DOI: 10.22394/2304-3369-2020-6-40-58 ВАК: 08.00.10
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И.Н. Молчанов1аЬ, Н.П. Молчанова2^
аМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова ^Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
АННОТАЦИЯ:
Цель: выявление накопившихся проблем в управлении финансами некоммерческого сектора; рассмотрение преимуществ цифровой трансформации применительно к социально ориентированным некоммерческим организациям и ее влияния на реализацию общественно значимых программ и проектов, улучшение практики социального обслуживания населения.
Методология и методы: на основе применения общеэкономических и частных научных методов - анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного и институционального подходов, экономического, факторного и критериального видов анализа, эвристических методов, использования метода контент-анализа в работе с официальными статистическими данными, результатами социологических исследований и экспертных оценок - изучены теоретические положения и эмпирические материалы, законодательные документы, верифицирована информация из различных источников. В процессе исследования использовались материалы официальных информационных источников (нормативные правовые положения и инструкции, научные доклады, отчеты и другие публикации), составляющих надежную основу для анализа особенностей работы некоммерческих организаций.
Результаты: на основе рассмотрения происходящих в национальной финансовой системе трансформаций выполнен сравнительный анализ предлагаемых руководством страны мер и реализуемых правомочными органами действий, которые стратегически увязываются с обеспечением сбалансированного развития финансов некоммерческих организаций и повышением роли активно развивающегося элемента - финансов социально ориентированных некоммерческих организаций. Выявлены причины, затрудняющие функционирование некоммерческого сектора и препятствующие эффективному управлению финансами некоммерческих организаций, формированию и использованию ими финансовых ресурсов, предназначенных для решения социально значимых проблем общества. Систематизированы рекомендуемые для применения в практической деятельности методы и технологии финансово-экономического регулирования; сформулированы предложения, направленные на улучшение результатов работы некоммерческого сектора.
Рекомендации: органам государственного и муниципального управления для повышения эффективности сферы социального обслуживания населения при разработке стратегических и тактических вопросов функционирования негосударственного сектора, формировании специальных программ, проектов и мероприятий, проектировании объектов институциональной инфраструк-^ туры целесообразно учитывать специфику пространственного развития в целях максимального о задействования ресурсного и трудового потенциала, а также поселенческой структуры населения. * Менеджменту социально ориентированных некоммерческих организаций в целях повышения ре-£ зультатов и укрепления финансово-экономического положения следует ориентироваться на спрос 2 и выбирать наиболее востребованные на муниципальном уровне управления виды деятельности; □с учитывать особенности проживания потребителей социально значимых услуг в городской и сель-^ ской местности; использовать для повышения производительности и результатов работы инно-^ вационные методы и инструменты; ориентироваться на максимальное применение эффективных
с _
| ^иШогГО РИНЦ: 186567, ORCID: 0000-0003-4252-2387, БшршГО: 57190766747, ResearcherГО: 1-7684-2012 © 2АиШогГО РИНЦ: 491799, ORCID: 0000-0002-3019-0672, БшршГО: 57190763402, ResearcherID: Q-8208-2017
цифровых технологий; уделять первоочередное внимание обучению и повышению квалификации персонала.
Научная новизна работы состоит в выборе инструментария, предназначенного для использования в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и обосновании целесообразности применения рекомендуемых новаций для повышения эффективности сферы социального обслуживания населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление финансами, цифровизация, социально ориентированные некоммерческие организации, институциональная структура, некоммерческий сектор, гражданское общество.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. (2020). Влияние цифровизации на управление финансами социально ориентированных некоммерческих организаций // Вопросы управления. № 6. С. 40-58.
Введение
В 1990-х гг. в России по мере перехода на рыночные отношения активизировались политические процессы и началось формирование гражданского общества. Первоначально оно рассматривалось как среда, в которой сосуществуют неофициальные структуры, различные общественные и социальные институты. В 2000-х гг., когда на первый план вышли экономические интересы, гражданское общество стали определять с акцентом на экономическую составляющую, как, например, «совокупность формальных и неформальных организаций и правил, которая соединяет отдельного индивида или семью, домохозяйство с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики)» [1, с. 43] или как сферу, которая выступает основой социальной экономики, когда рынок подчиняется исполнению социальных целей [2, с. 51]. Изучение различных мнений подтверждает вывод академика РАН В. М. Полтеровича о том, что создание и развитие институтов гражданского общества относится к числу необходимых условий скоординированной деятельности экономических агентов [3, с. 15].
При проведении рыночных преобразований актуальным становится вопрос взаимодействия гражданского общества, государства и экономики. Одним из элементов структу-
ры формирующегося в России гражданского общества являются социально ориентированные некоммерческие организации, которые называют «важнейшим общественным каналом деятельности гражданского общества» [4, с. 67]. Первоначально в законодательстве был закреплен более общий термин - некоммерческие организации [5]. Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций было введено в правовое поле в 2010 г. [6]. Их статус определен в действующей нормативной правовой базе: создание регламентируется предусмотренными организационно-правовыми формами, выполняемые функции направлены на преодоление социальных проблем и осуществление общественно значимых видов деятельно-сти3. Эволюционное формирование институциональных условий и осознание в российском обществе необходимости создания благоприятной среды для развития данного типа организаций инициирует работу правомочных органов в направлении поддержания устойчивости их общехозяйственной и финансовой деятельности для решения общегосударственной задачи создания качественно новой системы социального обслуживания населения.
Переход к шестому технологическому укладу активизирует цифровизацию экономики,
3Социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, которые созданы в следующих формах: общественные объединения (кроме политических партий); религиозные организации (объединения); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; казачьи общества; некоммерческие партнерства; частные учреждения; автономные некоммерческие организации; фонды; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Особо подчеркивается, что социально ориентированная некоммерческая организация не может быть создана в форме: государственных корпораций; государственных компаний; общественных объединений, являющихся политическими партиями [7].
инициирует новации в финансовых отношениях экономических субъектов. В составе национальной финансовой системы, построенной согласно функциональному походу4, «финансы некоммерческих организаций» образуют звено сферы «финансы организаций», которая структурирована по организационно-правовым формам и отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов. Сложившаяся методологическая конструкция позволяет анализировать финансовую деятельность всех экономических субъектов, продумывать меры по мобилизации финансовых ресурсов из различных источников и выполнять обоснования целесообразных направлений их дальнейшего развития.
Организационные основы некоммерческих организаций и их функционирование в условиях рыночных отношений во многом обусловлены нововведениями в экономике и российском обществе, связанными со становлением, развитием прав и свобод граждан, установленных в Конституции Российской Федерации и получивших закрепление в законодательной базе. Финансово-экономические отношения в некоммерческом секторе, вследствие развития конкуренции между организациями различных организационно-правовых форм, относятся к числу актуальных тем и являются предметом исследований отечественных и зарубежных ученых [9-12]. В рамках проводимой Российским государством экономической политики вопросы социального характера, отражающие интересы населения территорий, рассматриваются как приоритетные [13]. Вследствие объективно протекающего процесса построения социального государства сложилось понимание, что для более эффективного решения накопившихся проблем и достижения общественно значимых результатов требуется задействование разнообразных возможностей для развития некоммерческого сектора. С одной стороны, пришло осознание потребности в привлечении социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг наряду с государственными (муниципальными) учреждениями для
решения острых проблем социальной сферы. С другой стороны, настоятельность вопросов развития конкуренции инициирует принятие мер в направлении концентрации усилий по привлечению к данной деятельности и активному участию в ней социальных предпринимателей и других бизнес-структур.
