• снижение госзаказа на послевузовское обучение для организаций, показывающих низкие показатели научной и инновационной деятельности;
• рассмотрение целесообразности наличия у организации статуса «научной организации» - если несколько лет отмечается отрицательная динамика в рейтинге.
Кроме того, по-видимому, при утверждении перечня организаций, привлекаемых на вторичные исследования (разработку клинических протоколов и т.д.) предпочтение нужно отдавать тем организациям, где развиты первичные исследования. Также при выделении госзаказа на программно-целевое финансирование и утверждении объемов базового
финансирования необходимо отдавать предпочтение организациям, показывающим высокие показатели НИР. Необходимо внедрить механизмы адресной поддержки ученых и исследователей через систему отраслевых конкурсов и грантов, создание «социальных лифтов» для перспективных научных работников. Необходимо создание отраслевого офиса коммерциализации и трансфера технологий и усиление потенциала ВУЗов, НИИ/НЦ по данному вопросу. Комплекс данных мероприятий рекомендуется включить в стратегические документы по развитию системы здравоохранения в целом и системы медицинской науки в частности.
Источники:
1. Указ Президента РК от 29 ноября 2010 года № 1113 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы»
2. Приказ и.о. Министра образования и науки РК от 15 июля 2011 года №2 309 «Об утверждении Методики оценки деятельности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности»
УДК 614; 614.2; 614:33
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Умарова Г.А.
Преподаватель кафедры общественного здравоохранения Факультета послевузовского и дополнительного образования. Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова. Республика Казахстан, г. Актобе, магистр
медицинских наук
Кенжебаева И.Б.
Доцент, руководитель кафедры общественного здравоохранения Факультета послевузовского и дополнительного образования. Западно-Казахстанского государственного медицинского университета им. Марата Оспанова. Республика Казахстан, г. Актобе, к.м.н.
Аталуы: 1шш аудит кызметшщ тшмд1 ж^мыстарын талдау Авторлары: Умарова Г.А., Кенжебаева И.Б. Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетлк медицинальщ университета
ТYЙiндеме: Казахстан Республикасыныц денсаулык сактау жуйесшщ дамуы заманауи этаптарындагы азаматтардыц элеуметпк кажеттшктер1, сонымен коса медициналык кызмет керсету с^рактары езекп болып табылады. Соцгы жылдар аралыгында денсаулык сактау жYЙесiнде халыкаралык талаптарга сэйкес, сапалы менеджмент жуйесшщ енделу1 мен енд1р1лу1ндеп кезкарастардын артуы манызды болып отыр. Енпзшген шш аудит жYЙесiндегi, ^йымдарындагы менеджмент жYЙесiнiн даму стратегиясында олардын, тэуелдшкке ептшктерш арттыру максатында карастырылады. 1шк1 аудит жYЙесi кызметшщ жэне к¥рылуынын с^рактары каз1рп заманауи жагдайларында жет1к тYрдегi езекп мэселелердщ б1р1 болып саналады.
М6Н6ДЖ6Р! № 2 (15) 2015
Title: Internal audit service analysis.
Authors: Umarova G.A., Kenzhebaeva I.B. West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University.
Abstract: At the present stage of development of the health care system of the Republic of Kazakhstan and questions meet the social needs of citizens, including medical services. Over the past years in health care has been a steady growth of interest in the development and implementation of quality management system conforming to international standards. In organizations that have implemented an internal audit service, visible development strategy management system in order to increase their competitiveness. In modern conditions, questions of formation and functioning of the internal audit are sufficiently relevant. Solving problems of patients and the referral of citizens is one of the most important tasks of the internal audit of the medical organization.
На современном этапе развития системы здравоохранения актуальным является вопрос удовлетворения социальных потребностей граждан Казахстана, в том числе в медицинских услугах. Так, целью Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг. является улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года [1]. Реализуемое сейчас реформирование здравоохранения основано на важнейших принципах доступности, качества и безопасности медицинских услуг, наличие многоуровневой системы здравоохранения, результатом которого станет здоровье казахстанцев [2].
Одним из коренных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны является совершенствование системы здравоохранения, а состояние здоровья населения - важнейшая цель этого развития. В первую очередь, модернизация системы здравоохранения направлена на обеспечение доступной и качественной медицинской помощи для широких слоев населения. Ограничение доступности и снижение качества медицинской помощи неизбежно приведет к негативным социально-политическим последствиям, и потребует значительных дополнительных затрат на восстановление утраченного трудового потенциала общества [3,4].
