УДК 316.334.23
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-3-16
С. Г. Михнева, В. Н. Супиков, И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова
ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация.
Актуальность и цели. Развитие гражданского общества Российской Федерации является в настоящее время важной задачей Концепции долгосрочного социально-экономического развития нашей страны. Одним из социальных институтов гражданского общества являются социально ориентированные некоммерческие организации. Эти организации действуют в различных сферах жизни российского общества. На их развитие делает основную ставку российское государство. Но, как показывают многочисленные данные вторичных социологических исследований, их деятельность остается за рамками интересов большинства обычных граждан Российской Федерации. Слабая популярность некоммерческих организаций часто объясняется политической пассивностью жителей России, поиском новых, более адекватных для нашей страны форм социально-политической и социально-экономической активности населения. Главная причина слабой популярности некоммерческих организаций коренится в слабой информационной освещенности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Материалы и методы. Для достижения цели исследования проводились массовый, экспертный опросы, глубинные интервью.
Результаты. Исследование выявило слабую информированность населения Пензенской области о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и недоверие жителей региона к их деятельности.
Выводы. В ходе исследования было выявлено негативное отношение большинства жителей Пензенского региона к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Причины этого отношения - слабая информированность населения об их деятельности, слабая гражданская активность жителей Пензы и другие альтернативные формы гражданской активности в провинциальном городе.
Ключевые слова: некоммерческие организации, гражданское общество, социальная политика, социально ориентированные организации.
S. G. Mikhneva, V. N. Supikov, I. A. Yurasov, O. N. Yurasova
THE ATTITUDE OF PENZA REGIONAL POPULATION TO THE ACTIVITIES OF SOCIO-ORIENTED WO
Abstract.
Background. At the present time, development of the Russian civil society is an important task of the Conception of long-term socioeconomic development of Russia. One of the social institutes of civil society is socially-oriented nonprofit organizations. These organizations operate in various fields of the Russian social life. It is the development of these institutions that the Russian government counts on. Althogh, according to multiple data of secondary sociological studies, their activity flows beyond the limits of interest of the majority of regular Russian citizens. Weak popularity of nonprofit organizations is often caused by political inactivity of Rus-
sians, by the search for new forms of sociopolitical and socioeconomic activities more suitable for out country. The main source of weak popularity of nonprofit organizations is scarce information coverage regarding the activity of socio-oriented nonprofit organizations.
Materials and methods. To achieve the research goal the authors conducted mass and expert surveys, in-depth interviews.
Results. The research has revealed weak Penza regional population's awareness about the activities of socially oriented nonprofit organizations and regional dwellers' distrust to the said activities.
Conclusions. The study has found out that the majority of Penza regional citizens have a negative attitude to the activities of socio-oriented nonprofit organizations. The cause of such attitude - the weak population's awareness about their activities, the weak civil activity of Penza residents and other altenrative form of civil activities in the provincial town.
Key words: nonprofit organization, civil society, social policy, socio-oriented organizations.
Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является развитие институтов гражданского общества. При этом развитие институтов гражданского общества включено в состав задач деятельности Минэкономразвития Российской Федерации. Кроме того, одной из задач деятельности органов исполнительной власти является поддержка благотворительной деятельности и волонтерства, которая реализуется в рамках Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р. Таким образом, деятельность социально ориентированных НКО является важной и полезной для развития гражданской активности и инициативы в Российской Федерации [1-4].
В настоящее время понятие «некоммерческая организация» (далее НКО) имеет широкое распространение в сфере благотворительности и социальных проектов. Основными векторами социальной деятельности НКО являются: профсоюзная деятельность, благотворительность, этническое направление, спорт и туризм, поддержка инвалидов, культурно-историческое направление, поддержка ветеранов, школьное самоуправление, правозащитное направление, обустройство жилых территорий. Как институт гражданского общества, некоммерческие организации выполняют в трансформирующемся российском обществе целый ряд важных социальных функций. НКО представляют собой инициативные, самодеятельные, самоуправляемые, обладающие определенной структурной устойчивостью группы людей, добровольно объединившихся для достижения общих целей и реализации общих интересов. Они являются инициативными, самодеятельными, самоуправляемыми, обладающими определенной структурной устойчивостью группой людей, добровольно объединившихся для достижения общих целей и реализации общих интересов [2, 3, 5].
Но специфика гражданского общества в Российской Федерации влияет на деятельность социально ориентированных НКО (далее СО НКО). Часто население не представляет, в чем состоит цель и задачи их деятельности, не поднимет специфику их работы [4, 6, 7].
