Научная статья на тему 'IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES INTO THE KAZAKH AND FINNISH COLLABORATIVE NURSING CARE MASTER’S PROGRAM'

IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES INTO THE KAZAKH AND FINNISH COLLABORATIVE NURSING CARE MASTER’S PROGRAM Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Issayeva R.B., Ussebayeva N.Z., Ospanova D.A., Maksudova M.K., Kupenshyeeva D.I.

Встатье рассматриваются актуальные вопросы реформирования сестринского дела вРК с учетоммеждународного опыта. Подробно освещены вопросы развития сестринского образования с позиции студентоцентрированного обучения. Приведены примеры внедрения инновационных образовательных технологий в совместную Казахско-Финскую магистратуру по сестринскому делу.Мақалада Қазақстан Республикасында мейіргерлік іс саласы реформасының өзекті мәселелері қарастырылады. Студентке бағытталған оқыту тұрғысынан мейігерлік іс білімін дамыту мәселелері толығымен баяндалды. Мейіргерлік іс бойынша Қазақ-Финдік бірлескен магистратурада білім берудің жаңашыл технологияларын енгізу мысалдары келтірілгенThe article considers topical issues of nursing reform in the Republic of Kazakhstan. The issues of the development of nursing education from the standpoint of student-centered learning are discussed in detail. The examples of introduction of innovative educational technologies in the joint Kazakh-Finnish magistracy on nursing are presented

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES INTO THE KAZAKH AND FINNISH COLLABORATIVE NURSING CARE MASTER’S PROGRAM»

Articles

J Health Dev 2018; 2(27) Supplement:70-74

NURSING EDUCATION AND NURSING RESEARCH

IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES INTO THE KAZAKH AND FINNISH COLLABORATIVE NURSING CARE MASTER'S PROGRAM

Issayeva R.B.1, Ussebayeva N.Z.2, Ospanova D.A.3, Maksudova M.K.4,

Kupenshyeeva D.I.5

1 Kazakh Medical University of Continuing Education, Professor of the Department of Public Health, Medical Law and the Organization of Pharmacy, Almaty, Kazakhstan 2Kazakh Medical University of Continuing Education, Associate Professor of the Department of Health Management with Nursing Course, Almaty, Kazakhstan 3 Kazakh Medical University of Continuing Education, Head of the Department of Public Health, Medical Law

and the Organization of Pharmacy, Almaty, Kazakhstan 4Kazakh Medical University of Continuing Education, Senior Lecturer of the Department Health Management

with Nursing Course, Almaty, Kazakhstan 5Kazakh Medical University of Continuing Education, doctoral student of the Department of Health Management with Nursing Course, Almaty, Kazakhstan

Abstract

The article considers topical issues of nursing reform in the Republic of Kazakhstan. The issues of the development of nursing education from the standpoint of student-centered learning are discussed in detail. The examples of introduction of innovative educational technologies in the joint Kazakh-Finnish magistracy on nursing are presented.

Key words: innovative educational technologies, nursing, international cooperation, Kazakhstan.

«Мешргерлк с» мамандыгы бойынша Цазац-Финдж бiрлескен магистратура багдарламасына бМм берудщ жацашыл технологияларын енгiзу

Тужырымдама

Ма^алада Цаза^тан Ре^убликашнда мейiргерлiк ic млат реформашныц взет мэcелелерi %араcтырылады. Студентке багытталган о^ту тургышнан мейiгерлiк ic бiлiмiн дамыту мэcелелерi толыгымен баяндалды. Мейiргерлiк ic бойынша Цаза%-Финдiк бiрлеcкен маги^ратурада б^м берудiц жацашыл технологияларын ен^зу мыюалдары келтiрiлген.

Кiлттi свздер: б^м берудiц жацашыл технологиялары, мейiргерлiк ic, халыщаралык, ынтымата^ыъ, К,азакртан.

Внедрение инновационных образовательных технологий в совместную Казахско-Финскую магистратуру по сестринскому делу

Резюме

В статье рассматриваются актуальные вопросы реформирования сестринского дела в РК с учетом международного опыта. Подробно освещены вопросы развития сестринского образования с позиции студентоцентрированного обучения. Приведены примеры внедрения инновационных образовательных технологий в совместную Казахско-Финскую магистратуру по сестринскому делу.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, сестринское дело, международное сотрудничество, Казахстан.

УДК 61:001.83(100)

Recieved: 07.06.2018 Accepted: 15.06.2018

Corresponding author: Issayeva Raushan, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Public Health, Medical Law and the Organization of Pharmacy, Kazakh Medical University of Continuing Education.