По сложившейся практике, деятельность некоммерческого сектора характеризуется именно теми товарами и услугами, которые весьма ограниченно предоставляются коммерческим сектором и созданными с участием государства структурами. Кроме того, развитие некоммерческого сектора обладает высокой важностью в связи с сохранением существующих и появлением инновационных форм поддержки социально уязвимых групп населения. К числу веских причин можно отнести также необходимость создания новых рабочих мест: не только высокотехнологичных, но и организованных в дистанционном формате. Одна из ключевых задач - продолжение социальной интеграции. Основу структуры некоммерческого сектора составляют негосударственные некоммерческие организации, в том числе и социально ориентированные. От того, насколько интенсивно будут развиваться финансовые отношения в некоммерческом секторе, во многом зависит эффективность работы социально ориентированных некоммерческих организаций.
Методология и методы
В процессе исследования применялись общеэкономические и частные научные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического сравнения, экспертных оценок. Для обоснования выводов и рекомендаций использовались официальные информационные источники: нормативные правовые акты, материалы Федеральной службы государственной статистики и результаты выборочных социологических наблюдений и опросов. На этой основе выполнен контент-анализ деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Это позволило не только сделать выводы об их современном состоянии и проблемах функционирования,
4В рамках функционального (содержательного) подхода национальная финансовая система отражает «совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, опосредующих формирование и использование доходов, поступлений и накоплений экономических субъектов» [8, с. 20].
но и выявить нерешенные вопросы, обосновать возможные меры и сформулировать рекомендации по преодолению некоторых проблем. Для оценки результатов работы некоммерческих организаций использовались официальные публикации: информационные материалы ( данные государственной статистики и социологических исследований), доклады органов исполнительной власти, отчеты научных и общественных организаций [14-16], монографическая литература, периодические научные издания. Изучение различных мнений и экспертных оценок, представленных в публикациях известных исследователей по данной проблематике [17-19], позволило обосновать своевременность формирования позитивного восприятия деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций у населения и в обществе в целом. В основу исследования было положено предположение о том, что только на основе положительной оценки результатов работы трудовых коллективов социально ориентированных некоммерческих организаций возможно их успешное развитие в долгосрочной перспективе. Напротив, негативное восприятие деятельности некоммерческих организаций по оказанию услуг в социальной сфере препятствует распространению позитивного опыта и укреплению их финансово-экономических основ.
Формы государственной
финансовой поддержки
В середине 2010-х гг. активизировались исследования по изучению различных форм оказания государственной финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, анализу результатов ихде-ятельности и эффективности использования привлекаемых ресурсов. Для самих этих организаций (как реципиентов) важным стало получение мандата доверия от различных партнеров (как доноров): органов публичной власти всех уровней, государственных и коммерческих организаций, граждан как потребителей услуг. В данных целях применяются весьма разнообразные формы оказания финансовой поддержки.
Финансирование (финансовое обеспечение) - это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности; допускает использование различных источников: внутренних (самофинансирование) и внешних (финансирование учредителями, участниками, членами; финансирование спонсорами, меценатами, благотворителями, грантодателями) или заемных (кредитование) [20, с. 41-51]. Объемы финансирования некоммерческих организаций за счет внутренних источников весьма ограничены. В связи с этим государственная финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в возрастающих размерах за счет бюджетных ассигнований. Направления использования финансовых ресурсов некоммерческими организациями в основном соответствуют их расходам5, под которыми понимается денежная оценка произведенных затрат материальных, трудовых и информационных ресурсов для реализации уставной цели деятельности. Их можно разделить на общие (административные) и целевые. К общим относятся расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации; арендные платежи; платежи на содержание помещений; оплата коммунальных услуг; заработная плата руководителей, технического персонала; к целевым - на производство предлагаемой услуги и оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве общественного блага [20, с. 113-115].
Создание условий для деятельности некоммерческих организаций относится к полномочиям региональных органов государственной власти. Важно отметить, что в 2018 и 2019 гг. государственные региональные программы (подпрограммы государственных программ) по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций реализовыва-лись в 74 субъектах Российской Федерации. Финансовая поддержка осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (табл. 1).
5Независимо от характера деятельности организации, расходы - это денежная оценка затрат, целесообразных для производства товаров или общественных благ, произведенных в течение определенного времени и имеющих документарное подтверждение [20, с. 111].
Таблица 1 - Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном и муниципальном уровнях управления в Российской Федерации (2018-2019 гг.) [14]
Table 1 - Financial support of socially oriented non-profit organizations at regional and municipal levels of government
in the Russian Federation (2018-2019) [14]
Показатели 2018 г. 2019 г.
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших финансовую поддержку из бюджета субъектов Российской Федерации, тыс. 7,4 9,1
Общий объем полученных средств, млрд руб. в том числе в виде субсидий на конкурсной основе, млрд руб. 34,6 18,5 48,7 26,2
Доля муниципальных районов и городских округов, реализующих мероприятия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем количестве муниципальных районов и городских округов (за исключением городов федерального значения), % 41 46
Субсидии местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на цели реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, млрд руб.: а) количество субъектов Российской Федерации, ед. 20 24
б) объем финансовой поддержки, млрд руб. 3,33 2,99
Заслуживает внимания механизм муниципальной финансовой поддержки при реализации социально ориентированных проектов. Основная форма финансовой поддержки - муниципальный грант6 [21, с. 47]. Данное понятие представлено в нормативных документах некоторых муниципальных образований Российской Федерации. Его отличительные признаки:
а) муниципальный грант формируется из денежных средств, которые выделяются на условиях софинансирования - это муниципальные средства. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, для нихустанов-лена специальная процедура7;
б) отношения между грантодателями (администрацией муниципального образования) и грантополучателями (некоммерчески-
ми организациями) по вопросу предоставления финансовых средств носят договорной характер)8;
в) некоммерческие организации обязаны отчитываться о выполнении проекта, исполь-
9
зовании средств муниципальных грантов .
Сформированы критерии, следуя которым можно получить муниципальный грант: соответствие приоритетам внутрирегиональной политики; соблюдение равенства прав некоммерческих организаций при получении грантов; предоставление грантов на принципах публичности и открытости процедуры; рассмотрение заявок в конкурсном порядке [21, с. 49].
В российском обществе осознана необходимость всемерного благоприятствования функционированию некоммерческих органи-
6Муниципальный грант - средства муниципального бюджета в форме субсидии, предоставляется на конкурсной основе.
7Финансовые ресурсы предусматриваются в бюджете муниципального образования на плановый период, являются инициативными расходами органов местного самоуправления и могут финансироваться только за счет доходов местных бюджетов; определяется главный распорядитель бюджетных средств и утверждается целевая программа и иные источники (собственные средства организаций, выручка от коммерческой деятельности организаций, финансовая помощь); бюджетные средства являются целевыми и направляются исключительно на финансирование общественно значимых проектов (программ) некоммерческих организаций.
8Доля муниципальных грантов в общей стоимости проектов для различных некоммерческих организаций широко варьируется: от 6,9 % до 94,8 %. Согласно данным за 2016-2019 гг. по городу Челябинску доля финансовой поддержки в запрашиваемой сумме на реализацию социально значимых проектов для разных некоммерческих организаций варьировалась от 23,6 % до 100 %. Наблюдались тенденции к увеличению объемов альтернативных источников и масштабности проводимых мероприятий [21, с. 50].
