Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная собственность / бюджетная эффективность / консолидированный бюджет / государственное имущество / ресурсы государственного управления / механизмы управления / government property / budget effectiveness / consolidated budget / public assets / public administration resources / governance arrangement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Карина Вячеславовна

В данной статье рассмотрены вопросы управления государственной собственностью. Приведены ключевые проблемы в управлении государственным и муниципальным имуществом. Также оценивается необходимость пересмотра позиций региональной социально-экономической политики с целью обеспечения устойчивости экономики, эффективного управления государственной собственностью и достижения максимальных доходов государства. Представлена динамика неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмаева Карина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF REGIONAL GOVERNMENT-OWNED PROPERTY (BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

The article addresses the matter of government-owned property management, highlights key issues in public and municipal property management. The need to revise the positions of regional socio-economic policy in order to ensure the economical sustainability, effective management of government property and achieving maximum state revenues is also assessed. The dynamics of non-tax revenues in the consolidated budget of the Republic of Kalmykia is presented.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)»

Список литературы

1. Калмыкия сократила госдолг до 8,4 млрд рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.rU/ekonomika/l9503459?yscHd=lr71vgfw7e706639088 (дата обращения: 27.11.2023).

2. Калмыкия. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] URL: https://m.wMpediaorg/wiki/Ka]iMbiKHH (дата обращения: 27.11.2023).

3. Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки - итоги 9 месяцев 2023 года [Электронный ресурс] URL: https://riarating.ru/images/63025/22/630252233.pdf (дата обращения: 27.11.2023).

DOI: 10.24412/2071-7830-2023-247-09-15 БАДМАЕВА К.В.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

БНУ PK «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, karinabadm@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы управления государственной собственностью. Приведены ключевые проблемы в управлении государственным и муниципальным имуществом. Также оценивается необходимость пересмотра позиций региональной социально-экономической политики с целью обеспечения устойчивости экономики, эффективного управления государственной собственностью и достижения максимальных доходов государства. Представлена динамика неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия.

Ключевые слова: государственная собственность, бюджетная эффективность, консолидированный бюджет, государственное имущество, ресурсы государственного управления, механизмы управления.

Управление государственной собственностью региона является одной из важнейших задач, стоящих перед региональными властями. Государственная собственность представляет собой недвижимое и движимое имущество, принадлежащее государству и используемое в интересах общества. Основная цель управления государственной собственностью региона заключается в эффективном использовании ресурсов и обеспечении устойчивого развития региона. Для достижения этой цели необходимо разработать и реализовать эффективные механизмы управления, которые позволят оптимизировать использование государственных активов и обеспечить их максимальную эффективность.

Главная задача управления государственной собственностью заключается в обеспечении выполнения социально-экономических функций государства и одновременном увеличении доходов государственного бюджета. Несмотря на то, что по итогам 9 месяцев 2023 года консолидированный бюджет Республики Калмыкия продемонстрировал положительную динамику доходов [6], отношение госдолга субъекта на 1 октября 2023 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев составило 91% (1.9.22-1.9.23) [5]. Здесь можно сделать вывод о том, что в субъекте не создан действенный механизм экономического роста и не определено место государственного имущества как его ключевого инструмента. Организационные формы взаимодействия субъектов региона сдерживают развитие его различных сфер деятельности. Изменить создавшуюся ситуацию можно путем разработки мер, направленных на совершенствование организационно-экономического механизма и методического обеспечения управления имуществом региона, задействовав все факторы, оказывающие влияние на эффективное использование и распределение государственного имущества, обеспечивающие гармонизацию интересов субъектов рынка и предопределяющие потенциал роста экономики региона.

Еще одним важным аспектом управления государственной собственностью региона является ее эффективное использование в интересах развития региональной экономики. Государственные активы могут быть использованы для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры и повышения уровня жизни населения. Правильное использование государственной собственности может стать мощным катализатором развития региона.

