Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в сельской бурятской малокомплектной школе'

Управление инновационными процессами в сельской бурятской малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
88
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ БУРЯТСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / BURYAT RURAL LOW COMPLETE SCHOOLS / INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION / DEVELOPMENT OF RURAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаров Ц. Р.

Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования сельской местности в Республике Бурятия. Выделены перспективы развития сельской бурятской малокомплектной школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов модернизации сельской бурятской малокомплектной школы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovative processes in the Buryat rural low complete school

The short description of the features of development of general education in rural areas in the Republic of Buryatia has been stated. The prospects of development of the Buryat rural low complete schools in the current socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways of solution the key issues of modeling the Buryat rural low complete schools in the modern conditions have been revealed.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в сельской бурятской малокомплектной школе»

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. - 79 с.

2. Афанасьев А.Е., Данилов Д.А. Профильная дифференциация в сельской школе. - Новосибирск: Наука, 2004. - 236 с.

3. Базаров Ц.Р. Развитие бурятской сельской школы (социально-педагогические аспекты). - Улан-Удэ, 1998. - 124 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. - М., 2001. - 238 с.

6. Ершова Н.В., Шилова Н.А. Модель преемственности на основе периодизации детского развития // Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития. - Якутск, 2003. - С. 4-13.

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Лидер образования. -2002. - Октябрь. - С. 25-29.

8. Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута (по материалам проекта Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета) / сост. С.С. Чагин. -М.: АПКиПРО, 2004. - 28 с.

Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 67000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 210411.

Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 37.018.523(571.54) © ЦР. Базаров

Управление инновационными процессами в сельской бурятской малокомплектной школе

Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования сельской местности в Республике Бурятия. Выделены перспективы развития сельской бурятской малокомплектной школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов модернизации сельской бурятской малокомплектной школы в современных условиях.

Ключевые слова: сельская бурятская малокомплектная школа, инновационные процессы в образовании, развитие сельской школы.

Ts.R. Bazarov

Management of innovative processes in the Buryat rural low complete school

The short description of the features of development of general education in rural areas in the Republic of Buryatia has been stated. The prospects of development of the Buryat rural low complete schools in the current socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways of solution the key issues of modeling the Buryat rural low complete schools in the modern conditions have been revealed.

Keywords: Buryat rural low complete schools, innovative processes in education, development of rural schools.

В решении сложных и жизненно важных социально-экономических проблем села, в обеспечении и закреплении в сельском хозяйстве кадров за счет молодежи огромную роль играет сельская школа. В истории нашего государства она всегда занимала особое место. Эта особенность определилась историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни села, зависимостью от производственной и социальной инфрастуктуры села и своим предназначением в экономической, культурной, социальной жизни государства и сельского сообщества.

Сельская школа - это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социально-педагогическую функции [1].

В образовательном пространстве России сельская школа занимает значительное место.

Это 70,4% от всех общеобразовательных школ страны, в которых обучается 28,8% от числа всех учащихся, работает 41% всех педагогов [1].

Специфика сельской школы в Республике Бурятия заключается в ее малочисленности. С целью поддержки малокомплектных школ принят закон Республики Бурятия от 27 декабря 2007 г. №51-IV «О внесении изменений в закон Республики Бурятия «Об образовании», определяющий критерии отнесения общеобразовательной школы к малокомплектной.

Приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 31 марта 2010 г. №335 утвержден список 242 малокомплектных школ. В 2009 г. расходы на одного учащегося сельской школы (на ФОТ) составляли 33,68 тыс. р. в год (малокомплектной школы - 48,93 тыс. р.), городской школы - 17,84 тыс. р. в год. Общие расходы на одного учащегося сельской школы составляли 54,9 тыс. р. в год, в то время как расходы на одного учащегося городской школы -30,3 тыс. р. в год. Однако на сегодняшний день и это финансирование общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, находится на минимально допустимом уровне.

Для решения проблемы сельских школ Министерством образования и науки республики реализованы:

- целевая программа «Оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006-2008 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2006 г. №65;

- «Концепция оптимизации сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2007-2008 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 декабря 2006 г. №416.

В этом контексте вкратце остановимся на понятии «инновация». Мы в своей работе опираемся на известное определение инновации, сформулированное в одной из работ А.И. Приго-жина: «Инновация (нововведение) - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы» [3]. Используя это определение инновации, выясним структуру любого инновационного процесса.

