ОТТЕО РИИ1ТП РАКОИКЕРЕАЛИЗАЦИИФГОС
Демидова Е. В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.27-34.
методический центр ГБОУ ДО (повышения квалификации)
г. Москва
E-mail: [email protected]
J ^
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КАК
ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Л___________________________________________г
Аннотация: Разработка основ управления качеством деятельности педагога с одарёнными детьми базируется на психолого-педагогическом анализе концептуальных подходов, также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет основные подходы для решения данной проблемы. Автор статьи анализирует определённые условия деятельности педагога, определяет основные цели процесса формирования компетенций педагога в контексте обеспечения социально-педагогической поддержки одарённых детей. В статье рассматриваются определённые условия формирования социально-педагогических условий в общеобразовательном учреждении, выстраивается система, направленная на повышение качества деятельности педагога через конкретные формы работы. Создание комфортных социально-педагогических условий рассматривается как обеспечение эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей и детей с высокой мотивацией, в свою очередь, эффективная социально-педагогическая поддержка способствуют формированию компетенций одарённого ребёнка.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, социально-педагогические условия, одарённость, компетенция, инновационная деятельность, управление качеством, дистанционное обучение.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014
25
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Насущная потребность общества в более высоких темпах экономического развития, а значит - в обеспечении реального сектора экономики качественными факторами производства, одним из которых является человеческий капитал, основу которого должны составить талантливые и одарённые дети, выявила значительные проблемы в педагогической деятельности с этой категорией детей [7,10,11]. В настоящее время недостаточно внимания уделяется процессу выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей. Такая ситуация требуют новых подходов в деятельности педагогов по отношению к талантливым, одарённым детям и создания условий для их активного социального развития.
Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации образования, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренных детей.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Как известно, одарённый ребёнок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том, или ином виде деятельности [1]. Деятельность педагога с одарёнными детьми в социально-педагогических условиях общеобразовательного учреждения должна строиться на оказании им социально-педагогической поддержки - это сознательно осуществляемый процесс содействия раскрытию творческого и интеллектуального потенциала мотивированных и одарённых детей [2,12,13].
Учет фактора социально-педагогической поддержки позволяет разрешить многие проблемы одаренных детей. Социально-педагогическая поддержка способствует развитию позитивной Я-концепции, концепции творческого конформизма для разрешения конфликта между сохранением независимости и подчинением групповым интересам; уменьшению влияния негативных общественных стереотипов, подавлению поступков, рождающих негативную реакцию окружающих, снятию блокировки творческой энергии одаренного ребенка; оформлению адекватных представлений о себе, мире, поиску своего места в обществе, стимулированию позитивного умственного развития.
Социально-педагогическая поддержка - необходимое условие полноценного интеллектуального и личностного развития одаренного ребенка. Так как, с одной стороны, позволяет разрешить наиболее типичные и ярко выраженные проблемы одаренных детей, прежде всего, социоадаптационные (коммуникативная некомпетентность, затрудненность процесса социализации и социальной адаптации, неадекватная
Я-концепция и самоуважение, негативное отношение к себе и своему окружению, отсутствие социальных навыков и способностей, неумение решать проблемы и др.). С другой стороны, ее создание способствует максимальному развитию и выражению воплощенной в одаренном ребенке уникальности, неповторимости, индивидуальности. Реализацией этой индивидуальности является творчество, уровень развития и проявления которого зависит от личностных качеств и окружающих характеристик.
Суть социально-педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права и т.д. Сущность социально-педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, творческой атмосферы.
Очевидно, что состояние социально-педагогической поддержки в работе с одарёнными детьми особенно тесно связано с инновационной и методической деятельностью общеобразовательной школы, способной дать импульс творческой инициативе педагогов, процессу повышения их компетентности.
Для работы с одарёнными детьми от педагога требуются высокие профессиональные качества, достичь которые можно лишь через процесс самосовершенствования, условия для которого могут быть созданы через инновационную деятельность.
Создание благоприятных социально-педагогических условий, взаимодействующих между собой -залог успешной социально-педагогической поддержки одарённых детей. Эффективная социально-педагогическая поддержка является неотъемлемым условием качественной деятельности педагога с одарёнными детьми, результатом которой станет положительная мотивация к учению, творчеству, развитию коммуникативной культуры, социальной активной позиции, исследовательских навыков.
Сущность проблемы качества деятельности педагогов с одарёнными детьми связывается с постановкой и решением следующих вопросов: исследование развивающего пространства, его функционирования, определения основных противоречий и проблем; разработка научно обоснованного, оптимального управления качеством деятельности педагога, создание системы социально-педагогических условий, способствующих повышению качества деятельности педагогов [4,5,6,8,14].
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах В. И. Вернадского, В. П. Симонова, А. И. Субетто и др. Следовательно, соответствие качества образования ожиданиям и запросам общества - необходимое условие суще-
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ствования любого образовательного учреждения. С этой целью возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием. В этой связи представляется значимым поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья, дворцы творчества, стажировочные площадки, вузы [3,16,21,22].
