Научная статья на тему 'Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов'

Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONALIZATION OF EDUCATION / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / REGIONAL INFRASTRUCTURE / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ / YOUNG TALENTS / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев Михаил Вадимович

В статье предложен подход к формированию инфраструктуры региональной системы поддержки молодых талантов. Дается обзор разработанности проблемы развития одаренных детей в современной науке, предлагается обобщенный опыт реализации этой проблемы в практике деятельности регионов России. Раскрывается понятие «региональная инфраструктура» в аспекте реализации деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в условиях регионального образовательного пространства. Показана региональная инфраструктура поддержки молодых талантов на примере Ярославской области, включающая в себя комплекс ресурсных центров, проектов и программ на базе государственных учреждений Ярославской области во взаимодействии с учреждениями общего и профессионального образования. Описан опыт создания и деятельности регионального инновационно-образовательного центра поддержки молодых талантов «Новая школа»; ресурсного центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании; ресурсного центра по поддержке одаренных детей в процессе взаимодействия вуза и образовательных учреждений, а также опыт реализации регионального проекта «Математическая школа», образовательного проекта «Открытие», инновационного проекта «Патриотические чувства и гражданская позиция у одаренных и талантливых детей региона», региональной межведомственной базы данных о достижениях одаренных детей и их педагогов-наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Infrastructure on Support of Young Talents

In the article an approach to form infrastructure of the regional system on support of young talents is offered. The review is presented on how the problem of development of the gifted children in modern science is worked out, the generalized experience of realization of this problem in practice of Russian regions' activity is offered. The notion "regional infrastructure" in the aspect of activity realization on revealing, teaching and development of the gifted children in conditions of the regional educational space is presented. The regional infrastructure on support of young talents on the example of the Yaroslavl region, including a complex of the resource centers, projects and programmes on the basis of state institutions of the Yaroslavl region in interaction with institutions of the general and professional education is shown. Experience of creation and activity of the regional innovative and educational center on support of young talents "New school"; of the resource center of telecommunications and information systems in education; of the resource center on support of the gifted children in the course of interaction of a higher education institution and educational institutions; and also experience of implementation of the regional project "Mathematical School", the educational project “Opening”, the innovative project "Patriotic Feelings and Civic Position of the Gifted and Talented Children of the Region", a regional interdepartmental database about achievements of the gifted children and their teacher-tutors are described..

Текст научной работы на тему «Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов»

УДК 37.06

М. В. Груздев

Региональная инфраструктура поддержки молодых талантов

В статье предложен подход к формированию инфраструктуры региональной системы поддержки молодых талантов. Дается обзор разработанности проблемы развития одаренных детей в современной науке, предлагается обобщенный опыт реализации этой проблемы в практике деятельности регионов России. Раскрывается понятие «региональная инфраструктура» в аспекте реализации деятельности по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в условиях регионального образовательного пространства. Показана региональная инфраструктура поддержки молодых талантов на примере Ярославской области, включающая в себя комплекс ресурсных центров, проектов и программ на базе государственных учреждений Ярославской области во взаимодействии с учреждениями общего и профессионального образования. Описан опыт создания и деятельности регионального инновационно-образовательного центра поддержки молодых талантов «Новая школа»; ресурсного центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании; ресурсного центра по поддержке одаренных детей в процессе взаимодействия вуза и образовательных учреждений, а также опыт реализации регионального проекта «Математическая школа», образовательного проекта «Открытие», инновационного проекта «Патриотические чувства и гражданская позиция у одаренных и талантливых детей региона», региональной межведомственной базы данных о достижениях одаренных детей и их педагогов-наставников.

Ключевые слова: регионализация образования, организационно-педагогическое обеспечение образовательной деятельности, региональная инфраструктура, одаренные дети, молодые таланты, социально-педагогическое сопровождение одаренных детей.

M. V. Gruzdev

Regional Infrastructure on Support of Young Talents

In the article an approach to form infrastructure of the regional system on support of young talents is offered. The review is presented on how the problem of development of the gifted children in modern science is worked out, the generalized experience of realization of this problem in practice of Russian regions' activity is offered. The notion "regional infrastructure" in the aspect of activity realization on revealing, teaching and development of the gifted children in conditions of the regional educational space is presented. The regional infrastructure on support of young talents on the example of the Yaroslavl region, including a complex of the resource centers, projects and programmes on the basis of state institutions of the Yaroslavl region in interaction with institutions of the general and professional education is shown. Experience of creation and activity of the regional innovative and educational center on support of young talents "New school"; of the resource center of telecommunications and information systems in education; of the resource center on support of the gifted children in the course of interaction of a higher education institution and educational institutions; and also experience of implementation of the regional project "Mathematical School", the educational project "Opening", the innovative project "Patriotic Feelings and Civic Position of the Gifted and Talented Children of the Region", a regional interdepartmental database about achievements of the gifted children and their teacher-tutors are described..

