29 (266) - 2014_ зарубежный опыт
УДК 338.465.4
зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций^
В.ю. кулькова,
доктор экономических наук, руководитель Центра методологии финансового и стратегического управления E-mail: [email protected]
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
В статье дается описание инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в контексте направлений, инструментов и институтов. Проведено обобщение зарубежных моделей инфраструктурной поддержки НКО в США и в странах Центральной Восточной Европы. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Трансформация устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях формирования межсекторного социального партнерства в Российской Федерации», проект РГНФ № 14-02-00119.
Проведенный анализ зарубежного опыта инфраструктурной поддержки некоммерческого сектора в преломлении к российской модели позволяет выделить направления совершенствования по следующим основным характеристикам инфраструктурной поддержки некоммерческого сектора в России: дублирование образовательных программ повышения квалификации для НКО и информационных сайтов; отсутствие структуры, координирующей деятельность НКО. Также констатируется ««институциональная размы-тость», которая выражается в том, что четко не определены структуры, ответственные за
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Трансформация устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях формирования межсекторного социального партнерства в Российской Федерации», проект РГНФ № 14-02-00119.
конкретные мероприятия: во-первых, за обучение и инфраструктуру НКО; во-вторых, за разработку и мониторинг стратегии и планов развития некоммерческого сектора; в-третьих, за построение диалога НКО с государством и бизнесом в формате коммуникационной площадки.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), зарубежные модели, инфраструктурная поддержка СО НКО, общественно-государственное партнерство, адаптация зарубежного опыта
Введение. Формирование некоммерческого сектора и инфраструктуры для социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) выступает приоритетом первого этапа в стратегии развития общественно-государственного партнерства в Российской Федерации. Развитие инфраструктуры в Российской Федерации, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [8], образует проблемную область, тем самым выступает «точкой роста». Вопросы формирования инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций в рамках общественно-государственного партнерства (в частности, реализация образовательных программ повышения квалификаций специалистов НКО, информационное сопровождение деятельности в зарубежных практиках и региональных кейсах) уже анализировались автором [2-5].
Исследовательский интерес вызывает обобщение зарубежных моделей инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций, включая возможность адаптации зарубежного опыта к российским условиям. В рамках исследования предполагаются выделение и описание инструментов и институтов инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций, сравнительный анализ их реализации в социально-экономических условиях конкретных стран, в частности США и стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ). Практики реализации инфраструктурной поддержки НКО отдельных стран позиционируются автором в качестве самостоятельных зарубежных моделей инфраструктурной поддержки.
Инфраструктурная поддержка некоммерческих организаций: теоретический аспект. Инфраструктурная поддержка НКО выступает компонентом взаимодействий между государством и некоммерческим сектором, формирующихся в рамках общественно-государственного партнерства. Традиционно в зарубежной науке и на практике позиционирование некоммерческого сектора в общественно-государственном партнерстве сводилось к производственной функции НКО — оказание помощи определенным группам населения (предоставление услуг), тем самым заполнение пробелов в государственных услугах и реализации государственных программ. Другими словами, в рамках данного подхода деятельность НКО сосредоточивалась на стороне «предложения». В начале 1990-х гг. в зарубежной науке произошла трансформация взглядов на деятельность НКО, которая стала идентифицироваться со спросом. Действительно, некоммерческие организации, образуясь как первичная форма самоорганизации населения для решения насущных проблем, которые оставлены без внимания со стороны государства и бизнеса, подают «импульсы» об интересах и предпочтениях населения (уязвимых людей).
В этом случае деятельность НКО инициируется «потребителями» и корреспондирует с инфраструктурной функцией, раскрывающейся как в «производстве неизмеряемого выпуска» (unmeasured output) — создании дополнительных рабочих мест при осуществлении деятельности НКО; возвращении трудовой активности в ходе реабилитации и социальной адаптации инвалидов, так и в формировании инфраструктуры для деятельности коммерческих компаний-поставщиков [2]. Для реализации
производственной и инфраструктурной функции НКО в рамках общественно-частного партнерства государство использует различные инструменты [9], описание которых приведено в табл. 1.
