Научная статья на тему 'INNOVATIONS IN NURSING CARE EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING IN TURKESTAN HIGH MEDICAL COLLEGE'

INNOVATIONS IN NURSING CARE EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING IN TURKESTAN HIGH MEDICAL COLLEGE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TRAINING IN NURSING CARE / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Babakhanova G.A.

В статье представлено обсуждение инновационных образовательных технологий, использвуемые в практике Туркестанского высшего медицинского коллежда. Формирование исследовательских умений студентов медицинского колледжа - является приоритетной задачей, и это умение рассматривается нами как одна из ключевых компетенций будущей медицинской сестрыМақалада Түркістан жоғарғы медициналық колледжінің тәжірибесінде қолданылатын мейіргерлік білім берудегі жаңашыл технологиялар талқыланған. Медициналық колледждің студенттерінде зерттеушілік дағдыларды қалыптастыру - маңызды шарт болып табылады. Біз аталмыш дағдыдарды болашақ мейіргердің маңызды құзіреттілігі ретінде қарастырамызThe article presents a discussion of innovative educational technologies used in the practice of the Turkestan High Medical College. Formation of research skills of the medical college students is a priority task, and this ability is considered by us as one of the key competencies of a future nurse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «INNOVATIONS IN NURSING CARE EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING IN TURKESTAN HIGH MEDICAL COLLEGE»

J Health Dev 2018; 2(27) Supplement:81-85

INNOVATIONS IN NURSING CARE EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF TEACHING IN TURKESTAN HIGH MEDICAL COLLEGE

Babakhanova G.A.

Turkestan Higher Medical College, Nursing Teacher, Turkestan, Kazakhstan

Abstract

The article presents a discussion of innovative educational technologies used in the practice of the Turkestan High Medical College. Formation of research skills of the medical college students is a priority task, and this ability is considered by us as one of the key competencies of a future nurse.

Key words: innovative educational technologies, training in nursing care, Kazakhstan.

TYPKicmaH жогарты медициналыи, колледжiндегi ок,ытушылык, maxipu6e бойынша мейiргерлiк 6rniM берудегi инновациялар

Тужырымдама

Мацалада TYPKicmaH жогаргы медициналыи колледжами тэжрибеанде цолданылатын мейiргерлiк 6wiM берудег жацашыл технологиялар талцыланган. Медициналыц колледждiц cmydeHmmepiHde 3epmmeyuimiK дагдыларды цалыптастыру - мацызды шарт болып табылады. Ыз аталмыш дагдыдарды болашац мейiргердih| мацызды ц^зiреmmiлiгi реmiнде царастырамыз.

Krnmmi свздер: б^м берyдегi жацашыл технологиялар, мейiргерлiк б^м беру ici, Цазацстан.

Инновации в сестринском образовании из опыта преподавания в Туркестанском высшем медицинском колледже

Резюме

В статье представлено обсуждение инновационных образовательных технологий, использвуемые в практике Туркестанского высшего медицинского коллежда. Формирование исследовательских умений студентов медицинского колледжа - является приоритетной задачей, и это умение рассматривается нами как одна из ключевых компетенций будущей медицинской сестры.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологий, обучение в сестринском деле, Казахстан

УДК 61:001.92

Recieved: 12.05.2018 Accepted: 28.05.2018

Corresponding author: Babakhanova G.A., Nursing Teacher, Turkestan Higher Medical College.

Address: Kazakhstan, Turkestan, Abylai Khan Str., 108 Phone: +7 (72533) 4-31-56 E-mail: tur_med@mail.ru

Введение

Казахстанская система здравоохранения модернизируется, ориентируясь при этом на лучшие мировые практики. В связи с модернизацией практического здравоохранения и экономическими реформами, изменились требования к специалистам сестринского дела.

Эффективное развитие здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, а так же рационального использования среднего медицинского персонала. Современные системы образования и здравоохранения в стране, предъявляют качественно новые требования к уровню освоения общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Сегодня, работодатель заинтересован в инициативном специалисте, который способен самостоятельно ориентироваться в медико-социальных проблемах населения и подходить к их решению с позиции исследователя, используя знания и умения в соответствии с логикой научного исследования. Сложившаяся ситуация определила необходимость в формировании новых профессиональных компетенций будущего специалиста сестринского дела на период обучения в медицинском колледже.