Keywords: regionalization of education, organizational and pedagogical support of the educational activity, a regional infrastructure, the gifted children, young talents, social and pedagogical support of the gifted children.

Поддержка талантливых детей определяется как ключевое направление на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации. Развитие новых технологий актуализирует потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Удовлетворить эту потребность возможно только путем сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны. Решение данной проблемы рассматривается во многих актуальных государственных документах: Феде-

ральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 гг. № 61), Национальной стратегии действий в интересах детей РФ до 2017 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761), Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г., № 2148-з), Концепция Российской национальной системы выявления и развития

© Груздев М. В., 2014

молодых талантов (утверждена Президентом России от 3 апреля 2012 г.) и др.

Анализ проблемы развития одаренных детей показывает, что в современной теории и практике достаточно полно представлены исследования различных факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремления к знаниям, познавательных потребностей и т.д. (А. Бине, П.П. Блонский, Ф. Галь-тон, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, К. Хеллер и др.); большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Р. Бернс, М.Э. Боцманова, А.В. Захарова, Е.В. Маркелова, Д. Фридман, В.С. Юркевич и др.); проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы лич-ностно ориентированного и практико-ориентированного образования (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.П. Лебедева, Ю.Д. Бабева, С.Д. Дерябо, В.А. Орлов, В.А. Яс-вин и др.); разработана «Рабочая концепция одаренности», которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадри-ков, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич и др.) [5].

Система работы с одаренными детьми в разных регионах России интенсивно развивается, накоплен некоторый опыт сопровождения одаренных детей в рамках региональных систем образования: совершенствуются формы поиска и поддержки талантливых детей, прогнозирования путей их развития и достижения успехов; создаются системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей, реализуются традиционные и инновационные формы работы с ними; осуществляется интеграция образовательных учреждений разных типов в вопросах работы с одаренными детьми; внедряются разнообразные формы мотивации общественности региона на работу с одаренными обучающимися; создаются условия для организации базовых и экспериментальных площадок, разрабатываются и внедряются инновационные программы по работе с одаренными детьми и др. [5].

Анализ современных образовательных практик показывает, что одним из условий эффективности работы с одаренными детьми является развитие системы ее комплексного обеспечения и социальной государственной поддержки на уровне региона. Но, несмотря на объективно существующий опыт работы с одаренными детьми, в современных российских и зарубежных исследованиях недостаточно изучены подходы к развитию организационно-педагогического обеспечения сопровождения одаренных детей в рамках региональной системы образования.

Основной целью исследования, результаты которого составляют содержание данной статьи, является выявление и обоснование комплекса организационно-педагогического обеспечения региональной системы поддержки молодых талантов, составляющего региональную инфраструктуру. Основными методами исследования стали анализ теоретических источников, анализ и обобщение опыта работы с одаренными детьми в регионах России.

Региональная система образования (РСО) представляет собой совокупность образовательных институтов и механизмов реализации взаимодействия между этими институтами. Стратегическая цель развития региональной системы образования заключается в повышении качества, доступности и эффективности всех уровней образования через интеграцию образовательных ресурсов региона. Мы можем говорить о развитии региональной системы образования, если в ней происходят позитивные изменения, возникают мобильные, гибкие элементы, обладающие потенциалом собственного развития и организационно-педагогическим потенциалом [2].

В организационно-педагогическое обеспечение региональной системы образования должен входить комплекс условий и средств, обеспечивающих структурное, научно-методическое, материально-техническое, информационное, нормативное обеспечение процессов образования [2]. Комплекс организационно-педагогического обеспечения формирует инфраструктуру региона, направленную на повышение эффективности образования. Под региональной инфраструктурой понимается созданная в рамках системы образования совокупность ресурсных центров, образовательных программ и проектов, направленная на обеспечение сопровождения приоритетных направлений развития региональной системы образования. Региональная инфраструктура позволяет выстраивать коммуникации на раз-

личных уровнях региона и управлять этим процессом, получать качественные результаты образовательной деятельности [4].

В данном исследовании речь идет о создании «инфраструктуры одаренности», объединяющей в рамках региона учреждения и общественные организации, образовательные и социальные программы, направленные на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи. Основными элементами инфраструктуры региональной системы поддержки молодых талантов могут стать инновационные комплексы, проекты и ресурсные центры, обеспечивающие процесс сопровождения одаренных детей [5].

