Научная статья на тему 'Наши консультации'

Наши консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши консультации»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам компьютерных систем «КонсультантБухгалтер», «КонсультантФинансист», «КорреспонденцияСнетов» компании

«Консультант Плюс»

Вопрос. В соответствии с п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Просим разъяснить порядок применения указанной нормы относительно состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комп^гекса.

Ответ. Пунктом 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Очевидно, что данная льгота не может применяться в отношении всех основных средств, учитываемых на балансах организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, а распространяется лишь на те объекты основных средств, которые включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования, фактически используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг и содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ,

другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.

Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территорий включаются в Градостроительный кадастр РФ (п. 5 ст. 54).

При этом п. 13 разд. 3.1.5 «Генеральные планы» Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. приказом Госстроя России от 29.10.2002 N° 150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N9 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность РФ и муниципальную собственность (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические

сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).

В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, возможно также использовать Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 № 51.

Основание: письмо Минфина России от 16.08.2005 № 03-06-01-02/27.

Вопрос. Можно ли при применении упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы за вычетом расходов) учесть расходы по оформлению договора аренды земли и права собственности на недвижимость, такие как оплата услуг земельной и регистрационной палат, краевой технической инвентаризации?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. I ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.

Учитывая, что расходы по оформлению договоров аренды земли и права собственности на недвижимость в п. 1 ст. 346.16 Кодекса не поименованы, данные расходы в целях налогообложения не учитываются.

С I января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N9 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Согласно п. 6 ст. 1 данного Федерального закона

налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе будут учесть при определении налоговой базы расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков).

Основание: письмо Минфина России от 10.08.2005 N9 03-11-04/2/42.

Вопрос. Индивидуальный предприниматель применяет УС Л, объект налогообложения — доходы минус расходы. Можно ли уменьшить налоговую базу на стоимость автомобиля, который используется исключительно в деятельности, по которой применяется УСН? Может ли предприниматель вшючить в расходы компенсацию за использование своего автомобиля в предпринимательской деятельности, если машина частично используется для личных целей?

Ответ. 1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 Кодекса, является исчерпывающим.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 ст. 346.16 Кодекса).

В связи с этим предприниматель вправе уменьшить налоговую базу по единому налогу на стоимость автомобиля, который используется в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

2. На основании подп. 12 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 Кодекса указанная норма принимается применительно к порядку, предусмотренному ст. 264 Кодекса для исчисления

налога на прибыль организаций. Вышеназванные нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Таким образом, экономически оправданные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля учитываются при определении налоговой базы по единому налогу в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92.

Основание: письмо Минфина России от 08.08.2005 № 03-11 -04/2/40.

Вопрос. 2 апреля 2005 г. ЗАО (продавец) замочило договор купли-продажи оборудования. Право собственности у покупателя на это оборудование возникает с момента оплаты. Покупателю предоставлена отсрочка платежа на 1 год. После полной выплаты суммы продавец составляет и передает покупате,1ю документу подтверждающий переход права собственности к покупателю. Соответственно, право собственности на это оборудование сохраняется у продавца — ЗАО до момента полной оплаты покупателем. Оборудование числится у ЗАО в составе основных средств. До момента подписания договора ЗАО начисляло амортизацию по данному оборудованию и использовало его в своей основной деятельности.

В связи с этим ЗАО просит разъяснить, подлежит ли обложению налогом на имущество организаций это оборудование до момента перехода права собственности к покупателю. Имеет ли право ЗАО начислять амортизацию по этим основным средствам после 2 апреля 2005 г. ?

Ответ. Согласно п. I ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с разд. 6 «Выбытие основных средств» Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N9 91 н, выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету, приведенных в п. 2 настоящих Методических указаний.

Таким образом, данное оборудование подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у продавца до момента перехода права собственности к покупателю, т. е. до списания его с бухгалтерского учета продавца.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. При этом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении условий, предусмотренных ПБУ 6/01.

Основание: письмо Минфина России от 05.08.2005 N° 03-06-01 -04/317.

Вопрос. В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. С2005г. операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения НДС. Какую дату в целях налогообложения НДС следует считать датой реализации при совершении Kywiu-продажи зелии, если договор купли-продажи земельного участка между юридическими лицами за-ключей 16.11.2004, передача земли по акту приема-передачи произведена 24.12.2004, а государственная регистрация сделки (ст. 164 Г К РФ) оформлена 04.03.2005? В Свидетельстве о праве на собственность документами-основаниями указаны договор купли-продажи земельного участка от 16.11.2004 и акт передачи зем.1и от 24.12.2004. Оплата за землю покупателем произведена полностью, включая НДС, частично в 2004 г. и частично в 2005 г.

