Научная статья на тему 'Наши консультации'

Наши консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши консультации»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам компьютерных систем «Консультант Бухгалтер», «Консультант Финансист», «КорреспонденцияСнетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Поставщиками нашей компании яв-ляются организации, расположенные в различных городах России, счета-фактуры направляются ими в наш адрес по почте, в связи с чем поступают после срока представления декларации по НДС в налоговые органы. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Из разъяснений Минфина России (письма от 10.11.2004 № 03-04-11/200 и от 23.06.2004 № 03-03-11/107) следует, что по оплаченным и полученным товарам, работам, услугам, счета-фактуры по которым поступили с опозданием, вычет налога на добавленную стоимость производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены данные счета-фактуры.

Просим дать разъяснение, необходимо ли каким-либо образом подтверждать дату получения счета-фактуры и может ли запись в журнале входящей корреспонденции служить таким подтверждением.

Ответ. Как правомерно указано в вопросе, согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычеты налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами по товарам (работам, услугам), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся только в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика имеются в наличии все вышеуказанные документы.

Учитывая изложенное, если счет-фактура получен налогоплательщиком в налоговом периоде, следующем за теми, в которых приобретенные товары оплачены и приняты к учету, то вычет налога на добавленную стоимость должен производиться в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.

Что касается подтверждения даты получения счета-фактуры, направленного поставщиком товаров по почте, то таким подтверждением может являться запись в журнале регистрации входящей корреспонденции, о которой упоминается в вопросе.

Основание: письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-04-11/133.

Вопрос. С 111 квартала 2005 г. организация, применяющая УСН, обязана будет перейти на общий режим налогообложения, поскольку заблаговременно известно, что в июле 2005г. доход фирмы превысит 15 млн руб.

Просим разъяснить следующие вопросы:

- нужно ли в таком случае организации рассчитывать не только единый, но и минима.гьный налог;

— если минимальный налог окажется больше авансового платежа, нужно ли его перечислить непосредственно в момент перехода на общий режим налогообложения ujxu это можно сдергать по окончании года.

В какой момент нужно будет подать декларацию ?

Ответ. Согласно п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, применяющего упрощенную систему

налогообложения, превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации ©бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Статьей 346.19 Кодекса установлено, что налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по единому налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия и девяти месяцев, с учетом ранее уплаченных ими сумм квартальных авансовых платежей по единому налогу (п. 4 ст. 346.21 Кодекса).

Уплаченные авансовые платежи по единому налогу засчитываются также в счет уплаты налога по итогам налогового периода (п. 5 ст. 346.21 Кодекса).

При этом в соответствии с п. 6>ст. 346.18 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, исчисляют и уплачивают минимальный налог в размере 1 % от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 346.15 Кодекса.

Уплата минимального налога осуществляется указанными налогоплательщиками в том случае, если сумма исчисленного ими по итогам налогового периода в общем порядке единого налога окажется меньше суммы исчисленного за этот же период времени минимального налога.

Изложенный выше порядок исчисления и уплаты налогов, установленных гл. 26.2 Кодекса, распространяется на всех налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, включая и налогоплательщиков, утративших в течение налогового периода по единому налогу (календарного года) право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения в связи с несоблюдением условий и ограничений, предусмотренных ст. 346.12 и 346.13 Кодекса.

Для налогоплательщиков, утративших втечение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения.

При этом представленные указанными налогоплательщиками заданный отчетный период налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, приравниваются к налоговым декларациям, подаваемым налогоплательщиком за налоговый период (календарный год).

Если исчисленная по итогам отчетного периода, предшествующего кварталу, начиная с которого налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения, в общем порядке сумма единого налога меньше исчисленной за этот же период времени суммы минимального налога, то у налогоплательщика возникает обязанность уплатить минимальный налог.

В этом случае налоговые декларации за соответствующий налоговый период налогоплательщиками представляются и минимальный налог уплачивается по истечении отчетного периода, в котором ими было утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения, не позднее сроков, установленных гл. 26.2 Кодекса для представления налоговых деклараций и уплаты квартальных авансовых платежей по единому налогу за этот отчетный период.

Основание: письмо Минфина России от 08.06.2005 № 03-03-02-04/1-138.

Вопрос. Жилищно-строительный кооператив существует 20 лет. До 2005г. он плати.1 земельный налог и сдавал декларации в налоговую инспекцию. Земельный участок, занимаемый жилым домом ЖСК, на кадастровом учете не состоит. В оформлении земельных правовых отношений ТОРЗ ЮЗ АО г. Москвы было отказано ввиду того, что в Москве на данный момент не проведено межевание земли.

