ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ МИССИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК: УДК 005.2:334.012.46 ГРНТИ: 06.39.41, 06.56.51
ББК: 65.292.5-21 Код ВАК: 08.00.05
DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-54-64
В.Ю. Кулькова
Казанский государственный энергетический университет, Казань, Россия АиШогГО: 360869
АННОТАЦИЯ:
Постановка проблемы. На сегодняшний день развитие рынка социальных услуг в РФ направлено на привлечение НКО, миссия которых связана с реализацией социальной пользы на альтруистических началах и оказанием услуг на бесплатной основе для потребителей. Вместе с тем в инфраструктуре поддержки некоммерческих организаций (НКО) представлены институты развития, продвигающие коммерциализацию деятельности НКО, которая размывает истинную миссию НКО. В целом, современной этап инфраструктурной поддержки НКО РФ нацелен на развитие проектного управления, а вопросы инициации разработки и внедрения стратегического управления деятельностью, начинающегося с определения миссии НКО, не получают самостоятельной постановки. Диагностика наличия миссий у ключевых акторов инфраструктуры поддержки НКО - ресурсных центров - требует дополнительного исследования.
Научная задача. Диагностика инфраструктурной поддержки институтов развития НКО по направлению внедрения стратегического управления в деятельность некоммерческих организаций сферы услуг.
Методологическая база исследования. Эмпирическое тестирование в РФ действенности концепции Д. Рича «Антикоммерциализации НКО», в которой деятельность НКО сводится к реализации миссии, а не получения прибыли. Миссия в деятельности организации НКО выступает целевым ориентиром: планирования, фандрайзинга, выстраивания взаимодействий со стейкхолде-рами, драйвера внедрения инноваций. Коммерциализация НКО - получение дохода в результате деятельности, отличной от выбранной миссии, трактуется как синдром дрейфа миссии.
Используемые материалы. Описание практик деятельности институтов развития инфраструктуры поддержки НКО Приволжского федерального округа (ПФО) с выделением миссии, принципов сетевой структуры, конкретизацией членов сети - институтов инфраструктуры поддержки ° НКО в субъектах РФ ПФО. Сравнительный анализ миссии ресурсных центров НКО в субъектах 041 РФ ПФО по признакам: наличие миссии, оценка компонентов миссии.
2 Основные результаты исследования. Выявлены факторы - ограничители развития стратегиче-
ей
о ского управления деятельностью НКО в инфраструктурной поддержке в РФ, идентифицируемые 2 с начальной стадией развития и заключающиеся в отсутствии у ряда институтов развития НКО -ресурсных центров сайтов, сформулированной миссии, конкретизации в миссии географии деятельности организации в диагностике синдрома дрейфа миссии, связанного с продвижением ком-
мерциализации деятельности НКО. Полученные результаты исследования проявляют практическую значимость в разработке направлений инфраструктурной поддержки НКО в РФ, в частности в нивелировании обозначенных факторов - ограничителей стратегического управления деятельностью НКО.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально ориентированные некоммерческие организации, инфраструктура поддержки НКО, стратегическое управление НКО, миссия некоммерческих организаций.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Варвара Юрьевна Кулькова, доктор экономических наук, профессор, Казанский государственный энергетический университет,
420066, Россия, г. Казань, ул. Красносельская, д. 51, [email protected] ORCID: 0000-0001-9943-1780
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кулькова В.Ю. Позиционирование миссии в управлении деятельностью некоммерческих организаций сферы услуг в Российской Федерации // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 54-64.
В настоящее время состоянию сферы услуг как драйверу повышения уровня жизни населения через расширение деятельности по оказанию услуг в РФ имманентно динамическое развитие, характеризуемое за последнее десятилетие увеличением темпов прироста количества и видовой номенклатуры услуг [1, с. 148]. В контексте позиционирования РФ социальным государством значимым выступает тренд увеличения количества такого вида услуг населению, выделяемых ГОСТом Р50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» [2], как социально-культурные услуги. Согласно данным Федеральной государственной службы статистики [3] увеличение объема услуг населению в РФ в структурном аспекте обусловлено за счет роста в более чем два раза социальных услуг, в частности медицинских, санаторно-курортных, бытовых и ветеринарных услуг. Вместе с тем, в РФ ежегодный рост объема услуг населению сопровождается устойчивой тенденцией увеличения количества платных услуг населению [1, с. 151]. Справедливости ради отметим, что в отечественной и зарубежной науке и на практике было доказано, что развитие платных услуг в социальной сфере ведет к ограничению их доступности и снижению уровня жизни отдельных категорий населения [4, с. 140; 5, с. 701-728].