Анализ и обобщение опыта Ярославской области позволил вывить и описать следующие, представленные ниже, элементы комплекса организационно-педагогического обеспечения региональной системы поддержки молодых талантов.

Региональный инновационно-

образовательный центр поддержки молодых талантов. Данный центр должен реализовать комплекс ресурсов, направленных на сопровождение одаренных детей в регионе, в том числе образовательный, инновационный, методический и организационно-массовый ресурсы. Образовательная деятельность может осуществляться в очной, заочной и дистанционной формах посредством реализации дополнительных образовательных программ. Инновационная и методическая деятельность осуществляется через реализацию инновационных и экспериментальных образовательных проектов и программ; разработку и внедрение эффективных методов и приемов обучения и воспитания, организацию мастер-классов, семинаров и круглых столов для педагогических работников образовательных учреждений региона, оказание практической и консультативной помощи образовательным учреждениям. Организационно-массовая деятельность предполагает проведение массовых мероприятий с обучающимися, в том числе региональных, межрегиональных, всероссийских детских и молодежных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, профильных лагерей и др.

В Ярославской области создан комплексный инновационно-образовательный центр «Новая школа», который является региональным координатором организации и проведения всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно в области в школьном этапе олимпиад принимают участие более 40 тысяч школьников, более 19 тысяч обучающихся продолжают интеллектуальный

марафон на муниципальном этапе. Научно-методическое обеспечение организации и проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников традиционно основывается на тесном сотрудничестве с учреждениями высшего профессионального образования Ярославской области. Одним из наиболее ярких событий в деятельности центра является региональная телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умники и умницы Ярославии», которая реализуется во взаимодействии с региональным телевизионным каналом «Первый ярославский» и при поддержке Московского государственного института международных отношений, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославского государственного театрального института. В олимпиаде ежегодно принимают участие более 100 талантливых учащихся 10-х классов. В течение всего учебного года этапы олимпиады транслируются на региональном телеканале «Первый ярославский», а призеры регионального этапа олимпиады принимают участие в федеральной телевизионной игре «Умницы и умники».

Региональный проект «Математическая школа». Проект предполагает проведение серии мероприятий, направленных на выявление школьников, одаренных в области математики. Ключевыми идеями проекта являются обеспечение доступности и открытости дополнительного математического образования независимо от места проживания ребенка; внедрение принципа состязательности через проведение многочисленных творческих конкурсов, олимпиад, математических турниров, а также загородных летних и зимних математических школ и иных форм работы; пропаганда значимости математического образования, привлечение общественного интереса к успехам талантливых в математике детей; формирование интереса школьников к математическому образованию; эффективное сочетание массового математического образования с различными формами элитной подготовки; сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий и др.

В Ярославской области координаторами регионального проекта «Ярославская математическая школа» являются ярославский региональный инновационно-образовательный центр «Новая школа», Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, Ярославский

государственный университет им. П.Г. Демидова. Среди ярославских школьников девять человек из разных городов и районов области являются чемпионами мира по математике. Успешность ярославских школьников на всероссийских и международных олимпиадах в последние десятилетия явилась следствием многолетней системной работы, организованной правительством области с привлечением ведущих специалистов ярославских вузов, а также школьных педагогов. На территории области создано 50 объединений юных математиков, в которых организовано обучение около 1000 школьников по программам дополнительного образования; запланировано проведение ежегодных летних и зимних математических школ в рамках программ отдыха и оздоровления детей, разработаны и реализуются программы участия юных математиков Ярославской области в различных межрегиональных и федеральных состязаниях, создано общественное объединение «Ярославский математический клуб», а также подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Ярославской области и НИЦ «Курчатовский институт».

Образовательный проект «Открытие». Проект представляет собой систему научных семинаров для школьников по различным направлениям современной науки. Работа семинаров организуется в очно-заочной форме с активным использованием дистанционных технологий. Экспериментальная часть работы может проводиться на базе лабораторий вузов и других научных центров. Обязательной частью программы семинаров являются летние и зимние школы на базе загородных центров отдыха. В рамках работы семинаров старшеклассники получают возможность не только посещать лекции ведущих ученых по актуальным проблемам современной науки, но и выполнять самостоятельные научные исследования под руководством вузовских преподавателей. Работа над исследовательскими проектами позволяет не просто реализовать индивидуальные интересы старшеклассников, но и помочь им овладеть ключевыми основами методологии исследовательской деятельности. Особое внимание должно уделяться формированию у юных исследователей собственной научной позиции. Важно также, что данный проект позволяет обеспечить готовность общеобразовательных учреждений к организации работы по индивидуальному проектированию старшеклассников в рамках новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

В Ярославской области проект «Открытие» реализуется на протяжении 15 лет для старшеклассников, ориентированных на научное творчество. Организатором проекта выступает муниципальное образовательное учреждение «Провинциальный колледж». Научно-методическое обеспечение проекта осуществляют ведущие ярославские вузы. За все время реализации проекта в нем приняли участие представители более чем 75 субъектов Российской Федерации, многих зарубежных государств.

