Научная статья на тему 'Проблемы модернизации сельской школы российских регионов'

Проблемы модернизации сельской школы российских регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / RURAL SCHOOL / DEVELOPMENT / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаров Цырен Раднаевич

Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования в сельской местности Республики Бурятия. Выделены перспективы развития сельской школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов модернизации сельской школы в современных условиях на примере Гаргинской средней школы Курумканского района Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of rural school modernization in the regions of Russia

A brief description of the features of general education development in rural area of the republic of Buryatia has been done. Prospects for development of rural school in contemporary socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways to solve the key issues of rural school modernization in contemporary conditions have been shown on the example of Garginsky secondary school in Kurumkansky district, Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации сельской школы российских регионов»

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

УДК 3735:39(512.31) © Ц.Р. Базаров

Проблемы модернизации сельской школы российских регионов

Дана краткая характеристика особенностей развития общего образования в сельской местности Республики Бурятия. Выделены перспективы развития сельской школы в современных социально-экономических условиях. Показаны возможности и пути решения ключевых вопросов модернизации сельской школы в современных условиях на примере Гаргинской средней школы Курумканского района Республики Бурятия.

Ключевые слова: сельская школа, развитие, моделирование.

© Ts.R. Bazarov

Problems of rural school modernization in the regions of Russia

A brief description of the features of general education development in rural area of the republic of Buryatia has been done. Prospects for development of rural school in contemporary socio-economic conditions have been highlighted. The possibilities and ways to solve the key issues of rural school modernization in contemporary conditions have been shown on the example of Garginsky secondary school in Kurumkansky district, Republic of Buryatia.

Key words: rural school, development, modeling.

В статье рассматриваются проблемы адаптации сельских школ к постоянно меняющимся социально-экономическим и образовательным условиям современного общества. Сельские школы разнообразны по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, выполняют задачи удовлетворения образовательных потребностей сельских детей и их трудовой подготовки, а также ответственны за социокультурную и социально-педагогическую функции (3).

В образовательном пространстве России сельская школа занимает значительное место.

Это 70,4% от всех общеобразовательных школ страны, в них обучается 28,8% от общего числа учащихся, работает 41% всех педагогов (3).

Для решения проблемы сельских школ Министерством образования и науки Республики Бурятия реализованы:

- целевая программа «Оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006-2008 гг.», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2006 г. №65;

- «Концепция оптимизации сети сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2007-2008 гг.», утвержденная поста-

новлением Правительства Республики Бурятия от 22 декабря 2006 г. №416.

На сегодняшний день в республике реализуются программы «Развитие образования на селе», «Компьютеризация сельских школ», «Школьный автобус», «Ремонт аварийных школ в сельской местности», направленные на сохранение, поддержку и развитие образования на селе.

Перед сельскими школами большие социальные задачи: способствовать сохранению и укреплению семейно-общинных форм жизни и воспитания, чтобы растущий человек укоренялся в родной местности, приобщался к традициям, ценностям отечественной истории и культуры, всесторонне развивался. Современная сельская школа взяла на себя функцию, может быть, ей несвойственную в рамках обычной системы: изменить ситуацию вокруг, активизировать сельский социум, постепенно превращаясь в центр устойчивого духовно-нравственного и социально-экономического развития села и источник культурно-образовательных инициатив.

В данное время 30 сельских школ республики вошли в состав университетских комплексов. С целью расширения доступности среднего и высшего профессионального образования в сельских районах республики открываются фи-

лиалы, развивается сеть довузовской подготовки учащихся на базе общеобразовательных комплексов вузов.

В системе дополнительного образования педагоги знакомят учащихся с основами производства сельского хозяйства на уровне современной науки (агроэкология, агрономия, рыночная экономика, агробизнес и т.п.), с современной техникой (тракторы, автомобили, комбайны и другие сельскохозяйственные машины), с современными технологиями и организацией механизированных сельскохозяйственных работ. Принята и реализуется республиканская программа «Развитие подсобных хозяйств школ».

Среди перспектив развития сельской школы можно выделить следующие: превращение малокомплектных школ в филиал базовой (опорной) школы, развитие дистанционного образования, создание интернатов, центров раннего развития детей, общеобразовательных учреждений «Агрошкола», «Агролицей».