На протяжении последних лет в здравоохранении наблюдается устойчивый рост интереса к разработке и внедрению системы менеджмента качества, соответствующих
международным требованиям. В организациях, внедривших службу внутреннего аудита, просматривается стратегия развития системы менеджмента с целью повышения их конкурентоспособности. В современных условиях вопросы формирования и функционирования службы внутреннего аудита являются достаточно актуальными.
Кроме выполнения требований стандартов, интерес к внутреннему аудиту обусловлен потребностью получения объективной информации о состоянии дел в организации, определения соответствия деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также требованиям, разработанным самой организацией. Внедрение процедуры внутренних аудиторов обусловлено также необходимостью для руководства упорядочить процессы в организации, что может привести к весьма ощутимой экономии средств. Кроме того, результаты внутренних проверок служат основой входных данных для анализа со стороны руководства, и позволяет организации декларировать свое соответствие международным стандартам [5].
Особое внимание уделяется обратной связи с населением. Так, посредством проведенного анкетирования изучается вопрос удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг, имеется возможность анализа мнения населения и предлагаемых ими мероприятий по совершенствованию качества оказываемых медицинских услуг.
Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан осуществляется целенаправленная работа по достижению приоритетных целей, которые определены для отрасли здравоохранения. За прошедший период были достигнуты резуль-
таты в обеспечении качества медицинской помощи. В том числе созданы система независимой медицинской экспертизы, основные элементы аккредитации в области здравоохранения, внедрена служба внутреннего аудита медицинских организаций с целью обеспечения своевременного и качественного предоставления медицинских услуг и защиты прав пациентов.
Во всех медицинских организациях нашей страны с 2009 года созданы службы внутреннего аудита, согласно приказу Министра здравоохранения РК «Об утверждении правил по совершенствованию системы управления качеством оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения РК» №32 от 21 января 2009 года. Целью создания данного подразделения в медицинских организациях является обеспечение прав пациентов на получение своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи в необходимом объеме. Представители службы внутреннего аудита занимаются решением многих проблем медицинской организации [6, 7].
Основой принятия управленческих решений является своевременно получаемая, достоверная и полная информация, от которой зависит эффективность и качество работы управленческих систем, что позволяет снизить возможность возникновения ошибок и минимизировать многие риски. Источниками получения такой информации служат материалы аудиторских проверок и иных контрольных мероприятий, которые показывают настоящее положение дел, показывают имеющиеся
отклонения от требований нормативно-правовых актов или методических рекомендаций. Анализ этих материалов позволяет изучить причины нарушений, возможные риски, и что наиболее важно, прогнозировать последствия [8, 9].
Важным вопросом является изучение обратной связи с населением. Нами был проведен ретроспективный анализ сводных данных по анкетированию пациентов Актю-бинского областного консультативно-диагностического центра за 2012, 2013, 2014 годы. Количество участников определялось согласно приказу и.о. министра здравоохранения РК от 22 июля 2011 года №468 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению анкетирования граждан в целях определения степени удовлетворенности уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи" -5% от посещений в смену амбулаторно-поли-клинического приема [10]. В анкетировании участвовали в 2012 году - 385 пациентов. Т.е. в 1 квартале 2012 года составило - 100 пациентов, во 2-ом квартале 2012 года - 90 пациентов, в 3 квартале 2012 года - 105 пациентов, в 4-м квартале 2012 года - 90 пациентов.
Количество участников анкетирования в 2013 году включало - 337 пациентов. 1 квартал 2013 года- 75, 2 квартал 2013 года - 100, 3 квартал 2013 года - 82, 4 квартал 2013 года -80 пациентов.
В 2014 году общее количество составило - 252 пациента. 1 квартал 2014 года- 72, 2 квартал 2014 года - 40, 3 квартал 2014 года - 70, 4 квартал 2014 года - 70 пациентов.
2012 год
2013 год
2014 год
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Рисунок 1 - Доля лиц, удовлетворенных организацией медицинской помощи в учреждении.