Инновационный проект «Патриотические чувства и гражданская позиция у одаренных и талантливых детей региона». Проект направлен на формирование патриотических чувств у талантливых детей; развитие мотивации работать на пользу своей Родине, региону; противодействие «утечке кадров» из региона. Условием развития патриотических чувств и формирования гражданской позиции у одаренных детей может быть включение их в привлекательную интеллектуально-насыщенную и творческую деятельность, направленную на эмоциональное освоение истории страны, малой родины; знакомство с культурными ценностями, национальными традициями; формированию целостной картины мира и системы ценностей. Эта деятельность должна носить общественно полезный характер, включать возможность оказания помощи нуждающимся, способствовать реальному решению конкретных жизненных проблем (школы, двора, района), давать возможность свободного безоценочного общения со сверстниками и взрослыми, свободного выражения своего мнения, позиции; а также предлагать неожиданные, нетрадиционные формы, учитывать интересы конкретной группы одаренных детей.

В Ярославской области проект «Патриотические чувства и гражданская позиция у одаренных и талантливых детей региона» реализует ГАОУ «Центр детей и юношества». На базе учреждения создано 5 ресурсных центров: по дополнительному образованию, экологическому воспитанию, спортивно-массовой работе, профилактике дорожно-транспортного травматизма и методической поддержке участников процесса сопровождения одаренных детей. Центр детей и юношества является организатором более 40 областных массовых мероприятий с обучающимися образовательных учреждений Ярославской области.

Ресурсный центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. К ведущим ресурсам данного центра можно отнести

создание информационно-образовательного портала, региональной коллекции цифровых образовательных ресурсов, образовательные и творческие интернет-проекты и др. Одним из эффективных средств организации взаимодействия школьников, педагогов, специалистов высшей школы и работников различных учреждений посредством телекоммуникаций являются образовательные и творческие интернет-проекты. Они дают возможность школьникам, географически удаленным друг от друга, общаться, решать общие задачи, участвовать в конференциях, обсуждениях, дискуссиях. В них принимают участие творческие учителя и увлеченные школьники, которым нравится совершать открытия, учиться по-новому видеть знакомые вещи, совершенствоваться в информационных технологиях, изучая различные предметы. Интернет-проекты позволяют создать инновационную среду творческого взаимодействия и обеспечивают современную атмосферу в обучении.

Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, созданный в Ярославской области, является специализированным центром по работе с одаренными детьми в Центральном Федеральном округе. К ресурсам информационно-образовательного портала сети образовательных учреждений Ярославской области за год обращается более 1 миллиона пользователей сети интернет из 83 регионов Российской Федерации и 104 стран мира. В проектах, реализованных Центром телекоммуникаций, приняли участие сотни тысяч школьников из всех регионов Российской Федерации и десятков зарубежных государств. Можно отметить следующие региональные, всероссийские и международные проекты: международный интернет-проект «Идеальный мир глазами детей»; международный творческий интернет-проект «Мосты дружбы»; международный творческий интернет-проект «Диалог культур»; международный интернет-проект ЮНЕСКО «Это наше время»; образовательный интернет-проект «Удивительный мир физики»; образовательный интернет-проект «Путешествие в мир химии»; творческий интернет-проект «Герой нашего времени»; интернет-проект «Школу будущего строим вместе»; интернет-проект «Учитель нашей новой школы»; интернет-проект «Выборы Президента Российской Федерации»; математический портал «Математика для всех»; интернет-клуб «Социальный навигатор»; интернет-сайт «Подросток и закон»; интернет-сайт для родителей детей дошкольного возраста и др.

Ресурсный центр по поддержке одаренных детей в процессе взаимодействия вуза и образовательных учреждений. Данный центр реализует цель создания комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования. В содержание деятельности центра могут входить: создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей; профессиональная ориентация одаренных старшеклассников на направления и профили профессиональной подготовки, реализуемые в системы высшего, среднего и начального профессионального образования; создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, разработка методик развития разных видов одаренности; развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников на базе вуза; подготовка олимпиадных команд по отдельным предметам, включая психологическую подготовку; подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми, внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений, вузов и систему повышения квалификации педагогов; обеспечение мотива-ционной поддержки работы с одаренными детьми; создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми (в т.ч. льготного поступления в вузы одаренных детей); поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с одаренными старшеклассниками [3].

