Научная статья на тему 'Стимулирующий компонент подушевого норматива: первые результаты, проблемы и предложения'

Стимулирующий компонент подушевого норматива: первые результаты, проблемы и предложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р Абзалова, Ж Камзина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирующий компонент подушевого норматива: первые результаты, проблемы и предложения»

- СТАТЬИ -

СТИМУЛИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПОДУШЕВОГО НОРМАТИВА: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Р. Абзалова, Ж. Камзина ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», г. Астана

Основные принципы финансирования в условиях ЕНСЗ - развитие конкурентной среды.

Динамичное и эффективное развитие экономической системы и усовершенствование политики развития здравоохранения Казахстана позволили повысить заинтересованность, эффективность и конкурентоспособность деятельности медицинских работников в качестве оказываемых ими услуг населению через внедрение Государственной программы развития здравоохранения Казахстана «Саламатты ^аза^стан» на 2011-2015 годы.

С внедрением принципов ЕНСЗ в деятельность первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) в регионы в виде трансфертов направлены 12,7 млрд. тенге, из которых 6,0 млрд. тенге - на выравнивание подушевого тарифа и 6,7 млрд. тенге - на внедрение стимулирующего компонента к тарифу ПМСП.

Основным показателем, характеризующим результаты деятельности медицинского работника, дающим право на установление ему дополнительных выплат является внесенный им вклад за повышение объема и качества оказываемых услуг, вследствие чего повышается внутриорганизацион-ная эффективность работы и деятельность каждого медицинского работника. Значительным образом происходит здоровая конкуренция между медицинскими организациями в области усовершенствования качества услуг оказываемых населению и тем самым в динамике повышается эффективность деятельности здравоохранения как единой системы.

Как и в любой другой внедряющейся программе, существуют также положительные и отрицательные моменты в этой программе, в связи, с чем мы предлагаем свои пути решения некоторых проблем:

1. Необходимо определить четкие правила разграничения ответственности на каждом уровне формирования стимулирующей составляющей к тарифу ПМСП. Например, на уровне республики МЗ РК несет ответственность за правильность распределения сумм стимулирования по областям, управления здравоохранения - по организациям ПМСП, организация ПМСП - между сотрудниками.

2. Начисление премии должно осуществляться на принципах справедливости, результативности, эффективности деятельности каждого сотрудника, участвующего в достижении результатов организации.

Конечный результат организации зависит от корпоративного и эффективного участия всего коллектива, где вклад каждого может быть определен в рамках внутренней службы управления качеством медицинской помощи (далее СУКМП) по промежуточным критериям результата.

При распределении СКПН по сотрудникам на основании приказа мы основывались на формулы исходя из фонда заработной платы за данный период, а не на качественные показатели по индикаторам результата, что считаем не совсем верным и не отражающим принцип объективности и справедливости стимулирования.

3. Особую роль в итоговых показателях деятельности организации несет руководитель организации, так в соответствии с приказом № 179 МЗРК от 04.04.2011 г «Об утверждении Правил оплаты труда медицинских работников» п.7 «Ответственность в случае нарушения начисления доплат за конечный результат работы и их обоснованность несет первый руководитель организации ПМСП в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан», но при этом он отстранен от стимулирования.

Необходимо расширить перечень должностей, которым устанавливаются выплаты (приказ № 179 МЗРК от 04.04.2011 г), Например, вознаграждаются зав.отделением, старшая медсестра, а специалисты: лаборанты, прививочная, процедурная медсестра, медсестра по профилактике и т.д. остаются без стимулирующей надбавки. Поэтому выделять отдельную небольшую группу специалистов (врач общей практики, участковый врач, участковая медсестра, семейная медсестра) хотя и приоритетных для начисления премии не совсем корректно, так как результат деятельности этих же специалистов зависит от результативности деятельности других специалистов.

4. Предложены дополнительные правила стимулирования для сотрудников, которые не участвуют в СКПН, за счет экономии бюджетных средств или платных услуг (на основании приказа №179, приложение 1). Тем самым в организации создаются две системы стимулирования, при этом в ПМСП практически нет платных услуг, т.к. все включено в ГОБМП, а подушевой норматив покрывает в большей степени расходы на содержание организации.

