Научная статья на тему 'Наши консультации'

Наши консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши консультации»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам компьютерных систем "КонсультантБухгалтер", "КонсультантФинансист " "КорреспонденцияСчетов" компании "Консультант Плюс"

Вопрос. Адвокату осуществляющий свою деятельность индивидуально через адвокатский кабинету применяет УС НО (объект ншогообложения — доходы). Имеет ли адвокат право уменьшить сумму исчисленного за отчетный (налоговый) период единого налога на сумму уплаченных в соответствии с п. 3 спи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации " за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, превышающем размер фиксированного платежа ?

Ответ. Статья 346.21 гл. 26.2 "Упрошенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает, что сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) страхователи »адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Пункт 3 ст. 29 указанного Закона предоставляет право физическим лицам, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.

Понятия "адвокаты" и "физические лица" в целях'Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ разделены. Аналогичное разделение установлено и в целях Кодекса, ст. 11 которого относит адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, не к категории "физические лица", а к категории "индивидуальные предприниматели".

В отличие от индивидуальных предпринимателей к отношениям по налогообложению доходов физических лиц упрощенная система налогообложения не применяется.

Таким образом, правила добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, предусмотренные Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ для физических лиц, не могут учитываться в целях исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, в связи с применением ими упрошенной системы налогообложения.

Исходя из изложенного сумма единого налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиком-адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в размере фиксированного платежа, предусмотренного Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ для адвокатов. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Основание: письмо Минфина России от 03.12.2004 N9 03-03-02-04/1-70.

Вопрос. В соответствии с п. 2 спи 169 ПК РФ счета-фактуры, составлегшые и выставленные с нарушением порядка, усттювлентго nn.Su 6 ст. 169 НКРФ,

не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.

Вместе с тем ПК РФ не содержит запрета на внесение исправлений в счета-фактуры. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 предусмотрено, что в счета-фактуры могут вноситься исправления, заверенные подписью руководителя и печатью продавца, с указанием даты внесения исправ^гения.

Ни ПК РФ, ни указанным Постановлением не предусмотрен запрет на испра&1ение счета-фактуры путем его замены на счет-фактуру; форма которого соответствует действующему законодательству, с ука-зшшем реквизитов первоначагыюго счета-фактуры.

Вправе ли организация принять к вычету НДР по счетам-фактурам, составленным в связи с внесением исправлений частично на компьютере, частично от руки (с со&иодением требований порядка их заполнения), а также по счетам-фактурам, исправленным путем их замены /ш соответствующие действующему законодат&гьству с указанием реквизитов первоначального счета-фактуры?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету; является счет-фактура. При этом, как правомерно указано в письме, в соответствии с п. 2 данной статьи Кодекса не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пп. 5 и 6 этой статьи Кодекса.

Типовая форма счета-фактуры утверждена постановлением правительства Российской Федерации от02.12.2000 № 914 иОб утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее — Правила) и содержит определенное число последовательно расположенных показателей. При этом следует отметать, что как вышеназванная ст 169 Кодекса, так и указанные Правила не содержат ограничений в способах заполнения счета-фактуры.

В связи с изложенным счета-фактуры, заполненные частично на компьютере, частично от руки, но в которых последовательность расположения показателей соответствует утвержденной типовой форме счета-фактуры, не могут являться основанием для отказа в принятии к вычету указанных в них сумм налога на добавленную стоимость.

Что касается правомерности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании заново выписанных счетов-фактур, в которых указаны номера и даты ранее выставленных счетов-фактур, то в соответствии с п. 3 ст. 168 Кодекса при

реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 2 Правил установлено, что продавцы товаров (работ, услуг) ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.

Таким образом, выставление счетов-фактур с датами, не соответствующими фактическим датам их выписки, не допускается.

В то же время, как правомерно отмечено в письме, на основании п. 29 Правил в счета-фактуры могут быть внесены исправления, заверенные подписью руководителя и печатью продавца, с указанием даты внесения исправления. Поэтому в случае обнаружения в счетах-фактурах ошибок исправления вносятся продавцами в первоначально выставленные ими счета-фактуры.

Учитывая изложенное, принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, исправленных путем их замены с указанием тех же реквизитов (номеров и дат), неправомерно.

