Научная статья на тему 'Реализация модульного обучения бурятскому языку в сельской школе'

Реализация модульного обучения бурятскому языку в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / BURYAT LANGUAGE / MODULAR TECHNOLOGY EDUCATION / RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаров Ц. Р.

Статья посвящена модульной технологии обучения бурятскому языку, способствующей повышению качества обучения, интенсификации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаров Ц. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of modular training Buryat language in rural schools

The article is devoted to modular technology education Buryat language, supporting quality education, the intensification of educational process.

Текст научной работы на тему «Реализация модульного обучения бурятскому языку в сельской школе»

Таблица

№ Учебные годы Специальность 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения Специальность 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Курсовая работа (3 курс) Дипломная работа (4 курс) Курсовая работа (3 курс) Дипломная работа (4 курс)

1 2008/09 0% 63% 75% 79%

2 2009/10 20% 89% 91% 85%

3 2010/11 20% 89% 91% 90%

Констатирующий эксперимент в 2010/11 уч. г. показал эффективность применения информационных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования. Все студенты экспериментальной группы специальности 270116 Монтаж, наладка электрооборудования промышленных и гражданских зданий успешно выполнили и защитили учебный проект.

Таким образом, выполнение проектной работы, предполагающей использование офисных и профессионально-ориентированных программ (MS Visio и САПР AutoCAD) на втором курсе, позволяет на старших курсах делать курсовые и дипломные работы на более качественном уровне. Для организации контроля качества знаний нами использовалась авторская компьютерная программа «Классный журнал», представляющая базу данных контроля прохождения студентом предметов, и позволяющая использовать модульно-рейтинговую методику преподавания специальных дисциплин.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что информационные технологии являются перспективным и эффективным средством формирования профессиональных компетенций студентов технических специальностей СПО.

Литература

1. Лернер ИЯ. // Российская пед. энциклопедия: в 2-хт. - М., 1999. - Т.2. - С. 349.

2. Масловская С.В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#3 (1 окт. 2011).

3. Проскурякова А.В. Влияние метода проектов на формирование информационной компетентности школьников // Вестник Бурятского университета. Сер. Педагогика. - Улан-Удэ, 2009. -Вып.1. - С. 164-167.

4. Самсонов B.C. Модульно-рейтинговая система на базе лабораторного практикума EWB. // Инновационные технологии в системе высшего и среднего профессионального образования: материалы науч.-метод. конф. / Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. Новосибирск, 2011.

5. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г. Педагогическая технология формирования профессиональных компетенций обучающихся //Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы меЖдунар. науч.-практ. конф., посвятц. памяти выдающегося рос. ученого-педагога В.А.Сластенина. 16-17 сентября 2010 г.4г. Москва: в 2-хч. - М.: МАНПО, 2010. - Ч. II.

Самсонов Виктор Серафимович, Доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета.

E-mail: vsams7491@inail.m. Tel. 89149821144

Насанова Билигма Батоболотовна, преподаватель информатики ГОУ СПО «Бурятский республиканский индустриальный техникум». E-mail: nbb07@rambler.rii. Tel. 89085910207.

Samsonov Victor Serafimovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. E-mail: vsams7491 @mail.ni. Tel. 89149821144

Nasanova Biligma Batobolotovna, a teacher of computer science, Buryat Republican Industrial Teknikum, E-mail: nbb07@rambler.ru. Tel. 89085910207.

УДК 3735: 39

Ц.Р. Базаров

Реализация модульного обучения бурятскому языку в сельской школе

Статья посвящена модульной технологии обучения бурятскому языку, способствующей повышению качества обучения, интенсификации учебного процесса.

Ключевые слова: бурятский язык как государственный, модульное обучение, сельская школа.

Ts.R. Bazarov

The implementation of modular training Buryat language in rural schools

The article is devoted to modular technology education Buryat language, supporting quality education, the intensification of educational process.