На рисунке представлены данные по четырем кварталам 2012, 2013, 2014 года доли лиц, удовлетворенных организацией медицинской помощи в учреждении. С 2012 года имеется тенденция плавного постепен-
ного роста. В свою очередь, данные 1 квартала 2013 году совпадают с данными 4 квартала 2012 года. В 2013 и 2014 гг. со 2 по 4 квартал данные постоянные.
Рисунок 2 - Доля лиц, удовлетворенных уровнем квалификации специалистов
На выше представленном рисунке виден постепенный рост процента доли лиц, удовлетворенных уровнем квалификации специалистов. Что, на наш взгляд, свидетельствует о положительной динамике работы медицинской организации. Так, при взаимосвязанной работе службы внутреннего аудита
и руководства медицинской организации, направленной на регулярное повышение квалификации путем обучающих семинаров и тренингов, предоставление юридической базы, интернет ресурсов, обеспечение современной научной публикацией.
Рисунок 3 - Доля лиц, удовлетворенных качеством оказанных услуг
По данным рисунка можно установить, что при сравнении поквартально за 2012 и 2013 года, процент доли лиц, удовлетворенных пациентов качеством оказанных услуг, имеет постепенный рост с 2012 года, в 2013 году за 2, 3, 4 квартал и в 2014 году за 3, 4 квартал носит постоянный характер. Каждый процент в сторону увеличения дается с большим усилием, давая перспективу для дальнейшего совершенствования методов и способов, процессов оказания медицинских услуг. По данным интернет - ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития РК в этом году планируется усиление работы служб поддержки пациента и внутреннего контроля, созданных во всех медицинских
организациях Казахстана в 2009 годах. В целях дальнейшего совершенствования деятельности вышеуказанных служб, в этом году планируется внести дополнения в меморандумы, заключенные в 2014 году между управлениями здравоохранения и подведомственными им медицинскими организациями, в части реализации мероприятий по увеличению числа сотрудников служб, организации эффективного функционирования телефонов доверия, размещения номеров телефонов доверия ме-дорганизации, управления здравоохранения и регионального са11-центра в регистратуре, приемном покое, кабинетах врачей и иных местах ожидания пациентов.
Источники:
1. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года №2 1113 "Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Казакстан" на 2011 - 2015 годы".
2. Аканов А.А. Организация здравоохранения Казахстана / Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахме-тов УИ. - Астана-Алматы, 2006. - С. 230-233.
3. Жузжанов О.Т. Теоретические аспекты и методические подходы к измерению и оценке процессов реформирования отрасли здравоохранения / Жузжанов О.Т., Ибраев С.Е. // Алматы, 1999. - С: 203-205.
4. Татаринцев А.В. Здоровье населения и качество медицинского обеспечения / А.В. Татаринцев, Н.П. Назарчук // Перспективы науки. - 2012. - №2 (29). - 93 с.
5. Князюк Н.Ф. Внутренний аудит как важнейший элемент оценки интегрированной системы менеджмента качества медицинской организации / Князюк Н.Ф. // Сибирский медицинский журнал. - 2011. - №7. - 94 с.
6. Макаров В. Безопасность и качество / Макаров В. // Казахстанская правда. -2013. - №232 (27506). - 13
июля].
7. Кенжебаева И.Б. Экспертиза качества медицинской помощи / Кенжебаева И.Б. // Медицинский журнал западного Казахстана. - 1 (29) 2011. - С. 13-15.
8.Жиганшина Д.Р. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля организации / Жиганшина Д.Р. // Бухгалтер и закон. - 2007. - №10 (106). -С.11-13.
9. Иванов О.Б. Будущее внутреннего аудита создается сегодня / Иванов О.Б., Егорова Е.А. // Экономическая теория, анализ, практика. - 2012. - №4. - С. 4-5.
10. Приказ и.о. министра здравоохранения РК от 22 июля 2011 года №468 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению анкетирования граждан в целях определения степени удовлетворенности уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи".
УДК 61:37; 615.1:37
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАХ КАЗАХСТАНА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛЕКАРСТВ
Макалкина Л.Г.
Руководитель Лекарственного информационно-аналитического центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК, PhD, клинический фармаколог
Жусупова Г.К.
Начальник отдела рационального использования лекарственных средств Лекарственного информационно-аналитического центра РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК, клинический фармаколог, врач высшей категории