Должен ли ЖСК платить земельный налог? В каком порядке он должен рассчитываться? Если среди членов ЖСК есть льготные категории граждан (например, инвалиды Великой Отечественной войны), можно ли при расчете земельного на/юга применять порядок, установленный п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ?

Ответ. С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса

Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Земельный налог на территории г. Москвы с I января 2005 г. установлен Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге».

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок.

Одновременно следует обратить внимание на то, что на основании п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дом а объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

На основании п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у налогоплательщиков, указанных в данном пункте.

Учитывая изложенное, налогоплательщики, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ, при исчислении земельного налога в отношении принадлежащей им доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, вправе уменьшить налоговую базу на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб.

Кроме того, следует иметь в виду, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ). Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Основание: письмо Минфина России от 06.06.2005 № 03-06-02-04/38.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью намеревается заключить договор об оказании услуг по охране объекта, на основании которого по месту нахождения этого объекта будет оборудовано одно стационарное рабочее место для охранника. Подпадает ли одно стационарное рабочее место, которое будет оборудовано обществом, под понятие обособленного подразделения в смысле ст. 11 НК РФ? Обязано ли общество в этом случае осуществить постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения ?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие

места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно ст. I Федерального закона от 17.07.1999 N9181 -ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Как следует из норм ст. 11 Кодекса, обособленным подразделением должно признаваться любое территориально обособленное от организации подразделение, обладающее хотя бы одним рабочим стационарным местом (постановления ФАС Московского округа от 10.10.2002 № КА-А40/6733-02, ФАС Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, письмо МНС России от 29.04.2004 №09-3-02/1912).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Учитывая вышеизложенное, создание рабочего места ООО на срок более одного месяца вне места его нахождения рассматривается как обособленное подразделение и организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Основание: письмо Минфина России от 02.07.2005 № 03-02-07/1-132.

Вопрос. На какую дату принимается к вычету налог на добавленную стоимость по объектам недвижимости, приобретенным организацией:

— на дату государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

— на дату подачи документов на государственную регистрацию прав на приобретенное недвижимое имущество;

— на дату акта приема-передачи недвижимого имущества ?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога на добавленную стоимость,

предъявленных продавцами налогоплательщику при реализации основных средств, используемых при осуществлении операций, облагаемых этим налогом, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» П БУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Фактические затраты, связанные с приобретением за плату, сооружением и изготовлением самой организацией основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы со счетами учета расчетов.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000№94н, при принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением самой организацией основных средств, списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств.

В то же время Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Учитывая изложенное, при приобретении основных средств (объектов недвижимости), используемых при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, уплаченные продавцу, возможно принять к вычету после подачи документов на государственную регистрацию прав на приобретенное недвижимое имущество.

Основание: письмо Минфина России от 13.07.2005 №03-04-11/158.

фом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 22.05.2003 N9 54-ФЗ при уплате неустойки применения контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: письмо Минфина России от 13.07.2005 № 03-01-20/4-130.

Вопрос. Допускается ли прием наличных денежных средств по приходным кассовым ордерам без применения контрольно-кассовой техники при уплате неустойки (штрафов, пеней) по различным договорам (например, по договору аренды)?

В соответствии со ст. 330 Г К РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно--кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и инди-вuдyaJíьнымu предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов // (или) расчетов с использованием п*штежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Полагаем, что уплата должником неустойки не может считаться оматой за оказание услуг. В данном случае уплата неустойки является мерой имущественной ответственности за неисполнение-ит ненадлежащее исполнение обязательства должником.

Ответ. Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено, что все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязан ы п ри мен ять контрол ьно- кассовую техн и ку только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штра-

Вопрос. Согласно ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Коллективным договором организации предусмотрено перечисление заработной платы работникам на счета в банке. За перечисление заработной маты на лицевые счета работников, открытые в системе банковских карт, организация перечиогяет банку комиссионное вознаграждение в размере 0,5% от перечисленной суммы.

Признается ли расходом, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, комиссионное вознаграждение банку в размере 0,5 % от перечисленной суммы?

Ответ. Работники организации - держатели банковской карты заключают договоры непосредственно с банком на открытие и обслуживание счета с использованием банковской карты.

Поэтому расходы организации по оплате услуг банка по изготовлению банковских карт для работников, в соответствии с п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс), не учитываются для целей налогообложения как расходы, произведенные в пользу работника.

Также не признаются для целей налогообложения прибыли расходы в виде комиссионного вознаграждения, уплачиваемые организацией банку — эмитенту пластиковых карт за проведение операций по счетам ее работников с использованием банковских карт. Это вознаграждение должно взиматься банком со своих клиентов, т.е. с самих работников.

При этом комиссионное вознаграждение, выплачиваемое организацией банку за перечисление с расчетного счета организации денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, на открытые банковские счета работников,

учитывается при налогообложении прибыли в соответствии с подп. 25 п. I ст. 264 как расходы на оплату услуг банков.

