Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития кластера социально-ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации'

Государственная поддержка развития кластера социально-ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3957
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NON-COMMERCIAL SECTOR / CIVIL SOCIETY / NGOS / SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / НКО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СО НКО / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протасеня Дарья Николаевна

В статье автор анализирует формы государственной поддержки некоммерческого сектора в системе социального обслуживания населения. В статье рассмотрены изменения в Законодательстве Российской Федерации 2009-2016 гг. Дана концептуальная характеристика кластера социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). На примере Ростовской области анализируется социальная практика НКО в регионе, динамика развития кластера СО НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENTAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS CLUSTER IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the author analyzes the forms of governmental support of the non-profit sector in the social service system. The article considers changes in the Legislation of the Russian Federation 2009-2016. A conceptual description of a socially-oriented non-profit organizations (NGO NCOs) cluster is given. On the example of the Rostov region, the social practice of NGOs in the region, the dynamics of the cluster development of NGOs are analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития кластера социально-ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации»

УДК 33:316

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

соискатель, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета (344065, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116); преподаватель отделения СПО факультета экономики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: daffaa@mail.ru

Аннотация

В статье автор анализирует формы государственной поддержки некоммерческого сектора в системе социального обслуживания населения. В статье рассмотрены изменения в Законодательстве Российской Федерации 2009-2016 гг. Дана концептуальная характеристика кластера социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

На примере Ростовской области анализируется социальная практика НКО в регионе, динамика развития кластера СО НКО.

Ключевые слова: некоммерческий сектор, НКО, гражданское общество, СО НКО, социально ориентированные некоммерческие организации.

Протасеня

Дарья

Николаевна

Общественно-государственное партнерство в социальной сфере оценивается как важный инструмент повышения качества оказываемых услуг, так и повышения общей эффективности социальной политики. Некоммерческий сектор выступает партнером государственных структур по привлечению дополнительных негосударственных ресурсов для решения государственных задач. В данной статье мы рассмотрим динамику развития кластера социально ориентированных НКО в России в качестве поставщика социальных услуг населению.

Кратко охарактеризуем основные концептуальные подходы исследования общественно-государственного партнерства в социальной сфере.

Можно выделить три крупных теоретических направления в современных социальных и экономических науках, которые анализируют вопросы сотрудничества государства и НКО в социальной сфере [18]. Первое направление фокусируется на экономике предоставления социальных услуг. Представители данного направления рассматривают место некоммерческих организаций на рынке, какую нишу занимают НКО на рынке оказания социальных услуг. В сравнении с другими участниками рынка определяется, каковы трансакционные издержки НКО в социальной сфере. Каковы механизмы оказания социальных услуг государственными, некоммерческими и частными организациями. Теоретико-методологическим конструктом, который дал толчок развитию данного направления, стала монография Б.А. Вейсброда, которая была опубликована в 1977 г.

Ко второму направлению следует отнести исследования социально-политических факторов взаимодействия некоммерческих организаций и государства. Одной из наиболее известных концепций является гипотеза Р. Патнэма о социальном капитале: «отношениях сотрудничества, взаимной поддержки, формирующихся между людьми благодаря участию в деятельности добровольных некоммерческих ассоциаций» [16]. Социальный капитал, как утверждает Р. Патнем и его последователи, повышает эффективность программ общественного развития в социальной сфере, что в свою очередь определяет заинтересованность государства в сотрудничестве с некоммерческим сектором в оказании услуг в социальной сфере. В рамках третьего направления к социально-политическим и экономическим факторам сотрудничества государства и НКО в социальной сфере прибавляется исторический аспект.

Так, к примеру, Г. Эспинг-Андерссен определяет место НКО на рынке социальных услуг на основании исторически сложившегося в конкретной стране типа государства [15]. Он выделяет три типа государственного устройства: либеральную, социал-демократическую и консервативную.

Л. Саламон и Г. Анхайер утверждают, что историческое развитие и модернизационные процессы формируют взаимоотношения НКО и государства в вопросе предоставления социальных услуг [14, 17].

Прикладные научные исследования взаимодействия НКО и государства в сфере оказания социальных услуг развиваются сегодня в логике концепции «провалов» рынка и государства. Именно в сфере оказания социальных услуг возникают ситуации, когда ни деятельность государственных органов, ни рыночных сил не обеспечивают эффективного использования доступных ресурсов, тем самым определяется ниша некоммерческого сектора в социальной сфере. Центральная проблема прикладных научных исследований некоммерческого сектора сегодня - это конструирование модели взаимодействия и сопутствующего инструментария взаимодействия государства, бизнеса и НКО [8].