Одним из основных инструментов управления государственной собственностью региона является формирование и реализация государственной программы по управлению собственностью. В рамках этой программы определяются приоритетные направления использования государственных активов, разрабатываются механизмы и инструменты их эффективного использования. С 2013 года в регионе действует Государственная программа Республики Калмыкия «Управление республиканским имуществом и земельными ресурсами» (далее - Программа), состоящая из трех подпрограмм:

- Подпрограмма 1 «Повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом Республики Калмыкия»;

- Подпрограмма 2 «Повышение эффективности управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия и земельными участками, расположенными на территории г. Элисты, государственная собственность на которые не разграничена»;

- Подпрограмма 3 «Обеспечение реализации Государственной программы Республики Калмыкия «Управление республиканским имуществом и земельными ресурсами»».

Основная цель Программы заключается в создании условий для повышения и прозрачности управления и распоряжения республиканским имуществом, земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия и земельными участками, расположенными на территории г. Элисты, государственная собственность на которые не разграничена, [3].

Вместе с тем в Программе отмечается, что в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Калмыкия имеется ряд нерешенных проблем, а именно:

1. Отсутствие правоустанавливающих документов на ряд объектов недвижимого имущества не позволяет осуществлять государственную регистрацию в максимально короткие сроки, сдерживает их вовлечение в экономический оборот, отрицательно сказывается на принятии решений о приватизации объектов недвижимости, разграничении государственной собственности при передаче имущества, предназначенного для реализации соответствующих полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все отмеченное не позволяет своевременно принимать решения по распоряжению государственным имуществом Республики Калмыкия, препятствует проведению структурных изменений, в том числе акционированию предприятий.

По данному направлению проделана существенная работа. Так, если по состоянию на 1 января 2018 года в реестре государственного имущества было учтено 1585 объектов недвижимого имущества, произведена государственная регистрация на 1114 объектов недвижимости, что составляло 70,3% от общего количества объектов недвижимости, то на 1 января 2023 г. - уже учтен 1971 объект недвижимого имущества, произведена государственная регистрация на 1554 объекта недвижимости, что составляет 78,8% от общего количества объектов недвижимости.

2. Отсутствие актуальной информации о графическом учете, состоянии земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории г. Элисты; автоматизированной базы данных о земельных участках; наличие не образованных земельных участков, границы которых не уточнены надлежащим образом, что сдерживает их

вовлечение в экономический оборот и влечет за собой недопоступление платежей за землю в бюджет Республики Калмыкия.

3. Наличие в структуре государственной собственности Республики Калмыкия государственных унитарных предприятий, не соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством к государственным унитарным предприятиям [3].

Изучение текущей ситуации показывает, что существующая система управления государственными предприятиями в республике неэффективна, особенно в части контроля и координации финансово-хозяйственной деятельности, включая планирование. Это подтверждает необходимость постепенного отказа от института права хозяйственного ведения.

Учет республиканского имущества и ведение Реестра осуществляет Министерство по земельным и имущественным отношениям (далее - Министерство).

В республиканской собственности находятся:

1. Средства республиканского бюджета;

2. Имущество, закрепленное за органами государственной власти Республики Калмыкия;

3. Имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Калмыкия;

4. Акции (доли, вклады) в уставных капиталах коммерческих организаций, созданных в установленном законом порядке с участием Республики Калмыкия;

5. Иное имущество, обеспечивающее экономическую самостоятельность и социально-экономическое развитие региона в соответствии с федеральными законами, законами Республики Калмыкия.

Таблица 1.

Объекты недвижимого имущества, находящиеся в Реестре госимущества _Республики Калмыкия [1,2]_

Показатели 2021 2022 2023

Всего объектов недвижимого имущества, находящихся в Реестре госимущества РК, из них: - 1926 1971

Зарегистрировано 1491 1554

% от общего количества объектов 77,4% 78,8%

Унитарные предприятия (на 01.01.) 9 7 7

из них:

- действующие 6 5 5

- на ликвидации 0 1 1

- не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность 2 0 1

- в стадии банкротства 1 1 0

Сводя опыт различных регионов воедино, можно сказать, что главной целью управления государственной собственностью является обеспечение выполнения социально-экономических функций государства и одновременная максимизация его доходов. При оценке объема государственного имущества необходимо учитывать доходы, получаемые от его использования. В связи с этим социально-экономическая политика регионов строится на основе четкой регламентации участия государства в предприятиях и хозяйственных обществах. Это позволяет оптимизировать состав государственной собственности и повысить эффективность ее управления.

