^айта ^урулар жYPгiзiлуде. К^айта 1^уру багдарламасыныц адамнык денсаулыгынык ^унында кетеру, жогалып бара
басты манаты - бYкiл ^огамньщ Гана емес, эрбiр жеке жат^ан медициналыщ маманды^тык беделiн кетеру.
ЭДЕБИЕТТЕР Т1З1М1
1 Семина Т.В.. Социальное управление кадровым потенциалом в медицинских организациях системы здравоохранения РФ: автореф. канд. мед. наук: 14.00.33. - М.: 2011. - 20 с.
2 Кузьменко М.М. Врачебные кадры в условиях реформирования здравоохранения России: дис. докт. мед. наук: 14.00.33. - М.: НПО, - №1. - 375 с.
3 Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепции, проблемы и перспективы.// - Алматы: 2001. - 101 с.
4 Аканов А.А., Тулебаев К.А., Турдалиева Б.С., Исина З.Б. Теория и практика организации здравоохранения.// - Алматы: 2003. - 64 с.
5 Сагын Х.А. Проблемы и перспективы реформирования сельского здравоохранения Республики Казахстан // Здоровье и болезнь, 2004. - № 8(36). - С. 17-20.
Ж.А. КОЖЕКЕНОВА, А.А. АЙТМАНБЕТОВА, А.А. САЗАНБАЕВА, Ж.Е. УСЕНОВА
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Резюме: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивая кадровую проблему отметили, что в большинстве стран отмечается нехватка, текучесть кадров, нехватка медицинских работников в селе, высокоспециализированных семейных врачей и медсестр, недооценивание профилактической работы населением. Ключевые слова: система здравоохранения, кадры, врачи, медсестры
KOZHEKENOVA ZH.A., AITMANBETOVA A.A., SAZANBAYEVA A.A, USENOVА ZH.E.
Asfendiyarova Kazakh National Medical University
FEATURES OF PERSONNEL POLICY IN HEALTH SYSTEM Resume: The World Health Organization (WHO) estimating a personnel problem noted that in the majority of the countries shortage, turnover of staff, shortage of medical workers in the village, highly specialized family doctors and nurses, an underestimating of scheduled maintenance is noted by the population. Keywords: health system, shots, doctors, nurses
УДК 371.7:159.922.72(072)
С.А. МАМЫРБЕКОВА, К.К. КУРАКБАЕВ, Н.А.ТАЛКИМБАЕВА
Высшая школа общественного здравоохранения МЗ РК Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
ОЦЕНКА ИНФОРМИРОВАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Проведенный анализ исследования среди руководителей медицинских организаций свидетельствует о достаточной эффективности новой системы финансирования, позволяющей посредствам создания мотивирующего механизма для медицинских сотрудников участковых служб совершенствовать процесс качественного и безопасного оказания медицинской помощи.
Ключевые слова: стимулирующий компонент подушевого финансирования, информированность, дифференцированная оплата
Немаловажное значение при эффективном внедрении процесса двухкомпонентного подушевого
финансирования в медицинские организации определено информированность участников данной системы в вопросах методологии расчета и распределения стимулирующих средств среди как организаций здравоохранения в целом, так и медицинских работников в частности. Всеобщая
осведомленность ответственных за процесс внедрениястимулирующего компонента подушевого норматива(далее СКПН) (местные органы управления здравоохранения и руководители поликлиник) позволит в значительной мере укрепить первичный сектор здравоохранения (в первую очередь участковые службы), рационально распределять дополнительные ресурсы ПМСП за счет республиканского бюджета и
способствовать созданию мотивационных инструментов у сотрудников ПМСП для достижения определенных результатов в своей деятельности.
Руководители медицинских организаций ПМСП в общей управленческой структуре внедрения СКПН определены ответственными за внедрение инновационных технологий в организации, за принятие управленческих решений по созданию и совершенствованию системы непрерывного повышения качества деятельности, а также за эффективное управление в использовании средств фонда стимулирования. И как следствие, уровень информированности первых руководителей в вопросах внедрения СКПН определено приоритетным на сегодняшний день, и лежит в основе эффективного построения качественной медицинской помощи ПМСП, и в частности участковых служб.
Нами был проведен социологический опрос руководителей медицинских организаций ПМСП 14 областей, г.Астана и г.Алматы. Данный опрос проводился посредствам заполнения руководителями МО опросника вэлектроном формате. Разработанный опросник содержал 8 вопросов, отражающих основные моменты процесса внедрения системы СКПН в подведомственных организациях.
