ДЕНСАУЛЫК САКТАУ ЭКОНОМИКАСЫ ЖЭНЕ КАРАЖАТТЫ МЕЦГЕРУ/ ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Касымжанова Ж. К.
Начальник Управления здравоохранения г. Алматы
ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ
Аталуы: Денсаулык сактау саласы менеджментш жетiлдiру жэне когамдагы медициналык мамандьщтьщ беделiн арттыру мумкшдш ретiндегi Денсаульщ сактау саласынын БiрынFай ¥лттык жуйей
Авторлары: Ж. К. Касымжанова: Алматы цаласы денсаулыц сацтау басцармасыныц бастыгы Тушндеме: Казiргi дэрiгер Казакстаннын фармацевтикалык нарыгында бар дэрiлiк заттар тура-лы эжептэуiр толык акпаратты 6^i тиiс, дэрiлiк заттардын каушйздтн бакылау жYЙесi туралы тYсiнiгiнiн болуы жэне кандай да бiр дэрiлiк затты тагайындаганда вдрыс шешiм кабылдай 6^i тиiс. Тугынушылар мен дэрiнi тагайындайтын дэрiгерлер дэрiнi угымдырак пайдалануга колжетшзудеп ез талаптарына абай болулары тшс. Бiздiн елiмiзде денсаулык сактау секторы ^лттык басымдыктар катарына жатады жэне Мемлекет басшысыныц ерекше назарында. Дэршк заттардын сапасын камтамасыз етудi, каушйздт мен тиiмдiлiгiн бакылау Yшiн Казакстанда денсаулык сактаудын бiрынFай саясатын аныктауга жэне баскаруга мYмкiндiк беретiн, халыкаралык денгейдегi танымал жYЙелермен Yйлесiтiрiлген бiрынFай тугас жYЙе курылган. Фармацевтикалык нарыкта дэрiлердiн айналымын мемлекеттiк бакылау жYЙесi дэрiнiн сапасын, онын барлык емiрлiк циклiнде -ендiрiлгеннен бастап сонгы тугынушыга дейiн камтамасыз ететiн барлык элементтердi камтиды жэне бYкiл процесс Казакстан Республикасынын заннамаларымен регламенттелген
Title: Uniform National health system, as possibility of improvementof branch management and increase of prestige of medical speciality in society
Authors: Kasymzhanova Zh. K., Head of the Department of Health in Almaty
Abstract: Implementation of the Unified National Health System, for example, the health of the city of Almaty, convincingly demonstiruet growth of management in health care organizations, promotes the motivation of health workers to improve the accessibility and quality of care, increases the prestige of medical specialties in the community and has a positive impact on the basic indicators of health
Реализуя поручения Главы государства улучшению основных индикаторов качества
и Государственную программу разви- жизни казахстанцев.
тия здравоохранения Республики Ка- Цель проведённого анализа - сопо-
захстан «Саламатты Казахстан», медицин- ставление индикаторов, характеризующих
ские организации страны в рамках Единой эффективность внедрения основных прин-
национальной системы здравоохранения ципов ЕНСЗ, на примере здравоохранения
(ЕНСЗ) ориентированы на совершенствова- города Алматы.
ние организации, управления и финансиро- ЕНСЗ создала условия для конкурен-
вания медицинской помощи. Эти действия ции медицинских услуг. В городе Алматы
не направлены на поддержание мощности государственные организации здравоохране-
сети здравоохранения, как это было до 2010 ния представлены развитой сетью городских,
года, а способствуют повышению эффектив- республиканских и ведомственных струк-
ности системы охраны здоровья населения, тур, частные - многообразием медицинских
МЕНЕДЖЕР!
№ 2 (11) 2014
МЕНЕДЖЕР
центров, кабинетов и частнопрактикующих врачей. Благодаря этому идёт активное развитие конкурентной среды, когда в оказании населению медицинской помощи, в том числе в рамках гарантированного государством объёма бесплатных медицинских услуг, участвуют все составляющие рынка.
В 2014 году в городе Алматы госзаказ на оказание населению ГОБМП имеют уже 96 организаций различных форм собственности и ведомственной подчинённости, в том числе 25 частных (27%). В 2010 году из 76 участников рынка на нём присутствовало только 6 частных центров. Это, безусловно, способствует росту качества и доступности услуг здравоохранения.
Распределение госзаказа и в системе Единого плательщика, и в управлении здравоохранения города Алматы осуществляется на конкурсной основе, исходя из потенциала организаций, их сложившегося имиджа на рынке медицинских услуг, предпочтение при прочих равных условиях оказывается аккредитованным организациям.
Созданы условия для совершенствования финансового менеджмента в организациях здравоохранения страны. Переход в статус государственных коммунальных предприятий на праве хозяйственного ведения позволяет медицинским организациям укреплять финансовую самостоятельность, повышать автономность управления, обеспечивать рост навыков их руководителей по финансовому менеджменту. А создание Наблюдательных советов способствует повышению эффективности развития предприятия, обеспечивает прозрачность его деятельности, контроль за реализацией бизнес-плана, Плана развития предприятия, Коллективного договора.