Бюджетная эффективность определяется как соотношение полученного бюджетом результата к затратам, необходимым для его достижения. Она также отражает финансовые последствия управления для федерального, регионального и местного бюджетов, включая расходы на содержание и развитие государственной собственности, доходы от взаимодействия с негосударственными структурами, изменения налоговых и других поступлений в бюджеты. Для расчета бюджетной эффективности учитываются притоки и

оттоки бюджетных средств, включая неналоговые доходы и расходы на управление государственным имуществом.

Методы оценки бюджетной эффективности, выделенные в анализе научной литературы, включают:

1. Оценка регулирующего воздействия, которая позволяет систематически оценить положительное и отрицательное воздействие предлагаемых и существующих регламентов с целью улучшения качества регулирующей политики. Этот метод включает анализ издержек и выгод для каждой альтернативы регулирования, а также учет временного фактора.

2. Финансово-экономическое обоснование, которое применяется для оценки изменений денежных потоков, возникающих в результате реализации мер государственного регулирования, принятия нормативных правовых документов и корпоративных программ, направленных на изменения в социально-экономической сфере. Этот метод широко используется при разработке бюджета, административных регламентов, социально-экономических программ и концепций, а также в законотворческой практике. Он включает анализ текущего состояния доходов и расходов, прогнозирование изменений, связанных с внешними и внутренними условиями, построение модели для оценки прогнозируемых изменений социально-экономических показателей, а также выявление и оценку дополнительных выгод, и прогнозирование социально-экономических последствий и эффектов.

3. Расчет чистого дисконтированного дохода

т

где Д{ - доходы, полученные в 1:-м периоде, тыс. руб.;

Рс - расходы, осуществленные в 1:-м периоде, тыс. руб.;

(Д{ - ) - эффект, достигаемый в 1;-м периоде, в тысячах рублей;

Е - норма дисконта;

С - период в рамках горизонта расчета (3, 6, 9,12 месяцев);

Т — горизонт расчета (календарный год - 12 месяцев с 1 января по 31 декабря).

Этот метод позволяет оценить эффект, достигаемый в каждом периоде, путем приведения (дисконтирования) их ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта. Горизонт расчета может быть определен в рамках года или другого периода времени.

После анализа рассмотренных методов можно сделать вывод, что нет единого способа оценки бюджетной эффективности и эффективности управления региональной собственностью. Согласно классическому определению, экономическая эффективность означает, что доходы регионального бюджета превышают расходы на управление и распоряжение региональной собственностью. Для анализа бюджетной эффективности управления региональной собственностью рассматриваются неналоговые доходы республиканского бюджета, а расходы включают расходы республиканского бюджета на содержание Министерства по земельным и имущественным отношениям. Согласно данным, представленным Министерством, объемы поступлений доходов и расходов республиканского бюджета за период с 2018 г. по 2022 г. (табл. 2) составили:

Согласно предоставленным документам Министерства, доходы республиканского бюджета по управлению имуществом Республики Калмыкия включают следующие пункты:

• прибыль от долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивиденды по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации;

• арендная плата и средства от продажи права на заключение договоров аренды земель, принадлежащих субъектам Российской Федерации;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти и т.д.

Таблица 2.

Объемы поступлений доходов и расходов республиканского бюджета Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия за период с 2018 г. по 2022 г. (в тыс. рублей) [7]

Год 2018 2019 2020 2021 2022

Доходы 13 558,48 11 528,75 13 796,92 9 860,08 7 303,99

Расходы 102 089,7 71 235,3 74 833,62 58 417,87 45 422,72

Расходы республиканского бюджета по управлению имуществом Республики Калмыкия включают следующие пункты:

• общегосударственные вопросы, такие как выполнение Государственных программ, уплата налогов и сборов, исполнение судебных актов, субсидии бюджетным учреждениям, закупки товаров и услуг для государственных (муниципальных) нужд, выплата зарплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, мероприятия по несостоятельности (банкротству), землеустройству и землепользованию и т.д.;