Все инструменты, представленные в табл. 1, формируют инфраструктурную поддержку некоммерческого сектора. Учитывая, что в широком смысле под инфраструктурой понимаются организации, ресурсы и средства, обозначим следующие уточнения. Во-первых, как правило, финансирование позиционируется как самостоятельный компонент общественно-государственного партнерства, в частности, в качестве финансовой поддержки, однако нередко финансовая поддержка оказывается в направлении формирования инфраструктуры, что позволяет рассматривать финансовые ресурсы как компонент инфраструктурной поддержки. Во-вторых, выделим институты, обеспечивающие реализацию государственных инструментов.
Реализация сотрудничества, участие в процессе принятия решений, координация действий возложены на институт, который представляет собой коммуникационную площадку для экспертного обсуждения представителями государства и НКО государственной политики в сфере некоммерческого сектора. Справедливости ради отметим, что ряд исследователей предостерегают, что тесное взаимодействие государства и представителей НКО сопровождается повышенным риском коррупции, увеличением финансовой зависимости и, таким образом, снижением независимости НКО1 [1]. Думается, что разработанные в рамках теории общественного выбора рекомендации по сглаживанию узконаправленных интересов отдельных групп применимы для нивелирования ангажированности НКО [6, с. 24-27; 7, с. 35-38].
Обучение, консультации и информационное сопровождение трендов третьего сектора (официальная информация — то, что предлагается государством, размещение отчетности НКО, работающие на открытость и подотчетность) в рамках координационного направления реализуются НКО — ресурсными центрами, которые предоставляют инфраструктурные услуги для других НКО.
Продвижение информации реализуется в рамках функционирования самостоятельных институтов информационного профиля — это платформы и порталы. Это могут быть информационные
1 См.: URL: http://www.akdn.org/aktc.
Таблица 1
Государственные инструменты взаимодействия с НКО
Направление деятельности Государственные инструменты Характеристика инструментов
Публичная подотчетность Публичные дебаты и консультации, право на организацию групп по интересам Поощрение развития гражданского общества и публичной подотчетности государственных институтов
Нормативно-правовая регламентация Правила и нормативно-правовая база (регистрация и предоставление отчетности НКО, аудиторские и бухгалтерские требования) Правила направлены на оказание содействия развитию НКО, но в то же время на искоренение коррупции и способствование рациональному регулированию дисциплины, устранение ограничительных законов и процедур
Налоговое стимулирование Налоговые льготы для НКО и доноров Налоговая политика, направленная на обеспечение стимулирования деятельности НКО, профиля государственного развития, соответствующего приоритетам. Поощрение благотворительности и волонтерства
Сотрудниче ство Использование НКО в качестве партнеров в реализации программ и проектов. НКО выступают экспериментальными площадками эмпирического тестирования инновационных технологий в социальной работе для последующего тиражирования государственными учреждениями Артикуляция потребностей бенефициаров перед властями. Предоставление информации бенефициарам
Участие в процессе принятия решений и продвижении информации Работа в комитетах, оказание помощи в общественных консультациях, информационно-просветительской работе Построение коммуникационного канала с общественностью через НКО
Координация Координационные комитеты (НКО и государство). Обучение специалистов НКО. Поощрение повышения уровня менеджмента, стратегического планирования и трансляции лучших практик (обмен опытом) Правительство поощряет деятельность НКО, а не доминирует в ней
Финансирование Гранты (субсидии, субвенции) и контракты Правительство выделяет средства и контракты для поощрения деятельности НКО в приоритетных областях, не подрывая их самостоятельность и независимость
Источник: разработка автора.
порталы НКО, являющиеся сетью обмена информацией между НКО, транслирующие основные законодательные акты, регламентирующие деятельность НКО, комментарии, лучшие практики и отчеты о деятельности. Также это могут быть и опИпе-площадки для жертвователей и НКО, выступающие удобным и прозрачным механизмом реализации желания физических лиц осуществлять пожертвования способом «одного клика» мышкой, позволяющие осуществить поиск НКО по роду деятельности и адресу, просмотреть отчетность организации.
В рамках публичного управления третьим сектором в ряде стран ориентиры развития институционализируются в концепции (национальный план) развития гражданского общества.
Практики зарубежных стран демонстрируют вариацию институтов, направлений и инструментов реализации инфраструктурной поддержки, этимология которой обусловлена национальными традициями и условиями социально-экономического развития государства, что дает основания для выделения зарубежных моделей инфраструктурной поддержки НКО.
