Г.И. Авцинова, К.А. Жалейко
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ КАК
СТРУКТУРЫ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА (НА
МАТЕРИАЛАХ
ОРЕНБУРГСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Аннотация
Исследование посвящено изучению современного состояния гражданского общества в России на основе оценки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области. В работе были использованы следующие методы: наблюдения, индукции, анализа, обобщения, сравнения, а также исторический, социологический методы. На начальном этапе исследования были изучены особенности терминологии гражданского общества, что выявило отсутствие общего понимания смысла этого термина в современной историографии и как следствие единого определения. На основном этапе работы были проанализированы опубликованные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций. На основе сопоставления данных исследования и точек зрения различных авторов были выявлены следующие проблемы в развитии социально ориентированных некоммерческих организаций: низкая информационная активность, неравномерность распределения организаций в области, малочисленность сотрудников, сосредоточение в основном на социальных проблемах пенсионеров, инвалидов и детей, низкие тарифы по оплате оказанных услуг. В результате сравнения полученных выводов и результатов иссле-
G. Avtsinova, K. Zhaleyko
EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS THE STRUCTURES OF CIVIL SOCIETY (ON THE MATERIALS OF THE ORENBURG REGION)
Abstract
The study is devoted to the study of the current state of civil society in Russia based on an assessment of the activities of socially oriented non-profit organizations in the Orenburg region. The following methods were used in the work: observation, induction, analysis, generalization, comparison, as well as historical, sociological methods. At the initial stage of the study, the peculiarities of the terminology of civil society was studied, which revealed a lack of a common understanding of the meaning of this term in modern historiography and, as a result of a single definition. At the main stage of work, the published registers of socially oriented non-profit organizations were analyzed. Based on a comparison of the research data and the points of view of various authors, the following problems were identified: low information activity, uneven distribution of organizations in the region, the small number of employees, focusing mainly on social problems of pensioners, disabled people and children, low tariffs for paying for the services provided. As a result of comparing the findings and research results of other subjects of Russia, the uniformity of the development of socially oriented non-profit organizations
дований других субъектов России была выявлена равномерность развития социально ориентированных некоммерческих организаций в стране, общность проблем. Данные исследования позволили сделать вывод о продолжении процесса формирования гражданского общества в России, обозначили необходимость изменений в формировании и работе социально ориентированных некоммерческих организаций. В заключении предложены возможные мероприятия, которые могли бы улучшить положение социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области и в России в целом.
in the country and the commonality of problems were revealed. These studies led to the conclusion about the continuation of the process of formation of civil society in Russia, indicated the need for changes in the formation and work of socially oriented non-profit organizations. In conclusion, possible measures were proposed that could improve the situation of socially oriented non-profit organizations in the Orenburg region and in Russia as a whole.
Ключевые слова:
гражданское общество, социально ориентированные некоммерческие организации, Оренбургская область, институты гражданского общества, реестры социально ориентированных некоммерческих организаций, информационная активность.
Key words:
civil society, socially oriented non-profit organizations, Orenburg region, civil society institutions, registers of socially oriented non-profit organizations, information activity.
Перспективы развития третьего сектора в России, главной составляющей которого являются некоммерческие организации (НКО), по -прежнему является актуальной повесткой дня. Без интеграции общественных интересов, создания нетоксичной общественной атмосферы, широкой общественной поддержки инициатив власти, направленных на упрочение общероссийского единства, актуализации позитивной гражданской активности невозможно адекватное противодействие новым вызовам, обеспечение безопасности и целостности страны.
Интерес исследователей к проблематике гражданского общества колеблется в широком диапазоне - от теоретико-методологических вопросов образования и функционирования гражданского институтов до анализа направлений деятельности конкретной организации [13]. Возрастание массива научных и публицистических работ по гражданскому обществу обусловлено многоаспектностью объекта исследования, перманентной трансформацией его составляющих элементов, а также дискуссионностью многих вопросов дальнейшего развития гражданского общества в целом и НКО, как его основного института. Например, до сих пор ученые не имеют общей позиции об уровне развитости гражданских институтов, культуры социального взаимодействия, показателях «зрелости» гражданского общества в России. Дискуссионным остается вопрос и о реальной возможности
институтов гражданского общества, в том числе и социально ориентированных НКО, влиять на решение актуальных социально-политических проблем страны.
