Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТАНДАРТЫ АККРЕДИТАЦИИ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каупбаева Б.Т., Нурманова С.А., Бижигитова Р.Е.

Аккредитация поставщиков медицинских услуг является одним из действенных механизмов, с помощью которого государство может оказывать влияние на качество медицинских услуг и удовлетворенность населения. Стандарты национальной аккредитации здравоохранения являются разносторонними и охватывают не только медицинские организации, оказывающие стационарную, амбулаторно-поликлиническую и скорую помощь, а так же организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, организации медицинской реабилитации и паллиативной помощи, и направлены на улучшение клинической практики и организационной работы. Национальная система аккредитации медицинских организаций имеет слаженый процесс и состоит из 3 этапов: самооценка, внешняя комплексная оценка и постаккредитационный мониторинг. Данный процесс применим ко всем видам медицинских организаций. Однако аккредитация медицинских организаций, оказывающийх услуги первичной медико-санитарной помощи, имеют некоторые различия, которые описаны в данной статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каупбаева Б.Т., Нурманова С.А., Бижигитова Р.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HEALTHCARE ACCREDITATION SYSTEM IN KAZAKHSTAN BASED ON WORLD HEALTH ORGANIZATION`S GLOBAL CONCEPT OF PRIMARY HEALTH CARE

Healthcare accreditation is one of the efiective mechanisms by which the state can infiuence the quality of medical services and public satisfaction. Standards of national accreditation of health care are diversified and cover not only medical organizations that provide inpatient, outpatient and ambulance care, but also organizations operating in the blood service, medical rehabilitation and palliative care organizations, and are aimed at improving clinical practice and organizational work. The national system of accreditation of medical organizations has a well-organized process and consists of 3 stages: self-assessment, external comprehensive assessment and post-accreditation monitoring. This process is applicable to all types of medical organizations. However, the accreditation of medical organizations that provide primary health care services has some difierences, which are described in this article

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Review article

Development of healthcare accreditation system in Kazakhstan based on World Health Organization's Global Concept of Primary Health Care

Botagoz Kaupbayeva1, Raushan Bizhigitova2, Saule Nurmanova3

1Head of Accreditation Center of the Republican center for Health development, Astana,

Kazakhstan

2Leading specialist of Accreditation Center of the Republican center for Health development, Astana, Kazakhstan

3Chief specialist of Accreditation Center of the Republican center for Health development,

Astana, Kazakhstan

Abstract

Healthcare accreditation is one of the effective mechanisms by which the state can influence the quality of medical services and public satisfaction. Standards of national accreditation of health care are diversified and cover not only medical organizations that provide inpatient, outpatient and ambulance care, but also organizations operating in the blood service, medical rehabilitation and palliative care organizations, and are aimed at improving clinical practice and organizational work. The national system of accreditation of medical organizations has a well-organized process and consists of 3 stages: self-assessment, external comprehensive assessment and post-accreditation monitoring. This process is applicable to all types of medical organizations. However, the accreditation of medical organizations that provide primary health care services has some differences, which are described in this article.

Keywords: Healthcare accreditation, accreditation standards, primary health care.

ДYниежYзiлiк денсаульщ сактау уйымыньщ алгашкы медицинальщ-санитарльщ кемек концепциясыньщ непзшдеп Казакстандагы аккредиттеу жуйесшщ дамуы

Каупбаева Б.Т.1, Нурманова С.А.2, Бижигитова Р.Е.3 Денсаулык сактауды дамыту республикалык орталыгынын Аккредиттеу

орталыгынын басшысы, Астана, Казакстан 2Денсаулык сактауды дамыту республикалык орталагынын Аккредиттеу орталыгынын сырткы кешед'1 багалау бэлiмiнiн бас маманы, Астана, Казакстан 3Денсаулык сактауды дамыту республикалык орталагынын Аккредиттеу орталыгынын аккредиттеудi жет'тд'ру бэлiмiнiн жетекшi маманы, Астана, Казакстан

Тужырымдама

Медициналык кызмет кэрсететн уйымдарды аккредиттеу медициналык кызмет кэрсету сапасына жэне халыктын канагаттануына мемлекет ыкпал ететiн тиiмдi механизмдерд'щ бiрi болып табылады. ¥лттык денсаулык сактауды аккредиттеу стандарттары толыктырылган жэне стационарлык, амбулаториялык жэне жедел жэрдемдi кэрсетет/'н медициналык уйымдарга гана емес, сонымен катар кан кызметi, медициналык оналту жэне паллиативтiк кэмек кэсететiн уйымдарга да катысты жэне клиникалык тэжiрибе мен уйымдык жумысты жет'тд'руге арналган. Медициналык

уйымдарды awpedummeydi^ ултты; жYйесi жа;сы уйымдастырылган процесс болып табылады жэне ym кезецнен турады: вз'1н-вз'1 багалау, сырт;ы кешенд'1 багалау жэне аккредиттеуден KeüiHei мониторинг. Бул процесс медициналы; уйымдардыц барлы; тYрлерiне ;олданылады. Дегенмен, алгаш;ы медициналы;-санитарлы; квмек кврсетет/'н медициналы; уйымдарды аккредиттеу осы ма;алада сипатталган айырмашылы;тарга ие.