Последняя проблема в условиях распространения и реализации на практике парадигмы непрямого государственного управле-
ния [6] решается в расширении рынка поставщиков социальных услуг, на который наряду с государственными учреждениями и бизнесом привлекаются некоммерческие организации (НКО), субсидируемые на конкурсной основе государством. Дополнительным аргументом для привлечения НКО на рынок социальных услуг выступает их миссия, которая связана не с получением прибыли и коммерциализацией деятельности, а с реализацией социальной пользы на альтруистических началах и оказанием услуг на бесплатной основе для потребителей [7, с. 7-9; 8].
Привлечение негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг и государственная поддержка некоммерческих организаций являются актуальными задачами государственного управления развития сферы социальных услуг в РФ, поставленными Президентом РФ [9].
Вместе с тем объединение в один пул негосударственных поставщиков некоммерческих организаций и предпринимательства, размывает границы между коммерческим и некоммерческим секторами, работает на коммерциализацию услуг СО НКО, что, в конечном итоге, ведёт к уходу от истинных характеристик некоммерческих организаций, выделяемых в классическом подходе. В рамках последнего, разграничение между НКО и бизнес-структурами сферы услуг строится на безвозмездности (платности) предоставляемыхуслуг для населения: как уже отмечалось в наших ис-
следованиях, «получение платы от населения за предоставляемые услуги переводит НКО в разряд квази-НКО - предприятия с миссией, маскирующейся под НКО» [7, с. 17]. Как реакция на выделение квази-НКО в классическом подходе возникает научная парадигма социального предпринимательства как бизнес-модели достижения устойчивости деятельности НКО, разработки которой ведутся представителями различных научных школ в рамках концепций «заработанного дохода» Дж. Бо-счи, Дж. Макклурга [10], «гибридных организаций» К. Альтер [11] и т. д. На практике в экономике развитых и развивающихся стран реализация продвигаемой модели достижения устойчивости деятельности, достигаемой в совмещении коммерческой и некоммерческой деятельности, порождает уголовные правонарушения и может позиционироваться как криминальная схема налогового администрирования по минимизации налогов за счет НКО [12].
Как свидетельствуют результаты последних исследований зарубежных ученых [13], ключевым ориентиром достижения устойчивости деятельности НКО выступает формулировка миссии организации. Согласно концепции Д. Рича, «НКО - это миссия, а не прибыль», и в формулировке миссии НКО следует ответить на вопросы: каковы услуги организации и ее проектов; для кого представляются услуги и проекты; где (территория предоставления услуг) [13]. В деятельности НКО позиционирование миссии описывается в качестве инструмента планирования, фандрайзинга, выстраивания взаимодействий со стейкхолдера-ми, драйвера внедрения инноваций [13]. Коммерциализация деятельности НКО приводит к распространению синдрома дрейфа миссии, когда для получения дохода НКО осуществляет деятельность, отличную от выбранной миссии [13]. На преодоление синдрома дрейфа миссии работает разработка стратегии, в которой следует учитывать принципиально важные особенности НКО: нацеленность на достижение социальных эффектов, а не получение прибыли; источники доходов НКО (пожертвования доноров, государственные заказ и субсидии), отличные от покупок клиентов [13]. В США наличие миссии у НКО являет-
ся законодательно установленным требованием [13]. В РФ формулировки миссии не требуется для регистрации НКО. Современный этап инфраструктурной поддержки СО НКО РФ сконцентрирован на формировании проектного управления деятельностью некоммерческих организаций [7, с. 51-64]. В настоящее время в рамках инфраструктурной поддержки СО НКО вопросы инициации разработки и внедрения стратегического управления деятельностью, первоначальным этапом которого выступает разработка миссии, не получают самостоятельной постановки.
