Научная статья на тему 'ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ НЕИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ НЕИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
НЕИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЕЗНИ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тюлюбаева Ж.С., Кадесова Е.Б., Алимбетов К.К., Бекибаева Б.Ж.

В данной статье авторами представлена динамика основных неинфекционных болезней в Казахстане с 1991 по 2017 год. Также приведена сравнительная статистика по болезням системы кровообращения, болезням органов дыхания и онкологическим заболеваниям в Республике Казахстан и странах - членах Организации Экономического Сотрудничества и Развития.В связи с усилением бремени хронических заболеваний, в Казахстане утвержден ряд программ первичной медико-санитарной помощи для профилактики неинфекционных болезней. Авторы статьи обращают особое внимание на межведомственное взаимодействие первичной медико-санитарной помощи с государственными органами и интеграцию службы общественного здравоохранения с системой оказания первичной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тюлюбаева Ж.С., Кадесова Е.Б., Алимбетов К.К., Бекибаева Б.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIDEMIOLOGICAL TRENDS IN NONINFECTIOUS DISEASES IN KAZAKHSTAN

In this article the authors presented the dynamics of the main noninfectious diseases in Kazakhstan from 1991 to 2017. Furthermore, comparative statistics on diseases of circulatory system, diseases of the respiratory system and oncologic diseases in Kazakhstan and member countries of Organization for Economic Co-operation and Development. Due to the increasing burden of chronic diseases, a number of programs for prevention of noninfectious diseases were approved in Kazakhstan. The authors pay significant attention to interdepartmental collaboration of primary healthcare and governmental authorities and integration of public healthcare service with the system of primary healthcare provision

Текст научной работы на тему «ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ НЕИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

Trends

Epidemiological trends in noninfectious diseases in

Kazakhstan

Zhanar Tyulyubayeva1, Yerkezhan Kadessova2, Kuanysh Alimbetov3,

Bibigul Bekibayeva4

1 Director of the Department of prevention of noninfectious diseases, National Centre of

Public Health, Astana, Kazakhstan 2 Lead Specialist of the Department of prevention of noninfectious disease, National Centre

of Public Health, Astana, Kazakhstan 3 Head Specialist of the Department of prevention of noninfectious disease, National Centre of Public Health, Astana, Kazakhstan 4 Head of unit of of noninfectious diseases of the Department of prevention of noninfectious disease, National Centre of Public Health, Astana, Kazakhstan

Abstract

In this article the authors presented the dynamics of the main noninfectious diseases in Kazakhstan from 1991 to 2017. Furthermore, comparative statistics on diseases of circulatory system, diseases of the respiratory system and oncologic diseases in Kazakhstan and member countries of Organization for Economic Co-operation and Development.

Due to the increasing burden of chronic diseases, a number of programs for prevention of noninfectious diseases were approved in Kazakhstan. The authors pay significant attention to interdepartmental collaboration of primary healthcare and governmental authorities and integration of public healthcare service with the system of primary healthcare provision.

Key words: noninfectious diseases, healthcare reforms, primary healthcare, blood system diseases, malign neiplams Kazakhstan.

Казахстан Республикасындагы жукпалы емес аурулардын эпидемиологиялык

трендтерi

Тюлюбаева Ж.С.1, Кадесова Е.Б.2, 6лiмбетов К.К.3, Беюбаева Б.Ж.4 1 Жукпалы емес аурулардын, алдын алу департаментiнiн директоры, Когамдык денсаулык сактау улттык орталыгы, Астана, Казахстан 2 Жукпалы емес аурулардын алдын алу департаментiнiн жетекшi маманы, Когамды; денсаулык сактау улттык орталыгы, Астана, Казакстан

3 Жукпалы емес аурулардын алдын алу департаментiнiн бас маманы, Когамдык

денсаулык сактау улттык орталыгы, Астана, Казакстан

4 Жукпалы емес аурулардын алдын алу бэлiмiнiн жекетшс\, Когамдык денсаулык

сактау улттык орталыгы, Астана, Казакстан

Тужырымдама

¥сынылган макалада Казакстандагы жукпалы емес аурулардын 1991-2017 жж. аралыгындагы динамикасы сипатталган. Сонымен катар, Казакстан Республикасында жэне Экономикалык ынтымактастык жэне даму уйымынын мYше елдерiндегi канайналым

жYйесiнiн, тыныс алу жYйесiнiн, онкологиялы; аурулардын салыстырмалы статистикасы келт'р'лд'!.

