Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИ'

ПОДГОТОВКА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаймерденова А.А.

Тиімді жаңарту және осы жүйенің қызметінің маңызды бөлімі кадрларды дайындау болып табылады. Қазіргі кезеңде кадрлармен жұмыс істеуге аккредиттеу жүйесінің барлық қатысушыларды жетілдірген, медициналық ұйымдардың персоналдарын оқытуы кіреді, аккредиттеу өткізуге дайындалатын ішкі аудит қызметінің мамандары, сондай-ақ аккредиттеу стандарттарға сәйкес ішкі кешенді бағалауды өткізетін мамандарды дайындайдыQuality of medical service - is one of the main factors, which is paid close attention from the state. Important element for effective modernization and operation of this system is training of personnel. Work with the personnel at the present stage is characterized by the improvement of all participants in the accreditation system, including the training of personnel of medical organization, specialists of the internal audit, who are engaged in the preparation for the accreditation, and training of specialists, who conduct a comprehensive assessment of foreign compliance with accreditation standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаймерденова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИ»

со степенью прикладного бакалавра (зарегистрированная), медсестра с университетской академической степенью бакалавра, магистерской и докторской степенями в данной сфере. 5. С целью эффективного внедрения программы прикладного баклавриата провести обучение преподавателей шести пилотных медицинских колледжей.

Опыт Финляндии по многоуровневой

подготовке и переподготовке специалистов сестринского дела признан на международном уровне, в связи с чем, внедрение его в образовательные программы медицинских колледжей положительно скажется на уровне подготовки казахстанских медицинских сестер, престиже профессии, а также показателях здоровья населения и снижении дефицита врачебных кадров.

Источники:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118.

2. Концепция развития медицинского и фармацевтического образования РК на 2011-2015 годы, утвержденная приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 12 августа 2011 года № 534.

3. Проект Концепции развития сестринского дела в РК до 2020 года.

4. Проект Всемирного Банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», Соглашение о займе (Проект по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития от 2 февраля 2008 года.

5. Постановление Правительства РК «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы», № исх.752 от 1 июля 2014

6. Кашафутдинова Г.Т., Байсугурова В.Ю. Современное состояние сестринского дела в развитых странах: расширение сестринской практики. Казахский Национальный медицинский университетимени С.Д. Асфендиярова г. Алматы/ Вестник КазНМУ

Подготовка кадровых ресурсов как основа совершенствования национальной системы аккредитации

Шаймерденова А.А.

Мемлекет тарапынан цадала коцш болшп отырган, нег1зг1 факторлардыц б1р1-медщиналыц цызмет корсету сапасы.

ТYЙiндеме

TmMAi жацарту жэне осы жуйенщ кызметшщ мацызды бeлiмi кадрларды дайындау болып табылады. ^аз1рп кезевде кадрлармен жумыс ютеуге аккредиттеу жуйесшщ барлы; катысушыларды жетiлдiрген, медициналы; уйымдардыц персоналдарын окытуы юред^ аккредиттеу етюзуге дайындалатын шю аудит кызметшщ мамандары, сондай-ак аккредиттеу стандарттарга сэйкес шю кешендi багалауды етюзетш мамандарды дайындайды.

Abstract

Quality of medical service - is one of the main factors, which is paid close attention from the state. Important element for effective modernization and operation of this system is training of personnel. Work with the personnel at the present stage is characterized by the improvement of all participants in the accreditation system, including the training of personnel of medical organization, specialists of the internal audit, who are engaged in the preparation for the accreditation, and training of specialists, who conduct a comprehensive assessment of foreign compliance with accreditation standards.

МЕНЕДЖЕР I №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР

здравоохранения Республики Казахстан

Качество медицинского обслуживания - один из главных факторов, которому уделяется пристальное внимание со стороны государства.

В настоящее время, в целях создания конкурентной среды при оказании медицинских услуг и ориентации медицинских организаций на безопасность пациентов и персонала, проводится совершенствование национальной системы аккредитации.

