Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ АККРЕДИТАЦИИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ АККРЕДИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терекулова А.К., Рахимжанова А.Т., Каупбаева Б.Т., Жабыкова С.К., Азанова Г.Ю.

Басымдыққа ие мәселелердің бірі медициналық көмектің сапасын жетілдіру, оны бақылау және өлшеу мүмкіндігі болып табылады. Медициналық көмекті жетілдіру аккредиттеу стан-дарттарын енгізу арқылы мүмкін болады. Индикаторлар аккредиттеу стандарттарының құрамдас бөлігі болып табылады. Аккредиттеу стандарттарының индикаторлары ДДҰ-мен ұсынылған. Ак-кредиттеу стандарттарының индикаторларын енгізу медициналық көмек көрсету сапасын бағалауға мүмкіндік береді. Осылайша, емделушінің қауіпсіздігіне тікелей қатысы бар, CSIN консультантта-рымен ұсынылған аккредиттеу стандарттарының индикаторларын мониторингтеу сыртқы және ішкі индикаторларға қосымша, медициналық көмек көрсету сапасын бағалауға мүмкіндік береді.One of the priorities is to improve the quality of care, the possibility of controlling and measuring. Improving health care is possible through the introduction of accreditation standards. Indicators are an integral part of the accreditation standards. Indicators accreditation standards recommended by WHO. Implementation indicators accreditation standards allow the quality of care. Thus, monitoring of indicators of accreditation standards that are directly related to patient safety, the consultants recommended CSIN, allows to evaluate the quality of medical care, in addition to internal and external indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терекулова А.К., Рахимжанова А.Т., Каупбаева Б.Т., Жабыкова С.К., Азанова Г.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING QUALITY OF CARE THROUGH THE INTRODUCTION OF ACCREDITATION STANDARDS

One of the priorities is to improve the quality of care, the possibility of controlling and measuring. Improving health care is possible through the introduction of accreditation standards. Indicators are an integral part of the accreditation standards. Indicators accreditation standards recommended by WHO. Implementation indicators accreditation standards allow the quality of care. Thus, monitoring of indicators of accreditation standards that are directly related to patient safety, the consultants recommended CSIN, allows to evaluate the quality of medical care, in addition to internal and external indicators

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ АККРЕДИТАЦИИ»

Терекулова А. К.

Руководитель Управления аттестации, аккредитации и лицензирования Рахимжанова А. Т.

Главный эксперт Управления аттестации, аккредитации и лицензирования Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерство здравоохранения Республики Казахстан

Каупбаева Б. Т.

Руководитель Центра аккредитации Жабыкова С. К.

Ведущий специалист Центра аккредитации

РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК Азанова Г. Ю.

Заместитель главного врача по лечебной работе ГКП «Городская больница г. Текели»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ АККРЕДИТАЦИИ

Аталуы: Аккредиттеу стандарттарын енпзу арцылы медицинальщ кемектщ сапасын арттыру

Авторлары: Терекулова А. К. ЦР ДСМ Медицинальщ жэне фармацевтикалыц цызметтг бацылау комитеттщ Аттестаттау, аккредиттеу жэне лицензиялау басцармасыныц басшысы; Ракымжанова А. Т. ЦРДСММедициналыцжэне фармацевтикалыц цызметт1 бацылау комитеттщ Аттестаттау, аккредиттеу жэне лицензиялау басцармасыныц бас сарапшысы; ^аушбаева Б. Т. ЦР ДСМ «Денсаулыц сацтауды дамыту республикалыц орталыгы» ШЖЦ РМК Аккредиттеу орталыгыныц басшысы; Жабыкова С. К. ЦР ДСМ «Денсаулыц сацтауды дамыту республикалыц орталыгы» ШЖЦ РМК Аккредиттеу орталыгыныц жетекш1 маманы; Азанова Г. Ю. «Текел1 цаласыныц цалалыц ау-руханасы» МЦК Бас дэр1герШц емдеу жумыстары жвн1ндег1 орынбасары Тушндеме: Басымдыцца ие мэселелердщ бiрi медициналыц кемектщ сапасын жеплщру, оны бацылау жэне елшеу мумкшдш болып табылады. Медициналыц кемекп жетiлдiру аккредиттеу стандарттарын енпзу арцылы мумкш болады. Индикаторлар аккредиттеу стандарттарынын ц^рамдас белiгi болып табылады. Аккредиттеу стандарттарынын индикаторлары ДД¥-мен ^сынылган. Аккредиттеу стандарттарынын индикаторларын енгiзу медициналыц кемек керсету сапасын багалауга мYмкiндiк бередг Осылайша, емделушiнiн цаушаздшне тiкелей цатысы бар, CSIN консультантта-рымен ^сынылган аккредиттеу стандарттарынын индикаторларын мониторингтеу сыртцы жэне iшкi индикаторларга цосымша, медициналыц кемек керсету сапасын багалауга мYмкiндiк бередг