9К приоритетным направлениям предоставления муниципальных грантов относятся: социальная поддержка социально незащищенных категорий граждан; экологические программы, охрана окружающей среды; занятость населения; молодежная политика, защита семьи, детства, материнства и отцовства; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; физическая культура и спорт; охрана здоровья населения; благоустройство города; развитие муниципальной демократии; межнациональные отношения; иные сферыжизни, предусмотренные правовыми актами органов местного самоуправления [22].
заций. Это побуждает правомочные органы к проведению курса на поддержку их общей и финансовой деятельности10. Развивается финансовая поддержка проектов социально ориентированных некоммерческих организаций на федеральном уровне. Одной из ее сравнительно новых форм является предоставление
«президентских грантов» как на общих основаниях, так и на конкурсной основе (табл. 2).
Показательный пример - Фонд президентских грантов11. Его работа построена на основе инновационных технологических продуктов, регулирующих распределение грантов. В 2019 г. этим фондом в рамках предоставления
Таблица 2 - Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на федеральном
уровне (2018-2019 гг.)12 [14]
Table 2 - Financial support for socially oriented non-profit organizations at the federal level (2018-2019) [14]
Государственный орган Российской Федерации, оказывающий государственную финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям 2018 г. 2019 г.
Минкультуры России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 184 2483,3 1418,7 357 9906 5124
Минобрнауки России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 1 7664,7 8 13550,3 25,2
Минспорт России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. — 18 87,6 87,6
Минтруд России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 29 2294,2 н/д 33 2086,7 н/д
МЧС России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 9 88,2 88,2 12 90,0 90,0
МИД России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 2 174,6 15 246,4 74,8
ФАДН России
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 28 1283 1283 33 1055 1055
Фонд президентских грантов
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 3573 7800 7800 3772 7700 7700
Всего
Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку из федерального бюджета, ед. Объем предоставленной государственной поддержки, млн руб. из него на конкурсной основе, млн руб. 3826 21788 10590 4248 34721 14157
10Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на форуме активных граждан «Сообщество» в ноябре 2017 г.
пРоссийская некоммерческая организация, являющаяся единым оператором грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Действует с 3 апреля 2017 года. Является одним из институтов развития некоммерческого сектора экономики России.
12Не представили данные за 2019 г. для Минэкономразвития России: Минздрав России, МВД России, Росмоло-дежь [14].
субсидий из федерального бюджета некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, было проведено два конкурсных отбора по поддержке негосу-
13
дарственных некоммерческих организаций . Применение на практике подобного подхода открывает для некоммерческих организаций новые возможности, одновременно повышая требования к их деятельности. Это помогает обеспечивать прозрачность и доступность конкурсов, а также объективность принимаемых решений.
Однако, для грантовой формы финансовой поддержки характерны некоторые особенности. Во-первых, она предназначена для решения широкого круга острых социальных задач, специфических для каждой конкретной территории, и вследствие этого неоднородна для субъектов Российской Федерации в рамках даже одного федерального округа. Во-вторых, не все заявки социально ориентированных некоммерческих организаций получают одобрение14. В этой связи представляется полезной мерой распространение положительных примеров и практик, отечественного и зарубежного опыта. Например, в Благотворительном фонде Владимира Потанина, одном из крупнейших частных грантодаю-щих фондов в России, в 2013 году внедрена система по управлению грантами (англ. Grant Management System). Она постоянно совершенствуется, внедряются инновационные IT-решения для повышения эффективности данной деятельности. Вопросы оптимизации процесса предоставления грантов сохраняют свою актуальность и на перспективу.
13Основание: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2019 № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества».
14Согласно данным за 2012-2017 гг., но Северо-Западному федеральному округу поддерживаются, как правило, от 10 до 30 % заявок [23, с. 110-111]. Это можно объяснить как качественными характеристиками конкурсной документации организаций-претендентов, так и бюджетом Фонда президентских грантов, который зависит от количества грантодателей и их финансовых возможностей.
15Забота о малообеспеченных, социально неблагополучных гражданах, лицах с ограниченными возможностями здоровья, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита нрав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
1бНапример, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (в составе национального проекта «Образование») планируется привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к услугам в сфере нсихолого-недагогической, методической и консультативной номощи родителям (законным представителям) детей; в федеральном проекте «Старшее поколение» (в составе национального проекта «Демография») планируется увеличить удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности до 19,1 %.
В России происходит реформирование социального обслуживания населения, основы которого закреплены в законодательстве [24]: введено в оборот понятие «получатель социальных услуг»; некоммерческим организациям предоставлены права поставщиков социальных услуг, переданы некоторые функции по оказанию социальных услуг населению15. В рамках ряда национальных проектов, реализуемых органами исполнительной власти Российской Федерации, предусмотрены соответствующие мероприятия. Разработан и реализуется комплекс мер [25], направленных на обеспечение доступа негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг наравне с государственными и муниципальными учреждениями16. Предполагается, что результатом реформирования станет при абсолютном росте объемов финансирования относительное (по удельному весу в структуре расходов консолидированного бюджета) уменьшение объемов государственных средств, выделяемых на поддержку отраслей социальной сферы (табл. 3).
Результатом реализации представленного комплекса мер стал рост количества граждан, получающих услуги социально ориентированных некоммерческих организаций: с 6 млн чел. в 2017 г. до 19 млн чел. в 2018 г. и до 22 млн чел. в 2019 г. [14, 15]. Для современного периода, характерной чертой которого является цифровая трансформация, границы деятельности некоммерческих организаций, в первую очередь социально ориентированных, закономерно расширяются. Необходимо изыскивать новые возможности для привлечения финансовых ресурсов в целях развития различных
Таблица 3 - Реализация комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в субъектах Российской Федерации (2018-2019 гг.) [14, 15]
Table 3 - Implementation of a set of measures to ensure step-by-step access of socially oriented non-profit organizations operating in the social sphere to budgetary funds allocated for the provision of social services to the population in the constituent entities of the Russian Federation (2018-2019) [14,15]
Отрасли социальной сферы, Год
оказывающие государственную 2018 2019
финансовую поддержку СО НКО
Социальная защита и социальное обслуживание
Количество субъектов РФ17, ед. 76 80
Количество СО НКО18, ед. 929 1381
Общий объем средств19, млрд руб. 11,2 13,1
Образование
Количество субъектов РФ, ед. 74 62
Количество СО НКО, ед. 1316 1910
Общий объем средств, млрд руб. 8,1 9,7
Культура
Количество субъектов РФ, ед. 51 57
Количество СО НКО, ед. 823 911
Общий объем средств, млрд руб. 2,9 7,9
Здравоохранение
Количество субъектов РФ, ед. 48 49
Количество СО НКО, ед. 123 144
Общий объем средств, млрд руб. 0,35 0,42
Физкультура и массовый спорт
Количество субъектов РФ, ед. 52 60
Количество СО НКО, ед. 585 866
Общий объем средств, млрд руб. 7,76 12,02
Молодежная политика20
Количество субъектов РФ, ед. 26 39
Количество СО НКО, ед. 654 614
Общий объем средств, млрд руб. 1,01 1,36
Продолжение таблицы 3
Итого
Количество субъектов РФ, ед. Количество СО НКО, ед. Общий объем средств, млрд руб. 85 4430 31,32 85 5826 44,50
организационно-правовых форм социально ориентированных некоммерческих организаций, расширения видов деятельности и перечня предоставляемых ими общественно значимых услуг.
