стандартов показал истинную необходимость и актуальность в построении новой системы классификации профессий; в разработке новых форматов и структур профессиональных стандартов, в соответствии с системой международных стандартов менеджмента и учиты-
вающих отечественную специфику; в создании системы новых профессиональных стандартов в соответствии с требованиями современного рынка труда и являющихся основой для создания системы сертификации как механизма подтверждений компетенции работников.
Источники:
1. Поручение Главы государства Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда»;
2. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-Ш (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.01.2014 г.);
3. Совместный приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-п-м «Об утверждении Национальной рамки квалификаций»;
4. Анкетирование проектов профессиональных стандартов системы здравоохранения https://www.surveymonkey. com/s/BVT7QYF;
5. 25 проектов профессиональных стандартов системы здравоохранения http://files.rcrz.kz/centers/cmz/pps.zip.
Стратегии в управлении здравоохранения ПМСП
Мухамеджанова Г.Б., Мусирепова С.К.
ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №6» г. Алматы
Резюме
Развитие и совершенствование первичной помощи позволит повысить удовлетворенность граждан предоставляемыми услугами при относительно низких затратах, а также открыть возможность профилактики болезней и пропаганды ЗОЖ.
Тушндеме
Алгашкы медициналык-санитариялы; кемек керсету жуйесш жетiлдiрудщ непзп максаты аурулардьщ алдын алу жэне салауатты емiр салтын насихаттау, ал бул денсаулы; сактау саласындагы тургындардыц суранысын аз шыгынмен камтамасыз етуге мYмкiндiк береди
Abstract
Development and further improvement of primary health care will help to provide medical services satisfaction with relatively low costs, as well as open the way for the disease prevention and healthy lifestyle promotion.
Более 35 лет назад ВОЗ была принята Алма-Атинская декларация по первичной медико-санитарной помощи. В ней четко обозначена значимость первичной медико-санитарной помощи в решении медико-санитарных проблем, оздоровлении, профилактики, лечении и реабилитации, а также важность ее доступности, как целым общинам, так и отдельному лицу. Стоит отме-
тить, что ПМСП охватывает не только систему здравоохранения, но и смежные секторы, соответствуя социально-экономическому развитию страны на определенном этапе.
В настоящее время уделяется большое внимание ПМСП, как одной из главных уровней оказания медицинской помощи, поэтому цели и задачи Алма-Атинской декларации не теряют своей актуальности. Отличительной
МЕНЕДЖЕР!
№ 4 (13) 2014 МЕНЕДЖЕР
чертой данного вида оказания помощи от вторичной, третичной, а также скорой является ее продолжительность, направленность на решение большинства индивидуальных проблем со здоровьем в рамках семьи и населенного пункта. Именно учреждения ПМСП направляют пациентов в другие системы здравоохранения. Акцент внимания на первичной помощи позволяет повысить удовлетворенность граждан предоставляемыми услугами при относительно низких затратах, открывает возможность для профилактики болезней и пропаганды ЗОЖ.
По данным ВОЗ реформирование системы ПМСП носит комплексный характер и осуществляется в следующих четырех направлениях:
- реформы, обеспечивающие всеобщий охват. Реформы должны позволить достичь равенства в отношении здоровья, социальной справедливости, ликвидации социальной изоляции. Это связано с таким недостатком оказания медицинской помощи, как предоставление ее в порядке обратной пропорциональности. Наиболее обеспеченные люди, имеющие сравнительно меньше потребностей в медицинской помощи, потребляют большую часть этой помощи, тогда как люди, располагающие самыми скудными средствами и имеющие серьезные проблемы со здоровьем, потребляют наименьшую ее часть [2, с. хгу]. Кроме того, неравенство в уровне здоровья проявляется в ценовой доступности и неравенстве качества предоставляемых услуг;
- реформы сферы предоставления услуг. Смысл таких реформ заключается в ориентации системы здравоохранения на нужды, ожидания и потребности людей;
- реформы государственной политики. Рациональная государственная политика во всех секторах должна способствовать повышению уровня здоровья граждан. Одним из способов для выполнения данной реформы может служить разработка грамотной национальной концепции, программы или стратегии, направленной на решение первоочередных задач здравоохранения, а также проведение крупномасштабных мероприятий в области общественной гигиены, профилактики заболеваний
№ 4 (13) 2014
и пропаганды ЗОЖ. Говоря о политике, необходимо помнить и об эффективной политике в области обеспечения профессиональными кадрами различных служб, использования технологий, лекарственных средств и т. д.; - реформы управления призваны улучшить работу органов здравоохранения. Правительственные и неправительственные организации, обеспечивающие руководство здравоохранением, не могут более оставаться лишь администраторами системы, они должны стать обучающими организациями. Для этого требуется всестороннее руководство, готовое к взаимодействию с самыми разными заинтересованными сторонами за пределами государственного сектора - от практикующих врачей до гражданского общества и от общин до исследователей и научного сообщества [2, с. хх].