Ответ. На основании п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — Гражданский кодекс) земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

В соответствии с п. 3 ст. 167 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) к реализации товара

приравнивается передача права собственности на товар, в случаях если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. При этом согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Таким образом, момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при передаче организацией покупателю недвижимого имущества определяется как дата государственной регистрации права собственности на данное имущество.

Как правомерно указано в вопросе, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 146 Кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения начиная с 1 января 2005 г. В связи с этим в ситуации, изложенной в вопросе, датой реализации земельных участков является 4 марта 2005 г., и, соответственно, операции по реализации этих участков налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Основание: письмо Минфина России от 04.08.2005 №03-04-11/196.

Вопрос. В целях организации медицинского освидетельствования персонала организации, а также nepcoнaJta других организаций, подлежащего медицинскому освидетельствованию в соответствии с Федеральными авиационными правигами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 22.04.2002 №50 (ФА/7 МО ГА - 2002), в структуре организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, создана медико-санитарная часть (МСЧ) с функциями врачебно-летной экспертной комиссии.

Медико-санитарная часть оказывает услуги по диагностике, профилактике и лечению в рамках амбулаторно-полишинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы, непосредственно работникам организации, а также работникам других организаций на основании заыюченных договоров с этими организациями.

Вправе ли организация при реа,гизации медицинских услуг работникам других организаций в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не начислять НДС?

Ответ. Согласно подп. 2 п. 2 и п. бет. 149 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических услуг, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии. При этом в целях применения этого налога к медицинским услугам относятся, в частности, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению, независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N9 132.

Учитывая изложенное, услуги медицинской организации, предусмотренные указанным Перечнем и оказываемые населению, в том числе сотрудникам организации, которая на основании договора с этой медицинской организацией осуществляет оплату медицинских услуг, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются.

Основание: письмо Минфина России от 03.08.2005 №03-04-11/194.

Вопрос. Включаются ли в расходы на оплату труда для целей налогообложения прибыли компенсационные выплаты, связанные с работой в вечернее время, при условии, если эти вышаты предусмотрены в коллективном договоре или в трудовом договоре с работником?

Ответ. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовым и договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При применении положений ст. 255 Кодекса следует учитывать, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо

вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты за работу в вечернее время могут быть учтены для целей налогообложения прибыли только в том случае, если указанные выплаты предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.

Основание: письмо Минфина России от 03.08.2005 №03-03-04/1/29.

Вопрос. У организации в 2003 г. похити.\и авто-мобиль и находящееся в нем имущество. Виновные лица до настоящего времени не найдены. В 2003 г. следователем ОВД было вынесено постановление о приостановлении следствия по уголовному делу по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ за неустановлением лица, совершившего данное преступление.

До настоящего времени никаких других документов не поступало. Может ли организация сумму похищенного имущества списать в налоговом учете на внереализационные расходы согласно подп. 5 п. 2 ст. 265 ПК РФ на основании письма МНС России от 28.06.2004№ 02-5-10/37?

В каком периоде списать убытки от хищения имущества в составе внереализационных расходов — в 2005г. или представить уточненную декларацию по налогу на прибыль в 2003 г., когда бьио вынесено решение о приостановлении дела?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, при документальном подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным органом государственной власти для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений.

Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации) предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

При этом согласно подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному дел у приостанавливается, о чем следователь вы носит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.

На основании подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.

Таким образом, налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 265 Кодекса на основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. При этом указанные убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела.

Поскольку в данном случае постановление о приостановлении уголовного дела было вынесено в 2003 г., следует подать уточняющую налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2003 г., отразив в ней соответствующие убытки.

Основание: письмо Минфина России от 03.08.2005 № 03-03-04/1/141.

Вопрос. Просим разъяснить вопросы отражения в налоговой базе по налогу на прибыль организаций расходов на приобретение банковских гарантий и процентов по полученному займу.

1. Организация приобрела банковскую гарантию, обеспечивающую полученный от физического лица заем. Заемные средства были использованы на приобретение объекта основных средств. Включаются ли затраты на оплату вознаграждения банку за поручительство и проценты по предоставленному займу в первоначальную стоимость приобретенного объекта основных средств?

