Научная статья на тему 'ABOUT THE PROGRESS OF IMPLEMENTATION THE ROAD MAP OF THE PROJECT «MODERNIZATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE» AND THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PLAN FOR NURSING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN'

ABOUT THE PROGRESS OF IMPLEMENTATION THE ROAD MAP OF THE PROJECT «MODERNIZATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE» AND THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PLAN FOR NURSING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
NURSING / NURSE OF EXTENDED PRACTICE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Baigozhina Z.A., Shalkharova Zh.S., Abdrakhmanova A.O., Kabdullina G.B., Umbetzhanova A.T.

В статье рассматриваются актуальные вопросы реформирования сестринского дела в Республике Казахстан с учетом международного опыта. Подробно освещены реализуемые мероприятия в рамках сотрудничества с университетом прикладных наук Финляндии. Представлена информация о ходе реализации мероприятий Дорожной карты Комплексного плана развития сестринского дела в Казахстане и Проекта «Модернизация медицинского образования и науки» по совершенствованию сестринского дела в КазахстанееМақалада халықаралық тәжірибені ескере отырып, Қазақстан Республикасында мейіргер ісін реформалаудың өзекті мәселелері талқыланады. Финляндияның Қолданбалы ғылымдар университетімен ынтымақтастық аясында жүзеге асырылған іс-шаралар толығырақ қамтылған. Қазақстан Республикасындағы мейіргер ісін дамыту кешенді жоспарының Жол картасы іс-шараларын жүзеге асыру және Қазақстан Республикасында мейіргер ісін жетілдіру бойынша «Медициналық білім мен ғылымды жаңғырту» жобасы туралы ақпарат ұсынылдыThe article discusses current issues of reforming nursing in the Republic of Kazakhstan, taking into account international experience. Implemented activities in the framework of cooperation with the University of Applied Sciences of Finland are covered in detail. The information on the progress of the activities of the Road Map of the Comprehensive Nursing Development Plan in the Republic of Kazakhstan and the Project «Modernization of Medical Education and Science» on the improvement of nursing in the Republic of Kazakhstan is presented

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Baigozhina Z.A., Shalkharova Zh.S., Abdrakhmanova A.O., Kabdullina G.B., Umbetzhanova A.T.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ABOUT THE PROGRESS OF IMPLEMENTATION THE ROAD MAP OF THE PROJECT «MODERNIZATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE» AND THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PLAN FOR NURSING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN»

Articles

J Health Dev 2018; 2(27) Supplement:32-37

ABOUT THE PROGRESS OF IMPLEMENTATION THE ROAD MAP OF THE PROJECT «MODERNIZATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE» AND THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PLAN FOR NURSING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Baigozhina Z.A.1, Shalkharova Zh.S.2, Abdrakhmanova A.O.3, Kabdullina G.B.3, Umbetzhanova A.T.4, Bekbergenova Zh.B.4, Umralina A.S.4

1 Republican Center for Health Development, Head of the Department of Medical Education

Development, Astana, Kazakhstan 2Association of Medical Colleges of the Republic of Kazakhstan, Chairman of the Board, Almaty, Kazakhstan 3Republican center for Health Development, Department of Medical Education Development,

Chief Expert, Astana, Kazakhstan 4Republican center for Health Development, Department of Medical Education Development,

Leading Expert, Astana, Kazakhstan

Abstract

The article discusses current issues of reforming nursing in the Republic of Kazakhstan, taking into account international experience. Implemented activities in the framework of cooperation with the University of Applied Sciences of Finland are covered in detail. The information on the progress of the activities of the Road Map of the Comprehensive Nursing Development Plan in the Republic of Kazakhstan and the Project «Modernization of Medical Education and Science» on the improvement of nursing in the Republic of Kazakhstan is presented.

