виях диалога культур Востока и Запада. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 316 с.
3. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. - Красноярск: КГПУ, 1995. -213 с.
4. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Энциклопедия приемов вольной борьбы. - Красноярск: Ин-т спорт. единоборств им. И. Ярыгина Краснояр. гос. пед. ун-та, 1998. - 236 с.
5. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. -М.: ВНИИФК, 2003. - 208 с.
6. Сагалеев А.С. Соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев / науч. ред. С.В. Калмыков. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008.
- 248 с.
7. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба: Научнометодические основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высшая школа, 1997. - 189 с.
Айсуев Лубсандоржи Дугаржапович, доцент, зав. кафедрой физического воспитания Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Сагалеев Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, е-mail: [email protected] Aisuev Lubsandorzhi Dugarzhapovich, associate professor, head of the department of physical education, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Sagaleev Andrey Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of sports diusciplines, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 37.018.523
© Ц.Р. Базаров
Организация профильного обучения в условиях сельской школы
В статье отражены образовательные аспекты развития сельской школы, обеспечивающей профильное обучение.
Ключевые слова: сельская школа, индивидуальная образовательная траектория, профильное обучение.
Ts.R. Bazarov
Arrangement of profile education in conditions of rural schools
The article reflects the educational aspects of development of rural schools, providing profile education. Keywords: rural school, individual educational trajectory, profile education.
Создание социально-педагогических программ развития детей как одно из основных условий повышения социальной стабильности и улучшения социально-психологической атмосферы общества является важнейшей задачей системы образования в современных условиях.
Сегодня мы понимаем, что возрождение России начинается с земли. Но путь этот труден. За годы тоталитарного режима сельский социум подвергся, пожалуй, самому разрушительному воздействию. Российское село, которое веками было сильно своим единством, общинным образом жизни, превратилось сегодня, подобно городу, в некое пространство отчужденности: взрослых от обычаев предков, детей и молодежи - от земли, от труда родителей. Человек на земле сегодня оставлен один на один со своими проблемами. Такая же участь постигла и сельскую школу, учителя которой сами заботятся о своем выживании, трудятся как могут, пополняя свой скудный бюджет, участвуют в экспериментах и инновационных процессах. Были попытки помочь им, но они так и остались на уровне деклараций.
Расширение и углубление процессов демократизации и гласности, решение проблем эко-
номических и политических реформ, преодоление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей. Система народного образования является частью нашего общества, неразрывно связана с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством образования и культуры личность получает возможность участвовать в общественной жизни, в социальной сфере, а также сама развивается.
Эти условия формируют ценностные ориентации людей, определяют их поведение, образ жизни, «составляют» ту среду, в которой осуществляется процесс развития личности школьника.
При этом программа модернизации системы образования и федеральная программа развития образования предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.
Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются, с нашей точки зрения, отработка новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления
образованием, где одной из моделей является организация профильного обучения в школе.
«Профильное обучение, - как отмечается в Концепции профильного обучения, - это система специализированной подготовки..., ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся... Это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся... Профильное обучение - это процесс обучения, предусматривающий возможности формирования индивидуальных траекторий для учащегося» [6]. Таким образом, одним из важнейших направлений модернизации школьного образования является профильное обучение, которое призвано также решить задачу установления равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся.
