Каупбаева Б. Т.
Главный специалист Центра аккредитации Шаймерденова А. А.
Ведущий специалист Центра аккредитации
РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МОНИТОРИНГА ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ СТАНДАРТОВ АККРЕДИТАЦИИ В ПИЛОТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аталуы: Денсаулык сактау саласындагы каржылык кор: уйымдастыру тэжiрибесi мен ретроспектив™ багалау Авторлары: Б. Т. К^аупбаева, Аккредиттеу орталышныц бас маманы; А. А. Шэймерденова, Аккредиттеу орталышныц жетекшi маманы, «Денсаулыц сацтауды дамыту республикстъщ орталыш» ШЖК РМК Туйшдеме: Айтылмыш макалада пилоттык медициналык уйымдарында аккредитацияныц жацартылган стандарт-тарын ецпзу^ медициналык кызмет сапасыныц камсыздандыруына жэне де менеджмента жетiлдiру туралы акпарат кeрсетiлген. Аккредитацияныц ыкпалыныц эсерш багалау эдютеме« CSIH консалтинг компаниясыныц кецесшшершщ усынысыстары негiзiнде эзiрленген.
Title: The state-of-the-art review of monitoring of introduction of the updated standards of accreditation in the pilot organizations
Authors: Kaupbayeva B. T., specialist of Accreditation Center of Republican Center for Health Development; Shaimerdenova A. A., specialist of Accreditation Center of Republican Center for Health Development
Abstract: This article contains information on introduction of the updated standards of the accreditation focused on ensuring quality of medical services, and also management improvement in the pilot medical organizations. The methodology of an assessment of influence of accreditation is developed on the basis of the recommendation of consultants of the consulting company CSIH
Система аккредитации Республики Казахстан активно начала функционировать с 2009 года, когда впервые была проведена аккредитация медицинских организаций по национальным стандартам.
В период с 2009 года по настоящее время в системе аккредитации Республики Казахстан произошли глобальные положительные перемены: национальные стандарты аккредитации для медицинских организаций, оказывающих стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь признаны на международном уровне, аккредитованы Международным сообществом по качеству в области здравоохранения (ISQua) и соответствуют всем принципам безопасности и качества.
Неотъемлемым звеном в модернизации системы здравоохранения является формирование кадрового потенциала, что отражено в государственной программе развития
Шнеджёр!
менеджер № 1 (10) 2014
здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годы. В целях реализации данной задачи была разработана учебная программа по подготовке специалистов здравоохранения в области аккредитации, которая также была признана и утверждена на международном уровне.
Аккредитация медицинских организаций является одним из основных инструментов эффективного повышения качества медицинского обслуживания пациентов.
Ежегодно растет интерес медицинских организаций к аккредитации, что обусловлено спросом на медицинские услуги, высокими требованиями населения к качеству медицинских услуг, глобализацией медицинских технологий.
Подготовка к аккредитации, внедрение обновленных стандартов - это долгий и сложный путь, который должен быть преодолен медицинской организацией с участием
всего персонала. Этот путь подразумевает долгосрочную и кропотливую работу по обучению, изменению ментальности и устоявшего поведения персонала медицинской организации.
В рамках реализации запланированных мероприятий, дорожной карты, утвержденной министерством здравоохранения Республики Казахстан на 2013 год и плана работы перед Центром аккредитации РГП «РЦРЗ», были обозначены задачи по внедрению обновленных стандартов аккредитации, ориентированных на обеспечение качества медицинских услуг, а также совершенствования менеджмента медицинских организаций.
Приказом Министра здравоохранения №844 «О совершенствовании менеджмента в пилотных медицинских организациях Республики Казахстан на основе международных стандартов» от 5 декабря 2012 года был утвержден список 5 пилотных медицинских организаций:
1) ГККП «Городская станция скорой медицинской помощи» г. Астаны;
2) ГКП на ПХВ «Областной перинатальный центр» Карагандинской области;
3) ГКП на ПХВ «Областной медицинский центр» Кызылординской области;
4) КГКП «Поликлиника №3 смешанного типа» Восточно-Казахстанской области;
5) ГКП на ПХВ «Центральная районная больница» Алматинской области.
В целях реализации поставленных задач была разработана методика оценки влияния обновлённой системы аккредитации Республики Казахстан, разработанная на основе партнёрского взаимодействия с консалтинговой компанией CSIH по Проекту Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Казахстана» (далее - Проект).
Первоначально были определены две
цели:
- оценка влияния того, что было разработано к настоящему моменту в рамках подкомпонента В1 Проекта;
- более долгосрочная перспектива на основе проведенных мероприятий, для обеспечения институциональной платформы в целях непрерывной оценки влияния аккре-
дитации после завершения Проекта в нашей стране.