Коронавирус 2019 года со всей очевидностью продемонстрировал методологическую уязвимость научной и политической позиции, при которой государство и гражданское общество рассматриваются как противостоящие, нередко антагонистические структуры, а критерием зрелости гражданского общества считается размах протестных акций и высокий уровень противостояния общества и власти. Акцентуация на противостояние государственной власти и общества препятствует реализации политики соли-даризма и консолидации. Признавая наличие между ведущими акторами политического взаимодействия объективных противоречий, необходимо подчеркнуть теоретическую и политическую востребованность политики их конструктивного взаимодействия и сотрудничества, изменения вектора движения и власти, и граждан в направлении максимального учета их интересов и ресурсов, консолидации вокруг целей развития. Право на мирные, согласованные протесты является конституционным правом граждан, однако недопустимы дезориентация власти и общественности по поводу реального и сфабрикованного уровня протестности, что ни в коей мере не снижает критический потенциал гражданских организаций, не препятствует выстраиванию диалогового взаимодействия.
СйУЮ-2019 также актуализировал проблематику социальной политики государств, способности социальных систем здравоохранения, социального обеспечения и поддержки не только нуждающихся, социально незащищенных слоев, но и всех граждан, оперативно и эффективно действовать, адекватно нарастанию угроз. Сегодня социальный приоритет в деятельности власти выступает не только средством легитимации власти, показателем эффективности и легитимности того или иного политического режима, но и показателем состоятельности государства в целом, основой государственного и общественного развития [25]. Вот почему сегодня феномен «политического благополучия» имеет самостоятельную теоретическую и практико-политическую значимость, он коррелирует, но не совпадет полностью с понятием «социальное благополучие» [27].
В современных условиях реализация стратегии борьбы с бедностью в субъектах РФ и стране в целом невозможны без активного участия НКО в региональных проектах. Еще в феврале 2019 года правительство утверди-
ло Стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года, целью которой является минимизация межрегиональных различий в уровне и качестве жизни как основы обеспечения устойчивого и сбалансированного развития страны. При этом основной упор сделан на раскрытие потенциала территорий, разработку для каждого региона направлений развития, адекватных экономике территории, наличию сырьевых ресурсов, национальным традициям и культурной самобытности. Речь идет о фокусировке ресурсов и усилий центра и регионов, власти и гражданских организаций на создании территорий опережающего развития, особых экономических зон, научно-образовательных кластеров мирового уровня, агропромышленных, минерально-сырьевых, туристических центров в зависимости от того, какой сегмент может стать триггером развития.
Наиболее адекватно сущность социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) выражается в деятельности по оказанию социальных услуг населению. Большое значение имеют инновационные подходы как к содержанию самих социальных услуг, так и к технологиям их реализации, что развивается в процессе непосредственного общения членов НКО с населением. Органы исполнительной власти обязаны своевременно реагировать на удовлетворение потребностей населения в новых услугах, а также разработку и внедрение законодательных и общественных механизмов, способствующих деятельности СО НКО на рынке социальных услуг.
Проблематика статьи требует уточнения некоторых понятий, поскольку в современной научной литературе продолжаются дискуссии о сущности гражданского общества в целом и СО НКО в частности [8]. Одни исследователи видят назначение гражданского общества в защите прав и свобод людей, поэтому они фокусируют внимание на противоборстве государства и гражданского общества. Другие авторы актуализируют идею тесной связи и взаимодействия государства и гражданского общества [12]. При этом последнее рассматривается как промежуточное звено, как посредник во взаимодействии государства и общества. Тем самым ценностно -смысловое ядро понятия «гражданское общество» остается нередко размытым, неопределенным. Содержание термина формируется в границах деятельности неправительственных общественных организаций (НКО и СО НКО) и объединений, политических партий и движений, негосударственных средств массовой информации, различных религиозных организаций,
в которые граждане добровольно объединились для реализации общих интересов.