Продолжается качественное изменение деятельности учреждений профессионального образования, ориентированной как на личные потребности обучаемых, так и на рыночный спрос специалистов технического, общественногуманитарного профиля, информационных технологий, сферы сервиса. Учреждения начального профессионального образования, обеспечивая молодым людям получение доступного и бесплатного профессионального образования, осуществляют подготовку квалифицированных рабочих. Ряд учреждений РБ работает в режиме инноваций. В 16 учреждениях начального и среднего профессионального образования открыта подготовка по новым специальностям: «Электромонтер в сельском хозяйстве», «Мастер общестроительных работ», «Хозяйка усадьбы» и др. Продолжается работа по созданию на базе учреждений начального и среднего профессионального образования центров непрерывного профессионального образования, предусматривается реализация программ допрофессиональ-ной подготовки.

Чрезвычайно важно в условиях развития во всем мире интеграционных процессов во всем мире сохранить свою самобытность и тот особый интеллектуальный и нравственный потенциал, который свойственен образованию Бурятии. В последние годы повсеместно началось приобщение детей к народным истокам, изучаются и возрождаются лучшие традиции народной педагогики. Ориентация на принцип народности в процессе регионализации образования способствует сохранению и развитию традиций,

понятий и этнокультурных представлений своего народа и представителей других национальностей региона. Важнейшей и неотъемлемой функцией становится воспитание, которое сегодня является приоритетным направлением в образовательной политике Республики Бурятия. В сложных социально-экономических условиях нужен совершенно новый взгляд на воспитание и современные научно-обоснованные и апробированные технологии, где талант педагога, дарование ученика и мудрость родителей получили бы полную реализацию. Основной задачей в данное время является создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем, направленных на развитие индивидуальности каждого ребенка. Главной целью и результатом воспитания должен стать личностный рост ученика.

При этом стратегическими приоритетами на предстоящие годы являются:

- консолидация различных социальных групп и отдельных личностей в ситуации роста социального разнообразия общества, обеспечивающая снижение вероятности социальных, политических, экономических, этнических и религиозных конфликтов;

- выделение в качестве ключевой задачи системы образования формирование «социального лифта», позволяющего представителям различных групп и социальных слоев общества посредством социальной, академической и профессиональной мобильности преодолевать различные неравенства и достигать профессионального и личностного успеха;

- проектирование образования как института успешной профессиональной социализации, обеспечивающего развитие социально-экономического ресурса государства и приводящего через накопление человеческого капитала к накоплению государственного капитала.

Покажем возможности и пути решения этих ключевых вопросов моделирования в сельской школе на примере Гаргинской средней школы Курумканского района Республики Бурятия, работающей в статусе федеральной экспериментальной площадки. Гаргинская средняя школа находится в 400 км от столицы республики -г. Улан-Удэ. В селе проживают буряты и татары. Основное занятие жителей - животноводство.

О необходимости инновационных преобразований в школе выявили путем анкетирования детей и их родителей.

Мнения учащихся старших классов о своих учителях подтверждают это: ученики в анкетах написали, что считают своих учителей в боль-

шинстве хорошими людьми и принимают за образец своего поведения.

Однако учащиеся очень хорошо осознают отставание их школы от требований изменяющегося мира, высказывают неудовлетворенность состоянием учебно-воспитательной работы.

Чтобы повысить мотивацию к учению и престиж школы в целом, учащиеся предлагают:

• больше учить тому, что необходимо для жизнедеятельности человека;

• учителям знать потребности своих учеников;

• отказаться от «дежурных» массовых мероприятий, заниматься интересными и увлекательными делами;

• научить учиться;

• создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества между учителями, учениками, родителями;

• строже, требовательнее, принципиальнее оценивать их знания, умения, навыки и т.д.

