Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРИОРИТЕТНЫМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРИОРИТЕТНЫМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исина А.К., Оспанова Ж.С., Садвокасова З.К.

Стационарлық көмек медициналық көмектің ең шығынды түрі болып саналады, сондықтан керует қорын тиімді пайдалануы маңызы зор. Ауруханаларда керуеттің бос тұруы стационарлық көмектің көлемін тек қана азайтпай-ды және толығынан халыққа медициналық көмек көрсетілуін нашарлатады, сонымен қатар айтарлықтай экономикалық шығын тудырады.Қайта құрылымдаудың мақсаты бекітілген стандарттарға сай халыққа көрсетілетін медициналық көмектің сапасын және қол жетімділігін қамтамасыз ету, медициналық ұйымдар желісін мемлекеттік нормативке сәйкестендіру болып саналадыInpatient care is the most expensive kind of medical care, that’s why the rational use of hospital beds has a large value. Empty beds in hospitals are reduces the amount of inpatient care and worsens health care in the general population, but also causes signi cant economic losses. The aim of restructuring of this model is the ensuring of medical care quality and availability, conformity of medical organization's resources to medical assistance to an approved standard and, of course, bringing the network of healthcare organizations to national standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исина А.К., Оспанова Ж.С., Садвокасова З.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF HEALTH CARE SYSTEM OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN WITH PRIORITY IMPROVEMENT OF PRIMARY CARE

Inpatient care is the most expensive kind of medical care, that’s why the rational use of hospital beds has a large value. Empty beds in hospitals are reduces the amount of inpatient care and worsens health care in the general population, but also causes signi cant economic losses. The aim of restructuring of this model is the ensuring of medical care quality and availability, conformity of medical organization's resources to medical assistance to an approved standard and, of course, bringing the network of healthcare organizations to national standards

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРИОРИТЕТНЫМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ»

Исина А.К.

Руководитель

Оспанова Ж.С.

Начальник отдела развития сети медицинских организаций Садвокасова З.К.

Главный специалист отдела развития сети медицинских организаций Центр Инвестиционных Проектов, РГП на ПХВ «Республикансий центр развития здравоохранения»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРИОРИТЕТНЫМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

Аталуы: Казацстан Республикасында медициналыц санитариялыц алгашцы кемектщ басымдылыгын жетiлдiрумен денсаулыц сацтау желiсiнщ даму перспективалары

Авторлары: А. Исина, инвестициялъщ жобалар орталышныц басшысы; Ж. С. Оспанова, инвестициялъщ жобалар орталыгы медициналыц уйымдар желiсi бeлiмШц бастыгы; З. К. Садвокасова, инвестициялыц жобалар орталыгы медициналыц уйымдар желiсi бeлiмШц бас маманы, «Республикалыц денсаулыц сацтау орталыгы» ШЖК РМК Туйшдеме: Стационарлыц кемек медициналыц кемектщ ец шыгынды typi болып саналады, сондыцтан керует цорын тиiмдi пайдалануы мацызы зор. Ауруханаларда керуеттщ бос туруы стационарлыц кемектiц келемiн тек цана азайтпай-ды жэне толыгынан халыцца медициналыц кемек кеpсетiлуiн нашарлатады, сонымен цатар айтарлыцтай экономикалыц шыгын тудырады.Кайта цурылымдаудыц мацсаты бекiтiлген стандарттарга сай халыцца кеpсетiлетiн медициналыц кемектщ сапасын жэне цол жетiмдiлiгiн цамтамасыз ету, медициналыц уйымдар желiсiн мемлекеттш нормативке сэйкестендipу болып саналады.

Title: Perspectives of development of Health care system of the Republic of Kazakhstan with priority improvement of primary care

Authors: Isina A. K., Head of Center of investment projects; Ospanova Zh. S., Head of Department of medical organizations network development; Sadvokasova Z. K., Leading specialist of Department of medical organizations network development, «Republican Center for health development»

Abstract: Inpatient care is the most expensive kind of medical care, that's why the rational use of hospital beds has a large value. Empty beds in hospitals are reduces the amount of inpatient care and worsens health care in the general population, but also causes significant economic losses. The aim of restructuring of this model is the ensuring of medical care quality and availability, conformity of medical organization's resources to medical assistance to an approved standard and, of course, bringing the network of healthcare organizations to national standards.