В данной статье логика изложения и основные гипотезы базируются на методологическом конструкте, сформулированном в исследовании коллектива европейских авторов под редакцией У. Асколи и К. Ранчи «Новая структура социальной защиты в эру приватизации» (Dilemmas of the Welfare Mix. T Era of Privatization].

Отправной точкой для рассмотрения проблемы государственной поддержки социально ориентированных НКО (СО НКО] в России стали работы российских исследователей. Сборник под редакцией А.Е. Шадрина «Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах» - один из первых исследовательских проектов, в котором была предпринята попытка комплексного анализа состояния некоммерческого сектора в России. Критерии для оценки состояния сектора были предложены Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и исследовательской группой «ЦИРКОН». Центр провел ряд социологических исследований, которые охватили период с 2019 по 2013 годы. Исследовательские материалы позволили определить проблемные точки развития некоммерческого сектора в России [5, с. 162].

Также следует отметить развивающееся сегодня социально-экономическое направление изучения некоммерческих организаций с точки зрения их внутренней организации, системы управления и менеджмента. Данная проблематика наиболее полно представлена в работах М.А. Пономарева [6, 7]. Это позволяет взглянуть на СО НКО с точки зрения хозяйствующего субъекта, обозначить механизмы и стратегии организации доход приносящей деятельности и выход на рынок социальных услуг некоммерческой организации как равноправного участника.

Однако при данном подходе есть проблемы связанные с финансированием СО НКО и их бюрократизацией. С другой стороны, трансформация некоммерческих организаций в коммерческие, оказывающие социальные услуги населению за плату. И хотя на эти тенденции и угрозы указывают в своих работах и зарубежные авторы, они более значимы в российских условиях, где существует дефицит материальных и добровольческих ресурсов [3, 4].

Последние несколько лет российское государство выстраивает отчетливую политику в отношении некоммерческого сектора. Изменения в законодательстве связаны с выделением внутри некоммерческого сектора кластера СО НКО в качестве поставщика социальных услуг населению. Блок мер, который был принят на федеральном уровне по поддержке СО НКО за период 2009-2016 гг. формирует комплексный подход и является серьезной новацией в практике государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Такой подход способен повлиять на стратегическое развитие российского некоммерческого сектора.

По итогам социологических исследований Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, в процессе обследования российского некоммерческого сектора, было обозначено, что более 50% НКО стремятся к сотрудничеству с государствам в осуществлении общественно значимых программ (52%). Почти треть организаций готовы оказывать помощь государственным органам в реализации основных направлений социальной политики (23%). И 81% НКО вступали во взаимодействие с органами власти, по большей части в сфере местного самоуправления.

Основными формами поддержки некоммерческих организаций со стороны государства, по мнению опрошенных, является субсидирование (53%) деятельности НКО (на осуществление внутри организационной деятельности, операционные расходы] и федеральные и/или муниципальные гранты (34%); предоставление помещений для размещения НКО (30%). 24% НКО ждут от федеральной власти налоговых льгот, а 23% НКО хотели бы оказывать услуги в рамках государственного заказа.

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» введено Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В этом нормативном документе ограничивается спектр организаций, которые могут иметь статус социально ориентированных НКО и право на прямую государственную поддержку. Такой статус могут иметь только НКО, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», т.е. статус СО НКО не могут получить потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также автономные учреждения. Статус СО НКО не могут иметь также государственные корпорации, государственные компании и общественные объединения, являющиеся политическими партиями.

2011 2012 2013 2014 2015

Количество социально

ориентированных НКО (тыс.) 97 108 113 132 140

Динамика в отчетном

году к предыдущему году - 11,7% 4,8% 16,7% 6%

Средняя численность

работников и добровольцев (тыс.) 1 734 2 131 3 248 3 434 3 484

Динамика в отчетном

году к предыдущему году - 22,9% 52,4% 5,7% 1,5%

из них:средняя

численность добровольцев (тыс.) 1 147 1 549 2 229 2 444 2 493

Динамика в отчетном году к предыдущему году - 35,1% 43,9% 9,6% 2,0%

Рис. 1. Динамика развития сектора СОНКО (2011-2015 гг., Росстат) [10]

Дополнительное уточнение круга организаций, признаваемых государством социально ориентированными, вводится с помощью закрепления в законе перечня уставных видов деятельности, имеющих, с точки зрения государства, особую социальную значимость.