Зарубежные модели инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций. В качестве объекта исследования выбраны следующие страны: США, где сектор НКО вносит значительный вклад в формирование ВВП — 7,5% (среднее по развитым странам — 6,5%); Эстония и Хорватия (наиболее успешные в государственной поддержке страны), демонстрирующие лучшие значения индекса развития
Таблица 2
Индекс развития сектора НКО в Эстонии и Хорватии (NGO Sustainability Index) в 1999-2009 гг.
Страна 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Эстония 2,4 2,1 2,2 2,2 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1 2,0 2,0
Хорватия 4,7 4,3 3,8 3,7 3,5 3,5 3,4 3,3 3,2 3,1 3,1
Источник: таблица составлена на основе данных USAID NGO Sustainability Index Report 2009. URL: http://pdf.usaid.gov/ pdf_docs/pnads953.pdf.
НКО среди стран ЦВЕ (Эстония) и положительный тренд индекса развития сектора НКО (Хорватия), что отражено в табл. 2.
В США государственное финансирование некоммерческого сектора осуществляется через профильные министерства (образования, здравоохранения, социальной защиты), сфокусированные на решении социальных задач. Унифицированные для всех ведомств стандарты предоставления финансирования НКО задаются в коде лучших практик финансирования НКО. Активно используется направление финансовой поддержки НКО через такие инструменты, как гранты, государственные контракты, налоговые льготы. Особенностью в реализации финансовой поддержки НКО является применение сложного в реализации финансового механизма — ваучера (подразумевает возмещение стоимости услуг третьими лицами).
Среди нефинансовых инструментов инфраструктурной поддержки распространение получают: упрощение регистрации для НКО; требования к прозрачности отчетности НКО; повышение квалификации НКО; развитие инфраструктуры; повышение финансовой устойчивости путем предоставления займов государства НКО и государственных гарантий, компенсаций процентов по займам банков для НКО. Такие направления инфраструктурной поддержки НКО, как «координация» и «участие в процессе принятия решений» реализуются в рамках деятельности института Межсекторного комитета по развитию гражданского общества, который формируется из представителей государства и НКО, является публичной площадкой для обсуждения государственной политики в области некоммерческого сектора.
Информационная поддержка реализуется на информационном портале НКО2, где размещены основные законодательные акты, регламентирующие деятельность третьего сектора, даны рекомендации по ведению деятельности некоммерческих органи-
2 См.: URL: http:// www.usa.gov/Business/Nonprofit.shtml.
заций. В США государство способствует созданию площадок жертвователей и НКО3, причем «операторами» площадок являются НКО.
Система поддержки НКО в Эстонии основана на принципе четкого разделения источников финансирования конкретных программ и развития инфраструктуры НКО. Так, финансирование профильных программ возложено на профильные министерства и фонды при них. Основным государственным органом в Эстонии, отвечающим за построение общественно-государственного партнерства со стороны государства, является министерство внутренних дел, в функции которого входят финансирование программ регионального развития НКО, а также участие в разработке и мониторинге программ. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки в рамках принятия Кода лучших практик финансирования НКО.
Среди инструментов финансовой поддержки используется стандартный набор: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров — при финансировании сертифицированного списка НКО. В Эстонии максимально упрощена регистрация: НКО можно зарегистрировать даже по телефону. Действуют требования к прозрачности отчетности НКО. В 2008 г. создан Национальный фонд гражданского общества для финансирования обучения, развития инфраструктуры НКО. Информационной площадкой для НКО и диалога с государством выступает сеть НКО Эстонии (NENO), которая было создана в 1991 г. Стратегия развития НКО в Эстонии институционализируется в рамках концепции развития гражданского общества, которая впервые была принята парламентом Эстонии в 2002 г. по инициации NENO и министерства внутренних дел.
Мониторинг реализации концепции развития гражданского общества (ГО), которая разрабатывается каждые 3-5 лет, входит в полномочия
3 См.: URL: http:// www.charitynavigator.org.
Таблица 3
Индикативное планирование развития гражданского общества*
Направление Индикатор Информационная база
Уровень вовлеченности населения в деятельность ГО Доля волонтеров в населении Официальная статистика министерства юстиции
Индивидуальное участие граждан в социально-политических вопросах Опрос
Понимание и интерес граждан к политике Опрос
Компетенции НКО Доля НКО с постоянно оплачиваемыми сотрудниками Официальная статистика налоговых органов
Доля НКО, регулярно привлекающих волонтеров Опрос
Кооперация государства и НКО Удовлетворенность уровнем кооперации с НКО Анализ практик вовлечения НКО государством
Министерства следуют лучшим практикам вовлечения НКО
Доля региональных властей, передавших предоставление социальных услуг НКО Анализ контрактной базы региональных властей
Опыт кооперации властей и НКО на разных уровнях Опрос
* По плану реализации концепции ГО Эстонии.