Такой подход противоречит принципам системного подхода в управлении персоналом и организацией в целом, так как используются разные стимулы при равных требованиях.

90 I НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

5. Необходимо расширить полномочия руководителя в выборе модели стимулирования персонала не только по индикаторам оценки деятельности специалистов ПМСП, характеризующим результат (приказ 179, приложение 2, п.10), но и по промежуточным индикаторам деятельности каждого сотрудника с учетом особенностей, проблем и уровня реализации профилактических мероприятий организации.

6. В соответствии с приказом №179 основанием для распределения стимулирующего фонда является соотношение фонда заработной платы персонала.

Не определена процедура распределения вознаграждения зав.отделением общей практики, старшей медсестре, акушеркам, врачу отделения профилактики, поэтому распределение проводится по усмотрению комиссии или пропорционально уровню вознаграждения сотрудников соответствующей категории.

Тогда как должен быть определен вклад каждого специалиста в достижении итоговых результатов и промежуточных индикаторов по итогам квартала.

7. Необходимо провести анализ влияния стимулирующего компонента на медицинскую результативность и провести сопоставление с экономической эффективностью, т.е. сопоставим ли эффект влияния материального стимулирования с уровнем достижения результата по конечным индикаторам. Такой анализ важно провести в динамике по стране, в разрезе областей, и отдельно взятых организаций.

8. На сегодняшний день в г.Астана нет подтверждающей информации в разрезе каждого индикатора результата по организации и нет выходных данных из РИАЦа о конечных результатах деятельности за предыдущий и настоящий квартал.

- Отсутствие или расхождение между фактическими данными по организации и РИАЦем в значительной степени влияет на итоговые показатели финансирования дополнительного компонента к тарифу ПМСП, так как при распределении сумм выплат трудно, а иногда и невозможно установить на каком участке произошел конкретный случай, повлиявший и снизивший итоговый балл по индикатору.

9. В соответствии с методикой расчета дополнительного компонента к тарифу первичной медико-санитарной помощи доплаты за рассматриваемый период не выплачиваются работникам, имеющим дисциплинарные взыскания и т.д., в этом случае сотрудник не получает доплаты за СКПН. Мы считаем, что дисциплинарное взыскание дается по конкретному поводу и за конкретное нарушение, что не должно отражаться на итогах распределения доплаты за квартал, так как специалист оказывает помощь по закрепленному участку в целом по всем направлениям своей деятельности.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПМСП НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

Р.А. Абзалова, Р.М.Даулетбаева ГККП Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу»

г. Астана

Экономика и финансирование здравоохранения - это сравнительно новая область экономических знаний, хотя финансово-экономическая сторона медицины привлекала к себе внимание с самого зарождения экономики как науки. Возникший интерес экономистов к здравоохранению отражал объективные изменения, которые произошли в структуре хозяйственной деятельности к этому времени.

Несмотря на то, что сегодня первичная медицинская помощь озвучена в качестве приоритета государственной стратегии здравоохранения, нет гарантии того, что в будущем не произойдет пересмотра этих подходов из-за специфических проблем финансирования, организации и управления, которые существуют в секторе ПМСП.

Цель исследования: выявить основные недостатки в финансировании организаций первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и пути их возможного решения

Задачи: дать предложения по улучшению и увеличению объемов финансирования в организации ПМСП

Материал и методы: работы ведущих экономистов в области здравоохранения РК, статьи, публикации, анализ деятельности организаций ПМСП

Возросли объемы и социальная значимость сферы услуг в здравоохранении, в частности первичной медико-санитарной помощи как одной из важнейших отраслей этой сферы. Именно процесс быстрого развития сферы услуг стал стимулом для активизации медико-экономических исследований в РК. За последние годы объем научно-исследовательской и учебно-методической литературы по экономике здравоохранения существенно увеличился.

Реформы здравоохранения привели к позитивным изменениям - созданию новых моделей финансирования, внедрение системы подушевого финансирования с частичным фондодержанием и двухкомпонентного подушевого норматива со стимулирующей составляющей. Но эффективность данных нововведений является низкой и это обусловлено несоответствующим уровнем подготовлен-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.