Основание: письмо Минфина России от 08.12.2004 №03-04-11/217.

Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства НПО просит прокошультиро-вать по следующему вопросу

Аптека организует в своем помещении фитобар. Через фитобар аптека планирует реализовать готовые фитопрепараты и приготометые на их основе чаи, бальзамы, коктейли и прочую продукцию. При этом потребление покупателями приготоменпой в фитобаре продукции будет происходить непосредс-твенно в помещении аптеки.

Подлежит ли указанная деятельность переводу на уплату ЕНВД?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).

Для целей гл. 26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание

услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

К указанному виду предпринимательской деятельности относится деятельность аптечных учреждений, осуществляющих реализацию населению готовых лекарственных средств за наличный расчет и с использованием платежных карт.

Предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей лекарственными средствами, осуществляемой аптечными учреждениями с использованием любых иных безналичных форм расчетов, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В рассматриваемом в письме случае аптека организует в своем помещении фитобар, где планирует реализовать не только готовые фитопрепараты, но и приготовленные на их основе чаи, бальзамы, коктейли и прочую продукцию для потребления покупателями в этом же помещении.

Указанная деятельность относится к деятельности, связанной с оказанием услуг по охране здоровья человека (коды 8510000,8512503 по ОКВЭД), в связи с чем она не подпадает по действие гл. 26.3 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 23.12.2004 № 03-06-05-04/91.

Вопрос. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 ПК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Просим разъяснить, какие должностные лица уполномочены подписывать разъяснения налоговых и финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в

которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения налоговой отчетности.

В соответствии с подп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной налоговой службе (ФНС), угвержден-ного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N9 506, Федеральная налоговая служба имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

В соответствии со ст. 34.2 Кодекса финансовые органы уполномочены в пределах своей компетенции давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

При исполнении законодательства о налогах и сборах налогоплательщики, руководствуясь указанным законодательством, вправе учитывать позиции ФНС России, ее территориальных органов (налоговых органов), Минфина России, других финансовых органов, выраженные ими в соответствии с их компетенцией по интересующим налогоплательщиков вопросам.

Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения ФНС России но вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются директор ФНС России и его заместители. Руководители территориальных органов ФНС России и их заместители в пределах их компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых органов. Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются министр финансов Российской Федерации и заместители министра финансов Российской Федерации. Разъяснения других финансовых органов вправе подписывать руководители соответствующих финансовых органов и их заместители.

В п. 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что к разъяснениям, упомянутым подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных

уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Основание: письмо Минфина России от 13.01.2005 №03-02-07/1-1.

Вопрос. Просим разъяснить порядок применения Федерального закона от 20.08.2004№ 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", установившего различный порядок налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства) до 1 января 2005г. и приобретенных с 1 января 2005г.

Ответ. Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ определен порядок налогообложения земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, и тем самым им устранена правовая неопределенность в отношении понятия "земли, занятые жилищным фондом", отмеченная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2003 № 78-ВОЗпр-З и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2003 № 276-0.

При этом Федеральный закон от 20.08.2004 № 116-ФЗ установил различный порядок налогообложения земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства) до 1 января 2005 г. и приобретенных с 1 января 2005 г.

Так, в отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005 г. в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, в течение трех лет на срок проектирования и строительства налогообложение производится в двукратном размере от полной налоговой ставки земельного налога, установленной в городах и поселках юродского типа. В последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог взимается в четырехкратном размере. После государственной решстрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом.

В отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005 г. в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, в течение десяти лет на срок проектирования и строительства налогообложение про-

изводится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа. В последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог взимается в двукратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 116-ФЗ положения ч. 9 - 12 ст. 8 Закона Российской Федерации ог 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" с учетом внесенных изменений и дополнений не распространяются на земельные участки, приобретенные до I января 2005 г. в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства. Налогообложение данных земельных участков производится в соответствии с ч. 1 - 8 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" с учетом внесенных изменений и дополнений.

При этом необходимо иметь в виду, что ч. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" с учетом внесенных изменений и дополнений особенности применения налоговой ставки предусмотрены, в частности, только для земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, в отношении земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 г. в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом.