Key words: nursing, nurse of extended practice, competence

«Медициналыц 6rniM мен гылымды модернизациялау» жобасыньщ

Жол картасы жэне Цазацстан Республикасында мешргер ici жвнiндегi кешендi даму жоспары туралы

Тужырымдама

Ма%алада халы%аралы% тэж1рибен1 ескере отырып, Цаза%стан Республикасында мешргер iciH реформалаудыц езект1 мэœлелерi талцыланады. Финляндияныц Цолданбалы гылымдар yHueepcumemiMeH ынтыма%тасты% аясында ЖYзеге асырылган ic-шаралар толыгырак, %амтылган. Цазакртан Республикасындагы мейiргер icrn дамыту кешендi жоспарыныц Жол картасы ic-шараларын ЖYзеге асыру жэне Цаза%стан Республикасында мейiргер iсiн жетiлдiру бойынша «Медициналык, 6miM мен гылымды жацгырту» жобасы туралы аппарат усынылды.

Krnmmi свздер: мешргер id, кецейттген тэж^рибе мейiргерi, ъузыреттмк

О ходе реализации дорожной карты Проекта «Модернизация медицинского образования и науки» и Комплексного плана развития сестринского дела в Республике Казахстан

Резюме

В статье рассматриваются актуальные вопросы реформирования сестринского дела в Республике Казахстан с учетом международного опыта. Подробно освещены реализуемые мероприятия в рамках сотрудничества с университетом прикладных наук Финляндии. Представлена информация о ходе реализации мероприятий Дорожной карты Комплексного плана развития сестринского дела в Казахстане и Проекта «Модернизация медицинского образования и науки» по совершенствованию сестринского дела в Казахстане.

Ключевые слова: сестринское дело, медицинская сестра расширенной практики, компетенции.

УДК 614; 614.2; 614:33 Corresponding author: Baigozhina Zaure, Republican center for Health

Development, Department of Medical Education Development Recieved: 15.06.2018 Postal code: 010000

Accepted: 17.06.2018 Address: Imanova street 13, Astana, Kazakhstan

Phon: +7 707 345 6305 E-mail: rdrc@mail.ru

Введение

Системы образования многих стран мира в последнее время претерпевают существенные изменения [1,2]. Не является исключением национальная система медицинского образования Казахстана, которая уже сделала значительные шаги для интеграции в европейское образовательное пространство в части сестринского образования. Тенденции развития сестринского образования и сестринской службы значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения страны.

Необходимость реформ в сестринском деле в Казахстане продиктована рядом глобальных проблем, среди которых - дефицит врачебных кадров, рост хронических заболеваний, старение населения, а также акцент на профилактику заболеваний и их осложнений, пропаганду здорового образа жизни, увеличение расходов на здравоохранение [3].

В соответствие с результатами исследований рынка специалистов сестринского дела в Республике Казахстан [4] численность медицинских кадров в Казахстане составляет более 245 тыс. специалистов, из которых более 170 тыс. средние медицинские работники (СМР), что составляет 70% от общего числа медицинских кадров. Более 80% средних медицинских работников непосредственно работают с пациентами. Более 31% СМР трудятся в сельской местности.

Средний показатель обеспеченности медицинскими кадрами по данным обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения (ОКРЗ), отчетных формы 30, 017 неуклонно растет. Так, с 2005 года численность среднего медицинского персонала увеличилась в 1,2 раза и составляет сегодня 95,3 на 10 тыс. населения республики.

Сохраняется дисбаланс в соотношении между врачебными кадрами и средники медицинскими работниками - 1: 2,3. Между тем, по международным

стандартам эффективное функционирование и развитие системы здравоохранения возможны при соотношении 1:4 - 1:5.

Тем не менее, дифференцировка сестринского персонала по уровню квалификации свидетельствует о низкой квалификации СМР (017 форма), что требует совершенствования сестринского образования в соответствии с лучшими международными практиками. Так, доля медицинских сестер уровня ТиПО, не обладающих квалификациями к ведению независимого сестринского процесса (аналоги зарубежных RNA/ LPN/LVN/ HCA/AN), в общем сестринском персонале составляет 99,9% (105 362 человек); соответственно доля сестер уровня прикладного и академического бакалавриата с квалификационными компетенциями независимого сестринского процесса составляет всего 0,4% (388 человек). На сегодняшний день численность медицинских сестер уровня прикладного бакалавриата в РК - 309, первый выпуск которых был в феврале 2018 года.

