Научная статья на тему 'ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «АССОЦИАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ ГОРОДА АСТАНЫ»'

ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «АССОЦИАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ ГОРОДА АСТАНЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
353
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / АССОЦИАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сайынов М., Сисенбаева А.

С целью повышения эффективности реализации и защиты прав в сфере охраны здоровья на законодательном уровне закреплено положение о том, что граждане имеют право на независимую медицинскую экспертизу. Институт независимых экспертов в области здравоохранения был создан для реализации поручения, озвученного в Послании Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года - «О создании системы независимой медицинской экспертизы, которая основывается на принципе проведения контрольных проверок уполномоченным органом с привлечением независимых экспертов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE ACTIVITY OF THE NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATION «ASSOCIATION OF INDEPENDENT MEDICAL EXPERTS OF ASTANA»

In order to increase the efiectiveness of implementation and protection of rights in the sphere of health protection, the provision on the fact that citizens have the right to independent medical examination is enshrined at the legislative level. The Institute of Independent Health Experts was established to implement the mandate given in the President›s message to the People of Kazakhstan of March 19, 2004, «On the establishment of an independent medical examination system that is based on the principle of carrying out inspections by an authorized body involving independent experts»

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «АССОЦИАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ ГОРОДА АСТАНЫ»»

https://doi. org/10.32921/2225-9929-2018-4-29-4-15 Trends

Review of the Activity of the Non-governmental Organization «Association of Independent Medical Experts

of Astana»

Muratbek Saiynov1, Ainur Sisenbayeva2

Anesthesiologist- resuscitationist of the Scientific - Research Institute of Traumatology and Orthopedics, Independent medical accredited expert of the Non-governmental Organization "Association of Independent Medical Experts of Astana", Astana, Kazakhstan 2 Director of the Non-governmental Organization «Association of Independent Medical Experts of Astana», Astana, Kazakhstan

Abstract

In order to increase the effectiveness of implementation and protection of rights in the sphere of health protection, the provision on the fact that citizens have the right to independent medical examination is enshrined at the legislative level. The Institute of Independent Health Experts was established to implement the mandate given in the Presidents message to the People of Kazakhstan of March 19, 2004, «On the establishment of an independent medical examination system that is based on the principle of carrying out inspections by an authorized body involving independent experts»

Key words: medical aid, medical independent expertise, quality control of medical services, association of independent medical experts.

«Астана каласы тэуелаз медициналык сарапшылардын кауымдастыгы» Когамдьщ бiрлестiпнщ кызметше шолу

Сайынов М.1, Сисенбаева А.2

1 Травматология жэне ортопедия гылыми-зерттеу институтыныц анестезиолог-реаниматолог дэрiгерi, «Астана каласы тэуелаз медицинальщ сарапшылардыц Кауымдастыгы» КБ тэуелаз медициналык аккредиттелген сарапшысы,

Астана, Казакстан

2 «Астана каласы тэуелаз медициналык сарапшылардыц Кауымдастыгы» КБ директоры, Астана, Казакстан.

Туйшдеме

Денсаулык коргау саласында зацнамалык децгейде кукыктарды ске асырудыц тиiмдiлiгiн арттыру жэне коргау максатында азаматтардыц тэуелаз медициналык сараптамага кукыгы бар екендг туралы ереже беют'тген. Денсаулык сактау саласындагы тэуелаз сарапшылар институты Казакстан Республикасыныц Президентiнiн 2004 жылгы 19 наурыздагы - «Уэк/летт/ органныц тэуелаз сарапшыларын тарта отырып бакылау тексерулер/н жYргiзу принциптер/не негiзделетiн Тэуелс/з медициналык сараптама

жYйесiн куру» халы;;а жолдауында айтылган тапсырмасын жYзеге асыру ма;сатында ;урылды.

Ty^ih сездер: медициналы; квмек, медициналы; тэуелс'з сараптама, медициналы; ;ызметтер сапасын ба;ылау, тэуелс'з медициналы; сарапшылардыц ассоциациясы.