Применение инструментов фандрайзинга
Одним из основных дополнительных источников финансирования социально ориентированных некомменческих организаций является фандрайзинг21. Главная задача фанд-райзинга состоит в привлечении финансовых, материальных, информационных и трудовых (работа волонтеров) ресурсов, а также в приобретении новых партнеров и друзей организации. В зависимости от потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций можно выделить несколько более конкретных целей, которые можно реализовать посредством применения инструментов фандрайзинга22: получение необходимых ресурсов и удовлетворение дарителя; достижение целей организации и реализация ее программ; укрепление благополучия общества в целом. Становление фандрайзинга как работы, направленной на получение пожертвований, которые делаются осознанно, на добровольной и бескорыстной основе, увязывается с интенсивностью развития некоммерческого сектора в целом.
17Количество субъектов Российской Федерации, которые передали средства социально ориентированным некоммерческим организациям на исполнение услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
18Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым были переданы на исполнение услуги, предоставляемые за счет бюджета (по всем субъектам Российской Федерации), получивших финансовую поддержку из федерального бюджета.
19Общий объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, фактически переданных социально ориентированным некоммерческим организациям на оказание услуг.
20Это направление работы, связанное с организацией и проведением олимпиад, конкурсов, мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской деятельности.
21 Фандрайзинг - деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на ее уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ею ресурсов, необходимых для реализации ее программ и достижения стоящих перед ней целей, обеспечивающая желаемую удовлетворенность дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом.
22Инструменты фандрайзинга: письма к спонсорам; партнерские проекты; заявки на гранты; ящик для сбора пожертвований; разовые акции прямого сбора пожертвований; квитанции в банке; членские взносы; статья в газете; деньги из бюджета; платные услуги и предпринимательская деятельность.
Каковы же перспективы развития фандрай-зинга в России? Ключевые задачи, которые предстоит решить - использование больших массивов данных, построение сетевой организации социально ориентированных некоммерческих организаций. Цифровизация благотворительного сектора возможна через применение искусственного интеллекта, роботов, чат-ботов, CRM-систем23 и волонтерских платформ. В благотворительном фонде «Си-
24
стема» вынашивается идея о создании единой платформы для измерения и оценки социальных изменений. Получает распространение точка зрения о том, что решать социальные и экологические проблемы лучше с помощью цифровых технологий, применяя при этом межсекторное партнерство, то есть взаимодействие некоммерческих организаций и бизнеса. Вместе с возникновением новых задач в сфере благотворительности появляются и методы их решения: благотворительные стримы, онлайн-образование, телемедицина, краудфандинг и т. п. Обобщение мнений ряда экспертов [26] приводит к выводу, что в целях повышения эффективности работы для применения в практической деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций могут быть рекомендованы следующие инструменты и инновации:
1. СRM-система и систематизация взаимодействия с клиентами и целевой аудиторией.
2. Цифровизация фандрайзинга.
3. AR/VR-технологии25.
4. Платформа для взаимодействия между грантодателями, государством, меценатами с одной стороны и НКО, волонтерами и активистами — с другой.
5. Облачные сервисы.
6. Платформа для оценки и анализа социального эффекта от проводимых со стороны
государства, бизнеса и общества проектов и кампаний.
Актуальные темы настоящего времени -внедрение искусственного интеллекта и возможные последствия дигитализации26 всех процессов для общества. Менеджменту организаций следует учитывать специфику предлагаемых для реализации 1Т-решений: одни из них можно адаптировать из других секторов экономики, другие нуждаются в разной степени кастомизации27. Рекомендуемые меры позволяют лучше учесть индивидуальные запросы и предпочтения различных социальных групп потребителей.
Формирование институциональной цифровой среды
В научной литературе сложилось понимание цифровой экономики как системы социальных, экономических и культурных отношений, в основе которых лежит использование инновационных цифровых технологий [27, с. 16]. Некоммерческие организации приспосабливаются к особенностям рыночной среды, что требует соответствия предоставляемых ими продуктов и услуг существующим техническим и потребительским стандартам, а также социальным нормам. Развиваясь на основе социально ориентированных целей и принципов, некоммерческие организации вынуждены расширять предоставление услуг на коммерческой основе. Распространение информационно-коммуникационных технологий стимулирует их к работе в электронной среде.
Государство поддерживает функционирование некоммерческих организаций путем создания соответствующей институциональной инфраструктуры, которая включает необходимые институты: политические, юридические и социальные. В процессе своего функ-
23СБМ - система учета и управления взаимоотношениями с клиентами, благополучателями: поможет выстроить работу со своими сторонниками - знать и понимать мотивацию донора, разговаривать с ним на одном языке и не забывать вовремя отправить отчет, просьбу о помощи или поздравить с днем рождения.
24Один из крупнейших благотворительных фондов в России, создан в 2004 г. как оператор социальной деятельности компаний Группы АФК «Система».
25АК^К-технологии - «виртуальная и дополненная реальность»; эти технологии могут как привносить в реальный мир виртуальные данные, так и устранять из него объекты.
26Дигитализация (от англ. digitalisation) - перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной) в цифровую форму.
27Кастомизация - индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений.
ционирования некоммерческие организации, как экономические субъекты, ориентированы на применение передовых информационно-коммуникационных технологий. Определенные ограничения по объемам государственного финансирования инициируют активизацию их работы по поиску партнеров для реализации проектов социальной и экологической направленности. Участие меценатов и спонсоров помогает решить ряд важных проблем социально ориентированных некоммерческих организаций, в числе которых - современное программное обеспечение, приобретение и установка необходимого оборудования, технологическая поддержка и соблюдение регламента экономической безопасности. Все названные и другие виды затрат можно покрыть только на основе дополнительных государственных и частных источников финансирования. Увеличение притока финансовых ресурсов возможно обеспечить посредством углубления связей с партнерами из предпринимательского сектора: юридическими и физическими лицами.
В России проведено первое масштабное исследование вовлеченности отечественных благотворительных фондов и некоммерческих организаций в процессы цифровизации. К участию в открытом социологическом опросе были приглашены все благотворительные фонды, эндаументы и НКО России. Организаторами исследования стали Фонд целевого капитала «Истоки»28 и Ассоциация грантода-ющих организаций «Форум Доноров»29.
Исследование проводилось с 25.10.2019 по 25.02.2020 методом онлайн-опроса. В нем приняли участие 71 организация из 24 регионов России. Изначально предполагалось, что данные организации располагают соответствующими информационными цифровыми ресурсами. Результаты онлайн-опроса опубликованы и полезны для всех заинтересованных в сотрудничестве сторон [28]. Выпол-
ненный нами контент-анализ полученных по результатам данного исследования материалов позволяет понять, насколько успешно в российском третьем секторе проходит цифровая трансформация30. Прежде всего, представляет интерес структурное соотношение организационно-правовых форм некоммерческих организаций, принявших участие в опросе (в% к итогу): частный фонд - 15; фонд целевого капитала - 11; фандрайзинговый фонд - 10; общественная организация - 10; фонд местного сообщества - 8; корпоративный фонд - 88; АНО - 5; религиозная организация - 2; ассоциация - 1; частная инициатива - 1. Исходя из числа сотрудников, величина обследованных организаций сравнительно небольшая: в 22 из них - до 3 сотрудников; в 27 - от 4 до 10; в 8 - от 11 до 19; в 8 - от 20 до 40; в 6 - 41 и более.