В Ярославле на базе ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» открыт межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей (МРЦ). В МРЦ создана современная техническая и технологическая база, включающая в себя программное обеспечение «Живая физика», «Живая математика», «Живая химия», «Живая география», программы управления проектами (например, Microsoft Project), графического дизайна и обработки изображений (например, Adobe Photoshop и CorelDRAW), программы для обеспечения коммуникаций, различного моделирования и т.д. Основная технологическая

нагрузка МРЦ сосредоточена в интернет-сайте. Сайт содержит разделы «Школьникам», «Шаг в будущее», «Родителям», «Специалистам», «Календарь открытых мероприятий ЯГПУ» и другие. Широкомасштабным проектом МРЦ стали мероприятия выставки и этапов соревнований «Шаг в будущее».

Региональная межведомственная база данных о достижениях одаренных детей и их педагогов-наставников. Формирование базы данных позволяет координировать деятельность по работе с одаренными детьми в условиях межведомственного взаимодействия образования, культуры, спорта и молодежной политики; объединить информационные и административные ресурсы различных ведомств; разработать единые механизмы сопровождения одаренных детей. Межведомственная база данных помогает решать следующие задачи: осуществлять сбор актуальной информации по работе с одаренными детьми; проводить мониторинг деятельности региональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; принимать эффективные управленческие решения по сопровождению юных талантов Ярославской области.

Для обеспечения мониторинга достижений обучающихся в Ярославской области создана региональная межведомственная база данных о достижениях одаренных детей и их педагогов-наставников, технологическую поддержку которой осуществляет Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. В настоящее время в региональную межведомственную базу занесена информация почти о 30 тысячах достижений детей Ярославской области.

Таким образом, научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в актуализации проблемы поддержки одаренных детей в рамках региональной системы образования; разработке теоретико-методической базы формирования комплекса организационно-педагогического обеспечения региональной системы поддержки молодых талантов; в дополне-нении понятия «инфраструктура одаренности», «региональная система поддержки молодых талантов»; в обосновании условий, при которых сопровождение одаренных детей в регионе становится эффективным.

Практическая значимость исследования состоит в создании комплекса ресурсных центров, проектов и программ на базе государственных учреждений Ярославской области во взаимодействии с учреждениями общего и профессиональ-

ного образования, направленных на повышение эффективности региональной системы поддержки молодых талантов.

Библиографический список

1. Данилов Д.А. Организационно-педагогическое обеспечение регионализации образования [Текст] / Д. А. Данилов // Успехи современного естествознания.

- 2004. - № 1 - стр. 70-72.

2. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования [Текст]: коллективная монография / под ред. А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.

- 300с.

3. Золотарева А.В. Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков [Текст] / А.В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -№3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - 262 с. - С.190-195.

4. Репина А.В. Особенности организации инновационной деятельности в региональной системе образования [Текст] / А.В. Репина // Ярославский педагогический вестник - Том II. Психолого-педагогические науки. - 2013. № 2. - С.68-71

5. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. М.В. Груздева, А. В. Золотаревой. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2012. - 291 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Danilov DA. Organizatsionno-pedagogicheskoe obespechenie regionalizatsii obrazovaniya [Tekst] / DA. Danilov // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2004. - № 1 - str. 70-72.

2. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak faktor razvitiya regional'noj sistemy obrazovaniya [Tekst]: kollektivnaya monografiya / pod red. А.У. Zolotare-voj, S.L. Palad'eva. -YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2009. - 300s.

3. Zolotareva А.У. Model' vzaimodejstviya vuza i obrazovatel'nykh uchrezhdenij v protsesse podderzhki odarennykh detej i podrostkov [Tekst] / А.У. Zolota-reva // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psikho-logo-pedagogicheskie nauki: nauchnyj zhurnal. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2011. -№3. - Tom II (Psikholo-go-pedagogicheskie nauki). - 262 s. - S.190-195.

4. Repina А.У Osobennosti organizatsii innova-tsionnoj deyatel'nosti v regional'noj sisteme obra-zovaniya [Tekst] / А.У Repina // YAroslavskij pedago-gicheskij vestnik - Tom II. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. - 2013. № 2. - S.68-71

5. Soprovozhdenie odarennogo rebenka v regio-nal'nom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. M.V. Gruzdeva, А.У. Zolotarevoj. - YAroslavl': izd-vo YAGPU, 2012. - 291 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.