Важным звеном для эффективной модернизации и деятельности данной системы является подготовка кадров. Работа с кадрами на современном этапе характеризуется совершенствованием всех участников системы аккредитации, включающей обучение персонала медицинской организации, специалистов службы внутреннего аудита, занимающихся подготовкой к проведению аккредитации, также подготовку специалистов, которые проводят внешнюю комплексную оценку на соответствие стандартам аккредитации (инспекторов).

В период с 2009 года по 2014 гг. общее количество обученных специалистов здравоохранения по вопросам аккредитации составило 3830 человек.

В основе обучения специалистов здравоохранения по вопросам аккредитации находится рабочая учебная программа, аккредитованная международным сообществом по качеству в здравоохранении ISQua.

Очередным этапом повышения потенциала участников процедуры аккредитации было проведение обучения инспекторов, которое проходило в трех регионах Республики Казахстан: гг. Астана, Шымкент, Павлодар, в период с 9 по 27 июня 2014 года. По итогам обучения 223 инспектора получили сертификаты.

Стоит отметить, что претендентов на обучение отбирали с учетом международных принципов и требований к компетенции обучаемого специалиста.

Обучение проводилось сертифицированными тренерами, из числа сотрудников

Диаграмма 1. Общее количество обученных специалистов

ISQua AutdkiKi

KdJidkli^tan Hcpuhhcdii Г enter for Health Developments

Surveyor Training ProR.rumml-

A',1.11 did by ¡M.I-I.L W JU.4 Mil! -ill ind«p*nitru Ji«ii mfiu jfUJnit tbi ВДчи Surviy« Tnanlnj Кгокгипт« S4jndirdf

ft A(nvin лчЛ «ИКПг VJIrtifO* dftH Ailf m: 2D-]J urril [taly 2017

Центра аккредитации РГП «Республиканский центр развития здравоохранения». При проведении обучения были использованы методы совместного обучения, основанные на концепциях обучения взрослых людей, которые стимулируют мозговую активность, творческий потенциал для выявления новых идей и решений проблем.

Учебная программа включала упражнения для самостоятельной работы, интерактивные лекции, лекции по четырем разделам обновленных стандартов аккредитации, ролевые игры, решение ситуационных задач, работу в группе, индивидуальные упражнения и учебное аккредитационное обследование с выездом в медицинскую организацию.

В процессе проведения обучения большое внимание уделялось самостоятельной работе инспекторов.

Одним из этапов самостоятельной работы инспекторов была подготовка презентаций на следующие темы:

1. принципы управления качеством;

2. мотивация персонала;

3. совершенствование службы внутреннего аудита;

4. повышение качества: фокус на пациенте и лидерство;

5. принципы управления качеством: текущая ситуация в Казахстане (плюсы и минусы);

6. управление человеческими ресурсами;

7. работа в команде;

8. непрерывное улучшение процессов;

9. управление рисками;

10. управление конфликтами;

11. системный подход;

12. этические правила инспекторов.

В процессе презентаций инспектора могли обменяться мнениями, знаниями и навыками по общим и интересующим их вопросам. Для получения достоверной информации об успешности проведенного обучения и путях ее улучшения, проводилась оценка курса.

Оценка курса проводилась с использованием двух методов, согласно разработанных анонимных анкет:

1) ежедневная оценка инспекторами учебно-методического материала, методов преподавания, важности темы, подхода лектора;

2) оценка обучающего курса в конце обучения.

В 78% случаев инспектора оценили актуальность представленной темы и методику преподавания лектора на оценку «5», что является довольно высоким показателем.

20% слушателей данную работу оценили на «4». В 3% случаев работа лекторов была оценена на оценку «3».

С целью моделирования внешней комплексной оценки, закрепления приобретенных знаний, было проведено учебное аккредитационное обследование с применением обновленных оценочных листов (чек-листов) для оценки соответствия требованиям обновленных стандартов аккредитации, соответствующих международным требованиям.