Address: Kazakhstan, Almaty, Manas Street, 34 Phone: + 7 (727) 346 84 48 E-mail: issayeva_raushan@inbox.ru

Введение

Вступление человечества в XXI век сопровождается обострением ряда проблем, в числе которых одно из первых мест занимает здоровье населения, отмечается высокий уровень сердечно -сосудистых, онкологических, психических, социальных и множества других заболеваний.

На современном этапе жизни сильно изменилось само восприятие здоровья человека. Важным является потребность человека справляться с различными ограничениями физического и интеллектуального здоровья, которые приводят к нарушениям психологического состояния и способствуют снижению качества жизни. В таких условиях медицинские сестры играют важную роль в развитии системы здравоохранения, направленной на предоставления безопасных и высококачественных медико-санитарных услуг [1].

При этом настоящие программы развития социального здравоохранения направлены на пропаганду профилактических мероприятий, призванных предупреждать, а не просто лечить болезнь. Данный подход признан наиболее гуманным и экономичным.

При этом стоит отметить, что реализация такой модели медико - социальной помощи практически невозможна без участия медицинских сестер с высшим и средним образованием, которые представляют собой наиболее многочисленную категорию среди работников в системе здравоохранения.

В мае 1998 г. мировым сообществом принята программа «Здоровье для всех в XXI столетии», определившая важнейшие приоритеты здравоохранения на первые два десятилетия XXI века [2].

На основе глобальной политики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Европейский региональный комитет определил свою региональную политику «Здоровье-XXI», которая базируется на трeх фундаментальных ценностях:

- здоровье как основополагающее право человека;

- справедливость в отношении здоровья и солидарность в действиях, как между странами, так и всего общества в этом процессе;

- ответственность отдельных лиц, групп населения и организаций за непрерывное развитие здравоохранения, а также их участие в этом процессе.

При этом, понятие здоровья определяется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни и устойчивого экономического развития. Таким образом, охрана здоровья населения становится не только ответственностью различных служб здравоохранения, но также и одной из задач абсолютно всех ведомств и отраслей, негосударственных организаций и каждого человека в отдельности.

На II Европейской конференции ВОЗ по

сестринскому делу и акушерству (Мюнхен, 2000) была принята Клятва медсестер и акушерок, приверженцев политики «Здоровье - XXI» [3]. В ней такие слова: «Придерживаясь принципов политики «Здоровье -XXI», обязуюсь использовать свои знания, опыт и гуманистическое отношение к людям на благо охраны здоровья общества. Моя высшая цель заключается в том, чтобы, работая совместно с общественностью, улучшить здоровье населения и обеспечить права каждого человека на надлежащую лечебно-профилактическую помощь и уход. Совместно с коллегами - медицинскими сестрами и акушерами, и в сотрудничестве с другими медицинскими работниками и общественностью я буду постоянно прилагать все усилия для пропаганды здорового образа жизни и создания здоровых условий на местах работы и проживания населения. Критерием эффективности моей работы будет более высокий уровень здоровья отдельных лиц, семей и населения. Оказывая помощь и обеспечивая профессиональный уход за больными, я всегда буду руководствоваться высокими идеалами сострадания и нравственности».

Разработанная Дорожная карта в Европейском регионе ВОЗ (2013) «Укрепление систем здравоохранения, направленных на нужды и запросы людей», определяет согласованное/комплексное предоставление медицинских услуг (далее СКПМУ) [4]. К услугам относятся: защита здоровья; пропаганда здорового образа жизни; профилактика; диагностика; лечение; долговременный медицинский уход; реабилитация; паллиативный уход.

Одной из инициатив, направленной на создание СКПМУ является схема системы предоставления услуг, которая включает в себя:

• пересмотр роли работников различных профессий;

• организатор ведения случая / оказания медицинской помощи;

• многопрофильные бригады;

• клиники, возглавляемые медсестрами;

• катамнестическое наблюдение путем посещения на дому;

• постоянное оценивание. Реформирование сестринского дела

предполагает, что многие услуги, такие, как пропаганда здорового образа жизни; профилактика, долговременный медицинский уход; реабилитация; паллиативный уход будут выполняться медицинскими сестрами самостоятельно или под руководством врача. При этом изменятся роль медсестры и ее должностные обязанности.