На основании данных исследований, проведенных в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, численность НКО действующих в социальной сфере около 115 тыс., что составляет приблизительно 70% всех действующих сегодня российских НКО. Следовательно, комплекс мер разработанный органами власти по поддержке СО НКО является ключевым фактором развития некоммерческого сектора России.

Оказание государственной поддержки СО НКО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях возможно, согласно закону, в следующих формах:

1] финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2] предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3] размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

4] предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Позитивной практикой, как мы считаем, является положение закона, которое оставляет открытым список форм поддержки социально ориентированных НКО. Это способствует поиску и внедрению на региональном и местном уровнях дополнительных форм поддержки СО НКО из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ.

Постановление Правительства РФ № 713 от 23 августа 2011 г. на федеральном уровне регламентирует механизмы государственной поддержки СО НКО. В Постановлении обозначены правила выделения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на реализацию региональных программ поддержки СО НКО (см. рис. 2).

Межсекторальные меры поддержки него суда рствеиных организаций по всем отраслям социальной сферы

Формирование условий расширения доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию услуг в социальной сфере

Развитие механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства

Мероприятия по развитию механизмов ГЧП в социальной сфере

Проведение пилотных проектов в регионах

Приоритетные отрасли социальной сферы

Образование

Здравоохранение

Социальная защита и социальное обслуживание граждан

Культура

Рис. 2. Межсекторные меры поддержки некоммерческого сектора

В рамках Федеральной программы осуществляются мероприятия по следующим двум направлениям: Программа Министерством экономического развития РФ (МЭР] социально ориентированным НКО предоставляются на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета на реализацию программ по оказанию информационной, консультационной и методической поддержки деятельности других социально ориентированных НКО, по содействию в привлечении ими труда добровольцев, а также выявлению, обобщению и распространению лучшей практики реализации проектов социально ориентированных НКО.

Предоставление на конкурсной основе грантов и субсидирование НКО и неправительственных организаций для реализации социально значимых проектов («президентские гранты»] является одной из основных форм государственной поддержки некоммерческого сектора и,

в частности, СО НКО. Гранты предоставляются НКО, которые участвуют в развитии институтов гражданского общества и определяемыми Президентом Российской Федерации. Также субсидии СО НКО предоставляются Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 № 404.

В 2010-2012 гг. проводилось также предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и иным СО НКО, которые осуществляют социальную поддержку и защиту граждан, деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни по линии Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты РФ.

Изменения нормативно-правовой базы затронули и такой важный для организации деятельности СО НКО вопрос, как обеспечение помещениями. На федеральном уровне принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». Постановление устанавливает правила формирования, ведения, обязательного опубликования перечня нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав НКО], которые могут быть предоставлены социально ориентированным НКО в пользование на долгосрочной основе.

Комплекс мер государственной поддержки СО НКО включает и налоговые льготы. Одна часть проведенных в 2011-2013 гг. изменений налогового режима стимулирует собственные усилия НКО. Изменения затрагивают как сами некоммерческие организации, так и их потенциальных доноров:

- социальный налоговый вычет;

- пополнение целевого капитала НКО ценными бумагами и недвижимым имуществом;

- полностью освобождены от НДС следующие услуги: по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; по поддержке и социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Следующий вид поддержки СО НКО осуществляется в форме информационно-консультационной поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО. Это способствует активизации добровольческой деятельности и благотворительности, агрегированию приоритетных направлений деятельности государства и социально ориентированных НКО в сфере социального обслуживания населения.

Примером инструмента государственной информационной и консультационной поддержки СО НКО на федеральном уровне может служить подраздел посвященный СО НКО на портале Министерства экономического развития. В данном подразделе представлена информация о деятельности Министерства по оказанию поддержки социально ориентированным НКО, в целях развития социального партнерства, гражданского общества, благотворительности и добровольчества. Также ресурс предлагает информацию о принятых или находящихся в разработке нормативно-правовых актах, аналитические материалы, информационные материалы, которые включают информацию о конкурсах и грантах по отбору программ и проектов СО НКО на государственное финансирование. Представлены методические материалы и образцы документов, что ускоряет внедрение программ финансовой поддержки НКО на региональном и местном уровне. В настоящее время создается портал единой автоматизированной информационной системы поддержки СО НКО [11].

