УДК 314.8.063
УПРАВЛЕНИЕ ИММИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
П. С. Позубенков, канд. ист. наук, доцент; Э. И. Позубенкова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, е-таП: epozubenkova@mail.ru, ppozubenkov@mail.ru
Оценивая с разных позиций последствия сегодняшней иммиграции в России, мы в большей степени замечаем негативные результаты её влияния на социально-экономическую ситуацию в стране. Но есть все основания предполагать, что подвижность населения будет увеличиваться в объёмах, становиться всё более разнообразной как по социальным, так и по культурным характеристикам. Будут формироваться новые модели пространственной мобильности, которые внесут существенные изменения в понимание самого феномена миграции. Всё это требует дальнейшего изучения и обновления теоретических подходов к изучению миграционных процессов, в том числе и на уровне региона.
Рассмотрена модель управления иммиграционными потоками в Пензенской области посредством реализации положений Долгосрочной целевой программы «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы». Осуществлен анализ разделов Программы и мер по расширению сферы занятости соотечественников в АПК региона.
Ключевые слова: демографический кризис, занятость населения в АПК, иммиграция, адаптация мигрантов, качество миграционного прироста.
С началом реформ Россия превратилась из закрытой страны с традиционно низким уровнем миграционного оборота в активного участника международного миграционного обмена. Изменения в общественно-политической системе, характере экономических, социальных, этнических, идеологических и культурных отношений привели в движение огромные массы населения, вызвав масштабную волну иммиграционных потоков [3, 4].
Повышение степени мобильности населения бывших союзных республик обусловлено целым рядом факторов: распадом Советского Союза и созданием новых независимых государств, региональными различиями с точки зрения экономических условий, политической нестабильностью, национальными конфликтами. В результате на территории России обозначились новые процессы, влияющие на формирование населения: потоки беженцев и вынужденных мигрантов. Резко изменил ситуацию на российском рынке труда рост масштабов привлечения и использования иностранной рабочей силы, в том числе титульного населения из государств СНГ. Все эти процессы сопровождаются многими проблемами, наиболее актуальные из которых -нелегальная иммиграция и занятость иностранных граждан [13].
В условиях демографического кризиса, охватившего Россию, и имеющегося дефи-
цита трудовых ресурсов, ограничивающего развитие регионов страны, необходимо прибегнуть к привлечению рабочей силы из других стран. Однако в России происходит формирование общества с принципиально иной этносоциальной структурой и этносоциальной средой. Это приведёт к возникновению совершенно новых проблем. Одна из них - проблема социально-экономической безопасности государства [6, 8].
В ряде регионов России массовый приток мигрантов негативно влияет на местный рынок труда, уровень безработицы и оплаты труда, приводит к обострению жилищной проблемы, росту цен на жильё и продукты питания, перегрузке социально-культурной инфраструктуры. Всё это порождает социальную напряжённость, быстро приобретающую националистическую окраску. Происходит ухудшение морально-психологического климата [5,10].
В реальных условиях нашего времени наблюдается явная потребность в усилении роли и степени участия государства в управлении иммиграционными потоками, в предотвращении и предупреждении последствий стихийной и незаконной иммиграции в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья. В связи с этим представляется адекватным сложившейся ситуации выбранное сегодня стратегическое направление, связанное с упорядочением процесса иммиграции в Российскую Федерацию [2].
С целью нивелирования перечисленных негативных последствий привлечения иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в Пензенском регионе принята Долгосрочная целевая программа «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы» [1].
Необходимость разработки и реализации региональной программы обусловлена сложной демографической ситуацией в Пензенской области, которая в целом характеризуется отрицательной динамикой численности постоянного населения, в том числе находящегося в трудоспособном возрасте.