Созылмалы ауру тYрлерiнiн ауыртпалыгымен байланысты, К,аза;станда жуцпалы емес аурулардын, алдын алу бойынша бiр;атар багдарламалар беют'тген. Ма;аланын авторлары алгаш;ы медициналы;-санитарлы; жэрдем жэне мемлекеттiк органдардын ведомствоаралы; ынтыма;тасты; жэне Денсаулы; са;таудын алгаш;ы медициналы санитарлы; квмек жYйесiмен ы;палдастыруына басым назар аударган.

Ty^h сездер: жуцпалы емес аурулар, денсаулы; са;тау реформалары, алгаш;ы медициналы;-санитарлы; жэрдем, К,аза;стан.

Эпидемиологические тренды неинфекционных болезней в Республике

Казахстан

Тюлюбаева Ж.СЛ Кадесова Е.Б. 2, Алимбетов К.К.3, Бекибаева Б.Ж.4 1 Директор Департамента профилактики неинфекционных болезней,

Национальный центр общественного здравоохранения, Астана, Казахстан

2 Ведущий специалист Департамента профилактики неинфекционных болезней,

Национальный центр общественного здравоохранения, Астана, Казахстан

3 Главный специалист Департамента профилактики неинфекционных болезней,

Национальный центр общественного здравоохранения,

Астана, Казахстан

4 Руководитель отдела профилактики неинфекционных болезней, Национальный

центр общественного здравоохранения, Астана, Казахстан

Резюме

В данной статье авторами представлена динамика основных неинфекционных болезней в Казахстане с 1991 по 2017 год. Также приведена сравнительная статистика по болезням системы кровообращения, болезням органов дыхания и онкологическим заболеваниям в Республике Казахстан и странах - членах Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

В связи с усилением бремени хронических заболеваний, в Казахстане утвержден ряд программ первичной медико-санитарной помощи для профилактики неинфекционных болезней. Авторы статьи обращают особое внимание на межведомственное взаимодействие первичной медико-санитарной помощи с государственными органами и интеграцию службы общественного здравоохранения с системой оказания первичной медицинской помощи.

Ключевые слова: неинфекционные болезни, реформы здравоохранения, первичная медико-санитарная помощь болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет, Казахстан.

Corresponding author: Yerkezhan Kadessova, Lead Specialist of the Department of prevention of noninfectious disease, National Centre of Public Health, Astana, Kazakhstan Postal code: 010000

Address: Kazakhstan, Astana city, Mangilik El 8 Ave., House of Ministries entrance 5 Phone: +7 7172 74-36-50, +7 7172 74-32-43 E-mail: kadessova@gmail.com

J Health Dev 2018;3 (28):20-33

UDC 614; 614.2; 614:33 Recieved: 24/08/2018 Accepted: 25/09/2018

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Неинфекционные заболевания

(НИЗ) являются главной причиной смерти, заболеваемости и инвалидности в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Четыре основные категории НИЗ - болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания и сахарный диабет - являются главными причинами преждевременной смерти в Казахстане [1]. Неинфекционные заболевания имеют прямое отношение к первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), так как эта система является первым этапом обеспечения населения услугами по поддержанию здоровья посредством предотвращения болезней.

В связи с тем, что с НИЗ связаны около 85% всей смертности, они обусловливают значительную часть затрат государства на лечение населения, это увеличивает нагрузку на систему здравоохранения и государственный бюджет, задерживает экономический рост и представляет угрозу благосостоянию населения. Таким образом, НИЗ наносят весомый экономический ущерб и обостряют проблему бедности [2]. Поскольку значительная часть НИЗ имеет хронический характер, пациенты многократно обращаются за лечением и несут крупные финансовые расходы. По этой причине системе здравоохранения следует уделять весомое внимание неинфекционным заболеваниям.

В республике за период с 2012 по 2016 годы группа населения старше 60-ти лет увеличилась с 7% до 12% [3]. Средняя продолжительность жизни в 2017 году

составила 72,95 года [1]. Тем не менее, уровень преждевременной смертности в Казахстане - один из наиболее высоких среди стран Европейского региона ВОЗ [4]. Вместе с тем, прослеживается разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Продолжительность жизни женщин в среднем на 9 лет больше. Также, имеются различия в продолжительности жизни между регионами: в северной и восточной части страны показатели смертности выше [4].

