И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Г. М. Мулдаева
АККРЕДИТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ -ОСНОВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
Карагандинская государственная медицинская академия
Потребность в реформе и качественном улучшении медицинского образования, значительное увеличение количества медицинских вузов в течение последних десятилетий, стремление обеспечить качество систем здравоохранения в мире возрастающей глобализации и мобильности медицинских кадров усилило понимание необходимости процедуры аккредитации как инструмента гарантии качества. В послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в Новом мире» указывается, что «главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Нам необходимо создать действенную систему аккредитации и аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов».
Актуальность проблемы подтверждается выделением приоритетных направлений в Программе Правительства Республики Казахстан на 2007 - 2009 гг.: «Для повышения качества медицинского, фармацевтического образования и научных исследований в области здравоохранения предусматриваются: внедрение системы национальной аккредитации медицинских вузов в соответствии с международными требованиями; создание условий для проведения международной аккредитации медицинских вузов признанными иностранными агентствами».
В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005 -2010 гг. отмечается интеграция с мировым образовательным пространством, создание национальной системы оценки качества образования, создание условий для подготовки к аккредитации профессиональных образовательных программ вузов в соответствии с требованиями ведущих зарубежных аккредитационных агентств.
О необходимости внедрения системы обеспечения качества медицинского образования указывается в Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан «...внедрение новой системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов с учетом приоритетов и особенностей здравоохра-
нения республики, обеспечивающей конкурентоспособность специалистов. Внедрение аккредитации организаций образования с привлечением международных экспертов».
Согласно определению, данному Институтом международного медицинского образования (США, Нью-Йорк), аккредитация - это саморегулирующийся процесс, посредством которого правительственные, неправительственные, профессиональные ассоциации или другие уполномоченные органы официально признают образовательные программы или высшие учебные заведения, которые соответствуют установленным критериям качества образования. Образовательные программы или высшие учебные заведения оцениваются на соответствие установленным стандартам посредством институциональной самооценки, обзора отчета по институциональной самооценке, посещения высшего учебного заведения группой экспертов и тщательного рассмотрения заключительного отчета группы экспертов органом по аккредитации.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» аккредитация организаций образования - это процедура признания аккредитацион-ным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации о качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.
В области обеспечения качества высшего образования можно выделить следующие основные международные инициативы: Болонский процесс - Болонская декларация (г. Болонья 19 июня 1999 г.) - содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества высшего образования (одна из первостепенных целей); Берлинское коммюнике (г. Берлин 19 сентября 2003 г.) - определение целей в области обеспечения качества в высшем образовании, сотрудничество с международными ассоциациями по обеспечению качества; Бергенская встреча (г. Берген 19-20 мая 2005 г.) - стандарты и руководящие принципы для обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования.
Система обеспечения качества медицинского образования поддерживается многими международными организациями, ассоциациями, сетями, органами по аккредитации и взаимодействием между ними. Среди них наиболее значимы следующие:
Международные организации по медицинскому образованию:
- ВФМО - Всемирная федерация медицинского образования (WFME - World Federation for Medical Education (Дания), издала международные стандарты по улучшению качества медицинского образования
- Общий медицинский совет (GMC - General medical Council Великобритания) опубликовал руководство по обеспечению качества базового медицинского образования, To-
Медицина и экология, 2007, 4
morrows doctor «Надлежащая медицинская практика и руководства по аккредитации»
- ИММО - Институт международного медицинского образования (IIME - Institute of International Medical Education (США), дефиниция, глобальные минимальные требования в медицинском образовании
- Комитет по связям в медицинском образовании (LCME - Liaison Committee on Medical Education (США, Канада), аккредитация додипломного медицинского образования в США и Канаде.
Международные ассоциации по медицинскому образованию:
- Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE - Association for Medical Education in Europe)
- Ассоциация медицинских школ в Европе (AMSE - Association of Medical Schools in Europe)
- Тематическая сеть медицинского образования в Европе (MEDINE - the Thematic Network on Medical Education in Europe)
- Сеть по непрерывному медицинскому образованию (NCME - Network for Continuing Medical Education).
Профессиональные ассоциации:
- Европейская медицинская ассоциация (EMA - European Medical Association)
- Европейский союз медицинских специалистов (UEMS - European Union of Medical Specialists).
Ассоциация медицинских студентов:
- Международная федерация ассоциаций медицинских студентов (IFMSA - International Federation of Medical Student's Associations)
- Европейская ассоциация медицинских студентов (EMSA - European Medical Students' Association).
Основные международные инициативы в обеспечении качества медицинского образования принадлежат Всемирной федерации медицинского образования.
Всемирная федерация медицинского образования - это международная организация, деятельность которой направлена на улучшение качества медицинского образования и профессиональной подготовки врачебных кадров по всех странах мира. Миссия ВФМО - улучшение оказания медицинской помощи населению во всем мире через внедрение высоких научных и этических стандартов в медицинское образование.