2. Изменится ли налоговый учет у если банковская гарантия обеспечивает нашу обязанность по оплате

товаров, которые с отсрочкой платежа отгрузил нашей организации поставщик? Куда — в стоимость ТМЦ или в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, — следует отнести стоимость вознаграждения банку за поручительство ?

Ответ. I. Как следует из вопроса, организация приобрела банковскую гарантию, обеспечивающую полученный заем, и заемные средства были использованы для приобретения основного средства.

Выдача банковских гарантий относится к банковским операциям в соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 265 Кодекса расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам. При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправдано (согласно п. 1 ст. 252 Кодекса).

Статьей 257 Кодекса определено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Банковская гарантия по кредиту, который получен в целях приобретения основного средства, связана с приобретением этого основного средства, поэтому расходы по указанной гарантии следует учитывать в первоначальной стоимости приобретенного основного средства.

При этом необходимо учитывать, что те расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Это касается в том числе расходов по уплате процентов по займу, которые также должны быть отнесены к внереализационным расходам.

2. Согласно п. 2 ст. 254 Кодекса стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы

в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Расходы по получению такой банковской гарантии при условии обоснованности ее получения связаны с приобретением товарно-материальных ценностей и поэтому включаются в стоимость данных товарно-материальных ценностей.

Основание: письмо Минфина России от 01.08.2005 №03-03-04/1/111.

Вопрос. Применяется ли налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в нмоговом периоде, в котором операции по реализации товаров (работ, услуг) не осуществляются?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, в случае если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не определяет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость оснований не имеется. В связи с этим указанные налоговые вычеты производятся в том отчетном периоде, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость.

Основание: письмо Минфина России от 29.07.2005 №03-04-11/189.

Вопрос. С б июля 2005 г. налоговый орган своим решением вправе исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ при условии, что она не отчитывается и не пользуется банковскими счетами. Такой порядок ввел Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации».

С момента исключения из реестра организация утрачивает свою правоспособность и не может быть участником предпринимательской деятельности.

Просим разъяснить, вправе ли кредиторы такой организации списать ее долги как безнадежные ко взысканию (подп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Ответ. Федеральным законом от 02.07.2005 № 83-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» установлены критерии, при наличии которых юридическое лицо признается недействующим. По решению регистрирующего органа недействующее юридическое лицо исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 266 Налогового кодекса РФ исключение организации из единого государственного реестра юридических лиц не является основанием для отнесения долга такой организации к безнадежным долгам (долгам, нереальным ко взысканию).

Следовательно, в случае исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц кредитор не вправе учитывать его долги во внереализационных расходах как убытки (подп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, при публикации регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц кредиторам, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, не позднее трех месяцев со дня опубликования решения следует подать регистрирующему органу предусмотренное Федеральным законом от02.07.2005 N9 83-Ф3 заявление. В заявлении должны быть приведены доказательства наличия требований к юридическому лицу, что влечет переход к процедуре банкротства отсутствующего должника, предусмотренной гл. XI Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Основание: письмо Минфина России от 27.07.2005 №03-01-10/6-347.

Вопрос. Гражданин продает свою долю в ООО юридическому лииу (ЗАО). Своей долей физическое лицо владеет более десяти лет. За давностью лет никаких документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, у него не сохранилось.

В связи с изложенным гражданин просит разъяснить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) на какой имущественный вычет ему можно рассчитывать в данной ситуации;

2) в каком порядке осуществляются исчисление и уплата НДФЛ: самостоятельно налогоплательщиком в соответствии со ст. 228 ПК РФ или налоговым агентом (ЗАО);

3) если налог исчисляется и уплачивается налоговым агентом (ЗАО), то каким образом он предоставит имущественный вычет?

Ответ. Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) (в редакции, действующей с 1 января 2005 г.) установлено, что при получении налогоплательщиком в налоговом периоде сумм от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, или от продажи иного имущества налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета для целей определения размера налоговой базы.

Предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета при продаже доли в уставном капитале организации с 1 января 2005 г. не предусмотрено.

При этом в соответствии с абз. 2 пп. I п. 1 ст. 220 Кодекса при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношен и и которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

При продаже юридическому лицу доли в уставном капитале ООО это юридическое лицо признается налоговым агентом и обязано исчислить, удержать и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

При этом налог удерживается исходя из общей суммы выплаченного дохода, поскольку, как

следует из вопроса, документы, подтверждающие фактически произведенные расходы, связанные с получением указанного дохода, не сохранились.