Основная цель образования достигается лишь путем компетентностных, практико-ориентированных учебных подходов и обучающих методик. Важнейшими направлениями развития сферы медицинского образования стало усиление практической части в подготовке медиков, при сохранении высокого уровня знаний теории. Решением задачи являются симуляционные центры, оснащенные новейшими оборудованиями высокоуровневыми фантомами, муляжами, симуляторами, позволяющими отрабатывать практические умения согласно требованиям, которые устанавливает перед медициной современное общество. Такая форма обучения способствует развитию моторики, тактильной чувствительности, моделирует реальные условия будущей деятельности. Такая подготовка дает возможность создавать неотложные состояния, близкие к реальности, повысить эффективность обучения и тем самым предотвращать ошибочные действия будущих медицинских сестер в критических ситуациях.

О деятельности колледжа

В колледже у нас открыты учебно-реабилитационный центр, учебный центр по паллиативной помощи и гериатрическому уходу, учебный центр по медицинской эргономике, учебный центр по нетрадиционной медицине, который внедрен у нас как элективный предмет. Целью открытия таких центров является - обеспечение медицинских организаций практико-ориентированными

кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией и многофункциональными

компетенциями.

Роль медицинской сестры в лечебном процессе постоянно развивается и возрастает. Сфера деятельности медсестры широка и многогранна. Эти и здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек - обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним, и, наконец, социально-психологические проблемы человека.

Существующая и прогнозируемая в нашей стране демографическая ситуация ставит целый ряд медико - социальных проблем, одной из которых является высококачественное медицинское обслуживание лиц пожилого возраста и престарелых. В связи с этим возрастает значение подготовки специально обученной медсестры, знающей особенности ухода за пожилыми и старыми людьми, оказывающей психологическую поддержку пациенту, способной организовать активный отдых, труд, рациональное питание, жилище пожилого человека.

Обучение будущих сестер сестринскому гериатрическому процессу

Так как одной из основных профессиональных задач медицинско сестры, является организация и осуществление сестринского ухода в стационаре и на дому, перспективным направлением работы данных специалистов является паллиативная также гериатрическая помощь пациентам.

Основными направлениями деятельности по оказанию паллиативной помощи является обеспечение комфорта больным и борьба со страхом смерти. Медицинская сестра должна обладать всеми необходимыми навыками и умениями для того, чтобы обеспечить пациенту комфортное пребывание в стационаре, обучить пациента принципам самоухода, а также оказать ему необходимую психологическую помощь, направленную на уменьшение страха умирания, ощущения одиночества и страха быть обузой для своих родственников.

Обучение будущих специалистов сестринскому гериатрическому процессу имеет огромное значение для современной медицины. Гериатрический сестринский процесс — это систематизированный подход к организации мероприятий для решения проблем пожилых, а также профилактики заболеваний у пожилых лиц.

Одним из направлений, которое призвано улучшить здоровье граждан страны, стало внедрение в Казахстане программы управления заболеваниями, которая является одним из главных направлений Госпрограммы «Денсаульщ» [1]. Она даст возможность пациентам вместе с медработниками управлять своими заболеваниями и предотвращать осложнения путем постоянного контакта мультидисциплинарной команды с пациентом, его обучения навыкам оказания самопомощи, а также контроля факторов, влияющих на здоровье. Поэтому на занятиях большое внимание уделяем вопросам скрининга, профилактики различных заболеваний.

В нашем учебном центре по паллиативной помощи и гериатрическому уходу, студенты учатся оказывать паллиативную помощь, уход за гериатрическими пациентами не только в стационарных условиях, но и дома, в домашних условиях. На практических занятиях мы начинаем с того, как организовывать пространство вокруг пациента, требования к организации быта тяжелобольного, расположение кровати в комнате, расположение мебели в комнате, положения больного в постели.

Первое, чему му учим наших студентов - это слушать своих пациентов. Потому, что только таким образом мы можем понять, что действительно важно для них в жизни, чтобы мы могли помочь добиться этих целей.

Во-вторых, мы знаем, что есть различные неприятные симптомы - боль, какие-то состояния, которые мешают людям жить. Мы должны бороться с ними, мы должны облегчить эти симптомы, для того, чтобы людям помочь реализовать себя. И помочь и поддержать родных тяжелобольного, потому что это стресс, это психологическая нагрузка для этих людей. Важнейшую роль играет организация восстановления больного не только в рамках учреждения онкологического профиля, в амбулаторных условиях, но и по месту жительства - оказание помощи семьям, в которых живут онкологические больные. В таких семьях возникает множество сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем ухода, психологических проблем, связанных с тяжелым заболеванием и с трудностями в установлении контакта с ними, проблемы приобретения специального оборудования, социальные проблемы, связанные с формированием специального уклада жизни семьи.

Обучение студентов медицинской эргономике

Одной из инновационных технологий сестринского дела в Казахстане является медицинская эргономика. Она содействует предупреждению утомления, развития профессиональных заболеваний и сохранению здоровья специалистов. Сегодня проблема перегрузки и травматизма медицинских работников решается с помощью здоровьесберегающей технологии - медицинской эргономики.