Обзор деятельности ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов

города Астаны»

Сайынов М.1, Сисенбаева А.2

1 Врач анестезиолог-реаниматолог Научно-исследовательского институто травматологии и ортопедии, независимый медицинский аккредитованный эксперт

ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов г. Астана», Астана, Казахстан

2 Директор ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов г. Астана»,

Астана, Казахстан

Резюме

С целью повышения эффективности реализации и защиты прав в сфере охраны здоровья на законодательном уровне закреплено положение о том, что граждане имеют право на независимую медицинскую экспертизу. Институт независимых экспертов в области здравоохранения был создан для реализации поручения, озвученного в Послании Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года - «О создании системы независимой медицинской экспертизы, которая основывается на принципе проведения контрольных проверок уполномоченным органом с привлечением независимых экспертов».

Ключевые слова: медицинская помощь, медицинская независимая экспертиза, контроль качества медицинских услуг, ассоциация независимых медицинских экспертов.

Corresponding author: Saiynov Muratbek, RSE on REM «Scientific - Research Institute of Traumatology and Orthopedics» of MHSD of RK, anesthesiologist-resuscitationist, Independent medical accredited expert of the Non-governmental Organization «Association of Independent Medical Experts of Astana», Astana, Kazakhstan Postal code: 010000

Address: Abylai khan Avenue, 15 A, Astana, Kazakhstan Phone: + 7 701 319 9534 E-mail: msaiynov@mail.ru

J Health Dev 2018; 4(29):4-15 UDC 614; 614.2; 614:33 Recieved: 10-09-2018 Accepted: 18-11-2018

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения.

Согласно приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг» предметом экспертизы качества медицинских услуг является анализ и оценка результатов оказанных медицинских услуг на основании индикаторов, определяющих уровень качества медицинских услуг [1].

С целью создания эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, улучшение основных показателей здоровья населения Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004г. №1438 утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы [2]. Целью Программы явилось создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения.

За время реализации Госпрограммы достигнуты определенные результаты:

•принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-^ ЗРК [3]. Лейтмотивом Кодекса, который заменил собой 12 действовавших законов, регламентировавших медицинскую

сферу, стало создание условий для максимального закрепления права граждан

на охрану здоровья, повышение статуса национальной медицины, приведение отечественного законодательства в области здравоохранения в соответствие международным стандартам;

• установлены минимальные стандарты гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, перечень которого утверждается ежегодными постановлениями Правительства Республики Казахстан;

• разработаны и внедрены отраслевые программы по развитию кардиологической и кардиохирургической помощи, защиты населения от туберкулеза, формированию здорового образа жизни;

• проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи, в результате которого внедрен принцип общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, введено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;

• проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;

• стандартизованы процедуры, используемые в отрасли здравоохранения, в том числе внедрены протоколы диагностики и лечения заболеваний;

• создана система отраслевой (Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности и его территориальные подразделения) и независимой (институт независимых экспертов, НПО) экспертизы качества;

• осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения;

• внедряется система оценки рисков в сфере контроля в области здравоохранения;

•с 1 января 2010 года внедряется Единая национальная система

здравоохранения (ЕНСЗ).

Внедрение ЕНСЗ оказывает радикальные изменения на систему оплаты медицинских услуг, развивает экономические стимулы и мотивации в деятельности медицинского персонала.

Коренным образом изменились правила проведения внешнего и внутреннего аудита, изменилась и структура организаций, ответственных за проведение экспертной оценки, развивается независимая экспертиза качества медицинских услуг, переведена на информационные технологии методика проведения экспертизы. Все это требует совершенствования подготовки специалистов - экспертов качества медицинской помощи [4].

С 2010 г. в Республике Казахстан действует Государственная программа реформирования системы здравоохранения на 2011 - 2015 годы «Саламатты Казахстан» [5], ключевым элементом которой стала ЕНСЗ, предоставившая гражданам республики право свободного выбора медицинской организации. Проведение реформ в отечественном здравоохранении постепенно приносит свои плоды. За последние 5 лет увеличилась средняя продолжительность жизни (с 66 до 70 лет). На 15% снизился показатель общей смертности,на67%-материнской,увеличился перечень лекарственных препаратов, выдаваемых пациентам бесплатно, за последние два года в 4 раза увеличилось оказание высокоспециализированной помощи в районных и областных больницах. Быстрыми темпами развиваются такие отрасли медицины, как кардиохирургия, трансплантология, ортопедия. В рамках реализации Государственной программы развития здравоохранения для обеспечения качества медицинских услуг предусмотрено создание системы независимой

медицинской экспертизы. Вопросы экспертизы качества услуг переведены в автоматизированный программный комплекс «Система управления качеством медицинских услуг». Программный комплекс обеспечивает прозрачность процесса контроля над качеством услуг, что значительно совершенствуют процесс работы врачей-экспертов [6].