Keywords: Buryat language, modular technology education, rural school.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в стране и Бурятии, привели к необходимости изучения бурятского языка на всех ступенях общеобразовательного учреждения. Так, в законе Республики Бурятия «О языках народов Республики Бурятия» бурятский и русский языки были объявлены государственными и предопределены права граждан по использованию языка. Принятие данного закона скорректировало назревшую проблему языковой политики, четко определило ее контуры и перспективы. Этот факт способствует кардинальному улучшению преподавания бурятского языка как государственного в школах Республики Бурятия. Отсюда целью обучения бурятскому языку как государственному в сельских школах является свободное владение языком, т.е. формирование способности решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в определенных сферах и ситуациях общения при создании условий для самореализации и саморазвития школьника. Следуя целям обучения бурятскому языку как государственному, в содержание обучения включаются следующие компоненты:

- сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и социальные роли;

- речевые умения, характерный уровень практического овладения бурятским языком;

- лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые навыки чтения и письма;

- комплекс знаний о национально-культурных особенностях бурятского народа;

- общие учебные умения и рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру познавательной деятельности школьника.

Поэтому в преподавании бурятского языка как государственного в школах должно учитываться следующее: а) каждый ребенок имеет право на знание национальных традиций, обычаев и языка, т.е. как детей, так и взрослых необходимо образовывать и воспитывать в плане национально-языковой консолидации; б) ориентация на двуязычие обеспечивается прежде всего содержанием образования, т.е. в сельских школах должен быть представлен национально-региональный компонент: родной язык, литература, краеведение; в) поощрение многоязычности в оформлении школьных помещений, восстановление художественных промыслов, искусств, народных праздников, игр, возрождение народных традиций воспитания и приобщение к ним учителей и родителей.

В становлении личности школа через обучение бурятскому языку как государственному способствует:

1) оздоровлению микросоциума (нельзя заниматься воспитанием детей без преемственности поколений, без привития общечеловеческих ценностей);

2) широкому применению богатейшего опыта народной педагогики в учебном процессе;

3) использованию историко-культурного потенциала своего народа и включение их в жизнь детей;

4) воспитанию успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Поиск путей повышения эффективности преподавания бурятского языка как государственного привел учителей к применению модульного обучения. Модульное обучение в разных вариантах широко используется многими учебными заведениями. За последние 20-25 лет его идеи получили широкое распространение в США, Англии и других странах. Главное в модульном обучении - возможность индивидуализации обучения. Модульное обучение и свободный их выбор позволяет ученикам усвоить учебный материал в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но вместе с тем чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается формирование самостоятельности у учащихся в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.

Вкратце остановимся на особенностях модульного обучения.

Гибкость модульного обучения. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно не изменяя структуру составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации.

Элективностъ обучения (возможность свободного выбора действий) отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для учащегося время. Отсутствие жестких временных рамок позволяет ученику продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и наличию свободного времени: ученик может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения. Таким образом, модульное обучение требует непосредственной ответственности ученика за результат обучения, т.к. создаются комфортные условия для усвоения им содержания модулей. При таком подходе существенно увеличивается мотивация обучения, учащийся может свободно выбирать удобные для него способы, средства и темпы обучения. Но при этом не исключается роль преподавателя (инструктора, тьютора).

Активность учащихся в процессе обучения. Для эффективного усвоения учебного материала учащийся должен активно над ним работать. Главным преимуществом данной методики является деятельность учащихся. Другими словами, акцент ставится не на преподавании, а на самостоятельной индивидуальной работе учащихся с модулями.

Функции педагога. С появлением модульного обучения функции педагога меняются, т.к. акцент делается на активную учебную деятельность учащихся. Педагог освобождается от рутинной работы -преподавания несложного учебного материала, активный контроль знаний учащихся сменяется самоконтролем. Больше времени и внимания педагог уделяет стимулированию, мотивации обучения, личным контактам в процессе обучения. При этом он должен быть высоко компетентным, что позволит ему давать ответы на те сложные вопросы творческого характера, которые могут возникнуть у учащихся в процессе работы с модулем.

Таким образом, современное понимание сути процесса обучения, прежде всего в том, что обучение - процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Это взаимодействие базируется на общении. Поэтому обучение можно определить как «общение, в процессе которого и при помощи которого усваивается определенная деятельность ее результат». При общении происходит передача сути обучения. Интенсивный индивидуальный контакт является одним из факторов эффективности модульного обучения и одновременно способом индивидуализации обучения. Исходя из этого, нами был разработан модульный курс бурятского языка как государственного. Задачей курса является приобретение обучаемыми языковой и коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для использования бурятского языка в грамотном и свободном общении. Предметом изучения модуля являются аутентичные текстовые материалы, предназначенные для разных видов речевой деятельности и разработанная к данным текстам рабочая тетрадь ученика. Рабочая тетрадь ученика включает в себя ряд упражнений, рассчитанных на усвоение новых лексических единиц, повторение грамматических конструкций, а также упражнения для развития разговорных навыков. Для развития навыков аудирования используются аудио- и видеоматериалы, соответствующие тематике аутентичных текстовых материалов.

