Данные положения отражены в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Сала-матты ^азакстан» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан № 1113 от 29 ноября 2010 года [2].
Логическим продолжением внедрения современных технологий управления качеством явилась аккредитация субъектов здравоохранения на основе как национальных, так и международных стандартов.
Эффективным управленческим инструментом улучшения качества оказания медицинских услуг и деятельности медицинской организации в целом может явиться система менеджмента качества, основанная на требованиях международных стандартов ISO серии 9000. В Республике Казахстан данный стандарт принят и утвержден к применению как стандарт СТ РК ИСО 9001-2009 «Система менеджмента качества. Требования».
Согласно СТ РК ИСО 9001-2009, под менеджментом качества понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству [1] . Система менеджмента качества является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих структур, ресурсов, процессов и документации, обеспечиваю-
ШНЕДЖЁЙ
щих условия для достижения целей, сформулированных руководством организации.
В основу требований стандарта СТ РК ИСО 9001-2009 положены фундаментальные принципы менеджмента качества. Применение этих принципов менеджмента рассматривается как новый инструмент совершенствования управления организацией.
Организация зависит от своих потребителей и поэтому должна понимать текущие и будущие потребности потребителя, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Обязательными условиями эффективности и результативности внедрения системы менеджмента качества является личное руководство процессами внедрения первым руководителем и руководителями структурных подразделений. Руководитель обеспечивает единство цели и направления деятельности организации, соответственно для этого и принимается стратегическое решение о создании системы менеджмента качества, создается и поддерживается внутренняя среда, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации [1].
Обязанности по управлению качеством лежат на всех уровнях администрации, но управлять им должно высшее руководство, так как система управления качеством -это инструмент, с помощью которого руководитель реализует свою ответственность [1].
За годы внедрения Единой национальной системы здравоохранения в республике Казахстан создана современная и конкурентоспособная система финансирования и оплаты медицинских услуг, оптимальная и эффективная система управления здравоохранением, соответствующаямеждународным стандартам. Многие организации здравоохранения перешли на право хозяйственного ведения, прошли процедуру национальной аккредитации, тем самым подтверждая соответствие установленным стандартам.
Городская клиническая больница №4 города Алматы в 2010 году прошла процедуру аккредитации на соответствие национальным стандартам и получила сертификат на 4 года.
МЕДИЦИНАЛЬЩ КеМЕК КеРСЕТУ САПАСЫН БАГАЛАУ/ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В 2012 году в рамках госпрограммы Президента РК «100 школ, 100 больниц» в строй введено новое здание больницы на 300 коек с полной комплектацией современным оборудованием. Площадь нового здания составляет 48.852 кв.м. и представлена 7-ю блоками по 4 этажа. В больнице были созданы все условия для пациента и сотрудников, что немаловажно для оказания качественной медицинской помощи. Новая больница оснащена 15 современными операционными, диагностической аппаратурой и оборудованием, включая дорогостоящие методы исследования, такие как компьютерная томография и магнитно-резонансная томография [3].
Имея профессиональный врачебный и средний медицинский персонал, клинику, оснащенную современным оборудованием, в 2012 году руководство приняло решение подать заявку на прохождение международной сертификации на соответствие стандартам ISO 9001:2008. Подготовка к такому процессу велась интенсивными темпами сотрудниками всех уровней, основываясь на приоритетных задачах администрации больницы по совершенствованию и модернизации системы менеджмента.
Пройдя процедуру аудита со стороны аккредитованного органа по сертификации систем менеджмента, городская клиническая больница №4 г. Алматы - первая среди лечебных учреждений города прошла процедуру международной сертификации ISO 9001:2008, тем самым подтвердив свою кон-курентоспособностьи повысив инвестиционную привлекательность, как бизнес-объект, что открывает для многих финансовых институтов возможность вливания средств.
После получения свидетельства о соответствии международным стандартам ISO 9001:2008 осуществление деятельности клиники посредством выполнения государственного заказа врамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и предоставления платных услуг на основе юридического статуса предприятия на праве хозяйственного ведения приобрело новый облик.
Сертифицированная система менед-
жмента качества Городской клинической больницы №4 города Алматы заложила предпосылки для дальнейшего успешного развития. В целях реализации системы менеджмента качества в больнице была утверждена Политика в области качества, приоритетами которой в области качества являются: повышение уровня профессионализма и квалификации персонала, обеспечение материально-технической оснащенности, внедрение современных технологий управления процессами и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов диагностики и лечения [4]. В процессе обеспечения качества медицинских услуг персонал клиники использует Руководство по качеству. Разработаны соответствующие инструкции, стандарты операционных процедур, алгоритмы. Разработана программа по управлению рисками, большое значение уделяется безопасности пациентов и сотрудников клиники.
С 2013 года в штат больницы введена должность заместителя главного врача по контролю качества медицинских услуг, который возглавляет службу внутреннего аудита. При службе внутреннего аудита функционирует Совет по управлению качеством, который регулярно мониторирует, анализирует и предоставляет руководителю предложения, направленные на повышение качества оказываемых медицинских услуг в организации.
Кроме этого, в ГКБ№4 определены и осуществляются мероприятия по поддержанию связи с пациентами: на стендах имеется информация о правах и обязанностях пациента на государственном и русском языках, работает телефон доверия, обновлен сайт больницы, где у населения есть возможность записаться на приём к врачу, задать онлайн вопрос как администрации больницы, так и напрямую главному врачу.
С целью эффективного использования коечного фонда на основе анализа его использования в клинике ежегодно предпринимаются меры по оптимизации коечного фонда в зависимости от потребности. При этом определяются возможности оказания стационарной помощи по каждому профилю коек с учетом имеющихся материальных и
Шнеджёр!
№ 2 (11) 2014 МЕНАЖЕР
МЕДИЦИНАЛЬЩ КеМЕК К9РСЕТУ САПАСЫН БАГАЛАУ/ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
кадровых ресурсов. Проведение такого анализа и принятие указанных мер позволяет администрации обеспечить интенсификацию использования коек.
В настоящее время в Казахстане создаются все условия для развития высоких технологий и внедрения инноваций. В городской клинической больнице №4 высокоспециализированная медицинская помощь оказывается по следующим профилям: травматология, хирургия, урология, гинекология. По итогам 2013 года клиника занимает одно из лидирующих позиций по
республике по количеству оказанной высокоспециализированной медицинской помощи в травматологии и ортопедии.
Таким образом, задачи, поставленные Министерством здравоохранения РК, перед медицинскими организациями - эффективное достижение цели путём повышения качества оказываемой медицинской помощи и рационального использования ресурсов, ре-ализовываются в полной мере, в том числе и посредством эффективно созданной системы управления качеством на основе как национальных, так и международных стандартов.
Источники:
1. Управление качеством на основе стандартов СТ РК ИСО 9000, методическое пособие / Костанай. - 2011 год
2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1113 от 29 ноября 2010 года
3. Анализ деятельности ГКП на ПХВ «Городская клиническая больница №4» за 2013 год /Алматы.2014
4. Руководство по качеству ГКП на ПХВ «Городская клиническая больница №4» города Алматы.2012
5. СТ РК ИСО 9000-2007 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
6. Шагаева Н.М. «Система менеджмента качества на основе международных стандартов в медицинских учреждениях»
Шнеджёр!