В соответствии Закона Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 430-II «О системе здравоохранения» (ст. 35 »Виды медицинской экспертизы» и ст. 36 «Экспертиза лечебно-профилактической работы») [7], Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 22 декабря 2006 года № 638 «Об

утверждении Правил проведения независимой экспертизы» в республике начала проводиться независимая экспертиза [8]. Целью осуществления независимой экспертизы деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, является обеспечение прав пациентов на получение медицинских услуг необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых, материально-технических

ресурсов здравоохранения и применения современных медицинских технологий.

Основные понятия:

• уполномоченный орган в области здравоохранения - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств, контроля за качеством медицинских услуг;

• государственный орган - Комитет (далее - Комитет) по контролю в сфере оказания медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения;

• заказчик независимой экспертизы (далее - заказчик) - юридическое или физическое лицо, субъекты здравоохранения, ассоциации, государственные, судебные, правоохранительные и иные органы и организации;

• независимая экспертиза - процедура, проводимая в целях обеспечения прозрачности и объективности оценки деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность;

• независимый эксперт - физическое или юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения;

• качество медицинской помощи - мера соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области

здравоохранения и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологий;

• стандарт в области здравоохранения

- документ, разработанный уполномоченным органом на основе согласия заинтересованных сторон, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования в области здравоохранения правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов;

• заключение независимого эксперта

- обоснованные выводы по вопросам, поставленным перед независимым экспертом лицом,назначившимнезависимую экспертизу, оформленные в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Контроль качества медицинских услуг в мировой практике является одним из главных механизмов управления отраслью здравоохранения. Создание системы управления качеством медицинской помощи предусматривает стандартизацию, внедрение новых (рекомендуемых ВОЗ) методов диагностики и лечения заболеваний.

В целях осуществления полноценного и всестороннего контроля деятельности по предоставлению медицинских услуг в 2004 году создан Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг. С 2005 года проводятся мероприятия по поддержке неправительственных организаций

(ассоциаций медицинских организаций, профессиональных ассоциаций

врачей, пациентов) и осуществляется привлечение их при необходимости к независимой экспертизе медицинских услуг, аккредитации, аттестации специалистов. С 2007 года Комитетом контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения

Республики Казахстан осуществляется аккредитация физических лиц на право проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения и формирование банка данных независимых экспертов.

Целью является проведение аналитического обзора результатов деятельности ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» за период 2013-2018 гг.

Основная часть

В 2008 году создается Общественное Объединение «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны», котороевходитвсоставОО«Республиканский союз независимых медицинских экспертов в секторе здравоохранения». У истоков деятельности организации стояли Сисенбаева А.Т., Жангереева Г.Т., Шукенова Ж.М. В настоящее время Ассоциацию возглавляет Сисенбаева А.Т. Деятельность Ассоциации осуществляется в соответствии с Уставом ассоциации, Правилами привлечения независимых экспертов, утвержденных приказам и.о. Министра здравоохранения РК, от 09.11.09 г. №672 [9]. С февраля 2009 года ассоциация стала одной из первых, кто начал совместную работу с Министерством здравоохранения РК по вопросам независимой экспертизы медицинских услуг. Ассоциация

аккредитована в установленном порядке, работает по единой методологии проведения экспертизы качества медицинских услуг. Ассоциация начала работать с 70-ми независимыми экспертами. На данный

момент в ассоциации работают более 300 независимых экспертов различных медицинских профилей. Наша ассоциация имеет подразделения в различных регионах республики по защите прав потребителей медицинских услуг. Основанием для предоставления услуг по проведению независимой экспертизы являются договора о государственных закупках услуг между Ассоциацией и департаментами Комитета охраны общественного здоровья РК является договор, заключенные по итогам государственных закупок способом запроса ценовых предложений, прошедших в соответствии с законом РК «О государственных закупках» [10]. Независимыми экспертами при проведении экспертиз корректно вносятся предложения субъекту здравоохранения по улучшению организации и повышению качества медицинской помощи, так как независимые эксперты имеют в большей массе ученую степень и высшую категорию, в их заключениях обеспечивается научная обоснованность средств и методов

проведения исследования и лечения.