При тестировании обновленной методики по проведению внешней комплексной оценки, во время учебного аккредитационно-го обследования, инспекторам была предложена шкала «0 - 5» баллов.

Как видно из данных (диаграмма 4), в 23% случаев инспекторами отмечалось, что данная шкала не совсем удобна при оценке на соответствие стандартам аккредитации.

МЕНЕДЖЕР! №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР

здравоохранения Республики Казахстан

Диаграмма 2. Аналитические данные по обратной связи

Диаграмма 3. Аналитические данные по обратной связи 66% слушателей отметили, что трехбаль- при проведении аккредитационного обсле-ная шкала: «0-3-5» наиболее приемлема при дования.

проведении внешней оценки. В 11% случа- Согласно информации, полученной

ев инспекторы отметили, что шестибальная по результатам обратной связи, были выде-шкала «0-1-2-3-4-5» наиболее приемлема лены основные трудности, с которыми ин-

спектора соприкасаются при проведении процедуры аккредитации.

Большинством инспекторов отмечена основная сложность при проведении процедуры аккредитации - это сложность ввода данных по результатам обследования в информационную программу, что составило 47%. 34%

инспекторов, как одну из основных трудностей при аккредитации, отметили длительные командировки. В 18% случаев инспекторами отражено в анкетах, что у них не бывает достаточного количества времени для проведения внешней оценки, внесения данных в программу и предоставления отчетов. В 1%

При проведении внешней оценки наиболее применима рейтинговая шкала

а) оценка 0-5 не совсем удобна при оценке(23%)

б) 0-3-5 (66%)

в) 0-1-2-3-4-5 (11%)

1РЯД1

0% 20% 40% 60% 80%

Диаграмма 4. Аналитические данные по обратной связи

Диаграмма 5. Аналитические данные по обратной связи

менеджер!

МЕНЕДЖЕР

случаев инспекторами отмечается в качестве основных трудностей - недостаточное понимание со стороны руководителей при их выезде на внешнюю комплексную оценку.

По завершению обучающих циклов были проведены тестовые экзамены обучаемых специалистов с применением методики тестирования, рекомендуемой международным сообществом по качеству ISQua. Тестовые экзамены состояли из 40 вопросов, каждый из которых имел 4 варианта ответов, некоторые вопросы имели несколько правильных ответов.

Результаты тестовых экзаменов инспекторов были систематизированы по правильности ответов.

Как видно из данных диаграммы 6, наименьшее количество правильных ответов было представлено по вопросам 33, 34, 37, 39.

Полученные данные будут учтены при разработке тестовых вопросов для последующих обучающих курсов и будет проведено более углублённое изучение по данным темам при следующих обучениях.

По результатам тестового экзамена, согласно разработанных и утвержденных индикаторов измерения учебной деятельности, были определены: 1) УКО - уровень качества обучения (число обучающихся, сдавших тестовый экзамен на «4», «5» *100% / число обучившихся) - дан-

Количество правильных ответов на тестовый экзамен

РЯД1

I РЯД1 I Ряд2

11 13 15 17 19 21 2В 25 27 29 31 33 35 37 39

Номер вопроса

Диаграмма 6. Результаты тестового экзамена

ный показатель составил 69%;

2) УО - уровень обученности (число успевающих обучающихся * 100 / общее число обучающихся) - данный показатель составил 99%, что соответствует оптимальному уровню обученности;

3) СБ - средний балл составил 4,0;

4) КО - коэффициент обучения (СБ / 5) составил 0,80 при пороговом уровне 0,50.

Большинство обучающихся инспекторов успешно сдали тестовый экзамен, набрав необходимый порог баллов, что составило 99%.

На сегодняшний день в Казахстане обучено и подготовлено 230 инспекторов по обновленным стандартам и методикам проведения процедуры аккредитации медицинских организаций.

Создание институциональных основ для совершенствования системы управления качеством медицинских услуг, путем внедрения процедуры аккредитации организаций здравоохранения является необходимым инструментом для внедрения международных стандартов аккредитации и повышения качества медицинских услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.