В основе нашего анализа лежат статистические материалы о деятельности организаций здравоохранения и показатели здоровья населения Республики Казахстан в 2010 - 2017 годах, сборник основных показателей травматолого-ортопедической помощи населению Республики Казахстан, статистические сборники Комитета по статистике Министерства национальной экономики, показатели онкологической службы Республики Казахстан и законодательная база Республики в здравоохранении [5-11]. Ввиду отсутствия статистических данных по неинфекционным заболеваниям в республике за определенные периоды с 1991 по 2017, авторы осознают, что отсутствие некоторых данных может привести к отображению неполной эпидемиологической ситуации в Казахстане. В связи с этим, Национальным Центром Общественного Здравоохранения планируется проведение исследования по сбору и анализу данных по неинфекционным заболеваниям и их риск-факторами.

Эпидемиологическая ситуация в мире и в Казахстане

Смертность населения тесно связана системы кровообращения (БСК) - 174.83,

с уровнем социально-экономического болезни органов дыхания - 92,22,

развития общества. Причины смертности онкологические заболевания - 85,81 и

статистикой Казахстана рассматриваются несчастные случаи, травмы и отравления -

по основным группам: инфекционные 69,38 смерти на 100 тысяч человек.

заболеваниЯ болезни °рганов Для сравнения, в странах ОЭСР

дыхания, системы кровообращения, причины преждевременной смертности

новообразованиям, несчастным случаям, имеют следующие данные: 153,3, 41,3

отравлениям и травмам. и 152,7 смерти на 100 тысяч человек,

Основными причинами смертности соответственно [1] (Рисунок 1). в Казахстане в 2017 году были болезни

Рисунок 1 - Сравнительная статистика болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, болезней органов дыхания в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития и Республике Казахстан за 2017 год

С 2010 года показатель заболеваемости БСК значительно вырос с 1026,2 до 2600 на 100 тысяч населения (рисунок 2).

Тенденцияувеличениязаболеваемости связана с ростом сердечно-сосудистых факторов риска, старением населения, а также увеличением выявляемости БСК с внедрением в 2011 году Национальной скрининговой программы с охватом целевых групп. Смертность от БСК снизилась с 2010

более чем на 50% (с 404 до 174,83 на 100 тысяч населения) (рисунок 3).

Всего 52% в структуре заболеваемости БСК приходится на острый инсульт. Смертность от инсульта составляет 1,08 на 1000 человеко-лет (26% в общей таблице смертности в стране). Вместе с тем, инсульт - одна из самых значимых причин потери трудоспособности, так как от инвалидности в среднем страдают 104,6 человек на 100 тысяч населения [4].

Рисунок 2 - Динамика заболеваемости болезнями системы кровообращения в Республике

Казахстан в 2010 - 2017 гг.

Рисунок 3 - Динамика смертности от болезней системы кровообращения в Республике

Казахстан в 2010 - 2017 гг.

В Казахстане доля смертности от травм, несчастных случаев и отравлений в структуре общей смертности занимает 4-е место. Травмы верхних и нижних конечностей суммарно составляют 79% несчастных случаев (рисунок 4). По целевым показателям на 6 месяцев 2018

За последние 6 лет наметилась стабильная и стойкая тенденция к снижению смертности от последствий несчастных случаев, травм и отравлений, что является следствием организации

года, количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими составляет 6743 (в абсолютной единице измерения), смертность от травм, несчастных случаев и отравлений - 65,3 и уровень суицидов среди подростков 15 - 17 лет - 8 случаев на 100 тысяч населения [8].

и постоянного проведения комплекса лечебно-профилактических и технических мероприятий по ее профилактике (рисунок 5).

Так, если в 2012 году показатель

Рисунок 4 - Основные причины травм в Республике Казахстан за 2017 год

смертности по республике составлял 98,25 на 100 тыс. населения, то в 2017 году составил 69,38, снизившись почти на 30%. Аналогичная ситуация прослеживается и в регионах. В 2012 году самая высокая смертность наблюдалась в СКО - 159,06,

в 2017 году в этой области этот показатель составил 108,21, снизившись на 32%. Высокий уровень данного показателя отмечается также в Восточно-Казахстанской (141,09-113,94), Акмолинской (135,9-112,4) и Костанайской (126,07-102,7) областях.

Рисунок 5 - Динамика смертности от несчастных случаев, травм и отравлений в Республике Казахстан в 2012 - 2017 гг.

Наиболее низкие показатели смертности наблюдаются в

преимущественно аграрных областях, таких как Кызылординская, Мангистауской и

Южно-Казахстанская. Несмотря на снижение смертности, цифры заболеваемости имеют волнообразный характер и не имеют тенденцию к снижению (рисунок 6).