Однако предложения ВОЗ относительно реформирования ПМСП носят рекомендательный характер, т.к. требуют увязки с особенностями развития той или иной страны. Это связано в первую очередь с неравномерностью экономического роста стран. Кроме того, не всегда уровень благосостояния страны является определяющим фактором в определении состояния здоровья населения. Большое значение имеют методы, объект и адресат расходования денег.
Реформы ПМСП не могли не затронуть и Казахстан. Попытки реформирования ПМСП проводились в рамках различных государственных программ, стратегических планов по развитию здравоохранения. В Казахстане предпринимался ряд мер по реформированию сектора ПМСП, но в целом они были несогласованными, зачастую противоречили друг другу и проводились без надлежащего и устойчивого политического руководства. Законом «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» от 19 мая 1997 г. установлено, что ПМСП должна быть бесплатной и общедоступной для всех граждан страны (Министерство здравоохранения, 2002). Реформа ПМСП была одобрена приказами №500 и №501 Министерства здравоохранения (которое в тот период называлось Комитетом по здравоохранению).
В соответствии с этими приказами семейные врачи также получили разрешение на самостоятельную практику [3, с. 122].
Другим примером могут служить меры по совершенствованию ПМСП РК, принятые постановлением Правительства от 28 декабря 2005 года (в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 20052010 годы), главными задачами которой были оснащение медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом, поэтапное замещение участковых терапевтов и педиатров подготовленными и переподготовленными врачами общей практики.
На данном этапе в нашей стране реализуется программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты ^азакстан» на 2011 - 2015 годы». Нынешние реформы носят комплексный характер по сравнению с предыдущими попытками. Приоритетными задачами относительно развития ПМСП являются стратегическое планирование и финансирование, ориентированное на результат по принципу общей врачебной практики; бесплатного и льготного лекарственного обеспечения, профилактических осмотров (детей, скрининговые исследования взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, сахарного диабета, глаукомы, вирусных гепатитов В и С, рака шейки матки, рака молочной железы, рака толстой и прямой кишки, рака печени, рака пищевода и желудка, рака предстательной железы); уделяется внимание профилактике болезней, пропаганде ЗОЖ, организационной структуре поликлиники, включающей три подразделения; внедрению системы управления качеством медицинской помощи (CQI), разработке целевых индикаторов, отражающих эффективность ПМСП, организации и внедрению института социальных работников в систему здравоохранения и т.д.
В организациях ПМСП продолжается работа по созданию модели взаимоотношений «мотивированный сотрудник и удовлетворенный пациент». Эта модель ориентирована на повышение уровня удовлетворенности населения качеством оказываемых медицинских
услуг и заинтересованности врача в конечных результатах своей работы. С целью улучшения качества оказываемой амбулаторной помощи в здравоохранении был введен двухкомпонент-ный подушевой норматив, состоящий из базового тарифа и стимулирующего компонента.
Система оценки медицинских услуг по конечному результату, оказанных каждым медработником и соответственно увеличение заработной платы через стимулирующий компонент подушевого норматива, способствует мотивации сотрудников. Сегодня врач и медицинские сестры каждой участковой службы рассчитывают свои индикаторы ежемесячно. Именно мониторинг показателей стимулирует медработников работать на улучшение конечного результата, согласно которым и проводится дифференциация заработной платы.