Занятия по медицинской эргономике мы проводим в нашем учебном центре по эргономике. Эффективность действий медсестры зависит от множества нюансов, в том числе от удобства и эргономичности окружающего рабочего пространства. В учебном центре есть сестринский пост, где предусмотрено все необходимое для эргономичного позиционирования документации, компьютера.

В учебном центре также имеется комплекс «Опора» с манекеном. Комплекс опора используется для реабилитации лежачих больных, например при травмах или после инсульта. Изделие укрепляет мышцы, поддерживает подвижность суставов, снимая с

них излишнюю нагрузку, а при нахождении комплекса рядом с кроватью больного позволяет исключить сползание последнего.

В этом учебном центре мы обучаем студентов лифтинг-технологиям поднятия и перемещения пациентов, использования эргономического оборудования. Студенты здесь учатся:

- организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда;

- создавать и поддерживать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;

- выполнять различные виды и способы захватов и удержания пациента;

- осуществлять безопасное перемещение пациента и грузов.

Центр также оснащен различными приспособлениями для больных, которые являются результатом исследовательских работ студентов по медицинским инновациям. Это модели эргономической одежды для лежачих пациентов, которые решают различные проблемы в уходе за пациентами; фиксирующий пояс, бортики страховочные от падения с кровати. Они нужны пациентам, которые плохо контролируют себя во сне, могут укатиться с кровати и упасть. Также домашний тренажер - деревянный турник, предназначен для безопасного самостоятельного перемещения в кровати, различные ортопедические подушки для предотвращения осложнений.

Эргономические навыки перемещения студенты также осваивают в учебной санитарной комнате, которая оснащена необходимыми эргономическими приспособлениями, эргономической мебелью для безопасного проведения санитарно-гигиенических мероприятий.

На уроках мы также знакомим с комплексом простых упражнений, которые можно выполнять на рабочем месте и упражнения, которые можно выполнять на специальных тренажерах, имеющихся у нас в учебно-реабилитационном центре. Выполнение этих несложных упражнений в перерывах на рабочем месте поможет сохранить здоровье позвоночника.

Такие уроки в специально оборудованных центрах вносят элемент новизны в процесс обучения, повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности студентов.

Обучение будущих медсестер оказанию первичной помощи, профилактике и реабилитации

Международный и исторический опыт свидетельствует о ведущей роли медицинских сестер в оказании первичной помощи пациентам, профилактике и реабилитации [2,3]. Мы организовали в колледже учебно-реабилитационный центр по направлению «неврология». В нашем центре мы проводим занятия по двум основным методам реабилитации -кинезиотерапии и эрготерапии.

На сегодня, кинезиотерапия является одним

из основных методов физической реабилитации пациента, основная цель которой - вылечить пациента с помощью движения. Она включает лечение положением, специальные активные и пассивные движения, дыхательную гимнастику. Особенно мы уделяем большое внимание лечению положением, которая является методом кинезиотерапии. Лечение положением имеет целью придание парализованным конечностям правильного положения в течение того времени, пока больной находится в постели. Учим студентов с первых дней инсульта правильно укладывать парализованные или паретические конечности.

Эрготерапия занимается восстановлением утраченных двигательных навыков, целью эрготерапии является не только восстановить утраченные двигательные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, помочь ему достичь максимальной самостоятельности и независимости в быту [4].

В учебно-реабилитационном центре также имеется сенсорная комната или как ее называют некоторые авторы «волшебную комнату здоровья» [5,6]. Желание людей получить психологическую помощь и заряд положительной энергии заставило внедрить новейшие научные достижения в психологические практики, из чего и родились сенсорные комнаты. Исследования в области свето - и ароматерапии, музыкального и цветового воздействия на психику человека позволили соединить все полученные знания и результаты в одном специально оборудованном помещении, которое дает комплексный и удивительный результат. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Опыт комплексной реабилитации показывает, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений влияет на общее эмоциональное, речевое, двигательное развитие пациента.

Обучение методам нетрадиционной медицины

Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.

Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной

организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.

Современному преподавателю необходимо не только максимально учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, но и использовать доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме. Сегодня детям необходимо образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной, практической, исследовательской, творческой деятельности.

Индивидуализация обучения позволяет раскрыть способности каждого обучающегося. Индивидуализация обучения студентов колледжа должна быть направлена непосредственно на формирование их индивидуальных образовательных траекторий. Это обеспечит качественную, индивидуальную подготовку каждого отдельного специалиста-медика, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности. В целом индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого студента в образовании.

