Научная статья на тему 'Управление государственными доходами в Турции'

Управление государственными доходами в Турции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
57
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление государственными доходами в Турции»

М.Т.Хайдаров Н.Г.Муминов

Учебный центр Министерства Финансов

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОХОДАМИ В ТУРЦИИ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Еще во времена великого Оттоманского султаната рациональному формированию государственных финансов уделялось большое внимание. В период правления султана Мурада (1359-1389), то есть, еще за долго до включения Стамбула (Константинополя) в орбиту Тюркской культуры, было сформировано финансовое учреждение государства. Совершенствование системы регулирования доходной и расходной части государственных финансов осуществлялись во времена Фатих султан Мехмеда и Султана Мухаммада.1 Хотя в этот период отдельного министерства занимающегося вопросами финансов не существует, учетная тетрадь ведется специальным «Инспектором» осуществляющим рациональные учет поступлений доходов, и соответствующего осуществление расходов, с «обеспечением излишков». Высокий статус этим работам обеспечивался административным статусом - (Хранителя «учетной» книги)2.

Учреждение Министерства финансов Турции в качестве государственной организации относится к 1838 году, когда в составе государственной администрации создан специальный надзорный орган3. Орган включал в себя подразделения, возглавляемые Председателями, в функции которых входило ведение контроля за финансами, ключевую роль в которой играло подразделение ответственное за доходы4. Каждый «Председатель5» нес ответственность за отдельные территории, города и местные общины6 по их платежам и расходам.

1 http://www.gib.gov.tr/index.php?id=103

2 "Defterdar"

3 "Hatti-Hümayun"

4 «Harag Dairesi»

5 "Reis"

6 mahalleler

Дальнейшие реформы финансов Оттоманского султаната связанны с разделением полномочий подразделения финансового надзора на отдельные ведомства ответственные по расходной и доходным частям, что осуществлено в 1881 году7.

Среди первых мер принятых молодой Турецкой Республикой под руководством первого Президента страны - Мустафы Кемаля8, также было наведение порядка в государственных финансах. Великое Государственное собрание в 1920 году принимает законодательство о налогах. В 1923 году было создано само Министерство Финансов. Совершенствуя законодательство в области регулирования государственных финансов в 1936 году был принят «Кодекс Министерства Финансов и его обязанности»9.

В 1946 г. было создано «Генеральный Директорат Доходов». «Генеральному Директорату Доходов» вменялось в обязанности формирование финансовых доходов Турецкой Республики.

В 2005 г. Генеральный директорат Доходов был упразднен и, вместо него Законом № 5345, создано зависимое от Министерства Финансов - Главное Управления Доходами.

В Обязанности Главного Управления доходами входят:

обеспечение выполнения государственной политики по доходам, установленной Министерством финансов; информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях, вытекающих из налогового законодательства; участие в подготовке законодательства по государственной политике доходов;

7 |Щр://ммм.д!Ь.доу^г/!г^ех.р|1р?И=103

8 Ататюрк

9 "МаНуе Vekaleti Те§кИаЬ уе Vazifeleri Hakkmda Капип" 29.5.1936

осуществление налоговых проверок и аудита;

принятие соответствующих предварительных мероприятий по сбору общественных поступлений; выполнение других обязанностей, предписанных законом в области формирование доходов Турецкой Республики.

СТРАТЕГИЯ

В рамках осуществляемой политики Министерства финансов Турции, Главное Управление доходами в 2008 году приняло налоговую стратегию на 2009-2013 годы. Эта стратегия Управления Доходами планирует осуществление следующих задач:

Повышение добровольного сотрудничества и понимания. Под этим понимается необходимость целенаправленных действий по упрощению и стандартизации операций налогоплательщиков.

Улучшение и мониторинг всех видов экономической деятельности. Данная цель включает в себя принятие необходимых мер по предотвращению избегания и уклонения от налогов.

Улучшение качества обслуживания. Сюда входит повышение организационной эффективности и рациональности, улучшение системы информационного ОЛ обеспечения включая внедрение прогрессивных видов информационных технологий в налоговую систему.

Становление как глобально действующей и продуктивной организацией. В этих целях предусматривается расширение и углубление международных связей, обмен знаниями, взаимодействие и повышение кооперации с Управлениями Доходов соседних стран.

Базисные ценности или же принципы «Главного Управления Доходами», принятые в Стратегическом плане, предусматривают в себе такие качества, как: Надежность; Законность; Беспристрастность;

Эффективность (под которой понимают быстроту, эластичность и экономическую результативность); Прозрачность;

Осознание ответственности; Сосредоточенность на результатах; Компетентность; Непрерывное развитие; Сопричастность.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

«Главное Управление доходами» возглавляется Специальным Уполномоченным и 5 Заместителями уполномоченного. Административное устройство Турции не совсем совпадает с налоговым администрированием. Турция делится на 81 ил (провинцию) (ранее употреблялся термин вилайет). Административный центр ила расположен в его центральном районе. Неофициально, в статистических целях илы сгруппированы в 7 регионов. Каждый ил подразделяется на районы10, всего по состоянию на 2007 насчитывается 923 района. Политическое управление иля осуществляется губернатором11, которого назначает правительство.

Социально-экономическим управлением ведает глава муниципалитета12, избираемый всенародным голосованием. Районы также образуют свои муниципалитеты13 во главе с мэрами14. Как правило, илы носят то же название, что и их административные центры, также называемые центром или центральным районом. Перечень регионов: Эгейский регион Черноморский регион Регион Центральная Анатолия Регион Восточная Анатолия Регион Мармара Средиземноморский регион Регион Юго-Восточная Анатолия Местные же подразделения «Главного налогового управления» включают 29 директоратов налоговых офисов координируемых непосредственно из центрального офиса, и 1033 местных налоговых офисов. Многие, но не все, районы делятся на волости (буджаки).