В документах ВОЗ употребляется термин катамнез - совокупность сведений о состоянии больного и дальнейшем течении болезни после установления диагноза и выписки из стационара. Катамнез собирают через определенное время после первоначального наблюдения над больным, его нахождения в лечебном учреждении и после перенесения им болезни (или

приступа болезни). Катамнестическое наблюдение путем посещения на дому также предполагает активное участие сестринского персонала в скорейшем восстановлении здоровья больных, в том числе детей, а также в повышении качества медицинских услуг и удовлетворенности пациентов.

Принятие и развитие новой концепции медико - социальной помощи и важности роли сестринского персонала в ее реализации подразумевает совершенно новый подход научного обоснования. В такой модели медицинская сестра, обладающая многоуровневой подготовкой по различным направлениям, представляет активного члена мультидисциплинарной команды, способного грамотно и самостоятельно оказывать помощь пациентам с использованием современных технологий сестринского процесса, разрабатывать и реализовывать индивидуальный уход для каждого пациента. При этом медицинская сестра выступает в качестве менеджера, принимающего активное участие в рациональной организации лечебно-профилактического процесса.

Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением. Поэтому второй инициативой СКПМУ является «поддержка принятия решений» и включает в себя:

• внедрение руководств, протоколов, планов оказания медицинской помощи на доказательной основе;

• стандартное образование / обучение;

• распространение учебных материалов среди медработников [4].

Международный совет медицинских сестер считает, что сестринские инновации являются основным источником развития систем здравоохранения во всем мире. Это обусловлено наличием медицинских сестер во всех медицинских организациях, их работой со всеми типами пациентов, семей, сообществ, взаимодействуя как с работниками системы здравоохранения, так и со специалистами других отраслей.

На это направлена следующая инициатива СКПМУ: информационные системы:

• системы напоминания;

• истории болезни, открытые для совместного пользования медработниками;

• аудит и отзывы о работе поставщиков услуг;

• регистр пользователей социальных / медицинских услуг [4].

Последние две инициативы активно внедрены в практическое здравоохранение, и медицинские сестры являются активными участниками этих процессов.

Определяющая роль организации работы среднего медицинского персонала в любой медицинской организации принадлежит руководителю сестринской службы.

Медицинская сестра в качестве руководителя способна решать важные стратегические вопросы, принимать решения в условиях крайней

нестабильности, постоянного дефицита всех видов ресурсов. Для успешного выполнения этих задач руководителю недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции, необходимо приобретение новых качеств и развитие управленческих способностей. Управленческая компетентность, проявление лидерских и коммуникативных способностей, оптимизма, видение будущего и желание познавать новое - важнейшим критерием ценности медицинской сестры как руководителя [5].

В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательной медицине, представляют средний медицинский персонал в качестве равноправного партнера врача, который может принимать самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход. Этим задачам будет способствовать следующая инициатива СКПМУ:

• самостоятельное ведение историй болезни

• просвещение и обучение пациентов;

• мотивационное консультирование пациентов;

• распространение просветительских материалов;

• применение инструментов мобильного и электронного здравоохранения [4].

Для осуществления этой стратегической задачи по Дорожная карте по модернизации системы сестринского образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы внедрена в 2017 году совместная двух дипломная Казахско-Финская магистратура по сестринскому делу. Подготовку магистрантов осуществляет АО «Казахский медицинский университет непрерывного образования» (КазМУНО) совместно с Университетом прикладных наук JAMK при сотрудничестве с Университетом прикладных наук Lahti (Финляндия), с выдачей казахстанского диплома магистра по сестринскому делу КазМУНО, диплома университета JAMK Master of Health Care Degree Programme in Advanced Nursing Practice.

Обучение проводится очной дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий - программы электронного обучения «Moodle» на английском языке финскими преподавателями, что составляет 50% учебной нагрузки. С казахстанской стороны обучение проводится на русском и государственном языках в зависимости от контингента обучающихся.

В образовательном процессе используются международные подходы к подготовке специалистов сестринского дела: сестринские научные исследования, педагогика в сестринском деле, менеджмент, доказательная сестринская практика.

В основе модели обучения особое внимание уделяется обучению и преподаванию в свете конструктивизма.

Основная идея теории конструктивизма

(J.Bruner) состоит в том, что обучение - активный процесс, в котором обучаемый конструирует новые идеи и понятия, основанные на свих прежних знаниях [6]. Обучаемый подбирает информацию, выдвигает гипотезы и принимает решения, опирающиеся на познавательные структуры.

Познавательные структуры (логические построения, мысленные эксперименты) обеспечивают приобретение опыта и позволяют человеку «шагнуть за рамки имеющейся информации».

