Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЕСТРОМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЕСТРОМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ТЕХНОЛОГИЯ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» / MANAGEMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS / STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS / DIGITALIZATION OF ECONOMIC PROCESSES / "BIG DATA" TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Екатерина Леонидовна

В статье представлены методические подходы к организации формирования реестра некоммерческих организаций на базе современных цифровых технологий. Отдельное внимание уделяется определению перспективных направлений трансформации реестра некоммерческих организаций за счет внедрения технологии «больших данных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришина Екатерина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE STATE REGISTER OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF USING THE OPPORTUNITIES OF DIGITAL TECHNOLOGIES INNOVATIVE ECONOMY

The articlepresents methodological approaches to organizing theformation of a register of non-profit organizations based on modern digital technologies. Special attention is paid to identifying promising directionsfor transforming the register of non-profit organizations through the introduction of "big data" technology.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЕСТРОМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЕСТРОМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье представлены методические подходы к организации формирования реестра некоммерческих организаций на базе современных цифровых технологий. Отдельное внимание уделяется определению перспективных направлений трансформации реестра некоммерческих организаций за счет внедрения технологии «больших данных».

Ключевые слова. Управление некоммерческими организациями, государственное регулирование развития некоммерческих организаций, цифровизация экономических процессов, технология «больших данных».

Grishina E.L.

MANAGEMENT OF THE STATE REGISTER OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF USING THE OPPORTUNITIES OF DIGITAL TECHNOLOGIES INNOVATIVE ECONOMY

Abstract. The article presents methodological approaches to organizing the formation of a register of non-profit organizations based on modern digital technologies. Special attention is paid to identifying promising directions for transforming the register of non-profit organizations through the introduction of "big data" technology.

Keyword. Management of non-profit organizations, state regulation of the development of non-profit organizations, digitalization of economic processes, "big data" technology.

Введение

Государственное управление некоммерческими организациями (НКО) в современных условиях трансформации социально-экономической системы, в процессе поэтапного перехода к принципам инновационной экономики, по мнению автора, должно быть ориентировано на расширение практики разработки и внедрения специализированных цифровых платформ, сервисов и инструментов обеспечения эффективности реализации целей и задач комплексного общественного развития.

Создание многофункционального комплекса статистической отчётности и учёт изменений, происходящих в секторе НКО, является одним из ключевых факторов успеха и залогом перспективного развития данных организаций в условиях любой экономической системы. Одним из важных направлений в данной области государственного регулирования следует признать формирование четко структурированных реестров некоммерческих организаций, содержащих информационные данные, на основании которых возможно не только проанализировать и оценить ключевые аспекты и совокупные результаты деятельности отдельных НКО, достигнутые за определенный период времени по различ-

ГРНТИ 06.39.31 © Гришина Е.Л., 2021

Екатерина Леонидовна Гришина - ассистент кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина).

Контактные данные для связи с автором: 197376, Россия, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5 (Russia, St. Petersburg, Professor Popov str., 5). Тел.: +7 812 234-47-40. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.02.2021.

ным направлениям в разных регионах России, но и сформировать определенные поведенческие модели взаимодействия НКО с другими субъектами рыночных отношений в целях оптимизации социальной политики государства и повышения качества жизни в РФ.

Управление государственным реестром НКО должно предусматривать не только функциональные аспекты обеспечения его текущей деятельности (наполнение информационными данными в режиме реального времени, взаимодействие с конкретными участниками реестра относительно порядка предоставления информации и обеспечения ее соответствия реальному положению дел, обновление данных в соответствии с заданными сроками, обеспечение удобного и комфортного доступа пользователей к данным реестра и т.д.), но и соответствовать перспективным направлениям государственной экономической и социальной политики, в том числе в контексте использования передовых инновационных технологий - блокчейн, распределенных реестров, «больших данных», роботизации на основе искусственного интеллекта и т.д. [8]