Изучение мнений родителей о деятельности школы также указывает на взаимную неудовлетворенность. Родители сетуют на слабые знания учащихся, оторванность школы от жизни. Они считают, что школе надо в первую очередь повысить качество преподавания базовых учебных предметов. В анкетах, которые заполняли родители - бывшие выпускники школы, названы многие недостатки работы школы: интересы выпускников бедны, они не имеют культурных «корней», плохо знают историю своего села, слабо представляют народные промыслы, не знают местных обычаев и традиций и т.д. Каковы же образовательные потребности учащихся школы и их родителей? Изучение их мнения, проведенное методом анкетирования, показывает, что наибольшим спросом у учащихся пользуются такие предметы, как биология, физкультура. Практически не пользуются спросом обще-ствознание, химия, физика.

Все названные предметы принадлежат к числу базовых, основных учебных дисциплин. Такое отношение к ним свидетельствует о том, что учащиеся школы далеко не в полной мере осознают запросы рынка труда и современного производства. Дело здесь в состоянии преподавания этих дисциплин. Среди предметов, при изучении которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения, названы математика, химия, иностранный язык и физика.

Школа далека от жизни села, склонна к академическим, «закрытым» от окружающего социума способам жизнедеятельности.

Кадровые и материальные возможности школы, учет пожеланий учащихся и родителей, особенностей окружающего социума указали на необходимость развития школы в таких направлениях, как:

• возрождение крестьянства, восстановление культурных традиций народа, особенностей самой школы, создание учебно-воспитательной системы открытого типа, построенной на принципах единства обучения детей, учета образовательных потребностей и обеспечения каждому школьнику такого уровня компетентности, который необходим для нормальной жизнедеятельности в условиях села;

• развитие различных форм образования, создающих условия для интеграции школы в сельскую социокультурную среду, в сельскохозяйственный труд;

• формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной и социальной среде, превращение школы в реальный фактор экологического оздоровления села;

• формирование эстетического отношения к природе, воспитание активных участников возрождения села;

• всемерная поддержка детской индивидуальности, одаренности, развитие склонностей, свободы сфер жизнедеятельности, способов самореализации в мире культуры и сельскохозяйственного труда.

Выполнение сельской школой социальновосстановительных функций по отношению к селу возможно лишь при условии воспитания и подготовки к этому своих выпускников. Поэтому исходной задачей проектирования нового типа сельской школы явился образ ее выпускника.

Поворот современного общества к гуманистическим ценностям определяет стратегическую цель образования: воспитание человека культуры, свободной, творческой, гуманной личности, социально защищенной и адаптированной к современной социокультурной ситуации, способной к жизнетворчеству.

Применительно к сельской школе эта цель означает воспитание человека культуры, способного стать рачительным хозяином земли, осознающим свою ответственность за процессы обновления села, возрождение национальных традиций российского крестьянства.

Мы поддерживаем специалистов, исследующих проблему стандартов качества образования, которые приходят к мнению, что «синтетичность качества сельской жизни и сельскохозяйственного

производства требует фундаментального энциклопедического образования сельского жителя (сельского труженика, фермера, менеджера агробизнеса, сельского специалиста и т.п.), которое не только не уступало бы городскому, но по уровню универсальности, энциклопедичности базового образования даже превосходило его» (3).

Существенной характеристикой выпускника сельской школы является способность быть хозяином земли. Вопрос о земле, так и нерешенный многими поколениями людей, сегодня вновь актуален. Без его решения нельзя проектировать будущее сельской школы, если речь идет о воспитании хозяина своей земли. Хозяин земли - это ее собственник, хранитель жизни, целитель ее болезней, ответственный за все происходящее на земле. Чтобы быть таковым, выпускник сельской школы должен быть готовым к землепользованию и хозяйствованию на земле. Он должен быть экономически грамотным, нравственно культурным, иметь крестьянское самосознание, планы, связанные с жизнью на селе. Выпускники современной сельской школы готовятся к жизни в условиях рыночного хозяйства, диалога культур, новой религиозности, повышения роли частного сектора. Адаптация к этим условиям требует от них практического овладения основами экономики и агрономии, компьютерной грамотности, умения пользоваться сельскохозяйственной техникой, навыков общения, знания народных обычаев; уважительного и бережного отношения к хлебу, к результатам сельскохозяйственного труда; уважения к старшим, к их труду, знаниям, жизненному опыту; особого отношения к школе как духовному центру села, источнику культуры и детей, и взрослых. Особое значение в воспитании хозяина земли имеют знания и уважительное отношение к обычаям и традициям своего народа. Выпускник сельской школы вправе ожидать, что школа и семья помогут ему стать настоящим хозяином крестьянского подворья и приусадебного участка, овладеть технологиями обработки земли, ухода за животными, выращивания и хранения, переработки и реализации сельскохозяйственных продуктов и другими умениями и навыками, необходимыми хозяину земли, сельского дома и приусадебного участка. Только воспитав такого человека, сельская школа может стать реальным фактором развития села и новых способов хозяйствования, в т.ч. и фермерства.

