УДК 37.014
А. В. Золотарева
Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков
В предлагаемой статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков. В рамках предлагаемой модели взаимодействия рассмотрены актуальные направления поддержки одаренных детей: выявление и мониторинг их развития, непрерывное социально-педагогическое сопровождение, профессиональная ориентация одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и образовательных учреждений, организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми, обеспечение моти-вационной поддержки этого процесса, его научно-методическое и информационное обеспечение.
Ключевые слова: модель взаимодействия вузов и образовательных учреждений; выявление, непрерывное социально-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей; профессиональная ориентация старшеклассников; научно-методическое и информационное обеспечение процесса поддержки одаренных детей.
А. V. Zolotariova
The Model of Interaction of Higher School and Educational Institutions in the Course of Support of the Gifted Children and Teenagers
In the given article the urgent problem of interaction of the higher school and educational institutions in the course of support of gifted children and teenagers is regarded. Within the limits of the offered model of interaction, the urgent directions of support of gifted children are considered: revealing and monitoring of their development, non-stop social and pedagogical support, vocational counseling of the gifted children in the course of interaction of higher schools and educational institutions, the organization of training the pedagogical staff to work with the gifted children, maintenance of the motivational support of this process, its scientific an methodical and information support.
Key words: the model of interaction of higher schools and educational institutions; revealing, non-stop social and pedagogical support and support of the gifted children; vocational counseling of senior pupils; scientific and methodical and information support of the process of supporting the gifted children.
Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения социума к проблеме детской «нестандартности», разработки механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, реализации системы мер федерального, межведомственного уровня, которая позволит самореализоваться одаренным детям, а государству и обществу своевременно использовать их творческие возможности, уникальные результаты их деятельности.
Анализ проблемы развития одаренных детей, проведенный нами, показывает, что в современной теории и практике достаточно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей и т. д. (А. Бине, П. П. Блон-ский, Ф. Гальтон, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теп-лов, О. М. Дьяченко, А. М. Матюшкин, К. Хел-
лер и др.). Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Р. Бернс, М. Э. Боцманова,
A. В. Захарова, Е. В. Маркелова, Д. Фридман,
B. С. Юркевич и др.). Отечественными педагогами Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным,
B. И. Пановым, В. П. Лебедевой, Ю. Д. Бабевой,
C. Д. Дерябо, В. А. Орловым, В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и другими проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории
© Золотарева А. В., 2011
учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника. Группой авторов (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич и др.) разработана «Рабочая концепция одаренности», которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие миропонимания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.
Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка - муниципальной или региональной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, регионе.
Большим потенциалом для развития одаренных детей обладает система высшего профессионального образования. В современных социально-экономических условиях России взаимодействие учреждений общего образования и высшего профессионального образования спо-
собно обеспечить продвижение и развитие таланта, творчества, интеллекта, нравственности, духовности и образованности детей. Традиции и формы образовательной деятельности высшей школы благоприятствуют развитию способностей и одаренности ребенка. Уровень квалификации педагогических специалистов высших учебных заведений отличается наиболее высокой компетентностью в специальных и профильных дисциплинах. Организация образовательного процесса, углубленное содержание образования имеет академическую основу, что непосредственно позитивно влияет на успешное развитие одаренного ребенка. Одаренные обучающиеся, достигшие значительных успехов в разных сферах деятельности и получивших высокую оценку, признание на региональном, зональном и всероссийском уровнях при взаимодействии с вузами получают возможность осваивать новые формы коллективного общения, вовлечения в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда.
Сегодня используются далеко не все возможности взаимодействия высшей школы и образовательных учреждений в рамках сопровождения одаренных детей. Не сформирована государственная система целенаправленной работы вуза с талантливой молодежью. Требуют своего решения вопросы специфики педагогической работы с одаренными детьми в условиях взаимодействия образовательных учреждений, содержания, форм и методов их развития, выявления наиболее эффективных педагогических технологий и др.
В процессе реализации проекта в рамках Ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ, группой специалистов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского была разработана модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей.
Цель взаимодействия: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования.
Задачи:
— разработка механизмов взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в процессе поддержки развития одаренных детей;
— создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и
отслеживание развития одаренных детей;
— профессиональная ориентация одаренных старшеклассников на направления и профили профессиональной подготовки, реализуемые в системе высшего, среднего и начального профессионального образования;
— создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, разработка методик развития разных видов одаренности;
— развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников на базе вуза;
— подготовка олимпиадных команд по отдельным предметам, включая психологическую подготовку;
— подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми, внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений, вузов и систему повышения квалификации педагогов;
— обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми;
— создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
— обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми (в том числе льготного поступления в вузы одаренных детей);
— поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с одаренными старшеклассниками.
Форма взаимодействия - Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков.
Направления взаимодействия - выявление одаренных детей и мониторинг их развития, интеграция образовательных учреждений разных типов в работе с одаренными детьми, непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков, организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми, обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми, развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников, научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков. Далее будет представлено краткое
обоснование содержания каждого из направлений.
