Научная статья на тему 'Тенденции развития сельской школы республики Бурятия'

Тенденции развития сельской школы республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ / SPECIFICITY OF RURAL SCHOOLS / TENDENCIES IN RURAL SCHOOLS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаров Цырен Раднаевич

Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования сельской местности в Республике Бурятия. Выделены перспективы развития сельской школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов моделирования сельской школы в современных условиях Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES IN RURAL SCHOOLS DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

A brief characteristic of the specific features of general education development in rural Buryatia has been presented. The prospects for the rural schools development in the contemporary socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways to address the key issues of modeling a rural school in the present conditions of the Republic of Buryatia have been shown.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сельской школы республики Бурятия»

УДК 3735:39(=512.31)

Базаров Цырен Раднаевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ тел.: (902) 166-00-39

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования сельской местности в Республике Бурятия. Выделены перспективы развития сельской школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов моделирования сельской школы в современных условиях Республики Бурятия.

Ключевые слова: специфика сельской школы, тенденции развития сельской школы.

Bazarov Tsyren Radnaevich

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Buryat State University, Ulan-Ude tel.: (902) 166-00-39

TENDENCIES IN RURAL SCHOOLS DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF

BURYATIA

A brief characteristic of the specific features of general education development in rural Buryatia has been presented. The prospects for the rural schools development in the contemporary socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways to address the key issues of modeling a rural school in the present conditions of the Republic of Buryatia have been shown.

Key words: specificity of rural schools, tendencies in rural schools development.

Обновление и преобразование школы как социального института координируются государственными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в условиях введения инноваций («Закон об образовании» РФ 1992 г.), Федеральные программы развития образования (1997-1998 гг, 1999-2004 гг), Модернизация российского образования 2001 г., Приоритетный национальный проект «Образование» 2005 г.

Позитивными инновационными тенденциями образования в селах Республики Бурятия является развитие новых интегративных моделей общеобразовательных учреждений - школа-детский сад, учебно-воспитательный комплекс, школа-комплекс, школа-филиал ПТУ, агрошкола (агролицей), фермерская школа, школа-ВУЗ и др. Подобные модели инновационной деятельности в сфере образования позволяют наиболее полно использовать культурно-образовательный потенциал среды.

В республике функционируют 578 сельских школ (75% от общего числа школ), в том числе начальных - 126,основных - 56, средних - 396.

В сельской местности обучается 46,4% учащихся школ республики, работают 58,3% учителей. В 2 смены работают 37,3% школ, в которых занимаются 19,2% детей.

Создано 9 гимназий и лицеев, 28 учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Функционирует 10 образовательных школ фермерского направления, в которых учащиеся получают практические знания по основам сельскохозяйственных наук и сельскохозяйственных профессий, навыки ведения фермерского хозяйства.

При этом процесс инновационной деятельности сельских школ характеризуется неравномерностью разработки и внедрения, что объяснимо, на наш взгляд, отсутствием механизмов управления, пропаганды новых концепций и технологий.

Любая сельская школа, в которой внедряется или внедрена инновация, отличается от других уровнем материально-технической базы, условиями деятельности, традициями села, его производственным потенциалом, обеспеченностью кадрами и их профессионализмом, контингентом учащихся.

Анализ научных исследований и практики по внедрению инноваций в образовании Республики Бурятия показывают, что создалась противоречивая ситуация между:

а) установкой на введение инноваций государственными органами управления образованием и неспособностью сельских школ принять, ввести и отследить инновационный процесс;

б) реализацией инновационных идей по отдельно взятому направлению деятельности школы и функционированием школы в старом режиме работы;

в) внедрением инновационных процессов в отдельные школы и ограниченными возможностями системы образования внедрять и управлять данными процессами.

На современном этапе педагогическое сообщество республики является субъектом модер-

низации образовательной системы. Обновление содержания образования происходит на основе принципов гуманизации, гуманитаризации и вариативности. Педагоги осваивают новое направление в педагогической науке и практике, которое занимается конструированием и проектированием учебных процессов. Технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, учитывая социальный заказ, специфику образования, методы и цели обучения. Техноло-гизация образовательной и воспитательной деятельности предполагает широкий и разнообразный спектр образовательных услуг, связанный с использованием современных технологий, требующих отказаться от стереотипов традиционного обучения.

В рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования осуществляется поиск модели профильного образования, что предполагает реализацию общеобразовательного и профильного уровней изучения дисциплин школьного цикла. Профилизация позволяет создать групповые и индивидуальные образовательные маршруты, что способствует развитию активной познавательной деятельности школьников, усилению практической направленности обучения. В эксперименте по развитию системы профильного обучения учащихся участвуют 127 образовательных учреждений республики.

Реальным социально-педагогическим явлением и процессом является становление регионально-национальной системы образования в Бурятии. В республике разрабатываются стандарты национально-регионального компонента содержания общего образования, для чего созданы ВНИК.

Хорошим подспорьем в изучении общественных и естественных наук становится электронные учебники по истории, экономике, культуре Бурятии. В целом национально-региональный компонент в виде электронных образовательных продуктов также должен стать составной частью общефедеральных образовательных программ. Особенно это важно в связи с введением профильного обучения в старших классах.

В рамках эксперимента по новому содержанию общего образования одной их стержневых задач является обеспечение рациональной организации учебного процесса, проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, повышение двигательной активности учащихся, обеспечение рациональной организации урока и режима дня школьника.

Сегодня появляются новые технологии с колоссальными обучающими ресурсами, которые влияют на организацию учебного процесса, потенциально увеличивая его возможности. В школах республики используются новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства, с новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса.

В Республике Бурятия реализуются программы «Развитие образования на селе», «Компьютеризация сельских школ», «Школьный автобус», «Ремонт аварийных школ в сельской местности», направленные на сохранение, поддержку и развитие образования на селе. У сельских школ большие социальные задачи: способствовать тому, чтобы сохранялись и укреплялись семейнообщинные формы жизни и воспитания, чтобы растущий человек укоренялся в родной местности, приобщался к традициям, ценностям отечественной истории и культуры, всесторонне развивался. Современная сельская школа взяла на себя функцию, может быть, ей не свойственную (в рамках обычной системы): изменить ситуацию вокруг, активизировать сельский социум, постепенно превращаясь в центр устойчивого духовно-нравственного и социально-экономического развития села и источник культурно-образовательных инициатив. Инновационные образовательные проекты Бургуйской средней школы Закаменского района, Онохойской средней школы Заиграевского района, Кижингинского лицея Кижингинского района, Цагатуйской средней школы Джидинского района и др., направленные на изменение ситуации в сельском социуме, получили высокую оценку федеральных экспертов Института образовательной политики «Эврика» (г. Москва). С целью создания целостной социально-образовательной системы, отражающейся на широких связях с внешней средой, властными структурами, предприятиями и учреждениями, в республике появились социально-педагогические комплексы: Усть-Эгитуйский в Еравнинском, Барагханский в Курумканском, Удинский в Хоринском районах Бурятии.

Специфика сельской школы республики заключается в ее малочисленности и в том, что большая часть национальных бурятских, эвенкийских, семейских школ приходится на сельскую местность. В связи с изменением целей обучения и воспитания в национальных школах возникла потребность сосредоточить усилия ученых-лингвистов, литературоведов, методистов-дидактов на проблеме обновления содержания учебных программ, пособий и учебников на бурятском языке с учетом новейших технологий обучения.

В данное время 30 сельских школ вошли в состав университетских комплексов. С целью расширения доступности среднего и высшего профессионального образования в сельских районах республики открываются филиалы, развивается сеть довузовской подготовки учащихся на базе общеобразовательных комплексов вузов.

Сельская школа дает воспитанникам не только знания по общеобразовательным дисциплинам. В системе дополнительного образования педагоги знакомят учащихся с основами производства сельского хозяйства на уровне современной науки (агроэкологии, агрономии, рыночной экономики, агробизнеса и т.п.), с современной техникой (тракторами, автомобилями, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами), с современными технологиями и организацией механизированных сельскохозяйственных работ. Принята и реализуется республиканская программа «Развитие подсобных хозяйств школ».

