Научная статья на тему 'Анализ современного состояния Службы управления качеством медицинских услуг в областном медицинском центре г. Караганды'

Анализ современного состояния Службы управления качеством медицинских услуг в областном медицинском центре г. Караганды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е. Н. Локк

At the health care system reforming and the introduction of the Unified National Health System in the Republic of Kazakhstan is an increasingly important role of monitoring the quality of medical services and the provision of quality health care in conditions of market relations. It is a necessity dictated by time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN STATE OF SERVICE OF QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES IN REGIONAL MEDICAL CENTER, KARAGANDA

Қазақстан Республикасында Денсаулық сақтауды реформалау және Біртұтас ұлттық жүйені енгізу кезінде нарық қатынастары жағдайында медициналық қызмет көрсетулердің сапасын бақылау мен сапалы медициналық көмек көрсету өте үлкен роль атқарады. Бұл уақыт талап ететін қажеттілік.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния Службы управления качеством медицинских услуг в областном медицинском центре г. Караганды»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е. Н. Локк

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ОБЛАСТНОМ МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ Г. КАРАГАНДЫ

Областной медицинский центр (Караганда)

С реформированием системы здравоохранения в Республике Казахстан и введением Единой национальной системы здравоохранения, с появлением рыночных взаимоотношений и элементов конкуренции в здравоохранении, оказывающих свое влияние на качество предоставляемых медицинских услуг и на общий рейтинг медицинских организаций, начала формироваться система оценки и контроля качества медицинских услуг.

С апреля 2009 г. в Областном медицинском центре (ОМЦ) работает Служба контроля качества медицинских услуг, осуществляющая функции внутреннего аудита. Главной целью создания этой структуры является улучшение качества оказываемой медицинской помощи населению города и области, соблюдение стандартов лечебно-диагностического процесса, проведение внутренней медицинской экспертизы.

Экспертиза качества медицинских услуг включает в себя:

1) определение объема и качества оказываемой медицинской помощи, обоснованности размеров финансирования медицинских организаций;

2) определение соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов;

3) определение соответствия укомплектованности медицинским оборудованием установленным нормативам;

4) обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья;

5) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемых медицинской помощи и медицинских услуг;

6) определение соответствия видов медицинской помощи, установленных лицензией;

7) выявление причин оказания некачественных медицинских услуг, принятие мер по их устранению и совершенствованию оказания медицинской помощи.

В ходе экспертизы качества медицинской помощи оценивается медицинская эффективность, а также соответствие выбранной медицинской технологии патологическому процессу и тяжести его течения с применением индикаторов качества.

Индикаторы качества медицинских услуг -критерии, отражающие показатель эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в сфере здравоохранения, включаю-

щие в себя: 1) индикаторы структуры - критерии обеспеченности человеческими, финансовыми и техническими ресурсами; 2) индикаторы процесса - критерии оценки выполнения технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; 3) индикаторы результата медицинских услуг - критерии оценки последствий для здоровья в результате оказания или неоказания медицинской помощи медицинскими организациями или физическими лицами.

Предметом экспертизы качества медицинских услуг является анализ и оценка результатов оказанных медицинских услуг на основании индикаторов, определяющих уровень качества медицинских услуг.

С проведением аккредитации в 2009 г. Службой УКМП ОМЦ индикаторы разработаны для всех отделений, что способствует проведению объективной оценки работы ОМЦ в целом. Двухлетний опыт участия в проведении аккредитации в ОМЦ показывает довольно высокие результаты - до 96% соответствия заявленным требованиям.

В стационаре КГП «ОМЦ» развернуто 425 коек. С 01.09.2010 г. в стационаре функционирует 12 отделений, так как с 01.09.2010 г. за счет перепрофилизации коечного фонда открыто отделение ранней нейрореабилитации. В структуре стационара 4 отделения терапевтического профиля (терапия, неврология, кардиология, нейро-реабилитация) и 8 отделений хирургического профиля (нейрохирургия, офтальмология, ЛОР, хирургия, гинекология, токсикология, нейротрав-матология, травматология и ортопедия).