В целом обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения республики достаточно хорошая и Казахстан по обеспеченности СМР занимает средние позиции в мировом рейтинге (рис. 1) (из доклада World Health Statistics 2015) [5]. Учитывая также выводы ВОЗ о том, что «нет прямой зависимости между уровнем социально-экономического развития страны и масштабом сестринской практики», необходимо не количественное наращивание потенциала СМР, а качественная их подготовка в соответствие с мировыми стандартами.

Подготовку специалистов сестринского дела в РК осуществляют 84 медицинских колледжа (24 государственных и 60 частных). 17 из них прошли институциональную аккредитацию, 72 программы прошли специализированную аккредитацию.

Рисунок 1 - Место Казахстана в мировом рейтинге обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения республики

С целью адаптации и приведения сестринского образования в соответствие с лучшими международными практиками была принята финская модель подготовки специалистов сестринской службы. С начала 2017 года совместно с экспертами университетов прикладных наук JAMK и LAMK (Финляндия) проводится работа по четырем глобальным направлениям:

1. Внедрение новой системы управления в сфере подготовки и деятельности специалистов сестринского дела;

2. Пересмотр образовательных программ подготовки специалистов сестринского дела согласно Европейским директивам;

3. Повышение потенциала преподавателей сестринского дела;

4. Совершенствование клинической подготовки специалистов сестринского дела и внедрение модели наставничества.

В рамках внедрения новой системы управления в сфере подготовки и деятельности специалистов сестринского дела проведена оценка медицинских колледжей с целью реорганизации в Высшие колледжи для внедрения программ прикладного бакалавриата. По результатам оценки 10 медицинских колледжей в 2017 году получили статус Высших колледжей. В текущем 2018 году еще 7 медицинских колледжей получили положительную оценку по ключевым показателям для реорганизации, что в сумме составило 20,2% от общего числа медицинских колледжей республики.

Таким образом, подготовка медицинских сестер новой формации будет осуществляться 17-ю высшими медицинскими колледжами. Функциональные обязанности медицинских сестер уровня прикладного бакалавриата предусматривают независимый сестринский уход, самостоятельный прием, динамическое наблюдение, консультирование, обучение и патронаж в рамках программы управления заболеваниями (ПУЗ) и универсально-прогрессивной модели патронажной службы (УПМПС), деятельность по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, скрининги, вакцинации и ряд диагностических и лечебных манипуляций.

Проблемы, препятствующие полноценному внедрению в практику программ прикладного бакалавриата, послужили основанием инициации проекта по разработке и внедрению новой модели сестринской службы в организациях практического здравоохранения - клинических базах высших медицинских колледжей в пилотном режиме.

В проекте приняли участие 7 высших медицинских колледжей и 30 клинических баз (многопрофильные взрослые и детские стационары, поликлиники, перинатальные центры) высших колледжей из семи регионов Республики: Уральск, Астана, Алматы, Павлодар, Туркестан, Кокшетау, Кызылорда.

Первая фаза Проекта была завершена в

феврале 2017 года, в рамках которой определены:

1) 11 областей практики медицинских сестер по новой модели сестринской слежбы, которые гармонизированы с международными стандартами к профессиональной сестринской профессии, проектами профессионального стандарта РК по специальности «Сестринское дело» и отраслевой рамки квалификаций в сфере здравоохранения РК;

2) Подходящие для РК концептуальные модели организации сестринской службы в медицинских организациях РК (Первичная сестринская модель, Командная сестринская модель);

3) Рекомендации к типовой организационной структуре медицинских организаций на основе мировых практик управления сестринской службой;

4) Предложено внедрение должности «медицинская сестра расширенной практики» для прикладных и академических бакалавров сестринского дела в номенклатуру должностей работников здравоохранения (изменения в приказ МЗ РК №775);

5) предложены изменения в Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения (приказ МЗ РК №791):

• введение должности «медсестра расширенной практики» для прикладных и академических бакалавров;

• пересмотр квалификационных характеристик по функционалу должностей руководителей (зам. директора по сестринскому делу/ главная медсестра, старшая медсестра) с учетом внедрения новой модели управления сестринской службой;

• введение делегированных функций от врача медицинским сестрам в функциональные обязанности медсестер расширенной практики.

