УДК 316.334.23
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-4-17
В. Н. Супиков, И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова
ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ К ПЕРЕХОДУ К ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПАСПОРТА
Аннотация.
Актуальность и цели. Проблема перехода Российской Федерации на инновационный путь развития часто сталкивается с качеством населения, а именно неготовностью россиян к восприятию и использованию политических, экономических и социальных нововведений. Это становится важной характеристикой человеческого капитала регионов и субъектов Федерации. Конкуренция между субъектами Российской Федерации за ресурсы, дотации во многом будет определяться качеством развития человеческого ресурса в регионе, частным показателем которого является способность населения воспринимать и использовать технологические инновации. В качестве индикатора определения степени инновационности населения авторы предлагают использовать показатель «готовность населения региона к переходу к паспорту электронного образца». На этом основании можно предлагать рекомендации по корректировке работы с населением региона. Цель работы - выявить отношение жителей Пензенской области к инновационным формам государственного учета и контроля за населением.
Материалы и методы. При проведении исследования использовались массовый, экспертный опросы, глубинные интервью.
Выводы. В ходе исследования была выявлена неготовность населения г. Пензы и Пензенской области к переходу на электронный паспорт. Это позволило сделать вывод о низком уровне информированности населения о технологических инновациях и неготовности населения Пензенской области к переходу на технологические инновации, что является важным показателем низкой инновационной активности пензенцев.
Ключевые слова: инновации, инновационный капитал региона, новые формы коммуникации, электронный паспорт, мониторинг.
V. N. Supikov, I. A. Yurasov, O. N. Yurasova
POPULATION'S READINESS TO SWITCH TO ELECTRONIC PASSPORTS IN PENZA REGION
Abstract.
Background. The problem of Russia's conversion to the innovative path of development often encounters the quality of population, in particular, the unreadiness of Russians to apprehend and use political, economic and social innovations. It becomes an important feature of human capital in regions and subjects of the Russian Federation. The competition between subjects of the Russian Federation for resources, subsidies will determined to a large extent by the quality of human resource development in a region with its particular indicator being the ability of population to apprehend and use technological innovations. As for the indicator of the degree of population's innovative character, the authors suggest to use the indicator of "population's readiness to switch to electronic passports" as such. On this basis it is possible to give recommendations on adjustment of work with regional population.
The aim of the study is to reveal Penza region citizens' attitude towards innovative forms of state record and supervision of population.
Materials and methods. The research was carried out using mass, expert surveys and depth interviews.
Conclusions. According to the research results the population of Penza and Penza region is not ready to switch to electronic passports. Following these findings the authors have concluded about a low level of population's awareness of technological innovations and population's unreadiness to adopt technological innovations, which is an important indicator of low innovative activity of Penza citizens.
Key words:innovations, regional innovative capital, new types of communication, electronic passport, monitoring.
Развитие общества в XXI в. поставило перед человечеством новые цели и задачи, которые связаны с переходом к новому типу развития - развитию инновационному. В этом случае встают вопросы «Что такое инновацион-ность?», «Что такое инновационная деятельность человека?». Не вдаваясь в подробности социологической теории инноваций и инновационной деятельности, можно сделать вывод, что инновация - это внедрение новшества, обеспечивающее качественный рост эффективности социальных, экономических процессов, востребованных обществом или рынком. Таким образом, «инновационный человек» - это человек, готовый генерировать, воспринимать и использовать социальные, экономические и технологические нововведения [1].
Анализ теоретических концепций современного общества показал наличие двух взаимосвязанных тенденций развития социума. Первая тенденция основана на том, что знания, информация и технологии становятся главными факторами, определяющими развитие современного общества. Вторая тенденция заключается в смене характера трудовой деятельности в современном обществе и росте влияния социальной группы, занимающейся производством и распространением знаний, информации и технологии. Выявленные тенденции показывают, что персонифицированные в работнике знания определяют развитие общества, при этом изменяя характер труда самих работников [2, 3].