Независимыми экспертами могут быть специалисты из числа работников практического здравоохранения, научно-исследовательских институтов, научных центров, организаций медицинского образования, частных и ведомственных медицинских организаций, а также неправительственных организаций,

аккредитованных в установленном порядке, обладающих специальными научными и практическими знаниями.

С целью обеспечения объективности в республике развивается независимая экспертиза, доля проверок с привлечением независимых экспертов в 2015 году составила 35%, что на 2% больше, чем в 2014 году - 33%, за 2016 год - 36 %. В 2016 году Комитетом были аккредитованы 330 независимых эксперта. В настоящее время банк данных независимых экспертов составляет 967 специалистов по разным специальностям (по данным за 2014-2016 годы ежегодно проходят аккредитацию в среднем более 300 независимых экспертов) [11].

Каждый случай привлечения независимого эксперта к проведению независимой экспертизы деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую

деятельность, регистрируется в

Комитете. При привлечении заказчиком независимого эксперта к проведению экспертизы качества медицинских услуг, экспертиза проводится по материалам, представленным заказчиком. Для получения дополнительной информации от субъекта здравоохранения, оказавшего медицинскую помощь, независимый эксперт обращается в Комитет для регистрации проверки субъекта здравоохранения в органах правовой статистики и специальных учетов. При привлечении Комитетом к экспертизе независимых экспертов, независимый эксперт осуществляет свою деятельность совместно со специалистами Комитета. В данном случае доступ независимого эксперта к материалам экспертизы обеспечивается Комитетом. Экспертиза проводится только по основной медицинской специальности, определенной свидетельством об аккредитации независимого эксперта.

Заказчики независимой медицинской экспертизы:

Министерство здравоохранения; Управления здравоохранения; Департаменты охраны

общественного здоровья; Центры судебной экспертизы; Департаменты внутренних дел; Физические лица; Юридические лица.

Рисунок 1 - Привлечение экспертов ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» за период 2015 - 2018 гг. - по обращениям физических / юридических лиц и

летальным случаям

Суммируя данные рисунков 1 и 2, мы наблюдаем привлечение экспертов по регионам за период 2015-2018 гг. По городу Астана - привлекали всего 661 экспертов, из них - по обращениям граждан/юридических лиц 458, по летальным случаям 192, рассмотрение аттестационных дел на

присвоение квалификационных категорий медработникам - 11.

По Северо-Казахстанской области -привлекали всего 188 экспертов, из них -по обращениям граждан/юридических лиц 106, по летальным случаям 74, плановые и тематические проверки - 8.

Рисунок 2 - Привлечение экспертов ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» по регионам за период 2015 - 2018 гг.

По Западно-Казахстанской области - привлекали всего 178 экспертов, из них -по обращениям граждан/юридических лиц 106, по летальным случаям 69, плановые проверки - 8.

По Кызылординской области -привлекали всего 171 экспертов, из них -по обращениям граждан/юридических лиц 134, по летальным случаям 35, плановые проверки - 2.

По Актюбинской области - привлекали всего 114 экспертов, из них - по обращениям граждан/юридических лиц 92, по летальным случаям - 22.

По Костанайской области - привлекали всего 90 экспертов, из них - по обращениям граждан/юридических лиц 44, по летальным случаям 40, плановые проверки - 6.

По Акмолинской области - привлекали всего 62 экспертов, из них - по обращениям

граждан/юридических лиц 41, по летальным случаям - 21.

Анализируя полученные данные в разрезе регионов можно отметить преимущественное привлечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

независимых экспертов к экспертизе клинических случаев с летальным исходом. Доля обращений к специалистам по экспертной деятельности в этом аспекте составляет от 23,9 до 90,9% в разных регионах Республики. Минимальный показатель в Кызылординской области, максимальный - в Костанайской области.

Наибольшая активность граждан в плане обращения в МЗ РК по качеству оказания медицинской помощи отмечены в г. Астана и Кызылординской области, наименее активны жители Акмолинской области.

Таблица 1 - Участие экспертов ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» за период 01.01.2013 - 02.06.2018 гг.