ВФМО - это зонтичная организация, имеющая в своем составе шесть Региональных ассоциаций по медицинскому образованию. ВФМО имеет тесные взаимоотношения с ВОЗ и Региональными бюро ВОЗ, а также с ЮНЕСКО и другими агентствами ООН, тесно сотрудничает со Всемирной Медицинской ассоциацией (WMA -World Medical Association), Международной феде-
рацией ассоциаций студентов-медиков (IFMSA -International Federation of Medical Students Associations) и другими международными организациями по улучшению медицинского образования (WFME, University of Copenhagen).
Основные этапы инициативы ВФМО:
- Программа по Международным стандартам (1997 г.);
- Трилогия Международных стандартов ВФМО по улучшению качества медицинского образования (Дания 2003 г.);
- Широкое международное одобрение Программы по Международным стандартам на Всемирной конференции медицинского образования «Международные стандарты для медицинского образования - для улучшения оказания медицинской помощи» (март 2003 г., Копенгаген, Дания);
- Валидация Международных стандартов ВФМО в пилотных изучениях 2002 - 2005 гг.;
- Внедрение Программы по Международным стандартам: перевод и широкое использование Международных стандартов образовательными институтами и органами по аккредитации (2005 г.);
- Разработка руководства для советников ВФМО (Дания, 2004 г.);
- Руководящие принципы ВОЗ/ВФМО по аккредитации базового медицинского образования, разработанные международной рабочей группой в 2004 г. и опубликованы ВОЗ/ВФМО (Женева, Копенгаген, 2005 г.);
- Содействие аккредитации базового медицинского образования. Программа в рамках стратегического партнерства ВОЗ/ ВФМО по улучшению медицинского образования (Дания, 2005 г.)
- Международные стандарты ВФМО по улучшению качества медицинского образования, Европейская спецификация (Дания, 2007 г.).
Деятельность ВФМО охватывает все этапы получения медицинского образования, а именно: базовое медицинское образование, послевузовское медицинское образование, непрерывное профессиональное развитие.
Каждый из трех документов трилогии Международных стандартов ВФМО структурирован с 9 категориями и 3б подкатегориями (табл. 1).
В рамках внедрения Программы по Международным стандартам были предприняты следующие инициативы:
- международные стандарты ВФМО были переведены примерно на 20 языков: французский, испанский, португальский, немецкий, корейский, польский, малазийский, каталанский, вьетнамский, фарси, камбоджийский, турецкий, арабский, монгольский, японский, русский, мандаринское наречие китайского языка (Hans
Таблица 1.
Трилогия стандартов ВФМО: категории
Базовое медицинское образование Последипломное медицинское образование Непрерывное профессиональное развитие
Миссия и задачи Миссия и конечные результаты Миссия и конечные результаты
Образовательная программа Процесс подготовки Методы обучения
Оценка студентов Оценка стажеров Планирование и документирование
Студенты Стажеры Врачи
Академический штат/профессорско-преподавательский состав Формирование штата Провайдеры НПР
Образовательные ресурсы Места проведения подготовки и образовательные ресурсы Образовательный контекст и ресурсы
Оценка программы Оценка процесса подготовки Оценка методов и компетентности
Управление и администрирование Управление и администрирование Управление и администрирование
Постоянное обновление Постоянное обновление Постоянное обновление
Karle, MD, DMSc. Президент ВФМО, Рабочее совещание ВОЗ-ВФМО, Санкт-Петербург, Россия, февраль 2005 г.). - проведено пилотное изучение стандартов ВФМО по базовому медицинскому образованию в странах Америки (Колумбия, Мексика, Тринидад и Табаго, Венесуэла), Европы (Дания, Италия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Испания, Швеция, Турция), Африки (Кения, Малави, Южная Африка), Восточного Средиземноморья (Бахрейн, Иран, Иордания, Пакистан), Юго-Восточной Азии (Индия, Шри-Ланка) и Западной части Тихого океана (Китай, Фиджи, Малайзия, Тайвань) (Hans Karle, MD, DMSc. Президент ВФМО. Рабочее совещание ВОЗ-ВФМО Санкт-Петербург, Россия, февраль 2005 г.). Исследования по использованию Международных стандартов ВФМО показывают, что институциональная самооценка, проводимая на основе этих стандартов, имеет фундаментальное основополагающее позитивное влияние на процессы реформирования.
Международные стандарты ВФМО охватывают все аспекты медицинского образования, включая организацию, структуру, процесс, содержание образовательной программы, среду обучения, конечные результаты обучения и учитывают специфику медицинского образования, а именно тесную взаимосвязь с системой здравоохранения, требования к клиническому обучению на додипломном и последипломном уровнях, требования к клиническим базам, образовательным ресурсам, к оценке клинической компетентности, компетентности преподавателей медицинского вуза, системе управления медицинского вуза.
Международные стандарты ВФМО с Европейской спецификацией могут быть использованы в качестве матрицы для национальных стан-
дартов с включением национальных особенностей и служить основой для создания системы аккредитации в медицинском образовании.
Преимуществами аккредитации на основе руководящих принципов ВОЗ/ВФМО служат:
1. Адаптация национальной системы медицинского образования к европейским принципам.