6) Разработаны предложения по методам определения штатного расписания с включением должностей «медицинская сестра расширенной практики» для поликлиник и стационаров;

7) Разделены функциональные обязанности врачей, медсестер расширенной практики (прикладных и академических бакалавров) и медсестер уровня ТиПО;

8) Разработаны предложения по делегированию функций врача медицинской сестре расширенной практики: в поликлиниках: в части индивидуального приема, динамического наблюдения, консультирования, обучения и патронажа в рамках программы управления заболеваниями, универсально-прогрессивной модели патронажной службы; организации деятельности по укрепления здоровья и профилактике заболеваний, скринингах, вакцинации; в стационарах: в части проведения ряда диагностических и лечебных манипуляций. С этой целью планируется разработка и внедрение сестринской документации и стандартов операциональных процедур с использованием Международной классификации сестринских диагнозов и сестринских вмешательств.

По вопросу отбора международной классификации, на заседании Республиканского учебно-методического объединения (РУМО) по специальности «Сестринское дело» от 13 апреля 2018 года были обсуждены рекомендованные международными экспертами университета прикладных наук JAMK (Финляндии) из 4 международных классификаций сестринских диагнозов, вмешательств и результатов ухода: International Classification for Nursing Practice. NANDA - Nursing Diagnoses, Definitions and Classification и Clinical Care Classification System. предпочтение было отдано Clinical Care Classification System (ССС - классификация клинического ухода). которая наилучшим образом даст оценку деятельности медсестер по уходу за пациентами с учетом уровня подготовки.

Далее предстоит работа по официальному принятию данной модели и адаптации ее к условиям РК.

9) Предстоит внесение изменений и дополнений в ряд НПА: Реестр должностей гражданских служащих в некоторых сферах системы здравоохранения (приказ МЗСР .№1043), Положение о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (Приказ МЗ РК №7) в части делегирования медсестрам расширенной практики функционала врачей.

Вторая фаза пилотного проекта, одобренная Министром здравоохранения РК, предполагает:

1. Трудоустройство выпускников прикладного бакалавриата в пилотные медицинские организации и пилотное внедрение новой модели сестринской службы на основе медсестер расширенной практики.

2. Подготовка юридической документации для легализации ставок и функциональных обязанностей медсестер расширенной практики.

3. Инициация пересчета тарифов клинико-затратных групп, комплексного подушевого норматива и расходов в связи с внедрением новых административных должностей с более высоким уровнем оплаты труда и независимых сестринских практик.

4. На основании пилотного внедрения незавимой профессиональной модели сестринской службы в пилотных организациях отработать и предложить штатные нормативы, стандарты операциональных процедур и формы сестринской документации по каждой из функциональных обязанностей медсестер расширенной практики, включая делегированные от врача функции, до выпуска новых прикладных бакалавров в феврале 2019 года.

В рамках разработки стандартов услуг специалистов сестринского дела на основе финской модели с адаптацией к условиям РК международными

экспертами подготовлены 16 национальных экспертов (члены исследовательского комитета), компетентных в области методологии разработки и оценки стандартов сестринских услуг на основе доказательной сестринской практики.

Группой национальных экспертов начат процесс разработки первых клинических протоколов для медицинских сестер (гипертензия, сердечная недостаточность, бронхиальная астма и сахарный диабет) с использованием руководств, разработанных совместно с финскими экспертами.

В рамках мероприятий по пересмотру образовательных программ подготовки специалистов сестринского дела, согласно Европейским директивам:

1) Разработаны и утверждены приказом МЗ РК от 29.06.2017 года № 471 ГОСО и ТУПы прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» (1,5 года и 3,5 года).

2) Разработана новая образовательная программа переподготовки от прикладного бакалавра до академического уровня бакалавра по специальности «Сестринское дело» (срок обучения 10 месяцев), которая дает возможность выпускникам прикладного бакалавриата получить уровень академического бакалавриата по ускоренной программе.

3) Пересмотрены и утверждены приказом МЗ РК от 29.06.2017 № 471 ГОСО и ТУПы академического бакалавриата по специальности «Сестринское дело» с учетом европейских директив (2,5 года и 4 года).