По городу Алматы количество предприятий на праве хозяйственного ведения, работающих в системе Единого плательщика, с 2010 года возросло более чем в 8 раз, с 7 до 58 (всего 66 организаций на начало 2014 года из 83-х и 67 на данное время). Использованы такие возможности повышения финансовой устойчивости предприятий, как сокращение и перепрофилирование коечно-
го фонда. Общее число коек круглосуточного пребывания в городских медицинских организациях с 2010 года, несмотря на рост численности постоянного населения города, роста обращаемости пациентов из регионов страны, в том числе в рамках свободного выбора стационара при плановой госпитализации, сокращено на 6%, обеспеченность населения города больничными койками снижена на 12%, потребление населением стационарной помощи (число пролеченных в стационаре на 1000 нас.) только за 2013 год снижено на 10%.
При этом число коек для стационаро-замещающей помощи с 2010 года возросло на 64%, это повышает доступность ГОБМП без снижения его качества за счёт адекватного финансирования услуг дневных стационаров. Финансирование стационарозамеща-ющей помощи по городским медицинским организациям г. Алматы в условиях ЕНСЗ увеличилось в 13 раз: со 149,0 млн.т. в 2009 году до 1 млрд. 917,1 млн.т. в 2014 году.
У медицинских организаций, работающих в системе Единого плательщика, появилась возможность целенаправленной модернизации через систему лизинга. Это способствует повышению качества медицинских услуг, развитию высокотехнологичных форм помощи. Год от года объём закупаемого по лизингу оборудования растёт, используют эту форму укрепления диагностического и лечебного потенциала Городские клинические больницы №1, №5, №7, но необходимо развивать это направление ещё более активно, возмещая Единому плательщику средства за счёт оказываемого объёма медицинских услуг.
В 2014 году, с внедрением Комплексного подушевого норматива, как формы финансирования первичной медико-санитарной помощи населению страны за счёт средств республиканского бюджета, возросли требования к финансовому менеджменту и в первичном звене. Являясь фондодержателем и заключая договора субподряда на консультативно-диагностические услуги прикреплённому населению, руководитель организации ПМСП очень взве-
МЕНЕДЖЕР1
шенно подходит к их объёму, обоснованности, стремится развивать их спектр и наращивать объём на базе своей организации.
Для повышения качества медицинской помощи, согласно концепции ЕНСЗ, используются и такие формы финансового менеджмента, как экономические санкции по результатам контроля экспертов территориальных департаментов Комитетов Министерства здравоохранения Республики Казахстан. И задача руководителей медицинских организаций - нивелировать риски формирования штрафных санкций, снижать финансовые потери.
В условиях ЕНСЗ реализуется комплекс мер по расширению прав медицинских работников и повышению их социального статуса и престижа в обществе. За счёт финансовых средств, предусмотренных в СКПН (10% от общей суммы), КПН (не менее 5% от общей суммы), возмещаемых затратах за оказание стационарной помощи (обучение не менее 20% работающих специалистов в год) обеспечена регулярная последипломная подготовка кадров на местных базах, непрерывное образование с участием зарубежных специалистов на местах, целевая стажировка за рубежом. В 2012 году на обучение за счёт СКПН выделено 75,9 млн.т. В 2013 году за счёт СКПН выделено на обучение 69,9 млн.т., обучено 1753 специалистов, по 036 программе - 1153 специалистов (22% от общего количества) на сумму 72,4 тыс. тенге.
Для мотивации и закрепления кадров в государственных медицинских организациях согласно постановление акимата осуществляются ежемесячные доплаты в размере базового должностного оклада лучшим специалистам в текущем году. В 2013 году доплату получали 194 специалиста (2011 г.-213, 2012 г. - 237). Практикуются поощрения победителей и номинантов городского конкурса на звание «Лучший в профессии», информация о них в средствах массовой информации. Заслуженные специалисты отмечаются почётными званиями и наградами.
С 2012 года инициирована и поддерживается такая современная форма информирования населения и формиро-
вания положительного имиджа лучших специалистов городского здравоохранения -победителей городских конкурсов, уникальных специалистов в области высоких технологий, успешных руководителей организаций здравоохранения, практикующих участковых врачей, как размещение их портретов, информации о заслугах на билбордах в оживлённых общественных местах, вдоль автомагистралей, что имеет положительный общественный резонанс.
Имиджевые публикации о достойных представителях и медицинских коллективах на информационных порталах, сайтах организаций здравоохранения, в средствах массовой информации, повышают престиж медицинской профессии, способствую здоровой профессиональной конкуренции и профессиональной ориентации молодёжи. В медицинских организациях города снят ряд телевизионныххудожественныхфильмов,ре-портажей о буднях медицинских работников, их ответственности и самоотверженности.