Рисунок 6 - Смертность от несчастных случаев, травм и отравлений по регионам

в 2012 - 2017 гг.

Касательно показателей ЗНО, по ЗНО в РК связана с ростом социально-

сравнению с 2012 годом показатель экономического благополучия страны,

заболеваемости ЗНО увеличился с 190 увеличением продолжительности жизни,

до 206,8 на 100 тысяч населения в 2016 проведением успешных профилактических

году. Максимальная заболеваемость мероприятий, направленных на выявление

зарегистрирована в 2015 году - 207. онкологических заболеваний (рисунок 7). Тенденция увеличения заболеваемости

210 205 200 195 1Э0 135

к s X 207 206:8

ф ц s I / \

О еэ о 1ЯЯ 8 ^ W.7

I л U о 1Э0

ф g m Ф С □

из 3

180

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 7 - Динамика заболеваемости злокачественными новообразованиями в Республике Казахстан в 2010 - 2017 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проводимые по республике от ЗНО, что подтверждается показателем

масштабные противораковые мероприятия, отношения смертности к заболеваемости

направленные на улучшение состояния (уменьшение с 55,5% в 2011 году до 41,3% в

онкологической помощи населению 2016 году) (рисунок 8). способствовали постепенному росту заболеваемости и снижению смертности

о о

о

g 60 -

Г5 X

Л 40 S

0

É. 20

1

и

О -\-1-1-1-1-1-1-1-

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 8 - Динамика смертности от злокачественных новообразований в Республике Казахстан в 2010 - 2017 год

Распространенность сахарного 1,4%. Количество больных сахарным

диабета в Казахстане составляет в среднем диабетом в республике выросло со 170

в 2012 году до 206 на 100 тыс. населения заболеваемость сахарным диабетом среди в 2017 году. В частности, увеличивается детей и подростков (рисунок 9).

Рисунок 9 - Заболеваемость сахарным диабетом в Республике Казахстан

в 2012 - 2017 гг.

Прирост можно объяснить внедрением Национальной скрининговой программы на раннее выявление диабета 2 типа. Аналогичная ситуация отмечается в 2015 г. (+16,5%), что может быть связано с

Политические решения

Всемирная организация

здравоохранения и международные организации общественного

здравоохранения в своих стратегических документах призывают правительства создать необходимые условия для снижения заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний [4].

Например, Европейская Комиссия ведет программу ChrodisPlus, целью которой является укрепление здоровья населения и снижение уровня преждевременной смертности и предотвращаемой инвалидности посредством расширения прав и возможностей пациентов, акцентирования внимания на первичной медицине и создания устойчивой системы здравоохранения, нацеленной на стареющее население [12].

NHS в Великобритании применяет многомерный подход к лечению НИЗ и совершает переход от «медицинской модели» болезни к более население ориентированной структуре лечения болезни.

оптимизацией скрининга и учетом возраста, как фактора риска развития сахарного диабета 2 типа (проведение скрининга в возрастной группе старше 40 лет).

В связи сусилением бремени основных НИЗ, в Казахстане принят ряд реформ, которые являются основополагающими в реализации дальнейшей политики по снижению показателей НИЗ.

Изменения сфокусированы на достижение трех основных целей. Это создание политики, совершенствуя законодательную базу для развития сферы общественного здравоохранения; исполнение мероприятий, нацеленных на профилактику и мониторинг инфекционных и неинфекционных болезней; мобилизация и координация всего потенциала общества для обеспечения здоровья населения [13].

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016-2019 годы (далее - Госпрограмма) нацелена на создание устойчивой и активно развивающейся системы здравоохранения,основывающейся на принципах обеспечения качественной медицинской помощи, всеобщего охвата населения и солидарной ответственности за здоровье. В рамках программы, ведется

деятельность для достижения следующих целей:

1. Внедрение новой политики по охране здоровья общества на основе интегрированного подхода к профилактике и управлению болезнями;

2. Модернизация национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста [14].

Формирование общественного

здравоохранения как основы охраны здоровья населения является одним из основных фокусов Госпрограммы. На сегодня в Республике Казахстан проводится трансформация службы общественного здравоохранения. Главными направлениями службы являются управление

общественным здоровьем и развитие межведомственного взаимодействия

Первичной медико-санитарной

помощи (ПМСП) с заинтересованными государственными органами (санитарно-эпидемиологической, экологической,

ветеринарной служб) [15].