Целью настоящего исследования стало изучение отношения населения Пензенского региона к деятельности СО НКО. Исследование проводилось в январе-апреле 2017 г. в Пензе, Заречном, Сердобске, Спасске, Городище, Нижнем Ломове, Никольске, Кузнецке. В ходе социологического исследования были опрошены 419 человек методом случайной выборки, проведены семь глубинных интервью с гражданскими активистами Пензы.
Первым вопросом, заданным респондентам, был вопрос о том, знают ли они, что такое НКО. Лишь 24 % ответили утвердительно. При этом большинство из них в возрасте 21-25 лет (25 %), 31-35 лет (16,7 %) и 36-40 лет (25 %). Наиболее известными на данный момент являются: общество инвалидов (16,5 %), молодежное (14,1 %) и ветеранское (12,9 %) объединения. Стоит отметить, что 10,6 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос и 10,6 % не знают ни одной СО НКО.
Принимая во внимание количество респондентов, затруднившихся с ответом на вопрос об известных им НКО или не знающих ни одной, нельзя не отметить тот факт, что количество людей, имеющих сложности с оценкой деятельности НКО, намного больше - 46 %. Количество респондентов, считающих деятельность НКО полезной для общества, составляет половину опрошенных (50 %), но при этом 4 % считают, что подобная деятельность пользы не приносит.
В силу подобной оценки работы НКО на вопрос о том, обращались ли респонденты за какой-либо помощью в СО НКО, большая часть опрошенных (85,7 %) ответила отрицательно. Лишь 10,2 % респондентов обращались за помощью в СО НКО несколько раз, и 4,1 % - однократно. Среди обратившихся за помощью респондентов чаще всего встречаются люди, нуждающиеся в финансовой помощи (33,4 %). По мнению большинства населения, государству необходимо оказывать помощь НКО, которые занимаются финансовой деятельностью (48,9 %).
Поровну распределились проценты тех, кто нуждался в юридической и психологической помощи и помощи здравоохранения (по 22,2 %).
На вопрос о причинах, отвративших от обращения в СО НКО, половина респондентов (50 %) ответила, что у них нет проблем, что, вероятнее всего, указывает на недоверие населения к СО НКО и возможности оказания ими помощи. 26,3 % заявили, что считают подобные обращения бесполезными. Несмотря на осведомленность о существовании СО НКО, большая часть опрошенных довольно скептически относится к обращению в НКО с целью получения от них помощи в будущем. Более того, часть респондентов (30 %) отрицает возможность принятия услуг, оказываемых СО НКО, так как предпочитают решать появившиеся проблемы сами либо с помощью близких людей. Но довольно крупная доля респондентов (30 %) выразила готовность обратиться в НКО при появлении каких-либо проблем. Также 22 % респондентов указали на низкий уровень информированности о деятельности НКО, что, очевидно, является одной из главных причин редкого обращения граждан в эти организации.
Помимо изучения уровня информированности населения о деятельности НКО, было также необходимо выяснить, насколько активно население региона участвует в проводимых НКО мероприятиях и насколько велико желание общества принимать участие в работе НКО в будущем.
Большая часть респондентов (86 %) не имела возможности или желания взаимодействовать с НКО. Большинство респондентов (64 %) на вопрос «Собираетесь ли Вы принимать участие в деятельности СО НКО?» ответило отрицательно. Некоторая часть (14 %) выразила готовность осуществлять взаимодействие с НКО, но только в качестве отдельных, разовых мероприятий. Лишь 22 % опрошенных заявили о своем желании быть полезными обществу посредством работы в подобных организациях. Вследствие этого можно сделать вывод о том, что работа общественного сектора не является популярной среди населения, более того, граждане не выказывают желания участвовать в мероприятиях, устраиваемых СО НКО.
Нежелание и отсутствие возможностей участия населения в работе НКО, бесспорно, в наибольшей степени вызвано низким уровнем информированности о деятельности НКО, но также одной из причин подобного отношения является уровень организации мероприятий, которые проводятся организациями. То есть, если качество организации мероприятий, осуществляемых НКО, ощутимо ниже аналогичных мероприятий, проводимых государственными структурами, то, соответственно, планка доверия к деятельности НКО будет существенно снижаться и, соответственно, последует уменьшение количества граждан, желающих участвовать в работе таких организаций.
На просьбу дать оценку уровню организации мероприятий, проводимых СО НКО, без учета тех, кто не присутствовал ни на одном из них, которых оказалось большинство (75,5 %), большая часть респондентов дала положительный отзыв. При сравнении уровней проведения мероприятий НКО и государственными структурами выяснилось, что большая часть респондентов считает качество организации мероприятий, проводимых НКО, лучше (53,2 %).