Основание: письмо Минфина России от 26.07.2005 N9 03-05-01-05/124.

Вопрос. Согласно ст. 346.27 На^югового кодекса РФ розничная торговля — торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 03.03.2005 № 03-06-05-04/49 при осуществлении деятельности по продаже товаров покупателям (физическим или юридическим лицам) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных товаров) данная деятельность подпадает под действие гл. 26.3 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, исходя из положений письма можно сделать вывод о том, что на уплату единого налога на вмененный доход должны быть переведены и торговые организации (имеющие базы, сшады, открытые площадки для хранения и др.), реализующие товар оптом за наличный расчет юридическим лицам и предпринимателям, в том числе для последующей перепродажи данных товаров. Просим разъяснить, верна ли наша позиция.

Ответ. Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6- 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.

Следовательно, деятельность по продаже товаров как физическим, так и юридическим лицам за наличный расчет, а также с использованием платежных карт подпадает под действие гл. 26.3 Кодекса.

При этом следует учесть, что Указанием Банка России от 14.11.2001 N9 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Федеральным законом от 21.07.2005 N9 101-

ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2006 г., уточнено понятие розничной торговли, под которой понимается «предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления)».

Поэтому с 1 января 2006 г. предпринимательская деятельность по реализации товаров за наличный расчет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по договорам поставки (оптовая торговля) не будет переводиться на уплату единого налога на вмененный доходдля отдельных видов деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 22.07.2005 N9 03-И-03/6.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью (лизингодатель) осуществляет лизинговую деятельность. Для своих ю1иентов-лизингополуча-телей закупает предметы лизинга на территории РФ и передает их клиентам на основании соответствующих договоров лизинга. При этом по условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя в течение всего срока договора лизинга. Право собственности на предмет лизинга также остается за лизингодателем в течение всего срока договора.

Предметы лизинга, согласно Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденным приказом Минфина России от 17.02.1997№ 15, и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94у а также с учетом письма Минфина России от 03.03.2005 № 03-06-01-04/125, учтены у лизингодателя на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Расчеты с поставщиком за предметы лизинга полностью произведены, предметы лизинга приняты к учету и используются для оказания финансовых услуг, признаваемых объектом налогообложения НДС у на предметы лизинга имеются счета-фактуры.

Просим дать разъяснения о возможности произвести вычеты НДС, установленные положениями ст. 171—172 НК РФ, по приобретенным предметам лизинга.

Ответ. Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ. подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты налога на добавленную стоимость производятся налогоплательщиком этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров, работ и услуг, а также на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, по товарам, предназначенным для их последующей передачи в лизинг, вычет налога на добавленную стоимость осуществляется после их оплаты при соблюдении указанных условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 Кодекса, и в порядке, установленном ст. 172 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 20.07.2005 №03-04-11/170.

Вопрос. Фирма-турагент применяет упрощенную систему налогообложения. Налог платит с доходов за минусом расходов. Путевки покупает у туроператоров по договорам ку/ии-продажи, а затем перепродает их клиентам. Можно ли рассматривать куменные путевки как товар и списывать их стоимость на расходы?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.

В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по единому

налогу налогоплательщики учитывают расходы по оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам). При этом товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 Кодекса).

Однако ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено, что туристская путевка — это документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, под которым подразумевается право на тур, включающий в себя комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Учитывая вышеизложенное, туристская путевка является комплексом услуг, а не товаром. Налогоплательщики-турагенты не вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Кроме того, расходы на покупку туристских путевок не поименованы в п. 1 ст. 346.16 Кодекса в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы, и в целях налогообложения не учитываются.

Основание: письмо Минфина России от 20.07.2005 №03-11-04/2/28.

Вопрос. Организация сдает в аренду торговые площади в зданиях магазинов и крытого рынка. В договорах аренды указана арендуемая торговая площадь разных размеров (от 4 до 40 м2).

В связи со ст. 346.27 НК РФ, в которую Федеральным законом от 29.12.2004 № 208- ФЗ внесены изменения, к арендодателю обращаются арендаторы с просьбой перезаключить договоры аренды с определением предмета договора как «торговое место», а не «торговая площадь». Правомерно ли это, если арендуемые торговые площади имеют разные размеры ? Надо ли утверждать единый размер площади для определения показателя «торговое место» ?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В гражданском законодательстве не содержится понятия «торговое место». Физический показатель «торговое место», приведенный в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ, применяется только для целей исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В пп. 42 - 43, 48 - 49 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» дано определение таких понятий, как «общая площадь магазина», «торговое помещение магазина», «торговый зал магазина», «торговая площадь магазина».