Возможность перехода региона на ведущие позиции в глобальной конкурентной борьбе в стране и мире во многом предопределена инновационно-стью местного населения. При этом следует учитывать, что в постоянно меняющемся мире для поддержания конкурентоспособности на глобальном уровне регион нуждается в специальном инновационном человеческом капитале. Инновационный человеческий капитал выступает как ключевая характеристика активной части населения региона, позволяющая превращать знание в экономический ресурс общества [1, 2].
Важным показателем инновационности является готовность населения того или иного региона поддерживать и воспринимать технологические инновации. Современная технологическая революция требует адаптации жителей Пензенской области к новым способам социальной коммуникации [4, 5].
В качестве показателя инновационности был выбран параметр «Готовность населения того или иного населенного пункта перейти на новый электронный формат паспорта». Исследование проводилось в ноябре-декабре 2015 г. в Пензенской области. В нем приняло участие 368 респондентов, было
проведено 15 экспертных интервью с представителями исполнительных органов власти Пензенской области, ведущими специалистами в области информатизации и электронной коммуникации.
В ходе анализа результатов исследования были получены следующие данные. В отношении использования универсальной электронной карты (далее - УЭК) мнения респондентов разделились: положительно или скорее положительно относятся к ее появлению обобщенно 39,2 %, при этом скорее или полностью отрицательно ее появление воспринимают 51,1 % опрошенных (рис. 1).
Рис. 1. Отношение респондентов у УЭК (п = 368, в процентах от количества опрошенных)
Еще меньшее количество опрошенных высказали готовность получить УЭК и использовать ее в качестве замены или аналога обычным документам -обобщенно около трети опрошенных (30,4 %), в то время как неготовыми к этому оказались обобщенно 64,2 % (рис 2).
Готовы ли Вы получить УЭК и использовать ее в качестве замены или аналога обычным документам?
43,5
23,9 20,7
6,5 1 ■ 5,4
Да Скорееда Скорее нет Нет Затрудняюсь Свой вариант
ответить ответа
Рис. 2. Готовность населения получить УЭК (п = 368, в процентах от количества опрошенных)
Причины этому можно видеть в слабой информированности населения Пензенского региона о новых формах электронной коммуникации. Большинство респондентов (обобщенно 52,1 %), по их мнению, недостаточно информированы о подробностях того, что в нашей стране планируется постепенный переход к электронному паспорту (рис. 3).
Известно ли Вам о том, что в нашей стране планируется постепенный переход к электронному паспорту?
Да, известно, и я хорошо осведомлен об особенностях нововведения
" Скорее да, я информирован об этом переходе в общих нертах
Скорее нет, я недостаточно об этом информирован
Нет
Свой вариант ответа
Рис. 3. Информированность респондентов о переходе к электронному паспорту (п = 368, в процентах от количества опрошенных)
Вместе с тем большинство опрошенных пензенцев (обобщенно 59,8 %) также недостаточно информированы о том, чем универсальная электронная карта (УЭК) будет отличаться от электронного паспорта (рис. 4).
Рис. 4. Информированность респондентов об отличиях УЭК от электронного паспорта (п = 368, в процентах от количества опрошенных)
В связи с этим вполне понятным становится настороженное отношение респондентов к переходу к электронному паспорту в России - лишь треть участников опроса (обобщенно 30,4 %) в той или иной мере поддерживает этот переход, в то время как обобщенно 60,9 % опрошенных его не одобряет (рис. 5).
Рис. 5. Отношение населения Пензенской области к переходу на электронный паспорт (п = 368, в процентах от количества опрошенных)
Попробуем более подробно выяснить и другие причины такого сдержанного отношения пензенцев к грядущему нововведению.
Основными достоинствами будущего электронного паспорта респонденты считают в первую очередь универсальность (33,7 %) (поскольку на электронном паспорте будет дополнительно храниться информация об ИНН, СНИЛСе владельца, его идентификатор для получения государственных, муниципальных и коммерческих услуг и другая важная информация), более длительный срок службы нового документа (32,6 %), а также удобство хранения важной информации (30,4 %).
Наиболее значимыми недостатками введения нового документа опрошенные респонденты считают: опасность «тотального контроля» со стороны государства (32,6 %), то, что пластиковая карточка не сможет гарантировать неприкосновенность персональных данных (28,3 %), а также высокую стоимость замены документов (26,1 %) (рис. 6).