На протяжении последних лет в регионе наблюдается отток населения, особенно из сельской местности. Прогноз изменения численности населения до истечения срока реализации Программы ожидается следующий: 2013 год- 1368657 человек; 2014 год - 1362540 человек; 2015 год - 1355858 человек. Увеличение миграционной нагрузки в 2013, 2014 и 2015 годах с учетом привлечения участников Программы и членов их семей не предполагается, поскольку соотношение численности участников Программы и членов их семей к численности населения территории вселения «Пензенская область» составит примерно 0,08 % (ежегодно) [7].
На территории региона наблюдается наличие большого количества временных трудовых мигрантов, которые плохо адаптируются к условиям принимающего сообщества. Только в 2012 году оформлено 4,8 тыс. разрешений на работу иностранным гражданам. Уровень адаптации мигрантов напрямую зависит от мотивов их пребывания в Пензенской области и жизненных планов. Приезжающие на сезонные заработки, как правило, не мотивированы на погружение в культуру и среду принимающего сообщества, их главный мотив - экономический. Поэтому Пензенской области необходимы, в первую очередь, семьи соотечественников, которые закрепились бы на селе, чтобы заполнить «трудовые пустоты» и внести посильный вклад в развитие экономики Пензенской области [9, 12].
Кроме того, наблюдается отсутствие увеличения численности работников в сфере агропромышленного производства. Наибольшую убыль от миграции несут сельскохозяйственные районы области. В то время как миграция из городов частично восполняется внутриобластной миграцией
населения из районов, потери самих районов ничем не компенсируются. Возможности привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин [11, 14].
По состоянию на 1 января 2013 года на учете в службе занятости области состояли 6,8 тыс. человек, заявленная потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составила 10,8 тыс. единиц. Уровень регистрируемой безработицы соответствовал 0,91 % от численности экономически активного населения региона, напряженность рынка труда - 0,66 человека на одно свободное рабочее место. Заполнение вакантных мест на предприятиях возможно осуществить также за счет реализации положений вышеназванной программы.
Согласно ей региональная власть и органы местного самоуправления обязаны оказывать всяческое содействие переселению соотечественников из-за рубежа в сельскую местность нашей области: их трудоустройству на так называемой территории вселения (отныне это вся Пензенская область, за исключением городов Пензы, Кузнецка и Заречного), приобретению жилья, социальной и культурной адаптации. Предполагаемые сферы занятости соотечественников: сельхозпроизводство, здравоохранение, инвестиционная и предпринимательская деятельность, ведение личного подсобного хозяйства.
До конца текущего года наш регион планирует принять 598 соотечественников из-за рубежа, желающих переехать в область на постоянное место жительства и впоследствии получить российское гражданство. За весь период действия программы число соотечественников-переселенцев в Пензенскую область, по оценкам специалистов регионального Минтруда, составит более двух тысяч человек [1].
Центр трудовой миграции осуществляет адресную поддержку граждан, переселяющихся в сельскую местность Пензенской области: компенсацию затрат переселенцам на проезд и провоз имущества, а также выплату «подъемных» в размере 6-кратного среднего прожиточного минимума (32,6 тыс. рублей) каждому участнику мероприятия. Для приобретения жилья в собственность на территории вселения сформирован банк готового к продаже жилья. Для строительства жилья выделяются земельные участки.
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 137
Программа содержит конкретный перечень региональных инвестиционных проектов, число вакантных мест при их реализации с указанием требуемых должностей, рабочих профессий и уровня заработной платы. Наиболее крупными проектами являются строительство кирпичного завода в с. Поим Белинского района (50 вакансий), строительство завода по производству пищевых добавок в с. Грабово (70 вакансий), строительство завода по производству пе-нобетонных блоков в Городищенском районе на 100 рабочих мест и т.д. Зарплата варьируется от 9 до 20 тыс. руб. [15].
Кроме того, на фоне ухудшающейся политико-экономической обстановки в Украине данная Программа могла бы стать хорошим подспорьем в нарастающих иммиграционных процессах из этой страны. Количество беженцев достигло 143 тысяч человек, и это только за последние две недели. А с начала 2014 года в Россию въехали 600 тысяч украинцев.