В соответствии с социальным заказом, модель проектируемой школы включает четыре взаимосвязанных компонента: образование,

культура, сельскохозяйственный труд, экология.

Вкратце раскроем содержание каждого из них.

В связи с идеей о влиянии школы на развитие села образование в нашей модели имеет социально-терапевтическую (оздоровительную, культурно-созидательную, адаптивную, экологически охранительную и другие гуманитарные) функции. Выполнение этих функций предписывает школе:

• быть школой массовой, т.е. не осуществлять отбор контингента учащихся ни по одному признаку;

• гарантировать всем учащимся получение базового общего среднего образования, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности в условиях села и города;

• обеспечить освоение выпускниками школы базовых компонентов культуры: культуры потребностей, культуры познания, культуры труда, культуры общения, духовной культуры, культуры самовоспитания;

• обеспечить поддержку одаренности как норму жизнедеятельности учителей и учащихся, предоставить детям возможность выбора дополнительного содержания образования в соответствии с их способностями, склонностями и желаниями, исходя из реального образовательного потенциала школы и ее окружения;

• обеспечить высокий престиж знаний, творчества, мастерства в любом деле через создание эмоционального поддерживающего фона, атмосферы духовности, инициативности;

• исключить возможность ущербной самооценки учеников, утвердить в них веру в свои способности, создать условия для позитивного самоутверждения каждого школьника в учении, сельскохозяйственном труде, опытничестве, техническом и художественном творчестве и других сферах самореализации личности.

Долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Его основные параметры задавались идеологией. Сейчас настало время вернуть образование в контекст культуры. Это означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманитаризацию содержания, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации.

Образование в контексте культуры означает включение в учебный процесс культурологиче-

ского содержания, требующего разработки новых учебных планов, программ, курсов. Поэтому были разработаны элективные курсы по МХК, «Фольклор Гаргинской долины», «Гаргинские персоналии» и др. Культурологический подход предполагает также открытость школы социокультурной среде, проведение занятий в музее, библиотеках, использование развивающей предметной и предметно-культурной среды.

Разрабатывая концепцию сельской школы нового типа, мы учитывали, что существующей школе присущ технократизм, выражающийся в преобладании средств труда над целью, а цели -над смыслом и интересами трудящихся. Естественно, что в таких условиях трудовое образование в сельской школе было подменено так называемой «трудовой подготовкой» школьников по профессиям, определяемым производственным окружением и теми условиями, которые формируют «заказ» народному образованию данного конкретного села.

Такая «трудовая подготовка» отрицательно сказывалась на общем интеллектуальном развитии самого школьника, отнимая у него время на приобретение исполнительских навыков с программированным набором различного рода инструкций, правил и таким образом становилась тормозом социальной подготовленности будущего члена общества. Теоретический посыл «трудовой подготовки» сводился к простой схеме обучения школьников примитивным профессиональным навыкам и умениям, как правило, заканчивающегося выдачей какого-либо документа, например, на управление трактором, оператора машинного доения, полевода, овощевода и т.п.

В результате, получив аттестат об окончании школы и удостоверение краткосрочных курсов специалистов, из школы выходили в жизнь функционально неграмотные люди. При такой постановке трудового обучения утрачивается интеллектуальное пространство трудового образования молодежи, снижается интерес к учебе и труду. Это подтверждает тезис о том, что существующая трудовая подготовка в сельской школе не обеспечивает познание и овладение школьниками общественными отношениями сельхозпро-изводства, а также методами управления этими отношениями.