Деятельность службы общественного здравоохранения активно интегрируется с ПМСП, типизированными научно-исследовательскими организациями и программами. Значительное внимание уделяется борьбе с НИЗ на основе международных одобренных технологий согласно Глобальному плану действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013-2020 годы, Рамочной конвенцией ВОЗ и Европейской стратегией по борьбе против табака, Планом действий ВОЗ в области пищевых продуктов и питания на 2015-2020 годы. Развивается пропаганда потребления полезных продуктов питания, совершенствование постоянного мониторинга и надзора за риск-факторами, уменьшение экологических и социальных рисков [16].

Вместе с тем, лидирующим направлением работы службы

общественного здоровья в Казахстане является развитие межсекторального сотрудничества, которое нацелено на сокращение факторов риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний и предусматривает всесторонний подход к повышению уровня образованности населения, формированию

новых установок в поведении, сокращающих подверженность населения факторам риска [16].

В 2018 году при Министерстве здравоохранения Республики Казахстан создан Национальный центр общественного здравоохранения (далее - НЦОЗ), путем слияния трех предприятий: Научного центра гигиены и эпидемиологии имени Хамзы Жуматова, Национального центра проблем формирования здорового образа жизни и Научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга. НЦОЗ проводится работа по осуществлению функций методологической поддержки по формированию государственной политики в области общественного здравоохранения и ее реализации, созданию доступных, эффективных механизмов по профилактике заболеваний, межсекторальному и межведомственному взаимодействию с государственными органами и организациями, ведомствами, неправительственными организациями по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также информационно-разъяснительная деятельность по вопросам предупреждения неинфекционных заболеваний и ведению здорового образа жизни.

Начата подготовка к реализации проекта ВОЗ «Здоровые города» в городах Астана и Алматы, что имеет высокую значимость для сохранения и укрепления здоровья жителей страны в рамках межсекторальных усилий на уровне местных исполнительных органов.

Профилактика неинфекционных заболеваний должна быть нацелена на все группы населения, в особенности среди детей, что возможно реализовать посредством усиления работы школ, способствующих укреплению здоровья и школьной медицины. С 2016 года в 4 регионах Казахстана (г. Астана, г. Алматы, Мангистауская, Кызылординская области) внедрен пилотный проект «Школы, способствующие здоровью».

Согласно плана мероприятий по формированию здорового образа жизни Национальным центром общественного здравоохранения проводится обширная работа по информационно-разъяснительной деятельности среди населения: проведен

Фестиваль здоровья, Фестиваль здоровых привычек, также реализуются Национальные программы, целью которых является ознакомление общественности со Всемирными кампаниями Всемирной организациями здравоохранения по охране здоровья. По данным Министерства здравоохранения РК на национальном уровне при Правительстве РК ведется работа Национального Координационного Совета по охране здоровья граждан, на данном уровне определяется стратегия, планирование и координация мероприятий по охране общественного здоровья. На областном уровне координация мероприятий по охране общественного здоровья осуществляется в акиматах на уровне межведомственных координационных советов по охране здоровья. На районном уровне - при участии районных акиматов, сельских округов, организаций первичной медико-санитарной помощи, центральных районных больниц, сельских врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, медпунктов, НПО будут реализованы мероприятия по охране здоровья.

В соответствии с проектным подходом государственных органов, Министерством здравоохранения Республики Казахстан ведутся 10 отраслевых проектов: Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд пациента на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП, Национальная лекарственная политика, дерегулирование, снижение барьеров для бизнеса и развитие частного сектора в здравоохранении, Эффективное управление человеческими ресурсами, Модернизация медицинского образования и науки, Развитие инфраструктуры здравоохранения, Информатизация

системы здравоохранения, Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования, Развитие менеджмента и корпоративного управления в здравоохранении, где также отдельным отраслевым проектом является Развитие службы общественного здравоохранения [17].

В рамках реализации проектов Министерства здравоохранения по каждому проекту разработаны Дорожные карты с мероприятиями и ключевыми показателями результата (КР1) для всех исполнителей,

участвующих в проекте.

По проекту «Создание службы общественного здравоохранения и развитие межсекторального взаимодействия»,

разработан План мер по управлению общественным здоровьем, утвержденный приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан, и который лег в основу Дорожной карты службы общественного здравоохранения.

В Дорожной карте рассмотрено 5 направлений: Здоровье детей и подростков, Профилактика травматизма, Профилактика неинфекционных заболеваний,

Здоровое питание и скрининги. В каждом направлении примерами инструментов определены: обеспечение стратегического руководства и разработка нормативных правовых актов (институциональное развитие), мониторинг заболеваемости и факторов риска, информационно-разъяснительная деятельность, научные исследования, развитие информационных и коммуникационных технологий, управление кадровыми ресурсами, межведомственное взаимодействие [18].