Материалы и методы

На основании анализа нормативно-правовой документации [1] и научной литературы по данной тематике [4-6], в настоящее время можно говорить о выделении двух методических подходов к формированию государственных реестров НКО:

• первый подход предполагает наличие единого реестра НКО на федеральном уровне, который содержит конкретную информацию, характеризующую ключевые направления и результаты деятельности НКО для принятия последующих управленческих решений;

• второй подход ориентирован на создание отдельных, чаще всего невзаимосвязанных реестров НКО, сгруппированных и включенных в общую базу по определенному системному признаку: региональный реестр НКО (соответствует единой базе НКО отдельного региона РФ), проектный реестр НКО (соответствует группировке НКО с точки зрения участия в одном или нескольких проектах, целевых программах и т.п.), реестр НКО по видам и направлениям деятельности (соответствует группировке НКО с точки зрения области функционирования).

В случае реализации второго методического подхода можно констатировать значительную вариацию возможных альтернативных критериев объединения НКО для создания подобного рода реестра. В качестве актуальных примеров последнего времени здесь необходимо упомянуть о:

• реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, который содержит информацию об 11 238 организациях, включающую в себя интерактивную карту с цветовой характеристикой региона в зависимости от величины уровня материального ущерба и сам реестр в виде таблицы. В реестре представлены следующие данные об НКО: наименование (полное и сокращенное), ОГРН, ИНН, наименование органа власти, предоставившего поддержку/включившего в реестр поставщиков социальных услуг, организационно-правовая форма (по ОКОПФ), адрес регистрации, основной ОКВЭД и т.д. Вместе с тем, на основании данных представленного реестра невозможно оценить ни величину самого ущерба, ни сделать конкретные организационно-управленческие выводы, что значительно снижает эффективность государственного управления [10];

• реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента. В настоящее время данный реестр располагается на 8 электронных страницах и содержит подробные данные о 75 НКО, в том числе не только общие сведения, как в предыдущем случае, но и характеристику структуры управления, источников финансирования и расходов НКО [11].

Результаты и обсуждение

Как показал проведенный анализ существующих государственных реестров НКО в России, формирование и ведение подобного рода баз данных находится на достаточно низком уровне и не учитывает базовых требований современной цифровой экономики - унификации информационного пространства в единой социально-экономической системе на основе использования современных инновационных технологий различного поколения. В целом, проведя соотнесение требований цифровой экономики и возможностей ведения государственных реестров НКО в России, можно говорить о трех ключевых этапах организации данного процесса, ключевые характеристики которых систематизированы и схематично представлены на рисунке 1.

Первый этап го сударственно го управления созданием и развитием реестров НКО

Классические ИКТ и интернет-технологии, интерактивные карты и т.д. (визуализация ограниченных данных)

Реестр НКО содержит статические данные,

информация ограничена и слабо структурирована, требуется ручное обновление данных

Второй этап го сударственно го управления созданием и развитием реестров НКО

Бло кчейн-технологии и технологии распределенного реестра (обработка и анализ множеств данных)

Реестр НКО содержит динамические данные, информация расширена и структурирована, возможно автоматическое обновление данных из разных реестров

Третий этап государственного управления созданием и развитием реестров НКО

X

Технологии больших

данных («умное управление» множеством данных)

Реестр НКО содержит динамические данные,

автоматическое обновление данных из разных реестров с формированием последующих рекомендаций по оптимизации системы управления

Соответствует традиционным подходам к формированию баз данных и низкому уровню использования данных

Соответствует инновационным подходам к формированию баз данных и среднему уровню использования данных

Соответствует инновационным подходам к формированию баз данных и высокому уровню использования данных

Рис. 1. Характеристика этапов формирования и ведения государственных реестров НКО в зависимости от уровня используемых инноваций (авторская разработка)

В качестве базовых принципов выделения данных этапов выбраны используемые технологии обработки информации и возможность ее последующего применения в целях оптимизации государственного регулирования. Как видно из представленного рисунка, российская система государственного управления реестрами НКО находится на начальном этапе развития и требует значительной модернизация для обеспечения устойчивого перехода не только ко второму, но и к третьему - наиболее продвинутому технологическому этапу, предполагающему использование технологий больших данных. Второй этап государственного управления созданием и развитием реестров НКО основан на использовании таких передовых технологий, как блокчейн и технология распределенных реестров [7].

