Павловец Л.П.
Главный врач
Чекушина Т.Д.
Заместитель главного врача по организационно - методической работе Городская детская больница № 1, г. Астана
ПРОЗРАЧНО И ДОСТУПНО
Аталуы: Анык жэне TYCHiKTi
Авторлары: Л. П. Павловец, бас дэр^ер; Т. Д. Чекушина, ¥ЭЖ бойынша бас дэр^ердщ орынбасары, Астана цаласы №1 цалалыц балалар ауруханасы.
Туйшдеме: Соцгы Yш жылда мацызды жолдамалардыц 6ipi денсаулык сактау реформалауды бiрегей улттык ЖYЙенi eHri3y. Госпитализациялау бюросыныц порталы- амбулаторияда -емхана уйымдарында жэне стационарларда эрекет етуде нэтижелi к^рал Медициналык кызметкерлердi бакылау эрекетiн ЖYзеге асыру, бакылау органдары жагынан да сондай-ак пациенттермен. ДБ¥Ж барлык принциптер^ медицина уйымдарында бостандык к¥кыгын тацдау; нактылык: соцгы нэтижеге багдарлау, медициналык уйымдар арасында бэсекелестш к¥ру.
Title: Transparently and available
Authors: Pavlovec L. P., chief physician; Chekushina T. D., deputy of chief physician on organizational and methodical work, City Children's Hospital № 1, Astana.
Abstract: Over the last three years one of the most important areas of health care reform is the implementation of the introduction of Common National Health System. Portal Bureau of hospitalization is an effective tool of interaction outpatient - polyclinic organizations and hospitals, allows you to monitor actions of health workers as the regulatory authorities and by the patient. All the principles of Common National Health System were implemented: availability of the right of free choice of medical organizations; transparency, focus on the final result, the creation of a competitive environment between medical institutions.
За последние три года одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения является реализация внедрения Единой национальной системы здравоохранения.
Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ), внедренная в Казахстане с 1 января 2010 года, предоставила гражданам нашей страны право на самостоятельный выбор - будь то выбор поликлиники и участкового врача или выбор стационара, где хотелось бы получить лечение. И если закрепление за поликлиниками будет проходить примерно раз в год, то попасть в больницу мы можем в любой момент. Конечно, при экстренной госпитализации, то есть по вызову скорой помощи, больного отвезут в дежурный стационар, а вот при плановом лечении пациент при помощи своего участкового доктора сам решает - в какой клинике (городской, областной, республиканской), в каком отделении он будет получать помощь. Неважно и то, в какой области живет пациент - теперь он обладает
возможностью поехать лечиться в столичные клиники, в больницы других регионов, правда, проезд оплатить он должен будет сам. Но главное - все-таки свобода такого выбора закреплена законодательно.
С первого июля в Казахстане был внедрен республиканский портал Бюро госпитализации. Портал - это веб-сайт с сервером в Минздраве, однако доступ к этому ресурсу имеют все медицинские организации страны, а также простые граждане. На этом сайте сосредоточено множество данных, в том числе и о наличии свободных мест в больницах, о количестве заявок от населения и другое. И если представители медорганизаций имеют зарегистрированные на сайте логины и пароли для планомерной работы в рамках ЕНСЗ, то граждане могут посещать сайт как гости - этого достаточно для того, чтобы узнать, в каких стационарах есть свободные места.
На портале Бюро госпитализации можно выделить 4 вида пользователей:
• Стационар - подает информацию о сво-
№ 1 (10) 2014
бодных койках, определяет дату госпитализации или отказ от госпитализации;
• Поликлиника - регистрирует направление на госпитализацию при наличии свободных коек;
• Пациент - может посмотреть свободные койки и при наличии кода госпитализации посмотреть дату госпитализации и очередность;
• Контролирующие органы - (Комитет оплаты медицинских услуг, Бюро госпитализации) осуществляют мониторинг и анализ работы медицинских организаций и принимают управленческие решения.
Для плановой госпитализации больному в первую очередь необходимо обратиться в свою поликлинику. Именно участковый врач совместно с заведующим отделением на основании анализов, клинических показаний и т.д. решает, нужна ли больному госпитализация. В поликлинике есть специалист, который ответственен за бюро госпитализации, он предоставляет сведения о том, в каких стационарах необходимого профиля есть свободные места (эти данные предоставляют в бюро все больницы всех уровней подчинения на три ближайших дня). Больной делает выбор сам и при наличии свободных мест в выбранном стационаре поликлиника определяет планируемую дату госпитализации. Сотрудники поликлиники вносят в портал данные своего пациента. Если в выбранной больнице нет мест, предлагают другие стационары. Когда заявка на больного зарегистрирована, ему автоматически присваивается код госпитализации, непосредственно в портале формируется направление. В стационарах также есть люди, отвечающие за работу с порталом, они ежедневно просматривают всю информацию, все заявки. В итоге пациент поступает в выбранный им стационар в назначенную дату с двумя документами - направлением и талоном.
Этот процесс уже достаточно отработан, и принцип свободного выбора, который лежит в основе ЕНСЗ, реализуется успешно. Конечно, по некоторым профилям существует очередь на госпитализацию, например, в неврологию, офтальмологию, травматоло-
Шнеджёр!
менеджер № 1 (10) 2014
гию, однако в основном граждане попадают в стационары в течение десяти дней. Стоит отметить, что ритмичная работа этой системы во многом зависит не только от взаимодействия всех уровней здравоохранения, но и от компетентности врачей поликлиник и ответственности самих пациентов. Направление для плановой госпитализации должно быть только обоснованным, причем пациент должен быть заранее подготовлен к тому, что до стационара ему необходимо сдать анализы, пройти обследования. Как казах-станцы могут узнать о наличии свободных мест в стационарах страны, как проверить свою очередь на госпитализацию? Вся эта информация есть на сайте: www.bg.eisz.kz. Простым гражданам доступны данные о свободных местах (вы сами выбираете списки - либо по конкретному стационару, либо по региону), об очередности на госпитализацию. Стоит отметить, что в листе ожидания не указываются фамилии - здесь необходимо знать код госпитализации, который есть в вашем направлении, все это сделано для соблюдения врачебной тайны.