Также в рамках других вышеперечисленных проектов Минздрава РК действуют планы мероприятий по вторичной профилактике и с использованием комплексных подходов по борьбе с болезнями с учетом интеграции служб здравоохранения. К примеру, в целях снижения смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы в Казахстане внедряется интегрированная модель оказания медицинской помощи при остром инфаркте миокарда в Республике Казахстан на 2016 - 2019 годы [19].

Контроль над травмами,

отравлениями и несчастными случаями ведется посредством Национального плана Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению травматизма в Республике Казахстан на 2011-2020 годы [20] и Дорожная карта по внедрению интегрированной модели оказания помощи при травмах [21].

Согласно поручению Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», в 2018 году был принят проект Комплексного плана по борьбе с онкологическими

заболеваниями в РК на 2018-2022 годы. Целью Комплексного плана является снижение бремени злокачественных новообразований. В комплексный план вошли ряд мероприятий, направленных на профилактику и управление факторами риска, высокоэффективную раннюю диагностику, внедрение интегрированной модели оказания онкологической помощи, развитие кадрового потенциала и науки [22].

Также, была утверждена Дорожная карта по совершенствованию детской онкологической и гематологической службы в Казахстане. В рамках этого проекта запланировано проведение мероприятий по улучшению законодательной базы, усовершенствованию состояния больниц для более качественной диагностики и лечения [23]. Процедуры по сокращению негативных последствий сахарного диабета, а также предоставлению высококвалифицированного сервиса

пациентам, страдающим сахарным диабетом, регламентированы Дорожной картой по организации оказания медицинской помощи больным с сахарным диабетом в Республике Казахстан на 2018 -2019 годы [24].

Трансформация службы

общественного здравоохранения

станет очередной вехой в истории реформирования системы здравоохранения в Казахстане. Солидарность в вопросах укрепления здоровья, активное участие гражданского общества в решении проблем здравоохранения, когда граждане и система здравоохранения разделяют ответственность за свое здоровье, усиление роли неправительственных организаций, тесное межведомственное взаимодействие с местными исполнительными органами и ПМСП - все эти принципы должны стать основными столпами службы, которые будут также озвучены на Конференции, посвященной 40-летию Алма-Атинской Декларации по первичной медико-санитарной помощи, которая будет проведена в текущем году в Астане.

Дальнейшим шагом планируется внедрение формирования комплексного

подхода к эпидемиологическому надзору и профилактике заболеваний, совершенствование эпидемиологического надзора за неинфекционными

заболеваниями, проведение

общенациональных исследований по распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний, уровню потребления соли, сахара и трансжирных кислот населением страны.

Выводы

В Казахстане за период независимости группа населения старше 60-ти лет увеличилась до 12%. Средняя продолжительность жизни в 2017 году составила 72,95 года. Что касается уровня преждевременной смертности в республике, он является одним из наиболее высоких в Европейском регионе ВОЗ. Лидирующей причиной смертности населения Казахстана являются неинфекционные заболевания. Вместе с тем, неинфекционные заболевания приводят к весомым затратам государства на лечение населения, это усиливает нагрузку на систему здравоохранения, задерживает экономическое развитие и подвергает риску благосостояние населения. По этой причине, государство создает необходимые условия для снижения заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний посредством 5 направлений Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016-2019 годы: Здоровье детей и подростков, Профилактика травматизма, Профилактика неинфекционных заболеваний, Здоровое питание и скрининги.

Конфликт интересов: не заявлен.

Ограничение ответственности:

авторы несут самостоятельную

ответственность за мнения, выраженные в данной публикации, которые не обязательно представляют решения или политику Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Литература

1. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2017 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 354 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan / dejatel'nost' огдап^ас^ zdravoohranenija V

2017 godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2017) [in Russian]: Stat. sbomik. Astana, 2018: 354.

2. Bloom D.E., CafieroE., Jan-LlopisE., Abrahams-GesselS.et al. The global economic burden of noncommunicable diseases. Technical report, Program on the Global Demography of Aging, Geneva, Switzerland, 2012: 8712.

3. Средняя продолжительность жизни в Казахстане превысила 72 года. Доклад Государственного секретаря Республики Казахстан Г. Абдыкаликовой. Материалы II Евразийского съезда геронтологов, Астана, 22-23 июня 2017 г.