Говоря о возможностях российской экономики и системы государственного управления, в частности, можно констатировать относительно невысокий уровень освоения и внедрения данных технологий на практике. Так, по данным отчета компаний MindSmith и Waves Enterprise, составленного на основании опроса 157 российских компаний и международных организаций, работающих в РФ, количество корпоративных блокчейн-проектов за первое полугодие 2019 года увеличилось на 45% в срав-

нении с тем же периодом 2018 года. Компании из энергетики, добывающей и обрабатывающей промышленности (30%) обогнали финансовые организации (28%) по количеству внедрений блокчейна в свои бизнес-процессы [9].

Важное значение для последующего развития и внедрения блокчейн-технологий для повышения эффективности государственного управления имеет разработка и утверждение специализированного нормативно-правового акта в данной сфере - Дорожной карты развития «сквозной» цифровой технологии «системы распределенного реестра» [2], которая предполагает:

• повышение надежности, доступности и верифицируемости государственных информационных систем (ГИС), увеличение их защищенность от кибератак. При этом, прогнозируемое сокращение времени технического обслуживания в год составит 30% к 2024 году;

• достижение прямого экономического эффекта, представленного в виде дополнительной выручки и сокращения уровня издержек за счет цифровизации процессов, минимизации количества посредников. Прогнозируемый совокупный объем - 782 млрд руб. к 2024 году;

• достижение косвенного экономического эффекта, выраженного в форме сокращения объема теневой экономики и оборота контрафактной продукции. Прогнозируемый совокупный объем -853 млрд руб. к 2024 году;

• получение государственных услуг субъектами рынка в режиме реального времени и обеспечение неизменности и прозрачности данных при предоставлении различных государственных услуг. Прогнозируемый рост доверия населения к государственным услугам - 30% к 2024 году. Несмотря на достаточно большое количество преимуществ организации функционирования государственного реестра российских НКО на основе технологий блокчейн и распределенного реестра, можно говорить о том, что с точки зрения уровня развития инновационных продуктов и стадии научно-технического прогресса, социальной эффективности и последующих трудозатрат, предпочтительным является переход к инновациям последнего поколения, объединяющим как возможности ведения процесса аккумуляции и обработки данных в онлайн режиме при обеспечении одновременного доступа всех пользователей к архитектуре информационной системы, так и предполагающим использование искусственного интеллекта и технологии «больших данных».

Технология «больших данных» уже активно используются на практике. Среди наиболее известных следует упомянуть такие инновационные прорывы в реализации государственных услуг как:

• деятельность портала государственных услуг в РФ с постоянно расширяющимся спектром и формами предоставления соответствующих услуг физическим и юридическим лицам [12]. Например, в настоящее время, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19» [3], на портале можно заполнить и выслать электронную форму в случае возникновения непредвиденных ситуаций с процессом вакцинации, с вызовом скорой помощи и качеством оказания медицинских услуг вне зависимости от региона РФ;

• организация учета налоговых поступлений в режиме реального времени, с одновременной взаимосвязью с другими информационными источниками и порталами, в том числе с порталом государственных услуг;

• деятельность нового информационно-аналитического ресурса «Работа в России», с помощью которого возможно найти работу для лиц, имеющих гражданство РФ, для чего следует разместить резюме для потенциального работодателя, просмотреть существующие вакансии, оценить базу данных практик для студентов и обучающихся, познакомиться с возможностями Государственной службы занятости и т.д. [13].