Обратим внимание, что анализ инфраструктурной поддержки СО НКО в РФ проводился автором [14] и позволил сделать вывод о формировании мультисубъектной модели организации инфраструктуры поддержки СО НКО в РФ и региональной диверсификации институтов развития СО НКО в субъектах РФ, представленных как НКО - ресурсными центрами поддержки СО НКО, ЦИСС, структурами общественных палат в субъектах РФ, так и на уровне федеральных округов сетевыми организационными структурами. Думается, что демонстрируемая дифференциация видовой структуры ресурсных центров поддержки СО НКО Российской Федерации должна быть обусловлена миссией ресурсных центров, развитие которых выступает самостоятельным приоритетом государственной поддержки НКО по достижению долгосрочного устойчивого развития третьего сектора.
Диагностика наличия миссий у ключевых акторов инфраструктуры поддержки НКО -ресурсных центров требует дополнительного исследования, что обусловливает актуальность предмета статьи и постановку цели.
Цель исследования - провести диагностику миссии ресурсных центров НКО в управлении деятельностью организации.
Объект исследования - ресурсные центры, оказывающие инфраструктурную поддержку НКО в ПФО РФ, входящие в сеть ресурсных центров ПФО. Выбор объекта исследования обусловлен информационной доступностью, экспертной включенностью автора в сеть ресурсных центров поддержки НКО ПФО.
Методы исследования. Поставленная цель предполагает, во-первых, описание практик
деятельности институтов развития инфраструктуры поддержки НКО ПФО с выделением миссии, принципов сетевой структуры, конкретизацией членов сети - институтов инфраструктуры поддержки НКО в субъектах РФ в ПФО. Во-вторых, сравнительный анализ миссии ресурсных центров СО НКО в субъектах РФ ПФО по признакам: наличие миссии, оценка компонентов миссии.
Результаты исследования.
Модель и миссия сети ресурсных центров СО НКО ПФО
Логика формирования инфраструктурной поддержки этапа «Выстраивания отрасли НКО и инфраструктуры» предусматривала консолидацию некоммерческого сектора на уровне федеральных округов [7, с. 45].
В рамках последней в 2011 году Министерством экономического развития РФ по результатам конкурсного отбора проектов социально ориентированных НКО профинансирован проект Ассоциации «Служения» (г. Нижний Новгород) «НКО Поволжья. Снова вместе», направленный на формирование сетевого взаимодействия СО НКО ПФО с целью распространения лучших практик и инфраструктурной поддержки НКО [15]. Последующее развитие проект получает в 2014 году в программе «СО НКО Приволжья», целью которой является институционализация сетевых взаимодействий СО НКО ПФО в создании сети ресурсных центров СО НКО ПФО [16]; в 2017 году в проекте «Ресурсный калейдоскоп. Партнерство для развития СО НКО Приволжья», финансируемого за счет средств Фонда Президентских грантов, ориентированного на поддержание устойчивости СО НКО ПФО [17]; в 2019 году в проекте «Ресурсный калейдоскоп. Перезагрузка», реализуемого в рамках гранта Президента РФ на развитие гражданского общества (Фонд Президентских грантов) [18].
Сеть ресурсных центров СО НКО ПФО как партнерство ресурсных центров СО НКО из 14 субъектов РФ ПФО развивается как самостоятельное направление деятельности [19] в рамках проектного финансирования.
Разработка автора на основе данных [19].
Модель сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ, 2020 год1
Миссия сети: «Содействие профессиональному развитию и повышению эффективности деятельности СО НКО Приволжского федерального округа в решении социальных проблем регионов» [19].
Принципы:
- равенство, равноправие всех членов сети;
- сохранение индивидуальности и самостоятельности каждого из членов сети;
- профессионализм и компетентность;
- информационная открытость и прозрачность;
- консолидация усилий и ресурсов членов сети для решения общих задач и реализации общих проектов и программ;
- ответственность членов сети и всей сети в целом перед клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
- готовность к конструктивному диалогу и сотрудничеству с представителями власти, бизнеса, медиа-сообщества и другими заинтересованными сторонами;
- свобода от коммерческих и политических интересов отдельныхлиц и организаций» [19].