Srednjaja prodolzhitel'nost'zhizni v Kazahstane prevysila 72 goda. Doklad Gosudarstvennogo sekretarja Respubliki Kazahstan G. Abdykalikovоy () [in Russian]. Materialy II Evrazijskogo s#ezda gerontologov, Astana, 22-23 ijunja 2017 g.

4. Jill Farrington, Altynai Satylganova, Sylvie Stachenko, Juan Tello, Francesca Romana Pezzella, Anna Korotkova et al. Better noncommunicable disease outcomes: challenges and opportunities for health systems. Kazakhstan country assessment: World Health Organization, 2018: 65.

5. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2011 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 61 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan i dejatel'nost' organizacij zdravoohranenija v 2011 godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2011) [in Russian]: Stat. sbornik. Astana, 2018: 61.

6. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2013 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 60 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan i dejatel'nost' organizacij zdravoohranenija v 2013godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2013) [in Russian]: Stat. sbornik. Astana, 2018: 60.

7. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2015 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 63 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan i dejatel'nost' organizacij zdravoohranenija v 2015godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2015) [in Russian]: Stat. sbornik. Astana, 2018: 63.

8. Основные показатели травматолого -ортопедической помощи населению Республики Казахстан в 2017 году: Стат. сборник, 2018.- 48с.,

Osnovnye pokazateli travmatologo-ortopedicheskoj pomoshhi naseleniju Respubliki Kazahstan v 2017 godu (Main indicators of trauma and orthopedic care to the population of the Republic of Kazakhstan in 2017) [in Russian]: Stat. sbornik, 2018: 48.

9. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2013 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 253-255 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan i dejatel'nost' organizacij zdravoohranenija v 2013godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2013) [in Russian]: Stat. sbornik. Astana, 2013: 253-255.

10. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2015 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 251-254 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan i dejatel'nost' organizacij zdravoohranenija v 2015 godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2015) [in Russian]: Stat. sbornik. Astana, 2015: 251-254.

11. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2017 году: Стат. сборник.- Астана, 2018.- 251-254 с.

Zdorov'e naselenija Respubliki Kazahstan i dejatel'nost' organizacij zdravoohranenija v 2017godu (Health of the population of the Republic of Kazakhstan and the activities of health organizations in 2017) [in Russian]: Stat. sbornik. Astana, 2017: 251-254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. CHRODIS PLUS Joint Action, Third Health Programme of the European Union, 2018:16.

13. Реформы Службы общественного здоровья //Казахстанский фармацевтический вестник, Информационно-аналитическая газета, 22 октября 2017 года.

Reformy Sluzhby obshhestvennogo zdorov'ja (Reforms of the Public Health Service) [in Russian]. Kazahstanskij farmacevticheskij vestnik, Informacionno-analiticheskaja gazeta, 22

oktjabrja 2017 goda.

14. Указ Президента Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 годы: утв. 15 января 2016 года, № 176.

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «DensaulyK» na 2016-2019 gody (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Health Development Program of the Republic of Kazakhstan «Densaulyk» for 2016-2019) [in Russian]: utv. 15 janvarja 2016 goda, № 176.

15. Стратегический план развития ТОО «Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения» на 2017-2021 годы. 2016.-8c.

Strategic plan of development of LLP «Kazakhstani medical university «School of public health» for 2017-2021 (Strategic development plan of Kazakhstan Medical University Higher School of Public Health LLP for 2017-2021) [in Russian]. 2016: 8.

16. Стратегический план Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mz.gov.kz/. Дата обращения: 18.08.2018 г.

Strategicheskij plan Ministerstva zdravoohranenija Respubliki Kazahstan na 2017 - 2021 gody (Strategic Plan of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021) [in Russian] [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mz.gov.kz/. Data obrashhenija: 18.08.2018 g.

17. Проект «Модернизация отрасли здравоохранения» в рамках Общего мониторинга проектов Правительства» [электронный ресурс]. Республиканский Центр Развития Здравоохранения, 2017. Режим доступа: http://www.rcrz.kz/. Дата обращения: 18.08.2018 г.

«Proyekt «Modernizaciya otraslizdravoohraneniya» vramkah Obshego monitoringproyektov Pravitel'stva» (The project "Modernization of the healthcare industry" within the framework of the General Monitoring of Government projects") [in Russian] [jelektronnyj resurs]. Republic Centre for healthcare development, 2017. Rezhim dostupa: http://www.rcrz.kz/. Data obrashhenija: 18.08.2018 g.