Технология «больших данных» позволяет не только обрабатывать и хранить данные в едином комплексе, но и формировать дополнительные опции и компетенции для последующего применения в практике управления НКО (рисунок 2). Важно подчеркнуть, что технология «больших данных» позволяет формировать определенные модели и предлагать новые управленческие решения с точки зрения оптимизации процессов государственного управления в различных сферах экономической и общественной активности.

Заключение

В рамках предлагаемых моделей возможно решение целого спектра весьма значимых проблем для российского общества и национальной экономики, в том числе:

Рис. 2. Блок-схема предлагаемого автором госреестра НКО на базе технологии «больших данных

обеспечение и усиление государственной поддержки наиболее эффективных НКО, исходя из показателей, формируемых автоматически за счет внутренних взаимосвязей данных реестра и его комплементарности с другими информационными ресурсами, в том числе с порталом государственных услуг. Это позволит не только повысить уровень стимулирования и поддержки,

но и сформировать пул наиболее добросовестных НКО разной функциональной направленности, с точки зрения их деятельности и стратегических перспектив развития, которые могут обладать большими приоритетами при распределении государственного финансирования в контексте реализации отдельных проектов или участия в конкурсах на получение грантов или субсидий на различных уровнях государственного управления. При этом можно говорить о совершенствовании нормативно-правовой базы в области осуществления государственных закупок в разрезе снижения требований к подобного рода НКО, по сути, формируя процедуры отбора лучшего конкурсного предложения только на основании ценовых параметров;

• возможность осуществления индивидуального персонализированного подхода к реализации социальной политики по отношению к отдельным категориям населения, исходя из уровня материальной помощи и поддержки, оказываемых им со стороны НКО. За счет возможностей подобного рода моделирования возможно достижение оптимального соотношения целей и задач бюджетной политики и обеспечения высокого уровня и качества жизни при одновременном решении ряда социальных и демографических проблем;

• возможность создания персонифицированного индивидуального рейтинга участников проектной деятельности из числа отдельных граждан или неформальных объединений и групп, c целью формирования индивидуального пакета преференций для них. Это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению дополнительного уровня мотивации к участию в деятельности различных НКО в долгосрочной перспективе, а также повысит уровень общественного доверия к органам государственной власти на различных уровнях;

• возможность расширения географии участия отдельных НКО в различных проектах схожей направленности в различных регионах России, что будет способствовать повышению качества реализуемых проектов и их устойчивости к социально-экономическим изменениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

2. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределенного реестра» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

4. Меркулова Т.А., Тарасов Ю.А. Некоммерческие корпоративные организации // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 8-ой Международной научно-практической конференции. Курск, 2018. С. 160-164.

5. Трескин П.А. Некоммерческие организации в виртуальном пространстве // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 159-164.

6. Пилипенко А.Д. Механизмы оптимизации взаимодействия сетевых СО НКО с государственными структурами // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. № 3 (64). С. 77-81.

7. De Kruijff J., Weigand H. Towards a Blockchain Ontology. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org (дата обращения 01.02.2021).

8. Reiff N. How Blockchain Can Protect the Global Economy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.investopedia.com/tech/how-blockchain-can-protect-global-economy (дата обращения 01.02.2021).

9. Отчет компаний MindSmith и Waves Enterprise о текущем статусе и развитии российской корпоративной блокчейн-экосистемы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/forklog.com/s/chislo-korporativnyh-blokchejn-proektov-v-rf-vyroslo-na-45-za-pervoe-polugodie-2019 (дата обращения 01.02.2021).

10. Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko-affected (дата обращения 01.02.2021).

11. Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKOForeignAgent.aspx (дата обращения 01.02.2021).

12. Интернет-портал государственных услуг РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения 01.02.2021).

13. Интернет-портал информационно-аналитического ресурса «Работа в России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trudvsem.ru (дата обращения 01.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.