Соответствующие изменения и дополнения Закона Российской Федерации "О плате за землю" вступают в силу с 1 января 2005 г. и подлежат применению при исчислении земельного налога начиная с начислений за 2005 г.

Что касается налогообложения земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, в отношении которых налог взимается в размере 3 % от полных налоговых ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, то соответствующие положения Закона Российской Федерации "О плате за землю" с учетом внесенных изменений и до-

полнений в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 116-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 г.

Учитывая, что ст. 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлен трехлетний срок перерасчета земельного налога только в отношении неправильно произведенного налогообложения, налоговые органы при обращении граждан, которым земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства, вправе пересчитать суммы земельного налога, исчисленные за 2000 - 2004 гг. в соответствии с порядком, установленным ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанными физическими лицами, которым предоставлены земельные участки, являются физические лица, признаваемые землепользователями или землевладельцами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненно наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также физические лица, которым земельные участки предоставлены в собственность (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом при решении вопроса о налогообложении земельных участков, предоставленных (приобретенных) в собственность для индивидуального жилищного строительства, в период до вступления в силу Федерального закона от 20.08.2004 № 116-ФЗ необходимо руководствоваться определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2003 № 78-ВОЗпр-З, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2003 № 276-О и разъяснениями МНС России и ФНС России по данному вопросу.

Основание: письмо Минфина России от 14.01.2005 № 03-06-02-02/01.

Вопрос. С ООО, победителем закрытого аукциона, проводимого Федеральным агентством по рыболовству, заключен договор о закреплении за ним доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (ВЕР).

Пунктом 13 Порядка проведения аукционов (утв. приказом Минселъхоза России, Минэкономразвития России и Минфина России от 20.10.2004 № 502/282/90н) предусмотрено, что полученные денежные средства за продажу доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов подлежат перечислению в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.1 ПК РФ организации, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, признаются плательщиками сбора за пользование ВЕР, указанный сбор также перечисляется в доход федерального бюджета.

Главой 25.1 ПК РФ, вступившей в силу с 01.01.2004, не предусмотрен особый порядок уплаты сбора за пользование ВЕР для организаций, приобретающих право вылова на аукционах.

Полагаем, что сбор за пользование объектами ВЕР (согласно ПК РФ) и плата за доли в общем объеме квот на вылов (добычу) ВЕР (по итогам аукциона) имеют единую финансово-экономическую сущность. Оба этих платежа направлены на обеспечение платности пользования ВЕР лицами, извлекающими ресурсы из естественной среды обитания.

В случае уплаты и сбора согласно ПК РФ, и платы за доли по результатам аукциона пользователь произведет двойную оплату за право извлечения одного и того же объема ВЕР в федеральный бюджет РФ.

Просим разъяснить, вправе ли пользователь ВЕР, приобретший право на долю в общем объеме квот по результатам проведенного аукциона и оплативший ее в полном размере, не уплачивать сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, установленный ПК РФ.

Ответ. Порядок проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах промысла, утвержденный приказом Минселъхоза России, Минэкономразвития России и Минфина России от 20.10.2004 № 502/282/90н, разработан на основании иодп."а" п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 № 704.

В соответствии с п. 13 указанного постановления доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов (добычу) во вновь осваиваемых районах промысла распределяются между заявителями на аукционах, а согласно п. 12 постановления лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов с использованием судов, не обеспеченных квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, не выдаются.

Пунктом 13 вышеупомянутого Порядка проведения аукционов предусмотрено, что полученные денежные средства за продажу доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов подлежат перечислению в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.1 гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками указанного сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные

предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Согласно п. 2 ст. 333.5 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики уплачивают сумму сбора в виде разового и регулярных взносов. При этом уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового сбора, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Таким образом, система взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов не заменяет аукционную систему, поэтому двойная оплата за право извлечения одного и того же объема водных биологических ресурсов в данном случае отсутствует.

На основании изложенного пользователь водных биологических ресурсов, с которым заключен договор о закреплении за ним доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов обязан уплачивать сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов на основании гл. 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: письмо Минфина России от 20.01.2005 № 03-07-03-04/4.