Изменения, которые необходимо было отследить, по результатам запланированных мероприятий, необходимо акцентировать на следующем:
- качество предоставляемых медицинских услуг населению;
- удовлетворенность пациентов медицинскими услугами;
- эффективный менеджмент организаций;
- эффективные и рациональные ресурсы и стандартные операционные процедуры.
Данные направления являются ключевыми в деятельности медицинских организаций и являются основополагающими требованиями обновленных стандартов аккредитации.
Технической группой, из числа сотрудников Центра аккредитации РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК, в рамках реализации приказа были проведены следующие мероприятия:
1. Оценка текущей ситуации в пилотных организациях на соответствие стандартам аккредитации;
2. Разработан план мероприятий по выявленным несоответствиям;
3. Проведено обучение персонала пилотных организаций, согласно разработанной учебной программы;
4. Оказание консультативно-методической помощи по внедрению обновленных стандартов аккредитации;
5. Мониторинг процессов внедрения стандартов с выездом в пилотные организации.
Оценка текущей ситуации в пилотных организациях была проведена через призму стандартов, утвержденных уполномоченным органом, с соблюдением методов измерения уровня плюс их достижения в конце 2012 года. В четырех пилотных организациях из пяти уровень готовности медицинской организации к внедрению обновленных стандартов аккредитации был оценен как «низкий». Лишь в одной пилотной организации (ГКП на ПХВ «Городская станция скорой медицинской помощи» г. Астана) готовность была определена как «средняя». В связи с этим, технической
ШШджёр!
№ 1 (10) 2014 мщщжер
группой был разработан детальный план мероприятий по улучшению деятельности пилотных организаций, направленный на устранение выявленных несоответствий.
В международной практике для проведения влияния аккредитации на качество медицинских услуг используют два варианта:
Первый - фокус на группах медицинских организаций;
Второй - фокус на конкретной медицинской организации.
Различия в используемых вариантах заключаются во временных параметрах и рассчитаны на долгосрочные периоды исследования.
Первый вариант был апробирован на примере 20 пилотных медицинских организаций в 2011 году, которые представили свое мнение о том, какое влияние оказала на их деятельность обновленная система аккредитации. Суть исследования заключалась в акценте на получение информации о том, что они изменили и усовершенствовали в своей деятельности медицинские организации.
Примером второго варианта выступают 5 пилотных медицинских организаций. В течение одного года проводилось исследование «до» и «после» участия в обновленной системе аккредитации. При помощи использования обновленных стандартов аккредитации в качестве основы для измерений, была проведена оценка их уровня соответствия, согласно бальной шкале.
В процессе реализации данного плана персоналу пилотной организации на постоянной основе оказывалась консультативно-методическая помощь. В течение 2013 года ответственными лицами, из числа технической группы, проводился мониторинг реализации утвержденного плана по устранению несоответствий обновленным стандартам аккредитации.
При оценке обновленной системы аккредитации были использованы количественные и качественные методы. Одним из элементов количественного метода оценки влияния системы аккредитации и внедрения обновленных стандартов аккредитации
Шнеджёр!
менеджер № 1 (10) 2014
было проведение анкетирования персонала пилотных организаций.
В международной практике в качестве одного из инструментов измерения используются структурированные анкеты, а также руководство по использованию анкет и информационный лист с формой согласия. По литературным данным (Арнец 1999 год, Ламмерс и соавт. 1996 год) мнение персонала организации о качестве организации и в целом о системе аккредитации нужно использовать в качестве одного из показателей качества медицинских услуг, восприятие улучшения в своих исследованиях в качестве показателя реального улучшения в организации здравоохранения.
Стандартизированные опросники могут представить точные и обширные данные о восприятиях нескольких групп специалистов, если методы отбора и используемый опросник являются валидными (от англ. valid - пригодный) - один из основных критериев качества теста, мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.
Анализ данных практически был проведен с использованием Microsoft Office Ехсе1 и методом простой обработки статистических данных (частота, средние величины и т.д.).
Аналитические данные по анкетам представлены ниже.
По первому вопросу анкеты: «Какое участие Вы принимали в процессе внедрения стандартов аккредитации?» 86% персонала отметили, что участвовали в разработке и внедрении стандартных операционных процедур (далее - СОП); 35% - приняли участие в обучении персонала, что является одним их ключевых моментов при внедрении стандартов и только 8% персонала отметили, что участие в данном процессе не принимали.
