ДЕНСАУЛЬЩ САЦТАУ СТРАТЕГИЯСЫ ЖЭНЕ САЯСАТЫ / СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ергалиев К. А.
Руководитель Управления развития менеджмента в здравоохранении Департамента науки и человеческих ресурсов МЗ РК
Рахимова Л. Ж.
Начальник отдела исследований и методического обеспечения обучения менеджменту здравоохранения
Успанова Л. Г.
Ведущий специалист отдела исследований и методического обеспечения обучения менеджменту здравоохранения
Салыкова А. М.
Специалист отдела координации и информационного обеспечения менеджеров здравоохранения
Центр менеджмента здравоохранения, РГП на ПХВ «Республикансий центр развития здравоохранения» МЗ РК
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аталуы: Денсаулык сактау менеджмент саласындагы окуды етюзетш жогары оку орындарыныц профессорлык-окытушылык к^рамыныц окытуга муктаждыгын зерделеу женшдеп сауалнаманыц талдауы
Авторлары: К^ А. Ергалиев, ЩР ДСМ Гылым жзне адами ресурстар denapmaMenmi Денсаулыц сацтаудагы менеджменттi дамыту басцармасыныц басшысы; Л. Ж. Рахимова, Зерттеулер жзне денсаулыц сацтау менеджментiне оцытуды эдiстемелiк цамтамасыз ету бeлiмШц бастыгы; Л. Г. Успанова, Зерттеулер жзне денсаулыц сацтау менеджментте оцытуды эдiстемелiк цамтамасыз ету бвлiмiнiц жетекшi маманы; А. М. Сальщова, Денсаулыц сацтау менеджерлерт ацпараттыц цамтамасыз ету жзне Yйлестiру бeлiмmц маманы, Денсаулыц сацтау менеджментi орталыгы, «Денсаулыц сацтауды дамыту республикалыц орталыгы» ШЖЩРМК Туйшдеме: Медициналык уйымдарды денсаулыц сацтау ЖYЙесшщ менеджерлерiмен баскарудыц тшмдштн кетеруге кажетп. БiрыцFай улттык денсаулык сактау ЖYЙесiн ендiрудiц езект мэселелерше катысты такырыптарды талкылау шецберiнде «Денсаулык сактау менеджмент!» мамандыгы бойынша окыту еткiзетiн ЖОО-ныц профессорлык-окытушылык к¥рамына сауалнама ЖYргiзiлдi. Ол денсаулык сактау менеджментi саласындагы оку багдарламаларын одан эрi жетiлдiру Yшiн езектi акпарат алуга MYMкiндiк бердь 0ткiзiлген сауалнама кыска мерзiмде ЖОО-нын уйрет^лген профессорлык-окытушылык к¥рамымен тындаушыларга - денсаулык сактау менеджерлерше эрi карай д^рыс стандартталган KYЙде жеткiзiлуi Yшiн стандартталган материал алуга MYMкiндiк берд1
Title: Analysis of survey for research training needs faculty of higher education institutions that provide training in management health
шнеджёр!
МЕНЕДЖЕР № 1 (10) 2014
Authors: Yergaliyev K. A., Head of Management Development at the Department of Health Science and Human Resources MoH; Rakhimova L. Zh., Head of Department of research and methodological support of healthcare management training; Uspanova L. G., Leading specialist of Department of research and methodological support of healthcare management trainin; Salykova A. M., Specialist of department coordination and information provision of healthcare managers, «Republican Center for health development»
Abstract: During the discussion of topics related to current issues introduction of the Unified National Health System needed to improve the efficiency of the management of medical organizations of the health system managers , were surveyed faculty members of universities , conducting training in the specialty « Health Management «, which allowed us to obtain relevant information for further improvement of training programs in health care management . Conducted a survey in a short time allowed to obtain a standardized material for further standardized proper filing trained faculty universities students - health managers.
По поручению президента Н. Назарбаева в соответствии со стратегическими документами РК: Стратегия «Казахстан-2030», Стратегия «Казахстан-2050» с 2010 года Министерством здравоохранения РК внедряется Единая национальная система здравоохранения - признанная международная практика обеспечения надлежащего качества и доступности медицинских услуг. Основными принципами ЕНСЗ являются: свободный выбор пациентом врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, прозрачность процесса оказания медицинских услуг.