Таким образом, поименованное в вопросе комиссионное вознаграждение банку в размере 0,5 % от перечисленной суммы признается расходом, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Основание: письмо Минфина России от 13.07.2005 № 03-03-04/1/74.

Вопрос. Просим разъяснить, можно ли в соответствии с действующим в настоящее время законодательством в случае отключения электроэнергии применять квитанции, форма которых утверждена письмом Минфина России от 12.03.1999 № 16-00-24-32, при продаже товаров за наличный расчет. Если такого права у продавцов нет, то можно ли чем-то заменить кассовые чеки?

Ответ. В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N9 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При осуществлении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Кроме того, в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Вместе с тем освобождение от применения контрольно-кассовой техники при отключении

электроэнергии или утверждение специального бланка строгой отчетности, предназначенного для использования в таких случаях. Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусмотрено.

Основание: письмо Минфина России от 13.07.2005 N9 03-01-20/3-129.

Вопрос. Организация розничной торговли применяет упрощенную систему на.югообложенияу объект налогообложения— доходы минус расходы. Ею заключен договор с аудиторской фирмой, имеющей лицензиюу на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.

Согласно ст. 346.16 НК РФ организации имеют право учесть в составе расходов оплату аудиторских услуг.

Имеет ли право организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учесть в качестве расходов, уменьшающих доходы, расходы по оплате услуг аудиторской организации, имеющей лицензию, по ведению бухгалтерского учета?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на аудиторские услуги.

Расходы на аудиторские услуги принимаются с учетом положений Федерального закона от 07.08.2001 N9 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон). Согласно ст. 1 Закона аудиторской деятельностью признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, перечень которых установлен п. 6 данной статьи Закона.

Таким образом, расходы, связанные с оплатой консультационных услуг, постановкой, восстановлением и ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других сопутствующих ауди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ту услуг, принимаются к вычету при исчислении налоговой базы по единому налогу при условии, что такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержде н н ы м и.

Основание: письмо Минфина России от 06.07.2005 №03-11-04/2/15.

Вопрос. Коммерческая организация на основании заключенных договоров сдает в аренду принадлежащие ей производственные мощади. В договорах с арендаторами предусмотрено, что за каждый день просрочки оплаты арендных п^ютежей арендатору насчитываются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. В целях налогового учета для исчисления налога на прибыль организация использует метод начисления, т.е. доходы признаются в том отчетном налоговом периоде, в котором они имели место, вне зависимости от фактического поступления денежных средств.

В каком отчетном периоде штрафные санкции за просрочку платежей по договорам аренды признаются организацией -арендодатыем доходом, облагаемым налогом на прибыль, если просрочка платежей наступила в одном отчетном периоде, а арендатор признал свою задолженность по штрафам только в следующем отчетном периоде?

«

Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при применении налогоплательщиком в налоговом учете метода начисления доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств признаются внереализационными доходами в момент их признания должником либо на дату вступления в законную силу решения суда.

Эту норму следует применять с учетом ст. 317 Кодекса, согласно которой при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При

взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Таким образом, в случае если условиями договора предусмотрены размер штрафов и порядок их исчисления, при применении метода начисления доходы в виде штрафов за нарушение договорных обязательств определяются в соответствии с условиями договора и относятся в состав внереализационных доходов вдень признания должником обязанности уплатить эти штрафы.

Основание: письмо Минфина России от 06.07.2005 № 03-03-04/1/63.

Вопрос. Организация арендует нежилое помещение у физического лица. Физическое лицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

На основании какого документа организация должна относить на затраты суммы арендной платы?

Какие налоги должен платить арендодатель?

Ответ. 1. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются втом значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм

первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье.

Таким образом, для признания в качестве расхода, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль, сумм арендной платы необходимы как минимум договор и документ, составленный с учетом вышеприведенных требований, подтверждающий произведенную оплату, а также акт об оказанных услугах по аренде помещения.

2. Согласно п. I ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

Таким образом, организация, арендующая нежилое помещение у физического лица, признается налоговым агентом.

Следовательно, доходы налогоплательщика -физического лица, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях, при этом исчисление и уплату налога в данном случае производит налоговый агент в соответствии со ст. 226 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 24.06.2005 г. № 03-05-01 -04/205. 1

Вопрос. По результатам налогового периода (2004г.) ООО имеет прибыль. В течение 2004г. были произведены отдельные вып^гаты работникам ООО (компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, и выплата командировочных расходов (суточных) сверх установленных норм).