При заключении с арендаторами договоров аренды части магазина или крытого рынка целесообразно использовать указанные термины.

При этом арендатор, осуществляя розничную торговлю на арендованных торговых площадях, в соответствии с положениями гл. 26.3 Налогового кодекса РФ самостоятельно определяет физический показатель, который им будет применяться при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: «площадь торгового зала» или «торговое место».

Основание: письмо Минфина России от 19.07.2005 №03-11-04/3/27.

Вопрос. В соответствии с п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, вгаючать в расходы при исчислении налоговой базы в следующих налоговых периодах.

В п. 12 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы на/югообложе-ниЯу нет указаний заполнять строку 030 (графа 4) декларации только за налоговый период, тогда как, например, в пп. 15 и 18 такие указания есть по поводу заполнения строк 050 и 100 графы 4.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что строка 030 (графа 4) декларации заполняется и за отчетные, и за итоговый периоды. Так ли это?

Ответ. Строка 030 налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрошенной системы налогообложения, заполняется при подаче налоговых деклараций за налоговый период по следующим основаниям.

Согласно п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном указанным пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % налоговой базы, которой являются

доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а по существу лишь формой единого налога. Уплата минимального налога должна производиться по итогам налогового периода. При этом сумма минимального налога сравнивается с суммой налога, исчисленного в общем порядке, которую предполагается также уплатить по итогам налогового периода.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее, как это установлено положениями п. 7 ст. 346.18 Кодекса.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 № ЗОн.

Согласно п. 12 вышеуказанного Порядка по коду строки 030 налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, указывается сумма разницы между суммой уплаченного за налоговый период минимального налога и суммой исчисленного за этот же период времени (т.е. за налоговый период) в общем порядке единого налога.

Основание: письмо Минфина России от 18.07.2005 №03-11-04/2/26.

Вопрос. Просим разъяснить следующую ситуацию. Сельхозорганизация (не перешедшая на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей) с 2006 г. станет платить налог на прибыль по ставке 6 %, однако доход от сдачи имущества в аренду будет облагать по-прежнему по ставке 24 %. Как в данном случае учитываются убытки прошлых лет ? Какую прибыль можно на них уменьшить ?

Ответ. Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о нало-

гах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с учетом последующих изменений и дополнений) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему н ал о гообл оже н и я дл я сел ьс кохозя й ствен н ы х то ва -ропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (далее

- сельскохозяйственные товаропроизводители), установлена в 2004 - 2005 гг. в размере 0 %; в 2006

- 2008 гг. - в размере 6 %.

Указанные положения внесены в налоговое законодательство Федеральным законом от 11.11.2003 JNfe 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», до вступления в действие которого сельскохозяйственные товаропроизводители не являлись плательщиками налога на прибыль организаций.

Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители начиная с 2004 г. признаются плательщиками налога на прибыль организаций и, следовательно, участниками правоотношений, регулируемых гл. 25 Налогового кодекса РФ (далее

- Кодекс).

Согласно положениям ст. 274 Кодекса налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной отставки, указанной в п. 1 ст. 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно.

Таким образом, налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители обособляют в налоговом учете доходы и расходы по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.

Прибыль, полученная сельскохозяйственными товаропроизводителями по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, можетбыть направлена на погашение убытка (убытков), понесенного в предыдущих налоговых периодах при осуществлении указанной деятельности, в порядке, предусмотренном ст. 283 Кодекса.

При этом переносу на будущее может подлежать сумма убытка, образовавшегося при ведении указанной выше деятельности, начиная с 1 января 2004 г.

Прибыль сельскохозяйственных организаций, облагаемая по ставке налога 24 %, может быть направлена на погашение убытков прошлых лет, образовавшихся при ведении деятельности, прибыль от которой облагается по указанной ставке, в общеустановленном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 18.07.2005 №03-03-04/1-82.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью занимается рекламно-издательской деятельностью (издает адресно-телефонные справочники) и имеет на балансе три легковые машины. При этом автомобили обклеены рекламой организации.

Руководящий состав организации (генеральный директор, директора отделов/подразделений) использует машину в рабочее время в служебных целях и в выходные дни в целях рекламирования деятельности ООО. Данные права и обязанности указаны в условиях трудового договора. Организация оплачивает расходы на ГСМ в пределах норм расходов, утвержденных Минтрансом России.