Таблица 1 - Состав членов сети РЦ НКО ПФО
Нижегородская область - Нижегородская Ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение» - Областная Общественная Организация «Нижегородская Служба Добровольцев» - Нижегородская региональная благотворительная общественная организация инвалидов «Забота» - Автономная некоммерческая организация «Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области»
Кировская область - Кировская областная общественная просветительско-обучающая организация «Знание» - Кировский центр поддержки некоммерческих организаций
Оренбург-ская область - Оренбургская региональная общественная организация «Ассоциация выпускников Президентской программы» - Благотворительный Фонд «НАШИ ДЕТИ 56»
Пензенская область - Пензенский региональный общественный благотворительный фонд «Гражданский Союз»
Продолжение таблицы 1
Пермский край
Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордо-
Республика Татарстан
Самарская область
Саратовская область
Удмуртская Республика
Республика Чувашия
Ульянов-ская область
- Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие»
- Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ)»
- Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР»
- Фонд социального, культурного и экономического развития Уфы «Общественный фонд развития города»
- Региональная молодежная общественная организация поддержки гражданских инициатива Республики Марий Эл «ОПОРА»
- Центр инноваций социальной сферы Республики Мордовия
- Региональная общественная организация «Совет ветеранов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
- Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр образования»
- Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС) Республики Татарстан
- Самарская региональная общественная организация «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье»
- Самарская региональная общественная организация поддержки социальных инициатив «Ресурсный клуб»
- Саратовский региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив «Общество и право»
- Общественное региональное молодежное движение в Удмуртской Республике «Креативный капитал»
- Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив»
- Чувашская республиканская общественная организация Ассоциация участников Федеральной программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства РФ «Развитие»
- Центр развития НКО при Общественной палате Ульяновской области
- Региональный ресурсный Фонд
информационно-
Анализ модели сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ дает основания для следующих обобщений. Во-первых, организации - члены сети ресурсных центров отличает диверсификация направлений деятельности, в частности, наряду с НКО, специализирующимися на услугах инфраструктурной поддержки, выступающих реальными институтами инфраструктуры поддержки СО НКО, представлены организации направленные на предоставление образовательных («Знание», Кировская обл.; «Городской центр образования», Респ. Татарстан, «Центр социальных и образовательных инициатив», Удмуртская Респ.) и правозащитных («Общество и право», Саратовская обл.) услуг.
Во-вторых, наблюдается членство в сети ресурсных центров НКО ПФО ЦИСС, субъектной областью которых выступает социальное предпринимательство, выведенное из организационно-правовой формы НКО, что выходит за субъектную область, обозначенную в миссии сети ресурсных центров, а значит оно имманентно дрейфу миссии.
Анализ модели сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ дополнен сравнительным анализом миссии организаций - членов сети ресурсных центров НКО в субъектах РФ ПФО по признакам, выделенным в рамках обобщения модели Д. Рича [13]: наличие миссии, оценка компонентов миссии (табл. 2).
Несмотря на то, что ресурсные центры НКО - организации, выступающие институтами развития НКО, в рамках своего позиционирования должны демонстрировать и транслировать продвинутый уровень управления в третьем секторе, как видно из табл. 2, во-первых, ряд организаций - членов сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ не имеют сайта. Во-вторых, большинство организаций членов сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ игнорируют, не формулируя, институт миссии как ключевого ориентира развития деятельности, или формулировка находится в разработке несмотря на то, что организация существует уже пять лет (ЦИСС РТ). В-третьих, среди организаций членов сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ распространенной тенденцией в формулировке миссии
является не отражать географию деятельности, что имманентно дрейфу управления НКО.
Таким образом, проведенное исследование модели и миссий сети ресурсных центров СО НКО ПФО и ее организаций-членов дает основания для ключевого вывода. Внедрение стратегического управления деятельностью НКО в рамках инфраструктурной поддержки, реализуемой в деятельности ресурсных центров в РФ, находится на начальной стадии развития. Это иллюстрируется результатами прове-
денного исследования: у ряда институтов развития НКО - ресурсных центров отсутствуют сайты организации; миссия не сформулирована или находится на стадии разработки, хотя деятельность организации имеет среднесрочный период реализации; сформулированная миссия не включает конкретизацию географии деятельности организации и характеризуется имманентностью синдрома дрейфа миссии, связанного с продвижением коммерциализации деятельности НКО.