По мнению респондентов, наиболее востребованы населением социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан (25 %), и социально-экономические, направленные на улучшение качества жизни населения (22 %).
В связи с этим респонденты выразили уверенность в том, что НКО для более эффективного продолжения своей деятельности должны получать поддержку со стороны государства, касающуюся финансовой, информационной, имущественной, консультативной и обучающей, а также других областей.
Как уже было сказано, недоверие со стороны населения к деятельности НКО вызвано в большей части плохим уровнем информированности о задачах, целях и функциях создания СО НКО. Кроме того, низкий уровень знания о НКО активно препятствует вовлечению большего количества граждан в деятельность НКО. С целью выяснить мнение респондентов о качестве информирования населения о работе СО НКО был задан вопрос: «Как Вы считаете, часто ли упоминают о деятельности СО НКО СМИ?». Большинство респондентов (31,3 %) никогда не слышали о деятельности СО НКО в СМИ, и 33,3 % затрудняются ответить на этот вопрос. Остальные респонденты заявили о том, что такое упоминание бывает очень редко (16,7 %), иногда можно услышать о деятельности НКО (12,5 %). Лишь 6,2 % считают, что деятельность НКО освещена подробно.
Большинство респондентов, кроме тех, кто ничего не слышал о деятельности некоммерческих организаций (25 %), получает информацию о СО НКО посредством сети Интернет (20,8 %) и телевидения, радио (19,4 %).
Уровень удовлетворенности респондентов оказанной им помощью в целом выше среднего (рис. 1).
0 20 40 60 Рис. 1. Уровень удовлетворенности оказанной помощью, %
37,2 % респондентов платили НКО за оказанную им помощь. Половина респондентов (50 %) отметила, что, прежде чем обратиться в НКО, не обращались в другие аналогичные государственные и коммерческие организации. Четверть опрошенных (25 %) обращалась в государственные организации, 12,5 % - в коммерческие, 12,5 % - и в государственные, и коммерческие.
Большинство респондентов, обращавшихся за помощью в аналогичные государственные и коммерческие организации, не устроили стоимость услуг (33,5 %) и сложность бюрократических процедур (33,3 %). Далее следуют большая очередь (11,2 %) и неудобное время работы (11 %).
Основными причинами, побудившими респондентов обратиться за помощью в данную НКО, являются рекомендации знакомых (25 %) и то, что только данная организация оказывает нужную услугу (33,3 %). Далее следуют удобное расположение (16,7 %), отсутствие платы за услугу (16,7 %) и приемлемые цены (8,3 %). Большинство респондентов (75 %), обращаясь в данную организацию, заранее знало, что это НКО.
Наиболее значимым отличием для респондентов, как потребителей услуг СО НКО, является независимость НКО от государственных структур (30,8 %). Далее следуют такие отличия НКО от коммерческих и государственных организаций, как использование труда добровольцев и волонтеров (15,4 %), доступность финансового отчета (15,4 %) и наличие наблюдательного совета (7,7 %). Для большинства респондентов (62,5 %) является неважным то, что они получали услугу именно в НКО (из них 25 % - абсолютно не важно).
Основным условием, способствующим улучшению качества оказания услуг СО НКО, по мнению респондентов, является изучение потребностей получателей социальных услуг (62,5 %). Далее следуют высокий уровень
квалификации (25 %) и более внимательное отношение персонала (12,5 %). Большинство респондентов (25 %), не считая тех, кто затруднился ответить на данный вопрос (62,5 %), считают, что за последние два-три года качество предоставления социальных услуг СО НКО улучшилось. При этом 12,5 % полагают, что не улучшилось.
В ходе исследования был определен уровень информированности населения Пензенской области о деятельности СО НКО в данном регионе и активности граждан в проводимых ими мероприятиях. В результате анализа данных было выявлено, что лишь небольшой процент респондентов, уведомленных о существовании и деятельности НКО, готовы обращаться к ним за помощью в какой-либо сложной ситуации. Большая часть не обладает достаточным уровнем доверия к работе подобных структур, в частности, к возможности оказания ими реальной помощи.
Достаточно низким остается уровень активности участия населения в проводимых СО НКО мероприятиях. Большая часть респондентов (86 %) никогда не участвовала в таких мероприятиях, и 64 % опрошенных не желают делать этого и впредь. Такие показатели связаны с качеством организации мероприятий НКО. Большая часть из тех, кто присутствовал на таких событиях, не смогла дать адекватной оценки их организации, оставшиеся выразили мнение, что, несмотря на достаточно хорошую организацию, существует ряд проблем и недоработок, которые необходимо устранить.