В анкетировании приняло участие 369 руководителей медицинских организаций РК, что составило 79,5% от общего количества организаций, внедривших СКПН Большинство опрошенных руководителей (93%) организации ПМСП указали на осведомленность в методологии определения размера СКПН, тогда как оставшиеся 7% респондентов не обладают такой информацией. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, не смотря на внедрение системы СКПН в данных организациях, существует проблема низкой осведомленности руководства в вопросах методологии построения данной системы финансирования в организации, что может повлиять на эффективность внедрения СКПН в дальнейшем.
Согласно установленному алгоритму СКПН распределение стимулирующей надбавки происходит на территориальном уровне с соблюдением комиссионного принципа и единой методологии расчета в 2 этапа - до уровня организаций ПМСП и до каждого работника организации.
Определение размеров СКПН внутри организации осуществляется комиссионно под председательством первого руководителя. Тем не менее, проведенный опрос показал, что только 89% руководителей организации ПМСП участвуют в распределении СКПН для каждого сотрудника, в то время как 11% респондентов не имеют такой возможности. Среди опрошенных лиц, отметивших об отсутствии возможности участия в распределении СКПН больше половины выделили контролирующую функцию в работе данной комиссии, указав на номинальное участие в ее работе (76% от числа респондентов отметивших о неучастии в распределении СКПН) (р<0,001). На рисунке 1 показано, что около 20% респондентов отмечают контролирующую функцию в работе данной комиссии, но вышли из ее состава, и 5% респондентов отмечают заочное участие в работе комиссии, путем передачи права председательствования ответственному лицу. Рациональным, по рекомендациям Министерства здравоохранения РК, является председательствование первого руководителя в комиссии по распределению СКПН, что в значительной степени позволит эффективно распределять средства между всеми участниками данного процесса, а также обеспечить прозрачность процесса и повысить ответственность каждого члена комиссии при расчете и распределении СКПН.
Более 87% респондентов указали, что при распределении СКПН учитывают результаты деятельности участков по индикаторам процесса. Около 13% опрошенных указали на не принятие во внимание значения индикаторов при расчете СКПН. Данное утверждение может свидетельствовать либо о равномерной оплате труда медицинского персонала, либо о дифференцированной, основанной на каких -либо других показателях, не учитывающих нормативно закрепленные индикативные показатели деятельности. Одновременное изучение ситуации по внедрению СКПН в организации позволяет судить о том, что зачастую в качестве показателей оценки деятельности МО определены показатели качества каждого учреждения, которые более детально отражают деятельность участковых служб и характеризующие специфические аспекты системы здравоохранения региона.
■ участие е распределении СКПН
не участие 5 распределении СКПН
Рисунок 1 - Участие руководителей в распределении СКПН среди сотруд ников организации.
О возможности влияния на размер СКПН внутри организации ПМСП указало всего 69% опрошенных руководителей организаций. По их мнению, основными путями, влияния на размер СКПН являются, прежде всего, улучшение качества медицинских услуг посредствам проведения ряда мероприятий, направленных на достижение высоких показателей деятельности.
Из числа руководителей МО, указавших на возможность влияния на размер СКПН, более 80% респондентов определили одним из основных механизмов, способствующих к его увеличению - улучшение показателей деятельности по индикаторам, и 34% на необходимость проведения внутреннего аудита на постоянной основе. Немаловажное значение респондентами придается необходимости повышения качества медицинского обслуживания прикрепленного населения и увеличение объема работы, а также проведение контроля Реестра прикрепленного населения. Около 22% руководителей определяют обеспечение правильной организации труда в поликлинике одним из актуальных механизмов, способствующих в построении эффективной системы СКПН и достижению высоких показателей деятельности. Таким образом, большинством респондентов основополагающими инструментальными механизмами увеличения показателей стимулирующего компонента, определены повышение значимости индикаторов, направленных на улучшение качества оказываемых услуг, способствующих увеличению продолжительности жизни пациентов, усилению профилактики и развитию социально-психологических услуг, снижению госпитализации больных с обострениями хронических заболеваний.