Под некоммерческой организацией в официальных источниках понимается организация, «которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам [17]». НКО — это институт гражданского общества, в основе функционирования которого лежат общественно полезные или социальные цели, не направленные на извлечение прибыли. К НКО можно отнести как юридические лица, так и незарегистрированные коллективы людей [3]. Сфера деятельности НКО весьма широка: оказание правовой помощи гражданам, разрешение споров и конфликтов, удовлетворение потребностей населения в областях образования, здравоохранения, спорта, поддержка семьи, материнства и детства, сохранение культурно-исторического наследия и общенациональных ценностей [1]. Эффективность деятельности НКО коррелирует со стабильностью социально-политической системы, свидетельствует о соучастие граждан в жизнедеятельности государства.
Социально ориентированные некоммерческие организации являются частью НКО. Это некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, обеспечение социальными услугами население, развитие гражданского общества в Российской Федерации, существующие более одного года. Сегодня и исследователи, и сами работники НКО сходятся во мнении, что в нашей стране необходим единый закон, который бы регулировал деятельность НКО и порядок создания и функционирования организаций [11]. Для того, чтобы закон начал действовать, необходим актуальный реестр социально ориентированных организаций, который находится в стадии составления. На практике распространено явление, когда к СО НКО нередко относят организацию, деятельность которой затрагивает хотя бы одно направление, признанное социально ориентированным. В соответствие с действующим законодательством, только организации, занесенные в реестр социально ориентированных, могут получать помощь от государства. Это приводит к ежегодному увеличению количества СО НКО, которые не отвечают современным потребностям гражданского общества [26; 19]. В ежегодных докладах Обще-
ственной палаты РФ в последнее время неоднократно указывалось на такую негативную тенденцию, как передача в ряде регионов страны услуг СО НКО через механизм перерегистрации государственных (муниципальных) организаций в некоммерческие.
Для исследования работы СО НКО в Оренбургской области были взяты реестры социально-ориентированных организаций, которые получали поддержку муниципального образования «город Оренбург», за декабрь 2019 и январь 2020 года [21]. Также были проанализированы организации, занесенные в реестр СО НКО, которые получали поддержку из областного бюджета в 2019 году [7]. Анализ юридических лиц проводился на предмет существования сайта или страницы в социальной сети Интернет, а также актуальной информации о деятельности организации. В результате анализа выявились следующие тенденции работы СО НКО в регионе, которые представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Деятельность СО НКО в Оренбургской области
60
Данные по СО НКО за Данные по СО НКО за январь декабрь 2019 г. 2020 г.
■ Общее количество СО НКО
■ Кол-во СО НКО, которые имеют сайт или страницу в социальной сети Интернет
Очевидно, что в обоих случаях менее половины (в декабре 2019 - 24, в январе 2020 - 20) организаций имеют свои активные страницы в Интернете. Информация о направлениях и результатах их деятельности практически отсутствует, во всяком случае, не доступна широкой общественности.
В условиях информационного общества основным источником информации является Интернет. Можно с уверенностью сказать, что эффективные технологии выстраивания диалогового взаимодействия власти и общества сфокусированы в интернет пространстве. Создание диалоговых площадок по инициативе государства и в рамках инициативных проектов, надежная верификация субъекта в сети интернет расширяют формат и качество их коммуницирования. Сегодня в политической науке появились инновационные исследования, в которых Интернет исследуется уже не только как важнейший канал коммуницирования власти и общества, но и самостоятельный политический институт [16]. Для нашего исследования важно, что в пространстве Интернета создаются благоприятные условия для гражданской активности. Использование социальных сетей упрощает работу, позволяет вовлечь в разного рода активности как можно больше людей, быстрее обмениваться информацией [24, с. 38, 43]. Он доступен уже не только молодым и продвинутым группам населения, но и пенсионерам, не только в городах, но и в отдаленных поселках Оренбургской области. Каждый человек может, не выходя из дома, легко найти адрес и контакты необходимой организации. Как показал проведенный анализ, очевидна недооценка работниками некоторых СО НКО области возможностей всемирной сети по распространению информации о разновидностях оказываемых услуг. Следует подчеркнуть, что проблема недостаточного использования Интернета для презентации своей деятельности и дальнейшего продвижения СО НКО актуальна для всей страны в целом. Согласно докладу Общественной палаты РФ в субъектах федерации «количество работающих, активных НКО не превышает 15-20% от их общего числа [9; 10, с. 66]».
