ДЕНСАУЛЫК САКТАУ САЛАСЫНДАГЫ КАДРЛЫК РЕСУРСТАРДЬЩ ЭЛЕУМЕТ1Ц АРТТЫРУ/ ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Подготовка специалистов сестринской службы в Финляндии.
Опыт для Казахстана Финляндияда мешргерлж кызмет мамандарын даярлау.
^азакстан Yшiн тэжiрибе
З.А. Байгожина, медщиналыц бглгмдг дамыту бвлгмгнгц бас сарапшысы;
М.К. Калиева, медщиналыц бглгмдг дамыту бвлгмгнгц басшысы, А.О. Абдрахманова, медициналыц бглгмдг дамыту бвлгмшц бас маманы, Н.М. Кабдрахманова, медициналыц бглгмдг дамыту бвлгмгнгц сарапшысы, «Денсаулыц сацтауды дамыту
Республикалыц орталыгы» ШЖК РМК ТYЙiндеме
Макаланьщ авторлары Финляндияда (Ювяскюля, Ляхти калалары) колданбалы гылыми университеттер базасында JAMK (University of Applied Sciences) оку барысында алган эсерi жэне бiлiмдерiмен белюед^ Казакстан Республикасында колданбалы бакалаври-атты енгiзу жолдарын усынады. Окытудьщ непзп максаты - к^реттшк тэсiлдеме непзшде мейiргерлердi окыту тэжiрибесiн зерттеу, «Мешрбике id» мамандыгы бойынша колданбалы бакалавриат багдарламасын эзiрлеу жэне мемлекеттщ пилоттык колледждерiне енгiзу, алгашкы кемек керсету аурухана белiмдерiнде мейiрбикелiк кYтiм кызметш уйымдастыру жэне мейiрбикелiк тэж1рибе саласында зерттеулердi жYргiзу.
Abstract
Authors share their impressions and knowledge gained during training in Finland (Jyvaskyla, Lahti) at JAMK Universities of Applied Sciences, propose ways of applied bachelor program implementation in Kazakhstan. The main goal of training is to study the experience of competence-based nursing education, to conduct research in the field of nursing practice and organization of nursing services in hospital departments of primary medical care to develop applied bachelor programs in Nursing and to implement in pilot colleges of the country.
В рамках Государственной программы развития здравоохранения РК на 20122015 годы «Саламатты ^азакстан» и распоряжения Премьер-министра РК «Об утверждении Комплексного плана развития кадровых ресурсов здравоохранения Республики Казахстан на 2013-2016 годы» [1-5],
ствие с Европейскими директивами.
В рамках Проекта Всемирного Банка в 2013 году в Казахстане начались мероприятия по совершенствованию сестринской службы [4]. Проведен анализ текущей ситуации по подготовке медицинских сестер, состоянию сестринской службы в РК, изучен опыт подготовки специалистов сестринской службы в зарубежных государствах. Министерством здравоохранения Республики Казахстан соответствующим приказом создана рабочая группа по разработке образователь-
предусмотрены мероприятия по приведению системы подготовки специалистов сестринского дела всех уровней (ТиПО, прикладной бакалавриат, академический бакалавриат, магистратура, докторантура PhD) в соответ-
ЧЩЩ! № 3 (.2) 2014
ной программы прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» в 6 пилотных медицинских колледжах при партнерстве с Федерацией университетов прикладных наук (далее - ФУАС) Финляндии.
Для успешной реализации проекта с целью ознакомления с опытом подготовки специалистов сестринского дела на основе компетентностного подхода, проведения исследований в области медсестринской практики и организации услуг сестринского ухода в отделении первичной медицинской помощи больницы, представители пилотных медицинских колледжей и специалисты Республиканского центра развития здравоохранения (далее - РЦРЗ) прошли обучение в Финляндии (г. Ювяскюля, г. Ляхти) на базе университетов прикладных наук JAMK (University of Applied Sciences).