Естественно, что такая подготовка школьников к жизни и труду лишила их как самостоятельности в выборе профессий, так и широкой трудовой культуры - основы формирования современного квалифицированного работника. И главное, стала тормозом развития их активности,

интереса к изобретательству, передовым развивающим технологиям производства, например, передовым технологиям обработки почв, выращивания различного рода овощей и садовых культур, а также лишила учащихся инициативности - главного аргумента успешности трудовой деятельности в обучении. В результате у них нередко формировалось отвращение к продуктивной сельхоздеятельности, ослаблялись их трудоспособность и трудолюбие, закреплялось представление о самом труде как неизбежном наказании, обрекающим работника на вечное существование «от получки до получки», представление о сельскохозяйственном труде как тяжелом и грязном. Отсюда у сельских школьников возникало непреодолимое стремление уехать из села в город, желательно большой, с многочисленными учебными заведениями, чтобы получить специальность и остаться там в любом качестве.

Концептуальный подход к реализации проектируемой модели школы в части «Сельскохозяйственный труд» предполагал переосмысление целей, содержания, способов трудового обучения сельских школьников и построение такой системы, которая обеспечит подготовку их не только как рабочего, умеющего выполнять какую-либо одну функцию, а целостной личности хозяина земли, владеющего необходимым комплексом знаний и умений для осуществления научно-обоснованной технологии сельскохозяйственного труда по избранному направлению. Это позволит:

а) сделать обучение рациональным и конкурентноспособным, соответствующим потребностям сегодняшнего дня, развитию фермерского хозяйства;

б) заинтересовать школьников в необходимости приобретения нужной для жизни профессию, что сделает обучение более эффективным;

в) побудить общество в большей степени финансировать такую школу, которая готовила бы необходимые квалифицированные кадры для села.

Все это будет способствовать не только подготовке квалифицированных кадров для села, но и сделает сельскохозяйственное производство более эффективным, производительным и профессиональным.

А мотивы ответственного отношения к окружающей среде хорошо согласуются с нравственными мотивами долга, общественной и личной пользы.

Экологическое образование и воспитание призваны обеспечить формирование экологических убеждений учащихся, которые включают:

• убеждение в том, природа и памятники культуры принадлежат всем, включая грядущие поколения;

• убеждение, что охраны и сбережения требует все многообразие ландшафтов и экосистем Земли, весь генофонд биосферы;

• убеждение в своей причастности и ответственности за состояние окружающей среды и др.

Экологическое воспитание будет осуществляться в комплексе и системно через все учебные предметы, монокурс «Экология и нравственность», спецфакультативы, средства внеклассной деятельности. Его педагогические формы могут быть самые разнообразные: экологические кружки, школьные научные объединения и общества, ролевые игры, экологический театр, экологический музей, экологический марафон, праздники в селе и микрорайоне, туристско-экологический маршрут и тропа, школьные лесничества, полевые практикумы, лагеря труда и отдыха и т.д. Внеклассной работе экологического характера придана краеведческая направленность. В школе стал работать кружок эколо-го-биолого-туристской направленности «Тэрэн-ги». Изучение экологических ситуаций на примере своего края, непосредственного природного окружения стало средством не только осознанного понимания научных основ взаимодействия природы и общества, но и способом духовного обогащения, нравственного и эстетического воспитания детей. Дети стали участвовать в научно-практических конференциях различного уровня, вплоть до международных.

Интегративный подход к экологическому образованию нашел дальнейшее углубление путем развития его связей с нравственным, эстетическим, экономическим и другими сторонами воспитания будущего хозяина земли. Внутренними механизмами формирования у школьников ответственного отношения к окружающей среде, готовности к практической деятельности по ее защите и улучшению становятся следующие мотивы:

• гражданско-патриотические, основанные на желании приумножать богатство природы и культуры, связанные с чувством долга перед обществом по сохранению окружающей среды;

• гуманистические, выражающиеся в стремлении проявить добро, сострадание по отношению ко всему живому, желание защитить его;

• эстетические, проявляющиеся в потребности охранять красоту окружающей среды, ее эстетические достоинства;

• научно-познавательные, связанные с пониманием сложных связей общества, человека, природы и культурного наследия, стремлением познавать законы развития природы и культуры;

• гигиенические, исходящие из понимания значения среды как фактора здоровья человека, желания сохранить ее оптимальные биофизические и химические параметры;

• экономические, основанные на признании природы источником ресурсов для развития производительных сил общества, научнотехнического прогресса, понимания невоспол-нимости культурных утрат окружающей среды.