Среди перспектив сельской школы можно выделить следующие: превращение в филиал базовой (опорной) школы, развитие дистанционного образования, создание интернатов, центров раннего развития детей, общеобразовательных учреждений «Агрошкола», «Агролицей».

Продолжается качественное изменение деятельности учреждений профессионального образования, ориентированной как на личные потребности обучаемых, так и на рыночный спрос специалистов технического, общественно-гуманитарного профиля, информационных технологий, сферы сервиса. Учреждения начального профессионального образования, обеспечивая молодежи получение доступного и бесплатного профессионального образования, осуществляют подготовку квалифицированных рабочих. Ряд учреждений работает в режиме инноваций. В 16 учреждениях начального и среднего профессионального образования открыта подготовка по новым специальностям: «электромонтер в сельском хозяйстве», «мастер общестроительных работ», «хозяйка усадьбы» и др. Продолжается работа по созданию на базе учреждений начального и среднего профессионального образования центров непрерывного профессионального образования, предусматривается реализация программ допрофессиональной подготовки. Чрезвычайно важно в условиях развития интеграционных процессов во всем мире сохранить свою самобытность и тот особый интеллектуальный и нравственный потенциал, который свойственен образованию в Бурятии. В последние годы повсеместно началось приобщение к народным истокам, изучаются и возрождаются лучшие традиции народной педагогики. Ориентация в процессе регионализации образования на принцип народности способствует сохранению и развитию традиций, понятий и этнокультурных представлений как общего и особенного своего народа и представителей других национальностей региона. Важнейшей и неотъемлемой функцией образования становится воспитание, которое сегодня является приоритетным направлением в образовательной политике Республики Бурятия. В сложных социально-экономических условиях нужен совершенно новый взгляд на воспитание, нужны современные научно обоснованные и апробированные технологии, где талант педагога, дарование ученика и мудрость родителей получили бы полную реализацию. Главной задачей сегодня является создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем, направленных на развитие индивидуальности каждого ребенка. Главной целью и результатом воспитания должен стать личностный рост воспитанника.

Нашими стратегическими приоритетами на предстоящие годы являются:

- достижение консолидации различных социальных групп и отдельных личностей в ситуации роста социального разнообразия общества, обеспечивающей уменьшение вероятности социальных, политических, экономических, этнических и религиозных конфликтов;

- выделение в качестве ключевой задачи системы образования формирование социального лифта, позволяющего представителям различных групп и социальных слоев общества посредством социальной, академической и профессиональной мобильности преодолевать различные неравенства и достигать профессионального и личностного успеха;

- проектирование образования как института успешной профессиональной социализации, обеспечивающего развитие социально - экономического ресурса государства и приводящего через накопление человеческого капитала к накоплению государственного капитала.

Наша триада задач - качество, доступность и эффективность образования. Образование должно быть эффективным и давать такие компетенции, которые позволят человеку определиться в своей взрослой жизни. Правильно определиться с максимальной пользой для общества, для государства. В этом суть модернизации.

Таким образом, реалии динамично меняющегося мира требуют современный уровень образования, адекватный процессам модернизации. Сущность его в следующем: если мы ранее учились у прошлого, стараясь воспроизвести его лучшие достижения, то теперь пора учиться у буду-

щего, приближая и опережая его. Опыт прошлого при этом не отвергается, а лишь переоценивается. Конечно, будущее еще предстоит построить. Но если достаточно глубоко всматриваться в будущее, ориентироваться на него, то оно будет неизбежно приближаться, проникая в настоящее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Андреев В.Н. История бурятской школы (1804-1962 гг.). Улан-Удэ, 1961.

2. Антипьев А.Г. Проблемы социальной защиты населения при переходе к рынку. // Социально-политические науки. 1991. № 10.

3. Базаров Ц.Р. Развитие бурятской сельской школы (социально-педагогические аспекты). Улан-Удэ, 1999.

4. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991.

5. Закон РБ «Об образовании». Улан-Удэ, 1993.

6. Лазарев В.С., ПоташникМ.М. Как разработать программу развития школы. М., 1993.

7. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ, 1996.

8. Новые модели образовательных учреждений. М., 1994.

9. Суворова Г.Ф. Обновление содержания образования в сельской школе // Начальная школа. 1996. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.