Неосведомлённость людей о работе СО НКО выразилась в опросе, проведенном в Оренбургской области. Согласно опросу 34% респондентов полагают, что их деятельность незаметна для большинства граждан, 40% ничего не знают о таких организациях и только 10% считают их полезными [5]. Некоторые исследователи считают, что причиной этого может быть сложившееся в обществе мнение о коррумпированности этого института, попытках государства передать часть функций некоммерческим организациям. Такое отношение граждан значительно снижает эффективность работы СО НКО в Оренбургской области.
Проведенный анализ позволил выявить явную асимметрию в местонахождении организаций. Так, почти все СО НКО в Оренбургской области
расположены в крупных населенных пунктах, особенно в региональном центре городе Оренбурге. Разумеется, это обусловлено близостью власти, большим скоплением активного молодого образованного населения, количеством потребителей услуг. В реестре СО НКО за 2019 год из 56 зарегистрированных организаций только одна организация была районного уровня (Детский оздоровительный духовно-патриотический лагерь «Светоч», Са-ракташский район, с. Черный Отрог). В январе 2020 года была добавлена еще одна организация (Детский оздоровительный лагерь «Лесные поляны», г. Орск). Однако всего организаций из реестра СО НКО, получивших поддержку из областного бюджета в 2019 году, было 8 организаций, из которых только одна районная (Спортивно-реабилитационный центр «Жемчужина Бора», г. Бузулук) [7]. Таким образом, только 3 районных СО НКО получают поддержку государства.
Сотрудники НКО Оренбургской области осознают наличие этой проблемы. Руководители Центра социального обслуживания населения «БлагоДарю» и благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» в интервью сообщают, что в районах области высокий спрос на услуги социального обслуживания, а получить аренду помещения гораздо легче, чем в г. Оренбурге [2]. Но все же только некоторые организации работают за пределами областного центра.
В ходе исследования было также обращено внимание на сферу деятельности СО НКО Оренбургской области. Приоритет отдается в пользу работы в сфере образования, культуры и спорта, а также социальной поддержки инвалидов, пенсионеров, ветеранов. Практически не ведется работа в таких направлениях, как сохранение исторической памяти, что особенно актуально в год 75-летия победы СССР во второй мировой войне и Великой Отечественной войне, широким распространением мифов о войне, принижающим роль нашей страны в победе над фашизмом и нацизмом. Отсутствует сколько-нибудь заметная деятельность СО НКО и в области укрепления межнационального и межрелигиозного согласия. Основными потребителями услуг СО НКО являются самые молодые, самые пожилые люди и инвалиды. Доля организаций, работающих для остальных групп потребителей, заметно скромнее.
С точки зрения численности штатных сотрудников, оренбургские НКО можно охарактеризовать скорее, как малочисленные организации. Большинство НКО имеет в своем штате от 1 до 5 сотрудников. Наиболее круп-
ные организации привлекают для участия волонтеров. Но нельзя не отметить, что даже немногочисленность рабочих мест необходима для граждан особенно в небольших населенных пунктах, поскольку сегодня проблема трудоустройства при миграции населения в города встает очень остро.