Источник: таблица составлена на основе данных Estonian Civil Society Development Plan 2011-2014. URL: http://www.ngo. ee/sites/default/files/files/Civil%20Society%20Development%20Plan%202011-14.pdf.
Комитета по внедрению концепции развития гражданского общества, состоящего из представителей НКО, государства и бизнеса. Концепция развития гражданского общества в Эстонии направлена на построение всех форм межсекторного социального партнерства, учитывает взаимодействия между всеми стейкхолдерами (государством, бизнесом, НКО, населением), что отражается в индикативном планировании развития ГО (табл. 3).
Таким образом, в Эстонии при доминирующих позициях НКО сформирована децентрализованная модель финансирования третьего сектора с обозначением четких ориентиров развития и взаимодействий в системе «Государство — НКО — Население» в рамках индикативного планирования.
В Хорватии произошла трансформация от централизованной поддержки НКО (1998-2003 гг.) — через Государственный офис по взаимодействию с НКО — к децентрализованной поддержке НКО через профильные министерства. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки, в рамках которых принят Код лучших практик финансирования НКО и создана опНпе-база НКО-получателей государственного финансирования. За Государственным офисом по взаимодействию с НКО закреплены функции мониторинга существующих государственных программ и разработки перспективных. В стране действует «обязательный» набор финансовых инструментов: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров.
Среди нефинансовых инструментов распространение получает обучение НКО, информацион-
ная помощь через специальный портал4. Формируется национальный план развития гражданского общества, созданы различные институты по развитию взаимодействий между властью и НКО: национальный фонд развития гражданского общества, который работает с региональными фондами; совет по развитию гражданского общества, выступающий площадкой для диалога НКО и государства. Требования к прозрачности отчетности НКО не сформированы, проводится пропаганда социальной ответственности, отсутствует упрощение регистрации для НКО.
Таким образом, в Хорватии при реализации всего обязательного набора финансовых инструментов поддержки НКО наблюдается действие не всех компонентов основного набора нефинансовых механизмов (отсутствуют упрощение регистрации для НКО, требования к прозрачности отчетности).
Для оценки возможностей адаптации зарубежного опыта инфраструктурной поддержки НКО к российским условиям развития инфраструктуры некоммерческого сектора проведем описание ее современного состояния. Как уже отмечалось, на современном этапе в России происходит выстраивание некоммерческого сектора и инфраструктуры, в рамках которого в контексте финансовых механизмов происходит «шлифовка» выдачи грантов НКО. В частности, разработаны критерии и процедуры мониторинга программ выдачи субсидий на федеральном уровне, инициирована работа по унификации критериев и внедрению системы
4 См.: URL: http://www.uzuvrh.hr.
мониторинга на региональном уровне. Действует децентрализованная система выдачи грантов.
На федеральном уровне Министерство экономического развития РФ выделяет на конкурсной основе субсидии для программ развития некоммерческого сектора как субъектам РФ, так и непосредственно самим НКО. Самостоятельная роль отводится софинансированию на конкурсной основе программ СО НКО, направленных на оказание информационной, консультационной, организационной и иной поддержки СО НКО (программа инфраструктурной поддержки). НКО на конкурсной основе предоставляются операторами так называемые президентские гранты. На уровне субъектов РФ гранты на конкурсной основе представляются НКО профильными министерствами и региональными властями в рамках региональных программ развития СО НКО. Наблюдается формирование единой информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне в рамках организации базы СО НКО — получателей субсидий.
Предусмотрено налоговое стимулирование некоммерческой деятельности. Так, с 2012 г. введен социальный налоговый вычет в сумме пожертвований, перечисленных гражданином социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, а также на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческих организаций (но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению по ставке 13%). В 2014 г. понижены до 20% тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для отдельных категорий СО НКО. Актуализируется проблема перехода от проектного подхода в деятельности НКО к системе государственного контракта. Таким образом, в России вводятся элементы «обязательного набора» механизма финансовой поддержки, присутствующего в продвинутых практиках зарубежных стран.