Сокращения:

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

ОЭСР - Организация экономического содружества и развития; ЕС - Евросоюз;

МЗ РК - Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

АИС «ТЭП» - Автоматизированная информационная система базы данных технико-экономических показателей организаций

здравоохранения РК;

ПМСП - Первичная медико-санитарная помощь;

ВА - Врачебная амбулатория;

ФАП - Фельдшерско-акушерский пункт;

МП - Медицинский пункт;

ГЧП - Государственно-частное партнерство;

РЦРЗ - Республиканский центр развития

здравоохранения.

Введение

Сеть медицинских организаций является неотъемлемой частью системы здравоохранения, в которой предусматриваются все виды медицинских организаций для оказания того или иного вида медицинской помощи гражданам Республики Казахстан, предусмотренной в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

В существующей сети организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь населению Республики, продолжают иметь место избыток больниц, пустующие нефункционирующие койки, особенно в маломощных сельских больницах, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием, размещение в нетиповых и приспособленных зданиях.

В связи со сложившейся ситуацией и с целью повышения качества, доступности медицинской помощи в соответствии с международными стандартами и отвечающим потребностям населения, назрела необходимость проведения реструктурирзации сети больничных организаций. Основная часть

В современный период экономическое развитие Республики Казахстан отличается социальной направленностью. Сфера здравоохранения является неотъемлемой частью социально-ориентированной экономики нашего государства.

Проведение реформы бюджетной системы Республики Казахстан, связано с переходом на методы бюджетирования, ориентированные на результаты, при этом встал вопрос о необходимости перехода от экстенсивно направленной, распределительной системы ресурсного обеспечения здравоохранения на интенсивные модели развития и экономические методы управления. В последние годы политика расходов направлена на обеспечение полного выполнения государственных обязательств, в соответствии с обозначенными приоритетами социально-экономической политики страны.

Здравоохранение представляет собой важнейший сектор финансовых отношений,

надлежащее функционирование которого требует не только огромных средств, но и современных форм эффективного управления бюджетными ресурсами. В настоящее время сфера здравоохранения находится на этапе институциональных преобразований, совершенствования кадрового потенциала, предоставления качественных медицинских услуг и развития инфраструктуры [1].

В настоящее время экстенсивное развитие здравоохранения Казахстана в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между регионами и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации медицинских организаций в административных центрах, а, следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи [2].

Стационарная помощь является наиболее затратным видом медицинской помощи, поэтому рациональное использование коечного фонда имеет большое значение. Простой койки в больницах не только сокращает объем стационарной помощи и ухудшает медицинское обслуживание населения в целом, но и вызывает значительные экономические потери.

Все изменения структуры коечного фонда (реструктуризация, перепрофилизация) осуществляются на основании оценки эффективности работы медицинской организации. Целью реструктуризации является обеспечение качества и доступности медицинской помощи населению, соответствие ресурсов медицинской организации порядку оказания медицинской помощи по утвержденным стандартам, приведение сети медицинских организаций страны к государственным нормативам Постановления Правительства РК от 19.02.2014 года №114 «Об утверждении государственного норматива сети организаций здравоохранения Республики Казахстан».

Реструктуризация проводится несколькими путями. Основной из них - преобразование медицинских организаций в сельской местности в амбулатории с открытием коек дневного стационара, что полностью соответствует концепции развития первичной медико-санитарной помощи. Следующий

ШШджёр!

№ 1 (10) 2014 МЩЩЖЕР

механизм реструктуризации - укрупнение существующих организаций путем слияния мелких организаций, т.е. за счет концентрации ресурсов и потока пациентов. Также возможен способ - перепрофилирование коек на новые виды медицинской помощи в данном регионе (реабилитация, хоспис, медицинские организации сестринского ухода и др.).

На протяжении последних лет Министерством здравоохранения Республики Казахстан проводится работа по реструкту-рирзации сети больничных организаций.