СМИ области опубликовали интервью руководителей некоторых НКО, которые констатируют, что «активной финансовой господдержки пока особо не чувствуется. Тем не менее, радует, что власти с нами разговаривают, слушают и поддерживают, хотя бы разрешая проведение различных акций и мероприятий [20]». Ранее в 2015 году сообщалось, что НКО испытывают сложности при получении государственной финансовой поддержки и грантов [4]. В данном случае нельзя не учесть, что в 2019 году 31 организация получила гранты от государства на сумму 44 млн. рублей, в отличие от данных 2018 года - 28 победителей и 36,2 млн. рублей [6]. Как выяснилось из анализируемых реестров, СО НКО также получают поддержку в виде оплаты аренды помещений. Из этого можно сделать вывод, что государство продолжает осуществлять поддержку СО НКО в Оренбургской области, что, возможно, будет способствовать их более эффективной работе. Но в тоже время сами руководители общественной палаты РФ признали, что возмещение затрат за оказание услуг остается низким и часто несвоевременным, то есть трудоемкость услуг не оплачивается соответствующе [15]. Разумеется, это влияет на качество их выполнения и отношение граждан к участию в таких организациях.
Результаты проведенного исследования в Оренбургской области в целом вписываются в общий уровень развития СО НКО как основного института гражданского общества в других субъектах России. Так, в Волгоградской, Омской и Свердловской областях, республике Мордовия основными потребителями услуг также являются пенсионеры, инвалиды и дети. В ряде регионов значительно меньше реально действующих СО НКО в сравнении с заявленным количеством, существуют проблемы финансирования, небольшое количество рабочих мест [14; 18; 23].
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на первый план выходит необходимость качественного развития СО НКО в Оренбургской области, которые не работают в полную мощность. Выявленный в результате исследования круг проблем является актуальным для других регионов России и включает в себя вопросы экономического, социального, политического, правового характера [22].
Существующие организации не способствуют формированию эффективных каналов связи общества и государства. В тоже время и сами граждане области не стремятся быть активными участниками гражданского общества. Потенциал российского некоммерческого сектора остается не раскрытым, что существенно ограничивает возможности функционирования гражданского общества как полноценного субъекта политики.
Результаты исследования подтверждают положение о низкой информационной активности организаций. Выявляются также и проблемы недостаточного и несвоевременного финансирования, низко квалифицированной рабочей силы, низкой гражданской активности, что тоже было отмечено в отчетах Общественной палаты РФ за два последних года.
При этом нельзя не учесть вклада организаций в развитие гражданского общества России. СО НКО в области существуют и оказывают услуги населению, пусть даже в ограниченном режиме. Деятельность организаций затрагивает наиболее актуальные и проблемные вопросы общества, особенно связанные с пенсионерами и инвалидами, обеспечивает население рабочими местами.
В ходе исследования было замечено, что в открытом доступе нет сведений о реализации денежных средств Оренбургских СО НКО, что не позволяет в полной мере оценить деятельность организаций, а в некоторых случаях вообще зафиксировать ее. Разумеется, необходимо активизировать информационно-коммуникационную деятельность НКО, развивать связи с общественностью и взаимодействие со СМИ. Практика красноречиво свидетельствует о том, что необходимо ужесточить условия включения организации в список социально ориентированной организации, а также расширять участие граждан в инициативных проектах, разработке консолидированной идеологии, развитии социальной экспертизы законодательных инициатив, института гражданского контроля. В повестке дня стоит деятельность по организации конкурсов региональных и местных проектов, направленных на развитие области, творческого потенциала молодежи, рекламирование местных гражданских инициатив и продвигающих их активистов. Как показало исследование, большим потенциалом обладают НКО как каналы рекрутирования и продвижения гражданских активистов в общественные палаты, муниципальные и региональные собрания. Эти и другие меры, повышая уровень самоорганизации граждан через участие в региональных пилотных проектах, других направлениях деятельности НКО,
способствуя вертикальной и горизонтальной мобильности населения, позволят сделать работу СО НКО эффективнее и заметнее для граждан области и Российской Федерации.