В связи с тем что заполнение и обработка путевых листов — процесс трудоемкий, просим дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Возможно ли лицам, являющимся руководящим составом и имеющим право использовать автомобили на основании условий трудового договора, не заполнять путевые листы? Возможно ли компенсировать им расходы на ГСМ на основании условий трудового договора и учесть указанные расходы в целях на^хогообложения прибыли ?

2. Возможно ли путевые листы заполнять один раз в месяц и/1и один раз в неделю, а не ежедневно?

3. Возможно ли организации самостоятельно разработать и утвердить форму путевого листа исходя из специфики работы ?

Ответ. Как усматривается из представленного вопроса, организация использует в выходные дни автомобиль в целях рекламирования деятельности компании.

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи Кодекса.

На основании п. 4 ст. 264 Кодекса расходы налогоплательщика на рекламу на транспортных средствах (включая расходы на горючее и смазочные материалы для данных транспортных средств), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем I % вы-руч ки от реал изации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Указанные расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (п. I ст. 252 Кодекса).

По вопросам заполнения путевых листов необходимо отметить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Организация наделяется правом самостоятельно разработать форму тех первичных учетных документов, форма которых не предусмотрена в данных альбомах (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на горючее и смазочные материалы, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N9 78 (далее - Постановление).

Учитывая, что унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением, организация не вправе самостоятельно разработать и утвердить форму данного первичного учетного документа.

В путевом листе указываются номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, показания спидоме*гра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных определяется фактический расход на горючее и смазочные материалы по конкретному автомобилю. При этом путевой лист автомобиля выписывается только на один день или смену (п. 2 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением).

Таким образом, для признания расходов на горючее и смазочные материалы в целях налогообложения прибыли необходимо наличие чеков АЗС (документов, подтверждающих факт оплаты горючего и смазочных материалов) и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина на производственные цели. Компенсация руководящему составу организации расходов на горючее и смазочные материалы на основании условий трудового договора в целях налогообложения не учитывается.

Основание: письмо Минфина России от 15.07.2005 N9 03-03-04/1/75.

Вопрос. Муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие (МУСП) переведено на уплату единого сельскохозяйственного налога и получает субсидии. Просим дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Отражаются ли полученные субсидии в доходах при исчислении сельхозна.юга?

2 Учитываются ли в расходах при исчислении сельхозналога корма, электроэнергия, другие материалы, омоченные за счет субсидии?

3. Учитывается ли в расходах продукция собственного производства, используемая в качестве материалов (корма, удобрения, семена)у если она оприходована, передана в производство, но не использована на конец месяца?

Ответ. 1. Согласно п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии являются бюджетными средствами, предоставляемыми бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Таким образом, полученные организацией субсидии не учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. При этом налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Кодекса).

2. Как было сказано ранее, налогоплательщики, получающие целевые субсидии из бюджета, являются бюджетополучателями и не учитывают суммы субсидий при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу. Соответственно,

расходы, осуществленные организациями-бюдже-тополучателями за счет целевых субсидий, также не учитываются в целях налогообложения.

3. Подпунктом 5 п. 2 ст. 346.5 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса. При этом сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается налогоплательщиками на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных на конец месяца. Оценка таких товарно-материальных ценностей должна соответствовать их оценке при списании (п. 5 ст. 254 Кодекса).

Согласно п. 4 ст. 254 Кодекса в случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 14.07.2005 № 03-11-04/1/12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Крестьянское хозяйство образовано в 1991 г. До 2004 г. хозяйство работало по общему режиму налогообложения юридических лиц, а с 01.01.2004 перешло на специальный режим налогообложения - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХИ).

В соответствии со ст. 346.7 Налогового кодекса РФ ншоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом — полугодие.

Хозяйство своевременно отчиталось за полугодие и 2004 г. и рассчиталось по всем налогам.

В начале 2005 г. хозяйством получено уведомление из налоговой инспекции о том, что не представлен бухгалтерский ба.\анс и отчет по прибыли и убыткам за 9 месяцев 2004 г. Требование было исполнено 04.03.2005.

Обязано ли крестьянское хозяйствоу перешедшее на специальный режим налогообложения ЕСХИ, ежеквартально представлять бухгалтерский баланс и отчет по прибылям и убыткам?