В Туркестанском высшем медицинском колледже при разработке образовательных программ с педагогическим коллективом активное участие принимают работодатели и сами студенты.

Аннотированные сведения об элективных дисциплинах сведены в соответстующих каталогах дисциплин и предоставляются на выбор студентов. Мы предложили на выбор следующие индивидуальные образовательные траектории с изученим дисциплин:

1. Траектория «Сестринское дело в терапии»: «Уход на дому», «Уход за гериатрическими пациентами»;

2. Траектория «Реабилитология»: «Реабилитация инсультных больных»; «Нетрадиционная медицина».

В колледже организован учебный центр по нетрадиционной медицине. Нетрадиционная медицина известна в течении нескольких десятилетий. Раньше термина альтернативная медицина не было. В наше время появились термины традиционная медицина и нетрадиционная или интегральная медицина.

В последние десятилетия, все большую популярность набирают различные направления альтернативной медицины - по всему миру люди, страдающие различными заболеваниями, все чаще обращаются к нетрадиционным средствам. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) уже давно признала методы альтернативной медицины, включив в свой официальный список восточную медицину,

фитотерапию, арт-терапию и прочие направления.

Преподавание этой дисциплины, знание методов нетрадиционной медицины имеют значение в формировании личности среднего медицинского работника - людей гармоничных, всесторонне развитых.

По предмету «Нетрадиционная медицина» студенты изучают следующие разделы:

- натуропатия - это самый большой раздел нетрадиционной медицины, основанный на теории воздействия на человека живыми организмами окружающей среды;

- арт-терапия, которая имеет много позитивных возможностей; в этом разделе студенты изучают такие методы арт-терапии как, музыкотерапия, изотерапия, драматерапия, цветотерапия, танцевально-двигательная терапия, фототерапия, маскатерапия, игровая терапия, мандала терапия, песочная терапия, работа с глиной, сказкотерапия, библиотерапия, куклотерапия;

- рефлексотерапия, акупрессура, Су- Джок

терапия;

- хромотерапия;

- ароматерапия;

- сокотерапия - лечение овощными и фруктовыми соками;

Литература

1. Указ Президента Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулыц» на 2016-2019 годы: утв. 15 января 2016 года, № 176. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «DensaulyK» na 2016-2019 gody (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Health Development Program of the Republic of Kazakhstan "Densaulyk" for 2016-2019) [in Russian]: utv. 15 janvarja 2016 goda, № 176.

2. Ильевич Т.П. Проектирование педагогического процесса в условиях личностно-ориентированного образования. - Тирасполь, 2002. - 237 с. Il'evich T.P. Proektirovanie pedagogicheskogo processa v uslovijah lichnostno-orientirovannogo obrazovanija (Designing of the pedagogical process in the conditions of the person-oriented education) [in Russian]. Tiraspol', 2002: 237 р.

3. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта - М. Миклош.-2003.-176 с.

- ряд лечебных, оздоровительных упражнений таких как, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика.

Выводы

Таким образом, формированию

исследовательских умений студентов отводится приоритетная роль, и это умение рассматривается нами как одна из ключевых компетенций будущей медицинской сестры.

В ходе применения активных стимуляторов познавательной деятельности мы наблюдаем, как формируются новые ценности - саморазвитие и самообразование. Конечно, симуляционные технологии не заменят в полной мере клиническую практику, а условия любого моделирования имеют отличия от реальной ситуации. Однако, предоставляя возможность для постоянной и безопасной тренировки студентов, эти технологии могут значительно повысить уровень их подготовки. В будущем это отразится на качестве оказываемой медицинской помощи, сократит число их ошибок при диагностике и лечении пациентов, повысит их уровень конкурентоспособности и востребованности среди лечебно-профилактических учреждений.

Kadykov ^S. Reabilitacija posle insulta (Rehabilitation after a stroke) [in Russian]. M. Miklosh, 2003:176 р.

4. Шатунова Е.Г. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья // Педагогическое образование на Урале: история и современность. 2012,- С. 199. Shatunova EG. Sensornaja komnata - volshebnyj mir zdorovja (Sensory room - the magic world of health) [in Russian]. Pedagogicheskoe obrazovanie na Urale: istorija i sovremennost'. 2012:199.

5. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №. 1 (53).-С.38-44. Galoj N.Ju. Ispol'zovanie interaktivnogo oborudovanija sensornoj komnaty v rabote s detsko-roditel'skimi parami i det'mi rannego vozrasta (Using interactive touch-room equipment in work with child-parent pairs and young children) [in Russian]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija i praktika. 2015; 1 (53): 38-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.