В современной научной литературе выделяются два подхода к изучению структуры любых инновационных процессов. Первый подход разделяет структуру процесса нововведения на части с содержательной его стороны, то есть рас-

сматривает процесс воплощения некоторой новой идеи в действительность. Второй подход определяется прежде всего взаимодействием отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, последовательной сменой друг друга.

Учитывая тот факт, что любое нововведение есть процесс, протекающий во времени, исследователями разрабатывается концепция «жизненного цикла» нововведения. В процессе нововведения выделяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение нововведения:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции нововведения. Условно этот этап называют также этапом открытия, которое является, как правило, или результатом фундаментальных и прикладных научных исследований, или результатом «внезапного озарения».

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект.

3. Этап нововедения, при котором полученное новшество находит практическое применение (завершается этот этап, как правило, получением устойчивого эффекта от данного новшества).

4. Этап распространения нововведения, заключающийся в его широком внедрении в новые сферы.

5. Этап реализации нововведения в конкретной области, при котором нововведение фактически перестает быть таковым и постепенно утрачивает свою новизну (как правило, этот этап завершается появлением реальной альтернативы или заменой данного нововведения более эффективным).

6. Этап сокращения масштабов применения нововведения, связанный с заменой его последующим нововведением [1].

Приведенная ранее линейная схема последовательно сменяющих друг друга этапов инновационного процесса четко структурирует инновационный процесс во времени, но в то же время не раскрывает причин смены этих этапов, а потому представляет собой несколько упрощенную последовательность разворачивания каждого инновационного процесса в отдельности.

Сегодня в Бурятии реализуются программы «Развитие образования на селе», «Компьютеризация сельских школ», «Школьный автобус», «Ремонт аварийных школ в сельской местности», направленные на сохранение, поддержку и развитие образования на селе. У сельских малокомплектных школ большие социальные задачи: способствовать тому, чтобы сохранялись и укреплялись семейно-общинные формы жизни и воспитания, чтобы растущий человек укоренялся в родной местности, приобщался к традициям,

ценностям отечественной истории и культуры, всесторонне развивался. Современная сельская школа взяла на себя функцию, может быть, ей не свойственную (в рамках обычной системы): изменить ситуацию вокруг, активизировать сельский социум, постепенно превращаясь в центр устойчивого духовно-нравственного и социально-экономического развития села и источник культурно-образовательных инициатив. С целью создания целостной социально-образовательной системы, отражающейся на широких связях с внешней средой, властными структурами, предприятиями и учреждениями, в республике появились социально-педагогические комплексы: Усть-Эгитуйский - в Еравнинском, Барагхан-ский - в Курумканском, Удинский - в Хорин-ском районах Бурятии. Функционирует 10 образовательных школ фермерского направления, в которых учащиеся получают практические знания по основам сельскохозяйственных наук и профессий, навыки ведения фермерского хозяйства.

В системе дополнительного образования педагоги знакомят учащихся с основами производства сельского хозяйства на уровне современной науки (агроэкологии, агрономии, рыночной экономики, агробизнеса и т.п.), с современной техникой (тракторами, автомобилями, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами), современными технологиями и организацией механизированных сельскохозяйственных работ. Принята и реализуется республиканская программа «Развитие подсобных хозяйств школ».

Среди перспектив сельской школы можно выделить следующие: превращение в филиал базовой (опорной) школы, развитие дистанционного образования, создание интернатов, центров раннего развития детей, общеобразовательных учреждений «Агрошкола», «Агролицей».

Продолжается качественное изменение деятельности учреждений профессионального образования, ориентированной как на личные потребности обучаемых, так и на рыночный спрос специалистов технического, общественно-гуманитарного профиля, информационных технологий, сферы сервиса. Учреждения начального профессионального образования, обеспечивая молодежи получение доступного и бесплатного профессионального образования, осуществляют подготовку квалифицированных рабочих. Ряд учреждений работает в режиме инноваций. В 16 учреждениях начального и среднего профессионального образования существует подготовка по новым специальностям: «электромонтер в сельском хозяйстве», «мастер общестроительных

работ», «хозяйка усадьбы» и др. Продолжается работа по созданию на базе учреждений начального и среднего профессионального образования центров непрерывного профессионального образования, предусматривается реализация программ допрофессиональной подготовки.