Одним из основных направлений реализации предлагаемой модели является интеграция вузов и образовательных учреждений. Ведущей идеей этого направления должно стать создание образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижения успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона.
В формате реализации этого направления можно проводить следующую работу:
- создание механизма координации взаимодействия вуза и учреждений общего образования на базе ресурсного центра вуза;
- организация изучения проблем поддержки одаренных детей в процессе взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования; создание экспериментальных площадок;
- разработка механизмов, регламентов и процедур интеграции общего, дополнительного и профессионального образования в процессе реализации ФГОС общего образования;
- проведение научных конференций по проблемам сопровождения одаренных детей с участием образовательных учреждений и вузов;
- разработка и активное использование интернет-технологий в организации работы с одаренными детьми;
- интеграция со СМИ в подготовке материалов для программ радио, телевидения, региональных печатных изданий и др.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Природа одаренности объективно требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка. В последнее время наиболее адекватной формой считается психолого-педагогический мониторинг. Выявление одаренных детей неразрывно связано с задачами их
обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Поэтому в формате реализации этого направления в процессе взаимодействия вуза и образовательных учреждений вуза возможно проведение следующей работы:
- создание на базе ресурсного центра комплекса инструментария для мониторинга одаренности детей, механизма его реализации; проведение диагностики одаренности школьников по заказу детей и родителей;
- создание условий для выявления одаренных детей через непрерывную систему конкурсов, олимпиад, предполагающую создание «ситуации успеха» для детей разного возраста;
- проведение консультаций по вопросам развития одаренных детей по заказам родителей и учителей;
- проведение изучения информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса в вопросах организации работы с одаренными детьми средствами анкетирования, социологических опросов и др.;
- изучение социального заказа в сфере работы с одаренными детьми, их продвижения в экономику региона, на подготовку специалистов нового уровня и др.
В предлагаемой модели особую актуальность приобретает идея непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей. Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого; помощь, в основе которой лежит сохранение максимальной свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы; объединение усилий всех субъектов, осуществления образовательной деятельности (педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности и т. д.). Благодаря социально-педагогическому сопровождению одаренного ребенка в условиях взаимодействия образовательных учреждений должен качественно меняется образовательный процесс развития одаренного обучающегося.
Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает преемственность деятельности вузов и образовательных учреждений и может осуществляться в следующих видах работы:
- обобщение или разработка педагогических технологий работы с одаренными детьми: новых методик развития разных видов детской одаренности, технологий сопровождения одаренных детей (в технической, гуманитарной, социальной и других сферах);
- создание в вузах научных обществ обучающихся, кружков исследовательского направления и др.;
- создание межрегиональной системы олимпиад, конкурсов по определенным предметам, в том числе посредством интернет-технологий;
- разработка индивидуальных программ обучения школьников, в том числе с использованием дистанционных форм;
- разработка и внедрение системы тьюторского сопровождения личностного развития одаренных детей;
- разработка регламентов и процедур обеспечения доступа детей из малообеспеченных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию, поступлению в вузы.
В настоящее время актуальной становится тема, связанная с профессиональной ориентацией и профессиональным самоопределением старшеклассников. Профессиональное самоопределение ребенка невозможно без интеграции его в общество через будущую профессиональную деятельность, которая компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности, отражает индивидуальный подход к учащемуся. При этом каждое из учреждений обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные дисциплины и ту часть профильного обучения, которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей в силу региональной специфики, имеющейся материально-технической базы и кадрового потенциала, традиций учебного заведения и многих других факторов. Углубление в профиль достигается не только благодаря специфике содержания программ, но и за счет форм организации деятельности, присущих только определенному типу образования (общего, дополнительного или профессионального).
Таким образом, в процессе взаимодействия вуза с образовательными учреждениями может быть организована следующая профориентаци-онная работа с одаренными детьми:
- разработка и создание просветительских и рекламных материалов о деятельности вуза, на-
правленных на различные слои общества - учащихся, преподавательский состав учебных заведений и представителей промышленных предприятий;
- регулярная адресная рассылка новостей и информационных материалов о деятельности вуза в средства массовой информации, образовательные учреждения и др.;
- обеспечение взаимодействия со службами занятости, подготовка аналитических материалов о перспективных рынках труда;
- подготовка информации о новых публикациях по различным профилям деятельности вуза, организация тематических ознакомительных семинаров, конференций, «Дней открытых дверей» и др.;
- участие представителей вуза в тематических образовательных выставках и конференциях регионального и федерального масштаба;
- развитие библиотечного фонда вуза для индивидуальной и групповой работы педагогов и детей, а также родителей;
- выполнение роли «ресурсного центра»: разработка и проведение элективных курсов, курсов углубленного изучения предметов, помощь в профориентации и подготовке старшеклассников по выбранному профилю.