Правительство Пензенской области особо обращает внимание на переселение украинских врачей в сельскую местность региона. Пензенские власти предлагают привлекательные финансовые условия для них. Средняя зарплата врачей в Пензенской области в 2013 году составила 29,8 тысяч рублей. Медработникам из Украины
обещают предоставить социальное жилье, единовременную выплату в размере 150 тысяч рублей, в дальнейшем специалисты смогут принять участие в жилищных программах.
Программа действует, она обеспечена финансовыми ресурсами, которые нашли отражение в Федеральном бюджете и бюджете Пензенской области. Общий объем финансирования Программы составит
2222.8 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета Пензенской области -
1098.9 тыс. руб., за счет федерального бюджета -1123,9 тыс. руб. [1].
Таким образом, целью разработки данной Программы является формирование единых подходов к процессу переселения соотечественников на территорию Пензенской области путем последовательной и системной организации решения задач, направленных на обеспечение полноценной социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество участников Программы, а также привлечение дополнительных трудовых ресурсов в сельскохозяйственные районы области.
Следует сделать миграционную политику избирательной. Миграционный прирост необходим, но при условии повышения качества этого прироста.
Литература
1. Долгосрочная целевая программа «Содействие добровольному переселению в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы». Правовая система «ГАРАНТ».
2. Бабушкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / А. М. Бабушкина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.
3. Бочарова, И. Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования / И. Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 25. - С. 2-7.
4. Бойков, В. Э. Политическая социология: учебник / Бойков В. Э. и др.; под ред. Ж. Т. Тощенко. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т., 2011. - 526 с.
5. Борисяк, Д. Теория и практика иммиграции / Д. Борисяк // В мире науки. - 2010. - № 1. - 83 с.
6. Воловская, Н. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Н. М. Воловская. - 3-е изд., доп. - М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. - 256 с.
7. Гелета, И. В. Современное состояние и перспективы рынка труда / И. В. Гелета // Гуманитарные и социально-экономические науки.-2011.- № 1.- С. 68-71.
8. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник / Б. М. Генкин. - М.: НОРМА -ИНФРА-М, 2010. - 416 с.
9. Кашенов, А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы / А. Кашенов // Социальная политика и социальное партнёрство. - 2010. - № 8. - С.7-16.
10. Колосова, Р. П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социо-экономического подхода / Р. П. Колосова // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 2629.
11. Лайкам, К. Структурный анализ занятости и безработицы / К. Лайкам // Человек и труд. -2010. - № 8. - С. 14-17.
12. Леонтьев, М. Э. Развитие миграционных процессов на постсоветском пространстве: иммиграция в Россию / М. Э. Леонтьев // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011.-№ 6.- С. 218-224.
13. Маркина, Н. М. Социальное управление иммиграционными процессами в современной России: автореферат диссертации. - М., 2006. - 25 с.
14. Позубенков, П. С. Национальная сила и безопасность государства / П. С. Позубенков // Проблемы развития машинных технологий и технических средств производства с.-х. продукции. -Пенза, 2002. - С. 18-19.
15. Позубенкова, Э. И. Организационно-экономические аспекты антикризисного управления сельскохозяйственными организациями: монография / Э. И. Позубенкова, П. В. Кондаров. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - 176 с.
16. Позубенкова, Э. И. Гендерная асимметрия кадрового состава сельскохозяйственных организаций Пензенской области / Э. И. Позубенкова, Л. В. Немцова // Нива Поволжья. - 2012. -№ 3 (24). - С.110 -113.