• поддержка национальной экономики, включая субсидии казенным предприятиям, стационарным пунктам весового контроля, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг и т.д.;

• мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности экономики для национальной обороны;

• строительство/приобретение жилых помещений для работников бюджетной сферы и отдельных категорий граждан по договорам социального найма, бюджетные инвестиции и т.д. в рамках ЖКХ. В табл. 3 отражены данные поступлений неналоговых доходов и земельного налога за последние пять лет. Необходимо отметить, что неналоговые доходы консолидированного бюджета на 60-70% состоят из доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2020 году - на 80%), вторая по значимости статья доходов - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (от 8,6% до 46,3%). Как видим, в семи районных муниципальных образованиях произошло существенное увеличение неналоговых поступлений за последние пять лет, в то время как в целом по республике данный показатель уменьшился на 11,4%. Лидером данного направления оказался Яшалтинский район, ежегодно увеличивавший данную статью доходов. Самый существенный рост неналоговых поступлений в Яшалтинском РМО произошел в 2022 году, что, по нашему мнению, можно связать с принятием Постановления Правительства Республики Калмыкия №182 от 18 мая 2022 года «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» [4]. Отрицательная динамика неналоговых поступлений выявлена в Черноземельском и Приютненском районах, а также в г. Элиста.

Все государственные имущественные объекты можно разделить на две основные категории. Первая категория включает предприятия, которые должны находиться только в государственной собственности и не имеют коммерческого назначения. Вторая категория включает объекты, которые могут быть использованы в коммерческих целях.

Для управления государственным имуществом используются организационно-правовые и организационно-экономические методы. Это разделение определяет принципы управления имуществом. В отношении объектов, которые должны находиться только в государственной собственности, государство выступает в роли высшего менеджера, принимающего стратегические и оперативные решения по управлению предприятиями. Государство определяет, что будет производиться на предприятии, в каком объеме, по какой цене и как будет финансироваться предприятие. Целью государства-менеджера является обеспечение производства необходимых товаров или услуг с заданным качеством, объемом и рентабельностью.

Таблица 3.

Динамика неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия

(в тыс. рублей) [8]

Район / Дата на 01.01.2019 на 01.01.2020 на 01.01.2021 на 01.01.2022 на 01.01.2023 +/-за пять лет

Городовиковский 33 375,5 32 935,8 25 921,5 36 163,7 43 913,4 31,6%

Ики-Бурульский 21 921,3 22 628,5 24 602,7 24 437,1 27 291,3 24,5%

Кетченеровский 16 671,1 16 735,2 13 906,0 17 821,6 23 300,2 39,8%

Лаганский 46 181,6 47 167,2 49 996,3 46 226,2 56 358,5 22,0%

Малодербетовский 17 330,5 19 732,2 15 682,2 22 853,0 24 080,1 38,9%

Октябрьский 20 211,8 34 035,7 22 053,6 23 792,2 32 125,3 58,9%

Приютненский 18 798,9 18 135,4 15 247,0 15 740,0 14 042,5 -25,3%

Сарпинский 14 237,1 18 536,2 14 179,0 18 077,3 19 861,9 39,5%

Целинный 29 262,3 30 769,1 26 938,2 27 034,8 38 589,1 31,9%

Черноземельский 231 818,0 170 202,9 73 200,1 44 248,7 45 988,4 -80,2%

Юстинский 30 704,9 31 257,9 27 541,4 31 497,6 33 292,2 8,4%

Яшалтинский 25 040,3 32 215,1 46 669,8 45 218,7 63 223,0 152,5%

Яшкульский 40 361,7 38 885,3 41 118,6 52 134,9 49 028,1 21,5%

г. Элиста 155 972,4 144 804,2 79 088,9 120 973,0 150 651,4 -3,4%

Всего 701 887,3 658 040,7 476 145,5 526 218,7 621 745,5 -11,4%

+/- за год 17,1% -6,2% -27,6% 10,5% 18,2%

В отношении коммерческих объектов, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать только как инвестор. В этом случае предприятие является объектом инвестиций для государства и принципы управления должны основываться на методах и подходах, используемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства-инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестиций и роста рыночной стоимости имущества.