Регион Педиатр / неонатолог Акушер -гинеколог Хирург Терапевт Стоматолог Кардиолог Анестезиолог/ реаниматолог Невропатолог Прочие Всего

Астана 5 17 10 14 4 4 6 5 67 132

Алматы 1 0 0 2 0 0 0 0 1 4

Актюбинская область 5 6 5 7 1 0 1 0 7 32

Акмолинская область 4 2 5 3 0 2 0 2 8 26

СевероКазахстанская 5 8 11 9 3 3 6 2 28 75

область

Мангыстауская область 1 1 2 1 0 1 2 1 8 17

Западно-Казахстанская 5 11 12 10 1 2 2 2 27 72

область

Костанайская область 4 3 3 5 1 0 0 1 3 20

Кызылординская область 8 10 3 6 2 2 4 5 32 72

Итого 38 58 51 57 12 14 21 18 181 450

По таблице 1 мы видим, что привлечение экспертов по городу Астана выше, чем в других регионах. Среди часто привлекаемых экспертов по профильным специальностям: акушер-гинеколог, терапевт, хирург, реаниматолог-анестезиолог. К прочим относятся специалисты лабораторно-диагностической службы и узкие специалисты. За отчетный период всего по представленным регионам Республики было привлечено 453 эксперта. В тройку лидеров привлеченных специалистов вошли акушер - гинекологи (58 - 12,8%), терапевты (57 - 12,5%) и хирурги (51 - 11,3%). Остается высоким показатель привлечения экспертов в области педиатрии (38 - 8,4%).

12 мая 2017 года в Астане при участии Министерства здравоохранения РК, Республиканского Центра развития здравоохранения, Национальной

палаты здравоохранения, ассоциаций независимых медицинских экспертов и неправительственных организаций была

проведена конференция «Развитие института защиты профессиональной ответственности медицинских работников. Актуальные вопросы независимой медицинской экспертизы в Республике Казахстан. Медиация в здравоохранении». В связи с изменениями в ряде законодательных актов, касающихся вопросов независимой экспертизы, планируемой отмены аккредитации независимых экспертов в МЗ РК и ряда других нововведений на фоне резко увеличившихся жалоб на некачественное оказание медицинских услуг, и связанных с этим судебных разбирательств -обсуждались наболевшие острые вопросы с участием ассоциаций независимых медицинских экспертов.

В ходе конференции была принята резолюция, где были отражены актуальные вопросы независимой медицинской экспертизы в РК [12]:

-на базе НПЗ создать реестр независимых медицинских экспертов;

-внести дополнения и изменения в нормативно-правовые акты по механизму привлечения независимых медицинских экспертов в составы комиссий Комитета охраны общественного здоровья;

-повысить ответственность

независимых медицинских экспертов при проведении экспертизы качества оказанной медицинской помощи;

-создать независимый экспертный Совет из числа наиболее авторитетных и компетентных медицинских экспертов для разбора особо сложных и спорных случаев, выявленных при проведении экспертизы качества оказанной медицинской помощи;

-усилить работу по пропаганде внедрения механизмов медиации при разборе жалоб и обращений граждан на качество оказанных медицинских услуг;

-создать новый инструмент внедрения, учитывающий введение обязательного социального страхования: клиническое руководство/клинический протокол (далее -КП), содержащий обязательные стандарты качества, которые будут созданы на основе КП с применением оценки технологий здравоохранения.

Комитет проводит активную работу по развитию института независимой экспертизы в области здравоохранения. Привлекает независимых медицинских экспертов к проведению проверок субъектов здравоохранения (в соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №173 «Об утверждении Правил организации и проведения внешней и внутренней экспертиз качества медицинских услуг» [1] и Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 274 «Об утверждении Правил привлечения независимых экспертов в области здравоохранения» [13], тем самым обеспечивая принципы прозрачности и объективности контроля, что в свою очередь решает проблемы недоверия со стороны пациентов и повторного обращения в государственный орган.

Согласно Приказу Министра здравоохранения РК от 6 сентября 2017 года №680 «Об утверждении требований к физическим лицам, претендующим на проведение независимой экспертизы в

качестве независимых экспертов» [14] была отменена аккредитация независимых медицинских экспертов. Физические лица, претендующие на проведение независимой экспертизы в качестве независимых экспертов, допускаются к проведению независимой экспертизы при наличии:

• документа, удостоверяющего личность;

• диплома о высшем медицинском образовании;

• документа, подтверждающего наличие трудового стажа не менее 10 лет по заявляемой специальности, а также необходимо осуществление деятельности в области здравоохранения по заявляемой специальности на момент проведения независимой экспертизы;

• документов, подтверждающих прохождение повышения квалификации за последние 3 года по вопросам проведения независимой экспертизы, в общем объеме не менее 216 часов;

• сертификата специалиста для допуска к клинической практике по заявляемой специальности, лицам, занимающимся клинической практикой;

• свидетельства о присвоении высшей квалификационной категории по заявляемой специальности.