По второму вопросу анкеты аналитические данные отражены на рисунке 2. Большинством персонала пилотных организаций, что составило 64%, отмечено, что разработанные СОПы внедрены в деятельность медицинской организации; в 25% слу-
чaeв пepcoнaлoм yкaзaнo, чтo paзpaбoтaнныe СОПы гoтoвы к внeдpeнию; 9% пepcoнaлa or-paзили в aнкeтaх, что paзpaбoтaнныe СОПы тpeбyют дoпoлнитeльнoй дopaбoтки для их дaльнeйшeгo и ycпeшнoгo внeдpeния.
Вмecтe c тeм, пepcoнaлoм пилoтных opгaнизaций oтмeчaeтcя pяд фaктopoв, што-pыe пpeпятcтвyют внeдpeнию oбнoвлeнных
cтaндapтoв aккpeдитaции (cм. pиc.3). Нecмo-тpя Ha тo, чтo oбyчeниe пpoвoдилocь peгyляp-ho, в 24% oтмeчaeтcя нeдocтaтoчный ypoвeнь знaний пepcoнaлa пo oбнoвлeнным cтaндap-тaм aккpeдитaции, нeдocтaтoчный oбъeм мe-тoдичecких peкoмeндaций oтpaжeн в 30% олу-чaeв. 49% пepcoнaлa yкaзaли в aнкeтaх, чтo He видят никaких пpoблeм, кoтopыe бы ^era^
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Ртоушк 1. Дaнныe пo пepвoмy вoпpocy aнкeты
0% 20% 40% 60%
Риcyнoк 2. Дaнныe пo втopoмy вoпpocy aнкeты
менеджер1 № 1 (10) 2014 менеджер
cтвoвaли внeдpeнию cтaндapтoв.
В пpoцecce внeдpeния cтaндap-тoв aккpeдитaции пepcoнaлoм ^м. pиc. 4) oтмeчeнo, чтo: чaщe cтaлo пpoвoдитcя oбyчeниe - 43%, paбoтa бoлee cиcтeмaтизи-poвaлacь - 35%, oco6^IX измeнeний He го-чyвcтвoвaли - 13%, yвeличилacь paбoтa c бyмaгaми - 9%.
В peзyльтaтe пpoвoдимых мepoпpия-
тий пo 5 пилoтным opгaнизaциям cлeдyeт oтмeтить pяд пpeoбpaзoвaний:
1) aктивизиpoвaнa дeятeльнocть cлyжбы внyтpeннeгo ayдитa;
2) oпpeдeлeны и внeдpeны пpиopитeтныe индикaтopы для мoнитopингa;
3) paзpaбoтaны и внeдpeны нeoбхoдимыe пpaвилa и пpoцeдypы, coraacHo тpeбoвaниям cтaндapтoв;
Риcyнoк 3. Дaнныe пo тpeтьeмy вoпpocy aнкeты
0% 10% 20% 30% 40% Риcyнoк 4. Дaнныe пo чeтвepтoмy вoпpocy aнкeты
менеджер1 менеджер № 1 (10) 2014
4) выражена положительная динамика по индикаторам деятельности медицинской организации (повышение уровня качества ведения медицинской документации, уменьшение повторных вызовов, увеличение показателей успешной реанимации, снижение удельного веса послеоперационных осложнений, уменьшение числа случаев необоснованной госпитализации и т.д.);
5 ) улучшены условия труда персонала;
6) регулярно проводится обучение персонала;
7) усилена работа по безопасности персонала;
8) повысился уровень оснащенности автотранспортом и оборудованием;
9) приобретены дополнительные средства для передвижения пациентов с ограниченными возможностями;
10) внедряется сбалансированная система показателей;
11) имеются в полном объеме наборы для оказания неотложной и экстренной помощи в соответствии с требованиями стандартов аккредитации;
12) проводится идентификация пациентов и персонала;
13) проводится работа по выявлению и устранению рисков;
14) проводится изучение удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг.
Оценка влияния обновленных процедур и стандартов, а также обновленной системы аккредитации является непрерывным и долгосрочным процессом. В реальности действенное влияние аккредитации на качество медицинских услуг можно будет проследить по истечению определенного временного параметра и отдаленные результаты будут указывать на непрерывное повышение качества медицинской помощи, что непосредственно скажется на удовлетворенности пациентов оказываемыми медицинскими услугами.
Таким образом, на основании вышеизложенных данных необходимо сделать вывод о положительном влиянии внедрения обновленных стандартов аккредитации на деятельность медицинских организаций.
Внедрение обновленных стандартов аккредитации медицинских организаций создает реальные возможности для соблюдения необходимой медицинской технологии и высокой вероятности получения оптимальных результатов, гарантии определенного качества диагностики, лечения, реабилитации.
№ 1 (10) 2014
менеджер1 МЕНЕДЖЕР