UDK 314.8.063
MANAGEMENT OF IMMIGRATION PROCESSES IN PENZA REGION
P. S. Pozubenkov, candidate of historical sciences, assistant professor;
E. I. Pozubenkova, candidate of economic sciences, assistant professor
FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, t. (8-412)628 - 563, e-mail: epozubenkova@mail. ru, ppozubenkov@mail.ru
Estimating from different positions the results of today's immigration in Russia, we notice to a great extent negative results of its influence on the social and economic situation in the country. But there are all reasons to assume that mobility of the population will increase in the amount, become more and more various according both to social, and cultural characteristics. New models of spatial mobility which will make essential changes to understanding of the phenomenon of migration will be formed. All this needs further studying and updating theoretical approaches to the study of migratory processes, including at the level of the region.
The model of managing immigration flow in Penza region by means of implementation of act of the long-term target program «Assistance to the voluntary resettlement in Penza region of the compatriots living abroad, for the period of 2013 - 2015» has been considered. The analysis of sections of the Program and measures for expansion of the spheres of employment of compatriots in the region in agrarian and industrial complex has been made.
Key words: demographic crisis, population employment in agrarian and industrial complex, immigration, adaptation of migrants, quality of a migratory gain.
References:
1. Long-term target program «Assistance to Voluntary Resettlement in Penza Region of the Compatriots Living Abroad, for the period of 2013 - 2015». Legal system "Garant".
2. Babushkina, A.M. State regulation of national economy: textbook /A. M. Babushkina. - M.: Finance and statistics, 2009. - 480 p.
3. Bocharova, I. Yu. The decrease of long-term unemployment and profiling program / I. Yu. Bo-charova // Regional economy: theory and practice. - 2010. - № 25. - P. 2-7.
4. Boykov, V. E. Politicheskaya sociology: Textbook / Boykov V. E. etc.; under the editorship of Zh. T. Toshchenko. - M.: The Russian state. humanitarian university. - 2011. - 526 p.
5. Borisyak. D. The theory and practice of immigration / D. Borisyak // V mire nauki. - 2010. - № 1. -83 p.
6. Volovskaya, N. M. Ekonom^s and labour sociology: the textbook for institutions of higher education /N. M. Volovskaya. - the 3rd edition added. - M.: NORMA, Novosibirsk: Sibirskoye soglasheniye, 2011. - 256 p.
7. Geleta, I. V. Modern state and prospects of labour market / I. V Geleta // Humanitarian and social and economic sciences. - 2011. - № 1. - P. 68-71.
8. Genkin, B. M. Ekonom^s and labour sociology; Textbook / B. M. Genkin. - M.: NORMA - INFRA-M, 2010. - 416 p.
9. Kashenov, A. Short-term and long-term forecasts of employment and unemployment / A. Kashenov // Social policy and social partnership. - 2010. - № 8. - P. 7-16.
10. Kolosova, R. P. Russian labour market: opportunities and restrictions in a context of socioeconomic approach / R.P. Kolosova // Labour and the social relations. - 2009. - № 4. - P. 26-29.
11. Laykam, K. Structural analysis of employment and unemployment / K. Laykam // Man and labour. -2010. - № 8. - P. 14-17.
12. Leontyev, M. E. the development of migratory processes on the post Soviet Union territory: immigration to Russia / M E. Leontyev // Scientific problems of humanitarian researches. - 2011. - №. 6. -P. 218-224.
13. Markina, N. M. Social management of immigration processes in modern Russia: thesis abstract. -M.: 2006. - 25 p.
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 139
14. Pozubenkov, P. S. National power and safety of the state / P. S. Pozubenkov // Problems of the development of machine technologies and technical means of farm production. - Penza, 2002. - P. 18-19.
15. Pozubenkova, E. I. Organizational and economic aspects of anti-crisis management of the agricultural organizations: abstract / E. I. Pozubenkova, P. V. Kondarov. - Penza: EPD PSAA, 2010. - 176 p.
16. Pozubenkova, E. I. Gender asymmetry of staff composition in agricultural organizations of Penza region / E.I. Pozubenkova, L.V. Nemtsova // Niva Povolzhya. - 2012. - № 3 (24). - P.110 -113.