Решение проблемы сопровождения одаренности неразрывно связано с подготовкой педагогических кадров. Подготовка специалистов современного уровня не может осуществляться без поддержки науки и высших учебных заведений. Поэтому актуальным образовательным стратегическим направлением в вузе становится подготовка творческого, активного, внутренне свободного и ответственного педагога, стремящегося и способного через собственные высокие достижения привести к общему успеху и своих учеников.
В рамках такого направления силами специалистов вуза может быть организована следующая работа:
- системное просвещение, обучение, повышение квалификации педагогических кадров по этой проблеме;
- разработка и внедрение специализированных программ (модулей) по подготовке педагогов для работы с одаренными детьми;
- организация авторских семинаров, мастер-классов, круглых столов по реализации специальных методик развития разных видов одаренности;
- поддержка форм дистанционного взаимодействия педагогических кадров, в том числе с использованием возможностей региональной системы интернет-вещания;
- создание базовых площадок по апробации новых технологий по этому направлению;
- методическая поддержка педагогов, руководителей образовательных учреждений;
- разработка и реализация новой позиции педагога в работе с одаренными детьми - тьютор, модератор, фасилитатор и др.;
- обобщение и распространение опыта работы учреждений, педагогов по этому направлению;
- введение спецкурса для студентов «Особенности работы с одаренными детьми» и др.
Реализация задач развития одаренных детей в процессе взаимодействия образовательных учреждений невозможна без обеспечения мотива-ционной поддержки этой работы. В связи с этим в модель поддержки одаренных детей могут быть включены следующие виды работы:
- стимулирование одаренных детей через систему конкурсов на базе Межрегионального ресурсного центра;
- организация и проведение образовательных и творческих интернет-проектов, сетевых мастер-классов др.;
- проведение конкурсов инновационных проектов педагогов по работе с одаренными детьми;
- разработка системы льготного поступления в вузы;
- обеспечение общественного признания одаренных детей (публикации в СМИ, радио, телепрограммы и др.).
На современном этапе развития национальной экономики все чаще говорят о необходимости ее инновационного характера. Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на восприятии новых идей, технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Поэтому в предлагаемой модели особое внимание уделено развитию техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников. При организации Межрегионального ресурсного центра поддержки одаренных детей и подростков в вузе необходимо:
- оснащение учебного класса средствами ИКТ, включая специальное научно-
технологическое оборудование для организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников и студентов;
- создание современной материально-технической базы для научно-технического творчества школьников;
- создание условий для практического ознакомления детей и молодежи с современными достижениями науки, высокими технологиями, устройствами и системами и их ролью в жизни человека;
- создание условий для разработки и реализации проектов в разных сферах экономики, в том числе бизнес-инкубатора школьных и студенческих проектов и др.
Важное значение имеет научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков. Оно включает в себя как минимум три блока деятельности: создание новых методических продуктов, их систематизация и распространение. В предлагаемой модели под созданием нового методического продукта подразумевается разработка современных форм, методов, технологий выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей; систематизация методики включает в себя создание картотек, каталогов, фондов, баз данных и т. д.; распространение методики предполагает выпуск методических сборников, статей, учебных пособий и других издательских продуктов. Тогда научно-методическое и информационное обеспечение процесса поддержки одаренных детей может включать в себя:
- разработку и апробацию современных методик развития разных видов одаренности, создание областных экспериментальных площадок по их апробации;
- создание и ведение информационной базы данных по проблеме поддержки развития одаренных детей (картотеки, литературный каталог, компьютерный, папочный фонды методик, отечественного и зарубежного опыта работы с одаренными детьми);
- разработку и подготовку к изданию научных докладов, статей, учебников, учебных пособий по работе с одаренными детьми, регулярное пополнение общедоступных информационных ресурсов в сети Интернет;
- создание выставочного центра, позволяющего преподавателям учебных заведений ознакомиться с современной лабораторной базой и ее методическим обеспечением;
- проведение конференций, семинаров, лекций, педагогических мастерских, лабораторий, презентаций опыта преподавателей вуза и других мероприятий по вопросам обучения, сопровождения и поддержки развития одаренных детей;
- организацию работы по проектированию, моделированию работы с одаренными учащимися, создание методического объединения педагогов, научно-методическое и экспертное сопровождение разработки и внедрения проектов по работе с одаренными детьми;
- оказание методической поддержки педагогам, руководящим и другим категориям работников образовательных учреждений во внедрении в практику их работы новых образовательных технологий и форм работы с одаренными детьми.
Таким образом, результатом реализации предлагаемой модели можно считать появление у одаренного ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение, получение углубленных знаний, умений и навыков в избранном предмете деятельности, а также выбор учебного заведения для продолжения профессионального образования. Поддержка одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и образовательных учреждений позволит создать новые условия для развития творческих способностей и научно-технического творчества молодежи, привлечения одаренных детей к научно-исследовательской деятельности и решения других проблем на базе Межрегионального ресурсного центра.