Портал Бюро госпитализации взаимодействует со многими системами, внедренными в Республике Казахстан в области здравоохранения: «Регистр прикрепленного населения» - данные используются при регистрации направления на госпитализацию; «Система управления ресурсами» - справочник по коечному фонду стационара, врачам медицинской организации; «Электронный регистр стационарного больного» - регистрация пролеченного случая в стационаре, дневном стационаре и стационаре на дому.
Для контроля качества предоставляемых медицинских услуг существует служба внутреннего аудита, куда при желании может обратиться пациент. Функционирует «телефон доверия» на уровне Управления здравоохранения, Комитета оплаты медицинских услуг, республиканского и регионального Бюро госпитализации, а так же в стационаре.
Благодаря принципу свободного выбора медицинской организации повысилась доступность медицинской помощи для всех слоев населения республики. Правом выбора
воспользовались более тысячи человек, получившие лечение в нашем стационаре в плановом порядке в отделении детской неврологии, при этом 8,1% составляли сельские жители. При этом, 85% граждан ожидали плановую госпитализацию до 3-х дней, 15% до 10 дней, т.е. 97% граждан были госпитализированы до 10 дней ожидания.
Несмотря на положительные результаты в вопросах плановой госпитализации, все же остаются проблемные моменты, влияющие на уровень госпитализации.
Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №166 «О внесении дополнений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 03 июля 2010 года №492 «Об утверждении Инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через портал Бюро госпитализации» классифицируются 3 вида причин снятия с листа ожидания:
1) Несостоявшаяся госпитализация:
• отсутствия минимального объема обследования у пациента при направлении на госпитализацию;
• отсутствие медицинских показаний к плановой госпитализации в стационар;
• наличие медицинских противопоказаний на момент госпитализации в стационар;
• некорректный ввод данных пациента в Портал (отсутствие своевременного предоставления информации о свободных койках стационаром; отсутствие своевременного проставления дат госпитализации стационаром).
2) К негативно влияющим на уровень плановой госпитализации через Портал и требующим мониторинга относятся случаи:
• письменного отказа пациента от госпитализации;
• неявки пациента на госпитализацию;
• смерть пациента на догоспитальном этапе;
• не зависящие от процедуры госпитализации.
3) Прочие причины - «госпитализирован экстренно», «непрофильный пациент», «подлежит госпитализации на ВСМП».
Большой процент отказов в плановой госпитализации по стационару (34,0%) со-
ставляет «Наличие противопоказаний на момент госпитализации», основная часть которых является обоснованными (ОРВИ, ОРЗ); 28% - не профильный больной и 24% - причины, не зависящие от процедуры госпитализации (перепрофилизация неврологических коек в связи повышением заболеваемости ОРВИ и гриппом и с осложненными формами ОРВИ).
В рамках ЕНСЗ внедрены технологии раннего восстановительного лечения и медицинской реабилитации. По восстановительному лечению и медицинской реабилитации пролечено в 1,6 раз больше пациентов с неврологической патологией (77 больных) на сумму более 5 млн тенге.
С внедрением ЕНСЗ открыты дневные койки при стационаре, что повысило доступность стационарозамещающей помощи для населения. Так, в 2012 году пролечено 445 пациентов в дневном стационаре, а в 2013 году уже 645 человек.
Оплата пролеченных случаев по принципу «деньги следуют за больным» стирает границы территориальной прописки и при-крепленности пациента к медицинской организации, являясь условием для развития конкуренции. Лечение за счет бюджета повышает возможность для пациента получить помощь в другом регионе, а для медицинской организации - получить дополнительную прибыль.
Появились положительные результаты внедрения ЕНСЗ и в системе оплаты труда медицинских работников. Благодаря ЕНСЗ привлекательная для пациента медицинская организация получает больший объем финансовых средств, которые направляются, в том числе, на мотивацию труда. Средства, направляемые на дифоплату в 2013 году составили более 4 млн тенге.
Для определения степени удовлетворенности пациентов лечением проводится регулярное анкетирование пациентов. По данным анкетирования более 400 пациентов, находящихся на стационарном лечении, проведенного в 2013 году РЦРЗ, установлено, что более 90% воспользовались правом свободного выбора медицинской организации. 100% пациентов госпитализированы по желанию в
№ 1 (10) 2014
наш стационар. Из опрошенных респондентов 74% отмечают повышение доступности госпитализации в стационар, при этом, 73% воспользовались правом свободного выбора медицинской организации. 79% респондентов отметили, что отношение медицинского персонала стало более ориентировано на пациентов.
Отсутствуют жалобы населения, связанных с отказом в госпитализации. В целом, результаты внедрения ЕНСЗ убедительно доказывают, что создаются условия для конкуренции в системе государственного здравоохранения с активным привлечением
частного сектора путем совершенствования основных принципов финансирования субъектов здравоохранения, обеспечения равных возможностей для организаций всех форм собственности на оказание ГОБМП, а также реализации основного права пациента - права на свободный выбор.
Портал Бюро госпитализации - это эффективный инструмент взаимодействия амбулаторно-поликлинических организаций и стационаров, позволяющий осуществлять контроль действий медицинских работников как со стороны контролирующих органов, так и самим пациентом.
Шнеджёр!
менеджер № 1 (10) 2014