Таблица 2 - Анализ миссии организаций - членов сети ресурсных центров НКО ПФО в РФ в 2020 г.2
Член сети РЦ НКО ПФО, сайт Миссия Компоненты миссии
Что Для кого Где
1 2 3 4 5
Нижегородская Ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение» (www.sluzhenye.org) Продвижение и поддержка общественных инициатив с целью содействия развитию гражданского общества + +
Областная Общественная Организация «Нижегородская Служба Добровольцев» (https://nnvs.ru) Создание возможностей для самореализации и удовлетворения социальных потребностей людей через поддержку и продвижение добровольчества и благотворительности + +
Нижегородская региональная благотворительная общественная организация инвалидов «Забота» (https://zabota.nnov.ru) Содействие становлению гражданского общества конкретной деятельностью, направленной на улучшение качества жизни социально-незащищенных категорий населения. Объединение усилий людей, стремящихся внести свой вклад в развитие системы помощи инвалидам, пенсионерам, несовершеннолетним. Сохранение духовных ценностей, национальных традиций. + +
Автономная некоммерческая организация «Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области» (https://cissno52.ru/) На сайте миссия не показана
Кировская областная общественная просветительско-обучающая организация «Знание » (https://znanie43.ru/) На сайте миссия не показана
Кировский центр поддержки некоммерческих организаций (http://ngo-kirov.ru/about/) На сайте миссия не показана - - -
Оренбургская региональная общественная организация «Ассоциация выпускников Президентской программы» (сайт отсутствует)
Благотворительный Фонд «НАШИ ДЕТИ 56» (http://www.nko56.ru/proektyi/) На сайте миссия не показана - - -
Пензенский региональный общественный благотворительный фонд «Гражданский Союз» (https://penzafond.ru/about/) Развитие благотворительности и поддержка гражданских инициатив на территории Пензенской области + + +
Фонд поддержки социальных инициатив «Содействие » (http://www.sodeistvieperm.ru/) Развитие и поддержка гражданских и общественных инициатив в малых городах и сельских территориях региона и других субъектов РФ + + +
2*Разработано автором с использованием данных [19] и указанных сайтов НКО
Продолжение таблицы 2
1
2
Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ)» (http://grany-center.org/)
На сайте миссия не показана
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» (http://vectornko.ru/about/misson/)
Создаём условия для безопасного детства каждого ребенка через повышение доступности и качества помощи детям и семьям
Фонд социального, культурного и экономического развития Уфы «Общественный фонд развития города» (http://fondufa.ru/o-fonde/11-obschie-svedenija.html)
Приносить очевидную пользу городу Уфа и его жителям
Региональная молодежная общественная организация поддержки гражданских инициатива Республики Марий Эл «ОПОРА» (http://opora-russia.ru/)
Развитие институтов гражданского общества, которые работают с детьми и молодежью
Центр инноваций социальной сферы Республики Мордовия (https://cissrm.ru/centr-innovacij-socialnoj-sfery/)
На сайте миссия не показана
Региональная общественная организация «Совет ветеранов феде-рального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва» (https://geran57.wixsite.com/veteran)
На сайте миссия не показана
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр образования» (https://gcov-kazan.ru/o_centr e/info_o_centre/)
На сайте миссия не показана
Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС) Республики Татарстан (http://ciss-rt.ru/o_nas /missiya/)
На сайте миссия не показана: указано миссия находится в разработке
Самарская региональная общественная организация «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье» (http://povolzje.ru/)
На сайте миссия не показана
Самарская региональная общественная организация поддержки социальных инициатив «Ресурсный клуб» (http://resursclub.info/about/)
На сайте миссия не показана
Саратовский региональный общественный фонд поддержки гражданских инициатив «Общество и право» (http://srofpgi.ru/missiya-czeli-i-zadachi-fonda.html)
Отстаивание прав человека и гражданина, его основных свобод, провозглашенных в Конституции РФ, изучение становления гражданского общества и его основных ценностей, вклад в развитие демократии и развитие НКО
Общественное региональное молодежное движение в Удмуртской Республике «Креативный капитал» (https://kreativniy.com/o-kreativnom/)
На сайте миссия не показана
Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив» (http://linia.udm.net/)
На сайте миссия не показана
Чувашская республиканская общественная организация Ассоциация участников Федеральной программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства РФ «Развитие» (сайт отсутствует)
3
4
5
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ЛИТЕРАТУРА
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
Центр развития НКО при Общественной палате Ульяновской области (https://opuo.ru/nko/) Структурное подразделение ОП УО, поэтому обозначена цель работы центра - поддержание жизнестойкости и создание благоприятных условий для развития некоммерческого сектора региона через оказание различных услуг + + +
Региональный информационно-ресурсный Фонд (http://ul-rif.ru/index.php?id=21) На сайте миссия не показана — — —
1. Шавандина И.В., Кучин С.В., Козлов В.А. Эффективность развития сферы услуг в Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. 2018. № 8 (87). С. 142-153.
2. ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения // Общество защиты прав потребителей Пермского края. URL: http://potr ebitel59.ru/zakonodatelstvo/dopolnitelnaja-normativnaja-baza/gost/gost-r-50646-94-uslugi-naseleniyu-terminy-iopredelenija.html (дата обращения: 15.05.2019).
3. Федеральная государственная служба статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/c bsd/dbinet.cgi?pl= 1812005 (дата обращения: 15.05.2019).
4. Шишкин С.В., Бурдяк А.Я., Селезнева Е.В. Различия в доступности медицинской помощи для населения России // SPERO, 2008. № 8. С. 135-159.
5. Rose-Ackerman S. Altruism, Non-profits and Economic Theory// Journal of Economic Literature. 1996. № 34 (2).
6. Salamon L. The New Governance and the Tools of Public Action. New York, USA: Oxford University Press, 2001.
7. Кулькова В.Ю. Трансформация устойчивости СО НКО в Российской Федерации : Монография. Казань: Печать-Сервис, 2016.
8. Weisbrod B. The Non-profit Economy. Harvard University Press, 1988.
9. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2018 года. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59686 (дата обращения: 18.03.2019).
10. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. 2003.
11. Alter S.K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007.
12. Отчет об отмывании денег и уклонении от уплаты налогов в сфере благотворительности. URL: https ://www.оесd.оrg/tах/ехсhаngе-оf-tах-infоrmаtiоn/42232037.pdf (дата обращения: 09.02.2020).
13. Dennis Rich J. The Importance of Mission for NGO's. URL: https://grans.hse.ru/mirror/pubs/sha re/306942079 (дата обращения: 09.02.2020).
14. Кулькова В.Ю. Организация инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций сферы услуг в государственном управлении в РФ // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 58-65.
15. Проект «НКО Поволжья. Снова вместе» // Ассоциация «Служение». URL: https://sluzhenye. org/proekty/nko-privolzhya-snova-vmeste/ (дата обращения: 15.02.2020).
16. Программа «СО НКО Приволжья» // Ассоциация «Служение». URL: https://sluzhenye.or g/proekty/programma-so-nko-privolzhya/ (дата обращения: 15.02.2020).
17. Сетевой проект «Ресурсный калейдоскоп. Партнерство для развития СО НКО Приволжья» // Ассоциация «Служение». URL: https:// sluzhenye.org/proekty/resursnyy-kaleydoskop-partnerstvo-dlya-razvitiya-so-nko-privolzhya/ (дата обращения: 15.02.2020).
18. «Ресурсный калейдоскоп. Перезагрузка» // Ассоциация «Служение». URL: https: //sluzhenye.org/proekty/resursnyy-kaleydoskop-perezagruzka/ (дата обращения: 15.02.2020).
19. Сеть ресурсных центров // Ассоциация «Служение». URL: https: //sluzhenye.org/set-resursnyh-tsentrov-nko-pfo/ (дата обращения: 15.02.2020).
POSITIONING THE MISSION IN MANAGING THE ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE SERVICE SECTOR
OF THE RUSSIAN FEDERATION
VYu. Kulkova
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
ABSTRACT:
Articulation of the issue. To date, the development of the social services market in the Russian Federation is aimed at attracting NPOs whose mission is related to the implementation of social benefits on an altruistic basis and the provision of services on a free basis for consumers. At the same time, the infrastructure for supporting NPOs includes development institutions that promote the commercialization of NPOs' activities, which erodes the true mission of NPOs. Overall, the current stage of infrastructural support to NPOs of the Russian Federation aimed at the development of project management and the issues of initiation, development and implementation of strategic management starting with the definition of the mission of NPOs do not receive independent productions. Diagnostics of the presence of missions of key actors of the NPO support infrastructure - resource centers, requires additional research.
Scientific mission. Diagnostics of infrastructure support for development institutions of NPOs in the direction ofimplementing strategic management in the activities ofnon-profit organizations in the service sector.
Methodological base of the research. Empirical testing of the effectiveness of the efficiency of D.Rich's concept "Anti-commercialization of NPOs" in the RF, in which the activities of NPOs are reduced to the implementation ofthe mission, rather than making a profit. The mission ofthe NPO organization serves as a target: planning, fundraising, building relationships with stakeholders, and driving innovation. Commercialization of NPOs - generating income as a result of activities other than the chosen mission, is interpreted as the "mission drift" syndrome.