В связи с внедрением ЕНСЗ остро встал вопрос о необходимости обучения профессорско-преподавательского состава (далее - 1111С) ВУЗов, как основных проводников осуществляющихся реформ в практическое здравоохранение. В рамках обсуждения тем, касающихся актуальных вопросов внедрения ЕНСЗ, необходимых для повышения эффективности управления медицинскими организациями менеджерами системы здравоохранения, было проведено онлайн анкетирование при помощи программы Survey Monkey. Список предлагаемых для анкетирования тем респонденты могли просмотреть на официальном сайте Республиканского центра развития здравоохранения http://www.rcrz.kz.
Целью анкетирования было выявление потребности в обучении по конкретным темам преподавателей, получение развернутой картины для дальнейшего усовершенствования учебных программ в области менеджмента здравоохранения.
В анкетировании приняли участие 163 респондента. Из них: респонденты РГП на
РХВ «Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии» 28 преподавателей, что составило 17,2% от общего числа опрошенных, 21 (12,9%) респондент РГП на ПХВ «Алматинский государственный институт усовершенствования врачей», по 9 (5,5%) - специалисты, работающие в РГП на ПХВ «Государственный медицинский университет» г. Семей, РГП на ПХВ «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспа-нова» и АО «Медицинский Университет Астана» соответственно, 15 (9,2%) - специалисты РГП на ПХВ «Карагандинский государственный медицинский университет», 17 (10,4%) анкетируемых РГП на ПХВ «Казахстанский национальный университет им. С.Д. Асфен-диярова», 12 (7,4%) специалистов РГП на ПХВ «Высшая школа общественного здравоохранения», респонденты из остальных ВУЗов составили - 43 (26,4%) (на рисунке 2). Распределение респондентов по ВУЗам, проводящим обучение по специальности «Менеджмент здравоохранения» представлено в таблице 1.
Респондентам было предложено определить степень владения темой по шкале: высокая, средняя, низкая. Анкетируемые также могли представить комментарии к предложенным темам.
Респонденты показали высокие знания по следующим темам:
- Профилактические программы и скрининговые осмотры;
- Роль участкового врача в формировании здорового образа жизни;
- Расширение полномочий участкового
врача;
- Нормативная правовая база, регламентирующая права и обязанности пациентов
мШЩжёрт
№ 1 (10) 2014 МЩЩЖЕР
№ п/п Наименование ВУЗа Количество респондентов
абс %
1 РГП на ПХВ «Государственный медицинскийуниверситет» г. Семей 9 5,5%
2 РГП на ПХВ «Карагандинский государственный медицинский университет» 15 9,2%
3 РГП на ПХВ «Казахстанский национальный университет им. С.Д. Асфендиярова» 17 10,4%
4 РГП на ПХВ «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова» 9 5,5%
5 РГП на РХВ «Высшая школа общественного здравоохранения» 12 7,4%
6 РГП на РХВ «Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии» 28 17,2%
7 АО «Медицинский Университет Астана» 9 5,5%
8 РГП на ПХВ «Алматинский государственный институт усовершенствования врачей» 21 12,9%
9 Другие ВУЗы 43 26,4%
и медицинских работников;
- Этика и деонтология.
Хорошее знание материала отмечено по следующим темам:
- Формирование эффективной системы здравоохранения, основанной на приоритетном развитии социально ориентированной ПМСП;
- Нормативные документы в части четкого разграничения функций, полномочий и финансирования ПМСП и специализированной помощи;
- Диспансеризация больных с хроническими формами заболеваний;
- Соцопросы, анкетирование, интервьюирование в оценке эффективности процессов медицинской организации. Ревизия процессов в организации. - применение максимально привлекательных для пациентов процессов и алгоритмов;
- Национальная аккредитация медицинских организаций, основанная на международных принципах;
- Развитие персонала(обучение, планирование карьеры, создание кадрового резерва).
Средняя степень владения материала отмечена в рамках тем:
- Организация работы социального работника и психолога АПО;
- Подготовка врачей, медицинских сестер, психологов и социальных работников
Шнеджёр!