Выбор университетов Финляндии объясняется высоким уровнем образования в области сестринского дела и образовательных стандартов. Из 17 университетов естественных и 25 прикладных наук, университет прикладных наук JAMK является ведущим по подготовке кадров по 8 специальностям, в том числе по специальности «Здравоохранение и социальное обслуживание».
В Финляндии медицинские сестры могут участвовать в администрировании, заниматься педагогической работой в среднетехнических и высших учебных заведениях, исследовательской работой, имеют возмож-
ность получения докторской степени в области сестринского дела. Ежегодно около 200 аспирантов получают степень магистра, и 50 - степень доктора в области сестринского дела.
Высокие показатели здравоохранения: соотношение врач/средний медицинский персонал - 1:7, соотношение медсестра/пациент - 0,72:1, регламентированные государственными стандартами, ежегодный выпуск специалистов сестринского дела - 57,6 и врачей - 9,4 на 100 тыс. населения свидетельствуют о важной роли системы здравоохранения в политике государства по подготовке специалистов здравоохранения высокой квалификации.
В качестве примера на рисунке 1 представлена структура персонала Центральной больницы Центрального округа Финляндии, персонал которой включает 4160 сотрудников, из них 3294 (79,2%) заняты лечением пациентов, 866 - обслуживанием, более половины всех сотрудников (58%) - сестринский персонал: медицинские сестры, физиотерапевты, акушеры и др. (рис. 1).
В Финляндии специалисты сестринского дела проходят подготовку не только на уровне профессионального учебного заведения, но также в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу на базах университетов прикладных наук (рис. 2).
Практическая медицинская сестра в Финляндии (в РК - младшая медицинская се-
Рисунок 1.
Структура персонала Центральной больницы Центрального округа Финляндии
№ 3 (12) 2014
менеджер!
МЕНЕДЖЕР
Рисунок 2. Система образования в Финляндии
стра) после трехгодичного обучения обеспечивает уход за пациентом под руководством и контролем медицинской сестры, закончившей бакалавриат и вошедшией в регистрационный реестр бакалавров сестринского дела - registered nurse (зарегистрированная медицинская сестра).
Главные направления деятельности практической медсестры - оказание первой помощи, первичного и основного ухода за больными без права введения внутривенных инъекций, выписывания рецептов, доступа к наркотическим препаратам, а также без права медицинского управления (администрирования).
Registered nurse принадлежит ведущая роль в оказании медицинских услуг, так как они обладают высокой компетенцией, профессионализмом и имеют большие полномочия. Функциональные обязанности registered nurse значительно превышают функционал всех казахстанских медсестер вместе взятый - палатных, постовых, про-
цедурных, операционных и др. Registered nurse ведут индивидуальный прием пациентов, определяют предварительный диагноз, назначают лечебные и диагностические процедуры, выписывают рецепты, направляют на вакцинацию, консультируют по телефону, определяют необходимость консультации врача и др.
Некоторые из функциональных обязанностей финляндских registered nurse сегодня и в Казахстане передаются от врача медицинским сестрам: вопросы профилактики, здорового образа жизни, визиты к пациентам на дом, выполнение некоторых процедур, не требующих присутствия врача, и т.д.
В Финляндии 80% пациентов предварительно поступают к медсестрам, а затем, в случае необходимости, к врачам, и только 20% пациентов поступают непосредственно к врачам. В повсеместно распространенных центрах здоровья в Скандинавских странах ведущая роль также принадлежит медицин-
№ 3 (12) 2014
ским сестрам (бакалаврам) [1].