Далее, можно проследить степень «цифровой зрелости» социально ориентированных некоммерческих организаций. Ответы респондентов показывают, что ее уровень существенно различается: 87 % организаций, прошедших онлайн-опрос, используют базовые цифровые сервисы (социальные сети, рассылки, облачные сервисы); 41 % только начинают изучать цифровые инструменты и технологии; 20 % задумываются о создании стратегии цифровой трансформации; 15% разработали стратегию цифровой трансформации, либо находятся в процессе цифровой трансформации; 10 % приступили к цифровой трансформации организации, но пока этот процесс затрагивает только руководство или отдельных сотрудников; 4 % успешно прошли цифровую трансформацию (все основные стороны деятельности эффективно оцифрованы).
На вопрос о том, по каким видам цифровой деятельности обследованные социально ориентированные некоммерческие организации хотели бы усилить компетенции своего персонала, ответы респондентов были следую-
28Фонд целевого капитала «Истоки» был зарегистрирован 5 марта 2013 года. Доход от инвестирования целевого капитала направляется на развитие социальных и историко-культурных программ Фонда Андрея Первозванного, а также проекты в сфере образования, философии, науки и сохранения исторического наследия.
29Форум Доноров - ассоциация крупнейших грантодающих организаций, работающих в России. Это объединение фондов и компаний, системно занимающихся благотворительной деятельностью.
30Цифровая трансформация - внедрение новых технологий (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных, интернет вещей) и глубокое, комплексное преобразование продуктов и услуг, структуры организации, стратегии ее развития, организационной культуры, работы с донорами и благополучателями.
щими: использование цифровых технологий в фандрайзинге (54 %); знание аудитории (получение обратной связи от пользователей с помощью цифровых тенологий) (48 %); работа с данными (сбор, обработка, аналитика, управление данными) (46%); создание и развитие собственных цифровых продуктов (41 %); представление и продвижение в социальных сетях (35 %); умение расставить управленческие приоритеты (какие технологии внедрять, очередность и пр.) (34 %).
Ответы на вопрос о том, с какими проблемами сталкиваются социально ориентированные некоммерческие организации при внедрении цифровых технологий, таковы: недостаток необходимых навыков и кадров (76 %); недостаток финансирования (62 %); мешает устоявшаяся практика организации, привычки, настрой сотрудников, традиции, писаные и неписаные правила (38 %). Из представленных ответов на данный вопрос можно сделать вывод о том, что не все организации могут наблюдать за развитием рынка цифровых технологий и объективно оценивать свои возможности в данной области. Полученные результаты свидетельствуют о наличии проблем, с которыми сталкиваются социально ориентированные некоммерческие организации. Помощь в их решении может быть оказана по двум направлениям: со стороны государства и со стороны предпринимательского сектора.
Итак, что может сделать государство в целях поддержки внедрения цифровых технологий в деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций? В числе первоочередных мер, на целесообразность которых обратили внимание более 50 % опрошенных респондентов, следующие: распределение целевых грантов для освоения некоммерческими организациями цифровых технологий; организация бесплатного обучения цифровым навыкам их сотрудников; организация банка лучших практик в сфере цифровой трансформации. В следующую группу входят меры, которые указаны в более чем 40 % ответов респондентов: перенаправление части ресурсов, участвующих в развитии государственных цифровых сервисов31, на развитие цифровых технологий в области благотво-
31 Имеется в виду сервис «Госуслуги».
рительности (лат. digital pro bono); финансирование налогового вычета для провайдеров, оказывающих цифровые услуги некоммерческим организациям; создание условий в целях привлечения ресурсов бизнеса для цифровой трансформации благотворительности; создание возможностей для некоммерческих организаций присутствовать на государственных цифровых площадках. И, наконец, около 30 % опрошенных высказались за принятие государственной программы цифровой трансформации некоммерческого сектора.
Относительно того, что может сделать бизнес в целях поддержки внедрения цифровых технологий в социально ориентированные некоммерческие организации, пожелания респондентов распределились следующим образом:
1. Компании, владеющие цифровыми технологиями, могли бы оказывать помощь некоммерческим организациям на принципах pro bono publico (лат. «ради общественного блага»). Это означает оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе, а именно: обучение сотрудников некоммерческих организаций, решение конкретных задач (93 % ответов).
2. Компании, оказывающие цифровые услуги, могли бы формировать специальные, более льготные предложения для некоммерческих организаций (79 % ответов).
Выводы, которые можно сделать на основе контент-анализа, следующие:
1. Цифровая трансформация актуальна для большинства социально ориентированных некоммерческих организаций; часть из них уже приступили к овладению соответствующим инструментарием.
2. Степень «цифровой зрелости» тесно связана с размерами организаций: 93 % из прошедших опрос используют только базовые цифровые инструменты и имеют в штате менее 10 человек; 86% организаций, разработавших стратегии цифровой трансформации, имеют в штате более 11 человек; успешно завершили цифровую трансформацию преимущественно корпоративные фонды.
3. Выявлены различия в целеполагании: на начальном этапе цифровой трансформации организации планируют использовать информационно-коммуникационные технологии в основном для фандрайзинга; социально ориентированные некоммерческие организации, активно вовлеченные в процесс цифровой трансформации, в качестве основного результата ожидают повышения качества управленческих процессов.
Разработка проектов и программ на перспективу зависит от того, какие задачи социально ориентированная некоммерческая организация ставит перед собой. В целом, любая автоматизация и цифровизация внутренних процессов должна преследовать одну ключевую задачу - повышение внутренней эффективности организации. Внедрение современных инструментов позволяет существенно сократить объем ручного труда и, как следствие, повысить качество работы, сократить издержки, снизить вероятность ошибок человеческого фактора. Сложность инновационных изменений состоит в том, что они требует существенных ресурсных и временных затрат персонала организации.
На основе мнений экспертов можно проследить тренды благотворительности на предстоящие годы. Например, управляющий директор благотворительного фонда «Подсолнух» И. Баркадзе полагает, что основной проблемой на среднесрочную перспективу (2-3 года) будет оставаться способность организации сохранять финансовую стабильность, и в этой связи вполне вероятно появление социально ориентированных некоммерческих организаций, более сфокусированных на поиске механизмов повышения эффективности собственного функционирования, нежели на приверженности ценностям миссии [29]. На наш взгляд, целесообразно применять более сбалансированную концепцию, предполагающую совмещение обеих направлений деятельности, поскольку это важно для сохранения предназначения и развития нормативных правовых основ некоммерческого сектора. В ка-
честве ключевой характеристики менеджмента некоммерческих организаций и персонала в целом можно рекомендовать такие критерии оценки, как умение работать на опережение, предложение и апробацию новых способов решения проблем, применение инновационных технологий и способов коммуникации.
Директор по развитию бизнеса некоммерческого благотворительного проекта PHI-LIN32 С. Горбачева указывает на одну из проблем социально ориентированных некоммерческих организаций, которая состоит в недостаточно активной автоматизации внутренних процессов. Так, по ее мнению, многие организации пока не достигли необходимого уровня организационного развития, но для тех из них, которые планируют масштабирование, этот вопрос является первоочередным. В этой связи одним из прогрессивных трендов должна стать автоматизация массового фандрайзинга: это основа работы крупных фондов какдоноров, вызывающихдоверие в обществе [29].