Вышеперечисленные выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыгь организаций в текущем налоговом периоде, соиасно п. 38 ст. 270 НК РФ и п. 21 ст. 270 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ вып.тты в пользу физических лиц не признаются объектом налогообложения по ЕСН} если у налогоплательщиков такие вышаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибьиь организаций в текущем ншоговом периоде. Кроме того, согласно ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ECU все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат,, связанных с выпол-

нением физическим лицом трудовых обязанностей. На основании этого указанные выплаты не включены ООО в базу по начислению ЕСН.

В случае если ЕСН надо было начислить, следует ли ООО относить суммы ЕСН на расходы в це^гях налогообложения прибыли?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность или возмещение командировочных расходов).

В случае если выплаты производятся в размерах, установленных локальным нормативным актом организации, и если они превышают нормы, установленные в соответствии с действующим законодательством, то сумма превышения относится к расходам, не учитываемым в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, и на основании п. 3 ст. 236 Кодекса не облагается единым социальным налогом.

Что касается денежной компенсации за неиспользованный отпуск, то в соответствии с п. 8 ст. 255 Кодекса она включается в состав расходов на оплату труда.

В то же время денежная компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением работника, не поименована в подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, поэтому подлежит обложению единым социальным налогом в установленном порядке.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса суммы налогов и сборов, начисленные в установленном

законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке (в том числе и единый социальный налог), за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Основание: письмо Минфина России от 24.06.2005 № 03-05-02-04/127.

Вопрос. Организация применяет УС И с объектом налогообложения «доходы». Взносы в Фонд социального страхования РФ она не уплачивает. Вправе ли организация начислять своим работникам пособие по временной нетрудоспособности исходя из их среднего заработка за 12 месяцев до месяца наступления нетрудоспособности и непрерывного трудового стажа работников, а также предъявить к уменьшению единого г^гога сумму пособия в полном размере за вычетом полученной компенсации от ФСС?

Ответ. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) при определении объекта налогообложения единым налогом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанной статьи Кодекса названные расходы осуществляются применительно к порядку, установленному ст. 256 Кодекса.

Пунктом 15 ст. 255 Кодекса разрешено учитывать при налогообложении расходы на доплату до фактического заработка в случае временной нетрудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. В настоящее время порядок и размер пособий по временной нетрудоспособности определяются в соответствии с постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 «О пособиях по государственному социальному страхованию», согласно п. 25 которого пособие по временной нетрудоспособности, кроме случае трудового увечья или профессионального заболевания, определяется в процентном отношении от заработка в зависимости от непрерывного трудового стажа. Размер этого пособия, выплачиваемого за счет работодателя, законодательством не ограничен.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих

специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с названными работодателями, пособие во временной нетрудоспособности выплачивается за счет Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Суммы пособия, превышающие один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, выплачиваются за счет средств работодателей.

Статьей 3 названного Федерального закона работодателям предоставлено право добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3% от налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 Кодекса. В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств указанного Фонда.

Основание: письмо Минфина России от 20.06.2005 №03-11-04/2/6.

Вопрос. Индивидуальный предприниматель, плательщик ЕНВД, занимается розничной торговлей запчастями на территории магазина, арендуя часть торгового помещения. По договору аренды предприниматель не имеет права пользования подсобными, ск/шдскими и административно-бытовы-ми помещениями, площадь арендуемого им торгового места составляет 20, б м2. Проход для покупателей к прилавкам является общим ко всем торговым точкам, находящимся в магазине.

Какой физический показатель базовой доходности должен быть использован при исчислении ЕНВД — «площадь торгового зала в квадратных метрах» или «торговое место» ?

Ответ. В соответствии сост. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2,

палатки, лотки и другие объекты организации торговли, втом числе не имеющие стационарной торговой площади.

Согласно ст. 346.27 Кодекса для целей гл. 26.3 Кодекса под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

Под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под павильоном - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Согласно ст. 346.29 Кодекса при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием физического показателя базовой доходности «площадь торгового зала в квадратных метрах», а через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, - с использованием физического показателя базовой доходности «торговое мес^о».

При этом в соответствии со ст. 346.27 Кодекса под «торговым местом» понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под «площадью торгового зала» объекта стационарной торговой сети (магазина и павильона) — площадь всех помещений данного объекта и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К таким документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на стационарный объект организации торговли документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию о правовых основаниях на пользование данным объектом (договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право ведения торговли на открытой площадке и т.п.).

Как следует из вопроса, предприниматель арендует торговое место, занимающее 20,6 м2 площади торгового зала магазина, и при этом по договору аренды не имеет права пользования подсобными, складскими и административно-бытовыми помещениями. В данном случае исчисление единого налога на вмененный доход должно производиться с использованием физического показателя базовой доходности «торговое место».

Основание: письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-06-05-05/91.

Е В. ЗЕРНОВА Проект « Консул ьтантБухгал тер» 19.08.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.