TYÜiH сездер: медициналы;уйымдарды аккредиттеу, аккредиттеу стандарттары, алгаш;ы медициналы;-санитарлы; квмек.

Развитие системы аккредитации в Казахстане на основе глобальной концепции первичной медико-санитарной помощи Всемирной организации здравоохранения

Каупбаева Б.Т.1, Нурманова С.А.2, Бижигитова Р.Е.3 1Руководитель Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения, Астана, Казахстан 2Главный специалист сектора внешней комплексной оценки Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения, Астана, Казахстан

3Ведущий специалист сектора совершенствования аккредитации Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения, Астана, Казахстан

Резюме

Аккредитация поставщиков медицинских услуг является одним из действенных механизмов, с помощью которого государство может оказывать влияние на качество медицинских услуг и удовлетворенность населения. Стандарты национальной аккредитации здравоохранения являются разносторонними и охватывают не только медицинские организации, оказывающие стационарную, амбулаторно-поликлиническую и скорую помощь, а так же организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, организации медицинской реабилитации и паллиативной помощи, и направлены на улучшение клинической практики и организационной работы. Национальная система аккредитации медицинских организаций имеет слаженый процесс и состоит из 3 этапов: самооценка, внешняя комплексная оценка и постаккредитационный мониторинг. Данный процесс применим ко всем видам медицинских организаций. Однако аккредитация медицинских организаций, оказывающийх услуги первичной медико-санитарной помощи, имеют некоторые различия, которые описаны в данной статье.

Ключевые слова: аккредитация медицинских организаций, стандарты аккредитации, первичная медико-санитарная помощь.

Corresponding author: Raushan Bizhigitova, Leading specialist of Accreditation Center of the Republican center for Health development, Astana, Kazakhstan Postal code: 010000

Address: Kazakhstan, Astana city, Amangeldy Imanova 13.

Phone: +7 707 146 28 83

E-mail: raushan.bizhigitova@gmail.com

J Health Dev 2018;3 (28):34-39

УДК 614; 614.2; 614:33 Recieved: 18/08/2018 Accepted: 25/09/2018

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Устойчивое повышение качества и безопасности медицинской помощи невозможно без дальнейшего развития добровольной аккредитации поставщиков медицинских услуг, являющейся одним из действенных механизмов, с помощью которого государство может оказывать влияние на качество медицинских услуг и удовлетворенность населения порядком их предоставления. В период с 2009 по 2015 год Министерством здравоохранения РК совместно с Международным банком реконструкции и развития внедрялся проект «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» в соответствии с Государственной Программой здравоохранения «Саламатты Казахстан на 2011-2015 годы» [1,2]. В рамках данного проекта была успешно реализована система аккредитации медицинских организаций -процедура, направленная на обеспечение качества и безопасности медицинских услуг согласно стандартам аккредитации [3]. Согласно мировой практике, аккредитация медицинских организаций является инструментом оценки степени соответствия медицинского обслуживания в медицинской организации стандартам, которые непосредственно влияют на качество оказываемых услуг [4].

Система аккредитации в Казахстане носит добровольный характер и проводится за счет средств самой организации или государственных денежных средств [5]. Как и в международной практике, аккредитация в здравоохранении Казахстана проводится на основе проведения внешней комплексной оценки соответствия медицинских организаций стандартам аккредитации.

С момента внедрения, национальная системааккредитациипрошлаопределенные этапы развития - совершенствовались подходы к процедуре проведения аккредитации, регулярно обновлялись стандарты аккредитации, самостоятельно были разработаны стандарты аккредитации для профильных организаций (для организаций,осуществляющихдеятельность в сфере службы крови, для организаций медицинской реабилитации и паллиативной помощи), создан и расширяется реестр экспертов по аккредитации.

Цель исследования - описать развитие национальной системы аккредитации медицинских организаций, в том числе организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в Республике Казахстан за 9 лет (2009-2018 гг.)