Е. ЗЕРНОВА Проект " Консул ьгантБухгалтер" 15.02.2005

Вопрос. В феврале 2004 г. заказчик рассчитался с подрядчиком собственным векселем. Номинальная стоимость векселя превышает стоимость выполненных работ, а срок его погашения приходится на апрель 2004 г.

В каком порядке подрядчик должен учесть для целей налогообложения прибыли дисконт по такому векселю?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления), признается процентами.

Следовательно, для целей налогообложения дисконт по векселю является доходом векселедержателя, полученным в виде процентов, который на основании п. 6 ст. 250 НК РФ учитывается в составе

внереализационных доходов.

Из положений п. 1 ст. 328 НК РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно отразить в аналитическом учете сумму процентов, причитающихся ему в соответствии с условиями выпуска или передачи (продажи) векселей, с учетом требований ст. 269 НК РФ. Соответствующая сумма учитывается исходя из установленной доходности и срока действия долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов, определяемую в зависимости от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

Таким образом, при определении доходов и расходов подрядчиком-векселедержателем по методу начисления дисконтный доход по векселю следует признавать полученным и включать в состав внереализационных доходов на конец отчетного периода, а при погашении векселя до истечения отчетного периода — на дату такого погашения (п. 6 ст. 271 НК РФ).

При применении подрядчиком-векселедержателем кассового метода сумма дисконтного дохода учитывается в составе внереализационных доходов на дату поступления средств в оплату (погашение) векселя на счета в банк или в кассу (или на дату погашения задолженности по векселю перед налогоплательщиком иным способом) (п. 2 ст. 273 НК РФ).

ОМ. ПРОВАЛЕН КО Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

24.12.2004

Вопрос. Индивидуальный предприниматель занимается производством мучных кондитерских изделий длительного хранения, применяет УСНО. Вправе ли он учитывать в составе расходов затраты на оплату следующих услуг госсаюпидемнадзора, приобретение которых является обязательным условием осуществления его деятельности:

1) санитарно-эпидемиологическая экспертиза на продукцию;

2) лабораторные исследования (химический и бактериологический анализ продукции, лабораторные исследования продукции, почвы и т. д.);

3) расходы, связанные с этими услугами, включаемые в эти же счета-фактуры (оформление протокола исследования, оформление бланка заключения, составление исследования по договорам) ?

Ответ. Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлен закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий УСНО, при определении объекта налогообложения уменьшает полученные доходы. Данные расходы, согласно п. 2 этой же статьи, принимаются при условии их соответствия

критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Затраты налогоплательщика по услугам, оказываемым учреждением Госсанэпиднадзора, в перечне расходов прямо не указаны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к составу расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, отнесены материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, к которым в том числе относится контроль за соблюдением установленных технологических процессов и другие подобные работы.

В соответствии с подп. «а» п. 1 постановления Правительства РФ 21.12.2000 N° 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» установлено, что органами и учреждениями Госса-нэпидемслужбы России осуществляется Госсанэпиднадзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования).

По нашему мнению, деятельность органов Госсанэпиднадзора по надзору за обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов непосредственно связана с контролем технологии производства данных продуктов.

Таким образом, считаем, что затраты, указанные налогоплательщиком в вопросе, могут быть учтены в составе материальных расходов в качестве затрат на приобретение работ, услуг производственного характера по контролю за соблюдением установленных технологических процессов (подп. 6 п.1 ст. 254 НК РФ).

Л И. КОСТИН

Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

24.12.2004

Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.

Каким органом и на основании каких документов определяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, необходимая для

целей исчисления налога на имущество организаций ?

Каким образом информация об инвентаризационной стоимости соответствующих объектов может быть получена налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельности в РФ через постоянные представительства?

Ответ. Согласно ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения для российских организаций, а также иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в РФ.

Порядок ведения бухгалтерского учета на территории РФ определяется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно указанному Закону (ст. 4) его положения распространяются на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Поскольку указанным Законом для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через филиалы и постоянные представительства, не предусмотрено составление и представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности, за налоговую базу принята инвентаризационная стоимость недвижимого имущества (п. 5 ст. 376 Кодекса), определяемая по данным органов технической инвентаризации.

Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N9 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель, а также предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, по вопросу инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества для исчисления налога на имущество следует обращаться в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости или его территориальные органы.