Помимо этого имеется Большое Налоговое Подразделение (БНП) в Стамбуле.

Отделения налоговых директоратов имеют следующие обязанности:

10 (Нде)

11 стаИ»

12 «Ьиуик§еЫг belediyesi Ьа§каш»

13 «Belediye»

14 «belediyesi Ьа§каш»

идентификация налогоплательщиков находящихся на территории деятельности этого офиса;

реализация налогообложения, их оценка определения суммы налогообложения, сбор налогов, их сокращение и отмена, а также учет и возмещение налогов; выдвигать требования относительно происходящих споров; участие в соблюдении прав налогоплательщиков;

своевременное информирование налогоплательщиков; проведение налогового аудита.

Директораты налогового управления включают в себя большинство налогоплательщиков, они производят 95% налоговых обложений и 96% налоговых сборов.

Общая численность персонала в главном и местных офисах составляет 42 866 работающих, из них в главном офисе - 1 493, и в местных налоговых офисах 41 373 человека.

Налоговое законодательство в Турецкой Республике состоит из Конституции, международных соглашений, законов и подзаконных актов, постановлений, публичных актов, официальных сообщений, приказов, внутренних циркуляров.

Административные фукнции налоговых офисов заключаются в:

идентификации налогоплательщиков; оценке их потенциала; начислении налогов; сборе налогов;

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Согласно статье 73, Конституции Республики Турция:

обязанностью каждого является уплата налогов в соответствии с его финансовыми доходами для того, чтобы обеспечить общественные расходы; социальной целью фискальной политики является справедливое и сбалансированное распределение налогового бремени;

налоги, сборы и другие финансовые обязательства могут быть продиктованы, исправлены и отменены «Законом».

Налоговое законодательство включает следующие акты:

№ 193 Закон о Налоге на личный доход

№ 5520 Закон о Налог на совместный доход

№ 3065 Закон о Налог на добавочную стоимость.

№ 213 Закон о Налоговых процедурах.

№ 6183 Закон о Порядке сбора общественных задолженностей.

№ 197 Закон о Налоге на автомобили.

№ 1319 Закон о Налоге на недвижимое имущество.

№ 7338 Закон о Налоге на наследство и подарки.

№ 488 Закон о Налоге на гербовый сбор.

№ 492 Закон о Налоге на доход от продажи патентов, лицензий. и другие.

В соответствии с действующим законодательством Турецкой Республики, Совет Министров уполномочен вносить поправки в отношении распределения бремени налогообложения. Оно вправе сокращать, освобождать и исключать налоги, сборы и пошлины, а также другие финансовые сборы, действуя при этом в рамках доходных лимитов, установленном Законом.

Классификация налогов:

Налог на доход. Налог на богатство. Косвенные налоги.

Налог на доход включает в себя Личные и Общие налоговые платежи. Налог на богатство в свою очередь делится на налог на автомобили, имущество, наследство и подарки. К косвенным налогам относятся: налог на общее потребление, таможенные пошлины, акцизы, НДС, специальный налог на расходы, налог на проведение банковских операций.

Процентная Налоговая ставка на личный, индивидуальный доход колеблется в пределах от 15 до 35%, а уровень налогообложения предприятий составляет 20%

Ставки Налога на недвижимое имущество: Налог на автомобили - согласно реестру; Налог на имущество (налог на жилые здания - 1%, на другие здания - 2%);

Налог на наследство и подарки - 1-10%. Ставки косвенных налогов: НДС - 1, 8, 18%

Налог на банковские операции -15%. Процесс сбора налогов. подготовка сбора налога представляет собой определение налоговой ставки уполномоченными органами, согласно законодательству.

оповещение налогоплательщика о всех предметах, подлежащих налогообложению. налог готов к оплате.

Налог, который не оплачен в срок, взимается согласно вышеуказанному Закону под номером 6183. Также, по данному Закону воз-

можна уплата налогов через расчетные кассы банка и налогового офиса. Помимо этого уплату налогов можно также производить через чек и Интернет.

После того, как налогоплательщик не уплатил налог в течение 15 дней после истечения срока уплаты, проводится изучение того, должен ли он уплачивать налоги, а также наличие у него гарантии или поручительства.

Принудительные процедуры:

если налогоплательщик предоставляет гарантию, то налог уплачивается в офисе поручителя;

производится конфискация имущества; при соответствующих обстоятельствах объявляется о банкротстве.

Покрытие налоговых задолженностей.

Имеется право на предъявление иска об аннулировании мошеннических документов, целью которых является избежание уплаты налогов. Поездка заграницу личностей, которые имеют долги по неуплате налогов запрещена.

Изучение налогового администрирования и налогового законодательства Турции, имеет важное значение, поскольку опыт этой быстро развивающейся страны имеет древние традиции. Страна эта имеет важнейшее геостратегическое значение формировавшееся еще со времен Византийской империи, и имеет притяжение к себе прилегающих к ней значительных регионов. Культурная близость определяется светским характером общества, при том, что страна несет в себе также и древние исламские традиции.

Список использованной литературы:

1. ilhan KARAYILAN. Presidency Of Revenue Administration Материалы презентации «Organization, Legislation, Tax Collection Process»

2. T.C. Basbakanlik Hazine Mustasarligi. Материалы семинара 15.04 - 23.04. 2008 г.

3. Gelir idaresi Ba§kanliginin Tarihi Geli§imi.

4. Официальный сайт Управления доходами Турции http://www.gib.gov.tr/index. php?id=103

5. «Maliye Vekaleti Te§kilati ve Vazifeleri Hakkinda Kanun» 29.5.1936

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.