Основными ожидаемыми результатами реструктуризации являются: снижение случаев необоснованной госпитализации, сокращение средней продолжительности пребывания пациента на больничной койке, переход от монопрофильных больниц к многопрофильным, обеспечение автономии медицинских организаций и повышение ответственности менеджеров здравоохранения за управление ресурсами.

Данные мероприятия проводятся в соответствии с задачами Государственной программы развития здравоохранения «Са-ламатты ^азакстан» на 2011 - 2015 годы, Стратегического плана Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 20132015 годы, принципов Единой национальной системы здравоохранения, Постановления Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2014 года №114 «Об утверждении государственного норматива сети организаций здравоохранения Республики Казахстан».

По данным ВОЗ в 1990 году число больничных коек в Казахстане было одним из самых высоких в Европе [3]. В рамках реализации Единой национальной системы здравоохранения, проводимая работа по рациональному использованию коечного фонда, позволила снизить обеспеченность койками в республике с 63,4 на 10 тысяч населения в 2010 году до 59,4 в 2012 году. В 2010 году коечный фонд стационарных учреждений МЗ РК составлял 104277 коек. За период с 2010 по 2012 год сокращены 3816 коек, снижение составило 3,7 процентов. В то же время увеличилась мощность дневных стационаров, в том числе при АПО с 1394 коек в 2010 году

до 1438 в 2012 году (+3,2%), в стационарах с 373 до 421 (+12,9%) [4].

Анализ количества больничных организаций за 2010-2012 годы показал, что намечена тенденция снижения количества больничных организаций с 998 до 931, в т.ч. в системе МЗ соответственно с 812 до 757 (табл.1). Из них 56,1% (425) расположены в городской и 43,9% (332) в сельской местности. Соответственно обеспеченность больницами снизилась с 6,34 на 100 тыс. населения в 2010 году до 4,5 в 2012 году [5]. Несмотря на достигнутое снижение показателя обеспеченности больничными организациями, они остаются высокими и превышают международные значения обеспеченности койками населения на 20% и больничными организациями почти в 2 раза. Показатели обеспеченности койками в странах ЕС и ОЭСР составляют в пределах 545490; больничными организациями 2,67- 2,98 на 100 000 населения соответственно (таб.2).

В послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев подчеркнул, что здоровье нации - основа нашего успешного будущего. В рамках долгосрочной модернизации национальной системы здравоохранения на всей территории страны должны быть внедрены единые стандарты качества медицинских услуг, а также усовершенствованы и унифицированы материально-техническое оснащение медицинских учреждений [6].

Центр инвестиционных проектов РГП на ПХВ «РЦРЗ» произвёл сбор информации по текущей ситуации в регионах и предоставил консалтинговой компании «Sanigest Internacional» для разработки проектов мастер-планов. Разработанные консалтинговой компании «Sanigest Internacional» проекты мастер-планов по реструктуризации больничного сектора позволят планомерно проводить мероприятия по слиянию и укрупнению больниц, их модернизации современным оборудованием, закрытию маломощных, нерентабельных, со слабой материальной базой, в основном сельских

Чк т.по бпльничнкх организаций 0 б е с п еч сть

Ё тон Нжхиениг гп •:■ |.ц н -| || ыхи организациям и :|.| 2012 1'.