Одновременно следует учитывать, что п. 2 постановления Правительства РФ от 10.09.2004 №

477 установлено, что государственный технический учет объектов градостроительной деятельности осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, а техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности до 1 ноября 2004 г. осуществляют государственные и муниципальные унитарные предприятия и (или) государственные и муниципальные учреждения, а с 1 ноября 2004 г. - организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли РФ.

Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности утверждено приказом Минэкономразвития России от 19.10.2004 №281.

Основание: письмо Минфина России от 30.11. 2004 № 03-06-01 -04/146.

Вопрос. На общем годовом собрании акционеров банка было принято решение: начисленные, но не выплаченные дивиденды по итогам работы банка за год направить на увеличение уставного капитала банка путем дополнительного выпуска акции, размещаемых среди акционеров, на сумму причитающихся им дивидендов. Подлежат ли обложению налогом на прибыль и НДФЛ доходы акционеров — физических и юридических лиц в виде начисленных, но не выплаченных дивидендов?

Ответ. В соответствии с п. I ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Таким образом, согласно положениям Кодекса дивидендом может быть признан только полученный акционером (участником) доход в результате распределения чистой прибыли организации.

Это подтверждается и нормами ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев или по результатам финансового года принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества).

Применительно к ситуации, изложенной в вопросе, речь идет не о распределении начисленных

дивидендов, а о направлении части нераспределенной прибыли организации на увеличение уставного капитала акционерного общества.

При этом порядок налогообложения данной операции зависит от того, являются акционеры общества юридическими или физическими лицами.

Если акционеры - юридические лица, то следует иметь в виду, что в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 251 Кодекса для целей налогообложения не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе). При этом не имеет значения, за счет какого источника собственных средств увеличен уставный капитал: за счет добавочного капитала или нераспределенной прибыли.

Если акционерами общества являются физические лица, то в соответствии с п. 19 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы физических лиц, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.

Если же уставный капитал акционерного общества увеличен за счет нераспределенной прибыли общества, то стоимость дополнительно полученных акционером — физическим лицом акций или увеличение номинальной стоимости принадлежащих ему акций считается доходом акционера и облагается налогом на доходы физических лиц в общем порядке.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2004 № 03-03-01-04/2/35.

Вопрос. Согласно п. 5 спи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам). В то же время согласно спи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК

РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

В связи с изложенным банк, определяющий доходы и расходы в целях налогообложения прибыли по методу начисления, просит разъяснить медующее. Вправе ли банк включать в затраты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, суммы НДС как уплаченные, так и причитающиеся к уплате поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), относящиеся к текущему отчетному (налоговому) периоду, до момента получения банком от поставщиков соответствующих счетов-фактур по приобретаемым товарам (работам, услугам) ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты налога на добавленную стоимость производятся плательщиками этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, приобретенных для осуществления операций, подлежащих налогообложению, а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Таким образом, до получения соответствующих счетов-фактур расходы в виде уплаченных и причитающихся к уплате сумм НДС, согласно указанным положениям п. 1 ст. 252 Кодекса, не являются документально подтвержденными и в состав расходов.

учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не включаются.

Основание: письмо Минфина России от 25.11.2004 N° 03-05-01 -04/91.

Вопрос. Закрытое акционерное общество планирует открыть представительство на территории Грузии, которое будет иметь отдельный баланс и расчетный счет и будет осуществлять представительские функции, реализация услуг представительством не планируется. Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Имеет ли право ЗАО подтверждать расходы по налогу на прибыль документами, оформленными в соответствии с законодательством Грузии? Требуется ли обязательный перевод всех первичных документов на русский язык ?

2. Согласно п. 2 спи 288 НК РФ с целью уплаты налога на прибыль производится расчет доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Распространяется ли действие этой статьи на представительство, находящееся в Грузии ? Если распространяется, то в бюджет какой страны происходит уплата налога ?

Ответ. Как следует из вопроса, ЗАО планирует открыть представительство на территории Грузии.

1. В соответствии с положениями ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Указанные доходы отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в полном объеме.

Расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса, вне зависимости от правил определения расходов, применяемых в уменьшение налоговой базы, применяемых в иностранном государстве, от источников в котором были получены доходы.