Title: Improving quality of care through the introduction of accreditation standards Authors: Terekulova A. K., Rakhimzhanova A. T., Kaupbayeva B. T., Zhabykova S. K., Azanova G. Y. Abstract: One of the priorities is to improve the quality of care, the possibility of controlling and measuring. Improving health care is possible through the introduction of accreditation standards. Indicators are an integral part of the accreditation standards. Indicators accreditation standards recommended by WHO. Implementation indicators accreditation standards allow the quality of care. Thus, monitoring of indicators of accreditation standards that are directly related to patient safety, the consultants recommended CSIN, allows to evaluate the quality of medical care, in addition to internal and external indicators.

Шнёджёр!

№ 2 (11) 2014 МЕНЁ^жер

Quality Certified

Certificate of Registration

The state municipal enterprise City clinical hospital No4

230, P.

in sir.. Almaty. 050000, Kazakhstan

Hie above licensee has been assessed and registered by "IOCS International Pty Ltd as hawig the capability to control the quality of goods or services provided in accordance with the conditions of the Licence Agreement at or from the addresses shown above, under a quality management system complying with the requirements ot

g P

/SO 9001:2008

The registration covers the provision of emergency and planned m EtclusBns: None

Craig J Bates President

TQCS International (Group) Pty Ltd

Lorraine Welsh Accreditation Manager TQCS International Pty Ltd

felaied and Isrälld »long as it l&dlsplayed a&an electronic copy at m

мбв

/TQCS

QmlttyCeriytei

Certificate of Registration

Сертификат регистрации

Государственна ком мутил.в« щкдпрнппе «Гвршска» клинически вмнтв.*!»

Рцгв|ииНЕ«цлч,И0О0О,сА«»ы,уя.Пянии.22О

БышвукаэшнвяогтатюашябылаоцвнЕнаиэарепклтмровен&вТХХЯМв^ К8К облЕлагацая вожкянсспю юнтротрхяатъ ючаство [фовдвошмык шаря иш оквэъваммх услуг в соответствии с ^слсвиям* Свртнфжатожого Сотвшвнив по указанным выи» аджам в ремон Системы мникмснш качества, соотвютпвуниий требоватям:

ffiä Ф

ISO 9001:200В

Л,

Рвтстршия распространяется на оюэанн» услуг по экстренной и плановой мспщинооЯ ncMcuw .даатсстнщ и кж^льтащи.

JA&AKZ

Проблема качества медицинской помощи и безопасности пациентов в настоящее время является одной из наиболее важных в здравоохранении. Аккредитация дает возможность потребителям медицинских услуг отдавать предпочтение в пользу аккредитованной медицинской организации для получения медицинской помощи в условиях свободного выбора.

Аккредитация будет способствовать позиционированию медицинских организаций, как организации, в которой соблюдаются все требования по безопасности пациентов и сотрудников, по правам пациентов, делопроизводству, инфекционному контролю, управлению материальными ресурсами и персоналом.

Какое значение имеет аккредитация при выборе клиники?

Вы хотите быть уверены в качестве предоставляемых услуг и безопасности, особенно, если речь идет о здоровье. Аккредитация призвана помочь пациентам разобраться в многообразии клиник и врачей и обеспечить единое качественное обслуживание. В нашей стране внедряются современные механизмы управления качеством медицинских услуг. Одним из основных механизмов управления качеством медицинских услуг

является аккредитация. Согласно Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», аккредитованные организации пользуются правом преимущества при размещении государственного заказа на оказание услуг в рамках ГОБМП. Преимущества аккредитации: Для пациентов это гарантированное качество и безопасность. Для медицинской организации - это признание успешной работы клиники и высокий уровень доверия к компетенции и опыту врачей.