Литература
1. Багандов Р.М. Роль некоммерческих организаций в обществе // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №1.
2. Благотворительность за казённый счёт. Чем живут сегодня оренбургские НКО // 56orb.ru. URL: https://56orb.ru/interview/02-02-2018/blagotvoritelnost-za-kazyonnyy-schyot-chem-zhivut-segodnya-orenburgskie-nko (дата обращения 06.03.2020).
3. Васильев А.С. Понятие и признаки некоммерческой организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2016. №1-2(18).
4. Власти Оренбургской области успешно развивают социальные НКО // Городской портал. URL: http://gorodskoyportal.ru/news/russia/56699297/ (дата обращения 06.06.2020).
5. В Оренбурге обсудили состояние гражданского общества в Оренбургской области // Профсоюзы Оренбуржья. URL: http://fporen.ru/2017/03/09 (дата обращения 06.06.2020).
6. В Оренбургской области проектная деятельность некоммерческих организаций получает всестороннюю поддержку // «Оренбуржье» - портал Правительства Оренбургской области. URL: http://www.orenburg-gov.ru/news/social/v-orenburgskoy-oblasti-proektnaya-deyatelnost-nekommercheskikh-organizatsiy-poluchaet-vsestoronnyuyu/ (дата обращения 06.06.2020).
7. Выписка из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки из областного бюджета в 2019 году // Министерство социального развития Оренбургской области. URL: https://www.msr.orb.ru/posts/16683 (дата обращения 06.06.2020).
8. Деева Н.В. Основные подходы к исследованию гражданского общества в современной отечественной политической мысли // Русская политология - Russian political science. 2018. №1.
9. Ежегодный доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 год» // Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/Doklad_0PRF_2018.pdf (дата обращения 06.03.2020).
10. Ежегодный доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год» // Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_OPRF_2019_19122019.pdf (дата обращения 06.03.2020).
11. Ежегодный доклад «О состоянии гражданского общества Оренбургской области в 2017 году» // Общественная палата Оренбургской области. URL: http://orenpalata.rU/itogi-rabotyi/ezhegodnyie-dokladyi#nav (дата обращения 06.03.2020).
12. Канунников А.А. Гражданское общество в современном мире // Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2019. №4.
13. Михайлова Н.В., Каргина А.А., Гришин В.О. Организации некоммерческого сектора как новый актор лоббистской деятельности российской политической системы // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. №9(135).
14. Мухаметов Р.С., Кузьмина О.В. Проблемы развития третьего сектора Свердловской области. Взгляд изнутри // Вопросы управления. 2018. №3.
15. Некоммерческий сектор Оренбургской области в сфере социальных услуг-финансовая поддержка // Сеть ресурсных центров НКО Приволжского федерального округа. URL: https://nko-pfo.ru/18469 (дата обращения 06.03.2020).
16. Никипорец-Такигава Г.Ю. О лидерстве в сетевых социальных движениях // PolitBook. 2016. №3.
17. О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области (с изменениями на 27 апреля 2018 года) закон Оренбургской области от 06 мая 2014 года №2263/649-V-ОЗ: принят пост. Зак. Собр. Оренб. обл. от 16 апреля 2014 г. №2263 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/412304691 (дата обращения 17.02.2020).
18. Олейникова Е.Г. Функции социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления российского социального государства (на материалах Волгоградской области) // Вестник экспертного совета. 2019. №1(16).
19. Полтавская М. Б. Социально ориентированные некоммерческие организации в современной России: проблема ресурсной обеспеченности // XVIII Межд. конф. памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в
современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015.
20. Представители НКО о заседании Общественного совета ПФО в Оренбуржье // Оренбургская политика. URL: http://orenpolit.ru/interview/item/1660-predstaviteli-nko-o-zasedanii-obshchestvennogo-soveta-pfo-v-orenburzhe (дата обращения 06.03.2020).
21. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций -получателей муниципальной поддержки муниципального образования «город Оренбург» // Официальный портал «город Оренбург». URL: http://www.orenburg.ru/activities/rabota-s-politicheskimi-partiyami-i-obshchestvennymi-organizatsiyami/reestr_sonko/(дата обращения: 06.06.2020).
22. Савина Т.Н., Концова И.М. Социальная политика современной России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2017. №7.
23. Семушенкова А.С. Статусно-ролевые характеристики некоммерческого сектора: дискрипция регионального пространства Республики Мордовия // Вестник Поволжского института управления. 2019. №3.
24. Соколов А.В., Беляков А.А. Потенциал развития гражданской активности в социальных сетях (на примере Ярославской области) // PolitBook. 2019. №4.
25. Социальная политика в московском регионе: тренды развития и опыт реализации. Москва: Русайнс, 2015.
26. Фастович Г.Г. К вопросу о формировании гражданского общества в Российской Федерации // Эпоха науки. 2018. №16.
27. Шумилов А. Digital politics язык современной политики // PolitBook. 2019. №4.
28. Nikiporets-Takigawa G., Avtsinova G. Political Well-being: concept and research framework // European Proceedings of Social and Behavioral Scienc-es.Vol. L(50).
References
1. Bagandov R.M. Rol' nekommercheskikh organizatsii v obshchestve. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2019. №1.
2. Blagotvoritel'nost' za kazennyi schet. Chem zhivut segodnya orenburgskie NKO. 56orb.ru. URL: https://56orb.ru/interview/02-02-2018/blagotvoritelnost-za-kazyonnyy-schyot-chem-zhivut-segodnya-orenburgskie-nko (data obrashcheniya 06.03.2020).
3. Vasil'ev A.S. Ponyatie i priznaki nekommercheskoi organizatsii. Vestnik Samarskoi gumanitarnoi akademii. Seriya: Pravo. 2016. №1-2(18).
4. Vlasti Orenburgskoi oblasti uspeshno razvivayut sotsial'nye NKO. Gorodskoi portal. URL: http://gorodskoyportal.ru/news/russia/56699297/ (data obrashcheniya 06.06.2020).
5. V Orenburge obsudili sostoyanie grazhdanskogo obshchestva v Orenburgskoi oblasti. Profsoyuzy Orenburzh'ya. URL: http://fporen.ru/2017/03/09 (data obrashcheniya 06.06.2020).
6. V Orenburgskoi oblasti proektnaya deyatel'nost' nekommercheskikh organizatsii poluchaet vsestoronnyuyu podderzhku. «Orenburzh'e» - portal Pravitel'stva Orenburgskoi oblasti. URL: http://www.orenburg-gov.ru/news/social/v-orenburgskoy-oblasti-proektnaya-deyatelnost-nekommercheskikh-organizatsiy-poluchaet-vsestoronnyuyu/ (data obrashcheniya 06.06.2020).
7. Vypiska iz reestra sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii - poluchatelei podderzhki iz oblastnogo byudzheta v 2019 godu. Ministerstvo sotsial'nogo razvitiya Orenburgskoi oblasti. URL: https://www.msr.orb.ru/posts/16683 (data obrashcheniya 06.06.2020).
8. Deeva N.V. Osnovnye podkhody k issledovaniyu grazhdanskogo obshchestva v sovremennoi otechestvennoi politicheskoi mysli. Russkaya politologiya - Russian political science. 2018. №1.
9. Ezhegodnyi doklad Obshchestvennoi palaty RF «O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii za 2018 god». Obshchestvennaya palata RF. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/Doklad_OPRF_2018.pdf (data ob-rashcheniya 06.03.2020).
10. Ezhegodnyi doklad Obshchestvennoi palaty RF «O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii za 2019 god». Obshchestvennaya palata RF. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_OPRF_2019_19122019.pdf (data obrashcheniya 06.03.2020).
11. Ezhegodnyi doklad «O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva Orenburgskoi oblasti v 2017 godu». Obshchestvennaya palata Orenburgskoi oblasti. URL: http://orenpalata.ru/itogi-rabotyi/ezhegodnyie-dokladyi#nav (data obrashcheniya 06.03.2020).