Повышению престижа медицинской специальности способствует совершенствование системы оплаты труда медицинских работников. ЕНСЗ позволяет в полной мере использовать возможности по материальной мотивации специалистов за объём и качество оказываемых медицинских услуг. Созданы условия для внедрения дифференцированной оплаты труда для всего персонала, так как действующая система финансирования ориентирована на конечный результат и стимулирует эффективное использование ресурсов, в том числе за счет внедрения ресурсосберегающих технологий. На фоне системных мер по укреплению и совершенствованию службы ПМСП обеспечено внедрение стимулирующего компонента к подушевому нормативу финансирования для мотивации участковых специалистов, психологов и социальных работников ПМСП.
В 2012 году произведены стимулирующие выплаты в 41 медицинской организации на сумму 700,2 млн.т. С учетом дифференцированной оплаты средняя заработная плата на 1 врача составила 115,9 тыс.т., на 1 среднего медицинского работника - 91,6 тыс.т., на
Шнеджёр!
№ 2 (11) 2014 МЕНАЖЕР
1 младшего и прочего персонала - 65,7 тыс.т.
В 2013 году уже в 54 городских медицинских организациях произведены стимулирующие выплаты на сумму 1 млрд. 293 млн. 659 тыс.т. Это - городские организации, где реально внедрены эффективный менеджмент и система ресурсосбережения. Получали дифоплату в 2013 году 2303 врача, 4064 специалистов среднего звена и 3842 специалистов младшего и прочего персонала.
Для стимулирования качества оказания первичной медико-санитарной помощи, закрепления в поликлиниках города участковых врачей и медсестёр внедрён дополнительный стимулирующий компонент к тарифу первичной медико-санитарной помощи (СКПН). В 2012 году на эти цели Министерством здравоохранения РК из средств республиканского бюджета выделено 759,4 млн.т., получили СКПН 812 врачей, в среднем на 1 врача выплаты к основному окладу составили 87,7 тыс.т. в квартал, и 1519 среднего медперсонала, на 1 СМП - 49,4 тыс.т., 91 соцра-ботник, на 1 соцработника - 56,6 тыс.т.
В 2013 году сумма СКПН, исходя из достигнутых индикаторов, уменьшилась до 696,0 млн.т. В среднем ежеквартальные стимулирующие выплаты к основному окладу на 1 врача составили 73 266 тенге, среднего медработника - 52 899 тенге, психологов и соцработников - 32 499 тенге. За счёт этого, средняя заработная плата в организациях ПМСП в 2013 году составила: у участковых врачей - 119 690,0 тенге с приростом к уровню 2011 года на 19,5%, участковых медсестер - 84 937 тенге (+26,2%). В 2014 году, с введением КПН, заработная плата участковых врачей возрастёт до 178 983 тенге, участковых медсестер - до 117 535 тенге.
Дальнейшее развитие ЕНСЗ будет идти в направлении внедрения информационной системы управления качеством медицинских услуг и усиления экономического воздействия за допущенные дефекты.
Внедрение ЕНСЗ оказало положительное влияние и на человеческий капитал.
В городе Алматы за последние 5 лет значительно улучшены основные индикаторы здоровья населения:
Шнеджёр!
- Ожидаемая продолжительность жизни возросла с 71,27 до 73,66 лет, это продлило жизнь горожан на 2,39 года, и превысило уровень республики более чем на 3 года жизни (РК - 70,45 лет).
- Рождаемость населения с 2011 года со стойкой тенденцией роста (+4%, с 17,69 до 18,39 на 1000 нас.). Это позволило увеличить численность населения города до 1,5 миллионов человек.
- Общая смертность алматинцев последовательно снижается с 2010 года, в целом за 5 лет показатель улучшен на 12% (с 8,1 до 7,16 на 1000 нас.) и ниже средне республиканского уровня.
- Естественный прирост горожан нарастает с 2011 года (+16%, с 9,66 до 11,23 на 1000 нас.).
- Показатель материнской смертности снижен более чем в 3 раза (с 31,7 до 10,2 на 100 тыс. живорожденных) и ниже республиканского показателя на 19% (РК - 12,6). Это означает 7 спасённых жизней матерей ежегодно.
- Показатель младенческой смертности снижен в 1,7 раз (с 16,1 до 9,6 на 1000 живорожденных) и ниже республиканского уровня на 14% (РК - 11,2).
- Показатель заболеваемости туберкулезом снижен на 26% (с 75,4 до 56,0 на 100 тыс. нас.), ниже республиканского показателя на 14% (РК - 73,5), что позволило уберечь от данного заболевания свыше 900 горожан. -Показатель смертности от туберкулеза снижен на 39% (с 8,0 до 4,9 на 100 тыс. нас.), ниже республиканского показателя на 12% (РК - 5,6). Это позволило сохранить жизни 190 человек.
Реализуемые системой здравоохранения принципы ЕНСЗ создают условия для конкуренции на рынке медицинских услуг, способствуют совершенствованию менеджмента, расширяют права и ответственность медицинских работников. Всё это в конечном итоге позитивно влияет на индикаторы эффективности охраны здоровья населения.
Учитывая вышеизложенное, необходимо продолжать практическое внедрение и совершенствование ЕНСЗ, мониторирова-ние и оценку результатов.