Как представляется, имеющиеся в деятельности некоммерческих организаций нерешенные вопросы актуализируют целый ряд взаимосвязанных проблем. Например, как выбрать реципиента? Для решения этого вопроса необходимо выработать четкие критерии предоставления грантов: кому именно и на какие цели следует в первоочередном порядке выделять финансовые ресурсы? Каким образом ранжировать потребности получателей бюджетных ассигнований? Как лучше организовать контроль за своевременностью и целевым использованием средств и, главное, по каким методикам оценивать результаты работы, степень удовлетворенности получателей социальных услуг? Все эти вопросы являются ключевыми для упорядочения деятельности социально ориентированных НКО, а ответы на них могут быть получены только при активизации научных исследований и согласованной творческой работы всех заинтересованных сторон.
Нормативные правовые основы деятельности социально ориентированных некоммер-
32PHILIN (Philanthropy Infrastructure) - это проект, направленный на профессионализацию индустрии благотворительности в России. Клиентам — благотворительным фондам и другим НКО — предлагается пакет услуг, включающий бухгалтерию под ключ, юридическое, кадровое сопровождение, услуги в области финансов, IT-сервис.
ческих организаций перманентно совершенствуются. В свете исполнения поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина от 16 января 2019 г. разработаны два законопроекта. В первом предусматривается распространение мер поддержки, имеющихся у субъектов малого и среднего бизнеса, на социально ориентированные некоммерческие организации, по следующим направлениям: уменьшение количества проверок надзорных органов; совершенствование системы отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций; предоставление права преимущественного выкупа арендуемых помещений; предоставление права получать поручительства и гарантии [30]. Во втором законопроекте предполагается, во-первых, распространить на социально ориентированные некоммерческие организации нормы трудового законодательства, в соответствии с которыми микропредприятиям предоставлено право отказаться полностью ил частично от принятия локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права, а именно: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие; во-вторых, предоставить возможности заключения некоммерческими организациями срочного трудового договора по аналогии с работодателями - субъектами малого предпринимательства [31].
Заключение
По результатам выполненного исследования можно сформулировать следующие выводы. Происходит формирование рынка социальных услуг на качественно новой основе (исходя из структуры входящих элементов) и с расширенным составом участников. Функции некоммерческих организаций развиваются, а предоставляемые ими услуги существенно диверсифицируются. В процессе поиска путей оптимизации экономической деятельности организуется социальное партнерство и межсекторальное взаимодействие, создается конкурентная среда за счет расширения реестра поставщиков социальных услуг. В целях повышения эффективности системы социального обслуживания пересматриваются модели предоставления социальных услуг,
создаются новые механизмы и способы ихфи-нансирования.
Жизненно важными вопросами для дальнейшего развития социально ориентированных некоммерческих организаций являются привлечение новых партнеров в целях расширения масштабов поддержки, диверсифици-кация источников финансирования, конструирование новых моделей работы с благопо-лучателями, увеличение медиаактивности путем освещения различных аспектов деятельности в средствах массовой информации, повышение информированности граждан и воспитание доверия к некоммерческому сектору. В этой связи требуются усилия и инициаторы для развития инновационных механизмов выделения денежных средств для социально ориентированных некоммерческих организаций. Это могут быть такие инструменты, как крауд-фандинг, спонсорство и благотворительность юридических и физических лиц. Для успешной реализации региональных проектов социально ориентированным некоммерческим организациям нужна поддержка региональных органов власти в виде принятия целевых подпрограмм в составе соответствующих госпрограмм. Значение имеет обеспечение репрезентативности и сопоставимости данных при межрегиональных исследованиях.
Требует совершенствования нормативное правовое регулирование. Например, разработка стандарта открытости деятельности (и, соответственно, отчетности), регулярная публикация обязательных сведений об использовании финансовых средств юридических и физических лиц. Такие действия будут способствовать росту доверия к некоммерческому сектору, роль которого возрастает в условиях формирования гражданского общества в России, и поиску дополнительных финансовых средств из различных источников. Например, важный аспект диверсификации -привлечение социальных инвестиций в рамках программ корпоративной социальной ответственности предпринимательского сектора. Полученные средства по итогам конкурсов «президентских грантов» рекомендуется направлять преимущественно для реализации мероприятий в рамках приоритетных социальных и природоохранных проектов.
Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации обладают весомым потенциалом, а их вклад в экономическое развитие территорий увеличивается. Это можно проиллюстрировать разнообразием способов мобилизации финансовых ресурсов из различных источников и использованием инновационных механизмов финансирования реализации программ и проектов. В целях активизации данной деятельности создается институциональная инфраструктура, развивается внутрирегиональный уровень региональной экономической политики, а ее содержание трансформируется в соответствии с потребностями формирующегося гражданского общества.
Некоммерческие организации призваны реализовывать общественно значимые цели: социальные, культурные, благотворительные, образовательные, научные, управленческие. В процессе их функционирования создаются новые рабочие места, что способствует росту доходов населения, повышению занятости в творческих сферах деятельности и, в целом, росту интеллектуального потенциала. Именно этим определяется их чрезвычайно важная
роль в экономической системе России. В современный период становления социального государства закономерно расширяется сфера деятельности некоммерческих организаций, происходит переоценка их потенциала, пересматриваются и вместе с тем усложняются выполняемые ими функции. Все названные обстоятельства обусловливают повышение интереса к исследованию сохраняющихся (имеющихся, наблюдаемых) проблем у некоммерческих организаций, способствуют развитию разносторонних научных исследований: как теоретического, так и практического плана.
Активная роль в нормотворческой деятельности и организации практической работы по цифровизации финансовой сферы принадлежит Министерству финансов Российской Федерации. В условиях цифровизации, распространения новых информационно-коммуникационных технологий перед национальной финансовой системой встают новые задачи. Проводимая работа по цифровизации управления направлена на повышение эффективности и результативности работы во всей финансовой системе и особенно в звене «финансы некоммерческих организаций».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Аузан А., Тамбовцев В. (2005). Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. № 5. С. 28-49.
2. Павленко Ю.Г. (2015). Вызовы развитию: критика гражданского общества. М. : Институт экономики РАН.
3. Полтерович В.М. (2004). Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общество и современность. № 3. С. 5-16.
4. Кирдина С.Г. (2012). Гражданское общество: уход от идеологемы // Социологические исследования. № 2. С. 63-73.
5. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant .ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 15.09.2020).
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций : Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ // Консультант-
Плюс. URL: http://www.consultant.ru/docume nt/cons_doc_LAW_99113/ (дата обращения: 28.09.2020).
7. Об утверждении Официальной статистической методологии по организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций : Приказ Федеральной службы государственной статистики от 26 августа 2014 г. № 531 // Минэкономразвития России. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627572/ (дата обращения: 02.10.2020).
8. ИгонинаЛ.Л. (2016). Финансовая система и экономическое развитие: монография. М. : Ру-сайнс.
9. Кулькова В.Ю. (2016). Трансформация устойчивости СО НКО в Российской Федерации : Монография. Казань: Печать-Сервис.
10. Якобсон Л.И., Мерсиянова И.В., Кононы-хина О.Н. [и др.]. (2011). Гражданское общество в модернизирующейся России : Аналитический доклад центра исследований гражданско-
го общества и некоммерческого сектора НИУ «ВШЭ». М. URL: https://www.hse.ru/data/2011 /10/24/1268873714/CIVICUS%20Russia%20RUS .pdf (дата обращения: 09.09.2020).
