© А.Н. Ильницкий, И.П. Пономарева, 2015
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ В ГЕРИАТРИИ
А.Н. Ильницкий, проф., И.П. Пономарева
Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», Институт повышения квалификации, Москва E-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы профессионального образования в области паллиативной гериатрии, даются сведения о его развитии в странах Европы. Описан опыт совместной работы Научно-исследовательского медицинского центра «Геронтология» и кафедры гериатрии, терапии и антивозрастной медицины Института повышения квалификации.
Ключевые слова: паллиативная помощь, гериатрия, старость, паллиативный уход.
Сегодня качественное обучение специалистов -одно из основополагающих условий успешного развития паллиативной помощи [1, 2, 3, 5, 7, 12].
Рекомендации по эффективному обучению специалистов в области паллиативной помощи были даны еще в 1989 г. в документах ВОЗ. Важность профессиональной подготовки и переподготовки специалистов освещена в основных международных документах по организации паллиативной помощи: «Паллиативная помощь: руководство ВОЗ для осуществления эффективных программ» (2007); «Рекомендации 24 (2003) Комитета Министров Совета Европы по организации паллиативной помощи в государствах-участниках»; «Белая книга Европейской ассоциации паллиативной помощи о стандартах и нормах паллиативной помощи в Европе» (2009), а также в «Методических рекомендациях по организации паллиативной помощи» в России [3, 12].
В Великобритании впервые паллиативная медицина была признана самостоятельной медицинской специальностью в 1987 г., а с 1990 г. в программы всех медицинских учебных заведений были включены курсы или часы по данной дисциплине [12]. В Польше первая кафедра паллиативной медицины была организована в 1991 г. на базе университета в городе Познань. В США данная специальность появилась в 1996 г., сейчас во всех высших медицинских школах она включена в учебные планы, а после 1-2 лет последипломного обучения можно получить специализацию по паллиативной медицине на 50 кафедрах. В медицинских вузах США вопросы паллиативной помощи включены в программы высшего образо-
вания на 92% кафедр семейной медицины, на 92% кафедр терапии, на 78% кафедр неотложной медицинской помощи, на 74% кафедр педиатрии и на 65% кафедр хирургии [4, 5, 8].
Особенно остро вопросы паллиативной помощи сегодня стоят в гериатрии, так как именно в пожилом и старческом возрасте число тяжелых заболеваний, приводящих к выраженным функциональным нарушениям, неуклонно возрастает, и к ним присоединяются возрастные изменения органов и систем. К 2025 г. глобальная популяция пожилых людей возрастет до 822 млн человек, а это означает, что возрастет и потребность в паллиативной помощи [8]. По прогнозам, доля служб помощи пожилым в общей системе здравоохранения будет возрастать от 10 до 20% каждые 5 лет, что будет сопровождаться снижением доли служб оказания помощи при острых состояниях и развитием новых услуг, экономически более эффективных, чем службы, базирующиеся на стационарах [6, 7, 11, 12].
Сегодня приходится признать то, что существует дефицит кадров, имеющих навыки оказания паллиативной помощи и владеющих специальными знаниями по уходу за пациентами старшей возрастной группы при тяжелой патологии с высоким риском развития летального исхода, а также по ведению таких больных. К этому добавляется проблема межведомственного взаимодействия медицинских и социальных служб. Профессиональное образование в данном случае можно рассматривать как способ преодоления межведомственных барьеров [8, 9, 13].
По нашему мнению, подготовка профессиональных кадров должна включать в себя повышение квалификации в рамках циклов тематического усовершенствования и затрагивать специалистов всех уровней, объединенных проблемой оказания медицинской и социальной помощи лицам старшей возрастной группы. Это, безусловно, профессиональная переподготовка и повышение квалификации врачей в рамках сертификационных циклов. При этом обучение должны пройти не только врачи, непосредственно работающие с пациентами старшей возрастной группы (гериатры, терапевты, врачи общей практики), но и специалисты в области сестринского дела,
■
№ 4 2015
АКТУАЛЬНАЯ ТЕ М А ME 1 1 U 1 1 LUJJJ
ff I С I И ► 1
социальные работники, люди без медицинского образования, занятые уходом. На современном этапе проблема заключается в противоречии: с одной стороны, высока потребность лиц пожилого и старческого возраста в паллиативной помощи и необходимость подготовки профессиональных кадров, с другой - дефицит специальных исследований в области гериатрической паллиативной помощи, отсутствие единой системы профессиональной подготовки специалистов [9].
В международных рекомендациях подчеркивается, что для успешного развития паллиативной помощи необходимо ее признание на академическом уровне. Во многих странах образование в рассматриваемой области имеет 3 уровня: базовый - подготовка всех медицинских работников на додипломном уровне (медицинский вуз, медицинский колледж); средний - повышение квалификации в области паллиативной помощи врачей и медсестер, которые продолжат работу по своей специальности; высший - для тех, кто хочет получить специализацию и работать в области паллиативной помощи [1, 8, 12].