Основные цели эффективного управления государственной собственностью включают в себя следующее:

• рационализация структуры государственной и частной собственности для обеспечения экономического роста;

• увеличение доходов государственного бюджета;

• использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и другие цели.

Управление государственной собственностью региона является сложным и ответственным процессом, требующим разработки и реализации эффективных механизмов управления. Прозрачность, открытость и эффективное использование государственных активов являются основными принципами управления, которые позволяют достичь устойчивого развития региона и повысить уровень жизни населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время основные методы управления государственной собственностью в регионах, установленные законодательством, являются устоявшимися и применяются со времен СССР. Большая часть этих методов включает государственное регулирование и имеет разрешительный характер. Сформировавшиеся методы и инструменты управления государственной собственностью включают в себя назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных образований, учреждений, предприятий, принятие решений о создании различных организаций, утверждение их уставов, а также решения о приватизации, аннулировании, реорганизации и т.д.

На сегодняшний день специалисты многих стран работают над проблемой повышения эффективности оказания государственных услуг населению и хозяйствующим субъектам на

базе подхода, получившего название «новый государственный менеджмент» (New Public Management) - новой концепции управления в публичном секторе. Новый государственный менеджмент определяет экономию и эффективность всецело в терминах удовлетворения нужд потребителей. Концепция нацелена на повышение качества и доступности предоставляемых услуг в сфере ответственной деятельности государственных органов управления. Нацеленность системы управления на решение перспективных задач повышения экономической, коммерческой эффективности использования объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственностях связана с выработкой инновационных подходов, механизмов и осуществлением адекватных им инновационных преобразований в управлении.

Основной посыл нового государственного менеджмента, являющегося теоретической основой административных реформ последних десятилетий, заключается в моделировании рыночных процессов внутри государственного сектора и заимствовании технологий управления, разработанных для частных компаний. Это выражается, прежде всего, в сокращении масштабов и ресурсов государственного управления и усовершенствовании механизмов управления государственными финансами и бюджетом.

Список литературы

1. Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия: годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Калмыкия «Управление республиканским имуществом и земельными ресурсами Республики Калмыкия» на 2019-2030 гг. (2021 г.) [Электронный ресурс] URL:http://mziork.kalmregion.ru/upravlenie/gosudarstvennuyu-programmu-upravlenie-respublikanskim-imushches1^om-i-zemelnymi-resursami/godovoy-otchet-o-khode-realizatsi546i-i-otsenke-effektivnosti-gosudars1^emioy-programmy-respubliki-kalm/?sphrase_id=7354(flaTa обращения: 14.11.2023).

2. Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия: годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Калмыкия «Управление республиканским имуществом и земельными ресурсами Республики Калмыкия» на 2019-2030 гг. (2022 г.). [Электронный ресурс] URL: http://mziork.kalmregion.ru/upravleme/gosudars1^ermuyu-programmu-upravlenie-respublikanskim-imushchestvom-i-zemelnymi-resшsami/godovoy-otchet-o-kh789ode-realizatsii-i-otsenke-effektivnosti-gosudarstvennoy-programmy-respubliki-kalm/?sphrase_id=7354 (дата обращения: 14.11.2023).

3. О государственной программе Республики Калмыкия «Управление республиканским имуществом и земельными ресурсами» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства Республики Калмыкия от 16.10.2018 № 317 (ред. от 06.12.2023). [Электронный ресурс] URL:https://docs.cntó.ru/document/460132644 (дата обращения: 14.11.2023).

4. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 18.05.2022 № 182 «О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 г. № 15» [Электронный ресурс] URL:http://publication.pravo.gov.ru/docmnent/0800202205200004 (дата обращения: 15.11.2023).

5. Риарейтинг. Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки - итоги 9 месяцев 2023 года. [Электронный ресурс] URL: https://riarating.ru/images/63025/22/630252233.pdf (дата обращения: 17.11.2023).

6. Счетная палата Российской Федерации: оперативный доклад о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации январь-сентябрь 2023 года. [Электронный ресурс] URL:https://ach.gov.ru/upload/iblock/a7b/eibuz5synz 237i579debpnffk0vuxs42.pdf (дата обращения: 15.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.