12-13 марта 2018 года в г. Астане проведен международный семинар «Медицинское право в Республике Казахстан. Врачебные ошибки и ответственность: международный опыт». Тренером выступил международный эксперт, д.м.н., профессор, юрист, вице-президент Всемирной ассоциации медицинского права (WAML) Вугар Мамедов. Организаторы семинара: ОЮЛ «Республиканский союз независимой экспертизы в секторе здравоохранения», ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» и Международный центр медиации и права «Согласие» при поддержке Республиканского центра развития здравоохранения. В семинаре принимали участие врачи, организаторы здравоохранения, юристы, независимые медицинские эксперты, профессорско-преподавательский состав вузов. Обсуждены актуальные для Казахстана вопросы, как ответственность медицинских работников и права пациентов, юридические

основы деятельности медработников, трансплантация и донорство органов и тканей человека, коррупция в сфере здравоохранения.

С учетом прогредиентного роста количества обращений граждан по качеству оказания медицинской помощи актуальным является вопрос автоматизации данной услуги на портале электронного правительства, что позволит улучшить статистическую отчетность и ответственность граждан.

Также необходимо создание единого Республиканского реестра для

Выводы

Анализируя результаты деятельности ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов города Астаны» с момента основания можно судить, что Ассоциация в сфере оказания медицинских услуг заняла

специалистов экспертной деятельности и различных Координационных центров по проблемам редких осложнений в различных областях медицины, которые бы курировали сложные клинические случаи, что позволит улучшить качество медицинской помощи (так в Европе и Америке функционируют круглосуточные са11-центры по проблеме синдрома злокачественной гипертермии, токсической системной реакции на местные анестетики, трудного дыхательного пути и т.д.).

Актуальным является систематическое повышение уровня подготовки специалистов судебно-медицинской экспертизы.

свое место в системе здравоохранения РК и устойчиво развивается во благо обеспечения качества медицинской помощи.

Литература

1. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг: утв. 27 марта 2015 года, № 173.

Prikaz Ministra zdravoohranenija isocial>nogo razvitija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Pravil organizacii iprovedenija vnutrenneji vneshnej jekspertiz kachestva medicinskih uslug (Order of the Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Rules for the organization and conduct of internal and external examinations of the quality of medical services) [in Russian]: utv. 27 marta 2015 goda, № 173.

2. Указ Президента Республики Казахстан. О Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы: утв. 13 сентября 2004 года, № 1438.

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. O Gosudarstvennoj programme reformirovanija i razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan na 2005-2010 gody (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. About the State program of reforming and development of health care of the Republic of Kazakhstan for 2005-2010) [in Russian]: utv. 13 sentjabrja 2004 goda, № 1438.

3. Кодекс Республики Казахстан. О здоровье народа и системе здравоохранения: принят 18 сентября 2009 года, №193-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.01.2018 г.).

Kodeks Respubliki Kazahstan. O zdorov>e naroda i sisteme zdravoohranenija (The Code of the Republic of Kazakhstan. On the health of the people and the health system) [in Russian]: prinjat 18 sentjabrja 2009 goda, №193-IV (s izmenenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 09.01.2018

g.).

4. Макашев Д.М., Аширова А.Т., Тажикенова Ж.Ш. Совершенствование методики подготовки экспертов и организаторов экспертизы качества медицинской помощи // Менеджер здравоохранения Республики Казахстан. 2012.- №3 (4) .- С. 44-46.

MakashevD.M., AshirovaA.T., TazhikenovaZh.Sh. Sovershenstvovaniemetodikipodgotovki jekspertovi organizatorov jekspertizy kachestva medicinskojpomoshhi (Improving the methodology for training experts and organizers of quality medical care expertise) [in Russian]. Menedzher zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. 2012; 3 (4): 44-46.

5. Указ Президента Республики Казахстан. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Цазацстан» на 2011 - 2015 годы»:

утв. 29 ноября 2010 года, № 1113.