В штате Службы УКМП работают 5 высококвалифицированных врачей и 1 медицинская сестра, прошедших специализацию по контролю качества медицинских услуг, имеющих 5 высших и 1 первую квалификационную категорию, что позволяет оценивать работу профильных отделений на всех уровнях оказания стационарной медицинской помощи. Непосредственное подчинение директору ОМЦ и заместителю директора по медицинским вопросам и контролю качества медицинской помощи позволяет специалистам Службы проводить объективную независимую медицинскую экспертизу.

В своей работе Служба внутреннего аудита соблюдает основные принципы проведения экспертизы качества медицинских услуг: системность, объективность и открытость.

Службой УКМП используются два метода экспертизы: 1) текущая экспертиза - экспертиза, которой подлежат медицинские карты пациентов, получающие медицинские услуги на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг; 2) ретроспективная экспертиза, которой подлежат медицинские карты пациентов, получившие медицинские услуги на момент проведения экспертизы качества медицинских услуг.

Ежедневно, в день выписки, проводится 100% экспертиза медицинских карт стационар-

ных больных, выписываемых из стационара. Участие в обходах палат профильных отделений, контроль за соблюдением стандартов лечебно-диагностического процесса на этапе пребывания пациента в стационаре, соблюдение Протоколов диагностики и лечения, обеспечение лекарственными препаратами, проведение анкетирования с целью изучения удовлетворенности пациентов качеством оказываемых медицинских услуг, участие в конференциях - это основные задачи, выполняемые врачами Службы УКМП.

Кроме того, экспертизе подлежат все случаи: летальных исходов; фактов возникновения внутрибольничных инфекций; осложнений, в том числе послеоперационных; повторной госпитализации по одному и тому же заболеванию в течение одного месяца вследствие некачественного предыдущего лечения.

Ежегодно в стационаре ОМЦ около 14 000 пациентов получают стационарную медицинскую помощь, из которых около 16% составляет сельское население (табл. 1).

С 2009 г. за время существования Службой УКМП проведена экспертиза 28 157 медицинских карт стационарных больных, проведено свыше 90 проверок на предмет оказания качественной медицинской помощи пациентам на уровне приемно -диагностического отделения и профильных отделений круглосуточного и дневного стационаров, обеспечения лекарственными препаратами, соответствие протоколам диагностики и лечения, правильности оформления медицинской документации в соответствии с утвержденными нор-

мативами. Проведен анализ 17 анкетирований на предмет удовлетворенности пациентов оказываемой медицинской помощью, соблюдением профессиональной этики медицинским персоналом ОМЦ, условиями пребывания пациентов в стационаре, удовлетворенности лечебным питанием и др.

Специалистами Службы УКМП проводится ежедневный контроль за осуществлением лечебно-диагностического процесса, выявлением дефектов в оказании медицинской помощи, соответствием гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, проверяются счета-реестры пролеченных больных.

Еженедельно Службой УКМП предоставляется анализ медицинской деятельности профильных отделений.

Необходимо учитывать, что стационар ОМЦ работает в условиях высокой экстренности, когда поступает большое количество тяжелых запущенных больных. Так, в 2010 г., удельный вес экстренности госпитализированных больных составил 84,7 %. Наиболее высокий процент экстренности в НТО - 99,7%, токсикологии - 99,8%, что обусловлено спецификой патологии.

Число госпитализированных больных имеет тенденцию к росту. Службой УКМП проводится постоянный мониторинг за плановой госпитализацией, удалось добиться роста плановой госпитализации до 30%. К сожалению, высокий процент госпитализации экстренных больных не дает возможности специализированным отделениям планомерно заниматься вопросами внедрения

Таблица 1.

Динамика пролеченных больных в стационаре ОМЦ

Отделение Пролечено в год

2008 2009 2010

Нейрохирургическое 883 828 807

Офтальмологическое 1341 1323 1318

ЛОР-отделение 1564 1550 1552

Неврологическое 1606 1631 1794

Хирургическое 1515 1587 1682

Гинекологическое 1312 1237 1311

Кардиологическое 1059 985 1051

Токсикологическое 1557 1440 1365

Терапевтическое 1051 1148 1202

Нейротравматологическое 1474 1398 1422

Травматологии 597 606 628

Нейрореабилитация - - 243

Итого по стационару 13959 13733 14375

% пролеченных больных хирургического профиля 73,4 73,6 70,2

% пролеченных больных терапевтического профиля 26,6 26,4 29,8

Удельный вес сельского населения 13,2 14,3 16,1

Медицина и экология, 2011, 4

95

и освоения новых технологий, их отработки.