Вместе с тем просим разъяснить порядок предоставления налоговыми органами бланков налоговых деклараций (бесплатно или за плату).

Ответ. Согласно п. 8 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) плательщики единого сельскохозяйственного налога обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 Кодекса. Таким образом, организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета.

На основании п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, помимо представления по истечении налогового (отчетного) периода налоговых деклараций, представляют также по окончании квартала и календарного года бухгалтерскую отчетность.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 80 Кодекса бланки налоговых деклараций предоставляются налогоплательщикам налоговыми органами бесплатно.

Основание: письмо Минфина России от 13.07.2005 №03-11-04/1/9.

Вопрос. Организация имеет на балансе объект незавершенного строительства (находящийся в стадии реконструкции), а также обладает правом аренды земельного участка под вышеуказанным объектом.

Объект незавершенного строительства и право аренды земельного участка регулярно и за вознаграждение передаются в залог по договору поручительства за стороннюю организацию, т. е. участвуют в деятельности, направленной на получение дохода.

Просим уточнить, имеет ли право организация при исчислении налога на прибыль учитывать арендные платежи за землю как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (по подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ — арендные платежи за арендуемое имущество) ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из вопроса, земельный участок занят объектом незавершенного строительства. До завершения строительства данного объекта и начала использования его в деятельности, приносящей доход, арендные платежи, связанные с арендой данного земельного участка, признаются расходами в целях налогообложения прибыли лишьтогда, когда данный земельный участок используется в иной деятельности, приносящей доход.

Таким образом, при использовании арендуемого земельного участка в деятельности, направленной на получение дохода, в том числе при использовании права на его аренду в качестве обеспечения по договору поручительства за сторонние организации, расходы по его аренде уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом договор поручительства должен быть заключен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а получаемый доход поданным операциям должен быть сопоставим с осуществляемыми расходами в виде арендных платежей за земельный участок.

Если организация систематически осуществляет операции по передаче права на аренду земельного участка в качестве обеспечения по договорам поручительства за сторонние организации, арендные платежи за земельный участок, используемый в деятельности, приносящей доход, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как арендные платежи за арендуемое имущество (подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса).

В противном случае ранее названные расходы налогоплательщика следует рассматривать как другие обоснованные внереализационные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 265 Кодекса).

Основание: письмо Минфина России от 06.07.2005 № 03-03-04/1/59.

Вопрос. Организации заключили договор аренды движимого имущества. Согласно договору аренда

считается совершенной после подписания сторонами акта об оказанных услугах. Акт об оказанных услугах составляется и подписывается сторонами по итогам отчетного периода. Отчетным периодом для целей договора является квартал. Основанием для расчетов по договору является подписанный сторонами акт об оказанных услугах. Оплата по договору производится арендатором на основании акта об оказанных услугах и по выставленному арендодателем счету-фактуре.

В какой момент арендатор должен признать расходы в виде арендных платежей в целях налогообложения прибыли — за месяц или один раз в квартал по выставленному счету-фактуре?

Ответ. Налогоплательщики в целях налогообложения прибыли могут применять два различных метода признания доходов и расходов.

При применении метода начисления по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) расходы признаются втом отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления расходов в виде арендных платежей признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Эту норму следует применять следующим образом.

Расходы в виде арендных платежей учитываются в налоговой базе в тот день, в который согласно договору должны осуществляться расчеты. Если договором не предусмотрено такое условие, эти расходы относятся в состав расходов, учитываемых в налоговой базе по налогу на прибыль организаций, по предъявлении документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода.

При этом в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п. 1 ст. 272 Кодекса).

Таким образом, тогда, когда условиями договора предусмотрена уплата арендных платежей реже, чем один раз в отчетный период, расходы в виде арендных платежей признаются на конец отчетного (налогового) периода.

В соответствии с п. 3 ст. 273 Кодекса при применении кассового метода расходами налогоп-

лателыциков признаются затраты после их фактической оплаты. В этом же порядке признаются расходы по уплате арендных платежей.

Основание: письмо Минфина России от 04.07.2005 № 03-03-04/1/50.

Е В. ЗЕРНОВА Проект « Консул ьтантБухгалтер» 16.09.2005

Вопрос. Управляющая компания (ЗАО) сдает в аренду недвижимое имущество, находящееся в составе закрытого паевого инвестиционного фонда. Возникает ли у управляющей компании обязанность по начислению и уплате НДС в данной ситуации? Если возникает, то каким образом осуществляется расчет налога? Как применяется налоговый вычет по НДС по эксплуатационным расходам, связанным со сдаваемой в аренду недвижимостью, а также по расходам, относящимся к капитальным вложениям в данное недвижимое имущество (на его реконструкцию) ?