11.Salamon L.M., Toepler S. Government-Nonprofit Cooperation: Anomaly or Necessity? Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, December 2015, vol. 26, no. 6, pp. 2155-2177.
12. Brandsen T., Pape U. (2015). Barriers and Opportunities of Third Sector Development in the Netherlands, National Report. The Netherlands, TSI Working Paper Series.
13. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. (2020). Экономическая и финансовая политика: научные основы и практические аспекты : Монография / Н. П. Молчанова, И. Н. Молчанов. М. : МАКС Пресс.
14. О ежегодном докладе о деятельности и развитии СО НКО : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 87-р (п. 8 Плана мероприятий) ; Поручение Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. № ОГ-П44-47пр // Минэкономразвития России. URL: http://nko.economy.gov. ru/upload/docs/tiff2pdf.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
15. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций // Минэкономразвития России. URL: ht tps://economy.gov.ru/material/file/17139577416 ce2cf897877dca5911766/Doklad_2019.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
16. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере : Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации / Общественная палата Российской Федерации ; сост. и общ. ред. Е. А. Тополева-Солдунова, Е. Г. Орлова, О. В. Коротеева, А. М. Спивак, Р. М. Ольховский, А. А. Вавилова, В. Б. Беневоленский ; рецензенты: Е. Ю. Ветрова, Т. Г. Насриддинов. М.: Современные информационные системы, 2019. 96 с.
17. МерсияноваИ.В., ЯкобсонЛ.И. (2011). Сотрудничество государства и структур гражданского общества в решении социальных проблем // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 5-24.
18. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. (2016). Преимущества НКО как поставщиков со-циальныхуслуг: апробация в российскихуслови-ях // Вопросы государственного и муниципального управления. № 4. С. 7-26.
19. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б.
(2017). НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 83-104.
20. Финансы некоммерческих организаций : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И. В. Ишиной. М.: Издательство Юрайт, 2016.
21. КоротинаН.Ю.,АбрамкинаС.Р.,Алдошен-ко Е.В. (2019). Особенности финансовой поддержки социально ориентированных проектов в муниципальном образовании // Социум и власть. № 2 (76). С. 46-55.
22. Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг : Указ Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398 (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_202901/ (дата обращения: 28.09.2020).
23. Кобыльников В.П. (2019). Актуальные проблемы финансовой поддержки некоммерческого сектора региона (на примере предоставления «президентских грантов») // Проблемы развития территории. № 1 (99). С. 107-120. DOI: 10.15838/ptd.2019.1.99.7.
24. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 15.09.2020).
25. Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 20162020 годы : Утв. Правительством Российской Федерации 23 мая 2016 г. № 3468п-П44 // Минэкономразвития России. URL: https://economy.go v. ru/material/file/126 3 6743 0a2e623 cd05 0409 3c32dd9e3/kompleks_mer.pdf (дата обращения: 04.10.2020).
26. Захарова Л. Цифровизация благотворительности - эмпаты, живущие в сети // SDG-MEDIA.RU. URL: https://sdg-media.ru/ot-serdca-k-cifre-i-obratno/ (дата обращения: 14.09.2020).
27. Альпидовская М.Л., Стомпелева Е.С. (2020). Институциональные особенности циф-ровизации российской экономики // Вестник Волгоградского университета. Экономика. Т. 22, № 1.С. 15-22. DOI: 10.15688/ekjvolsu.2020.1.2.
28. Первое в России исследование вовлеченности российских благотворительных организаций в цифровую трансформацию // Форум Доноров. URL: https://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2020/03/TSifrovizatsiya-NK0_inf ografika.pdf (дата обращения: 15.09.2020).
29. Переход на цифру уже произошел. Эксперты о будущем благотворительности // РИА НОВОСТИ. Социальный навигатор. URL: https: //sn.ria.ru/20191022/1560079049.html (дата обращения: 11.09.2020).
30. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций : Проект Федерального за-
кона ; подготовл. Минэкономразвития России (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на
12.04.2019) // КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b ase=PRJ&n= 183393#035551633271383953 (дата обращения: 01.10.2020).
31. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями : Проект Федерального закона № 1022523-7 (редакция, внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.09.2020) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant .ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n = 199473#05699547654146051 (дата обращения:
01.10.2020).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Молчанов Игорь Николаевич - доктор экономических наук, профессор; Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова (119991, Россия, Москва,Ленинские горы, 1); Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский пр-кт, 49); [email protected].
Молчанова Наталья Петровна - доктор экономических наук, доцент; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский пр-кт, 49); [email protected].
THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE FINANCIAL MANAGEMENT OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS
I.N. Molchanov33^, N.P. Molchanova34b
aLomonosov Moscow State University bFinancial University under the Government of the Russian Federation
ABSTRACT:
Purpose: to identify the existing problems in the financial management of the non-profit sector; consideration of the benefits of digital transformation in relation to socially oriented non-profit organizations and its impact on the implementation of socially important programs and projects, improving social services for the population.
Methodology and methods: based on the application of general economic and private scientific methods - analysis and synthesis, induction and deduction, system and institutional approaches, economic, factor and criterion types of analysis, heuristic methods, the use of content analysis in processing official statistical data, the results of sociological research and expert assessments-theoretical positions and empirical materials, legislative documents are studied, information from various sources is verified. The study used materials from official information sources (regulatory legal regulations and instructions, scientific papers, reports, and other publications), which form a reliable basis for analyzing the specifics of non-profit organizations.
33RSCI AuthorID: 186567, ORCID: 0000-0003-4252-2387, ScopusID: 57190766747, ResearcherID: J-7684-2012
34RSCI AuthorID: 491799, ORCID: 0000-0002-3019-0672, ScopusID: 57190763402, ResearcherID: Q-8208-2017
Results: taking into consideration consideration of what is happening in the national financial system transformation the authors conducted a comparative analysis of the measures proposed by the national government and the actions implemented by the competent authorities. These actions are strategically linked to achieving balanced development of the finances of non-profit organizations and strengthening the dynamically developing element - finances - of socially oriented non-profit organizations. The reasons that hinder the functioning of the non-profit sector and hinder the effective financial management of non-profit organizations, the formation and use of financial resources intended for solving socially significant problems of society are identified. Methods and technologies of financial and economic regulation recommended for practical use are systematized; proposals are formulated to improve the results of the non-profit sector.
Recommendations: in order to improve the efficiency of the social service sector, it is advisable for public and municipal authorities to take into account the specifics of spatial development in order to maximize the use of resource and labor potential, as well as the settlement structure of the population when developing strategic and tactical issues related to the functioning of the non-profit sector, developing special programs, projects and activities, and designing institutional infrastructure facilities. In order to improve the results and strengthen the financial and economic situation, the management of socially oriented non-profit organizations should focus on demand and choose the most popular types of activities at the municipal level of management; take into account living conditions of the consumers of socially significant services in urban and rural areas; use innovative methods and tools to increase productivity and results; focus on the maximum use of effective digital technologies; give priority to staff training and professional development.
The scientific novelty of the work consists in selecting tools for socially oriented non-profit organizations and justifying the feasibility of using the recommended innovations to improve the efficiency of social services.
KEYWORDS: financial management, digitalization, socially oriented non-profit organizations, institutional structure, non-profit sector, civil society.
FOR CITATION: Molchanov I.N., Molchanova N.P. (2020). The impact of digitalization on the financial management of socially oriented non-profit organizations, Management Issues, no. 6, pp. 40-58.