Уровень хирургической активности стационара ОМЦ остается высоким и составляет 53,8%,число операций в 2010 г. увеличилось по сравнению с 2009 г. на 187 операций и составило 5 350.

Уровень послеоперационной летальности снизился с 2,2 в 2009 г. до 2,0 в 2010 г. Этот показатель находится под постоянным контролем администрации и Службы УКМП, ежеквартально проводился его анализ на медицинских Советах.

Наглядным примером деятельности Службы УКМП является снижение таких показателей стационара ОМЦ, как случаи необоснованной и повторной госпитализации, снижение количества послеоперационных осложнений, снижение общей и послеоперационной летальности, отсут-

ствие жалоб от пациентов.

Аналитическая деятельность и выводы в результате проведения медицинской экспертизы позволяют принимать административные меры и проводить организационные мероприятия, направленные на улучшение качества оказываемых медицинских услуг, развивать и внедрять новейшие технологии лечебно-диагностического процесса.

При реформировании системы здравоохранения и внедрении Единой национальной системы здравоохранения в Республике Казахстан все большую роль занимает контроль качества медицинских услуг и оказание качественной медицинской помощи в условиях рыночных отношений. Это необходимость, продиктованная временем.

Поступила 27.09.2011 г.

Ye. N.Lokk

ANALYSIS OF MODERN STATE OF SERVICE OF QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES IN REGIONAL MEDICAL CENTER, KARAGANDA

At the health care system reforming and the introduction of the Unified National Health System in the Republic of Kazakhstan is an increasingly important role of monitoring the quality of medical services and the provision of quality health care in conditions of market relations. It is a necessity dictated by time.

Е. Н. Локк

КАРАГАНДЫ КАЛАСЫНЬЩ ОБЛЫСТЬЩ МЕДИЦИНАЛЬЩ ОРТАЛЫРЫНДАРЫ МЕДИЦИНАЛЬЩ КЫЗМЕТ КвРСЕТУЛЕРДЩ САПАСЫН БАСКАРУ КЫЗМЕТ1НЩ КАЗ1РГ1 ЗАМАНРЫ ЖАРДАЙЫН ТАЛДАУ

Казакстан Республикасында Денсаулык сактауды реформалау жэне Бiрт¥тас улттык жYЙенi eHri3y кезiнде нарык катынастары жардайында медициналык кызмет керсетулердщ сапасын бакылау мен сапалы медициналык кемек керсету ете Yлкен роль аткарады. Бул уакыт талап ететш кажеттiлiк.

Г. С. Кобжанова

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРА ОБЛАСТНОГО МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА В УСЛОВИЯХ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Областной медицинский центр (Караганда)

С января 2010 г. медицинские организации Республики Казахстан осуществляют свою деятельность в условиях Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), основными принципами которой являются:

■ формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг;

■ свободный выбор пациентом врача и медицинской организации;

■ прозрачность оказываемых медицинских услуг (оплата по фактическим затратам);

■ ориентация на конечный результат.

Для достижения цели и обеспечения адекватной финансовой составляющей рыночной модели необходимо внедрение солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.

В условиях ЕНСЗ порядок оплаты за ока-

занный объем стационарных и стационарозаме-щающих медицинских услуг, а также медицинских услуг больным психическими, инфекционными заболеваниями и туберкулезом, медицинских услуг по оказанию специализированной и высокоспециализированной помощи в медицинских организациях, финансируемых за счет республиканского бюджета, осуществляется Единым плательщиком гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в лице территориальных Департаментов Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики на основании Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 825 «Правила оплаты за оказанный объем медицинских услуг, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета».

С 1 января 2010 г. КГП на ПХВ «Областной медицинский центр» осуществляет свою деятельность в условиях ЕНСЗ.

Областной медицинский центр (ОМЦ) является одной из самых крупных медицинских организаций Карагандинской области и имеет в своей структуре крупный многопрофильный стационар на 425 коек. В стационаре 12 отделений, в том числе 4 отделения терапевтического профиля (терапия, неврология, кардиология, нейро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.