Ответ. Согласно под п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом п. 1 ст. 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача прав собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 1020 Гражданского кодекса РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.

Кроме того, ст. 1018 Гражданского кодекса РФ определено, что имущество, переданное в доверительное управление, отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет (Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утверждены приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н).

Учитывая изложенное, при предоставлении в аренду доверительным управляющим недвижимого имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд, доверительному управляющему следует уплачивать налог на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик, в данном случае — доверительный управляющий, имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии сост. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. При этом согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. По имуществу, переданному в доверительное управление, указанные документы у доверительного управляющего отсутствуют, поскольку это имущество приобреталось учредителями доверительного управления, а не доверительным управляющим. Поэтому при исчислении доверительным управляющим налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет при оказании услуг по сдаче в аренду недвижимого имущества, переданного в доверительное управление, право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по этому имуществу у доверительного управляющего не возникает.

Что касается эксплуатационных расходов, связанных с указанным недвижимым имуществом, и расходов на реконструкцию этого имущества, осуществляемых доверительным управляющим, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в составе указанных расходов, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Необходимо также отметить, что вознаграждение, получаемое доверительным управляющим согласно договору доверительного управления имуществом, на основании вышеназванных положений ст. 39 и 146 Кодекса является оплатой за услуги доверительного управляющего по управлению имуществом, переданным ему в доверительное управление, и облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 26.07.2005 №03-04-11/179.

Вопрос. Организация применяет УСН (объект налогообложения — доходы минус расходы). При ввозе товаров на территорию РФ из Республики Беларусь организация уплачивает НДС в налоговый орган по месту постановки на учет. Может ли организация

отнести данный НДС на расходы сразу после его уплаты или только после того, как соответствующий товар, ввезенный из Республики Беларусь, будет реализован и за него поступит оп^гата от покупателя (поставки из Республики Беларусь осуществляются на условиях 100%-ной предоплаты) ?

Ответ. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стой мость по приобретенным товарам (работам, услугам) учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом указанные суммы налога надобавленную стоимость уменьшают сумму полученных доходов независимо от учета в составе расходов стоимости товаров (работ, услуг), при приобретении которых данные суммы налога уплачены.

Всоответствиисп. 2ст. 346.17 Кодекса затраты налогоплательщика признаются расходами после их фактической оплаты.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь, относятся на расходы, уменьшающие доходы налогоплательщика, после фактической уплаты налога, т. е. независимо от оплаты этих товаров покупателям.

Основание: письмо Минфина России от 07.07.2005 N9 03-04-08/174.

Вопрос. Представительство иностранной организации, зарегистрированное в г. Москве, открыло обособленное подразделение в г. Санкт-Петербурге без самостоятельного баланса, о чем выдано уведомление налоговой инспекцией г. Санкт-Петербурга.

Куда иностранное представительство, как налоговый агент, должно перечис.шть налог на доходы физических лиц по обособленному подразделению - по месту своей регистрации (г. Москва) или по месту регистрации обособленного подразделения (г. Санкт-Петербург) ?

Ответ. Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразде-

ления, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно ст. 230 Кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Таким образом, представительство иностранной организации, зарегистрированное в Москве, в случае если оно является налоговым агентом, должно исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения. При этом сумму налога, исчисленную с доходов, полученных работниками обособленного подразделения в Санкт-Петербурге, необходимо перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения.

Соответствующую информацию необходимо представить по месту постановки на учет представительства организации и по месту жительства физических лиц.

Таким образом, если физическое лицо является сотрудником обособленного подразделения, то н ал ог с д оходо в та ко го ф и з и ч ее ко го л и ца п ре д-ставительство иностранной организации должно перечислить по месту нахождения обособленного подразделения, а соответствующую информацию необходимо предоставить по месту постановки на учет представительства организации и по месту жительства физического лица.

Если физическое лицо является сотрудником представительства организации, то налог с доходов такого физического лица необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения представительства организации, а соответствующую информацию предоставить по месту жительства физического лица.

Основание: письмо Минфина России от 07.07.2005 № 03-05-01-04/230.

О. Б. С О Л Д АТО В А Проект « Консул ьтантФинансист»

16.09.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.