Изменения в системе медицинского образования, интенсивно происходящие в последние годы, основой учебного процесса предполагают приобретение компетенций (умений и опыта деятельности), а не время, затраченное на их получение.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, кем-то предложенное к усвоению, а обучаемый сам формирует знания, формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Для организации такого обучения в европейском высшем образовании закрепился термин «студентоцентрированное обучение» (СЦО).

По определению международной организации «Education International», СЦО представляет собой тип мышления и культуру высшего учебного заведения, а также метод обучения, который во многом связан с конструктивистскими теориями обучения [7].

Для СЦО характерны инновационные методы преподавания, которые стимулируют обучение на основе взаимодействия с обучающимися и ориентированы на студентов как активных участников своего собственного образования, формирующего универсальные, ключевые компетенции.

Студентоцентрированное обучение требует постоянного рефлексивного процесса. Этот принцип реализуем при использовании современных технологий обучения (проблемное обучение, проектное обучение, технологии развития критического мышления - любая деятельностная технология требует рефлексии).

На циклах педагогического направления магистранты ведут рефлексивный дневник с периодичностью один раз в две недели, в котором анализируют полученные новые знания и применение их в собственной практике, а также возможные пути решения возникающих проблем. К примеру, на цикле «Организация сестринского процесса и документация в сестринском деле» магистранты должны прочитать 3 статьи на английском языке.

Первая статья - «Факторы, влияющие на клиническое использование сестринского процесса в больнице в Аккре, Гана». Вторая статья - «Документация для медсестер: Структура и барьеры». Третья статья - «Какие факторы влияют на распространенность и точность диагнозов сестринского дела в клинической

практике?».

После каждой статьи проводится обсуждение с преподавателями с казахстанской и финской сторон по скайпу по группам (в группе 4 человека). Каждый магистрант должен высказать свое собственное мнение, интерпретацию прочитанной статьи и ответить на вопросы преподавателей.

Для выполнения оценочного задания 1 предлагается кейс: ситуационная задача - пациент после перенесенного инсульта. Магистрантам предлагается групповое задание, состоящее из 3 частей. В первой части магистранты проводят анализ ситуационной задачи с указанием сильных и слабых сторон факторов, влияющих на здоровье или представляющих угрозу для жизни пациента, также следует определить потребности в обучении пациента и семьи.

Во второй части предлагается составить план сестринского ухода за больным с заполненной таблицей. В таблице нужно привести 3-5 сестринских диагнозов, которые отражают приоритетные потребности пациента с указанием целей и измеримого ожидаемого результата диагнозов, а также обосновать сестринские вмешательства. Привести комментарии для оценки эффективности сестринского ухода.

В третьей части задания нужно выбрать теоретическую модель сестринского дела и применить к предложенному кейсу. Написать свое мнение об удобстве применения этой теории к данной ситуации.

Как видно из предложенного задания студентоцентрированный подход возлагает на магистранта большую ответственность, побуждая его думать, обрабатывать, анализировать, синтезировать, критиковать, применять, решать проблемы.

Целью оценочного задания два является рассмотрение разработки сестринской документации и оценка роли медсестры и принятия решений при планировании ухода за больным. Назначение выполняется небольшими группами (3-4 магистранта в одной группе).

Для выполнения задания нужно провести поиск в Интернете информации об инновациях, инновационных технологиях, используемых в сестринской документации. Провести групповое обсуждение в своей небольшой группе и ответить на следующие вопросы:

- Какие инновации / инновационные технологии вы нашли?

- Как вы относитесь к роли медсестер в разработке инноваций в документации для медсестер?

- Какие исследования сестринского дела необходимы для развития в будущем.

Написать мнение группы и привести примеры о разработке сестринской документации. Рекомендуется читать сообщения из других групп.

В этом задании используется метод взаимооценки и взаимообучения, метод групповой работы.

В конце вышеуказанного цикла финские

коллеги провели занятия с использованием методик Gallery walk [8] и Panel Discussion [9].

Методика Gallery walk подразумевает групповую работу в малых группах. Преподаватель предлагает вопросы для обсуждения с распределений по станциям. Задание на каждой станции висит как картина на стене. Выполнение магистрантами групповой работы проводится с использованием бумаги для flip chart. Каждой группе соответствует определенный цвет маркера. На каждой станции выделяется фиксированное время, в течение которого магистранты обсуждают написанное мнение предыдущих групп и оставляют свои собственные комментарии к обсуждаемой теме. По сигналу преподавателя группы переходят на следующую станцию. После прохождения всех станций проводится заключительное обсуждение совместно с преподавателем.

