Научная статья на тему 'Управление качеством деятельности педагога как фактор эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей'

Управление качеством деятельности педагога как фактор эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОДАРЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Т.Н.

Разработка основ управления качеством деятельности педагога с одаренными детьми базируется на психолого-педагогическом анализе концептуальных подходов, также включает выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет основные подходы для решения данной проблемы. Автор статьи анализирует условия деятельности педагога, определяет основные цели процесса формирования компетенций педагога в контексте обеспечения социально-педагогической поддержки одаренных детей. Рассматривается процесс формирования социально-педагогических условий в общеобразовательном учреждении, выстраивается система, направленная на повышение качества деятельности педагога через конкретные формы работы. Создание комфортных социально-педагогических условий рассматривается как обеспечение эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей и детей с высокой мотивацией, в свою очередь, эффективная социально-педагогическая поддержка способствует формированию компетенций одаренного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством деятельности педагога как фактор эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

Рамазанова Т.Н.

Управление качеством деятельности педагога как фактор эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей

Аннотация. Разработка основ управления качеством деятельности педагога с одаренными детьми базируется на психолого-педагогическом анализе концептуальных подходов, также включает выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет основные подходы для решения данной проблемы. Автор статьи анализирует условия деятельности педагога, определяет основные цели процесса формирования компетенций педагога в контексте обеспечения социально-педагогической поддержки одаренных детей. Рассматривается процесс формирования социально-педагогических условий в общеобразовательном учреждении, выстраивается система, направленная на повышение качества деятельности педагога через конкретные формы работы. Создание комфортных социально-педагогических условий рассматривается как обеспечение эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей и детей с высокой мотивацией, в свою очередь, эффективная социально-педагогическая поддержка способствует формированию компетенций одаренного ребенка.

Ключевые слова:

социально-педагогическая поддержка, социально-педагогические условия, одаренность, компетенция, инновационная деятельность, управление качеством, дистанционное обучение.

Насущная потребность общества в более высоких темпах экономического развития, а значит — в обеспечении реального сектора экономики качественными факторами производства, одним из которых является человеческий капитал, основу которого должны составить талантливые и одаренные дети, выявила значительные проблемы в педагогической деятельности с этой категорией детей. В настоящее время недостаточно внимания уделяется процессу выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей. Такая ситуация требует новых подходов в деятельности педагогов по отношению к талантливым, одаренным детям и создания условий для их активного социального развития.

Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации образования, обусловило необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренных детей.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Как известно, одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Деятельность педагога с одаренными детьми в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения должна строиться на оказании им социально-педагогической поддерж-

ки — это сознательно осуществляемый процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала мотивированных и одаренных детей [3].

Учет фактора социально-педагогической поддержки позволяет разрешить многие проблемы одаренных детей. Социально-педагогическая поддержка способствует развитию позитивной Я-концепции, концепции творческого конформизма для разрешения конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам; уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию блокировки творческой энергии одаренного ребенка; оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития.

Социально-педагогическая поддержка — необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка, так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одаренных детей, прежде всего, социо-адаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, отсутствие социальных навыков и способностей, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализацией этой индивидуальности является творчество, уровень развития и

Управление качеством деятельности педагога как фактор эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей

39

проявления которого зависит от личностных качеств и окружающих характеристик.

Суть социально-педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т. д. Сущность социально-педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, творческой атмосферы.

Очевидно, что состояние социально-педагогической поддержки в работе с одаренными детьми особенно тесно связано с инновационной и методической деятельностью общеобразовательной школы, способной дать импульс творческой инициативе педагогов, процессу повышения их компетентности.

Для работы с одаренными детьми от педагога требуются высокие профессиональные качества, достичь которые можно лишь через процесс самосовершенствования, условия для которого могут быть созданы через инновационную деятельность.

Создание благоприятных социально-педагогических условий, взаимодействующих между собой, — залог успешной социально-педагогической поддержки одаренных детей. Эффективная социально-педагогическая поддержка является неотъемлемым условием качественной деятельности педагога с одаренными детьми, результатом которой станет положительная мотивация к учению, творчеству, развитию коммуникативной культуры, социальной активной позиции, исследовательских навыков.

Сущность проблемы качества деятельности педагогов с одаренными детьми связывается с постановкой и решением следующих вопросов: исследование развивающего пространства, его функционирования, определения основных противоречий и проблем; разработка научно обоснованного, оптимального управления качеством деятельности педагога, создание системы социально-педагогических условий, способствующих повышению качества деятельности педагогов.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах В.И. Вернадского, В.П. Симонова, А.И. Субетто и др. Следовательно, соответствие качества образования ожиданиям и запросам общества — необходимое условие существования любого образовательного учреждения. В связи с этим возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием, которая включает поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья, дворцы творчества, стажировочные площадки, вузы [1, 4, 7].

Новыми условиями работы с одаренными детьми должен стать педагогический менеджмент (управление). В теории управления педагогический менеджмент занимает особое место, включает, на первый взгляд, полярные группы — обучающие и обучаемые. Педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления деятельностью педагогов в образовательных учреждениях, направленный на повышение эффективности работы с одаренными детьми. Внедрение педагогического

менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. В работе с одаренными детьми важно качество деятельности педагога, которое способно обеспечить эффективную социально-педагогическую поддержку талантливых детей и детей с высокой мотивацией. В связи с этим необходимо рассматривать вопрос не только управления деятельностью педагога, а управления качеством деятельности педагога [2].

«Управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей» [6].

Качество — определенное свойство объекта, позволяющее ему через систему взаимодействия достичь нужного результата. Основная задача образования, состоящая в предоставлении качественных образовательных услуг, достигается через повышение качества образовательного процесса посредством вовлечения всех имеющихся ресурсов, в том числе кадровых, путем реализации процесса управления качеством деятельности педагога.

Управление качеством — действия, осуществляемые при создании, эксплуатации, потреблении услуг или продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества [7].

Соглашаясь с утверждением, что социальный заказ на образование изменяет требования к качеству и уровню подготовки педагога, рассмотрим некоторые представления о сущности компетентности. Понятие «компетентность» определяется как владение деятельностью в целом, удержание педагогом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В.И. Слободчиков) [5]. Итогом качественной деятельности педагога является формирование компетенций одаренных детей: творческой инициативы, социальной активной позиции, исследовательских навыков и др.

Огромную роль в управлении качеством деятельности педагога играет создание дистанционной формы непрерывного образования педагогических кадров, с помощью которой можно готовить специалистов нового типа, понимающих и принимающих ценности образования иного типа, способных заниматься не только самообразованием и отвечать за свой участок работы, но и умеющих организовывать деятельность инновационных проектов. Система организации непрерывного образования педагогов позволит повысить качество деятельности учителя через форму дистанционного обучения, когда формируется собственная творческая образовательная среда, стимулирующая инновационную и методическую деятельность педагога, способствующая внедрению новых педагогических технологий, что является неотъемлемым условием эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей.

Литература

1. Вернадский В.И. Очерки и речи. Пг., 1922.

2. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: Дека, 2005.

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015

3. Сергеева В.П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема: научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений: Моногр. М.: Перспектива, 2009: 30-40.

4. Симонов В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента. Педагогика. 1994. № 1. С. 14-18.

5. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема / / Инновации в образовании. 2003. № 5. С. 5-11.

6. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1998.

7. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденция, перспективы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

8. Рамазанова Т.Н. Управление качеством деятельности педагога как фактор обеспечения эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей. Современные проблемы науки и образования, 2012; 3. URL: www.science-education.ru/103-6212 (дата обращения: 07.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.