№ ведомстъа Система ъ ИЗ Чакткы^ больиичнм« орг-энизацкн

гола ген 2411? гою 2011 2012 2010 2Й11 2ЧП2

Кднмстак «а 943 931 яаг 7 73 757 134 127 134 16791400

Аимолчнснаа и и « Ъ9 ЗА 3 2 г 73ИКЮ 5.2

Алпйбшкннл н Ы зэ 32 31 1» 13 13 7«] 100 з.(

Ашвпенсная 9« М « 61 вз ез в 7 7 19277«) 4.3

Атыраускэя «I 17 ЭВ 34 31 31 3 54*100 5.0

ли> 103 91 93 79 те 79 13 13 13 1394200 5.7

ЖкмйшшсаА «1 57 56 45 4? 42 13 12 13 ютами 4.0

ЙКО 44 лг 41 3» 36 2 2 2 615100 5.9

Карагандинская юг 97 71 № И 1С 16 17 1360 24)0 4.9

КясмивАпия 5) 5? 57 44 4Я 45 » а 8 679700 ¿.1

и 40 40 м 44> 37 г о 1 719900 1.1

Мвнплауснвл г? зо Э? г! г; 25 4 4 55МС0 4.5

Пашмцсзрсмаа н> 57 €7 44 43 13 12 12 Т4В000 5.7

СКО 29 31 г? га 1 1 1 531500 4_а

ГОКО 133 132 122 121 111 10» 12 12 13 2650200 4.1

Г. Ал1ШЬ1 62 62 40 4г 42 13 17 [Я 142600 2.9

.г. Астана а гя 28 ¿1 гг 23 г 2 3 760500 3.0

участковых больниц, и открытию современных оснащённых реабилитационных центров, хосписов, больниц сестринского ухода.

В результате реализации предложений мастер-планов показатель обеспеченности больничными организациями должен приблизится в 2025 году к международным стандартам и показателям стран ЕС - 2,2 на 100 тыс. населения.

Местным исполнительным органам необходимо включить в планы развития регионов предложения по реструктуризации больничных организаций для совершенствования больничного сектора областей и городов.

«...в здравоохранении главный приоритет - развитие первичной медико-санитарной помощи.» (Послание Главы государства Н.А. Назарбаева на-

№ 1 (10) 2014

роду Казахстана 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»).

Всемирная организация здравоохранения призывает все страны вернуться к системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), так как ее ценности и принципы сегодня актуальнее, чем когда-либо раннее. «В контексте нынешних тенденций ПМСП выглядит все более и более рациональным способом дальнейшего развития здравоохранения», - заявила Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен (Бюллетень ВОЗ № 10, ноябрь 2008 г.). Роль организаций первичной медико-санитарной помощи в укреплении здоровья населения велика, так как она является первичным контактом пациента с системой здравоохранения.

Уровень развития ПМСП влияет на объем, качество, доступность медицинской помощи, а также на общий уровень затрат в здравоохранении.

Поэтому в последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по усилению роли амбулаторно-поликлинической службы по сравнению с дорогостоящей стационарной помощью. Одним из главных условий реформирования системы первичной медико-санитарной помощи является максимальное сохранение всех имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Это предусматривает не разрушение имеющихся организаций здравоохранения, а изменение их функций, методов работы, финансирования и взаимоотношений.

За 2010-2012 годы сеть медицинских организаций, оказывающих ПМСП в системе МЗ РК, также имеет тенденцию к снижению с 1818 до 1775 организаций (на 2,4%), за счёт закрытия организации на селе. При этом доля организаций ПМСП, расположенных в городской местности составляет 14,8%, в сельской - 85,2%.

Анализ состояния материально-технической базы организаций ПМСП свидетельствует о более невыгодном положении по

сравнению с больничными организациями.

Например, в Кызылординской области, из существующих амбулаторно-поликлинических организаций 5 городских поликлиник расположены в типовых зданиях, в приспособленных помещениях расположены 78% врачебных амбулаторий (81 из 104), 45% фельдшерско-акушерских пунктов (9 из 20), 23% медицинских пунктов (25из 109) [7].

Кроме того, имеет место эксплуатация зданий в течение 40-50 и более лет (т.е. здания были построены в 1960-1970 годах) 42% ВА, 20% ФАП, 42% МП[7].

Оснащённость медицинским оборудованием по сравнению с утвержденными минимальными нормативами составляет по городским поликлиникам 65%, ВА - 27%, ФАП- 30 %, МП - 22 %[7].

В Карагандинской области 38% городских поликлиник (6 из 16), 87% ВА (62 из 71), 82% ФАП (42 из 51), 98% МП (225 из 229) расположены в приспособленных зданиях. К тому же здания амбулаторно-поликлинических организаций были построены более 40-50 лет тому назад: 70% ВА (50 из 71), 49% ФАП (25 из 51), 66 МП (152 из 229) [7].