Национальные стандарты аккредитации в 2012 году обновлены с учетом требований Международного общества по качеству в здравоохранении (ISQua) и отвечают следующим требованиям:

- акцент на пациента (соблюдение прав пациента, активное участие пациента в лечебно-диагностическом процессе);

- четкость процессов управления;

-четкая организация системы обеспечения безопасности и качества медицинской помощи;

-непрерывное профессиональное усовершенствование персонала;

- четкая система внутренних и внешних связей.

Национальные стандарты аккреди-

тации для медицинских организации, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую, скорую медицинскую помощь, утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября № 676.

Совершенствование медицинской помощи возможно также через внедрение индикаторов стандартов аккредитации. Индикаторы являются частью стандартов аккредитации. По рекомендации консультантов CSIN, 12 индикаторов, имеющих непосредственное отношение к безопасности пациента (необходимое условие для качественного ухода), включены в структуру стандартов аккредитации.

Для чего используются индикаторы?

- используются для отслеживания улучшения деятельности;

- измерения ежедневных процедур;

- определения стратегического направления; -сравнения производительности установленной нормы;

- отражения достижения позитивных результатов;

- получения экономической выгоды от полученных результатов.

Как можно измерить через индикаторы стандартов аккредитации качество оказания медицинской помощи?

Мониторинг индикаторов важен для оценки деятельности медицинской организации в целом, так и для анализа деятельности структурных подразделений. Для оценки качества медицинского процесса необходимо получение объективных количественных данных. В этих целях используются числовые показатели-индикаторы качества. «Индикатор - это количественный показатель, отражающий структуру, процесс или результат медицинской помощи» А. Донабедиан (1990). Индикаторы качества отражают качество структуры, процесса и результата. Структура индикатора включает:

- наименование индикатора;

- единица измерения;

- периодичность информации;

- источник информации;

- пороговое значение.

Формула расчета коэффициента: К = А -В х100 где: К - коэффициент;

А - событие или наблюдения, которое отслеживается;

В - численность базы, из которой этот показатель рассчитывается.

Пример расчета коэффициента: (стандарт 21.6)

Коэффициент ошибок при назначении и предоставлении медикаментов (неправильное лекарство, неверная доза, неверное применение):

1) оценивается за определенный период времени;

2) анализируется для возможных действий;

3) доступен и предоставляется во время ак-кредитационного обследования.

Коэффициент =

Числитель: Количество выявленных ошибок, связанных с назначением и предоставлением медикаментов за определенный период времени*100.

Знаменатель: Общее количество случаев подлежащих аудиту за определенный период времени, при назначении и раздаче медикаментов.

Для успешного использования индикаторов, необходимо обеспечить регистрацию ошибок. Международный опыт показывает, что многие испытывают сильное нежелание вести записи ошибок, так как совершение ошибки ассоциируется с какой-либо формой наказания. В связи с чем, в данных по медикаментозным ошибкам часто занижается действительное количество ошибок. В организациях должна быть сформирована культура отчетности (где угроза наказания сводится к минимуму).

Для того чтобы правильно рассчитать и использовать данный индикатор, необходимо:

1. Поощрение ведения записей всех ошибок;

2. Стремление избегать применения наказаний за ошибку (за исключением случаев проявления крайней халатности);

3. Наличие достоверно составленного журнала ошибок.

МЕНЕДЖЕР1 № 2 (11) 2014 менеджер

Таблица 1.

Индикаторы стандартов аккредитации (стационар)

Наименование индикаторов Числитель (А) Знаменатель (В)

Коэффициент персонала, прошедшего обучение по гигиене рук Количество персонала, прошедшего обучение по гигиене рук, за определенный период времени*100 Общее количество персонала

Коэффициент реализации соответствующей практики гигиены рук целевой группы организации Количество реализации соответствующей практики гигиены рук целевой группы организации Общее количество наблюдений в целевой группе

Идентификация пациента Количество пациентов, у которых есть надлежащая идентификация (двойные идентификаторы)х100 Общее количество пациентов, находящихся в данный момент на лечении

Коэффициент использования проверочных листов по хирургической безопасности ВОЗ Число использования проверочных листов по хирургической безопасности ВОЗх100 Общее число проведенных операций за отчетный период

Коэффициент внутрибольничной инфекции Количество зарегистрированных случаев с внутрибольничнойинфекцией х100 Количество выписанных в отчетном периоде

Коэффициент надлежащего использования профилактиче ских антибиотиков (обязательное и своевременное введение) Количество использования профилактиче ских антибиотиков (обязательное и с воевременное введение)х100 Количество надлежащего использования профилактических антибиотиков (обязательное и своевременное введение)