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «Salamatty laza^stan» na 2011 - 2015 gody» (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. The state program of development of health care of the Republic of Kazakhstan «Salamatty Kazakhstan» for 2011 - 2015 «) [in Russian]: utv. 29 nojabrja 2010 goda, № 1113.

6. Нарматова Г.С. Политика Республики Казахстан в области здравоохранения в свете стратегии «Казахстан-2050» // Научный журнал Казахского Национального Педагогического Университета имени Абая. 2013, Веб-сайт. [Дата обращения 4 ноября 2018 г.]. URL: https://articlekz.com/artide/11175.

Narmatova G.S. Politika Respubliki Kazahstan v oblasti zdravoohranenija v svete strategii «Kazahstan-2050» (Нарматова Г.С. Стратегия «Казахстан-2050») [in Russian]. Nauchnyj zhurnal Kazahskogo Nacional>nogo Pedagogicheskogo Universiteta imeni Abaja. 2013, Veb-sajt. [Data obrashhenija 4 nojabrja 2018 g.]. URL: https://articlekz.com/article/11175.

7. Закон Республики Казахстан. О системе здравоохранения: утв. 4 июня 2003 года, № 430-II.

Zakon Respubliki Kazahstan. O sisteme zdravoohranenija (Закон Республики Казахстан. О системе здравоохранения) [in Russian]: utv. 4 ijunja 2003 goda, № 430-II.

8. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Правил проведения независимой экспертизы: утв. 22 декабря 2006 года, № 638.

Prikaz i.o. Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Pravil provedenija nezavisimoj jekspertizy (Order Acting Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Rules for Independent Expertise) [in Russian]: utv. 22 dekabrja 2006 goda, № 638.

9. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Правил привлечения независимых экспертов: утв. 9 ноября 2009 года, №672.

Prikaz i.o. Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Pravil privlechenija nezavisimyh jekspertov (Order Acting Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Rules for attracting independent experts) [in Russian]: utv. 9 nojabrja 2009 goda, №672.

10. Закон Республики Казахстан. О государственных закупках: утв. 4 декабря 2015 года, №434-V.

Zakon Respubliki Kazahstan. O gosudarstvennyh zakupkah (Law of the Republic of Kazakhstan. About government procurement) [in Russian]: utv. 4 dekabrja 2015 goda, №434-V.

11. Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан. Информация по аккредитации независимых экспертов, 2018. Вебсайт. [Дата обращения 4 ноября 2018 г.]. URL:http://kooz.mz.gov.kz/.

Komitet ohrany obshhestvennogo zdorov>ja Ministerstva zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Informacija po akkreditacii nezavisimyh jekspertov (Public Health Committee of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan. Information on the accreditation of independent experts) [in Russian], 2018. Veb-sajt. [Data obrashhenija 4 nojabrja 2018 g.]. URL:http://kooz. mz.gov.kz/.

12. Резолюция конференции «Развитие института защиты профессиональной ответственности медицинских работников. Актуальные вопросы независимой медицинской экспертизы в Республике Казахстан. Медиация в здравоохранении», Астана, 12 мая 2017 года.

Rezoljucija konferencii «Razvitie instituta zashhity professional>noj otvetstvennosti medicinskih rabotnikov. Aktual>nye voprosy nezavisimoj medicinskoj jekspertizy v Respublike Kazahstan. Mediacija v zdravoohranenii» (Resolution of the conference "Development of the Institute for the Protection of Professional Responsibility of Medical Workers. Topical issues of independent medical expertise in the Republic of Kazakhstan. Mediation in healthcare) [in Russian], Astana, 12 maja 2017 goda.

13. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Об утверждении Правил привлечения независимых экспертов в области здравоохранения: утв. 28 апреля 2015 года, № 274.

Prikaz Ministra zdravoohranenija i social>nogo razvitija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii

Pravil privlechenija nezavisimyh jekspertov v oblasti zdravoohranenija (Order of the Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Rules for attracting independent experts in the field of health) [in Russian]: utv. 28 aprelja 2015 goda, № 274.

14. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении требований к физическим лицам, претендующим на проведение независимой экспертизы в качестве независимых экспертов: утв. 6 сентября 2017 года, №680.

Prikaz Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii trebovanij k fizicheskim licam, pretendujushhim na provedenie nezavisimoj jekspertizy vkachestve nezavisimyh jekspertov (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of requirements for individuals applying for an independent examination as independent experts) [in Russian]: utv. 6 sentjabrja 2017 goda, №680.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.