Однако в сельской местности введение профильного обучения идет значительно медленнее, чем в городах и крупных промышленных центрах. Это связано с рядом причин:
а) несмотря на принимаемые меры по материально-техническому оснащению сельских школ, в селах процент плохо оснащенных школ больше, чем в городе. Школы в меньшей степени обеспечены мебелью, хуже снабжаются наглядными пособиями и учебниками. Во многих из них до сих пор нет хорошо оснащенных мастерских, спортивных залов, столовых. Не во всех школах введена кабинетная система занятий. Это создает немалые трудности в оптимальной организации учебновоспитательного процесса;
б) сельские библиотеки не могут удовлетворить возросшие духовные потребности жителей. Фонды библиотек, пополнявшиеся централизованно через бибколлектор, уже давно не пополняются;
в) на качестве процесса воспитания сказывается и образовательный уровень родителей. Как правило, в селе среди взрослого населения людей, имеющих высшее образование и полное среднее образование, меньше, чем в городе. Это вызывает некоторые трудности в учебновоспитательной работе. Пьянство, безработица, социальное расслоение населения по доходам обусловили ухудшение духовно-нравственного климата в селах, вследствие чего снижается престиж образования, который издавна почитался в наших краях. Поэтому круг общения в семье не всегда способствует успешному повышению
эрудиции учащихся. Сельский школьник не всегда имеет возможность заниматься в специальных музыкальных, художественных, спортивных школах, кружках при детских станциях, Дворцах детского творчества. Этого также не учитывать нельзя. Более ограниченный круг общения в селе, чем в городе, также не может не сказываться на развитии учащихся;
г) объективные трудности в сельской школе возникают из-за нехватки учительских кадров. Зачастую в труднокомплектуемых школах те или иные предметы ведут не специалисты. Это обязывает руководителей школы усилить методическую помощь и работу методического объединения. Также ограниченный круг общения учителей вызывает определенные трудности в их росте. Зачастую в школе работает один специалист по предмету, из-за этого отсутствуют взаимопосещение и взаимообогащение на уроках. Приведем другую отрицательную сторону, касающуюся подготовки к учебным занятиям. Учитель-предметник, не имеющий параллельных классов, вынужден каждый день готовиться к нескольким занятиям, разрабатывать планы уроков, приводить в рабочее состояние демонстрационное оборудование. В особенно трудном положении оказываются учителя в малокомплектных школах, которые вынуждены вести занятия в двух, даже в трех классах одновременно. Этот преподаватель имеет высокую учебную нагрузку, рабочий день его длится нередко до 10 часов.
д) в большинстве сельских школ состав учащихся комплектуется из нескольких населенных пунктов. В 5-й класс собираются ученики с различной подготовкой. На первых порах эти учащиеся имеют существенные различия в учебных возможностях. Руководству школы приходится принимать меры по ликвидации пробелов в знаниях прибывших ребят, заботиться о том, чтобы они быстрее нашли место в коллективе.
Одним из путей оптимизации учебновоспитательного процесса с учетом индивидуального развития является личностноориентированный план обучения, под которым подразумевается совокупность, включающая, в частности, индивидуальный учебный план, методическую поддержку этого учебного плана, создание условий реализации соответствующего плана. Таким образом, происходит как бы специализация учащегося.
Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного
учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального базисного учебного плана, утвержденного Минобразования от 09.03.2004 № 1312, предполагает, что региональные муниципальные органы управления образованием, каждое общеобразовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников [6].
Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей. Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик, вправе формировать собственный учебный план. Такой подход создает образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся - выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальный образовательный маршрут. Это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [6]. Ценность индивидуального образовательного маршрута, на наш взгляд, состоит в том, что он позволяет обеспечить каждому учащемуся условия для формирования универсальных способностей личности, комплекса основных компетентностей, самостоятельность, умение делать осознанный выбор и т.д.
Индивидуальный образовательный маршрут специально разрабатывается для конкретного ученика. Это его образовательная программа. В стадии разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута ученик и его родители выступают как субъекты адаптивного дифференцированного образования.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными спо-
собностями и возможностями учащегося, а также существующими стандартами содержания образования.
При этом структура индивидуальной образовательной траектории включает в себя следующие компоненты:
а) целевой (постановка целей образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика);
б) содержательный (обоснование содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межпредметных связей);
в) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения);
г) структурно-организационный (условия и пути достижения педагогических целей) [8].
Заметим, что при таком подходе возможны требования изучения нескольких предметов на одном уровне, а других дисциплин - на иных уровнях. В условиях организации профильного обучения сам процесс обучения приобретает характеристики образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности как индивидуальности. Профильное обучение требует смены акцентов в педагогике: от обучения в качестве нормативно построенного процесса к организации учения как индивидуальной деятельности школьника.