В рамках нефинансовых механизмов достигнуто упрощение регистрации для НКО. Министерство юстиции РФ формирует информационную базу зарегистрированных НКО и собирает отчетность по деятельности. Стандартизация требований к прозрачности НКО находится на этапе разработки унифицированной обязательной формы отчетности при активной пропаганде института «публичности и подотчетности НКО» через реализацию конкурсов:
федерального «Точка отсчета»5, с участием НКО из субъектов РФ, региональных, рассчитанных на НКО из одного субъекта (практики Нижнего Новгорода, Нижегородская ассоциация неправительственных некоммерческих организаций «Служение»)6.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 № 1478 регламентируется имущественная поддержка СО НКО7. Активно, но с разной результативностью в регионах реализуется образовательная программа по повышению компетенций СО НКО и государства, организованная по двум каналам. Первый канал: обучение СО НКО в рамках программ инфраструктурной поддержки субъектов РФ и другими НКО (ресурсные центры поддержки СО НКО). Второй канал: обучение НКО и представителей государства в рамках «Президентской программы». Информационная поддержка СО НКО характеризуется наличием самостоятельного портала НКО8 и большого количества сайтов, формируемых различными стейк-холдерами: общественная палата, министерства, представители НКО — ресурсные центры, НКО-грантодержатели.
Заключение. Проведенный анализ зарубежного опыта инфраструктурной поддержки некоммерческого сектора в преломлении к российской модели позволяет выделить направления совершенствования по следующим основным характеристикам инфраструктурной поддержки некоммерческого сектора в России:
1) дублирование образовательных программ повышения квалификации для НКО и информационных сайтов;
2) отсутствие структуры, координирующей деятельность НКО;
5 См.: URL: http://portal-nko.ru/nko/refpoint.
6 См.: URL: http://www.sluzhenye.org.
7 Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций: постановление Правительства РФ от 30.12.2012 №№ 1478 (вместе с «Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе», «Правилами предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе»).
8 См.: URL: http://portal-nko.ru.
3) «институциональная размытость», которая выражается в том, что четко не определены структуры, ответственные за конкретные мероприятия: во-первых, за обучение и инфраструктуру НКО; во-вторых, за разработку и мониторинг стратегии и планов развития некоммерческого сектора; в-третьих, за построение диалога НКО с государством и бизнесом в формате коммуникационной площадки.
Список литературы
1. Кораблев Д.В. Анализ государственных программ, направленных на социально-экономическое развитие макрорегионов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 109-116.
2. Кулькова В.Ю. Российские тренды развития некоммерческих организаций в международной компаративистике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 30. С. 37-46.
3. Кулькова В.Ю., Рудакова О.В., Мироненко Н.В. Организационно-информационная поддержка деятельности СО НКО в Российской Федерации и Республике Татарстан // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 2. С. 165-170.
4. Кулькова В.Ю. Опыт организации и реализации образовательной программы для специалис-
тов социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан (СО НКО РТ) в развитии системы государственной поддержки третьего сектора // Вестник Волжского университета им. В Н. Татищева. 2013. № 3. С. 96-103.
5. Кулькова В.Ю. Теоретические аспекты межсекторного социального партнерства в современном управлении // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 15. С. 17-24.
6. Кулькова В.Ю. Межбюджетный механизм финансирования государственных услуг в отрасли здравоохранения Республики Татарстан. М.: Изд-во «Креативная экономика», 2008. 224 с.
7. Кулькова В.Ю. Методологические принципы и механизм предоставления государственных услуг здравоохранения на основе развития межбюджетных отношений. М.: РАНХ при Правительстве РФ, 2009. 360 p.
8. Government at a Glance 2013, OECD Publishing. URL: http: //dx.doi.org/10/1787/gov_glance-2013-en. рр.21-23.
9. Clarke J., Newman J. and McDermont M. Delivering Choice and Administering Justice: Contested Logics of Public Services // M. Adler (Ed.). Administrative Justice in Context. Oxford: Hart Publishing, 2010. рр. 25-46.