12. Kanunnikov A.A. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennom mire. Nauchno-analiticheskii Vestnik Instituta Evropy RAN. 2019. №4.
13. Mikhailova N.V., Kargina A.A., Grishin V.O. Organizatsii nekommercheskogo sektora kak novyi aktor lobbistskoi deyatel'nosti rossiiskoi politicheskoi sistemy. Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. 2019. №9(135).
14. Mukhametov R.S., Kuz'mina O.V. Problemy razvitiya tret'ego sektora Sverdlovskoi oblasti. Vzglyad iznutri. Voprosy upravleniya. 2018. №3.
15. Nekommercheskii sektor Orenburgskoi oblasti v sfere sotsial'nykh uslugfinansovaya podderzhka. Set' resursnykh tsentrov NKO Privolzhskogo federal'nogo okruga. URL: https://nko-pfo.ru/18469 (data obrashcheniya 06.03.2020).
16. Nikiporets-Takigava G.Yu. O liderstve v setevykh sotsial'nykh dvizheniyakh. PolitBook. 2016. №3.
17. O gosudarstvennoi podderzhke sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii v Orenburgskoi oblasti (s izmeneniyami na 27 aprelya 2018 goda) zakon Orenburgskoi oblasti ot 06 maya 2014 goda №2263/649-V-OZ: prinyat post. Zak. Sobr. Orenb. obl. ot 16 aprelya 2014 g. №2263. Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/document/412304691 (data obrashcheniya 17.02.2020).
18. Oleinikova E.G. Funktsii sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii v usloviyakh stanovleniya rossiiskogo sotsial'nogo gosudarstva (na materialakh Volgogradskoi oblasti). Vestnik ekspertnogo soveta. 2019. №1(16).
19. Poltavskaya M. B. Sotsial'no orientirovannye nekommercheskie organizatsii v sovremennoi Rossii: problema resursnoi obespechennosti. XVIII Mezhd. konf. pamyati prof. L.N. Kogana «Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: Metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya», 19-20 marta 2015 g. Ekaterinburg: UrFU, 2015.
20. Predstaviteli NKO o zasedanii Obshchestvennogo soveta PFO v Orenburzh'e. Orenburgskaya politika. URL: http://orenpolit.ru/interview/item/1660-predstaviteli-nko-o-zasedanii-obshchestvennogo-soveta-pfo-v-orenburzhe (data obrashcheniya 06.03.2020).
21. Reestr sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii -poluchatelei munitsipal'noi podderzhki munitsipal'nogo obrazovaniya «gorod Orenburg». Ofitsial'nyi portal «gorod Orenburg». URL: http://www.orenburg.ru/activities/rabota-s-politicheskimi-partiyami-i-obshchestvennymi-organizatsiyami/reestr_sonko/(data obrashcheniya: 06.06.2020).
22. Savina T.N., Kontsova I.M. Sotsial'naya politika sovremennoi Ros-sii: problemy i perspektivy. Finansy i kredit. 2017. №7.
23. Semushenkova A.S. Statusno-rolevye kharakteristiki nekommercheskogo sektora: diskriptsiya regional'nogo prostranstva Respubliki Mordoviya. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2019. №3.
24. Sokolov A.V., Belyakov A.A. Potentsial razvitiya grazhdanskoi aktivnosti v sotsial'nykh setyakh (na primere Yaroslavskoi oblasti). PolitBook. 2019. №4.
25. Sotsial'naya politika v moskovskom regione: trendy razvitiya i opyt realizatsii. Moskva: Rusains, 2015.
26. Fastovich G.G. K voprosu o formirovanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii. Epokha nauki. 2018. №16.
27. Shumilov A. Digital politics yazyk sovremennoi politiki. PolitBook. 2019. №4.
28. Nikiporets-Takigawa G., Avtsinova G. Political Well-being: concept and research framework. European Proceedings of Social and Behavioral Scienc-es.Vol. L(50).