Процесс преподавания модуля основан на традиционной отечественной методике с широким применением интенсивных и коммуникативных методов. Организационной формой модуля являются аудиторные практические занятия под руководством учителя, а также обязательная внеаудиторная работа учащихся. В структуру рабочей тетради включены следующие компоненты:

1. Работа с лексикой:

• Выделение лексических единиц, рекомендуемых для запоминания.

• Поиск лексических эквивалентов, соответствующих определениям, которые даны на бурятском языке как родном.

• Поиск лексических эквивалентов, соответствующих определениям, которые представлены на бурятском языке.

• Подстановка лексических единиц.

2. Работа с грамматическими конструкциями:

• Выделение грамматических конструкций, рекомендуемых для повторения.

• Упражнения, направленные на повторение выделенных грамматических конструкций.

• Составление вопросов к тексту с использованием повторяемых грамматических конструкций.

3. Работа по обучению реферированию и аннотированию: выделение главного в тексте; составление плана сообщения по тексту.

4. Работа по развитию навыков говорения: постановка вопросов и ответы на них; устные сообщения по материалу текста; устные сообщения по тематике текста.

5. Творческие задания: составление кроссвордов; составление генеалогического древа семьи; объяснение цитат и т.д.

Для закрепления пройденного материала предлагается проводить занятия в игровой форме. Необходимо помнить, что каждая ролевая игра требует тщательной подготовки как учителя, так и учеников. Поэтому следует с особой осторожностью проводить данную форму работы в группах с недостаточно высоким уровнем владения бурятским языком. В этих группах можно предварительно провести небольшие игры-инсценировки, которые бы подготовили обучаемых к такому сложному виду проверки усвоенных знаний, умений и навыков, как ролевая игра.

Для проведения игры-соревнования группу обычно делят на две команды. Учитель заранее готовит материал и устанавливает правила. Целью игры может явиться проверка знания учащимися лексического и грамматического материала урока. В таком случае предлагаются следующие этапы:

1. Найти соответствующие бурятские эквиваленты по данным определениям.

2. Ответить на вопросы: общие вопросы по теме; альтернативные вопросы; специальные вопросы.

3. Выполнить групповое творческое задание, которое выбирается учителем. Например, объяснить смысл цитаты или составить кроссворд по материалу данного урока.

Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполняет задания. После завершения работы с каждой частью предлагается проведение учителем письменной работы в целях осуществления текущего контроля знаний школьников. Таким образом, изучение бурятского языка как государственного при модульном обучении должна отвечать следующим требованиям:

1. Главный акцент ставится на жизненно важную, с точки зрения обучаемого, тематику; тексты должны быть аутентичными, задания творческими и коммуникативно-направленными.

2. В центре процесса обучения находится обучаемый с его потребностями и интересами, личностно-ориентированный подход очень важен.

3. Другие обучаемые рассматриваются как группа сотрудничества, в которой происходит общение, взаимопомощь, оценка и самооценка.

4. Учитель выступает координатором, помощником и сотрудником обучаемого.

Исходя из вышесказанного, модульное обучение бурятскому языку как государственному и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля знаний может в значительной мере повысить эффективность и качество преподавания, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности учащихся.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться планирования работы учителей, подготовки индивидуальной работы, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. Учебный процесс будет направлен на развитие творческих способностей обучающихся, раскрытие своих возможностей учащимися, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придание образовательному процессу воспитательной функции.

Литература

1. Акулова М.К, Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М: Просвещение, 1984. - 176

с.

2. Амаголонов Д.Д. Современный бурятский язык. - Улан-Удэ, 1985. - 154 с.

3. Бим ИЛ. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). - М: Вентана-Граф, 1997.-40 с.

4. Будаев Ц.Б. Самоучитель бурятского языка. - Улан-Удэ, 1993. - 132 с.

5. Закон «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.92. - Бурятия. 1992. 23 июня.

6. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царько-вой. - М.: Просвещение, 1983. - 127 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.