Информационно-консультационная поддержка упрощает доступ СО НКО к финансированию из государственных средств, обеспечивает открытость и прозрачность распределения государственных средств, способствует укреплению взаимосвязи между социально ориентированными НКО и государством, оказывает воздействие на развитие партнерских отношений.

Одним из примеров государственной образовательной поддержки социально ориентированных НКО можно считать запущенную Министерством экономического развития в 2012 г. программу обучения сотрудников СО НКО и государственных и муниципальных служащих по вопросам организации деятельности некоммерческих организаций. НИУ ВШЭ выступили в качестве разработчиков образовательной программы и методических документов краткосрочных курсов по повышению квалификации и переподготовки. Учебный процесс осуществляется на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Развитие конкурентных механизмов финансирования социальной сферы регламентируется вступившим в 2015 г. в силу Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он позволил социально ориентированным некоммерческим организациям попасть в реестр поставщиков социальных услуг, обеспечивая доступ в ранее довольно закрытую сферу.

Комплекс мер по доступу СО НКО к бюджетным средствам, которые выделяются на оказание услуг в социальной сфере, был утвержден правительством в мае 2016 г. Позже была утверждена «дорожная карта», перечень услуг, оказываемых некоммерческими организациями, вошедшими в реестр «исполнителей общественно полезных услуг» и критерии оценки качества оказания социальных услуг.

В настоящее время в Ростовской области происходят изменения, которые характеризуются вектором, обозначенным руководством нашей страны: социально ориентированные НКО уже в ближайшее время должны стать равноправными поставщиками социальных услуг. Причем, как показывает практика, такого подхода от некоммерческих организаций ожидают не только государство и население, но и бизнес, который все чаще предпочитает выступать как одна из сторон в системе социального партнерства «Власть - НКО - бизнес» в решении общественно значимых задач. Соответственно, НКО в этих условиях должна выступать равноправным партнером, сильным и экономически состоятельным.

Субсидии из областного бюджета предоставляются некоммерческим организациям, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Ростовской области, который является единым официальным источником полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг на Дону.

В целях содействия СО НКО вхождению в реестр управлением социально-политических коммуникаций правительства Ростовской области были организованы заседания тематических круглых столов; проведены семинары-совещания в городах Каменске-Шахтинском, Новочеркасске и Волгодонске по вопросам господдержки СО НКО, в том числе через привлечение некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг; другие мероприятия. При этом, если в областном и районных центрах существуют достаточно эффективные организации, которые уже в ближайшее время могут построить свою работу в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, то на территориях, отдаленных от «центров», ситуация характеризуется или отсутствием, или низкой эффективностью имеющихся НКО, связанной с их недостаточным опытом в системной поддержке инициатив населения и решением, как правило, эпизодических задач. Поэтому многие конструктивные инициативы населения отдаленных территорий по решению социальных задач так и остаются нереализованными, даже когда такие инициативы подкреплены финансовыми возможностями инициаторов, а успешно реализованные редко выходят за пределы муниципального образования.

В докладе Председателя Ресурсного центра социального развития Сергея Макушкина была отмечена важность и эффективность проведения в 2014-2015 гг. межмуниципальных форумов, посвященных повышению роли НКО в реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года и партнерству некоммерческих организаций, власти, населения и бизнеса в вопросах:

- развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области (форум «Социально ориентированные некоммерческие организации как инструмент развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области», 24 октября 2014 г., г. Каменск-Шахтинский);

- профилактики социального сиротства (форум «Роль НКО в профилактике социального сиротства, поддержке материнства и детства», 14 ноября 2014 г., г. Новочеркасск);

- социальной работы с гражданами старшего поколения и работе с ветеранами ВОВ (форум «Институты гражданского общества в социализации граждан старшего поколения», 11 декабря 2014 г., г. Азов);

- обеспечения безопасности дорожного движения (форум «Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии», 26 марта 2015 г., г. Ростов-на-Дону].

Проведенные форумы явились эффективным инструментом активизации социальной активности граждан и НКО в муниципалитетах: гражданские активисты получили возможность сформировать партнерские связи с властью, бизнесом и образовательными организациями, применить успешный опыт других территорий и объединить с ними усилия, стимулировать реализацию социально значимых проектов в отдаленных от областного центра районах.