Расходы, согласно ст. 252 Кодекса, должны быть обоснованы, т. е. должны являться экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме, а также подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Требование об оформлении документов в соответствии с законодательством РФ может распространяться на операции, осуществляемые организацией на территории РФ.

Поскольку предназначение любого первичного документа заключается в том, чтобы подтверждать

факт совершения хозяйственной операции, в первичных документах, составленных в соответствии с требованиями иностранного государства, должны содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции.

Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» на территории РФ официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке. Статьей 17 Закона предусмотрено, что официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений (к которым можно отнести истребование налоговыми органами у организации документов, относящихся к деятельности налогоплательщика) между государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями субъектов РФ с адресатами в РФ ведутся на государственном языке РФ.

На основании изложенного российская организация вправе представлять документы, подтверждающие расходы, оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если такие расходы связаны с получением доходов организацией. При этом перевод первичных документов на русский язык обязателен.

2. В соответствии с п. 5 ст. 288 Кодекса, если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате с учетом особенностей, установленных ст. 311 Кодекса, и расчет доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, расположенное на территории иностранного государства, предусмотренный п. 2 ст. 288 Кодекса, не производится. Сумма налога на прибыль в этой части зачисляется в бюджет Российской Федерации по месту нахождения головной организации с учетом ст. 284 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 24.11.2004 № 03-03-01-04/4/23

О.Б. СОЛДАТОВА Проект «КонсулътантФинансист»

15.02.2005

Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства НПО просит проконсультировать по следующему вопросу

Согласно п. 4 спи 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработкиу закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками\), по перечню, утверждаемому

Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ с учетом налога, и ценой приобретения указанной продукции.

Применяется ли данный порядок обложения НДС при закупке организацией у физического лица товара, переработанного самим физическим лицом, в частности папоротника соленого?

Отметим, что в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоъгательщиками), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383, папоротник упомянут без каких-либо ограничений.

Ответ. Как правомерно указано в письме, согласно п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 Кодекса с учетом налога на добавленную стоимость, и ценой приобретения указанной продукции.

Указанный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383. В данный Перечень включен папоротник. При этом продукты переработки папоротника в Перечне отсутствуют.

Учитывая изложенное, при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в общеустановленном порядке, т. е. в соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 26.01.2005 N9 03-04-04/01.

Вопрос. Федеральное государственное унитарное предприятие просит разъяснить, возможно ли проведение зачета части ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в счет переплаты по НДС?

Ответ. В соответствии с п. 6 ст. 243 Налогового кодекса РФ уплата единого социального налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюд-

жет и каждый фонд и определяется как процентная доля налоговой базы.

Согласно п. 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, проведение зачета сумм излишне уплаченного единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, возможно в счет исполнения обязанности по уплате налогов, поступающих в федеральный бюджет.

Основание: письмо Минфина России от 26.01.2005 N9 03-01-10/32.

Вопрос. В связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 28.07.2004 № 86-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» следует ли осуществлять маркировку региональными специальными марками вин натуральных (в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих) при реализации их с акцизных складов оптовых организаций?

Ответ. В соответствии со ст. 193 и 196 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), с учетом норм Федерального закона от 28.07.2004 N° 86-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 января 2005 г. изменен ранее действовавший порядок уплаты акцизов по натуральным винам, в том числе шампанским, игристым, газированным, шипучим, и в отношении этих вин отменен режим налогового склада.

Так, согласно новой редакции ст. 193 Кодекса с 1 января 2005 г. при реализации указанных вин налогоплательщиками - производителями налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в размере 100 %. Соответственно обязанность по уплате акцизов, ранее возложенная также на акцизные склады оптовых организаций, с 1 января 2005 г. отменена.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 N° 1761 -р установлено, что с 1 января 2005 г. реализация произведенных на территории РФ вин натуральных (в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих) осуществляется налогопла-

тельщиками-производителями только с федеральными специальными марками.

Таким образом, реализация с 1 днваря 2005 г. указанных вин с акцизных складов оптовых организаций осуществляется без маркировки региональными специальными марками.

Основание: письмо Минфина России от 07.02.2005 № 03-04-06/14.

Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.