Чрезвычайно важно в условиях развития интеграционных процессов во всем мире сохранить свою самобытность и тот особый интеллектуальный и нравственный потенциал, который характерен для образования в Бурятии. В последние годы повсеместно началось приобщение к народным истокам, изучаются и возрождаются лучшие традиции народной педагогики. Ориентация в процессе регионализации образования на принцип народности способствует сохранению и развитию традиций, понятий и этнокультурных представлений как общего и особенного своего народа и представителей других национальностей региона. Важнейшей и неотъемлемой функцией образования становится воспитание, которое сегодня является приоритетным направлением в образовательной политике Республики Бурятия. В сложных социально-экономических условиях нужен совершенно новый взгляд на воспитание, нужны современные научно-обоснованные и апробированные технологии, где талант педагога, дарование ученика и мудрость родителей получили бы полную реализацию. Главной задачей сегодня является создание в сельских малокомплектных школах гуманистических воспитательных систем, направленных на развитие индивидуальности каждого ребенка. Главной целью и результатом воспитания должен стать личностный рост воспитанника. Дошкольное и начальное обучение должно быть как можно более естественным и во многом воспроизводить в новых специфических условиях народные формы обучения. Нельзя впредь допускать игнорирование преемственности эмпирических знаний. Это является, возможно, одной из самых важных задач дидактики национальной школы [5]. Отсюда совершенно очевидно, что учителя нуждаются в исследованиях по прикладной этнопедагогике, педагогике национальной школы, без которых частные методики по гуманитарному и общественному циклам предметов едва ли могут быть научно состоятельными и образовательно эффективными.

Поэтому одной из важнейших проблем национально-культурного возрождения выделяется, как первостепенная, проблема родного языка, который будет служить необходимым орудием при первоначальном обучении, и учитель должен быть знаком с материнским языком уча-

щихся. Должно ли все преподавание непременно происходить на родном языке? Да, если оно может происходить без ущерба для качества преподавания, для той цели, которую ставит себе образование, - цели приобщения учащихся к мировой общечеловеческой культуре. Решительно нет, если это способствует из-за невыра-ботанности языка, отсутствия литературы и соответствующих кадров снижению качества преподавания и послужит преградой приобщению учащихся к современной культуре. Здесь основным принципом национального образования должно быть такое обучение, когда оно качественное и удовлетворяет требованиям научности, художественности и нравственности. Задачи государственной власти сводятся в данном вопросе к тому, чтобы представлять широкий простор частной и общественной инициативе в школьном деле (при условии выполнения требований хорошего образования), облагораживать конкуренцию, ввести ее в рамки права, лишить ее момента насилия, тем самым обеспечить победу достойному; к сожалению, в структуре управления республики, да и в органах образования, кроме самих учителей и преподавателей бурятского языка, мало кто сегодня может свободно пользоваться бурятским языком так же, как русским, т.е. со всеми гранями и нюансами. А принятый Верховным Советом закон «О языках народов Республики Бурятия» предполагает именно свободное владение двумя государственными языками: бурятским и русским. Однако реализация большинства статей этого закона (относительно бурятского языка), судя по всему, не осуществляется в полном объеме до тех пор, пока не будет круто изменена методика изучения бурятского языка - как второго на основе русского. Поэтому нужно принять срочные меры -и не только усилиями Министерства образования: нужна новая технология ускоренного и программированного обучения, альтернативная существующей [5].

Одной из основных в государственной политике является социальная направленность системы образования. К разряду актуальных проблем сегодняшней школы относится проблема сохранения и укрепления детского здоровья, а главное - формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации развития. Понимая ответственность школы за сохранение здоровья обучающихся, педагогические коллективы школ работают над созданием модели здоровьесбере-гающей школы, в образовательном пространстве которой идет творческое осмысление и исполь-

зование здоровьесберегающих технологий, являющихся сегодня составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Спецификой данных технологий является ориентация на народные традиции, т.к. традиционный уклад жизни народов, населяющих многонациональную Бурятию, основывается на принципах тесного взаимодействия с природой, водными источниками, землей, лесом, небесными светилами. В школах республики введен третий дополнительный час занятий физической культурой. Особое внимание уделяется организации физкультурно-оздоровительной работы среди детей-инвалидов, учащихся коррекцион-ных школ.