National interests: priorities and security Foreign experience
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
FOREIGN EXPERIENCE OF INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Varvara Yu. KUL'KOVA
Abstract
The article describes the infrastructure support of socially oriented non-profit organizations in the context of directions, instruments and institutions. The author provides the summary of foreign models of infrastructure support of non-profit organizations in the United States and in the countries of the Central Eastern Europe. The study was funded by the Russian Foundation for Humanities within the framework of the research project "Transformation of sustainability with socially oriented non-profit organizations in terms of cross-sector social partnership in the Russian Federation", project RFH
No. 14-02-00119. The analysis of foreign experience in infrastructure support for the non-profit sector in relation to the Russian model allows highlighting areas for improvement in the following main characteristics of infrastructure support for the non-profit sector in Russia: duplication of advanced vocational training programs for non-profit organizations and information sites; lack of structure, which coordinates the activities of non-profit organizations. The author also ascertains the "institutional blurring", which is expressed in terms of not clearly defined entities, which look for the specific activities: firstly, for training and infrastruc-
ture of the non-profit organizations; secondly, for the development and monitoring of policies and plans for the development of the non-profit sector; thirdly, for building of a dialogue of the non-profit organizations with the Government and business within the format of communications platform.
Keywords: socially oriented, non-profit organizations, foreign models, infrastructural support, public-private partnership, foreign experience, adaptation
References
1. Korablev D.V. Analiz gosudarstvennykh programm, napravlennykh na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie makroregionov [Analysis of government programs aimed at socio-economic development of macro-regions] . Nauchno-issledovatel 'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal—Scientific and Research Financial Institute. Financial journal, 2013, no. 4, pp. 109-116.
2. Kul'kova V.Yu. Rossiiskie trendy razvitiya nekommercheskikh organizatsii v mezhdunarodnoi komparativistike [Russian trends in non-profit organizations' development in the international comparative literature]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezo-pasnost'—National interests: priorities and security, 2012, no. 30, pp. 37-46.
3. Kul'kova V.Yu., Rudakova O.V., Mironenko N.V. Organizatsionno-informatsionnaya podderzhka deyatel'nosti SO NKO v Rossiiskoi Federatsii i Respub-like Tatarstan [Organizational and information support of the activities of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation and the Republic of Tatarstan]. Vestnik OrelGIET — Bulletin of OrelSIET,
2012, no. 2, pp. 165-170.
4. Kul'kova V.Yu. Opyt organizatsii i realizatsii obrazovatel'noi programmy dlya spetsialistov sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii Re-spubliki Tatarstan (SO NKO RT) v razvitii sistemy gosudarstvennoi podderzhki tret'ego sektora [Experience in organizing and implementing the educational programs for socially-oriented non-profit organizations in the Republic of Tatarstan in the development of the system of State support for the third sector]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva — Bulletin of Volga University named after V.N. Tatishchev,
2013, no.3, pp. 96-103.
5. Kul'kova V.Yu. Teoreticheskie aspekty mezh-sektomogo sotsial'nogo partnerstva v sovremennom upravlenii [Theoretical aspects of intersectoral social partnership in the modern management]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet uprav-leniya) — Bulletin of University (State University of Management), 2013, no. 15, pp. 17-24.
6. Kul'kova V.Yu. Mezhbyudzhetnyi mekhanizm finansirovaniya gosudarstvennykh uslug v otrasli zdra-vookhraneniya Respubliki Tatarstan [Inter-budgetary financing mechanism of public services in the health care industry of the Republic of Tatarstan]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ., 2008, 224 p.
7. Kul'kova V.Yu. Metodologicheskie printsipy i mekhanizm predostavleniya gosudarstvennykh uslug zdravookhraneniya na osnove razvitiya mezhbyudzhet-nykh otnoshenii [Methodological principles and mechanism for providing public health services through the development of intergovernmental relations]. Moscow, RANEPA Publ., 2009, 360 p.
8. Government at a Glance 2013, OECD Publishing. Available at: http: //dx.doi.org/10/1787/gov_ glance-2013-en. pp. 21-23.
9. Clarke J., Newman J. and McDermont M. Delivering Choice and Administering Justice: Contested Logics of Public Services. M. Adler (Ed.). Administrative Justice in Context. Oxford, Hart Publishing, 2010, pp. 25-46.
Varvara Yu. KUL'KOVA
Center of Methodology of Financial and Strategic Management, Scientific and Research Financial Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The study was undertaken with financial support from the Russian Foundation for Humanities within the framework of the research project "Transformation of sustainability of socially oriented non-profit organizations in terms of cross-sector social partnership in the Russian Federation" (RFH project No. 14-02-00119).