Materials employed. Description of the practices of institutions for the development of infrastructure to support NPOs in the PFD, highlighting the mission, principles of the network structure, specifying the network members - institutions of infrastructure to support NPOs in the RF subject in the PFD. Comparative analysis of the mission of resource centers of NPOs in the RF subjects of the PFD on the basis of: the presence of a mission, assessment of mission components.
Key findings. The factors that limit the development of strategic management of NPOs in infrastructure support in the Russian Federation identified with the initial stage of development are: the absence of a number of institutions for the development of NPOs - resource centers of sites, a formulated mission, specifying the geography of the organization's activities in the mission; the diagnosis of the "mission drift" syndrome associated with the promotion of commercialization of NPOs' activities. The obtained research results are of practical significance in the development of directions of infrastructure support for NPOs in the Russian Federation, in leveling the designated factors that limit the strategic management ofNPOs.
KEYWORDS: socially oriented non-profit organizations, NPO support infrastructure, strategic management of NPOs, mission of non-profit organizations.
AUTHORS' INFORMATION:
Varvara Yu. Kulkova, Dr. Sci. (Economical), Professor, Kazan State Power Engineering University, 51, Krasnoselskaya Str., Kazan, 420066, Russia, [email protected] ORCID: 0000-0001-9943-1780
FOR CITATION: Kulkova VYu. Positioning the mission in managing the activities of non-profit organizations in the service sector of the Russian Federation // Management issues. 2020. № 3 (64). P. 54-64.
REFERENCES
1. Shavandina I.V., Kuchin S.V., Kozlov V.A. Efficiency of development of the service sector in the Russian Federation // Bulletin of NGIEI. 2018. No. 8 (87). Pp. 142-153. [Shavandina I.V., Kuchin S.V., Kozlov V.A. Effektivnost' razvitiya sfery uslug v Rossiyskoy Federatsii // Vestnik NGIEI. 2018. № 8 (87). S. 142-153.] - (InRus.)
2. GOST R 50646-94 Services to the population. Terms and definitions // Materials of the site "Society for consumer protection of the Perm region". URL: http://potrebitel59.ru/zakonodatelstvo/dopolnit elnaja-normativnaja-baza/gost/gost-r-50646-94-uslugi-naseleniyu-terminy-iopredelenija.html (date of reference: 15.05.2019). [GOST R 50646-94 Uslugi naseleniyu. Terminy i opredeleniya // Obshchestvo zashchity prav potrebiteley Permskogo kraya. URL: http://potrebitel59.ru/zakonodatelstvo/dopolnit elnaja-normativnaja-baza/gost/gost-r-50646-94-uslugi-naseleniyu-terminy-iopredelenija.html (data obrashcheniya: 15.05.2019).] - (InRus.)
3. Federal state statistics service. URL: http://ww w.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl= 1812005 (date of reference: 15.05.2019). [Federal'naya gosu-darstvennaya sluzhba statistiki. URL: http://www. gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1812005 (data obrashcheniya: 15.05.2019).] - (InRus.)
4. Shishkin S.V., Burdiak A.Ya., Selezneva E.V. Differences in the availability of medical care for the population of Russia // SPERO. 2008. No. 8. Pp. 135-159. [Shishkin S.V., Burdyak A.Ya., Se-lezneva E.V. Razlichiya v dostupnosti meditsinskoy pomoshchi dlya naseleniya Rossii // SPERO, 2008. № 8. S. 135-159.]-(InRus.)
5. Rose-Ackerman S. Altruism, Non-profits and Economic Theory// Journal of Economic Literature. 1996. №34 (2).-(In Eng.)
6. Salamon L. The New Governance and the Tools of Public Action. New York, USA: Oxford University Press, 2001. - (In Eng.)
7. Kulkova VYu. Transformation of sustainability of SO NPOs in the Russian Federation: monograph. Kazan: Print-Service, 2016. [Kul'kova VYu. Trans-formatsiya ustoychivosti SO NKO v Rossiyskoy Fed-
eratsii : Monografiya. Kazan': Pechat'-Servis, 2016.] -(InRus.)