Panel Discussion - методика обучения в игровой форме, в которой магистранты выступают в различных ролях участников системы здравоохранения. Задача магистрантов участвовать в дискуссии с позиции своей роли с применением доказательных теоретических знаний и обоснованием своей позиции по обсуждаемой проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть магистрантов, которые не имели роли, принимают активное участие в качестве наблюдателей, которые имеют право участвовать в дискуссии.

Цель данной методики заключается в использовании магистрантов в различных ролях для поиска общего решения, включенность каждого участника в процесс практического занятия с оценкой собственной деятельности.

Поисковый характер деятельности обучающегося формирует у него мотивацию к

освоению новой информации, потребность в самообразовании, изучении передового опыта, повышении своего мастерства, стремление к личностному самосовершенствованию. Преподаватель создает условия для подготовки обучающегося нового типа - студента-исследователя. Такое обучение осуществляется совместно в небольшой группе, но все изменения в каждом человеке в процессе обучения глубоко индивидуальны.

Применение таких методов обучения обеспечит повышение качества образования, и, следовательно, возможность повысить и качество медицинской помощи, оказываемой специалистами сестринского дела новой фармации, что является приоритетной задачей реформирования сестринской деятельности.

Выводы

Таким образом, принимаемые шаги в направлении модернизации сестринского дела в Республике Казахстан, согласуются с инициативами ВОЗ по укреплению систем здравоохранения, направленных на нужды и запросы людей в рамках программы по согласованному/комплексному предоставлению медицинских услуг. Реформирование сестринского образования с позиции международного подхода студентоцентрированного обучения и внедрения инновационных образовательных технологий в совместную Казахско-Финскую магистратуру по сестринскому делу позволит подготовить специалистов в области сестринского дела, которые смогут стать основой для развития сестринского дела в стране на уровне международных стандартов здравоохранения для повышения глобального индекса конкурентоспособности страны.

Литература

1. World Health Organization. Strategic directions for strengthening nursing and midwifery services. Geneva, Switzerland, 2003: 53 р.

2. ВОЗ. Здоровье 21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: №5. Европейское региональное бюро ВОЗ,- Копенгаген,1998,- 40 с. OZ. Zdorov'e 21: Osnovy politiki dostizhenija zdorovja dlja vseh v Evropejskom regione VOZ: №5 (WHO. Health 21: Health for all policy framework for the WHO European Region: No. 5) [in Russian]. Evropejskoe regional'noe bjuro VOZ. Kopengagen,1998:40 р.

3. ВОЗ. Мюнхенская декларация «Медсестры и акушерки — важный ресурс здоровья». Европейское региональное бюро ВОЗ. — Копенгаген, 2000. — 3 с. VOZ. Mjunhenskaja deklaracija «(Medsestry i akusherki -vazhnyj resurs zdorov'ja» (Munich Declaration "Nurses and midwives are an important health resource") [in Russian]. Evropejskoe regional'noe bjuro VOZ. Kopengagen, 2000:3 р.

4. Дорожная карта Укрепление систем здравоохранения, направленных на нужды и запросы людей в Европейском регионе ВОЗ, Женева.-2013 - 47 с. Dorozhnaja karta Ukreplenie sistem zdravoohranenija,

napravlennyh na nuzhdy i zaprosy ljudej v Evropejskom regione VOZ (The road map Strengthening health systems that address the needs and demands of people in the WHO European Region) [in Russian], Zheneva.2013: 47 р.

5. Bourgeault IL, Kuhlmann E, Neiterman E. et al. How can optimal skill mix be effectively implemented and why? 2008: 31 р.

6. Bruner J. Constructivist theory. Retrieved May. 2001: 10.

7. Лопанова ЕВ, Галянская ЕГ. Организация студентоцентрированного обучения в медицинском вузе //Международный журналприкладныхи фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-4. - С. 751-754. Lopanova EV, Galjanskaja EG. Organizacija studentocentrirovannogo obuchenija v medicinskom vuze (Organization of student-centered training in a medical school) [in Russian]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015; 8-4: 751-754.

8. Bowman SL. The gallery walk: An opening, closing, and review activity [electronic document], 2015. Retrieved 02.05.2018. Available: http^/www^owpersoncom/.

9. Andersson T. Panel Discussion. Japan: A European Perspective. Palgrave Macmillan, London. 1993: 51-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.