В современной медицинской практике существует еще 1 нерешенная проблема - подготовка гериатров. При повышающейся потребности в специалистах данного профиля наметилась общая тенденция к сокращению числа таких ставок в штатном расписании медицинских учреждений, в связи с чем претерпела изменения и система их профессиональной подготовки. По мнению ведущих геронтологов, сегодня нужно говорить не об увеличении числа гериатров, а о всесторонней подготовке в области геронтологии и гериатрии специалистов всех уровней и специальностей, имеющих отношение к ведению пациентов пожилого и старческого возраста [3-6, 11, 12].
Первые попытки изучения проблем и особенностей паллиативной гериатрической помощи, профессиональной переподготовки кадров были предприняты сотрудниками Научно-исследовательского медицинского центра «Геронтология» (Москва; руководитель - докт. мед. наук, проф. К.И. Прощаев) и кафедры гериатрии, терапии и антивозрастной медицины Института повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства (зав. кафедрой - докт. мед. наук, проф. А.Н. Ильницкий) в рамках исследования по разработке основных принципов модели паллиативной гериатрической помощи [9, 10]. Данные, полученные в ходе исследования, вошли в программы последипломной подготовки врачей, медсестер и социальных работников, а также легли в основу обучающих модулей для лиц без медицинского образования, занятых паллиативным уходом. По материалам исследования были разработаны образовательные программы для дистанционного обучения, учебные пособия «Основы паллиативного ухода», «Основные гериатрические синдромы».
Как показала практика, в образовательные программы необходимо включать следующие вопросы: общие организационно-методические, касающиеся паллиативной помощи в гериатрии; особенности хронической боли в гериатрии; клинико-социальные, медико-социальные, психологические особенности оказания паллиативной помощи в гериатрии при основных гериатрических синдромах [10, 13].
Анализ выявил эффективность таких программ, высокое качество знаний у 95% обучающихся, а также повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи (более чем в 2 раза по основным показателям; р<0,05).
Таким образом, целесообразно дальнейшее развитие профессиональной подготовки кадров, занятых в системе оказания паллиативной помощи, с целью повышения их квалификации и качества ухода за лицами пожилого и старческого возраста.
Литература
1. Атласова И.В., Горбунов В.И. Аспекты совершенствования медико-социальной помощи инкурабельным больным и членам их семей на дому - неотъемлемая часть повышения качества жизни // Пробл. управления здравоохранением. - 2010; 1: 75-79.
2. Голубева Е.Ю. Взаимодействие и ответственность семьи и государства по уходу за пожилым человеком в России и Финляндии: кросскультурный контекст // Клин. герон-тол. - 2008; 5: 3-10.
3. Егоров В. В. Гериатрические проблемы в паллиативной медицине // Клин. геронтол. - 2008; 5: 34-37.
4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕРСЭ, 2007.
5. Ковтун Е.И., Одегова Т.В. Роль семейной медицинской сестры в организации помощи семьям и пациентам с сосудистой патологией // Клин. геронтол. - 2006; 9: 104.
6. Обучение пациентов: педагогические аспекты обучения пациентов // МедУход.ги: руководство для ухаживающих за больными. - М., 2002-2011. Режим доступа: http://www.meduhod.ru/ components/obuchenie.shtml.
7. Пономарева И.П., Дворяшина И.П., Зарубина Л.В. и др. Основы паллиативного ухода за пациентами с двигательными расстройствами. Учебное пособие для медицинских сестер. Под ред. И.П. Пономаревой. - Белгород: изд-во НИУ «БелГУ», 2011. - 103 с.
8. Паллиативная помощь. ВОЗ Европа. - Женева: ВОЗ, 2005. -С. 15-20.
9. Пономарева И.П., Султанова С.С., Прощаев К.И. Биопсихосоциальная модель активирующего ухода за пациентами пожилого и старческого возраста на дому // Современные пробл. науки и образования. - 2013; 5; URL: www.science-education.ru/111-10747.
10. Прощаев К.И., Ильницкий А.Н., Жернакова Н.И. Основные гериатрические синдромы. Учебное пособие. - Белгород, 2012. -С. 19-49.
11. Фогель А., Водрашке Г. Основы ухода за больными на дому: пособие для работы в группе и самостоятельного изучения. Под ред. А.В. Флинт. Пер. с нем. - М.: Астра семь, 2000. - 221 с.
12. Эккерт Н.В., Новиков Г. А., Хетагурова А.К. и др. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи. - М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2008. - 58 с.
13. Юбрина И.В., Босова Л.В. Медсестра общей практики: оптимизация профилактической и диспансерной работы // Медицинская сестра. - 2010; 1: 15-16._
PALLIATIVE CARE IN GERIATRICS: PROBLEMS OF POSTGRADUATE TRAINING Prof. A.N. Ilnitsky1; I.P. Ponomareva2 Gerontology Research Medical Center, Moscow 2Institute ofAdvanced Training, Moscow The paper considers the problems of professional palliative geriatrics education and gives historical information on its development in the countries of Europe. It describes experience of the joint work of the Gerontology Research Medical Center and the Department of Geriatrics, Therapy, and Anti-Aging Medicine, Institute of Advanced Training. Key words: palliative care, geriatrics, old age, palliative nursing.
№ 4 2015
31