18. Дорожная карта проекта «Создание службы общественного здравоохранения (СОЗ) и развития межсекторального взаимодействия» на 2018-2019 годы [электронный ресурс]. Республиканский Центр Развития Здравоохранения, 2017. Режим доступа: http:// www.rcrz.kz/. Дата обращения: 18.08.2018 г.

Dorozhnaja karta proekta «Sozdanie sluzhby obshhestvennogo zdravoohranenija (SOZ) i razvitija mezhsektoral'nogo vzaimodejstvija» na 2018-2019 gody (Roadmap of the project "Creating a Public Health Service (POPs) and Developing Intersectoral Interaction" for 2018-2019) [in Russian][jelektronnyj resurs]. Respublikanskij Centr Razvitija Zdravoohranenija, 2017. Rezhim dostupa: http://www.rcrz.kz/. Data obrashhenija: 18.08.2018 g.

19. Дорожная карта по реализации проекта «Интеграция всех служб здравоохранения вокруг нужд пациента на основе модернизации и приоритетного развития ПМСП» [электронный ресурс]. Республиканский Центр Развития Здравоохранения, 2017. Режим доступа: http://www.rcrz.kz/. Дата обращения: 20.08.2018 г.

Dorozhnaja karta po realizacii proekta «Integracija vseh sluzhb zdravoohranenija vokrug nuzhd pacienta na osnove modernizacii i prioritetnogo razvitija PMSP» (Roadmap for the implementation of the project "Integration of all health services around the patient's needs based on the modernization and priority development of primary health care") [in Russian] [jelektronnyj resurs]. Respublikanskij Centr Razvitija Zdravoohranenija, 2017. Rezhim dostupa: http://www. rcrz.kz/. Data obrashhenija: 20.08.2018 g.

20. Национальный план Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению травматизма в Республике Казахстан на 20112020 годы [электронный ресурс]. Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии. Режим доступа: http://niito.kz/. Дата обращения: 20.08.2018 г.

Nacional'nyj plan Desjatiletija dejstvij po obespecheniju bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija i preduprezhdeniju travmatizma v Respublike Kazahstan na 2011-2020 gody [in Russian] [jelektronnyj resurs]. Nauchno-issledovatel'skij institut travmatologii i ortopedii. Rezhim dostupa: http://niito.kz/. Data obrashhenija: 20.08.2018 g.

21. Дорожная карта по внедрению интегрированной модели оказания помощи при травмах. Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии, 2017 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://niito.kz/. Дата обращения: 20.08.2018 г.

Dorozhnaja karta po vnedreniju integrirovannoj modeli okazanija pomoshhi pri travmah (Roadmap for the implementation of an integrated model of care for injuries) [in Russian]. Nauchno-issledovatel'skij institut travmatologii i ortopedii, 2017 [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// niito.kz/. Data obrashhenija: 20.08.2018 g.

22. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями в

Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы: утв. 29 июня 2018 года, №395.

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana po bor'be s onkologicheskimi zabolevanijami v Respublike Kazahstan na 2018 - 2022 gody (Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan. On the approval of the Comprehensive Plan to combat cancer in Republic of Kazakhstan for 2018 - 2022) [in Russian]: utv. 29 ijunja 2018 goda, №395.

23. Дорожная карта по совершенствованию детской онкологической и гематологической службы в Республике Казахстан. Республиканский Центр Развития Здравоохранения, 2017 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcrz.kz/. Дата обращения: 20.08.2018 г.

Dorozhnaja karta po sovershenstvovaniju detskoj onkologicheskoj i gematologicheskoj sluzhby v Respublike Kazahstan (Roadmap for the improvement of pediatric oncology and hematology services in the Republic of Kazakhstan) [in Russian]. Respublikanskij Centr Razvitija Zdravoohranenija, 2017 [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rcrz.kz/. Data obrashhenija: 20.08.2018 g.

24. Дорожная карта по организации оказания медицинской помощи больным с сахарным диабетом в Республике Казахстан на 2018 - 2019 годы. Республиканский Центр Развития Здравоохранения, 2017 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcrz. kz/. Дата обращения: 18.08.2018 г.

Dorozhnaja karta po organizacii okazanija medicinskoj pomoshhi bol'nym s saharnym diabetom v Respublike Kazahstan na 2018 - 2019 gody (Roadmap on the organization of care for patients with diabetes in the Republic of Kazakhstan for 2018 - 2019) [in Russian]. Respublikanskij Centr Razvitija Zdravoohranenija, 2017 [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rcrz.kz/. Data obrashhenija: 18.08.2018 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.