В Финляндии подготовка медицинских сестер основывается на директивах Европейского Союза: минимальная продолжительность обучения составляет 4600 часов, в Казахстане - 3528. При этом более половины часов в Финляндии и странах Евросоюза (ЕС) отводится практической подготовке (рис. 3). Подготовка осуществляется в медицинских организациях под патронажем преподавателей и наставничестве со стороны
опытных практикующих медицинских сестер. Каждый учебный год имеет свою тематику: 1 год - «Медсестра как профессионал своего дела» (идентификация м/с), 2 год - «Медсестра, работающая в межпрофессиональной команде», 3-4 год - «Умение совершенствоваться в своем деле. Самосовершенствование». На 4 курсе в рамках клинической подготовки студенту предоставляется право и возможность выбрать одну из пяти специализаций (540 часов): «Сестринское дело»,
Казахстан Страны Евросоюза
Рисунок 2.
Сравнительный анализ распределения теоретических и практических часов подготовки МС в странах ЕС и Казахстане
«Физиотерапия», «Планирование и осуществление реабилитации», «Социальное обеспечение», «Трудовая терапия». Особенностью программы является ее гибкость, которая заключается в том, что студенты сами составляют траекторию своего обучения и поэтому могут закончить обучение в разное время.
В обучении широко используются такие методы, как работа в проектах, работа в команде, симуляционное обучение, большое внимание уделяется практике на рабочем месте, саморазвитию, исследовательской деятельности студентов. Интерес представляет весьма эффективный метод обучения Job-Shadowing - означающий дублирование на рабочем месте, когда студент наблюдает за работой преподавателя, наставника и учится выполнять ту же работу самостоятельно.
Главная особенность образовательных программ заключается в ориентации их на работодателя, который принимает непосред-
ственное участие в реализации образовательных программ, особенно в части производственной практики.
Место прохождения практики резервируется через электронную систему и лица, ответственные за работу со студентами (координатор учебного процесса) и прохождение ими практической подготовки, заранее связываются с ними и оговаривают график прохождения практики и другие организационные вопросы. Координатор регламентирует количество студентов, их распределение, размещение и прибытие на практику, следит за качественным руководством студенческой практикой, уровнем управленческих навыков медицинских сестер, руководящих студентами.
Кроме того, в каждом отделении есть ответственные инструкторы, которые следят за ходом практической подготовки студентов. К каждому студенту прикреплено 1-2 ментора, которые осуществляют непосредственное
МЁНЕДЖЕР1
№ 3 (12) 2014 МЕНЕДЖЕР
руководство практикой, то есть направляют студента в процессе получения знаний и навыков, оказывают помощь в освоении основных клинических навыков и способностей, в профессиональной социализации, содействуют его профессиональному росту.
В свою очередь ответственные за работу со студентами также проходят многопрофильное обучение навыкам руководства. Работа по руководству студенческой практикой проходит оценку качества с помощью Национального барометра качества руководства деятельностью студентов CLES (Clinical Learning Environment Scale). С помощью барометра качества оценивается атмосфера в коллективе, эффективность ухода за пациентами, управленческие отношения. К примеру, по шкале от 0 до 10 в 2013 году уровень руководства деятельностью студентов в округе Центральной Финляндии получил оценку 8,6 балла, что, согласно международным критериям, является очень хорошим показателем.
Организация клинической практики и наставничества в образовательной системе Финляндии поставлена на высоком уровне. Ответственные за работу со студентами образуют узкоспециализированные сообщества, которые встречаются 4-6 раз в году, с целью обеспечения единообразия практик, информирования, обмена опытом, разбора и решения сложных ситуаций со студентами.
После окончания практической работы проводится трехсторонняя оценка результатов: наставником-медсестрой и наставником-преподавателем, кроме того, студент сам дает оценку своей работе. Каждый учебный модуль оценивается по принципу «зачет-незачет» по 11 компетенциям: этическая компетенция, коммуникационная компетенция, компетенция профессионального развития, компетенция взаимодействия с клиентом, организационно-общественная компетенция, интернационально-культурная компетенция, компетенция в сфере клинического ухода, компетенция «принятие решений», компетенция «содействие здоровью», компетенция «руководство и обучение», саморазвитие.