МЕНЕДЖЕР № 1 (10) 2014
первичного звена в соответствии с международными стандартами обучения;
- Совершенствование протоколов и стандартов оказания ПМСП на основе принципов доказательной медицины;
- Разработка и внедрение клинических протоколов и стандартов медицинской помощи на основе доказательной медицины в деятельность организаций, оказывающих консультативно-диагностическую и стационарную помощь;
- Концепция электронного здравоохранения;
- Принципы планирования и бюджетирования АПО и стационаров на республиканском и региональном уровнях;
- Маршрут движения пациента и механизм взаиморасчетов ПМСП с другими медицинскими организациями за оказание консультативно-диагностических услуг
(КДУ);
- Доступность КДУ в рамках ГОБМП. Управление рациональным потреблением КДУ;
- Планирование трудовых ресурсов, как основной этап формирования кадровой политики здравоохранения;
- Принципы мотивации медицинского персонала в условиях Единой национальной системы здравоохранения. Дифференцированная оплата труда;
- Порядок ведения портала «Регистр прикрепленного населения». Работа в модуле «Регистрация скрининговых осмотров»;
- Затраты как объект управления. Методы управления затратами. Управленческий учет как основа ресурсосбережения и управления затратами. Бережливое производство. Аутсорсинг;
- Принципы мотивации медицинского персонала в условиях Единой национальной системы здравоохранения. Дифференцированная оплата труда.
Низкие знания респондентов выявлены в области следующих тем:
- Повышение солидарной ответственности граждан. Развитие медицинского страхования в РК;
- Корпоративное управление медицинских организаций. Наблюдательный Совет;
- Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения Лизинговые схемы поставок медицинской техники;
- Международные стандарты финансовой отчетности;
- Психологические методы работы с персоналом. Коучинг. Менторство. Наставничество. Делегирование;
- Совершенствование механизмов амбулаторного лекарственного обеспечения;
- Развитие лабораторной службы. Стандарты аккредитации в лабораторном секторе Усиление системы управления качеством лабораторной службы.
Комментарии, представленные респондентами в основном касались работы амбулаторно-поликлинических организаций.
Так, в частности, была отмечена необходимость разъяснений в части нормативно-правового регулирования работы социальных работников и психологов ПМСП, в области расширения полномочий участкового врача, делегирования части полномочий врача медицинским сестрам, роли участкового врача в развитии здорового образа жизни.
Некоторые респонденты считают необходимым получение подробных разъяснений в процессе обучения в области внедрения частичного фондодержания, маршрута движения пациента, механизмов взаиморасчетов ПМСП с другими медицинскими организациями за оказание консультативно-диагностических услуг (КДУ), в особенности в контексте риска занижения количества КДУ в связи с внедрением частичного фондодер-жания, разъяснения в области обеспечения доступности КДУ, управления рациональным потреблением КДУ.
Также в процессе получения комментариев анкетируемых выявилась необходимость подробного анализа проведения лизинга в АПО, так как респонденты отмечают отсутствие лизинговых схем поставок медицинской техники для поликлиник, доступность лизинга только для стационаров. Актуальны для подробного разъяснения, обсуждения слушателей совместно с преподавателями, модераторами темы по повышению солидарной ответственности граждан и развитию медицинского страхования в РК, корпоративному управлению медицинских организаций в части развития Наблюдательных Советов, психологические методы работы с персоналом, такие как: коучинг, менторство, наставничество, делегирование.
Таким образом, проведенное анкетирование позволило получить развернутую картину потребности в обучении профессорско-преподавательского состава ВУЗов по конкретным темам внедрения Единой национальной системы здравоохранения. Это позволяет усовершенствовать учебные программы в области менеджмента здравоохранения, с учетом проведенного анкетирования и получить стандартизированный материал для дальнейшей правильной стандартизованной подачи слушателям - менеджерам здравоохранения, обученным профессорско-преподавательским составом ВУЗов.
Источники:
1. Стратегия «Казахстан-2030».
2. Стратегия «Казахстан-2050».
3. Стратегический план развития МЗ РК на 2014-2018 годы http://www.mz.gov.kz/files/SP14-18rus.doc.
4. http://www.rcrz.kz.
5. Анкета по изучению потребности в обучении профессорско-преподавательского состава Высших учебных заведений, проводящих обучение в области менеджмента здравоохранения https://www.surveymonkey.eom/s/Q7FVJZT.
№ 1 (10) 2014