Отсюда следует вывод, что в условиях рынка появился важный мотивационный рычаг поощрения труда медицинских работников -СКПН, за улучшение качества предоставляемых медицинских услуг населению. С учетом того, что 10% от СКПН направляется на повышение квалификации, расширяются возможности для непрерывного образования сотрудников как в республике Казахстан, так и за рубежом. Хочется отметить, что внедрение дифференцированной оплаты за конечные результаты позволяет создать конкурентную среду, повышает престиж медицинских работников и соответственно влияет на удовлетворенность пациентов качеством предоставляемых медицинских услуг.
Как известно, все принципы единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) беспрепятственно реализуются с всесторонним развитием менеджмента организаций здравоохранения, что с большой вероятностью достигается в автономном статусе поставщика. Поэтому сейчас многие организации ПМСП перешли на право хозяйственного введения. Также, для дальнейшего совершенствования финансирования амбулаторно-поликлинической помощи с 2014 года проводится через комплексный подушевой норматив.
Главная цель комплексного подушевого норматива - повысить ответственность врачей первичного звена за состояние здоровья прикрепленного населения, также обе-
МЕНЕДЖЕР1
№ 4 (13) 2014 МЕНЕДЖЕР
спечить их мотивацию к улучшению качества медицинской помощи. В связи с этим разработан механизм увеличения расходов на службу ПМСП и профилактику заболеваний, а также сокращения необоснованных лабораторно-диагностических и консультативных услуг. Введение КПН предусматривает внедрение социально-ориентированной «семейной» медицины, обязательное повышение квалификации и увеличение количества врачей общей практики (ВОП), делегирование части полномочий от врача к медицинским сестрам. В этой связи, стимулирующая составляющая КПН будет зависеть от уровня достижения конечных результатов деятельности работника.
Первичная медико-санитарная помощь является первым уровнем системы здравоохранения, куда пациент/люди приходят со своими жалобами на здоровье, также это уровень, на котором удовлетворяется большинство потребностей в лечебной и профилактической помощи.
Первичная медико-санитарная помощь является основной функцией и сре-
доточием системы здравоохранения любой страны и является первым уровнем контакта человека, семьи и общества с национальной системой здравоохранения, обеспечивающей наибольшее приближение здравоохранения к местам проживания и работы людей. Основными принципами развития ПМСП согласно Алматинской декларации явились: участие самого населения, соответствующие технологии здравоохранения и межсекторальное взаимодействие. И это подтверждение станет главной темой I Республиканского съезда врачей ПМСП и II Алматинского медицинского форума «Инновации и стратегии в управлении здравоохранения первичной медико-санитарной помощи», которая состоится 17-18 ноября 2014 года в Алматы.
Таким образом, можно сделать вывод, что реформы относительно ПМСП в Казахстане не носят фрагментарный характер. Страна поставила амбициозные цели и задачи, которые должны вывести Республику на качественно новый уровень в оказании медицинской помощи.
Источники:
1. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 20112015 годы.
2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2008: первичная медико-санитарная помощь сегодня актуальнее, чем когда-либо. Всемирная организация здравоохранения, 2008.
3. М. Кульжанов, Б. Речел. Казахстан: обзор системы здравоохранения// Система здравоохранения: время перемен, том 9 №7 2007.
Особенности формирования бизнес-плана в организациях здравоохранения с учетом государственной стратегии
Маджуга В.П.,
Консультант Центра менеджмента здравоохранения РГП на ПХВ «РЦРЗ» МЗСР РК Абдильманов Г.Т.
Вице-президент АО «Санаторий Казахстан» МВД РК
Резюме
Формирование бизнес-плана должно основываться на принципах, позволяющих оценить возможность руководителя медицинской организации реализовать стратегические задачи, определенные государственной отраслевой программой. К таким принципам относятся: оценка реальности выполнения поставленных задач с имеющимися материально-
гаЩРТ, № 4 (13) 2014