В рамках утвержденных минимальных нормативов оснащённость медицинским оборудованием составляет по городским поликлиникам - 71%, ВА - 48%, ФАП- 51 %, МП - 58 % [7].

В соответствии с международными тенденциями система организации ПМСП в республике ориентирована на потребности пациента.

Планирование сети и инфраструктуры организаций ПМСП включают обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами, менеджерами здравоохранения, способными эффективно управлять материальными и человеческими ресурсами.

Наряду с этим, совершенствование ПМСП определяет дальнейшее внедрение системы общей врачебной практики (ВОП) на постепенную замену деятельности врачебных амбулаторий, особенно, в сельской

местности, и центрах ПМСП при районных и городских поликлиниках.

С целью усиления акцента и оказания качественной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в разрабатываемых для каждого региона проектах мастер-планов по развитию сети первичной медико-санитарной помощи и амбулаторно-поликлинических организаций, будут предоставлены рекомендации касательно укрепления материально-технической базы в виде строительства и реконструкции, оснащения необходимым медицинским оборудованием, обеспечения медицинскими кадрами.

Одним из инструментов эффективного финансирования строительства и реконструкции объектов является механизм ГЧП.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это форма сотрудничества государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства, на условиях сбалансированного распределения рисков в целях проектирования, финансирования, строительства, реконструкции, эксплуатации или обслуживания объектов инфраструктуры.

При текущей ситуации сектора здравоохранения, когда потребность в дорогостоящем оборудовании и высоких технологиях растет с каждым днем, а государственный бюджет не может удовлетворить все запросы за короткий период времени, ГЧП позволит Правительству реализовать задачи по развитию инфраструктуры сектора здравоохранения без единовременной нагрузки на госбюджет.

При этом государство заинтересовано в улучшении качества оказываемой медицинской помощи, а бизнес может иметь выгодное вложение средств, одновременно выполняя социально значимые для общества задачи.

Развитие ГЧП в здравоохранении является одним из приоритетных направлений, обозначенных в Государственной программе развития здравоохранения на 2011-2015 годы «Саламатты ^азакстан».

Выводы.

Таким образом, реструктуризация сети медицинских организаций, приведение ее в соответствие с реальными потребностями населения в различных видах медицинской помощи является важным направлением реформирования здравоохранения, что приведет к повышению эффективности использования коечного фонда. Рациональное использование коечного фонда позволит увеличить финансирование амбулаторно-поликлинического звена, обеспечит развитие стационарозамещающих технологии. Проводимые мероприятия по реструктуризации больничного сектора будут способствовать снижению числа случаев необоснованной госпитализации, улучшению эффективности стационарного лечения и сокращению средней длительности пребывания больного на койке. Выросло число организаций, имеющих дневные стационары и койки дневного пребывания, что отражает развитие первичной медико-санитарной помощи в стране.

Учитывая вышеизложенное и первостепенную роль организаций ПМСП в профилактике заболеваний и формировании принципов здорового образа жизни среди населения, необходимо строительство объектов здравоохранения, отвечающих требованиям международных стандартов, которые будут оказывать качественные медицинские услуги в соответствии с возрастающими потребностями населения. Также, строительство объектов здравоохранения проводить с использованием механизма ГЧП.

Источники:

1. Аубакирова А.Т. Бюджетное финансирование здравоохранения в Республике Казахстан: проблемы и пути повышения эффективности. -Караганда, 2009 г.

2. Биртанов Е.А. Организационно-методические и финансово-экономические основы инновационно-инвестиционной стратегии развития системы здравоохранения Республики Казахстан. Алматы, 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. А.А. Аканов, Т.С. Мейманалиев, А.Б. Кумар Проблемы оптимизации коечного фонда в Казахстане Вестник КазНМУ №5 (3) 2013 г., Ал-маты.

4. Информационная база ТОО «Мединформ», www.medinfo.kz.

5. Статистический сборник МЗ РК «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения», Астана, 2011 г., 2013 г.

6. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства».

7. Данные АИС «ТЭП» МЗ РК за 2012 г.

8. Материалы презентации консалтинговой компании «Sanigest Internacional».

№ 1 (10) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.