3) Пересмотрены и планируются кутверждению ГОСО и ТУПы Технического и профессионального образования по специальности «Сестринское дело».

4) Пересмотрены и планируются к утверждению в 2019 г. ГОСО и ТУПы магистратуры по специальности «Сестринское дело».

5) Пересмотрены и планируются к утверждению в 2019 г. ГОСО и ТУПы PhD-докторантуры по специальности «Сестринское дело».

6) В Профессиональный стандарт по специальности «Сестринское дело» внесены все уровни специалистов сестринского дела (младшая медсестра, медсестра ТиПО, прикладной, академический бакалавр, магистр и PhD сестринского дела), одобренный на отраслевой комиссии НПП «Атамекен». Стандарт находится на утверждении.

7) В отраслевую рамку квалификаций в сфере здравоохранения РК внесены все уровни специалистов сестринского дела (младшая медсестра, медсестра ТиПО, прикладной, академический бакалавр, магистр и PhD сестринского дела), одобрены РУМС и находятся на утверждении.

8) Разработана и внедрена двухдипломная Казахско-Финская магистратура по сестринскому делу. С 1 сентября начато обучение 20 магистрантов в Казахском медицинском университете непрерывного образования.

Таким образом, в целях приведения системы сестринского образования в соотвествие с европейскими

директивами и рамками квалификаций в РК внедрена многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела - от младшей медицинской сестры до доктора PhD по сестринскому делу; разработаны интегрированные программы академического и прикладного бакалавриата по сестринскому делу, дающие возможность работающим медицинским сестрам получить высшее и послесреднее сестринское образование по ускоренным и гибким программам.

В рамках развития программы прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело» с 2015 года Республиканский центр развития здравоохранения ежегодно осуществляет мониторинг реализации программы прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело по итогам 1-7 семестров соответствующих учебных годов (20142015 учебный год, 2015-2016 учебный год, 20162017 учебный год) в шести пилотных медицинских колледжах.

Мониторинг и оценка деятельности Высших колледжей осуществляется в соответствии с 7-ю критериями и целевыми показателями: Руководство, Компетенции персонала, Реализация образовательной программы, Заинтересованные стороны/клинические базы, Вспомогательные службы. Ресурсы и условия. Итоги мониторинга показали следующее:

1) в семи Высших медицинских колледжах по программе прикладного бакалавриата с 2014 года обучение прошли всего 309 студента, из них 140 по 3,5 г. программе и 169 по 1,5 г. ускоренной программе.

2) с начала реализации программы обучено 245 преподавателя при участии экспертов из Финляндии, в том числе 34 человека прошли обучение в Финляндии (гг. Ювяскюля, Лахти). 50% преподавателей прикладного бакалавриата имеют высшую категорию, 5 человек степень кандидата наук, 12 - магистров, более 30 % преподавателей академических бакалавров. Мониторинг удовлетворенности профессорско-преподавательского состава программ прикладного бакалавриата показал положительную мотивацию к освоению новых навыков и компетенций.

3) Все медицинские колледжи заключили договоры с клиническими базами (59) для прохождения практики под патронажем опытных медицинских сестер - менторов (соотношение 1:3). 18 медицинских сестер-менторов прошли подготовку в Финляндии (Ювяскюля). Каскадно обучено еще 327 менторов. Более 80% менторов имеют высшую категорию, двое из них магистры, 11 - академические бакалавры.

Отмечено эффективное сотрудничество и поддержка клинической подготовки студентов руководством и сотрудниками клинических баз, которые активно участвуют в управлении образовательной программой и оценке ее эффективности. Руководство клинических баз оценивает пилот как успешный и поддерживает новую программу прикладного бакалавриата.

4) Студенты имеют неограниченный доступ

ко всем ресурсам обучения, возможности обучения в симуляционных центрах, оборудованных передовыми симуляторами.

5) Отмечена высокая мотивация студентов к обучению, активность и приобретение навыков безопасного сестринского ухода. Результаты CLES+T показывает их удовлетворенность средой клинического обучения.

6) Во всех колледжах имеются сайты, посвященные программе прикладного бакалавриата.