Новыми условиями работы с одарёнными детьми должен стать педагогический менеджмент (управление). В теории управления педагогический менеджмент занимает особое место, включает, на первый взгляд, полярные группы - обучающие и обучаемые. Педагогический менеджмент рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления деятельностью педагогов в образовательных учреждениях, направленный на повышение эффективности работы с одарёнными детьми. Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. В работе с одарёнными детьми важным является качество деятельности педагога, которое способно обеспечить эффективную социально-педагогическую поддержку талантливых детей и детей с высокой мотивацией. В связи с этим важно рассматривать вопрос не только управления деятельностью педагога, а управления качеством деятельности педагога [9].
«Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей» [20].
Качество - определённое свойство объекта, позволяющее ему через систему взаимодействия достичь нужного результата. Основная задача образования, состоящая в предоставлении качественных образовательных услуг, достигается через повышение качества образовательного процесса, посредством вовлечения всех имеющихся ресурсов, в том числе, кадровых, путем реализации процесса управления качеством деятельности педагога.
Управление качеством - действия, осуществляемые при создании, эксплуатации, потреблении услуг или продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества [21].
Соглашаясь с утверждением, что социальный заказ на образование изменяет требования к качеству и уровню подготовки педагога, рассмотрим некоторые представления о сущности компетентности. Содержание понятия «компетентность» исследователями характеризуется как владение деятельностью в целом, удержание педагогом ее предметности в мно-
гообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков) [18,19]. Итогом качественной деятельности педагога является формирование компетенций одарённых детей: творческой инициативы, социальной активной позиции, исследовательских навыков и др.
Огромную роль в управлении качеством деятельности педагога играет создание дистанционной формы непрерывного образования педагогических кадров, с помощью которой можно готовить специалистов нового типа, понимающих и принимающих ценности образования иного типа, способных заниматься не только самообразованием и отвечать за свой участок работы, но и умеющих организовывать деятельность инновационных проектов [15,17]. Система организации непрерывного образования педагогов позволит повысить качество деятельности учителя через форму дистанционного обучения, когда формируется собственная творческая образовательная среда, стимулирующая инновационную и методическую деятельность педагога, способствующая внедрению новых педагогических технологий, что является неотъемлемым условием осуществления эффективной социально-педагогической поддержки одарённых детей.
Литература
1. Белоусова А. К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.2-5.
2. Белякова М. М. Опыт педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка к успеху // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.28-40.
3. Вернадский В. И. Очерки и речи. Вып. 2..Пг, 1922. 75 с.
4. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование. 2011. № 9. С.102—110.
5. Давыдова Н. Н., Усова О. Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.21-26.
6. Десятериченко М. А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Образование и наука 2012. № 4. С.73-85.
7. Заславская О. В., Сальникова О. Е. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.7-10.
8. Ковылева Ю. Э. Внутришкольный менеджмент в режиме инновационного развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.18-25.
9. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента. М.: Дека, 2005. 896 с.
10. Кочурова О. И., Синюк О. А. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.19-25.
11. Лукина А. К. Общая одаренность в детском возрасте: условия развития // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.25-29.
12. Сафронова Л. В., Маркова В. И., Кочкина Т. П. Одаренные дети: опыт эффективной педагогики // Инноваци-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014
27
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
онные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.32-37.
13. Сергеева В. П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема: научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образовательных учреждений: коллективная моногр. М.: Перспектива, 2009. С.30-40.
14. Сериков С. Г., Сериков Г Н. Гуманно ориентированная интерпретация системы качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С.22-25.
15. Сивицкая Е. А., Губогло З. И. Дистанционное сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности на основе сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С.26-27.
16. Симонов В.П. Системный подход -основа педагогического менеджмента // Педагогика. 1994. № 1. С.14-18.
17. Скляренко Т М. Дистанционное образование: зарубежные концепции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С.65-70.
18. Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.3-7.
19. Слободчиков В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании. 2003. № 5. С.5-11.
20. Современный экономический словарь - 2-е изд., исправ. М.: ИНФРА-М, 1998. 479 с.
21. Субетто А. И. Качество образования в России: состояние, тенденция, перспективы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 67 с.
22. Шафранов-Куцев Г. Ф. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми и подростками в структуре современного университетского комплекса // Образование и наука. 2013. № 6. С.3-17.
Дюмина Татьяна Юрьевна
к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения математике и информатике
Маньшин Максим Евгеньевич
к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
г. Волгоград
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ
Л_________________________________________Г
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих учителей информатики. Анализируются возможности использования систем задач для развития их интеллектуальной компетентности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих учителей информатики, интеллектуальная компетентность, система задач.
В условиях внедрения ФГОС в процесс профессиональной подготовки будущих учителей информатики актуальным становится вопрос развития их профессиональных компетентностей
[2,4,9,12,17,19]. Именно их сформированность является показателем готовности выпускника к профессиональной педагогической работе. Считаем целесообразным наибольшее внимание уделить развитию интеллектуальной компетентности, которая является основополагающей среди профессиональных компетентностей будущих педагогов, поскольку интеллект определяет успешность любой деятельности.
Исходя из сущности термина компетентность, стать компетентностным человек может только после приобретения адекватных информации, знаний, практического опыта и соответствующей мотивации. Следовательно, в формировании интеллектуальной компетентности человека сфера образования играет важнейшую роль. Будущий учитель информатики объективно нуждается в создании дидактических условий, способствующих формированию его интеллектуальной компетентности за счет максимально возможного обогащения личного субъектного опыта, например, при создании на занятиях квазипрофессиональных ситуаций, применения различных интерактивных форм обу-
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014