8. Weisbrod B. The Non-profit Economy. Harvard University Press, 1988. - (In Eng.)
9. List of instructions of the President of the Russian Federation based on the results of the State Council meeting dated December 27, 2018. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orde rs/59686 (date of reference: 18.03.2019). [Perechen' porucheniy Prezidenta RF po itogam zasedaniya Go-sudarstvennogo soveta, sostoyavshegosya 27 dekab-rya 2018 goda. URL: http://www.kremlin.ru/act s/assignments/orders/59686 (data obrashcheniya: 18.03.2019).] - (InRus.)
10. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding ofsocial entrepreneurship: some important distinctions. 2003. - (In Eng.)
11. Alter S.K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007. - (In Eng.)
12. Report on money laundering and tax evasion in the field of charity [e-resouce] URL: https://www. oecd.org/tax/exchange-of-tax-information/4223203 7.pdf (date of reference: 09.02.2020). [Otchet ob ot-myvanii deneg i uklonenii ot uplaty nalogov v sfere blagotvoritel'nosti. URL: https://www.oesd.org/tak h/ekhshange-of-takh-information/42232037.pdf (data obrashcheniya: 09.02.2020).] - (In Rus.)
13. Dennis Rich J. The Importance of Mission for NGO's. URL: https://grans.hse.ru/mirror/pubs/s hare/306942079 (дата o6pam;eH^: 09.02.2020). -(In Eng.)
14. Kulkova V. Yu. Organization of infrastructure support for socially oriented non-profit organizations in the service sector in public administration in the Russian Federation // Management Issues. 2019. No. 2 (38). Pp. 58-65. [Kul'kova VYu. Organizat-siya infrastrukturnoy podderzhki sotsial'no orien-tirovannykh nekommercheskikh organizatsiy sfery uslug v gosudarstvennom upravlenii v RF // Voprosy upravleniya. 2019. № 2 (38). S. 58-65.] - (In Rus.)
15. Project "NPO of the Volga region. Together again" // Association "Service". URL: https://sluz henye.org/proekty/nko-privolzhya-snova-vm
este/ (date of reference: 15.02.2020). [Proekt «NKO Povolzh'ya. Snova vmeste» // Assotsiatsiya «Sluzhenie». URL: https://sluzhenye.org/proekty/nko-privolzhya-snova-vmeste/ (data obrashcheniya: 15.02.2020).] - (In Rus.)
16. Program "SO NKO of the Volga region" // Association "Service". URL: https://sluzhenye.org/ proekty/programma-so-nko-privolzhya/ (date of reference: 15.02.2020). [Programma «SO NKO Pri-volzh'ya» // Assotsiatsiya «Sluzhenie». URL: https: //sluzhenye.org/proekty/programma-so-nko-privolzhya/ (data obrashcheniya: 15.02.2020).] -(In Rus.)
17. Network project "Resource kaleidoscope. Partnership for the development of the SO NPOs of the Volga region" // Association "Service". URL: https://sluzhenye.org/proekty/resursnyy-kaleydos kop-partnerstvo-dlya-razvitiya-so-nko-privolzhya/ (date of reference: 15.02.2020). [Setevoy proekt «Re-sursnyy kaleydoskop. Partnerstvo dlya razvitiya SO
NKO Privolzh'ya» // Assotsiatsiya «Sluzhenie». URL: https://sluzhenye.org/proekty/resursnyy-kaleydoskop-partnerstvo-dlya-razvitiya-so-nko-privolzhya/ (data obrashcheniya: 15.02.2020).] -(In Rus.)
18. "Resource kaleidoscope. Rebooting" // Association "Service". URL: https://sluzhenye.org/pr oekty/resursnyy-kaleydoskop-perezagruzka/ (date of reference: 15.02.2020). [«Resursnyy kaley-doskop. Perezagruzka» // Assotsiatsiya «Sluzhenie». URL: https://sluzhenye.org/proekty/resursnyy-kaleydoskop-perezagruzka/ (data obrashcheniya: 15.02.2020).] - (In Rus.)
19. Network of resource centers // Association "Service". URL: https://sluzhenye.org/set-re sursnyh-tsentrov-nko-pfo/ (date of reference: 15.02.2020). [Set' resursnykh tsentrov// Assotsiatsiya «Sluzhenie». URL: https://sluzhenye.org/set-resursnyh-tsentrov-nko-pfo/ (data obrashcheniya: 15.02.2020).] - (InRus.)