Первичная медико-санитарная помощь в Казахстане

Первичная медико-санитарная помощь здоровья и 11 частных медицинских

(далее - ПМСП) - это квалифицированная организаций оказывают ПМСП. медицинская помощь, которая включает в Несмотря на то, что ПМСП

себя амбулаторный прием и обслуживание на осуществляется участковыми врачами,

дому прикрепленного населения, скрининг, врачами общей практики (ВОП),

диагностику лечение и профилактику фельдшерами, акушерами, психологами,

распространенных заболеваний, охрану социальными работниками в области семьи, иммунизацию против основных здравоохранения и средними медицинскими

инфекционных заболеваний. сестрами (СМР), поликлиники Казахстана

Организации, оказывающие ПМСП имеют так и специализированную помощь,

в Казахстане, делятся на врачебные интегрированную в услуги, оказываемые в

амбулатории, центры ПМСП и поликлиники. медицинской организации. Касательно столицы Казахстана г. Астана, 13 городских поликлиник, 3 центра семейного

Стандарты аккредитации для ПМСП

За недолгий период система аккредитации определяют условия, которые

национальной аккредитации Казахстана направлены на улучшение качества

претерпела большие изменения. Стандарты предоставляемой медицинской помощи.

В 2009 году были разработаны первые стандарты национальной программы аккредитации, в которых были охвачены медицинские организации, оказывающие стационарную помощь, стоматология (амбулаторно-поликлиническая помощь), третичная и диагностическая помощь [6]. В последующие годы национальная программа аккредитации была пересмотрена, усовершенствована ирасширена. Более того, стандарты для медицинских организаций, оказывающих ПМСП, были включены в стандарты национальной системы аккредитации, так как ПМСП является одним из приоритетных аспектов всемирного здравоохранения. Следовательно, в настоящее время в Казахстане существуют различные стандарты аккредитации, такие как стандарты организаций, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую, скорую медицинскую помощь, стандарты восстановительного лечения и медицинской реабилитации, стандарты по паллиативной помощи и сестринскому уходу, стандарты для центров крови, а так же стандарты на специализированную медицинскую

помощь (кардиология, неврология, родовспоможение, онкология, травмы) [7, 8].

В виду того, что медицинские организации в Казахстане являются мульти-профильными (могут иметь и ПМСП, и специализированную помощь, и лаборатории), организации могут быть аккредитованы по стандартам применимым в данной медицинской организации в зависимости от осуществляемой деятельности.

Также, для улучшения стандартов аккредитации, с 2009 года осуществляется непрерывноесотрудничествоспрофильными международными организациями и иностранными экспертами по вопросам аккредитации и управлению качеством медицинских услуг. Более того, Республика Казахстан, в лице Центра аккредитации РЦРЗ, с 2012 года является членом International Sodety for Quality in Health Care . Аккредитация Центра аккредитации ISQua -это гарантия того, что система аккредитации медицинских организаций Республики Казахстан и аккредитующая организация имеют правильное направление реализации своей функции - оценка медицинских организаций и их аккредитация с целью повышения качества медицинской помощи и безопасности пациентов [7].

Процесс аккредитации медицинских организаций. Аккредитация ПМСП

Аккредитация медицинских

организаций - это общественное признание уровня производительности (деятельности) организации внешним органом по отношению к набору предустановленных стандартов. Согласно исследованию, проведенному в Египте, средняя удовлетворенность пациентов была значительно выше у аккредитованных организаций [9].

Национальная аккредитация

МО состоит из трех основных этапов: самооценка, внешняя комплексная оценка и постаккредитационный мониторинг, каждый из которых выполняется ответственными лицами [7,10]. Также для получения объективной оценки деятельности субъекта здравоохранения в части соблюдения прав пациентов, качества медицинских услуг, слаженности работы коллектива и преемственности в оказании медицинской помощи внутри организации привлекаются эксперты аккредитации перекрестным путем, не имеющие конфликта интересов.

В 2018 году Министерство здравоохранения РК в рамках развития неправительственного сектора передало аккредитацию МО в конкурентную среду. Таким образом, в настоящее время, внешнюю комплексную оценку проводит «Республиканский центр развития здравоохранения», как аккредитованный орган Министерством здравоохранения Республики Казахстан [5].

Так, с 2009 года МО, в том числе ПМСП активно участвуют в прохождении процедуры аккредитации, к примеру, за период с 2009 по 2017 годы около 600 МО имеют действующий статус аккредитации, однако большая часть МО принадлежит государственному сектору.

Одним из высоких достижений национальной аккредитации является широкий, разноуровневый (районный, городской, областной, республиканский) охват проведения аккредитации среди МО практически по всей территории государства.

Данное достижение обусловлено стратегическим планированием

Министерства здравоохранения РК, а также ежегодным включением разноуровневых МО с целью обеспечения доступности аккредитации.

Вместе с тем, темп роста участия МО Казахстана в аккредитационном исследовании за 9-летний период не имеет положительной динамики, так как участие МО было ограниченным и проводилось в рамках государственного заказа Министерства здравоохранения РК. На сегодняшний день в связи с проведением аккредитации за счет средств субъекта здравоохранения появилась возможность участия каждой МО в аккредитации. Планируется повышение охвата аккредитацией от 45% до 90% поставщиков медицинских услуг, в том числе и частных, до 2020 года.