«Сегодня на территории области действуют несколько муниципальных программ поддержки НКО, - отметил С. Макушкин. - В 2015 г. специалистами АНО «Ресурсный центр социального развития» совместно с Администрацией Октябрьского сельского района Ростовской области при поддержке Правительства Ростовской области разработан проект Дорожной карты «Развитие муниципальной системы социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольчества и социального предпринимательства Октябрьского района Ростовской области». Октябрьский район выбран не случайно, т.к. на данной территории имеет место положительный опыт решения общественно значимых проблем путем активизации местных сообществ [13].

Дорожная карта разработана с учетом современных наработок Агентства стратегических инициатив, минэкономразвития РФ, призвана обеспечить создание на уровне муниципального образования системы эффективных некоммерческих организаций, способных решать задачи не только на местном, но и региональном и федеральном «рынках». Предполагается развитие местной инфраструктуры поддержки деятельности СО НКО, добровольчества и социального предпринимательства, а также комплекс мер муниципальной поддержки НКО и стимулирование добровольчества.

Основу разработанного документа составляют мероприятия по формированию условий для обеспечения доступа НКО к оказанию услуг в социальной сфере. Среди них доказавший свою эффективность инструмент - осуществление пилотных проектов, в том числе по активизации местных сообществ в вопросах решения задач социального характера. Данный опыт можно тиражировать и в других муниципальных образованиях».

Учредитель Ресурсного центра социального развития Алексей Стрельченко подчеркнул в своем докладе на Форуме, что НКО должны стать высококвалифицированными поставщиками социальных услуг, выступив связующим звеном между государством и муниципальной властью, бизнесом и населением. В связи с этим в перспективе особенно важным становится:

- формирование целевого капитала как инвестиционного инструмента развития социальной сферы (поощрение юридических и физических лиц, осуществляющих финансирование текущей и проектной деятельности социально ориентированных общественных и гражданских институтов, в том числе пожертвования для создания и пополнения фондов целевого капитала];

- развитие корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства (стимулирование участия представителей социально ответственного бизнеса в социальных программах и проектах, поддержка СО НКО, имеющих программу по оказанию комплекса услуг, способных решать внутренние социальные и экономические задачи предпринимателей и коммерческих предприятий, комплексные задачи по выполнению масштабных социальных проектов, инициируемых коммерческим сектором];

- ресурсная поддержка НКО;

- стимулирование доход приносящей деятельности НКО (развитие системы государственного и муниципального социального заказа, реализация предоставленных законодательством возможностей для участия в его реализации социально ориентированных некоммерческих организаций].

В Ростове-на-Дону состоялся Региональный социальный форум «Социально-ориентированные некоммерческие организации - современный поставщик социальных услуг». Форум собрал на своей площадке около 300 представителей СО НКО, региональных и муниципальных органов власти, образовательных организаций, муниципальных учреждений и Общественной палаты Ростовской области. На форуме представили организацию, которая будет оказывать помощь СО НКО в доступе на рынок социальных услуг и бюджетному финансированию - АНО «Лига поставщиков социальных услуг». Впервые АНО «Лига поставщиков социальных услуг» была представлена на Форуме активных граждан «Сообщество» и получила положительные оценки экспертов. Данная практика была реализована совместно с министерством труда и социального развития Ростовской области и управлением социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области.

АНО «Лига поставщиков социальных услуг» представляет реализацию новой экономической модели партнерских отношений трех секторов экономики Ростовской области по развитию социальной сферы. Это практика государственно-частного партнерства, когда негосударственная организация берет на себя отдельные функции по развитию рынка социальных услуг. И главное -

это эффективный механизм повышения экономической эффективности работы СО НКО за счет адресной поддержки организаций в работе на рынке социальных услуг [12].

АНО «Лига поставщиков социальных услуг», объединяя в себе организации большинства областей социальной сферы, позволяет компенсировать нехватку у отдельной организации тех или иных ресурсов. Это дает доступ в Реестр поставщиков, позволяет оказывать возмездные услуги и компенсировать эти услуги за счет бюджетных средств. В настоящий момент Лига формирует постоянно работающую систему продаж услуг СО НКО, входящих в ее состав.

Создание дальнейших благоприятных условий для передачи некоммерческим организациям части государственных функций по оказанию социальных услуг населению является важной составляющей развития гражданского общества.

Литература

1. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/

2. Распоряжение Президента РФ от 17 января 2014 г. N 11-рп "Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70465300/#ixzz4SBXCM6q2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. На пути к гражданскому обществу: в России принят закон об общественном контроле // Journal of Economic Regulation. 2014. № 4. Т. 5. С. 14-26.

4. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. Особенности современного этапа развития общественного контроля в России // Экономика: теория и практика. 2015. № 2(38). С. 37-43.

5. Беневоленский В.Б., Шмулевич Е.О. Государственная поддержка социально ориентированных НКО в свете зарубежного опыта // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 150-175.

6. Пономарев А.И., Пономарев М.А. Социальная направленность управленческих функций государства, бизнеса и НКО // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 1 (29). С. 42-50.

7. Пономарев М.А. Некоммерческие организации гражданского общества: сущность, цели, задачи // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 128-132.

8. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л.И. Якобсона, И.В. Мерсияно-вой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 64 с.

9. Экономические последствия нового законодательства о некоммерческих организациях. - М.: Институт гражданского анализа, Институт национального проекта «Общественный договор». 2007. 120 с.

10. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main

11. Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных НКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nko.economy.gov.ru (дата обращения 16.11.2016).

12. Региональный социальный форум «Социально-ориентированные некоммерческие организации - современный поставщик социальных услуг» [Электронный ресурс] Гражданский форум Ростовской области. - Режим доступа: http://civil-

society.donland.ru/Blog/ViewPost.aspx?pageid=97328&ItemID=176796&mid=90327.

13. Форум активных граждан «Сообщество»: В 2016 году социально ориентированные НКО получат доступ к государственным ресурсам в размере 236 млрд. рублей [Электронный ресурс] Ресурсный центр социального развития. - Режим доступа: http://rc-sr.ru/forum-aktivnyih-grazhdan-soobshhestvo-v-2016-godu-sotsialno-orientirovannyie-nekommercheskie-organizatsii-poluchat-dostup-k-gosudarstvennyim-resursam-v-razmere-236-milliardov-rubley.html

14. Anheier H. Themes in International Research in the Nonprofit Sector // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 1990. - Vol. 19. -N 4. - P. 371-391

15. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. - Princton, 1990. - 260 p.

16. Putnam R.D. Making Democracy Work. Civic Traditions in Modern Italy. - Princeton, 1993. - 280 p.

17. Salamon L. The Rise of the Nonprofit Sector // Foreign Affaires. - 1994. - N 73. - P. 96- 112

18. The Sociology of Nonprofit Organizations and Sectors // The Nonprofit Sector. A Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven and London: Yele University Press, 1987.

Protasenya Darya Nikolaevna, applicant; Institute of philosophy and socio-political sciences of Southern Federal University (116, Dneprovsky Lane, Rostov-on-Don, 344065, Russian Federation]; teacher of faculty of economy; South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: daffaa@mail.ru

GOVERNMENTAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS CLUSTER IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

In the article the author analyzes the forms of governmental support of the non-profit sector in the social service system. The article considers changes in the Legislation of the Russian Federation 2009-2016. A conceptual description of a socially-oriented non-profit organizations (NGO NCOs) cluster is given. On the example of the Rostov region, the social practice of NGOs in the region, the dynamics of the cluster development of NGOs are analyzed.

Keywords: non-commercial sector, civil society, NGOs, socially-oriented non-profit organizations.

УДК 32

ю.а. Жданов о РЕГИОНАЛЬНОЙ политике

ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

аспирант кафедры политологии и этнополитики,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: aleksandrtokarev@inbox.ru

Аннотация

Ю.А. Жданов - один из основателей экологического направления науки на Юге России, участник формирования глобально-экологического мышления как новейшей парадигмы в мировой науке и стиля мышления ученых в марксистском варианте. Социальная направленность глобальной экологии - мейнстрим научного наследия Ю.А. Жданова в этой сфере. В данной статье оценивается роль значение деятельности Ю.А. Жданова по развитию теории экологии и защите окружающей среды.

Ключевые слова: личность ученого, экология, охрана окружающей среды, наука, глобально-экологическое мышление, экологический социализм

Ю.А. Жданов был одним из основателей экологического движения в Северо-Кавказском регионе. Этому во многом способствовал тот факт, что он занимал целый ряд крупных государственных и общественных постов.

В качестве уполномоченного Министерства высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР Ю.А. Жданов создает Северо-Кавказский научный центр высшей школы, который приобрел совершенно особую роль и значение в регионе. Под руководством Ю.А. Жданова здесь были разработаны региональные программы развития энергетики, экономики Ростовской области

Токарев

Александр

Сергеевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.