REFERENCES
1.Auzan A., Tambovtsev V. (2005). The economic significance of civil society // Economic Issues, no. 5, pp. 28-49.
2. Pavlenko Yu.G. (2015). Development Challenges: Criticism of Civil Society. M.: Institute of Economics RAS.
3. Polterovich V.M. (2004). Institutional traps: is there a way out? Society and modernity, no. 3, pp. 5-16.
4. Kirdina S.G. (2012). Civil Society: Avoiding Ideologema, Sociological Research, no. 2, pp. 63-73.
5. On non-profit organizations. Federal Law no. 7-FZ dated January 12, 1996. ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_8824/ (accessed 15.09.2020).
6. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the support of socially oriented non-profit organizations. Federal Law no. 40-FZ dated April 5, 2010. ConsultantPlus. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9 9113/ (accessed 28.09.2020).
7. On the approval of the Official statistical methodology for organizing statistical observation of the activities of socially oriented non-profit organizations. Order of the Federal State Statistics Service no. 531 dated August 26,2014. Ministry of Economic Development of Russia. URL: https://www.garant.r u/products/ipo/prime/doc/70627572/ (accessed 02.10.2020).
8. Igonina L.L. (2016). Financial system and economic development. Moscow, Rusayns.
9. Kulkova VYu. (2016). Transformation of Sus-tainability of SO of NPOs in the Russian Federation. Kazan, Printing Service.
10. Yakobson L.I., Mersiyanova I.V., Kononykhi-na O.N., et al. (2011). Civil Society in Modernizing Russia. Analytical Report of the Center for Civil Society Research and the Non-Profit Sector of the Higher School of Economics. Moscow. URL: https: //www.hse.ru/data/2011/24.10.1268873714/CIVI CUS%20Russia%20RUS.pdf (accessed 09.09.2020).
11.Salamon L.M., Toepler S. Government-
Nonprofit Cooperation: Anomaly or Necessity? Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, December 2015, vol. 26, no. 6, pp. 2155-2177.
12. Brandsen T., Pape U. (2015). Barriers and Opportunities of Third Sector Development in the Netherlands, National Report. The Netherlands, TSI Working Paper Series.
13. Molchanova N.P., Molchanov I.N. (2020). Economic and financial policy: scientific foundations and practical aspects. Moscow, MAX Press.
14. On the annual report on the activities and development of SO of NPOs. Order of the Government of the Russian Federation no. 87-r dated January 27, 2011 (clause 8 of the Action Plan); Instruction of the Government of the Russian Federation no. OG-P44-47pr dated February 19, 2013. Ministry of Economic Development of Russia. URL: http://nko.ec onomy.gov.ru/upload/docs/tiff2pdf.pdf (accessed 04.10.2020).
15. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. Ministry of Economic Development of Russia. URL: https: //economy.gov.ru/material/file/17139577416ce 2cf897877dca5911766/Doklad_2019.pdf (accessed 04.10.2020).
16. Participation ofNGOs in the provision ofser-vices in the social sphere. Special report ofthe Public Chamber of the Russian Federation. Comp. and ed. by E. A. Topoleva-Soldunova, E. G. Orlova, O. V. Ko-roteeva, A. M. Spivak, R. M. Olkhovsky, A. A. Vav-ilova, V. B. Benevolensky. Moscow, Modern information systems, 2019, 96 p.
17. Mersiyanova I.V., Yakobson L.I. (2011). Cooperation between the state and civil society structures in solving social problems, Questions of state and municipal management, no. 2, pp. 5-24.
18. Mersiyanova I.V., Benevolenskiy V.B. (2016). Advantages of NPOs as providers of social services: approbation in Russian conditions, Issues of state and municipal management, no. 4, pp. 7-26.
19. Mersiyanova I.V., Benevolenskiy V.B. (2017). NPOs as providers of social services: verification of weaknesses, Questions of state and municipal management, no. 2, pp. 83-104.
20. Finance of Non-Profit Organizations. Textbook and Workshop for Bachelor's and Master's Degree. Ed.: I. V. Ishina. Moscow, Yurayt Publishing House, 2016.
21. Korotina NYu., Abramkina S.R., Aldoshen-ko E.V. (2019). Features of financial support for socially oriented projects in the municipal formation, Society and Power, no. 2 (76), pp. 46-55.
22. On the approval of priority areas of activity in the field of providing socially useful services: Decree of the President of the Russian Federation no. 398 dated August 8, 2016 (as amended on July 1, 2017). ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_202901/ (accessed 28.09.2020).
23. Kobylnikov V.P. (2019). Topical Issues of Financial Support of the Non-Profit Sector in the Region (on the Example of "Presidential Grants"), Problems of territory's development, no. 1 (99), pp. 107-120. DOI: 10.15838/ptd.2019.1.99.7.
24. On the basics of social services for citizens in the Russian Federation. Federal Law no. 442-FZ dated December 28, 2013. ConsultantPlus. URL: ht tp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _156558/ (accessed 15.09.2020).
25. A set of measures aimed at ensuring step-by-step access for socially oriented non-profit organizations operating in the social sphere to budget funds allocated for the provision of social services to the population for 2016-2020: Approved by the Government of the Russian Federation on May 23, 2016 no. 3468p-P44. Ministry of Economic Development of Russia. URL: https://economy.gov.ru/material/fi le/126367430a2e623cd0504093c32dd9e3/kompleks _mer.pdf (accessed 04.10.2020).
26. Zakharova L. Digitalization of Charity - Em-paths Living on the Net. SDG-MEDIA.RU. URL: https: / / sdg- media.ru/ot- serdca- k- cifre- i- obratno/ (accessed 14.09.2020).
27. Alpidovskaya M.L., Stompeleva E.S. (2020). Institutional features of digitalization of Russian economy, Bulletin of Volgograd University. Economy, vol. 22, no. 1, pp. 15-22. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2 020.1.2.
28. Russia's first study of the involvement of Russian charitable organizations in digital transformation. Donor Forum. URL: https://www.donorsforu m.ru/wp-content/uploads/2020/03/TSifrovizatsiy a-NKO_infografika.pdf (accessed 15.09.
29. The transition to digital has already taken place. Experts on the future of charity. RIA NOVOSTI. Social navigator. URL: https://sn.ria.ru/ 20191022/1560079049.html (accessed 11.09.2020).
30. On amendments to some legislative acts of the Russian Federation in terms of improving the regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations. Draft Federal Law; prepared by Ministry of Economic Development of Russia (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of April 12, 2019). ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/co
ns/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=183393#0 35551633271383953 (accessed 01.10.2020).
31. On amendments to the Labor Code of the Russian Federation in terms of establishing the specifics of labor regulation of persons working for employers who are non-profit organizations. Draft
Federal Law no. 1022523-7 (as amended by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of September 17, 2020). Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onl ine.cgi?req=doc&base=PRJ&n=199473#056995476 54146051 (accessed 01.10.2020).
AUTHORS' INFORMATION:
Igor N. Molchanov - Advanced Doctor in Economic Sciences, Full Professor; Lomonosov Moscow State University (1, Lenin Hills, Moscow, 119991, Russia); Financial University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky Av., Moscow, 125993, Russia); [email protected].
Natalia P. Molchanova - Advanced Doctor in Economic Sciences, Associate Professor; Financial University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky Av., Moscow, 125993, Russia); [email protected].