1. Организация, состоящая на учете в территориальной налоговой инспекции г. Москвы, имеет обособленные подразделения на территории других административных округов г. Москвы. Расчетные счета и отдельные балансы у обособленных подразделений отсутствуют.

Необходимо ли регистрировать обособленные подразделения по месту их нахождения? Должны ли мы представлять налоговые декларации по следующим налогам: налогу на прибыль, налогу на имущество — по месту нахождения обособленных подразделений? В случае если мы должны представлять декларации, каков порядок их представления и уплаты налогов (налога на прибыль, налога на имущество)?

2. Организация, состоящая на учете в территориальной налоговой инспекции г. Москвы, имеет недвижимое имущество на территории другого административного округа г. Москвы.

Необходимо ли регистрировать недвижимое имущество по месту его нахождения? Должны ли мы представлять налоговые декларации по земельному налогу по месту нахождения недвижимого имущества ?

Ответ. В соответствии с пп. 1 и 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Например, организация, состоящая на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеющая обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, обязана в установленном порядке встать на учет в этих налоговых органах.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 23 Кодекса организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту ее нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ.

Постановка на учет организации в налоговом

органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом на основании ст.398 Кодекса налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в порядке, установленном ст.288 Кодекса. В соответствии с пл. 1 и 2 данной статьи налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм налога производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль организаций, особенностей исчисления и уплаты этого налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 Кодекса. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

В отношении вопроса о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организацией, имеющей обособленные подразделения, необходимо отметить следующее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций по местонахождению обособленных подразделений организации установлены ст. 384 Кодекса. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отноше-

нии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в порядке, предусмотренном ст. 385 Кодекса.

Налоговые декларации по налогу на имущество организаций налогоплательщики обязаны в соответствии со ст. 386 Кодекса представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).

Следовательно, у организации, имеющей обособленные подразделения, у которых нет отдельного баланса, не возникает обязанности уплачивать налог на имущество организаций и представлять налоговые декларации по месту нахождения таких обособленных подразделений.

Основание: письмо Минфина России от 16.02.2005 № 03-06-05-04/35.

Е. ЗЕРНОМ Проект « Консул ьтантБухгалтер» 14.03.2005

Вопрос. Банк, являясь одним из учредителей ООО, получил извещение об увеличении уставного капитала ООО за счет нераспределенной прибыли без изменения доли каждого учредителя.

Одновременно, как акционер ЗЛО, банк получил новые акции (с увеличенной номинальной стоимостью) взамен первоначально выпущенных в связи с увеличением уставного капитала ЗЛО. В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 251НК РФ разницу между новой и старой номинальной стоимостью акций банк в налогооблагаемую базу не включил, так как доля его участия не изменилась.

Учитывая схожесть ситуаций, просим разъяснить, правомерно ли исключить из налогооблагаемой базы доход в виде увеличения номинальной стоимости доли в уставном капитале ООО, при условии что доля участия в этом обществе осталась неизменной.

Ответ. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций определен гл. 25 Налогового кодекса РРФ (далее - Кодекс). В соответствии со ст. 252 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При

этом ст. 251 Кодекса содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при налогообложении налогом на прибыль.

В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 251 Кодекса при налогообложении не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организаци-ей-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе). Указанная норма регулирует только отношения, возникающие при увеличении уставного капитала в акционерном обществе.

Глава 25 Кодекса не содержит норм, позволяющих исключить из налоговой базы по налогу на прибыль организаций увеличение номинальной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Учитывая изложенное, при увел ичени и уставного капитала обществом с ограниченной ответственностью без изменения доли участия налогоплательщика в обществе у налогоплательщика - участника данного общества возникает внереализационный доход, учитываемый при налогообложении напо-гом на прибыль организаций в размере увеличения номинальной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Основание: письмо Минфина России от 11.01.2005 № 03-03-01 -04/2/3.

Вопрос. В соответствии с подп. 5п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации, не осуществляющей свою деятыъностъ через постоянное представительство в РФ, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в РФ и подлежат ншогообложению налогом на прибьиь организаций, удерживаемым у источника вышаты доходов.

Правомерно ли в указанном случае осуществление расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории /*Ф, на основании ба.шнсовой стоимости активов акционерного общества и балансовой стоимости его недвижимого имущества, находящегося на территории РФ?