Немаловажное значение при эффективном внедрении СКПН в медицинские организации имеет мониторинг и анализ показателей деятельности, с учетом определения результативности организации при достижении определенных показателей. Анкетирование
руководителей организации ПМСП показало, что 78 % респондентов проводят сравнительный анализ итогов деятельности и сумм СКПН за квартал с другими
организациями ПМСП данного региона. Данный анализ показателей способствует определению наиболее проблемных участков деятельности организаций, и содействует в определении дальнейших путей их решения. Другая часть руководителей, которые не проводят указанный анализ, считают данный мониторинг не эффективным и малоинформативным. Основополагающей целью внедрения СКПН определено улучшение качества предоставляемой медицинской помощи. Проведенный анализ показал, что большинство руководителей организации ПМСП (90%) отмечают влияние СКПН на качество и объем выполняемой их сотрудниками работы. Менее 10% руководителей не связывают данный факт с ведением СКПН, ссылаясь на характерный постоянный рост качества оказываемой медицинской помощи населению в последние годы. Около 81% респондентов утверждают, что внедрение СКПН стимулирует работу участковых служб, так как служит мотивирующим фактором для работников ПМСП, а также позволяет увеличить показатель удовлетворенности пациента в качестве оказанных услуг (39%). Тем не менее, отмечается проблема дефицита кадров всельских ПМСП большинства регионов (17%), что не позволяет в полной мере ощутить видимые результаты СКПН, влияющие на качество работы. Своевременность и полно мерность распределения СКПН до уровня территориальных участков организаций ПМСП определено важным факторов процесса эффективного построения системы СКПН и отмечено таковыми всеми респондентами. Зачастую свод и анализ полученной информации осуществляется через 1,5 - 2 мес. после отчетного квартала, что приводит к задержке финансирования медицинских организаций. С целью улучшения внедрения СКПН в организациях ПМСП было изучено мнение руководителей о необходимости проведения ряда мероприятий направленных на улучшение СКПН. Предложенные мероприятия были сгруппированы на три группы (рисунок 2): совершенствование нормативно - правовой базы, распределение стимулирующих средств между другими специалистами, приобретение медицинского оборудования.
Рисунок 2 - Основные группы мероприятий, необходимые для улучшения системы СКПН
Так, 62% респондентов указали на необходимость совершенствования нормативно - правовой базы, отражающей вопросы СКПН, а именно пересмотреть приказы по СКПН в части расширения перечня индикаторов, упрощения формы отчетности по заполнению СКПН. Более 64% респондентов отметили о необходимости использовать определенный процент от полученной суммы СКПН для приобретения недорого инструментария, изделий медицинского назначения на развитие ПМСП.
Около 27% руководителей показали на необходимость учета вклада всех специалистов при СКПН, т.е. расширить распределение СКПН клинико - диагностическим отделениям и узким специалистам, а также вспомогательных служб (лаборатория, акушер-
гинекологи, дневной стационар). Выделение данного механизма в качестве мероприятия по улучшению СКПН искажает его значение, так как при достаточно высокой квалификации профильного специалиста, в условиях ПХВ у каждого есть возможность получить существенную доплату, также как и вспомогательным структурам - за счет иной деятельности.
Таким образом, проведенный анализ исследования среди руководителей медицинских организаций свидетельствует о достаточной эффективности новой системы финансирования (СКПН), позволяющей посредствам создания мотивирующего механизма для медицинских сотрудников участковых служб совершенствовать процесс качественного и безопасного оказания медицинской помощи.
С.А. МАМЫРБЕКОВА, К-К- К^РАКБАЕВ, Н.А.ТАЛКИМБАЕВА
ДСМ Кргамдыц денсаулыц сацтау жогары мектеб'1 С.Ж.Асфендияров атындагы Крзацулттын;медицина университет'1
ЖАН БАСЫЛЫК КАРЖЫЛАНДЫРУДЫН ЫНТАЛАНДЫРУШЫ КОМПОНЕНТ1Н ЕНД1РУ С¥РАКТАРЫ БОЙЫНША
БАСШЫЛАРДЫИ АКПАРТТЫЛЫГЫН БАГАЛАУ
ТYйiн: Медициналыщ уйым басшылары арасында жYPгiзiлген талдау нэтижелерi учаскелiк ^ызметтеп медициналыщ ^ызметкерлер Yшiн ынталандырушы механизмдi ^уру ар^ылы сапалы жэне ^аутаз медициналыщ кемек керсету Yрдiсiнжетiлдiру жа|а ^аржыландыру жYЙесiнil^ жеткiлiктi тиiмдi екендiгiн куэландырады.
Юлтпк сездер:жан басылыщ ^аржыландырудыц ынталандырушы компонент^ а^параттылы^, дифференциалды телем.
S.A. MAMYRBEKOVA.K.K. KURAKBAEV,N.A. TALKIMBAEVA
Kazakh School of Public Health Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarova
EVALUATION INFORMING DECISION ON THE INTRODUCTION OF STIMULATING INGREDIENTS PER CAPITA FUNDING
Resume: The analysis of the research leaders of medical organizations proves sufficient efficiency of the new funding system allows, by creating a mechanism for motivating health workers to improve the process of local service quality and safe medical care.
Keywords: stimulating component of per capita funding , awareness, differential payment