Решение проблем качества образования напрямую связан с реализацией программы «Социальная защита учащихся образовательных учреждений Республики Бурятия». К сожалению, в связи с изменением инфраструктуры, безработицей и низким материальным положением части жителей села увеличилось число социальных сирот, малообеспеченных семей. Мы должны приложить усилия, чтобы изменить данную ситуацию.

Сегодня очевидно, что без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только развитие, но и функционирование. В республике 75% образовательных учреждений имеют попечительские советы, которые рассматриваются как форма поддержки и защиты личных и имущественных прав, образовательных интересов несовершеннолетних граждан.

Таким образом, наша триада задач - качество, доступность и эффективность образования-позволит молодому человеку определиться в своей взрослой жизни с максимальной пользой для себя, общества и государства. В этом суть модернизации: если мы ранее учились у прошлого, стараясь воспроизвести его лучшие достижения, то теперь пора учиться у будущего, приближая и опережая его. Опыт прошлого при этом не отвергается, а лишь переоценивается. Конечно, будущее еще предстоит построить. Но если достаточно глубоко всматриваться в будущее, ориентироваться на него, то оно будет неизбежно приближаться, проникая в настоящее.

Литература

1. Развитие бурятской сельской школы (социально-педагогические аспекты). - Улан-Удэ, 1998. - 124 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

3. Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. - Челябинск, 1992.

4. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск: Амалфея, 2000.

5. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: Теория и практика. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 240 с.

6. Поташник М. М. Инновационные школы России - М., 1996.

7. Сельская школа-комплекс - новый тип учебно-воспитательного учреждения. - Курск, 1985.

Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 210411.

Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 372.8:811 © А.С. Будник

Межкультурный подход к обучению иностранным языкам в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются различные культуроориентированные подходы к обучению иностранным языкам, изучается межкультурный подход с основных направлений его интерпретации, анализируются нормативные документы с целью выявления целесообразности применения межкультурного подхода в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: культуроориентированные подходы, межкультурный подход, диалог культур, старший этап обучения, профильный уровень.

A.S. Budnik

A cross-cultural approach to foreign language teaching in comprehensive school

The article focuses on different culture-oriented approaches to foreign language teaching, studies the cross-cultural approach from the point of view of main trends of its interpretation. Normative documents are analyzed to reveal the appropriateness of using the cross-cultural approach in comprehensive school.

Keywords: culture-oriented approaches, cross-cultural approach, dialogue of cultures, senior stage of education, proficiency level.

Проблема интеграции компонентов культуры в образование, в частности в обучение иностранным языкам, давно привлекает внимание ученых. До 60-х гг. XX в. культура в рамках обучения иностранным языкам (ИЯ) выступала как самостоятельный элемент, сопряженный со знаниями о стране изучаемого языка. В данный период, как отмечает А.А. Миролюбов, «общее образование при обучении языкам достигается в результате ознакомления с культурой страны, язык которой изучается» [6, с. 260]. Тем не менее страноведческий материал, представленный в учебниках, имел второстепенное значение и не сопровождался специально разработанными к нему упражнениями.

Следующий этап развития идеи обучения ИЯ связан с периодом 70-80-х гг. XX в. В это время становится очевидным, что для полноценного общения на иностранном языке необходимо не только умение владеть языковым материалом, но и внеязыковыми знаниями, связанными с культурой и обычаями той или иной общности лю-

дей. Однако область применения социокультурных аспектов в данный период ограничивается прагматическими целями - необходимостью развития умений социального поведения в ситуациях повседневного общения.

Как свидетельствует проведенный анализ, только в 90-е гг. XX в. произошло осознание необходимости актуализации личности учащегося на основе познания им чужой для него действительности и восприятия иной культуры. Появились и получили дальнейшее развитие различные культуроориентированные подходы в обучении иностранным языкам: лингвострановедче-ский (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), лин-гвокультурологический (В.В. Воробьев, М.А. Суворова), социокультурный (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев) и др. Данные подходы нашли применение в обучении ИЯ в общеобразовательной школе.

Лингвострановедческий подход в рамках общеобразовательной школы рассматривается учеными как средство развития мотивации уча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.