Вопросы о путях информирования о деятельности НКО помогли выяснить, что в СМИ достаточно редко упоминается о них и люди узнают о подобных организациях посредством сети Интернет, телевидения и радио, коммуникации и межличностного общения.
Кроме того, проведенное социологическое исследование помогло выявить те сферы деятельности НКО, которым, по мнению опрошенных респондентов, государство должно оказывать всяческую поддержку. Самой нуждающейся в государственной помощи областью является финансовая.
В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод о том, что деятельность СО НКО в Пензенской области не получает достаточного освещения в СМИ, а также нуждается в определенной поддержке со стороны государства в ряде областей, что стало причиной негативного восприятия большей частью населения существования и деятельности СО НКО.
Библиографический список
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Дата обновления: 21.07.2014 // СПС «КонсультантПлюс». - 2014.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Дата обновления: 06.04.2015 // СПС «КонсультантПлюс». - 2017.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федер. закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Дата обновления: 21.07.2014 // СПС «КонсультантПлюс». - 2017.
4. Кутьева, Д. А. Теоретические подходы к определению понятия «некоммерческая организация» / Д. А. Кутьева, В. А. Макарова // Вестник Псковского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 74-79.
5. О взаимодействии государственной власти органов Пензенской области с некоммерческими организациями : закон Пензенской области от 16.09.2009 № 1786-ЗПО. - URL: http://www.zspo.ru/legislative/acts/4542/ (дата обращения: 07.04.2017).
6. Нестеренко, Н. С. Некоммерческие организации в Российской Федерации: цели создания, типология, функции / Н. С. Нестеренко // Аспирантский сборник. -2007. - № 1 - С. 23-28.
7. Семенова, Ю. А. Взаимодействие институтов власти и предпринимательских структур / Ю. А. Семенова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 86-96.
References
1. Konstitutsiya RF ot 12 dekabrya 1993 goda. Data obnovleniya: 21.07.2014 [The Constitution of the Russian Federation from 12th December 1993. The date of renewal: 21/07/2014]. RRS "ConsultantPlus", 2014.
2. Grazhdanskiy Kodeks Rossiyskoy Federatsii (GK RF) ot 30.11.1994 № 51-FZ. Data obnovleniya: 06.04.2015 [The Civil Code of the Russian Federation from 30.11.1994 № 51-FZ. The date of renewal: 06.04.2015]. RRS "ConsultantPlus", 2017.
3. Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon Rossiyskoy Federatsii ot 28.12.2013 № 442-FZ. Data obnovleniya: 21.07.2014 [On basic social services to citizens of the Russian Federation: the Federal Law of the Russian Federation from 28.12.2013 № 442-FZ. The date of renewal: 21.07.2014]. RRS "ConsultantPlus", 2017.
4. Kut'eva D. A., Makarova V. A. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Pskov State University]. 2013, no. 2, pp. 74-79.
5. O vzaimodeystvii gosudarstvennoy vlasti organov Penzenskoy oblasti s nekommer-cheskimi organizatsiyami: zakon Penzenskoy oblasti ot 16.09.2009 № 1786-ZPO [On the interaction of the stat authorities of Penza region with nonprofit organizations: the law of Penza region from 16.09.2009 № 1786-ZPO]. Available at: http://www.zspo.ru/ legislative/acts/4542/ (accessed April 07, 2017).
6. Nesterenko N. S. Aspirantskiy sbornik [Postgraduate collection]. 2007, no. 1, pp. 23-28.
7. Semenova Yu. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2015, no. 3 (35), pp. 86-96.
Михнева Светлана Георгиевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Супиков Вадим Николаевич
доктор социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Mikhneva Svetlana Georgievna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Supikov Vadim Nikolaevich
Doctor of sociological sciences, professor,
sub-department of public administration
and regional sociology, Penza State
University (40 Krasnaya street, Penza,
Russia)
Юрасов Игорь Алексеевич доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); директор Центра прикладных исследований, Институт регионального развития Пензенской области (Россия, г. Пенза, ул. Попова, 40)
E-mail: [email protected]
Юрасова Ольга Николаевна старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Yurasov Igor' Alekseevich Doctor of sociological sciences, associate professor, professor at the sub-department of public administration and regional sociology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia); director of the Applied Research Center, Institute of Regional Development of Penza region (40 Popova street, Penza, Russia)
Yurasova Ol'ga Nikolaevna Senior lecturer, sub-department of English language, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316.334.23 Михнева, С. Г.
Отношение жителей Пензенской области к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций / С. Г. Михнева,
B. Н. Супиков, И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 3 (43). -
C. 148-155. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-3-16