Таким образом, характеристика основных компонентов спроектированной модели сельской школы позволяет заключить, что в целом она отличается следующими особенностями:

• гуманитарной и экологической направленностью, ориентацией на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы восстановления села и крестьянства;

• культурологическим подходом к образованию, направленностью на превращение школы в социокультурный центр села и организацию соответствующей культурно-образовательной среды, открытой социуму;

• интегративным характером образовательных процессов, изучением в едином комплексе природы, человека, культуры, сельскохозяйственного производства, установлением межпредметных связей и формированием у учащихся общей картины мира;

• практической ориентированностью на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, в которой максимально реализуются ценностные ориентации, интересы и способности человека, умело сочетающего заботливое, бережное отношение к земле, технике, окружающей природе с культурными потребностями личности и участием в социально-экономическом обновлении села.

Такая работа внесет существенные изменения в структуру учебного плана и содержание обучения: введение качественно новых (интегративных) учебных предметов, усиление гуманитарного компонента образования, изменение программ и др.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

2. Гершунский Б.С. Россия: образование и буду- 3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щее: (Кризис образования в России на пороге XXI в.). педагогика. - Минск: Амалфея, 2000.

- Челябинск, 1992. 4. Поташник М.М. Инновационные школы Рос-

сии - М., 1996.

Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуни-верситета. E-mail: fktrc2003@inbox.ru

Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. E-mail: fktrc2003@inbox.ru

УДК 373.2.016

© Г.М. Борликов

Инновационные направления развития региональной системы профессионального образования

В данной статье рассмотрены проблемы инновационного развития профессионального образования на региональном уровне. Проанализированы факторы, обусловливающие необходимость активизации инновационной деятельности. Основное внимание в работе акцентировано на том, что в регионах центрами формирования инновационной экономики являются классические университеты с развитой инфраструктурой.

Ключевые слова: образование, модернизация, инновационное развитие, инновационная инфраструктура, кластер.

© G.M. БотШоу

Innovative trends in the development of regional system of professional education

The article deals with the problems of innovative development in the sphere ofprofessional education at a regional level. The factors conditioning a necessity of innovative development activization have been analyzed. Particular attention in the article has been paid to the argument that classical universities with their developed infrastructure are the centers of innovative development formation.

Keywords: education, modernization, innovative development, innovation infrastructure, cluster.

Современный этап цивилизационного развития характеризуется переходом к инновационной экономике, которая базируется на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности.

В связи с этим главным ресурсом становится человек, его способность осуществлять и воспринимать инновации, соответственно, важнейшее место в экономическом развитии ведущих мировых держав занимает инновационная деятельность, которая должна являться приоритетом для государств, стремящихся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике.

Необходимость активизации инновационной деятельности в Российской Федерации продиктована процессами глобализации и интеграции страны в мировое сообщество, которые требуют поиска собственного места национальной экономики в мировом хозяйстве. Экспорт сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки уже не в состоянии обеспечить стабильное по-

ложение на мировых рынках. Необходимо развитие отраслей по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами, либо вообще не имеющей аналогов. В этих условиях главной задачей инновационной экономики является не только поставка на внутренний и внешний рынок конкурентоспособной продукции, пользующейся относительно устойчивым спросом, но и постоянное поддержание данной конкурентоспособности на высоком уровне.

Вместе с тем преодоление сырьевой направленности невозможно лишь за счет привлечения на внутренний рынок иностранных инвесторов. Достигнутый в последние годы экономический рост во многом обусловлен ростом цен на основные виды экспортируемого сырья и увеличением добычи нефти, газа, руд цветных и черных металлов.

И повышение профессионального образования позволит снять напряжение в отрасли научно-технического потенциала, именно этого ресурса не было у большинства передовых стран,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.