Коэффициент ошибок, связанных с назначением и предоставлением медикамента Количество ошибок, связанных с назначением и предоставлением медикамента за определенный период времени*100 Количество предоставленных доз медикамента за определенный период времени

Коэффициент необоснованного использования наркотических препаратов Количество необоснованного использования наркотических препаратовх100 Общее количество использования наркотических препаратов

Уровень ошибок при передаче информации в пунктах перехода (при передаче смены, смена службы, передвижение между службами) Количество ошибок при передаче информации в пунктах перехода (при передаче смены, смена службы, передвижение между службами)х100 Общее количество больных за отчетный период

Коэффициент медицинской документации пациентов, которые имеют ошибки Количество медицинской документации пациентов, которые имеют ошибких100 Общее количество медицинской документации пациентов, которые прошли аудит

Коэффициент проведенных аудитов (службой внутреннего аудита) Количество проведенных аудитов (службой внутреннего аудита) х100 Общее количество запланированных аудитов (службой внутреннего аудита)

Анализ эффективности использования индикаторов стандартов аккредитации (на примере городской больницы г. Теккели)

Одним из важных событий 2013 года явилась аккредитация организаций здравоохранения по обновленным национальным стандартам аккредитации.

В 2013 году аккредитации подлежали 154 организации ПМСП. По результатам аккредитации, из 154 медицинских организаций были аккредитованы на 4 года только 2 медицинские организации: поликлиника № 3 г. Караганды и поликлиника №4 г. Ко-станая. На 2 года получили аккредитацию -125 медицинских организаций (81%), в том числе 12 частных медицинских организаций. Одна из них - ГКП на ПХВ «Городская больница» г. Теккели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как же проходила подготовка к аккредитации в данной организации? Подготовка к аккредитации по обновленным стандартам аккредитации началась в 2012 году. Эта процедура потребовала немало усилий и времени от каждого сотрудника. Понадобилось и дополнительное обучение («Проведение обучающего цикла по подготовке специалистов здравоохранения в области аккредитации», РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» 30-31 июля 2013 года).

В ходе подготовки к аккредитации возникли трудности, связанные с внедрением за короткий срок стандартов операционных процедур (СОПы) по новым пациентоо-риентированным стандартам аккредитации (безопасности пациентов). Вначале были разработаны СОПы с учетом рекомендаций Центра аккредитации, затем был самый сложный этап-обучение персонала и внедрение СОПов. Подготовка к аккредитации - работа коллективная. Она не может быть проведена отдельной группой людей. Необходимо, чтобы был задействован весь персонал медицинской организации, чтобы каждый сотрудник понимал значение и важность этой процедуры. Обновленные стандарты аккредитации являются пациентоориентирован-ными и направлены на обеспечение безопас-

ности персонала, пациентов и посетителей. Внедрены пациентоориентированные стандарты по оценке боли, идентификации пациента, оценка рисков падения, управления рисками, менеджмента медикаментов.

Выполнение требований национальных стандартов - это постоянный процесс, включающий разработку документа, обучение персонала и контроль исполнения определенных требований. Основное требование стандартов - акцент на пациента. Это означает надлежащий уход, удовлетворение ожиданий пациента, минимизация ошибок в работе, предотвращение рисков в процессе оказания медицинской помощи. Для минимизации рисков и обеспечения больничной безопасности внедряются определенные стандарты работы и обеспечение общих принципов деятельности медицинской организации.

Сотрудники медицинских организаций на всех уровнях принимали участие в создании правил, инструкций, алгоритмов, руководств по клинической практике, которые необходимо разрабатывать по требованиям критериев стандартов аккредитации. Для нас важно, чтобы пациенты знали, что услуги предоставляются с соблюдением всех утвержденных нормативов, что больница несет ответственность за качество оказываемой медицинской помощи. Кроме того, факт аккредитации является мотивацией для персонала больницы. Поначалу не все сотрудники были уверены в необходимости аккредитации, но результатом всех наших усилий стало получение свидетельства об аккредитации. Это было общей победой всей команды!

Все мероприятия, проведенные в процессе подготовки к аккредитации, усовершенствования, которые были проведены при подготовке к аккредитации, помогают в повседневной работе. Сегодня все процессы четко прописаны в виде стандартов операционных процедур (СОПов) организованы, прозрачны, подконтрольны. Выполнение стандартов - это постоянный процесс обучения и контроля исполнения требований. Фокус этих стандартов - пациент. Это означает надлежащий уход, удовлетворение ожиданий

Шнеджёр!