Аккредитация МО, оказывающих ПМСП, не имеет особых отличий, как и любая МО проходят обязательные три этапа процедуры внешней комплексной оценки. Однако, одной из особенностей ПМСП -

Выводы

Таким образом, национальная аккредитация РК динамично развивается с учетом мировой практики и требованиям ISQva за 9 летний период - трижды обновлены стандарты и сертифицированы ISQua, проведена работа по изменению процедуры проведения аккредитации с включением третьего этапа -постаккредитационный мониторинг.

это организация неотложной медицинской помощи для обслуживания вызовов 4 категорий сложности и как следствие данный раздел с 2017 года оценивается экспертами аккредитации. Также МО, оказывающие ПМСП в своем составе, имеют врачебные амбулатории, ФАП, МП и др., данные структурные подразделения обязательно охватываются при проведении внешней комплексной оценки. Сильными сторонами подготовленности МО, оказывающих ПМСП, к аккредитации является материально-техническая

база, безопасность здания (пожарная безопасность), менеджмент медикаментов, а также исполнение административных процедур - проведение аудита, архивация данных, а также использование медицинских информационных систем. Устоявшейся слабой стороной является риск-менеджмент (программа управление рисками), инфекционный контроль и исполнение стандартных операционных процедур по лечению и уходу за пациентом.

Также, принято решение Министерства здравоохранения РК по передаче процедуры аккредитации в конкурентную среду с 2018 года, что должно привести к увеличению количества МО, участвующих в аккредитации, а также повышение уровня качества предоставляемой медицинской помощи и удовлетворенности пациентов.

Конфликт интересов отсутствует.

Литература

1. Аарва П., Пилеска Д., Калогеропулос Д. Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан. Отчет по среднесрочной оценке - Астана, 2011. - 61 с.

Aarva P., Pileska D., Kalogeropulos D. Peredacha tehnologij i provedenie institucional'noj reformy v sektore zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Otchet po srednesrochnoj ocenke (Kazakhstan Health Sector Technology Transfer and Institutional Reform Project. Mid-term Evaluation Report) [in Russian]. Astana, 2011: 61.

2. Указ Президента Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты К,аза;стан» на 2011-2015 годы: утв. 29 ноября 2010 года, №1113.

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «Salamatty laza;stan» na 2011-2015 gody (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Program for Health Development of the Republic of Kazakhstan «Salamatty Kazakhstan» for 2011-2015) [in Russian]: utv. 29 nojabrja 2010 goda, №1113.

3. Jovanovi& B. Hospital accreditation as method for assessing quality in healthcare. Archive of Oncology. 2005;13(3/4).

4. Smits H., Supachutikul A., Mate K. Hospital accreditation: lessons from low- and middle-income countries. Globalization and Health. 2014; 10: 65.

5. Кодекс Республики Казахстан. О здоровье народа и системе здравоохранения: принят 18 сентября 2009 года, №193-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2018 г.).

Kodeks Respubliki Kazahstan. O zdorov'e naroda i sisteme zdravoohranenija (The Code of the Republic of Kazakhstan. On the health of the people and the health system) [in Russian]: prinjat 18 sentjabrja 2009 goda, №193-IV (s izmenenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 09.01.2018

g).

6. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан Об утверждении стандартов аккредитации для субъектов здравоохранения: утв. 16 ноября 2009 года, № 713

Prikaz Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii standartov akkreditacii dlja subiektov zdravoohranenija (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan on the approval of accreditation standards for health care subjects) [in Russian]: utv. 16 nojabrja 2009 goda, № 713.

7. Аккредитация медицинских организаций. Республиканский Центр Развития Здравоохранения, 2017 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcrz.kz/. Дата обращения: 18.07.2018 г.

Akkreditacija medicinskih organizacij (Accreditation of medical organizations) [in Russian]. Respublikanskij Centr Razvitija Zdravoohranenija, 2017 [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rcrz.kz/. Data obrashhenija: 18.07.2018 g.

8. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении стандартов аккредитации для субъектов здравоохранения: утв. 2 октября 2012 года, № 676.

Prikaz Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii standartov akkreditacii dlja sub#ektov zdravoohranenija (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of accreditation standards for health care subjects) [in Russian]: utv. 2 oktjabrja 2012 goda, № 676.

9. Delivering quality health services: a global imperative for universal health coverage. World Health Organization, OECD, and International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, Genеve, Switzerland. 2018:99.

10. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Об утверждении Правил аккредитации в области здравоохранения: утв. 10 марта 2015 года, № 127.

Prikaz Ministra zdravoohranenija i social'nogo razvitija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Pravil akkreditacii v oblasti zdravoohranenija (Order of the Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan. On approval of the rules of accreditation in the field of health) [in Russian]: utv. 10 marta 2015 goda, № 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.