Ответ. Подпунктом 5 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы иностранной организации, не осушестааяюшей свою деятельность через постоянное представитель-

ство в Российской Федерации, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Вместе с тем в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится норм, устанавливающих необходимость проведения специальной оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации, в том числе не имеется норм в отношении необходимости оценки рыночной стоимости недвижимого имущества и активов в целом.

Налоговый кодекс Российской Федерации также не устанавливает требований к источникам информации, из которых налоговый агент может ее получить. Такие сведения может предоставить ему иностранная организация, продающая акции, на основании имеющихся у нее публикаций общепризнанных частных или официальных источников либо из информации, полученной продавцом акций от акционерного общества. Необходимая информация может быть получена покупателем акций — налоговым агентом непосредственно от акционерного общества, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законодательством достоверных источников.

Таким образом, осуществление расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, на основании балансовой стоимости активов данного акционерного общества и балансовой стоимости его недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, правомерно.

Основание: письмо Минфина России от 24.01.2005 №03-08-05.

Вопрос. Организация (ЗАО) яв.гяется поверенным по договору поручения, заключенному с чешской организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.

На основании договора поверенный обязуется от имени и за счет доверителя осуществить по указанию доверители* покупку на территории РФ металлоконструкций, железобетонных изделий, трансформаторову электронных систем управления, кабельной продукции и других комплектующих изделий, а затем безвозмездно передать их по указанию доверителя строительной организации на территории РФ, которая по самостоятельному договору с той же чешской организацией осуществляет строительство объекта на территории РФ.

За выполненную работу поверенный получает от доверителю вознаграждение.

Должен ли в данном случае поверенный выступать в качестве налогового агента при покупке и безвозмездной передаче строительной организации куменных от имени и за счет доверителя товаров на территории РФ? Как в данном случае утачивается НДС?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, согласно подп. 5 п. 1 данной статьи место реализации посреднических услуг, оказываемых по договору поручения, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации посреднических услуг по приобретению и передаче на территории Российской Федерации товаров, оказываемых организацией чешской компании на основании договора поручения, является территория Российской Федерации, и соответственно такие услуги признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом I ст. 156 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора поручения налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода, полученная налогоплательщиком в виде вознаграждения за исполнение указанного договора. При этом на основании ст. 164 Кодекса данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 %.

Что касается товаров, приобретаемых и передаваемых на территории Российской Федерации организацией по поручению чешской компании, то в соответствии с положениями ст. 161 Кодекса обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента возникают у налогоплательщиков, приобретающих в собственность у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, товары, местом реализации которых является территория Российской Федерации. Поскольку организация указанные товары в собственность не приобретает, то она не является

налоговым агентом в отношении операций по реализации товаров.

Учитывая изложенное, стоимость товаров, приобретаемых и передаваемых на территории Российской Федерации по поручению чешской компании, у организации в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.

Основание: письмо Минфина России от 18.01.2005 №03-04-08/07.

Вопрос. Турецкая фирма по контракту с российской организацией явгяется генеральным подрядчиком на строительство здания в сроку не превышающий 18 месяцев. При этом турецкая фирма поручила основную часть строительных работ российским субподрядчикам, а сама осуществляет услуги в организации работ, то есть надзорную деятыьность. Подлежит ли турецкая фирма обложению налогом на прибыль на территории РФ, учитывая Соыашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения?

Ответ. В соответствии с подп. «а» п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 строительная плошадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев.

Как следует из вопроса, турецкая фирма поручила основную часть строительных работ российским субподрядчикам, а сама турецкая фирма осуществляет услуги в организации работ, то есть осуществляет надзорную деятельность.

Если надзорную деятельность непосредственно производит лицо, осуществляющее строительство, то на данную иностранную компанию может распространиться вышеуказанное Соглашение.

Если надзор осуществляет лицо, деятельность которого в связи со строительной плошадкрй ограничивается исключительно этим видом деятельности, то данные работы не могут рассматриваться в контексте термина "строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект..." этого Соглашения, и, таким образом, налогообложение турецкой компании производится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с начала осуществления данной деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 13.01.2005 №03-08-05.

О.Б. СОЛЛАТОВА Проект «КонсультантФинансист»

14.03.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.