№ 2 (11) 2014 менажер

пациента, минимизация рисков. Сотрудники нацелены на качественное выполнение своей работы и постоянное улучшение деятельности. В организации функционирует служба по управлению качеством, которая проводит внутренний аудит на соответствие оказываемых медицинских услуг и мониторинг деятельности медицинской организации в целом. Разработаны внутренние индикаторы оценки качества деятельности организации по каждому структурному подразделению. В итоге, получение свидетельства об аккредитации повысило престиж нашей медицинской организации.

Для сравнения эффективности использования индикаторов аккредитации был проведен анализ 12 индикаторов, для медицинской организации, оказывающей стационарную помощь. В результате анализа индикаторов определено:

• Снижение уровня внутрибольничных инфекций - с 4% (2012 г.) - до 1% (2013 г.);

• Снижение уровня медицинских ошибок -с 4% (2012 г.) - до 1% (2013 г.);

• Увеличилось количество персонала, прошедшего обучение по гигиене рук с 75%

(2012 г.) до 95% (2013 г.);

• Увеличилось количество использования профилактических антибиотиков с 80% (2012 г.) до 95% (2013 г.);

• Улучшение менеджмента медикаментов (снижение ошибок, связанных с назначением наркотических препаратов с 3% (2012 г.) до 0,1% (2013 г.), снижение ошибок, связанных с назначением и предоставлением медикаментов с 3,1% (2012 г.) до 1% (2013 г.);

• Улучшились мероприятия по хирургической безопасности (увеличение использования листов хирургической безопасности с 73% (2012 г.) до 95% (2013 г.).

Таким образом, мониторинг индикаторов стандартов аккредитации, имеющих непосредственное отношение к безопасности пациента, рекомендованных консультантами CSIN, позволяет оценить качество оказания медицинской помощи, в дополнение к внешним и внутренним индикаторам.

Положительная динамика индикаторов стандартов аккредитации, касающихся безопасности пациентов, позволило успешно пройти аккредитацию данной организации в 2013 году.

Таблица 2.

Мониторинг индикаторов стандартов аккредитации за 2012-2013 гг.

Наименование индикатора 2012 год 2013 год

Коэффициент использования проверочных листов по хирургической безопасности 73,00% 95,00%

Коэффициент идентификации пациентов 72,00% 95,00%

Коэффициент необоснованного использования наркотических средств 3,00% 0,10%

Коэффициент ошибок при передаче информации 65,00% 95,00%

Коэффициент реализации соответствующей практики гигиены рук 75,00% 95,00%

Коэффициент проведенных аудитов (службой внутреннего аудита) 90,00% 95,00%

Коэффициент надлежащего использования профилактических антибиотиков 80,00% 95,00%

Коэффициент ошибок,связанных с назначением и предоставлением медикаментов 3,10% 1,00%

Коэффициент персонала прошедшего обучение по гигиене рук 75,00% 95,00%

Коэффициент ошибок при транспортировке больных 4,00% 1,00%

Коэффициент ошибок связанных с медицинской документацией 10,80% 1,50%

Коэффициент внутрибольничной инфекции 4,00% 1,00%

Источники:

1. Кодекс РК от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»

2. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годы»

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2011 года № 1577 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг»

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2009 года № 1559 Об утверждении Правил аккредитации в области здравоохранения (с изменениями по состоянию на 31.08.2011 г.)

5. Приказ Министра Здравоохранения Республики Казахстан от 2 октября №676 «Об утверждении стандартов аккредитации для субъектов здравоохранения»

6. Полубенцева, Е. И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи: метод. рек. / Е. И. Полубенцева, Г. Э. Улумбекова, К. И. Сайтку-лов; АСМОК. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 60 с.

7. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 февраля 2013 года № 99 «О внесении изменений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан» от 23 июля 2010 года № 542 «Об утверждении Инструкции по проведению внешней комплексной оценки на соответствие субъектов здравоохранения стандартам аккредитации»

8. «Методическое руководство по применению обновленных стандартов аккредитации медицинских организаций в Республике Казахстан» Министерство здравоохранения Республики Казахстан. (Методическое руководство утверждено экспертным советом Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр развития здравоохранения», протокол №6 от 19 сентября 2013 года)

Шнёджёр!

№ 2 (11) 2014 менё^жер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.