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность изучения разнообразных учебных курсов, которые должны включать в себя гибкую систему профильного обучения. Согласно рекомендациям Министерства образования РФ, может существовать несколько вариантов или моделей профильного обучения. Модель внутришкольной профилизации - однопрофильная или многопрофильная отдельная школа. Модель сетевой организации - когда профильное обучение осуществляется за счет целенаправленного и организованного использования образовательных ресурсов ряда образовательных учреждений. Например, объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая выполняет роль «ресурсного центра».
Возможна кооперация школы с иными образовательными учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.
Обязательным условием успешной реализации профильного обучения является его начальный этап - предпрофильное обучение, который имеет своей целью осознанный выбор школьниками профиля обучения. Актуальность предпрофильного обучения не вызывает сомнений, т.к. выбор профиля обучения, как и вообще совершение ответственного выбора, вызывает немалые затруднения у учащихся допрофильных классов. Введение предпро-фильного обучения предусматривает не только организацию курсов по выбору, но и целенаправленную работу, реализующую цели пред-профильного обучения.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Важнейшими вопросами организации профильного обучения являются:
1. Определение структуры и направлений профилизации.
2. Модели организации профильного обучения.
При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой - ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обу-
чения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов [6]:
- базовые общеобразовательные,
- профильные,
- элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов:
• математика,
• история, русский
• иностранные языки,
• физическая культура, интегрированные курсы обществоведения (для естественноматематического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Например, профильные предметы
• в естественно-научном профиле - физика, химия, биология,
• в гуманитарном профиле - литература, русский и иностранные языки,
• в социально-экономическом профиле - история, право, экономика и др. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого национального тестирования.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы [6, с. 8]. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции.
Таким образом, предпрофильное обучение за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса в основной школе позволяет более полно выявить и учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Следовательно, профильное обучение имеет направленность на индивидуализацию обучения.
Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. - 79 с.
2. Афанасьев А.Е., Данилов Д.А. Профильная дифференциация в сельской школе. - Новосибирск: Наука, 2004. - 236 с.
3. Базаров Ц.Р. Развитие бурятской сельской школы (социально-педагогические аспекты). - Улан-Удэ, 1998. - 124 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательной технологии. - М., 2001.
- 238 с.
6. Ершова Н.В., Шилова Н.А. Модель преемственности на основе периодизации детского развития // Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития. - Якутск, 2003. - С. 4-13.
7. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Лидер образования. -2002. - Октябрь. - С. 25-29.
8. Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута (по материалам проекта Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета) / сост. С.С. Чагин. -М.: АПКиПРО, 2004. - 28 с.
Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет. б7000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. 2i04ii.
Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
УДК 37.018.523(571.54) © ЦР. Базаров
Управление инновационными процессами в сельской бурятской малокомплектной школе
Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования сельской местности в Республике Бурятия. Выделены перспективы развития сельской бурятской малокомплектной школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов модернизации сельской бурятской малокомплектной школы в современных условиях.
Ключевые слова: сельская бурятская малокомплектная школа, инновационные процессы в образовании, развитие сельской школы.
Ts.R. Bazarov
Management of innovative processes in the Buryat rural low complete school
The short description of the features of development of general education in rural areas in the Republic of Buryatia has been stated. The prospects of development of the Buryat rural low complete schools in the current socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways of solution the key issues of modeling the Buryat rural low complete schools in the modern conditions have been revealed.
Keywords: Buryat rural low complete schools, innovative processes in education, development of rural schools.
В решении сложных и жизненно важных социально-экономических проблем села, в обеспечении и закреплении в сельском хозяйстве кадров за счет молодежи огромную роль играет сельская школа. В истории нашего государства она всегда занимала особое место. Эта особенность определилась историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни села, зависимостью от производственной и социальной инфрастуктуры села и своим предназначением в экономической, культурной, социальной жизни государства и сельского сообщества.
Сельская школа - это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социально-педагогическую функции [1].
В образовательном пространстве России сельская школа занимает значительное место.