2. Создание эффективной системы обеспечения качества медицинского образования.
3. Соответствие национальных стандартов по аккредитации международным требованиям.
4. Внесение информации о системе аккредитации во Всемирный регистр аккредитованных медицинских учебных заведений и программ ВОЗ в раздел «Введение» по конкретной стране и аккредитационный статус отдельного медицинского вуза ведут к международному признанию вуза и его образовательной программы.
5. Выполнение условий для присоединения к Европейскому пространству высшего образования и Болонскому процессу. Карагандинская государственная медицинская академия осуществляет следующую деятельность в области обеспечения качества медицинского образования:
- Участие в работе Ассоциации по изучению медицинского образования ASME-Association for the Study of Medical Education) (Ливерпуль, Великобритания, 2004);
- Участие в работе Ассоциации медицинского образования в Европе (Эдинбург, Великобритания, 2004; Амстердам, Нидерланды, 2005);
- Сотрудничество с Тель-Авивским Университетом, Медицинский факультет (Тель-Авив, Израиль, 2005, 2006);
Медицина и экология, 2007, 4
Сотрудничество с Университетом Нью-Мексика, Школа медицины (США, 2007); Участие в мероприятиях в рамках стратегического партнерства ВОЗ/ВФМО по улучшению медицинского образования; Сотрудничество с Медицинской школой Университета Саутгемптон (Великобритания, 2007);
Проведение Научно-педагогического эксперимента (2002 г.);
Сертификация системы менеджмента качества КГМА (2005 г.); Создание на базе КГМА Республиканского центра медицинского образования (2007 г.);
- Участие в Программе МЗ РК «Научное сопровождение реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан» (2007 г.)
Таким образом, система аккредитации медицинского образования является основой для обеспечения и улучшения качества медицинского образования, эффективного использования экономических ресурсов, усиления рычагов проводимых реформ, повышения конкурентоспособности национальной системы медицинского образования, повышения качества подготовки медицинских кадров, улучшения охраны здоровья населения.
I. R. Kulmagambetov, F. M. Nurmanbetova, G. M. Muldayeva
ACCREDITATION OF MEDICAL HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS - THE BASE FOR INCREASING OF QUALITY OF TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL
Accreditation system of medical education is the basis for Quality Assurance and Quality Enhancement of medical education, for effective use of economical resources, reinforcement of the reform, promotion of the competitiveness of the national medical education system, quality improvement of the medical specialists, improvement of the health care system. There was considered the need in accreditation procedures as the tool for quality guarantee according to the International Standards.
И. З. K^MaFaM6eTOB, ф. н. Нурманбетова, Г. М. Мулдаева
МЕДИЦИНАЛЬЩ ЖОРАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫН АККРЕДИТАЦИЯЛАУ - МЕДИЦИНАЛЬЩ КАДРЛАРДЫ ДАЙЫНДАУДЬЩ САПАСЫН АРТТЫРУДЫЦ НЕГ1З1
Медициналык 6miM беру жYЙесiн аккредитациялау - медициналык 6miM берудi камтамасыз ету жэне сапасын жаксарту, экономикалык корды тиiмдi пайдалану, жYргiзiлiп жаткан реформалардыч туткасын кYшейту, медициналык бiлiм беру улттык жуйеаыч бэсекелестiгiн жорарлату, медициналык кадрлар дайындау сапасын жорарлату, туррындардыч денсаулырын коррауды жаксарту Yшiн не^ болып табылады. Халыкаралык стандарттар непзшде сапаныч кепiлдiк куралы ретiнде аккредитация процедураларыныч кажеттiлiгi карастырылды.
И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Г. Ж. Абакасова
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В МЕДИЦИНЕ
Карагандинская государственная медицинская академия
В рамках реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования и обеспечения эффективного внедрения ГОСО-2007 необходимо изучить тенденции в планировании учебных программ, опыт международных вузов и центров по медицинскому образованию в области внедрения образовательных технологий и требования в оценке знаний и навыков, а также клинической компетентности.
На сегодняшний день эффективная реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования возможна при выработанной стратегии внедрения образова-
тельных технологий в соответствии с заложенными стратегиями в учебной программе. Разработка и планирование учебных программ в соответствии с международными стандартами может быть обеспечена при высоком уровне квалификации преподавателей, обладающих лидерскими качествами и способных управлять изменениями. Подготовка преподавателей, способных обеспечить образовательный процесс в соответствии с последними тенденциями, требует разработки специальной программы. Программа, разработанная в соответствии с международными требованиями к педагогической квалификации преподавателей медицинских вузов позволит обеспечить эффективную подготовку преподавателей по теоретическому и клиническому обучению, врачей практического здравоохранения, привлекаемых для клинического обучения в медицинских вузах, методистов медицинского вуза, преподавателей факультетов по педагогической квалификации медицинских вузов.
На основе изучения опыта центра по медицинскому образованию в международной практике прослеживается тенденция введения в учебные программы коммуникативных навыков,