Положительный опыт организации
аШШЁР № 3 (12) 2014
и развития сестринского дела в Финляндии показывает, что деятельность специалистов сестринского дела меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
Знакомство казахстанских специалистов с образовательной системой и програм-мойприкладногобакалавриатапосестринско-му делу, организацией сестринской службы в лечебно-профилактических учреждениях гг. Юваскюля и Лахти позволило рекомендовать внедрение опыта Финляндии в области подготовки медицинских сестер новой формации в Республике Казахстан.
На основе изучения опыта Финляндии по подготовке медицинских сестер для развития сестринского дела в Республике Казахстан предлагается следующее:
1. При разработке и внедрении образовательной программы прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» в Республике Казахстане необходимо учесть опыт Финляндии.
2. Рассмотреть возможность разработки и внедрения нормативного и финансового механизма взаимоотношений между студентом, организацией образования и клинической базой в рамках трехстороннего договора в соответствии с концепцией дуального обучения.
3. Разработать и внедрить образовательную программу по наставничеству, которая позво-литначатьвпилотномрежимеподготовкумен-торов из числа опытных практикующих медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений шести регионов, где расположены 6 пилотных медицинских колледжей.
4. Профессиональные обязанности (должностные инструкции) в деятельности медицинских сестер и национальные профессиональные стандарты должны быть пересмотрены в отношении различных уровней квалификации в данной области: младшая медицинская сестра, медсестра с профессиональной подготовкой, медсестра
со степенью прикладного бакалавра (зарегистрированная), медсестра с университетской академической степенью бакалавра, магистерской и докторской степенями в данной сфере. 5. С целью эффективного внедрения программы прикладного баклавриата провести обучение преподавателей шести пилотных медицинских колледжей.
Опыт Финляндии по многоуровневой
подготовке и переподготовке специалистов сестринского дела признан на международном уровне, в связи с чем, внедрение его в образовательные программы медицинских колледжей положительно скажется на уровне подготовки казахстанских медицинских сестер, престиже профессии, а также показателях здоровья населения и снижении дефицита врачебных кадров.
Источники:
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.
2. Концепция развития медицинского и фармацевтического образования РК на 2011-2015 годы, утвержденная приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 12 августа 2011 года № 534.
3. Проект Концепции развития сестринского дела в РК до 2020 года.
4. Проект Всемирного Банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», Соглашение о займе (Проект по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития от 2 февраля 2008 года.
5. Постановление Правительства РК «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы», № исх.752 от 1 июля 2014
6. Кашафутдинова Г.Т., Байсугурова В.Ю. Современное состояние сестринского дела в развитых странах: расширение сестринской практики. Казахский Национальный медицинский университетимени С.Д. Асфендиярова г. Алматы/ Вестник КазНМУ
Подготовка кадровых ресурсов как основа совершенствования национальной системы аккредитации
Шаймерденова А.А.
Мемлекет тарапынан цадала коцш болшп отырган, нег1зг1 факторлардыц б1р1-медщиналыц цызмет корсету сапасы.
ТYЙiндеме
TmMAi жацарту жэне осы жуйенщ кызметшщ мацызды бeлiмi кадрларды дайындау болып табылады. ^аз1рп кезевде кадрлармен жумыс ютеуге аккредиттеу жуйесшщ барлы; катысушыларды жетiлдiрген, медициналы; уйымдардыц персоналдарын окытуы юред^ аккредиттеу етюзуге дайындалатын шю аудит кызметшщ мамандары, сондай-ак аккредиттеу стандарттарга сэйкес шю кешендi багалауды етюзетш мамандарды дайындайды.
Abstract
Quality of medical service - is one of the main factors, which is paid close attention from the state. Important element for effective modernization and operation of this system is training of personnel. Work with the personnel at the present stage is characterized by the improvement of all participants in the accreditation system, including the training of personnel of medical organization, specialists of the internal audit, who are engaged in the preparation for the accreditation, and training of specialists, who conduct a comprehensive assessment of foreign compliance with accreditation standards.
МЕНЕДЖЕР I №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР
здравоохранения Республики Казахстан