Рис. 6. Возможные недостатки электронного паспорта с точки зрения респондентов (п = 368, в процентах от количества опрошенных)
Показательным также является то, что более половины опрошенных (57,6 %) в будущем предпочли бы сохранить бумажный паспорт как можно дольше.
В результате можно сделать вывод, что большинство респондентов достаточно сдержанно относится к переходу на электронный паспорт.
В числе основных причин такой ситуации можно назвать, во-первых, зафиксированную в исследовании недостаточную информированность опрошенных пензенцев о технических особенностях и качествах нового документа, а также то, что наиболее значимыми недостатками введения электронного паспорта респонденты считают: опасность «тотального контроля» со стороны государства; то, что пластиковая карточка не сможет гарантировать неприкосновенность персональных данных, и высокую стоимость замены документов.
На основании данных исследования можно сделать выводы о растущем страхе населения пред тотальным контролем государства над обществом, о страхе населения пред технологическим инновациями. Это является важным показателем низкой готовности пензенцев к инновациям, показателем низкой инновационной активности населения Пензенского региона.
Список литературы
1. Рожков, Г. В. Экономика и социология инноваций / Г. В. Рожков. - М., 2013. -444 с.
2. Гарафиев, И. З. Теоретико-методологические аспекты управления инновационным человеческим капиталом региона : моногр. / И. З. Гарафиев. - Казань,
2011. - 120 с.
3. Гарафиев, И. З. Инновационный человеческий капитал и когнитивный труд работника : моногр. / И. З. Гарафиев. - Казань, 2012. - 280 с.
4. Кучко, Е. Е. Социология инновационного развития как специальная социологическая теория / Е. Е. Кучко // Проблемы управления. - 2009. - № 4 (33). -С. 90-94.
5. Юрасов, И. А. Человеческий капитал в городах субъектах ПФО / И. А. Юра-сов, И. Н. Горячев. - URL: //http://www.pareto-center.ru/
References
1. Rozhkov G. V. Ekonomika i sotsiologiya innovatsiy [Economy and sociology of innovations]. Moscow, 2013, 444 p.
2. Garafiev I. Z. Teoretiko-metodologicheskie aspekty upravleniya innovatsionnym chelo-vecheskim kapitalom regiona: monogr. [Theoretical and methodological aspects of regional innovative human capital management: monograph]. Kazan, 2011, 120 p.
3. Garafiev I. Z. Innovatsionnyy chelovecheskiy kapital i kognitivnyy trud rabotnika: monogr. [Innovative human capital and worker's cognitive labor: monograph]. Kazan,
2012, 280 p.
4. Kuchko E. E. Problemy upravleniya [Management problems]. 2009, no. 4 (33), pp. 90-94.
5. Yurasov I. A., Goryachev I. N. Chelovecheskiy kapital v gorodakh sub"ektakh PFO [Human capital in cities of Volga Federal District]. Available at: //http://www.pareto-center.ru/
Супиков Вадим Николаевич доктор социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Юрасов Игорь Алексеевич доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); директор Центра прикладных исследований Института регионального развития Пензенской области (Россия, г. Пенза, ул. Попова, 40)
E-mail: [email protected]
Юрасова Ольга Николаевна
доцент, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Supikov Vadim Nikolaevich
Doctor of sociological sciences, professor,
sub-department of public administration
and regional sociology, Penza State
University (40 Krasnaya street, Penza,
Russia)
Yurasov Igor' Alekseevich Doctor of sociological sciences, associate professor, professor at the sub-department of public administration and regional sociology, Penza State University ( 40 Krasnaya street, Penza, Russia); director of the Applied Research Center of the Institute of Regional Development of Penza region (40 Popova street, Penza, Russia)
Yurasova Ol'ga Nikolaevna Associate professor, sub-department of English language, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316.334.23 Супиков, В. Н.
Готовность населения Пензенской области к переходу к электронной форме паспорта / В. Н. Супиков, И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2016. - № 4 (40). - С. 163-169. Б01: 10.21685/2072-3016-2016-4-17