7) Результаты интервьюирования студентов показали привлекательность программы в части выделения значительного объема часов на специальные дисциплины и 50% времени, отведенного на клиническую практику под руководством менторов, а также возможность самостоятельной работы - 30 часов по каждой дисциплине. Ориентация на практику позволила студентам освоить такие компетенции, как работа в команде, готовность принимать решения, ответственность за качество труда. Студенты отметили формирование самостоятельности, способности планировать и организовывать собственную учебную и практическую деятельность.

8) Реализация проекта оказала положительное влияние на обеспечение качества предоставления образовательных услуг в шести пилотных колледжах.

По итогам мониторинга были сделаны рекомендации:

1. дальнейшая реализация программы прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело», в том числе по ускоренной программе;

2. дальнейшее повышение потенциала преподавателей:

• оценка, основанная на компетентности, доказательная сестринская практика, интернационализация;

• мотивация преподавателей программы прикладного бакалавриата (стимулирующий компонент);

3. развитие сотрудничества между медицинским колледжем и учреждениями здравоохранения;

• обучение менторов, темы дипломной работы, оплата менторам [6].

Рисунок 2 - Новая модель сестринской службы в Республике Казахстан

Таким образом, внедрение новой образовательной модели подготовки специалистов среднего звена (рис. 2) в сотрудничестве с международными экспертами из Финляндии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

будет способствовать воспитанию новой плеяды медицинских сестер, призванных повысить качество медицинского обслуживания и удовлетворение потребностей пациентов.

Литература

1. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Есенжанова Г.М., Ахметов В.И. Медицинское образование в США. Опыт для Казахстана (изд. 2, дополненное). - Алматы, 2010. Akanov A.A., Hamzina N.K., Esenzhanova G.M., Ahmetov V.I. Medicinskoe obrazovanie v SShA. Opyt dlja Kazahstana (Medical education in the USA. Experience for Kazakhstan) [in Russian] (izd. 2, dopolnennoe). Almaty 2010.

2. Медицинское образование в Европе. Тематическая сеть по медицинскому образованию в Европе. Всемирная Федерация Медицинского образования / Ассоциация медицинских школ в Европе. - Kandrups Bogtrykkeri A/S, Копенгаген, Дания, 2007. - 80 с. Medicinskoe obrazovanie v Evrope. Tematicheskaja set' po medicinskomu obrazovaniju v Evrope. Vsemirnaja Federacija Medicinskogo obrazovanija (Medical education in Europe. Thematic network for medical education in Europe. World Federation of Medical Education) [in Russian]. Associacija medicinskih shkol v Evrope. - Kandrups Bogtrykkeri A/S, Kopengagen, Danija, 2007: 80 р.

3. Указ Президента Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулыц» на 2016-2019 годы: утв. 15 января 2016 года, № 176. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija

Respubliki Kazahstan «Densaulyк» na 2016-2019 gody (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Health Development Program of the Republic of Kazakhstan «Densaulyk» for 2016-2019) [in Russian]: utv. 15 janvarja 2016 goda, № 176.

4. Каптагаева А.К., Нуралиева У.А., Кусаинова А.С., Байгожина З.А. Состояние и перспективы развития сестринской службы в РК // Старшая медицинская сестра. - 2017. - №3. - С. 53-64. Kaptagaeva A.K., Nuralieva U.A., Kusainova A.S., Bajgozhina Z.A. Sostojanie i perspektivy razvitija sestrinskoj sluzhby v RK (Status and prospects of nursing service development in the Republic of Kazakhstan) [in Russian]. Starshaja medicinskaja sestra. 2017; 3: 53-64.

5. Global Health Observatory (GHO) data World Health Statistics, 2015. Web site. Retrieved 27.05.2018. Available: http://www.who.int/gho/.

6. Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2019 года: утв. Министром здравоохранения Республики Казахстан 6 декабря 2016 года. Kompleksnyj plan razvitija sestrinskogo dela v Respublike Kazahstan do 2019 goda (Comprehensive plan for the development of nursing in the Republic of Kazakhstan until 2019) [in Russian]: utv. Ministrom zdravoohranenija Respubliki Kazahstan 6 dekabryia 2016 goda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.